Как называется корабль джеймса кука
Индевор (корабль)
Инде́вор (англ. HMS Endeavour — усилие) — первый корабль, которым командовал британский исследователь, картограф и первооткрыватель XVIII столетия капитан Джеймс Кук. Этот корабль Кук использовал в своей первой экспедиции.
Содержание
История создания
Индевор появился в 1764 году. Он был построен в доках приморского городка Уитби, расположенном в графстве Йоркшир, где началась карьера Джеймса Кука. Таким образом, и капитан и его корабль начали свою «морскую жизнь» в одном месте. Корабль принадлежал к разряду «кет-билт» – судов с прямым широким носом. В документах первого плавания Джеймса Кука Индевор неизменно называют барком. Особенностями корабля были три мачты, прямые паруса на фок-мачтах и грот-мачтах и бизань без реев. На корабле было 22 пушки, из них 12 на поворотных лафетах. Первый биограф знаменитого мореплавателя, его современник Киппис утверждал, будто Кук сам выбрал Индевор в период подготовки к экспедиции, хотя современные исследования склонны утверждать, что корабль был подобран случайно и без участия Кука. Агенты Корабельной палаты (Navy Board) приобрели судно у владельца 28 марта 1768 года, причём когда покупатели осматривали корабль в Дептфордских доках оказалось, что обшивка, мачты и такелаж требуют основательного ремонта.
Дальнейшая судьба
Судьба судна окутана тайной. Существуют две версии того, что же произошло с легендарным барком. По одной – парусник окончил свои дни на Темзе. Согласно другой версии, корабль после кругосветного плавания продали, французу-торговцу, переименовавшему его в «La Liberte» – «Свобода». Француз, в свою очередь, переправил его в Северную Америку, чтобы использовать как китобойное судно. В Америке легендарный барк был сильно повреждён британским кораблём; его останки, возможно, захоронили совладельцы в Ньюпорте, штат Род-Айленд.
Интересные факты
Смотри также
Источники
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Индевор (корабль)» в других словарях:
Индевор (кратер) — Кратер Индевор, снятый орбитальным аппаратом Марс Одиссей … Википедия
Индевор — Индевор: Индевор (корабль) корабль, которым командовал британский исследователь Джеймс Кук. Индевор (шаттл) многоразовый транспортный космический корабль НАСА, пятый и последний космический челнок … Википедия
Индевор STS-134 — п· Полётные данные корабля Название корабля STS 134 Орбитальный модуль «Индевор» Полёт шаттла № … Википедия
Индевор (шаттл) — У этого термина существуют и другие значения, см. Индевор. Символ «Индевора» «Индевор» (англ. Endeavour … Википедия
Индевор STS-130 — п· Полётные данные корабля Название корабля STS 130 Орбитальный модуль «Индевор» Полёт шаттла № … Википедия
Индевор STS-126 — п· Полётные данные корабля Название корабля STS 126 Орбитальный модуль Индевор Полёт шаттла № … Википедия
Индевор STS-123 — п· Полётные данные корабля Орбитальный модуль «Индевор» Полёт шаттла № 122 Полёт «Индевор» № 21 … Википедия
Жюль Верн (грузовой космический корабль) — Жюль Верн ATV 001 … Википедия
Буран (космический корабль) — У этого термина существуют и другие значения, см. Буран (значения). Старт комплекса «Энергия Буран» 15 ноября 1988 года с космодрома Байконур «Буран» орбитальный корабль космоплан советской многоразовой транспортной космической… … Википедия
Челленджер (космический корабль) — «Челленджер» (англ. Challenger «Бросающий вызов») многоразовый транспортный космический корабль НАСА. «Челленджер» второй спейс шаттл, был передан в эксплуатацию НАСА в июле 1982 года. Шаттл «Челленджер» был назван по имени морского судна,… … Википедия
История первого судна Джеймса Кука барка «Endeavour»
История первого судна Джеймса Кука барка «Endeavour»
«Стремиться и достигать!»
(девиз жизни Джеймса Кука)
Имя Джеймса Кука ( 1728- 1779гг) величайшего шотландского мореплавателя своей эпохи окутано мифами и до сих пор привлекает внимание.
Английский военный моряк, исследователь, картограф и первооткрыватель, член Королевского общества и капитан Королевских ВМС. Им были совершены три кругосветные экспедиции по исследованию Мирового океана. Вряд ли найдется человек который за столь короткий срок совершил столько географических открытий. Его труды по обследованию малоизвестных и редко посещаемых частей Ньюфаундленда и восточного побережья Канады, Австралии, Новой Зеландии, западного побережья Северной Америки, Тихого, Индийского и Атлантического океанов легли в основу картографии. Многие из составленных им карт по своей точности так и не были превзойдены на протяжении последующих десятилетий и служили мореплавателям вплоть до второй половины XIX века.
Третья экспедиция 1776-80 на двух судах «Резольюшен» и шлюп «Дисковери» была направлена на поиски Северо-Западного прохода из Тихого океана в Атлантический вдоль берегов Северной Америки и захвата новых земель. Зимой 1777-78 Кук натолкнувшись на сплошные льды, вернулся на зимовку на Гавайские острова и в январе 1779 встал на якорь у о.Гавайи. Когда спустя время Кук вынужден был высадиться на берег, чтобы починить сломанную фок-мачту, между англичанами и туземцами возникла ссора.Из рапорта лейтенанта Джеймса Кинга: «Он был уже у самой воды, когда один вождь ударил его в шею и плечо острой железной палкой; капитан упал лицом в воду. Индейцы кинулись к нему с громким криком, сотни их окружили тело, добивая упавшего кинжалами и дубинками. «
На мемориале, который сооружен в Англии в память о капитане Джеймсе Куке, выбиты слова:
«Он обладал в выдающейся степени всеми качествами, требуемыми для великих начинаний».
Индевор (англ. HMS Endeavour – усилие) – первый корабль который капитан Джеймс Кук использовал в своей первой экспедиции на новые земли.
«Индевор» строился для перевозки угля и появился на свет в июле 1764 году. Первоначально он носил имя «Earl of Pembroke» (Граф Пемброкский) и был куплен и переоснащён Королевским флотом 28 марта 1768 года. Он был построен в доках того же приморского городка Уитби в графстве Йоркшир, где началась и морская карьера Джеймса Кука. Таким образом и капитан и его корабль начали свою «морскую жизнь» в Шотландии, родине знаменитого виски Джон Уокер и не менее знаменитых путешественников. Корабль принадлежал к разряду «кэт-билт» – судов с прямым широким носом. Как и португальские каравеллы, это судно было построено на основе хорошо известной мореплавателям арабской дхоу. В документах первого плавания Джеймса Кука его неизменно называют барком.«Индевор» был некрасивым, но крепким судном с отличными мореходными качествами. Он имел небольшую осадку и полностью деревянную обшивку. Две из трех его мачт (фок и грот) несли прямые паруса, на бизани поднимали крюйсель и контр-бизань. Под бушпритом располагались блинд и бом-блинд. При хорошем ветре «Индевор» мог идти со скоростью до 8 узлов, что было очень неплохо по тем временам.Плоское дно корабля хорошо подходило для плавания на мелководье в руслах рек и позволяло подходить к берегу для погрузки и разгрузки грузов, а также вставать на капитальный ремонт, не требуя сухого дока. Его корпус, внутренние полы, надстройки были построены из традиционного белого дуба, киль и ахтерштевень из вяза, а мачты из сосны и пихты. На корабле было 22 пушки из них 12 на поворотных лафетах.Тоннаж «Индевора» составлял всего лишь 375 метрических тонн, длина по килю не превышала 35 м, наибольшая ширина была 9 м с лишним. Для сравнения напомним, что водоизмещение флагмана первой флотилии Колумба «Санта-Марии» было 120 тонн при длине по килю 18,5 м и ширине 7,8 м.
В Дептфорде специально для Индевора построили командирский катер, баркас (для подвоза еды и припасов) и ял.
26 августа 1768 года капитан Джеймс Кук вышел на корабле «Индевор» из английского Плимута и взял курс на Таити. Официальной целью этого путешествия стало исследование астрономического явления:прохождения Венеры по диску Солнца, неофициальной же – поиски Южного материка и исследование южных широт. Возглавлял экспедицию английский ученый Джозеф Бэнкс.
10 апреля 1769 года «Индевор» бросил якорь у берегов Таити. Как ни странно, но англичане вели себя довольно миролюбиво, еду и воду старались выменивать у местных жителей, а не брать силой. Здесь, на Таити, команда Кука и наблюдала прохождение Венеры через Солнечный диск. И так как официальная миссия путешествия была выполнена, «Индевор» отправился к берегам Новой Зеландии. Джеймсом Куком было открыто, что Новая Зеландия состоит из двух островов, разделенных проливов. В последствии этот пролив был назван проливом Кука.
В апреле 1770 года Кук достиг восточного берега Австралии и бросил якорь в заливе, где исследователями находящимися на борту было обнаружено множество неизвестных растений. Кук назвал этот залив – Ботаническим. К несчастью, 11 июня 1770 года«Индевор» сел на мель и значительно повредил обшивку. И хотя на время пробоину заткнули парусиной, кораблю все же требовался капитальный ремонт. Но «Индевор» был отрезан от берегов Австралии Большим Барьерным Рифом, и судну с повреждением пришлось пройти более 360 миль, чтобы обогнуть риф. Во время этого вынужденного обхода, был обнаружен пролив, разделяющий Новую Гвинею и Австралию. Пройдя этот пролив «Индевор» проследовал в Индонезию, где встал на ремонт в порту Батавия. И хотя на корабле никто не умер от цинги, в Индонезии на корабле началась эпидемия малярии. Весной 1771 года «Индевор» достиг африканского Кейптауна. К этому времени на корабле от болезней погибло 22 члена экипажа, команду пришлось доукомплектовать. 11 июня 1772 года после четырёхлетнего путешествия когда «Индевор» вернулся в Лондонский порт он представлял собой жалкое зрелище.
Главным достижением этой экспедиции стало признание Австралии Английской колонией, к тому же были присоединены к Англии ряд островов, произведено исследование и описание островов Тихого океана и берегов Австралии. Считается, что «Индевор» — первый корабль, на котором наиболее точно была определена долгота. Хотя некоторые исследователи считают, что вполне вероятно Джеймс Кук пользовался картами составленных арабскими лоцманами, а те в свою очередь составили их на основе карт китайского адмирала Чжена Хе, совершивших свои кругосветные путешествия еще в период с 1405 по 1433-е годы.
Сведения о судьбе корабля Кука после путешествия противоречивы: по одной версии «Индевор» был продан французскому купцу, переименован в «La Liberte» («Свобода») и переправлен в Северную Америку, по другой версии парусник просто догнивал у берегов Темзы, а потом был разобран.
В честь знаменитого парусника «Индевор» в 1971 году был назван командный модуль девятого пилотируемого космического корабля «Аполлон-15». А в 1993 году на воду была спущена реплика легендарного парусника, построенного Джоном Лонгли.
На этом я завершаю вторую часть истории о которой мне поведало фото с бутылкой виски и чертежами на столе.
Обломки «Индевора»? Что стало с легендарным кораблём капитана Кука
Учёные три года погружались на дно Атлантики и исследовали то, что они там нашли. Все данные говорят об одном — это то самое судно, на котором мореплаватель Джеймс Кук достиг берегов Новой Зеландии, Австралии и Индонезии.
Endeavour — значит «стремление», «попытка», «порыв». Лучшего названия для корабля Джеймса Кука придумать было невозможно. Это было его стремление. Он им жил.
Когда судно строили, никто и не подозревал, что участвует в историческом событии. Это был просто грузовой корабль для перевозки угля. Большой и неповоротливый. И назывался он Earl of Pembroke — «Граф Пемброк».
Копия «Индевора», Австралия, 2015 год. Фото © Flickr / Bernard Spragg. NZ
Его спустили на воду в 1764 году в маленьком приморском городе Уитби на севере Англии. Именно оттуда за 18 лет до этого в море впервые отправился один парень из бедной семьи, очень целеустремлённый юнга, который не только драил палубу, но и успевал штудировать математику, астрономию, географию и навигацию. Кстати сказать, будущий великий путешественник начал морскую карьеру тоже на угольщике. То есть это был тот тип кораблей, которые он очень хорошо знал.
По большому счёту с Куком с самого начала всё было ясно. За восемь лет он дослужился до помощника капитана на торговом судне. Ему даже предложили капитанство, но моряк оказался ещё более амбициозным: предпочёл наняться хоть простым матросом, но в Королевский морской флот.
«Портрет капитана Джеймса Кука», художник Натаниэль Дэнс-Холланд. Фото © Wikipedia
Там он понемногу пошёл на повышение и блестяще проявил себя во время Семилетней войны — выиграл бой с кораблём противника и поразил напыщенных лордов Британского адмиралтейства поразительно точной картой с подробным обозначением нужного фарватера — безопасного судоходного пути.
Лорды помнили эту карту, когда Королевское научное общество поставило перед ними архиважную задачу — собрать экспедицию в Тихий океан. Формально была обозначена одна цель — понаблюдать на Таити за прохождением Венеры по диску Солнца.
Зрелище, конечно, впечатляющее и вообще для науки дело нужное, но чтобы ради одной только астрономии на правительственном уровне требовали самый надёжный корабль и лучших мореплавателей? Короче говоря, историки выяснили, что на самом деле нужно было совсем другое. Дело в том, что на тот момент весьма смутно представляли, что находится на юге нашей планеты. Подозревали, что там раскинулась не та сравнительно скромная Антарктида, которую мы знаем ещё со школы, а огромная, прямо-таки гигантская «таинственная Южная земля». Terra incognita, как они её называли. Это «неизвестная земля» по-латыни.
Понятное дело, что морская держава спешила до неё добраться и поставить свой флаг. Кстати, что-то в этом есть очень знакомое, верно?
Так вот, когда Британская корона обозначила такой стратегически важный вопрос, один человек в стране был уверен, что должен ехать, вернее, плыть именно он. И никто другой. Его звали Александер Далримпл. Собственно говоря, гидрограф из адмиралтейства. Южный материк — это была его тема. Он горячо отстаивал, что он существует, что на нём живут десятки миллионов человек, писал научные труды, составлял карты. И плюс к тому он был истинный джентльмен, не то что этот крестьянин.
Но почтенные мужи подумали-подумали и додумались до того, что у крестьянина как минимум намного, намного больше опыта в морском деле. Вспомнили его успехи в Семилетней войне. Его карту. Его стремление.
Почему же взяли неуклюжий угольный грузовик? Во-первых, потому что грузовик, то есть побольше еды поместится — путь, мягко говоря, неблизкий, простите за мой английский. Во-вторых, устойчивый, выдерживает любой шторм.
Этот корабль — хороший ходок и лёгок в управлении
И вот оно, 32-метровое, на взгляд моряков, по тем временам абсолютно невзрачное судно с тремя мачтами выходит из борта британского Плимута. На борту около сорока моряков, более десятка морских пехотинцев и несколько учёных — астроном и биологи. Да, художники ещё — кто-то же должен достойно запечатлеть предстоящие события. И, конечно, капитан Джеймс Кук. Теперь он не «невесть откуда взявшийся выскочка», а лейтенант Королевского флота.
Его любили все. Любили моряки, потому что он иногда разрешал им выпить и ВСЕГДА строго требовал как следует питаться. Любили учёные, потому что он для их наблюдений велел построить на Таити целый форт и позаботился о том, чтобы украденный в последний момент секстант вернули. Даже туземцы любили. Правда, далеко не все, как выяснилось. Но полинезийские — очень. За то, что он запрещал своим людям нападать на них, приказал «всеми средствами поддерживать дружбу», а если нужны какие-то свежие продукты — не отбирать, как это было модно у европейцев, а МЕНЯТЬ на всякие диковинки. Мудро заранее припасённые. Когда с формальностями было покончено, Венера торжественно проследовала через солнечный круг и настало время двигаться дальше, туземцы плакали.
Капитан Кук в окружении туземцев, гравюра, неизвестный автор, XVIII век. Фото © Public Domain
А вот в Новой Зеландии не плакали, а готовились к бою. А ведь Кук даже специально с собой полинезийского вождя туда повёз — переводчиком. Но как ни старались цивилизованные и на сей раз действительно миролюбивые чужаки, там никто не купился. Особо воинственные маори стали нападать, европейцам пришлось отбиваться, нескольких туземцев убили. Пока капитан скрупулёзно чертил карту, экипаж заряжал пушку, чтобы отпугнуть очередную «делегацию» на каноэ. Кстати, покрутите домашний глобус. Хорошо, просто на какую-нибудь «Гугл-карту» зайдите — и там обязан быть пролив Кука, аккурат между двумя новозеландскими островами. Конечно, он был на своём месте и без Кука, но название получил потому, что английский капитан увидел его, забравшись на возвышенность на берегу.
А потом отправились к Австралии. BTW, по-латыни austrālis — «южный». Так вот, зашли с востока, потому что правая сторона континента была практически не изучена тогда. И, прямо скажем, не очень удачно зашли. Опять же на интернет-карте можно увеличить изображение. Надписи там, правда, нет, но в голубизне океана виднеется что-то, протянувшееся вдоль восточного берега. Это Большой Барьерный риф. Но это мы теперь такие умные. А тогда кто знал? В один прекрасный момент среди ночи наш видавший виды угольщик «Индевор» на всех парусах налетел на… что-то. На мель сел. Мало того — пробоина внушительная. Экипаж начал выбрасывать за борт пушки, потом бочки с припасами, вообще всё что можно. Откачивали воду, дыру придумали закрыть парусиной, вода всё-таки поступала, но уже не с такой фатальной скоростью. Потом, когда выжившее судно отправили на ремонт, оказалось, что это была ещё не пробоина, а смех по сравнению с тем, что увидел капитан в днище. Оттуда торчал исполинский кусок коралла. Он пробил такое же исполинское отверстие и сам же его заткнул. А если бы не заткнул — кто знает, может, не было бы второго и третьего путешествия Джеймса Кука и мы бы сейчас с вами не разговаривали. Об этом.
Большой Барьерный риф. Фото © Google Maps
Да. Потом они ещё были в Индонезии, там заразились малярией. Умерли и тот вождь-переводчик, и его слуга, и многие моряки. Далее по пути к Кейптауну дизентерия стала бушевать. Ещё два десятка жертв. Астроном тоже скончался. А вот от цинги, кстати, за все четыре года ни один не умер, что было удивительно: это был просто бич для моряков в дальних плаваниях. Осмелимся предположить, что это по крайней мере отчасти благодаря вышеупомянутой заботе Кука о нормальном питании экипажа. Цинга — это ведь следствие недостатка витамина С.
В общем, в 1771 году выжившие вернулись домой в Англию. Венеру посмотрели, Terra Incognita не нашли. Кук стал не только капитаном вошедшего в историю корабля, но и капитаном первого ранга. Потом он плавал снова и снова, уже на других кораблях. Открыл многие архипелаги. И Гавайские острова. Не утонул вместе с кораблём и не умер ни от какой болезни, а убит туземцами.
Опустевшее, полуразрушенное «Стремление» сначала одиноко стояло в Лондонском порту, а потом… данные расходятся. Одни говорят, корабль так и остался стоять на Темзе, другие уверяют, что его продали какому-то французу и он его переименовал в La Liberte. «Свобода». Дескать, новый хозяин стал его использовать как китобойное судно и отправил в Северную Америку. Третьи спорят — ничего похоже, его назвали «Лордом Сэндвичем», и оно побывало в Архангельске, а потом доставило в Нью-Йорк армию наёмников усмирять восставшие американские колонии, а потом его переправили в Нью-Порт и оно там было плавучей тюрьмой, а в 1778-м судно то ли потерпело крушение, то ли было специально затоплено в ходе сражения в войне за независимость США.
Вот эта последняя версия нам с вами особенно интересна, потому что три года назад в 2016 году как раз в этом самом порту Нью-Порт — это в штате Род-Айленд — нашли обломки неизвестного корабля, который явно пролежал на дне океана несколько сотен лет. С тех пор вокруг него время от времени плавали дайверы. Они не развлекались — шла научная работа. Искали доказательства, что это и есть «Индевор». Или хотя бы доказательства, что это не он. Вот на днях опубликовали снимки. Понять на них, конечно, практически ничего невозможно. Вот тут, сказали, видны деревянные рамы корпуса. Видны?
Данные сканирования обломков предполагаемого корабля «Индевор». Фото © Rhode Island Marine Archaeology Project
В общем, мы с вами имели счастье просветиться по исторической части благодаря тому, что исследователи из Rhode Island Marine Archaeology Project сделали наконец более-менее официальное заявление. Примерно такое: воля ваша, но, кажется, это он и есть.