Как называется ковер ручной работы
Ковры из тикток-трендов: как сделать свой
Еще в конце прошлого года тикток заполонили видео с созданием ковров в технике тафтинг всех форм и расцветок: цветы Такаси Мураками, персонажи аниме или реалистичные оптические иллюзии. Разбираемся, что нужно купить, чтобы сделать свой ковер.
Как выбрать ткань?
Основа ковра очень похожа на канву для вышивания — хлопчатобумажную ткань-сетку. Только для тафтинга она должна быть плотнее, чтобы стежки пряжи не деформировали и не порвали ее. Есть несколько вариантов подходящих тканей: из натуральных — мешковина, из синтетических — полипропилен, полиэстер или полиамид. Какую из них выбрать, зависит от пряжи: чем она толще и пушистее, тем более плотная ткань нужна.
Каким инструментом работать?
Какую бы ткань и пряжу вы ни выбрали, подойдет любой инструмент, но скорость работы будет отличаться. Очевидно, что с пистолетом вы быстрее получите результат, поэтому механический инструмент чаще применяют для вышивки больших ковров. К тому же с иглами придется потратить немного времени, чтобы научиться чувствовать натяжение нити и делать ровные стежки. Как именно выглядит процесс вышивки и что нужно учитывать, рассказать словами сложно — лучше показать. Вот, например, ютьюб-блогерка Karen Musgraves показывает создание ковра с нуля и делится советами.
Как закреплять нити?
Когда вышивка закончена, обязательно нужно закрепить пряжу с обратной стороны основы. Иначе петли от скольжения по полу быстро протрутся и ковер «полысеет». Во-первых, вам понадобится подложка — плотная ткань вроде фетра или войлока. Последний можно взять на резиновой основе: так изделие не будет скользить по полу, и его можно будет положить в ванной, не переживая за сохранность после утреннего душа. Во-вторых, нужен ковровый клей, чтобы скрепить основу и подложку. Он бывает двух видов: в жидкой массе, которую нужно распределять шпателем, и в спрее. Ютьюб-блогерка AJ Makes, чей канал посвящен тафтингу, рекомендует брать устойчивые к влаге средства: не придется переживать, что от пролитого на ковер стакана воды вся работа пойдет насмарку.
Ткань, пряжа, инструменты, клей… Нужно ли что‑то еще?
Вышивка делается на натянутой ткани, поэтому вам нужны подходящие по размеру пяльца. Можно купить готовые или сделать их самостоятельно — сбить квадратную рамку из деревянных брусков. Еще понадобятся кнопки или гвозди для фиксации ткани, ножницы, карандаш и калька для эскиза. Художники, которые создают крупные фигурные ковры с множеством деталей, часто используют для нанесения рисунка проектор: направляют изображение на ткань и переводят его карандашом.
Как делают ковры: конструкции, материалы и виды ковров
Ковры – неизменный атрибут украшения многих домов прошлых веков, и даже сейчас еще можно встретить старые образцы коврового искусства. Ковры бывают напольными и настенными, огромными и совсем небольшими, красочными и однотонными, все типы и формы придется перечислять очень и очень долго, неизменным остается одна: этот элемент декора по сей день пользуется спросом. Благодаря такому многообразию вариантов ковров (как известно, в мире существуют модели огромных размеров) приходит на ум вопрос: а как вообще делают ковры, как их создают?
Первый шаг
В первую очередь нужно определить конструкцию ковра, то есть скажем, будет это небольшой коврик в ванную или же огромное ковровое полотно для большого зала. Это будет первым шагом при определении самого внешнего вида, текстуры и даже качества ковра.
Второй шаг
Всем известно, что ковры могут создаваться вручную или же с помощью техники. Сплести ковер самостоятельно будет не так просто, но результат (да и сам процесс работы) может доставить большое удовольствие. Во-первых, вы научитесь чему-то новому (если раньше никогда не занимались пошивом ковров), во-вторых, работа своими руками всегда ценится больше, ведь так приятно осознать, что вещь, которой вы пользуетесь постоянно была создана вами. Но приобретенные в специализированном магазине ковры также могут быть выполнены вручную, а вам останется только выбрать подходящий и приобрести его, тем самым значительно сократить время, что тоже несомненный плюс.
Создание ковра вручную
Если вы точно решили попробовать создать ковер своими руками нужно внимательно изучить материал (пряжа), из которого вы собираетесь вязать ковер.
Тафтинговые ковры
Тафтинговые ковры создаются без узлов. Вместо этого петли пряжи вытягиваются через подложку с помощью машины или ручного инструмента. Затем петли срезают, чтобы создать гладкую поверхность. Так как задействован меньший объем работы, чем при создании ручного суконного коврика, даже самые качественные тафтинговые коврики могут производиться относительно быстро и финансово менее затратно. Одно замечание: ковры из тафтинга требуют большее и частое внимание пылесоса, чем ковры из других материалов.
Используя другой материал, можно связать схожий с предыдущим вариантом ковер. Только в этот раз петли пряжи останутся нетронутыми. Они вытягиваются через основу коврика, используя машину или ручную иглу для зацепления. Из-за этого пропадает такой гладкий вид, как в первом случае, но зато получается красивый вышитый вид ковра.
FLAT-переплетения
Плоские ковры изготавливаются вручную или машиной путем плетения вертикальных нитей (деформаций) через горизонтальные нити (утки). Нити не переплетаются в узлы и потому, возможно, потребуется ткацкий станок, для более красивого и аккуратного вида.
И, наконец, самая трудоемкая техника изготовления ковриков, которая известна издавна, и занимались ей обычно профессионалы своего дела – ткачи – они связывали отдельные узлы с нитями основы, которые в итоге и составляли весь ковер. Такой вид ручной работы уникален и потому не могло быть двух абсолютно одинаковых ковриков, даже если их делал один и тот же человек.
Килим и сумах – безворсовые ковры ручной работы
Безворсовые ковры издавна известны во многих культурах, а Восток внес самый весомый вклад в распространение ковров по всему миру. Сегодня мы расскажем о килимах и сумахах — традиционных восточных коврах, интересных по ряду свойств и производимому впечатлению.
На волне моды на этнику они переживают всплеск популярности, европейские и американские декораторы успешно используют килимы и сумахи в традиционных, колониальных и современных интерьерах. Именно профессионалы формируют западный спрос на этнические ковры ручной работы.
Сумах
Свое название сумахи получили благодаря специальному растению, которое растет в восточных странах. В древние времена его применяли в качестве красителя для тканей. Ковры сумахи возникли в странах Востока и быстро получили популярность.
В качестве основы ковра может использоваться хлопок, но иногда чаще ей является шерстяная нить. Собственно ковер изготавливают при помощи шерстяной пряжи или шелковой нити. Настоящий сумах не может быть синтетическим.
Благодаря особенности плетения сумах обладает малой теплопроводностью, что делает этот ковер достаточно функциональным. Изнанка сумахов мохнатая, теплая и мягкая за счет длинных концов обрезанных нитей, которые выпускают с изнанки ковра.
Известно, что кочевники использовали сумахи для строительства своих юрт. Есть исторические свидетельства, что на сумах можно было выменять коня.
Современные сумахи широко используются в быту, в основном, для покрытия пола – они отличаются довольно большими размерами. так как предназначены покрывать всю площадь помещения. Однако благодаря особой технологии изготовления они отличаются сравнительно небольшим весом.
Цветовое решение старинных сумахов включало около 24 цветов и оттенков, в которых преобладали охристо-золотистые и красно-коричневые тона. Цветовая гамма выдерживалась в спокойных тонах.
В современных сумахах присутствуют сине-голубые тона в сочетании с красными, вишнево-красными, желто-оранжевыми и красно-коричневыми цветами. Традиционно в цветовой гамме сумахов применяются темно-синий и темно-красный цвета. Однако сейчас можно приобрести сумахи прочих расцветок – мастера-ковроделы стремятся к тому, чтобы их изделия были уместны в любом интерьере.
Рисунок сумаха состоит из центральной части и бордюра. На центральном поле располагается несколько крупных медальонов, между которыми виден фон, заполненный редкими мелкими узорами. Медальоны обычно имеют ромбовидную ступенчатую форму, хотя встречаются и другие очертания. Их заполняют мелкими геометрическими орнаментами, стилизованными изображениями животных, птиц, растений, людей. В узорах сумахов также встречаются S-образные узоры, кресты, меандр, звездочки.
Центральную часть ковра окаймляет бордюр, состоящий из широкой центральной каймы и вспомогательных полос. На широкой кайме располагают крупные однотипные элементы, ритмически повторяющиеся и разные по цвету.
Край ковра завершают узором, образующим динамическую замкнутую композицию. Он либо обметывается, либо подкладывается. Бахрома у дагестанских и азербайджанских ковров-сумахов обычно отсутствует.
Сумахи превосходят другие безворсовые ковры по своей красоте, долговечности и практичности.
Четкие контуры и геометрический рисунок придают сумахам строгий, сдержанный вид. Благодаря своим художественным особенностям сумах отлично впишется в интерьер современной квартиры, послужит в качестве настенного или напольного украшения.
Несмотря на то, что так именуют безворсовые ковры родом из Индии, Пакистана, Ирана, настоящие сумахи делают традиционно в Дагестане и Азербайджане. Причем символика «отечественных» сумахов порой более богатая, а качество действительно – выше всяких похвал.
Килим
Килим – шерстяной безворсовый (гладкий) двусторонний ковёр ручной работы. Изнанка килима является зеркальным отражением лицевой стороны. Орнамент килима образуют узлы, заметные при близком осмотре.
Килимом также называется основа любого ковра.
Килим ткут по особой технологии, которая напоминает плетение корзины: шерстяные нити горизонтально расположенного утка очень плотно прилегают друг к другу и переплетают вертикально расположенные хлопковые нити основы и полностью скрывают их, образуя шерстяное полотно с цветным орнаментом.
Нити основы обычно не окрашивались, только иногда использовалась цветные нити основы.
Отличительным признаком килимов является окрашенная боковая кромка, переплетающаяся в две или четыре нити основы. Она выполняется простым паласовым плетением. Килимы можно ткать как слева, так и справа.
Килимы ткали и использовали для собственных нужд простые люди, используя в основном геометрические и цветочные узоры, реже – определенные сюжеты, которые перекликались с бытом, традициями, жизнью и вероисповеданием народа.
Орнамент обычно состоит из выделенного центрального поля, горизонтальных полос и бордюра. Чаще всего встречаются узоры с короткими выступами и диагональными линиями.
Обычно килимы ткут из козьей или овечьей шерсти, но встречаются килимы из хлопковых, шелковых (либо с добавлением шелка), льняных нитей, грубой пеньки. Современные килимы ткут из синтетических материалов – акрила, нейлона, вискозы.
Технология изготовления килимов практически не изменилась. Их, как и много веков назад ткут на станках.
Для изготовления килимов с цветочными узорами и растительным орнаментом удобнее вертикальные ткацкие станки. Они позволяют мастерам вручную варьировать цвета и линии рисунка.
Для изготовления килимов с геометрическим орнаментом удобны горизонтальные механические и полу механические ткацкие станки.
За килимами просто ухаживать, они очень легкие и хорошо чистятся.
Килимы до сих пор изготавливают только вручную, поэтому они очень дороги и уникальны.
Зачем вам безворсовый ковер?
Популярность килимов и сумахов возникла вовсе не на пустом месте: у этих ковров немало преимуществ — причем как с декоративной, так и с практичной точки зрения.
Идеальное соответствие многим актуальным трендам
Килим и сумах умудрились «вписаться» сразу в несколько современных трендов: сканди-бохо, экологичность, ручная работа, восточные узоры — все это вы найдете в таком ковре.
Практичность
Модели из натуральной шерсти всесезонны: зимой они утепляют интерьер, а летом с ними не жарко. Помимо этого, отсутствие ворса делает довольно простым уход за изделием. А двусторонний рисунок позволяет думать о стирке ковра вдвое реже: просто переверните его.
Натуральность
Для тех, кому важно окружить себя природными, экологичными материалами, килим и сумах – прекрасный выбор.
Ручная работа
Каждое изделие, сделанное вручную, уникально. А значит, второго точно такого же «вашего» коврика — не найти.
Компактность
По сравнению с привычными нам длинноворсовыми коврами, килим и сумах гораздо более компактный и легкий вариант. Это преимущество вы оцените, когда решите отвезти ковер в чистку или убрать его на время.
Графичность
Как правило, для килимов и сумахов выбирают графичный геометрический узор, который способен вписаться во многие интерьерные стили и удачно дополнить почти любую обстановку, оживив пространство.
Терминология
Абраш — персидское слово, означающее спектр радуги, используемое для описания изменения в цвете в восточных коврах ручной работы.
Агра — Главный центр производства ковров в Индии начиная с периода империи великих Моголов в шестнадцатых и семнадцатых столетиях. Антикварные ковры из Агры очень ценятся и популярны у коллекционеров и дизайнеров интерьера.
Ангорская шерсть — Очень прекрасная мягкая, шелковистая шерсть, которая стрижется с живота овец. Ковры Ушак из Турции сделаны с использованием только такой шерсти.
Аргыш чувал — ковровая сумка для пшеницы у туркменов и узбеков.
Асали — название, данное восточным коврам желтых тонов евреями, живущими в Азербайджане, в городе Куба (ас ал на фарсидском языке означает мёд).
Асмалык — ковер с бахромой, который туркмены набрасывают на спину верблюдам. В основном использовался в процессе свадебной церемонии. Также иногда называется Асмалдык.
Алача гильям — так узбеки и казахи называют полосатый многоцветный ковер.
Айна халат — неглубокий плоский мешок паласового тканья, в который узбеки и туркмены клали зеркало.
Афшар ковры — Возле города Керман в юго-восточном Иране проживает полукочевое племя Афшар. Веками эти кочевники жили на северо-западе Ирана, но часть племени переселилась в сегодняшнюю территорию своего обитания, где производство ковров стало важной отраслью бизнеса.
В коврах присутствуют тона красного и синего цветов и преимущественно геометрические узоры. Наиболее общий узор содержит центральную часть с одним или более медальоном квадратной формы, некоторые говорят, что это символизирует шкуру, растянутую для отделки. Сегодня медальоны встречаются и типичны для ковров Афшар, так как они относительно широки по отношению к своей длине.
Ардакан ковры — восточные ковры ручной работы из северо-западной части провинции под названием Язд в Иране. Эти ковры похожи на ковры Кашан как узорами, так и цветами.
Арманибафф — ковры армянского производства. Они ткутся турецким узлом в довольно тёмных цветах. Узор ковра состоит из геометрического или Мир-е-бута мотива. Эти ковры напоминают ковры Лористан или Бахтияри.
Армянские ковры — ковры ручной работы, изготовленные в Армении, например, в Карабахе, некоторые — Казак, а также Ереван. Антикварные ковры дракон также являются армянскими, также как и знаменитый ковёр Марби и Берлинский ковёр.
Арраиолос ковры — вышитые ковры, сделанные в португальском городе Арраиолос в провинции Алентехо. Антикварные ковры сделаны в XVII веке и были навеяны персидскими коврами.
Аксминстер ковры — ковры турецкого стиля, сделанные в Аксминстере, Англия.
Амритсар — город в северо-западной Индии, знаменитый как важный центр ковроткачества с конца XIX по начало XX века. В этот период он был очень плодовит благодаря большому спросу на восточные ковры в Соединённых Штатах и Европе. Ковры Амритсар имеют хлопковую основу, двойной уток и используют ассиметричный узел. Используется шерсть очень хорошего качества. Используется множество дизайнов, включая классические персидские мотивы XVI-XVII веков, также как и узоры из других индийских и турецких городов.
Аятлыг — ковёр, в который туркмены заворачивают тело умершего, когда везут на кладбище.
Аяк кап — большой мешок, чувал из ворсовой ковровой ткани у киргизов, предназначенный для посуды.
eponim2008
Жизнь замечательных имен
Короткие истории о вещах и о людях, давших им свое имя
В какой стране ткут самые красивые и дорогие ковры?
Ковёр — одно из древних изобретений человечества, до сих пор не «списанное в запас». Ковер функционален, он утепляет жилье. Но кроме того, ковер красив, он делает жилье живым. Ковер украшает и утепляет любое жилье, начиная от юрты кочевника и заканчивая дворцами владык прежних и нынешних времен. Ковры вешают на стены, кладут на пол. Из ковровой ткани делают сумки, седла, покрывала.
Но ковер – не только признак достатка. Ковер всегда еще и произведение искусства. И стоит такое произведение, как правило, не дешево. Ведь для его изготовления требуется долгий и кропотливый ручной труд.
Ковры изготавливают из шерстяной пряжи, которую окрашивают в разные цвета с помощью естественных или химических красок. Химические краски – более сочные, яркие и более устойчивые. Источником естественных красок являются корни растения морены, охра, шафран, индиго, ромашка и многие другие растения, минералы и даже животные. Так, из маленького жучка кошенили получают яркую алую краску.
Сам процесс ковроткачества немного напоминает обычное ткачество. Основа ковра – это нити, на которые в определенном порядке повязываются окрашенные шерстяные или шелковые нити. Нити повязываются вручную. Для этого нужны тонкие пальцы и изрядная ловкость. Поэтому при производстве ковров издавна образовалась своеобразная специализация. Мужчины стригут баранов, женщины плетут шерстяные нити, а мужчины красят получившиеся нити в самые разные цвета. Потом женщины ткут из шерстяных ниток ковры, а мужчины этими коврами торгуют.
С каких пор люди занимаются ковроткачеством? Тканые картины, напоминающие современные гобелены, были найдены в гробницах египетских фараонов и датируются 10 веком до н.э. Но самый древний ворсовый ковер, известный в наше время, был создан в 5 веке до н.э. Ковер этот был найден в курганном могильнике на Алтае, но это совсем не значит, что именно там он был изготовлен. По мнению историков, район «изобретения» и массового изготовления ковров – Центральная и Западная Азия. Да и сейчас самые красивые ковры производят в Иране (Персии), Азербайджане, Туркмении, в Армении и в Турции. Скорее всего ковры начали ткать кочевники, у которых было в достатке шерсти, а кроме того, была необходимость в утеплении их юрт. Ведь климат на Иранском нагорье, в Средней Азии и в Афганистане континентальный – летом жарища, а зимой – пронизывающий холодный ветер и даже снег.
Один из главных центров производства ковров – Иран. «Персидский ковер» в – это бренд, характеризующий ковры высочайшего качества и неповторимой красоты. Старейший из известных в наше время ковров, как установили историки, был произведен в Персии в 5 веке до н.э. Дворцы персидских царей украшало огромное количество ковров, и это было еще одним символом их потрясающего богатства.
У персидского шаха Хосрова I (6 век н.э.) во дворце был гигантский ковер размером 122 метра в длину, 30 метров в ширину, который весил несколько тонн. Ковер этот назывался «Весенний» и на нем был изображен цветущий парк. Этот ковер считается самым дорогим ковром в истории.
Ковры изготавливали в разных городах Персии, и каждый город производил свои особые ковры. В Тебризе производили яркие шерстяные и шелковые ковры с растительным рисунком. Самый известный из тебризских ковров называется «Шейх-Сефи». Этот ковер 16-го века имеет ширину 5.34 м, а его длина составляет 10.51 м. Сейчас он хранится в Лондоне в музее Виктории и Альберта.
В 1514 году Тебриз захватили турки. Великолепные ковры тебризских мастеров стали трофеями (очень дорогими трофеями). Самих же ковроделов взяли в плен и переселили в пределы Османской империи. Таким образом ковроткачество распространилось по территории всей Малой Азии.
Туркменские ковры – это тема для отдельного рассказа. Туркменские ковры яркие, с необычным узором и, кроме того, «говорящие». Каждое из туркменских племен изготавливало ковры со своим особенным узором. Вроде того, как в Шотландии каждый клан имел свой узор килта. Таким образом, ковры были свидетельством племенной принадлежности, своеобразным знаменем.
В Туркмении находится единственный в мире музей Туркменского ковра, а в последнее воскресенье мая в этой стране отмечают День Туркменского ковра.
Свои особенности имеет ковроткачество в Армении и в Узбекистане.
Одним из самым дорогих ковров в мире в настоящее время считается ковер, который в 19-м веке сплели в Индии, в княжестве Барода. Его размер не слишком велик – 173 см на 264 см. Но он расшит жемчугом и украшен бриллиантами, рубинами и изумрудами. На шелковый ковер нашито в общей сложности 2.2 миллиона бусин и жемчужин. Махараджа, заказавший ковер, предполагал отправить его в качестве подарка в Медину и украсить находящуюся там гробницу пророка Мухаммада. Но махараджа внезапно скончался, и ковер перешел во владение его родственников. Этот ковер был продан на аукционе «Сотбис» в столице Катара Дохе за 5 миллионов долларов.
Но чемпионом по цене является персидский ковер, изготовленный в начале 17 века. В июне 2013 года его продали на торгах аукционного дома «Сотбис» за 33,7 миллиона долларов.
Этот ковер поступил на аукцион из вашингтонского музея «Corcoran Gallery of Art». В начале 20-го века его подарил музею финансовый магнат Уильям Кларк.