Как называется красная ткань тореадора
Как называется красная тряпка в руках тореадора?
С точки зрения русского языка, мулета, это неодушевлённое существительное женского рода 1-го склонения по классификации Зализника. Ударение на гласную «Е» во втором слоге.
Все прекрасно знают о чём тут идёт речь, ведь все хотя бы раз видели такое зрелище либо по телевизору, либо в живую, зрелище конечно крайне любопытное и даже во многом завораживающее и захватывающее. А вот название это самой так называемой тряпки, которой тореадор заманивает быка известно очень немногим, так как об этом редко говорят. А называется она, как оказалось, довольно интересно, хотя для Испанцев это название вполне себе очевидное и привычное, так как название звучит как мулета, хотя я не сказал бы что оно редкое, так как я его слышал, причём не раз. Поэтому стоит запомнить это название, которое в общем-то не такое уж и сложное для запоминания, так что это Мулета, именно её держит тореадор в руках и искусно ей владеет, успевая вовремя убирать.
Красная тряпка для быка давно стала именем нарицательным. И обозначают этим образом любое дразнящее действие или предмет. Торреро дразнит быка, размахивая перед ним красной тряпкой, хотя ученые утверждают, что бык не видит красного цвета, а просто реагирует на раздражающее его движение.
К тому же, быку не дают расслабиться и пикадоры, они колют его пиками и злят. Вместе с красной тряпкой, которая болтается перед носом, уколы пиками также дразнят, раздражают и злят несчастное животное, которому скорее всего предстоит быть заколотым в такой неравной борьбе.
это Мулета. Тореро дразнит быка этой красной тканью во время корриды.
Достопримечательности Испании всегда манили к себе толпы туристов. Сюда приезжают, чтобы познакомиться с богатыми культурными традициями страны, полюбоваться шедеврами средневековой архитектуры и просто отдохнуть в прекрасных живописных местах с замечательным климатом. Среди гостей много и тех, кто обожает смотреть на бой быков.
Коррида в Испании
Коррида – это воплощение национального духа испанцев. Слово corrida означает «бежать» (от глагола correr). Этот глагол имеет и другие значения, например, correr una suerte – это значит «претерпеть какую-либо судьбу». Поэтому смысл словосочетания corrida de toros приблизительно переводится как «бег быков». Испанцы сами называют в обиходе корриду просто торос, то есть «быки».
По своей зрелищности действо это разделяется на показательную (для туристов) и настоящую корриду. Сцены туристических боев проводятся по всему побережью Испании. Такие корриды обычно проводятся малоизвестными тореадорами, когда состязаются они с молодыми быками, а иногда даже с такими, у которых для безопасности человека подпилены рога, и оттого бой получается менее зрелищным для любителей.
Коррида в Мадриде, Рондо, Кордове и Севилье притягивает на свои арены поклонников «настоящих» боев. Стоимость подобных зрелищ варьируется в зависимости от значимости проводимых событий: входной билет может стоить и 5, и 250 евро. Немаловажным является и место, где проходит коррида. Цена билета в тени на трибуне обойдется в два раза дороже, чем на солнечной стороне.
История возникновения
Хотя коррида – любимое зрелище испанцев, она несет в себе происхождение, которое корнями восходит к традициям народов Древней Греции. Бык всегда был для греков символом силы и мощи. Одни народы почитали его как священное животное, поклоняясь его ярости, другие сражались с ним в ритуальных играх, дабы завоевать право называться сильнейшими.
Первое появление современной корриды в 18 веке связано с именем легендарного в Испании тореадора Франсиско Ромеро, который сразился с быком, находясь на земле. До этого с разъяренными животными имели право сражаться только представители высшего класса в лице рыцарей и кабальеро, верхом на лошадях. Очень быстро бои (коррида) обрели популярность в Испании, стали образцом культурной особенности ее жителей.
В начале 20 столетия наступает «Золотой век»: в это время выступают лучшие тореадоры, такие как Хуан Бельмонте (участник корриды, ставший ее «отцом», внесшим особенности в ее стиль), Хосе Гомес и Рафаэль Гонсалес. В конце прошедшего века начинается движение протеста против проведения боя быков. И сейчас в Испании выступают против него защитники животных, экологи, призывающие отказаться от этой древнейшей традиции.
Костюм и вооружение бойца
Во время боя с быками зрители с трибуны начинают следить за фигурами, которые вычерчиваются на их глазах: они видят ограниченную желтую плоскость песка, горизонтальное положение нападающего разъяренного быка, человека в вертикальном положении, замершего в ожидании атаки со стороны животного. С этого времени восприятие боя с быками начинает обогащаться самыми разными оттенками. «Технари», возможно, наблюдают за этой геометрией, воображая нанесение геометрических линий не одноцветным карандашом, а блестящими разноцветными костюмами тореадоров.
У «Фантазеров» в голове рождается совсем другая ассоциация. Матадор в туфлях на невысоком каблуке, в чулках розового цвета, которые носят на занятиях хореографией, одетый в тесный, облегающий его торс костюм, напоминает женщину в борьбе полов. Ведь «новорожденные» взрослеют, пересекая арену, так что именно «война полов» считается одним из проявлений взрослой жизни и основных забот. Бык в это время представляет как бы мужское начало, своего рода «мачо»: властный, сильный и мощный, который привык за четыре года воли и свободы к тому, что желания его моментально будут исполняться. Появление перед ним женоподобного слабого существа, которое пытается кокетничать, «заводить», заставляет его передвигаться так, как выгодно «слабому существу». Ведь данным образом поступает большинство женщин: своим умом, интуицией и инстинктом приручает грубую мужскую силу, добивается того, чего хочет, так, что представитель сильной половины не успевает прийти к осознанию, что же случилось.
Составляющие костюма и вооружение тореро
Во что же облачаются эти мужественные воители?
Боевой бык
Коррида в Испании использует быков особой породы, которых разводят на специальных фермах (ganaderías). В загривок животного перед боем втыкают цветной небольшой вымпел, где указывается его происхождение. В боях участвуют быки, которые достигли возраста 4 лет, но по правилам не старше 6 лет. Иногда регламентируют массу животного, которая должна быть не меньше 450 кг. После боя у быков шансы остаться живыми на арене невелики. Если всё же животное осталось в живых, его используют для разведения, но на арену ему уже путь закрыт.
Арены для боя быков
Коррида с быками сначала проводилась на городских площадях прямоугольной формы, типичным примером является мадридский Пласа Майор. После установления новых правил в XVIII веке стали сооружать площади круглой формы, чтобы животные не забивались в угол.
Порядок проведения представления
Представление в корриде состоит из трех частей, так называемых терций: две из них включают «испытания» (в буквальном смысле это означает удачу, судьбу), иногда каждую из фаз боя называют таким же образом. Звуком трубы извещается о начале каждой секции.
Вначале пикадор на лошади дразнит быка и изматывает его уколами пики. За пикадором с двумя пестрыми острыми дротиками в руках грациозно и спокойно идут бандерильерос, они вонзают пики в шею быка, отбегая мелкими шажками.
Сколько зарабатывают тореадоры. Жертвы боя быков
За свои выступления тореадоры получают высокие гонорары, им присваивают лавры и оказывают почести национальных героев. Гонорар за один бой на крупной арене равен примерно 100 тыс. долларов. За все время боев матадор получает около 20 ранений бычьим рогом. Пешие тореадоры начинают учиться с десяти лет, а сражаться с 18-20. В 40 лет уходят на пенсию, а звездных сезонов бывает в их жизни около семи.
В таких странах, как Испания, Франция и Португалия, каждый год проводится около 6 тысяч боев с быками и новильяд, на которых участвует и погибает больше 30 тысяч быков. За два прошедших века (19-20 вв.) во время боёв в Испании погибли 63 матадора, 350 бандерильеро с пикадорами, помощниками и церемониймейстерами.
У арены Лас-Вентас в Мадриде поставлены памятники погибшим бойцам с быками. Рядом с ними находится и памятник Флемингу, открывшему пенициллин, так как после появления данного антибиотика смертность матадоров сильно сократилась. А серьёзные ранения во время боев они получают очень часто.
Какой награды удостаиваются матадор, быки
Прошло уже больше ста с лишним лет с того времени, как был помилован славный бык Мурсиелаго, который смог выдержать 24 удара тореадора и имя которого носит новый автомобиль Lamborghini.
Матадор, проявивший исключительное мастерство, удостаивается трофеев: есть свой порядок присуждения: сначала по желанию зрителей матадор проходит круг почёта по арене. Если публика осталась довольной искусством боя, то ему дарят одно или два уха, а иногда могут дать хвост быка, в таких случаях матадор имеет право продать побежденного им противника. С мёртвого или умирающего животного срезают для трофеев эти части тела и отдают победителю, который потом совершает круг почета по арене. Если он получает хотя бы два уха за время всей данной корриды, матадора удостаивают почетной чести: его выносят с арены на плечах фанатов (salidaen hombros). Зрители могут выражать неодобрение своим молчанием, свистом и выбрасыванием на арену подушечек, на которых сидят, когда смотрят бой.
Борьба за запрет корриды
Несмотря на то что такие достопримечательности Испании, как бои с быками, являются любимым зрелищем туристов и многих испанцев, в последние годы появились активисты, которые выступают против корриды. Они противостоят также организации традиционной корриды и за пределами страны (например, в России эта акция длилась в 2001-2002 гг.). Корриду больше не проводят на Канарских островах, хотя петушиные бои, являющиеся традицией местных жителей, продолжаются. В 2004 году Барселону объявили «городом без корриды», но силу закона данное заявление не обрело, поскольку вопросами боев занимается центральное правительство. И корриды в Барселоне проводят по-прежнему регулярно.
В июле 2010 года депутаты парламента проголосовали за запрет боя быков с 2012 года. В 2007 году в Испании началась кампания по запрету показа корриды по телевидению. Не показывают бой быков сотрудники центрального канала TVE, они заявили, что отказываются от демонстрации сцен насилия и жестокости, так как их телевизионные передачи смотрят и дети.
Костюм тореадора. История и составные части. Испанский взгляд
Предлагаем обзор о костюме тореадора и его истории, переданный русским вещанием Radio Exterior de España (REE, «Международного Испанского Радио»).
Мы дополнили этот обзор подробным планом костюма тореадора по испанским источникам.
Эту передачу русского вещания Radio Exterior de España (REE, «Международного Испанского Радио») о костюме тореадора и его истории от 03/02/2015 вы можете услышать в нашем аудиофайле в записи Portalostranah.ru:
Портрет тореадора в тореадорской курточке chaquetilla с надплечниками hombreras. Здесь курточка одета на голое тело.
Также виднеется тореадорский пояс fajin.
Портрет тореадора в тореадорской курточке chaquetilla с надплечниками hombreras. Здесь курточка одета на голое тело.
Также виднеется тореадорский пояс fajin.
Один из самых известных нынешних испанских тореадоров Мигель Абеллан (Miguel Abellán) во время корриды.
Один из самых известных нынешних испанских тореадоров Мигель Абеллан (Miguel Abellán) во время корриды.
Испанское иновещание Radio Exterior de España — REE передавало:
Для начала несколько красивых слов, присущих одному совершенно испанскому действу: toɾeɾo, montera, capote.
Хм. А вот еще: taleguilla, chaquetilla, fajin, сorbatín. И совсем трудно узнаваемые даже для испанца, но очень испанские понятия: alamares, hombreras, machos. Что это?
Я говорю о корриде и если совсем точно, я говорю о костюме тореадора, о его составных частях. (Alamares (нагрудные украшения) и hombreras (наплечники) являются элементами куртки тореадора. Другие вышеназванные термины разъясняются далее в тексте Прим.Portalostranah.ru).
45 лет Хусто Альгаба (Justo Algaba) создает облачения для тореадоров. В его костюмах выступали легенды тореадорского боя, выступают нынешние поколения матадоров, торерос (toreros) — тореадоров в Испании, Португалии, Мексике, Франции.
Тореадорский костюм — это настоящее произведение искусства. Неслучайно, созданные Хуста Альгабой облачения выставлялись в Метрополитен музее Нью-Йорка, а оперные театры Парижа, Лондона, Амстердама заказывают ему свои костюмы для театральных представлений. На мой вопрос, сколько тореадорских костюмов создал и пошил за свою жизнь Хусто, Хусто Альгаба говорит не без гордости: «Я потерял счет, на тысячи идет».
Хусто Альгаба (Justo Algaba) в своем ателье.
На заднем плане тореадор Alberto Aguilar, который примеряет изготовленный Альгабой тореадорский костюм, здесь жилетку chaleco.
Хусто Альгаба (Justo Algaba) в своем ателье.
На заднем плане тореадор Alberto Aguilar, который примеряет изготовленный Альгабой тореадорский костюм, здесь жилетку chaleco.
Как говорит Хусто: «Про каждый созданный костюм можно написать отдельный рассказ. В них моя душа и душа того, кто его будет носить. Каждый костюм тореадора — зашифрованное послание. Все в нем — тайный шифр, цвет, узор, как располагается вязь золотых и серебряных вышивок, полудрагоценных каменьев.
В 13 лет я впервые увидел самого большого тореадора столетия. Я не стал тореадором. Я стал мастером по пошивке костюмов для тореадоров».
Тайный шифр тореадорского костюма знают только два человека: маэстро, который его создает и тот, для кого он создается. Торерос, матадоры — люди все с очень непростыми судьбами, с неповторимыми, сильными и нелегкими характерами. Тореадоры выходят на бой с быком в костюме, который называется в Испании «трахе де лусес» (traje de luces), что переводится как «блистательные одежды». Они действительно блестят и переливаются от количества золотой и серебряной вязи, полудрагоценных каменьев их украшающих. Тореадор идет навстречу с бойцовским быком, как если бы он шел на королевский прием. Своим костюмом он демонстрирует самое высокое уважение к благородному сопернику.
Ну, знаете, как называет свои создания Хусто Альгаба, 45 лет создающий облачения для корриды? Для начала, говорит он, это рабочая одежда и только потом блистательное Traje de luces. Тореадор идет на королевский прием, но на приеме ему предстоит работать. И его блистательный костюм это в первую очередь профессиональная рабочая одежда. Она должна служить, быть удобной, практичной и защищающей. Что касается удобной и практичной, у меня на этот счет все-таки маленькие сомнения. Полное тореадорское облачение — с ног до головы — весит шесть килограмм. Главный вес, конечно, это расшитый и украшенный каменьями камзол chaquetilla (скорее, жакет — куртка Прим. Portalostranah.ru), жилетка chaleco и узкие брюки taleguilla. Монтера (montera) — тореадорская шапочка из каракуля — тоже весит немало — килограмм.
Практичен ли костюм тореадора? В среднем, он служит тореадору четыре корриды. Это же не в офисе пылинки с компьютера сдувать. На создание костюма тореадора уходит до пяти месяцев работы. От идеи дизайна, подбора материалов, тканей, украшений до воплощения. От первой до последней примерки — сорок дней. 40-50 человек заняты в создании костюма для тореадора, не побоюсь этого слова — шедевра произведения портновского искусства.
Мода — скоротечное явление. А вот костюму тореадора скоротечность моды не страшна. Он практически не изменился с XIX века. Вы спросите, а почему с XIX? Что, корриде всего 200 лет? Да, коррида, как профессиональное занятие действительно молодое явление. Как занятие для забавы людей коррида существует всего 300 лет. И только в XVIII столетии появляются первые, более-менее унифицированные костюмы для людей, которые избрали своей профессией ходить по городам и весям и зарабатывать на жизнь устроительством игрищ с бойцовскими быками. Как они одевались мы можем судить по рисункам испанского художника Миранды.
Это тот самый Миранда (Juan Carreño de Miranda; годы жизни: 1614-1685), который написал знаменитый портрет первого русского посла в Испании. Этот портрет хранится сегодня в музее Прадо.
Так вот, сохранился рисунок Миранды, который нарисовал известного в XVIII веке тореадора Франциско Ромеро (Francisco Romero, годы жизни 1700-1763; был слугой местного феодала. Стал основателем первой профессиональной тореадорской династии. Как считается, он впервые в истории корриды применил красную тряпку-плащ против быка — мулету (muleta) в комбинации со шпагой эстоком (estoque). Он также впервые стал сражаться с быком не на лошади, а пешим. В то же время отметим, что Миранда (Juan Carreño de Miranda; годы жизни: 1614-1685), действительно был знаменитым художником и написал портрет первого русского посла в Испании Потемкина. Однако этот художник, насколько можно судить по источникам, не мог написать портрет Франциско Ромеро, так как скончался за 15 лет до рождения будущего основателя первой тореадорской династии. В то же время испанские художники и в самом деле изображали Ромеро и других тореадоров того времени в описываемых ниже костюмах. Прим. Portalostranah.ru).
На портрете Франциско Ромеро — нет никакой тореадорской шапочки, но длинные волосы, собранные шиньоном на затылке в сетку. Это был обязательный атрибут матадоров в XVIII столетии. Длинные волосы, собранные в сетку, служили защитой при падении. Облегающие брюки (легинсы, мы их называем сегодня) они доходят до колен, без всяких украшений, и легкие тапочки. Поверх темной рубахи жилет из замши. В течении XVIII века к жилету добавлялся камзол, который доходил до бедер и длинный широкий пояс, как протекционный бандаж. Он опоясывал фигуру тореадора. Все та же сетка на голове, в которую убраны на затылке длинные косы шиньоном. В таких облачениях рисовал тореадоров и Франциско Гойя.
Первые профессиональные тореадоры выступали в костюмах, далеких от нынешнего канонического.
Со старинного рисунка художника Миранды, воспроизведенного в атласе Historia del Toreo y de las Principales Ganaderías de Espana (Мадрид, 1850 г.).
Первые профессиональные тореадоры выступали в костюмах, далеких от нынешнего канонического.
Со старинного рисунка художника Миранды, воспроизведенного в атласе Historia del Toreo y de las Principales Ganaderías de Espana (Мадрид, 1850 г.).
Также обратим внимание (из тех элементов, которые мы не называли к подписям к иллюстрациям) на чулки medias и туфли zapatillas.
Также обратим внимание (из тех элементов, которые мы не называли к подписям к иллюстрациям) на чулки medias и туфли zapatillas.
Надо сказать, что в конце XVIII столетия профессия тореадора стала уже одной из самых почетных и уважаемых. Тореадоры были властителями дум простого народа. Их обожали. Лучшие из них зарабатывали большие деньги и ни в чем не нуждались. В 1830-1835 годах Пакиро при славе и при деньгах занялся облагораживанием своего костюма. Он перестал использовать сетку для волос, а впервые появился в каракулевой шапочке монтера. Тогда эта монтера, эта шапочка была гораздо больше по размерам, чем современная, но имела одинаковый с нынешней крой — с ушками.
Тот же тореадор Пакиро взял и обрезал до бедер мешавший движениям замшевый камзол — до половины обрезал, до пояса. Кроме того, он первый стал заказывать портным, чтобы три главные составные защищающие костюма, скажем так, бронежилетные части костюма тореадора— брюки, жилетка и камзол шились уже не из замши, а из прочного шелка.
Пакиро ввел в моду украшать костюм богатой вышивкой и гладью из золотых и серебряных нитей. Количество подвесок, полудрагоценных камней, крученных золотом шнуров на костюмах тореадоров в XIX столетии резко возросло.
Так родилась современная рабочая одежка тореадоров — «трахе де лусес» (traje de luces), блистательный сияющий костюм.
Костюм тореадора, каким мы его знаем сегодня, в 2015 году — это костюм, который практически не изменился за два прошедших века. Он тяжелый, шесть килограмм весит. Но все эти вышивки, прошивки, подвески, шнуры, подплечники служат защитой от ударов. Костюм тореадора узкий. Никаких лишних болтающихся в воздухе бортов и бортиков. Это тоже часть защиты. Чтобы не нарваться куском подола пиджака, скажем так, на рог быка. Тем не менее, не оставляя широких пространств, облегая тело тореадора как вторая кожа, костюм должен быть удобен для движения руками. Этому способствуют прорези под мышками.
Впрочем, тореадорские облачения настолько многочисленны и к тому же их так тяжело одеть, что тореадор одевается целый час, а то и два. И ему помогают его помощники.
Таблица подготовлена Portalostranah.ru по нескольким испанским источникам (при использовании гиперссылка обязательна).
Таблица подготовлена Portalostranah.ru по нескольким испанским источникам (при использовании гиперссылка обязательна).
Давайте немного познакомимся с испанским языком и рассмотрим составные части испанского костюма для тореадора — «трахе де лусес» (traje de luces).
Начнем с головы. На голове у тореадора монтера (montera) — каракулевая шапочка с ушками.
Испанская пословица ponerse el mundo por montera (букв. «предстать перед миром в тореадорской шапке»), обозначает ни что иное, как иду «на Вы», невзирая на опасности, трудности и не слушая советов со стороны. В последнем акте корриды, когда происходит решающий бой — кто кого, тореадор выходит без шапки. Он снимает свою шапку монтеру перед соперником.
Еще одна необходимая деталь на голове — косичка.
Сегодняшние тореадоры не длинноволосые, не собирают волосы на затылке в сетку в качестве протекционного шиньона, но косичка — дань старым временам. Она есть у каждого тореадора. Косичка прикрепляется шпильками к голове, и (к слову говоря) на ней и держится шапка, тореадорская шапка — монтера.
Есть такая испанская пословица прямо связанная с косичкой cortarse la coleta («обрезать косичку»). Когда тореадор обрезает косичку, он объявляет, что оставляет корриду навсегда. Cortarse la coleta — обозначает «уйти на заслуженный отдых».
Следующая часть тореадорского облачения chaquetilla — короткий толстый камзол (точнее, куртка) с нашитыми сверху надплечниками и с прорезями подмышками, чтобы не мешать движениям рук. Он украшается кисточками из золота и серебра. С плеч также свисают кисточки.
Под камзолом (курткой) жилетка (chaleco). Такая же негнущаяся, очень твердая, простеганная специальной корсетной тканью. И рубаха, обязательно белая. И обязательно из батиста, из тончайшего шелка.
Талию тореро опоясывает фохин (fajin) — широкий многометровый пояс, который образует тоже своеобразный корсет.
А еще мы забыли корбатин (сorbatín) — галстук.
Taleguilla — так называются тореадорские брюки. Они узкие, на подтяжках, доходят до щиколоток. Внизу, у щиколоток брюки завязываются специальными шнурками с подтяжками, на конце которых тоже кисточки. Вот эта часть брюк тореадора — шнурки с кисточками, с помощью которых брюки окончательно пригоняются к щиколотке, называются мачос (machos). И испанская поговорка atarse los machos обозначает «завязать шнурки на щиколотке, приготовится противостоять опасности». Как делают тореадоры, облачаясь перед битвой с быком и молясь Деве Марии.
Medias — по-испански обозначают (длинные) чулки, гольфы. Чулки тореадора доходят до колен. И они всегда розового цвета.
Костюмы у тореадоров бывают разного цвета. Но есть три неизменные по цветовой гамме вещи. Батистовая рубаха белого цвета, всегда розовые и всегда шелковые чулки и под розовыми шелковыми чулками есть еще одни чулки, одни гольфы (вы их не видите, но они есть). Они всегда белого цвета и всегда хлопковые.
«Сапатилас» (Zapatillas) — тореадорские туфли, их еще называют «манолэтинас» (manoletinas). Кстати, тореадорские туфли дали название очень модному типу женской обуви. Во всех странах сегодня женские легкие закрытые туфли без каблука так и называются — «манолэтинас».
И наконец, последние четыре атрибута одеяния тореадоров. Они не одеваются, а несутся в руках.
Капоте де посео (capote de paseo) — парадный плащ. Это одна из самых роскошных частей одеяния тореадора, с которым он выходит перед битвой на арену в церемонии открытия корриды.
Я брожу второй час по экспозиции и распознаю тореадорские костюмы для пешей корриды и для конной корриды. Для конной корриды служат другие облачения, называемые goyesca, как рисовал их Гойя. Костюмы, такие же как их носили тореадоры в начале XIX столетия. Один крой (у костюмов для конной и обычной корриды), но разная манера украшений. А еще я разглядываю облачения, созданные Хусто Альгабой, которые называются трахе пикассиано (traje de luces picassiano) — тореадорский костюм в стиле Пикассо. Да, да, есть и такие. Пикассо создал тысячи акварелей, картин, рисунков, которые были посвящены корриде. Не отличаясь по крою, расцветка и украшения тореадорских костюмов в стиле Пикассо очень узнаваемы. Они как бы сошли с картин великого мастера из Малаги.