Как называется люди помогающие другим
Альтруизм – помощь простыми словами или бескорыстные действия?
Альтруизм является безусловно положительным качеством, которое проявляется в бескорыстной помощи другим. Проявляя альтруизм, человек внешне одолевает эгоизм, который считается источником страданий. Ведь фокусируясь исключительно на себе и своих проблемах, люди зачастую страдают от того, что можно просто решить или не обращать на эти проблемы внимания. Альтруизм как инструмент решения проблемы эгоизма бесспорно является грамотным подходом, но все ли так просто и всегда ли альтруизм является настоящим бескорыстием? Или под маской желания помочь другим, скрывает некоторое эгоистичное желание?
Что такое альтруизм?
Прежде чем разбирать суть альтруизма следует разобраться что это такое и как он проявляется?
Альтруизм – это бескорыстное стремление помогать другим, основанное на стремлении избавить других от страданий. Альтруизм проявляется как в виде благотворительности по отношению к незнакомым обездоленным людям, так и в виде отзывчивости, посильной помощи и поддержки по отношению к людям знакомым. Это качество можно интерпретировать как отзывчивость к чужим бедам, страданиям и лишениям, которая проявляется в виде помощи.
Настоящий альтруизм подразумевает бескорыстную помощь всем, так как это качество основывается на стремлении избавить людей от страдания. И в этом стремлении не должно быть разделения между людьми по каким-либо признакам. Помогать только красивым девушкам или стремиться быть полезным только для богатых и влиятельных людей – это не альтруизм. В этом смысле, альтруизм воплощает принцип равенства, согласно которому люди страдают вне зависимости от социального положения и помогать следует всем. Просто для одних людей это будет помощь материальная, для других же – моральная.
Настоящий и ложный альтруизм
Основой понимания того, что такое альтруизм является понимание того, чем альтруизм не является. Многие люди занимаются внешней благотворительностью или помогают другим, думая что ими движет бескорыстие. Однако, часто люди даже не понимают, что бескорыстия в их действиях нет. Бескорыстие может подменяться сочувствием, жалостью, желанием почёта и социального одобрения, чувством вины, гордостью или даже корыстью. Как это проявляется и почему это не является настоящим альтруизмом?
Любая эмоциональная окраска альтруизма или бескорыстия приводит к потребности в благодарности. Сочувствие означает, что мы смотрим на людей в беде, как на детей, которые плачут. Такое видение порождает искаженное понимание потребности и самой личности, которая находится в беде. Это формирует привычку смотреть на нуждающихся не как на людей, а как на набор потребностей, которые следует удовлетворить, лишь бы сочувствие не сжимало сердце. Конечно, единичный акт такой помощи не является чем-то плохим, напротив. Но если нам важно понять альтруизм как целостное качество, которое мы хотим пронести через всю свою жизнь, то вряд ли мы должны удовлетворяться таким пониманием.
Жалость является более проблемным видением. В основе жалости лежит жалость в первую очередь по отношению к самому себе. Человек помогающий из жалости подсознательно не желает попадать в такую ситуацию, и помогает как бы отталкиваясь от потенциальной возможности быть страдающим. Жалость значит видеть нуждающегося не ребенком, но неудачником, которым очень не хочется становиться. В этом случае личность человека видеть невозможно, нуждающийся становится лишь воплощением беды, а помощь этому человеку лишь способом не примерять эту беду на себя.
Стремление наслаждаться почетом и социальным одобрением от альтруизма это также распространенное отношение к бескорыстию. Это совершенно небескорыстное действие, ведь взамен на помощь другим, человек получает социальное одобрение, почет, уважение и прочее. Это его награда. Стремление к такому вознаграждению уже указывает на наличие корысти. Значит это не альтруизм, а некая форма пиара, за счет чужой беды.
Альтруизм в контексте чувства вины носит нейтральный характер, так как человек становится просто жертвой. Когда обращаются непосредственно к человеку лично или через средства массовой информации с целью привлечь благотворительности, он может согласиться или отказаться. В случае отказа возникает чувство вины. Многие чтобы этого избежать просто жертвуют что-то. Но важно понимать, что благотворительность должна носить добровольный характер и никогда не должна иметь манипуляционную основу, давя на жалость, сострадание и прочие чувства.
Если у вас пытаются выжать деньги таким образом – это просто попрошайничество, причем достаточно аморальное, так как эксплуатируют добрые качества людей. И редко действительно нуждающийся и достойный человек будет пользоваться такими методами.
Гордость это стремление наслаждаться превосходством. В отличие от всех других, проявлении гордости в бескорыстии отличается тем, что человек стремится подчеркнуть свое превосходство как по отношению к тому, кому он помогает, так и в отношении всех других. Это мыслеформа: «Вот я жертвую, а вы нет, значит я лучше», вместе с: «Вот я тебе помогаю, а ты мне нет, значит я лучше». Конечно, для нуждающихся особо нет разницы помогают ли им из корыстных побуждений или нет, но альтруизм который способен очистить сердце и возвысить человека должен строиться на человеколюбивых мотивах, которые объединяют людей, а не делят их на тех, кто лучше, и тех кто хуже.
Корысть в форме альтруизма проявляется как желание заслужить что-то путем благотворительности и помощи. В этом плане корысть представляет собой нечто более глобальное нежели одобрение, чувство превосходства или жалость. Это представление о том, что благотворительность должна вознаграждаться высшими силами. Искуплением грехов, пребыванием в раю или просто возвращением дивидендов в увеличенном объёме. Такой бартер также не является правильным бескорыстием, ведь построен как раз на ожидании чего-то взамен.
Раздавши дары, не печалься о них,
Знай цену, о сын мой, сокровищ земных.
Знай, царственной доли достоин лишь тот,
Кто с легкостью отдал бы в дар небосвод.
«Не оскудеет рука дающего» не про то, что следует давать ожидая кэшбека, возвращения средств. Это о том, что истинно щедрый всегда будет иметь возможность помогать другим, а потому не следует дающему бояться за собственное вознаграждение.
В чем суть и принцип альтруизма?
Принцип и суть альтруизма – в бескорыстной и правильной помощи нуждающимся, вне зависимости от их отношения, статуса, способностей и возможностей.
Подлинный альтруизм заключается не в мотиве сочувствия, жалости, стремления к почету, славе, одобрению не в стремлении преувеличить собственные богатства за счет благотворительности. Настоящий альтруизм заключается в добровольном решении помогать другим исходя из собственного выбора и милосердия. Милосердие отличается от других качеств тем, что помощь оказывается не нищему, страдающему, а человеку. Подлинное милосердие означает видеть людей в каждом, а не просто воспринимать человека как его нынешнее социальное положение. Но такое милосердие означает, что заниматься альтруизмом следует не только по отношению к строго нуждающемуся, но и по отношению к любому живому существу.
Милосердие
Милосердие мы можем проявлять не только в помощи, но и в отказе от причинения неудобств, страданий. А также в том, чтобы быть полезным, приносить людям радость, счастье и исполнять свой долг таким образом, который бы улучшил общество. Милосердие по своей природе бескорыстно и постоянно, так как его основа в самом характере человека. В таком характере, который помогает другим и в то же время бескорыстен без какой-то причины, а в своей сути. Альтруизм с одной стороны должен устремлять сознание и сердце к таком характеру, а с другой без милосердия помогать другим по-настоящему трудно. Поэтому в стремлении к альтруизму следует развивать милосердие, как равное, беспричинное и благожелательное отношение ко всем.
Собственный выбор
Собственный выбор заключается в том, что причиной альтруизма должен быть не моральный долг или способность помочь другим, а собственный выбор. Моральный долг хотя и помогает направить человека на правильный путь, все же является неким внешним воздействием к которому следует себя приучать. Высшее же проявление альтруизма в том, чтобы единственной его причиной был собственный выбор. Многие занимаются причинением добра другим потому что хотят показать себя лучше, или потому что в их природе вмешиваться в чужие жизни. Но помощь из собственного выбора означает, что присутствует сознательное понимание того когда следует помочь и когда следует воздержаться от помощи.
Сознательная помощь другим не означает быть универсальным инструментов для того, чтобы исправлять других. Это означает помогать когда в этом есть потребность, и таким образом, чтобы эта потребность исчезла. Можно дать кому-то рыбу и сделать его зависимым от себя, а можно дать удочку и удовлетворить этим все его потребности. Руководствоваться в перспективе всегда следует высшим благом, но если человек настолько голоден, что даже не может рыбачить – то его следует накормить.
Настоящий и наивный альтруизм
Порой необходимая помощь бывает по итогу неблагодарной, а в процессе тяжелой и нелицеприятной. Когда в сознании присутствует представление о том, что альтруизм это про лепестки роз, красную дорожку, благодарность и овации – долго это не продлиться. Но когда помощь совершается не из стремления что-то приобрести, а из собственного выбора, который строиться на основе бескорыстия и милосердия, человек будет способен легко перенести как трудности самого процесса помощи, так и неблагодарность. Конечно это не всегда заканчивается так, но наивный альтруизм рушиться именно тогда, когда ожидание сталкивается с действительностью.
Наивный альтруизм имеет образ благодетеля, спасителя, который спускается с высот своего опыта, возможностей, богатства и одним движением меняет жизнь человека, который после этого всю жизнь ему благодарен. В действительности это не так, но именно наивные альтруисты по итоге становятся самыми прожженными циниками, которым плевать на людей. Из-за разочарования. Разочарование есть следствие ожиданий, а это уже указывает на то, что их альтруизм был корыстен.
Бескорыстие означает отсутствие ожиданий и вознаграждения в любой форме. Тем более это означает реалистичное принятие того, что сама помощь может быть испытанием для помогающего и не всегда может закончиться хорошо. Проводя операцию следует быть готовым к тому, что что-то пойдет не так. Такая готовность означает большую бдительность, подготовленность, сосредоточение. Помощь должна быть точной и стерильной, не оставляя никаких следов. Задача помощи не в том, чтобы вызывать восхищение, а в том, чтобы помочь другим справиться с их пробелами. И об этом следует не только помнить каждый раз, когда мы помогаем другим, но и всегда осмыслять это, чтобы не превысить меру помощи.
Правила бескорыстия
Альтруизм следует проявлять не только по отношению к нуждающимся явно, но и по отношению к каждому. Следует помнить важную вещь – наш альтруизм не должен становится причиной чужих страданий. Если мы помогаем одним, но причиняем вред другим – это игра с нулевой суммой, ничего не измениться. При этом всегда важно помнить о том, что альтруизм должен быть сознательным и разумным. Он не должен превращать того, кому вы оказываете помощь в паразита, который живет лишь за счет вашей помощи. Подлинная помощь заключается не том, чтобы на время облегчить жизнь человека, а в том, чтобы облегчить её навсегда. Хотя существуют и такие случаи, когда можно облегчить жизнь на время. Например, помощь продуктами малоимущим семьям или пожилым людям.
Избыток альтруизма действует угнетающе
С другой стороны, несмотря на бескорыстие и отказ от эгоизма, альтруизм должен быть разумным в том плане, что не должен чрезмерно вредить вашей жизни и жизни ваших близких, о которых вы заботитесь. Для правильного понимания баланса между помощью другим и поддержания своей жизни следует помнить притчу о двух деревьях, одно из которых все отдавало другим, а другое все направляло на свой рост. Первое дерево оставалось маленьким и все также отдавало все силы другим. Тогда как второе, набрав много сил, начало помогать другим. Помощь эта была намного больше, чем помощь первого дерева, которому большое дерево также помогло вырасти и стать большим. Способность помогать другим исходит из силы. Помня об этом, следует посвящать другим не только свои действия, но и свой рост, который позволит помогать ещё больше.
Правила альтруизма:
Альтруизм – это бескорыстное стремление помогать нуждающимся причиной которому является милосердие и собственный выбор. Ожидания и эмоциональная окраска нарушают принцип альтруизм, делая его корыстным. Суть альтруизма следует понимать глубоко, но без собственного опыта и практики умозрительно понять его будет невозможно.
Мораль и выживание: что такое альтруизм и каким он бывает
Что такое альтруизм
Альтруизм (с лат. Alter — другой) — это бескорыстное побуждение человека, влекущее за собой поступки во благо других людей. В научный оборот термин ввел французский философ Огюст Конт, который считал альтруизм движущей силой изменения человеческого общества и воплощением моральной нормы «жить ради других».
Наблюдения за животными показывают, что альтруизм присущ не только людям. Например, летучие мыши делятся едой со слабыми особями, а буйволы защищают раненых сородичей от хищников.
Вера Илькевич, зоолог, специалист по поведению животных:
«Альтруизм среди животных немного отличается от идеи бескорыстного альтруизма в человеческом понимании. Человек опирается на устоявшуюся культуру и идеологию, а в животном мире большинство форм поведения направлено на выживание вида. А значит, эта форма поведения и будет больше развита среди сородичей. Павианы могут пожертвовать собой, вступив в неравную схватку с хищником, но смертельно его ранить и спасти стаю. Некоторые виды дроздов предупреждают сородичей об опасности громким свистом, при этом обнаруживая себя.
Эволюционно в группах примерно в равных количествах присутствуют как эгоисты, так и альтруисты. Если в стае есть только эгоисты или только альтруисты, у нее нет шансов на выживание. Но из современных исследований понятно, что некоторые животные помогают из-за способности к эмпатии. Ведь есть множество иррациональных примеров, где необычное поведение не приносит пользы ни индивиду, ни его группе».
Четыре вида альтруизма
Оказывая помощь, одни руководствуются нормами морали, другие — получением выгоды или генетическим сходством. В социальной и поведенческой науках в зависимости от мотивов участников выделяют четыре вида альтруизма.
Родственный альтруизм
Родственный альтруизм — альтруистическое поведение, которое объясняется наличием общих генов между оказывающим и принимающим помощь. Согласно теории общей приспособленности, выдвинутой биологом У. Д. Гамильтоном, такое поведение является способом выживания всего рода. Человек всегда помогает в первую очередь родственникам, потому что это увеличивает шансы на выживание его генотипа.
Реципрокный (взаимный) альтруизм
Взаимным альтруизмом называют оказание помощи, направленное на ответные альтруистические действия в будущем. Иными словами, это взаимовыгодный обмен между двумя и более людьми.
Американский эволюционный биолог и социолог Роберт Триверс ввел понятие «взаимная помощь», чтобы объяснить, почему альтруисты помогают не только близким людям, но и посторонним. Согласно этому термину, обе стороны получают выгоду, потому что наша культура обязывает возместить помощь, которая была оказана ранее. Даже если альтруист совершает добрые дела безвозмездно, вторая сторона чувствует себя должником.
Альтруисты получают больше преимуществ в будущем, потому что окружающие относятся к ним позитивно. Люди охотнее идут навстречу тому, кто всем помогает, чем человеку, которого считают эгоистом. Кроме того, общество вознаграждает альтруистов одобрением: им вручают медали, о них пишут статьи, им улыбаются на улице. Поэтому люди, которые зависимы от мнения окружающих и нуждаются в социальном одобрении, могут совершать добрые дела только ради похвалы.
Майя Колонтаевская, клинический психолог:
«Действительно, есть люди, которые совершают добрые дела, чтобы получить одобрение общества. Чаще всего они преследуют эти мотивы неосознанно, и, как правило, за таким поведением стоят потребности быть принятым обществом, стать частью какого-либо коллектива. Одна из основных причин такого поведения — воспитание. Потребность в социальном одобрении есть у людей, которые еще в детстве поняли, что для того, чтобы получить чью-то любовь, нужно быть хорошим».
Правило работает и в бизнесе. Люди относятся намного лояльнее к брендам, которые проявляют социальную инициативу. В 2017 году компания по связям с общественностью Porter Novelli провела опрос среди американцев, который показал, что 67% респондентов готовы отказаться от продукции компании, если она не помогает в решении социальных проблем общества или, наоборот, их усугубляет.
Истинный альтруизм
Истинный альтруизм — просоциальное поведение, не основанное на непосредственной внешней выгоде. Наука до сих пор точно не определила причины истинного альтруизма и лишь предполагает, что это могут быть социальные нормы, отдельные черты характера и неявная выгода человека, оказывающего помощь.
Так, норвежский политолог и социолог Юн Эльстер выдвинул мнение, что моральные нормы являются одной из основных причин, по которым мы помогаем друг другу. Например, такой нормой является принятое обществом правило «помогать людям, попавшим в беду, даже если вы их не знаете».
Эмпатийный альтруизм
Эмпатия — это способность понимать и чувствовать переживания другого человека, а также сопереживать ему. Согласно исследованию Дэниела Бэтсона, Дэвида А. Лишнера и Эрика Стокса, люди с высоким уровнем эмпатии помогают страдающему человеку, потому что склонны ставить себя на его место и испытывать те же эмоции, что и он. Совершая доброе дело, они не только уменьшают переживания другого человека, но и избавляются от своих.
Примеры альтруизма в жизни и литературе
Жизнь: японский дипломат Тиунэ Сугихара
1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу, из-за чего жившим там евреям пришлось бежать в соседнюю Литву. Год спустя Литва вошла в состав СССР.
Незадолго до присоединения страны к Советскому Союзу дипломат Тиуне Сугихара, представлявший Японскую империю в Литве, уже паковал чемоданы, когда к нему пришли представители еврейской диаспоры с просьбой выдать тысячи транзитных виз, чтобы пересечь СССР и осесть на Дальнем Востоке, подальше от границ Германии. После недолгого колебания консул решил помочь беженцам.
Несмотря на указание Токио выдавать визы только людям, соответствующим определенным критериям, дипломат выдавал их всем. Сугихара работал по 20 часов в сутки, а когда готовые бланки заканчивались, они с женой писали их от руки. После того как консульство Сугихары закрыли, он еще в течение трех дней снимал номер в отеле, где продолжал выдавать визы. Благодаря этому поступку из Литвы смогли уехать около 6 000 евреев: они благополучно добрались до Японии, где пережили войну.
Литература: Данко из рассказа «Старуха Изергиль» М. Горького
Враги выгнали племя Данко вглубь леса на ядовитые болота, где каждый день погибало много людей. Чтобы спасти свой народ, герой решил вывести всех из леса. Но путь оказался сложным: сильные грозы, темнота и густые деревья не давали найти верную дорогу, и уже через несколько часов люди поняли, что никогда отсюда не выберутся. Члены племени начали плакать, злиться и обвинять главного героя, но он нашел решение. Данко вырвал из груди сердце и, освещая им дорогу, вывел народ из гиблого леса на плодородные земли. Как только племя добралось до безопасного места, он погиб.
Жизнь: врач и правозащитница Доктор Лиза
Елизавета Глинка — российский общественный деятель и правозащитник, больше известная как Доктор Лиза. Всю жизнь она посвятила помощи другим людям. В 2007 году Глинка основала общественную организацию «Справедливая помощь». Сотрудники этой организации помогают онкологическим больным, малообеспеченным людям и бездомным: покупают лекарства, кормят, дают юридические консультации и лечат.
Литература: профессор Пирогов из рассказа «Чудесный доктор» Александра Куприна
Прогуливаясь по парку в сочельник, профессор Пирогов встретил Емельяна Мерцалова, который жил с семьей в подвале и волновался из-за недавнего увольнения и серьезной болезни жены и дочери. Выслушав проблемы Мерцалова, профессор дал ему денег и отправил в магазин за продуктами, а сам пошел к нему домой осмотреть больных. Он оказал им первую медицинскую помощь, выписал рецепт на лекарства, дал номер хорошего врача и денег на жизнь. Все это произошло в канун Рождества: вместо того чтобы провести праздничный вечер с семьей, как все, Пирогов посвятил время нуждающимся.
Жизнь: актер Константин Хабенский
В 2008 году Константин Хабенский основал благотворительный фонд помощи детям с онкологическими заболеваниями. Первое время он не афишировал деятельность фонда и вкладывал в него заработанные средства. Но, чтобы спасти большее количество детей, примерно через год он рассказал о проекте коллегам и организовал первую благотворительную акцию в парке Горького.
Сегодня фонд Константина Хабенского оплачивает лечение и диагностику детей с онкологическими заболеваниями, поставляет необходимое оборудование в больницы и дома, спонсирует повышение квалификации врачей. Только в 2021 году фондом было собрано ₽500 млн, которые пошли на помощь другим людям.
Есть ли связь между альтруизмом и эгоизмом
Обычно люди противопоставляют альтруизм и эгоизм, используя эти термины как антонимы. На самом деле существуют исследования, доказывающие, что эти явления связаны. Например, научная работа доктора психологических наук Л. З. Левита и кандидата филологических наук Е. З. Шевалдышевой. В ходе опроса исследователи выяснили, что большая часть респондентов, оказывая помощь окружающим, руководствовалась собственной выгодой. А значит, предпосылкой для совершения альтруистического акта чаще всего является эгоизм.
Путем экспериментов и наблюдений к такому же выводу пришли ученые Джон Дарли и Бибб Латане. Они разделили на пять стадий процесс, в ходе которого человек принимает решение при оказании помощи. По мнению исследователей, на первой стадии, когда человек только узнал о необходимости помочь, он рассчитывает соотношение затрат и будущей награды в случае совершения доброго поступка.
Когда альтруизм вредит
Постоянная забота о других людях может нанести вред всем сторонам альтруистического акта. В психиатрии есть понятие патологический альтруизм, согласно которому человек иногда может оказывать помощь «в болезненной форме», даже тогда, когда в ней не нуждаются. И с этой формой альтруизма нужно бороться.
Виктор Лебедев, психиатр, научный журналист, член экспертного совета фонда помощи пациентам с деменцией «Альцрус»:
«В случае патологического альтруизма основным благополучателем становится тот, кто помогает: «Я помог — я молодец». Человек отрабатывает сценарий, не ориентируясь на реальные потребности того, кому требуется помощь. Он лучше знает, как и кому помочь, и это делает помощь неэффективной или вообще вредит другому. Обычно такие люди испытывают трудности с пониманием эмоций других людей и с выстраиванием глубоких эмоциональных связей.
Другая ситуация — помощь всем подряд без разбора и отдыха. Эти «спасатели» — люди, решающие за других их проблемы, часто без запроса на это, и руководствующиеся собственным видением ситуации. Часто такая помощь малоэффективна, потому что в какой-то момент «спасатель» устает от груза ответственности за жизнь другого человека и бросает его, прекращая любую помощь и оставляя того порой в еще более тяжелом положении».
Когда альтруизм становится патологическим, человек начинает «причинять» добро, а не совершать его. Самый яркий пример этого явления — чрезмерная материнская опека. Доцент кафедры глубинной психологии и психотерапии Валерий Дорожкин в книге «Альтруизм: так называется добро» пишет, что поведение матерей, при котором они отдают все ради детей и забывают о себе, формирует у последних чувство вины. Ребенок, выросший в такой обстановке, иногда чувствует себя настолько обязанным, что всю жизнь живет рядом с родителями и делает только то, что им нужно. Автор считает, что такая стратегия поведения портит жизнь и самой женщине, потому что она полностью посвящает себя ребенку, забывая о своих интересах, а когда он вырастает и отстраняется, остается ни с чем.
О физическом вреде избыточного альтруизма пишет и американская исследовательница Барбара Окли. В качестве примера она приводит ситуацию, когда родственники человека, который зависит от обезболивающих и пытается с этим бороться, продолжают покупать ему медикаменты. Они хотят помочь, но делают только хуже.
Избыточный альтруизм вредит и в других ситуациях. Например, если человек сутками работает в общественных организациях и игнорирует личную жизнь, здоровье и уход за собой, он может столкнуться с тем, что за пределами волонтерства жизни как таковой у него нет.