Приходя в музей, посетители сталкиваются с разными предметами. Некоторые из них сотрудники музея называют оригиналами или подлинниками, про другие говорят – копии, еще есть репродукции, бывают макеты или модели, могут встретиться подделки.
Подлинное художественное произведение автора (художника, скульптора и т.д.) называют оригиналом (лат. originals – первоначальный) или подлинником. Также этот термин используется для обозначения художественного произведения, служащего образцом для копии.
Копия (лат. copia – множество) – художественное произведение, повторяющее другое произведение с целью воспроизвести его как можно точнее. Копия может исполняться самим автором оригинала, например, несколько раз повторенная А.К.Саврасовым картина «Грачи прилетели». Такой повтор может быть абсолютно тождественным и называться дублетом (франц. doublet – двойной). Иногда автор может повторить свое творение с некоторым изменением размеров и второстепенных деталей. Такая копия будет называться репликой или повтором.
Копии создаются и другими художниками с целью имитации или замены для экспонирования в другом музее, на выставке, в коллекции, для изучения особенностей оригинала в учебных целях, как подсобный материал для последующих репродукций и т.д.
Копия может стать почти полным двойником оригинала, повторять его размеры, материалы, технические способы и приемы исполнения, даже имитировать повреждения (например, копия В.О.Кирикова с «Троицы» Андрея Рублева). Но известны копии с переменой материала (в античности римские мраморные копии греческой скульптуры), приемов и техники (копия, выполненная Тицианом с портрета работы Рафаэля), размеров (копии А.Иванова с картин Тинторетто, Тициана и др.).
Есть и вольные копии, которые художник делает с любимых произведений, переосмысливая их особенности (например, П.Пикассо так переосмысливал «Менины» Веласкеса). Иногда такая вольная копия выглядит пародией (как «Джоконда с усами» М.Дюшана).
В музеях для создания экспозиции используются также копии в виде слепков, моделей и макетов. Модели и макеты являются важной частью экспозиций музеев исторического профиля, научно-технических музеев.
Издавна копия была способом распространения шедевров, признанных публикой. Сегодня известно более 60 старых копий с «Джоконды» и более 40 — «Мадонны в скалах» Леонардо да Винчи.
С XVIII в. в России копирование было органичной частью деятельности портретистов, независимо от их профессионального уровня. Написание почти каждого портрета сопровождалось созданием одной или нескольких копий. Портреты членов царской семьи, государственных и военных деятелей, представителей аристократических фамилий воспроизводились также в гравюрах, пастелях, миниатюрах, рисунках. Благодаря гравюрам в России стали известны многие шедевры европейского искусства.
В 1830-е гг. в связи с развитием художественного образования был разработан проект Эстетического музея (опубликован за подписью З.А. Волконской). Он задумывался как собрание гипсовых слепков или мраморных копий с лучших образцов скульптуры от древнего Египта до современности, копий с наиболее известных картин художников различных школ, макетов выдающихся памятников архитектуры античности и эпохи Возрождения. Эта идея, выдвинутая в 1830-х гг. профессорами Московского университета С.Т. Шевырёвым и Н.П. Погодиным, отчасти была воплощена в жизнь только в 1912 И.В. Цветаевым в Музее изящных искусств в Москве.
Еще один термин, связанный с представлением произведений искусства – репродукция (лат. reproductio – воспроизведение), т.е. его воспроизведение средствами полиграфии или фотографии.
Потребность в репродуцировании живописи и рисунка возникла уже в XVI в. с появлением шедевров мастеров Возрождения. Сначала для этого использовали печатание с доски – репродукционную гравюру, в том числе цветную – кьяроскуро. Затем появилась гравюра на металле и более сложные техники цветной гравюры.
В XIX в. техникой массовой репродукционной печати становится литография (плоская печать оттиском под давлением с плоской поверхности камня или металлической пластинки).
Со II половины XIX в. утверждаются фотомеханические репродукционные процессы в полиграфии, вытесняющие ручные способы. Получили распространение как тоновые одноцветные, так и многокрасочные репродукции, в т.ч. очень точно воспроизводящие оригинал факсимильные репродукции. Появление фотомеханической репродукции способствовало выпуску многочисленных (выходящих сериями и отдельно) изданий по искусству, в том числе альбомов, посвященных творчеству отдельного художника, «историй живописи», «картинных галерей» и пр.
Особо высокое качество репродуцирования сложных оригиналов достигалось в технике гелиогравюры, фототипии, а в ХХ в. – в технике шелкографии и электронного гравирования на печатных формах.
Копия в изобразительном искусстве это повторение художественного произведения (картины), в такой же манере, материале и размере, который может быть меньше или больше оригинала. Существует такое понятие как реплика, это авторское повторение своей картины, в котором могут быть отличия от оригинала в размере, каких то деталях и элементах композиции. Например картина Перова “Охотники на привале”, находятся в Третьяковской галерее и Русском музее. Вы можете заказать любому современному автору, повторение авторской картины которой у него нет по причине продажи и т.д., выполнение такой картины будет называться авторской репликой. В сохранении произведений искусства, копии сыграли огромную роль, например, до наших дней дошли произведения греческого искусства как копии выполненные мастерами древнего Рима. Копированием занимались многие выдающиеся художники, это был как способ обучения, так и повышения своего профессионализма, например Рубенс находясь в Италии с дипломатической миссией, копировал картины итальянских художников. Была практика когда художники выезжали за пределы своей страны чтобы перенять опыт, копировали картины и отправляли на родину с целью познакомить с зарубежным искусством. В наше время копии помогают сохранить наиболее ценные произведения от разных повреждений, а также копии изготавливают для продажи и оформления интерьеров. В прежние времена искусство было доступно вначале только классу аристократии, потом буржуазии. В современное время искусство стало более доступно для широких масс людей, и если вам понравилась какая-то картина, вы можете заказать её копию.
Какие бывают копии картин: 1-Копии картин выполненные маслом на холсте Такие копии пишутся художником вручную, и чем выше уровень профессионализма художника, тем выше уровень исполнения. Опытный художник копиист максимально передаст сходство с оригинальным полотном, в котором будет колорит, фактура мазка, техника исполнения близка к авторской живописи. Такая копия является самостоятельным художественным произведением, представляет, в том числе и материальную ценность. Стоимость зависит от уровня исполнения копии картины. Существуют аукционы на которых продаются такие копии картин. Отличие копии картины исполненной самобытным художником от профессиональной в том, что такая копия передаёт только поверхностное, внешнее сходство.
2- Компиляции. Существуют также копии картин написанные в свободной манере или так называемые компиляции. Такая картина может иметь общий сюжет с оригиналом, но в него внесены изменения по колориту, технике исполнения, какие-то детали или элементы композиции. Такие копии могут быть очень интересны для покупателей. Уровень мастерства и исполнения определяют стоимость и художественную ценность.
3-Репродукции копий картин: а-“Принт”, “жикле” это нанесение изображения с помощью струйной или лазерной печати на холст, ткань, возможно добавление текстурного геля для имитации мазков и фактуры живописи. Какая бы точность с оригиналом не была, печать остаётся печатью, до оригинала ей далеко, со временем краска выгорает, гель сохнет. Художественной ценности такие картины не имеют. Предназначение таких копий картин в оформлении учреждений, офисов и т.д. б-“Смешанная техника” это когда по напечатанному слою “принта” художник наносит масляные краски имитируя живопись. Иногда такую живопись выдают и за картины ручной работы, чтобы снизить себестоимость, к такой работе привлекают “самобытных” художников с образованием уровня художественной школы. Художественная ценность сомнительна. Покупают в основном для подарков, подкупает не дорогая цена, тем более такая живопись позиционируется как картина ручной работы, чем она не является.
• Необходимо добавить, что в нынешнее время существует такая практика, когда сам автор печатает свои картины, подписывает и продаёт как “авторский” принт. Изображение на картине печать, а подпись авторская, поэтому стоимость дешевле чем оригинал, но дороже чем просто принт.
• Практика печати на холсте имеет давнюю традицию, и сто лет назад имели место так называемые “Венки” (по месту начала производства г.Вена), цветной оттиск на холсте машинным способом, который поверх расписывали художники. Те кто занимается антиквариатом, хорошо это знают, такие картины (венки) иногда выдают за произведения того или иного известного художника. Бывает и реставраторы сталкиваются с таким явлением. Такие картины покрывались лаком, со временем он темнеет, желтеет, появляются поверхностные загрязнения, царапины, всё это создаёт антикварный вид картины. Неискушённому любителю старины или просто коллекционеру живописи не отличить такую картину от настоящей, чем иногда пользуются продавцы.
Копия, репродукция, реплика, повтор — в чем разница в картинах?
Оригинал, репродукция, копия, реплика, повтор, картина по мотивам, их «смеси», и конечно же подделка.
Для начала разберемся в понятиях. Я нередко встречаю людей, которые путают эти термины, да и сама раньше воспринимала слово «копия» как стопроцентную схожесть. И ре-продукция вроде то же самое — повторная продукция. Как будто это одно и тоже.
Ханс Зацка. Письмо из-за речки.
Но, на самом деле, по-простому говоря репродукция — фотография, принт — это 100 процентная механическая схожесть, а вот копия — это ручная работа и степень схожести может быть разная. Вообще в этой теме существуют и другие понятия — оригинал, репродукция, копия, реплика, повтор, картина по мотивам, их «смеси», и конечно же подделка. Давайте разберем эти слова подробнее и по порядку и тогда вам будет легче ответить на вопрос, что же все-таки выбрать репродукцию или копию, а возможно, вы поймете, что ни то, ни другое для вас не годится.
Что такое оригинал картины?
Оригинал (он же подлинник) — тут много писать не буду, отмечу лишь то, что бывают музейные оригиналы и оригиналы современных художников (именитых, востребованных, начинающих).
Jules-Cyrille Cave. 1902 г.
Что такое репродукция картины?
Репродукция делается быстро и дешево, современные принтеры позволяют передать не только цвет, но даже имитируют мазки кисти. Особенно объмно получается по технологии «латексная печать». Поэтому, если у вас стоит задача по-быстрому и недорого оформить интерьер, или очень хочется иметь у себя точную-приточную 100 процентную копию мирового шедевра, то заказывайте принт. Художник в любом случае не передаст все тонкости и нюансы, все оттенки и особенности штриха автора оригинала. Копии бывают разные: максимально приближенные к оригиналу, вольные копии, авторские, ну и сюда можно отнести картины, написанные по мотивам работы другого автора.
Что такое копия картины?
Если вы хотите видеть на своей стене копию шедевра и чтоб она была ручной работы, то здесь важно найти опытного в этом деле мастера и понимать — чем ближе копия к оригиналу, тем дороже по деньгам и дольше по времени будет выполняться ваш заказ. И даже если вы готовы подождать и заплатить, вам еще надо понимать, что художник — не принтер. В любом случае будут погрешности и в картину «впишется» внутренний мир и душа художника, который делает для вас копию. Если вы это осознаете и принимаете, то вероятнее всего появится новый шедевр.
Если же для вас не важна большая схожесть, но нравится идея, сюжет шедевра, то почти у любого профессионального художника можно заказать вольную (не точную) копию по вполне приемлемой цене и срокам. Лучше найти такого художника, которому тоже нравится данная картина или тема, тогда он больше души в нее вложит и, возможно быстрее справится с работой.
Авторский повтор
Ну а если вам понравилась работа современного художника, но он ее уже продал, то закажите ему авторский повтор. Это будет не точная копия, а очень похожая картина. К тому же, обычно художник предлагает выбрать более подходящий для клиента размер будущего произведения.
Авторский повтор картины «Девятый вал». 1857 г. Картина «Девятый вал». 1850 г.
Реплика картины
Есть еще понятие — реплика, это тоже авторский повтор, но приближенный к оригиналу. Такой вариант могут заказать галереи или музеи именитым художникам. Есть мнение, что такие художники этого не любят (но это не точно), а вот обычные востребованные художники с удовольствием повторяют свои удачные картины для своих клиентов. Часто репликой называют любой авторский повтор или картину, созданную под наблюдением автора.
Василий Перов «Охотники на привале». 1871 г. Василий Перов «Охотники на привале». Реплика. 1877 г.
Картины «по мотивам»
Что касается картин, написанных по мотивам работы другого художника, то они могут быть как узнаваемыми, так и совершенно измененными. Например, если художник сделал легкую, вольную копию «9 вала», но в лодку посадил енотов, то опытный глаз зрителя Айвазовского все-таки узрит. А вот когда творец вдохновился чьей-то картиной, но в процессе все изменил, то внешне это выглядит как авторская работа, хотя в ней вполне может прослеживаться идея и замысел создателя оригинала. Вы тоже можете заказать художнику картину по мотивам, если у вас есть идея относительно шедевра, как написать его с другими элементами, или придать новый смысл. То есть вы можете подать идею, а художник перенесет ее на холст и добавит что-то свое. Бывает, попадаются «смеси» этих понятий. Не знаю как назвать эту продукцию — это и не живопись и не принт, не произведение искусства, а наверное, просто изображение или декоративное творчество. Тоже имеет право на жизнь, если без обмана. Просто приведу пример: принт + ручной докрас красками (от нанесения нескольких мазков до полного «раскрашивания» поверх напечатанного изображения)
Ну и коротко скажу о подделках. По сути все, что написано выше, очень даже может быть подделкой. Ну, к примеру, написал художник копию с картины, или вольную копию, или даже по мотивам, но узнаваемую и… подписался, но без указания оригинала. Бывает, что не возможно найти ссылку на оригинал, но ведь художник может написать, например: «по фото из интернета» и тогда это уже будет честно по отношению к автору идеи. Или другой пример — покрасили принт сверху масляными красками и продают, как авторскую картину итальянского художника. Про музейные подделки и обман коллекционеров писать не буду, так как я далека от этих кругов, а желтые сплетни вы и без меня почитаете.
Ну вот, теперь когда вы уже не путаетесь во всех этих терминах, стоит определиться зачем вам картина. Если вы уже знаете какую задачу она должна выполнять, то легко сможете разобраться, что из вышеописанного вам будет и по душе и по карману. Выбирайте для себя печать на холсте, декоративное творчество или произведение искусства, главное — не попадайтесь на подделки и не покупайте раскрашенные принты по цене живописи.
Добрый день, мои дорогие читатели. Рад видеть вас снова в своем блоге! Скажите, хотели ли бы вы дома иметь дома работу известного художника? Наверняка, многие скажут, что пожелали бы украсить свой интерьер работой любимого классика или современника.
Наслаждаться тонкой игрой цвета, изяществом изображенных форм или экспрессией композиции в домашней обстановке. Но, к сожалению, не все полотна мира доступны для размещения дома.
Что это такое
Репродукция картины – это технология и результат копирования исходного произведения путём фотографии, клише или ручного воспроизведения исходной картины. Специалист при этом старается как можно точнее передать цвета и пропорции оригинала.
С этим явлением каждый из нас сталкивался во время учебы в школе. На страницах учебников, в классах были размещены фотографии работ известных творцов. По этим фото мы писали сочинения, их мы рассматривали и анализировали.
Иван Айвазовский «9 вал», оригинал и репродукция Учителя старой закалки строго следили, чтобы дети говорили не «мы изучаем картину», а «мы изучаем репродукцию картины», чтобы дети четко разделяли эти два понятия.
Фоторепродукции позволяли нам, школьникам, познакомиться с великими произведениями мировой культуры не выходя из класса. Чтобы репродукция сыграла свою роль в обучении, мастерам приходилось выполнять большую работу.
Специалисты знают, что время технологического процесса копирования следует внимательно следить за равномерностью освещения полотна, отсутствием искажений при фотографировании, точностью передачи цветов.
В противном случае можно получить суррогат, который очень неточно будет передавать детали исходного изображения. Результат может быть напечатан на бумаге или холсте. При распечатывании следует учитывать возможности принтера/печатного станка, так как разные устройства могут по-разному передавать цвета.
Алексей Саврасов «Грачи прилетели»
Технология изготовления
В Википедии перечислены следующие ключевые характеристики фоторепродукции:
Рассмотрим технологию изготовления с использованием холста.
Если вы самостоятельно напишете картину, качественно сфотографируете ее, обработаете изображение в редакторе для максимальной точности передачи цвета, напечатаете на домашнем принтере – то результат тоже будет считаться репродукцией. Правда, возможно, не совсем профессиональной, но это уже, как говорится, совсем другая история.
Василий Пукирев «Неравный брак»
Разберемся в терминах
Следует различать следующие понятия:
Авторская репродукция – репродукция, которую написал автор собственноручно. Ее оригинальность он подтверждает сам. Это вид интеллектуальной собственности и он, разумеется, не является подделкой.
Реплика – работа, выполненная автором оригинала. Она отлична от первоначального полотна, но, в целом, похожа на него. Реплика имеет свою художественную ценность.
Зачастую художник прибегает к данной технике для того, чтобы получить результат, который бы в большей степени устраивал его. Мастер может осуществить как бы второй сценарий в композиции своего полотна, не внося изменения на своем первом холсте.
Копия – точный повтор оригинала. Как правило, пишется другим мастером не для продажи, а для повышения уровня собственного мастерства и поиска своего стиля. Копия, как правило, отличается по размеру от исходного произведения.
Подделка – копия, выполненная с целью незаконной реализации. Продажа подделок незаконна и преследуется по закону.
На таких «произведениях» можно увидеть подделанную подпись создателя. Очень часто практически невозможно отличить подлинную работу от поддельной. Для экспертизы привлекаются различные специалисты, которые проверяют манеру живописи, «возраст» материалов и другие важные параметры.
В наши дни существует огромное количество самых разных материалов и технологий, позволяющих создавать точные копии известных шедевров.
Также мошенники могут выдавать за «Шишкина» холст другого, менее известного художника, подделав подпись творца. Поэтому не спешите брать Малых Голландцев задешево в каком-нибудь сомнительном ломбарде. Слишком велика вероятность того, что это просто подделка, изготовленная в кустарных условиях.
Павел Федотов «Сватовство Майора». Оригинал и копия автора.
Плагиат или легальная копия
В настоящее время общество стало намного внимательнее относиться к вопросам авторского права. Все объекты интеллектуальной собственности внимательно изучаются на объем заимствований.
Это касается и печатных изданий, и объектов изобразительного искусства, и музыкальных композиций. Копирование произведений без указания автора (или при присвоении авторства) с целью получения прибыли в России и за рубежом незаконно.
Чаще всего фоторепродукции картин используются в научных и просветительских целях. Также они могут быть задействованы в некоммерческих образовательных проектах. Во всех случаях обязательно требуется указание автора оригинала.
Вот еще несколько важных моментов:
Чтобы не попасть впросак и не получить штраф за изготовление копии какого бы ни было произведения, следует внимательно изучить законодательство своей страны.
Слева «Сеятель» Жан-Франсуа Милле. Справа «Сеятель» Ван Гога картина по мотивам оригинала.
Преимущества
Но если хочется хотя бы опосредованно прикоснуться к шедевру, то покупка фоторепродукции выручит вас. К тому же, многие из них размещены в Интернете в свободном доступе. А так же есть виртуальные туры по музеям.
В заключении
Друзья, сегодня мы с вами говорили о таком интересном и многогранном понятии, как репродукция картин. На самом деле, это очень хорошая вещь, так как она позволяет знакомиться с классической и современной живописью без серьезных затрат. А вы согласны?
Пишите в комментариях, есть ли у вас дома репродукции, если да, то каких авторов? Что вообще думаете о таком виде работ? Очень интересно услышать ваше мнение. Возможно, вам будет интересно узнать так же о натюрмортах.
На этом мы прощаемся с вами, но совсем ненадолго. Подписывайтесь на обновления, чтобы не пропустить новые статьи в изучении теории и практики фотографии. Нас ждет впереди еще много интересных тем для обсуждения. До новых встреч!
Чем отличается копия картины маслом от репродукции?
В этой статье предлагаю разобраться с терминами — что есть репродукция, а что копия картины маслом. Начнём с того, что украшать свой дом — желание, присущее человечеству на протяжении всей его истории, начиная с наскальной живописи. Картины в доме всегда были признаком хорошего вкуса, интеллигентности, духовности и причастности хозяев к миру искусства.
Нас восхищают и привлекают внимание множество шедевров живописи, но любоваться ими ежедневно у нас нет возможности: произведения искусства либо представлены в галереях и музеях и не продаются ни за какие деньги, либо находятся в частных коллекциях.
Однако выход есть, и не один!
Современный мир движется вперед и технологии проникли во все сферы жизни не обошли они и высокое искусство. Самый быстрый способ получить шедевр это заказать его репродукцию.
Рассмотрим плюсы и минусы. Методом репродукции живописи принято называть способ печатного воспроизведение картины. Для печати существует большое разнообразие материалов: бумага синтетическая имитация холста, натуральной хлопковой или льняной холст. Кроме того этот способ очень быстрый и воспроизводит картину со стопроцентной точностью деталей.
Примеры нанесения пигмента при печати.
К тому же этот вариант довольно бюджетный.
Из этого следует мысль — почему же до сих пор существуют профессиональные художники копиисты. Почему до сих пор на их ремесло существует спрос?
Чтобы ответить на эти вопросы рассмотрим второй способ заполучить шедевр — это ручная работа мастера: написание живописи с нуля маслом. Основное преимущество перед печатью — живой мазок краски, ведь чтобы добиться той глубины светотени, добиться объёма, который создал автор шедевра, необходимо нанести десятки слоев полупрозрачной масляной краски, просушивая каждый предыдущий. При печати же машина прокатывает один слой пигментов и как бы точно не была воспроизведена картина она будет плоская и не живая, свет не будет играть на ней. Она не несёт энергии рук мастера. Ведь живопись от слова живой, значит подлинный, настоящий.
Кроме того диапазон картин, которые можно напечатать лимитирован. Так как годных для печати файлов фотографий картин ограниченное количеств. А качественные музейные файлы не так просто раздобыть и, как правило, они также довольно дорого стоят.
При этом профессиональный живописец способен воспроизвести любую картину.
Мастер владеет техникой и, кроме того, проводит дополнительную работу, изучая другие произведения автора и его приемы. Безусловно, заказывая картину у художника-копииста, следует приготовиться ждать, так как это кропотливый труд, требующий времени не только на саму работу, но и на весь технологический процесс. Как правило написание картины на заказ занимает от трёх недель до полутора месяцев. Ну и такая ручная работа стоит дороже быстрой работы станка по печати репродукций.