Как называется концепция психического развития
Женская консультация №1
(3822) 43-22-03
Дежурный администратор
8-913-870-9008
Женская консультация №2
Проспект Ленина, 177а,
(3822) 46-83-43
(3822) 40-74-94
Дежурный администратор
8-913-870-9012
Акушерское отделение №1
(3822) 52-82-33
Акушерское отделение №2
(3822) 53-10-08
Голосование
Мне легче общаться и получать информацию о протекании беременности и предстоящих родах
Контролирующие органы
Теории детского развития
На сегодняшний день не существует единой теории, способной дать всеобъемлющее представление о психическом развитии ребенка. Чтобы получить более или менее полную картину развития, поведения и воспитания детей, нужно познакомиться с несколькими теориями, которые выражаются в типе периодизации.
Ее предмет – человеческие эмоции и межличностные отношения. Наиболее известны две периодизации представителей психоаналитической теории: Зигмунда Фрейда и Эрика Эриксона. З.Фрейд (1856-1939) объяснял развитие личности действием биологических факторов и опытом раннего семейного общения. Он полагал, что дети проходят 5 стадий психического, точнее, психосексуального развития. На каждой стадии интересы ребенка сосредоточены вокруг определенной части тела, служащей источником получения удовольствия:
Э. Эриксон (1902-1979) выделил 8 стадий психосоциального развития личности. На каждой человек испытывает специфический кризис, суть которого составляет конфликт между противоположными состояниями сознания, психики:
Касается главным образом проблем становления и развития мышления, процесса усвоения знаний. Наиболее полно процессы умственного развития были разработаны швейцарским ученым Жаном Пиаже (1896 – 1980). Человек, по Пиаже, в своем умственном развитии проходит 4 большие периода: 1) чувственно-двигательный (сенсомоторный) – от рождения до 2 лет; 2) дооперативный (2 – 7 лет); 3) период конкретного мышления (7 – 11 лет); 4) период формально-логического, абстрактного мышления (11-12 – 18 лет и далее).
Пытается объяснить, почему, когда и каким образом дети и взрослые обучаются вести себя так, а не иначе. Эту теорию называют также бихевиористской (от англ. behavior – поведение). Основоположником бихевиоризма является Джон Уотсон (1878-1958). Большой вклад в практическое осуществление теории внес Б. Скиннер (1904-1992). Бихевиористы подчеркивают влияние среды на поведение и развитие детей и выделяют 3 типа социального обучения: классическое и оперантное обусловливание и подражание.
Рассматривает человека как уникального индивида, целостную личность, стремящуюся к самореализации. Наибольший вклад в развитие гуманистической теории внес Абрахам Маслоу (1908 – 1970). Согласно его теории, каждый человек обладает мотивационным набором, который помогает ему удовлетворять потребности пяти уровней:
Удовлетворив их, человек может стать творческим и независимым существом.
Культурно-историческая теория Л.С.Выготского
Основывается на том, что «всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва социальном, как категория интерпсихическая, потом – психологическом, как категория интрапсихическая, сперва между людьми, затем внутри ребенка». Все внутренние процессы, по Выготскому, являются продуктом интериоризации: они зарождаются в прямых социальных контактах ребенка со взрослыми, а затем «вращиваются» в его сознание. Все эти теории взаимодополнительны, так как их авторы используют различные «инструменты» при изучении психического развития человека и акцентируют внимание на различных уровнях и сторонах развития ребенка. В данном пособии в качестве основной используется концепция Л.С.Выготского.
Периодизация и закономерности психического развития ребенка
Большинство психологов делит детство на периоды.
В основу периодизации психического развития ребенка Л.С.Выготский положил понятие ведущей деятельности, которая характеризуется тремя признаками:
Кризисы и стабильные периоды
Кризисы открыты эмпирическим путем, причем, не по очереди, а в случайном порядке: 7, 3, 13, 1, 0. Во время критических периодов ребенок за очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности. Это революционное, бурное, стремительное течение событий как по темпу, так и по смыслу совершающихся перемен. Для критических периодов характерны следующие особенности:
Новообразования критических периодов носят переходный характер, то есть они не сохраняются в том виде, в котором возникают, например, автономная речь у годовалых детей (см. ниже).
Во время стабильных периодов ребенок накапливает количественные изменения, а не качественные, как во время критических. Эти изменения накапливаются медленно и незаметно. Последовательность развития определяется чередованием стабильных и критических периодов.
Каждый ребенок сензитивен к определенным воздействиям, к освоению реальности и развитию способностей в различные периоды. Сензитивные периоды связаны, во-первых, с ведущей деятельностью, во-вторых, с актуализацией в каждом возрасте тех или иных базальных потребностей.
Зона ближайшего развития
Взаимодействие ребенка с социальной средой является не фактором, а источником развития. Иначе говоря, все, чему научится ребенок, должны дать ему окружающие его люди. Важно при этом, чтобы обучение (в самом широком смысле) шло с опережением. У ребенка есть некий уровень актуального развития (например, он может решить задачу самостоятельно, без помощи взрослого) и уровень потенциального развития, то есть в сотрудничестве со взрослым.
Зона ближайшего развития – это то, на что ребенок способен, но не умеет без помощи взрослых. Все обучение строится на принципе учета зоны ближайшего развития, с опережением актуального развития.
Кризис новорожденности (0-2 месяца)
Кризис новорожденности был не открыт, а высчитан последним и выделен как особый, кризисный период в психическом развитии ребенка. Признак кризиса – потеря в весе в первые дни после рождения.
Социальная ситуация новорожденного специфична и неповторима и определяется двумя моментами. С одной стороны, это полная биологическая беспомощность ребенка, он не в состоянии удовлетворить ни одной жизненной потребности без взрослого. Таким образом, младенец – максимально социальное существо.
С другой стороны, при максимальной зависимости от взрослых ребенок лишен еще основных средств общения в виде человеческой речи.
В противоречии между максимальной социальностью и минимальными средствами общения заложена основа всего развития ребенка в младенческом возрасте.
Основное новообразование – возникновение индивидуальной психической жизни ребенка. Новое в этом периоде то, что, во-первых, жизнь становится индивидуальным существованием, отдельным от материнского организма. Вторым моментом является то, что она становится психической жизнью, ибо, согласно Выготскому, только психическая жизнь может быть частью социальной жизни окружающих ребенка людей.
Комплекс оживления служит границей критического периода новорожденности, а сроки его появления – основным критерием нормальности психического развития ребенка. Комплекс оживления появляется раньше у тех детей, матери которых не только удовлетворяют витальные потребности ребенка (вовремя кормят, меняют пеленки и т.п.), но и общаются и играют с ним.
Автор-составитель Р. П. Ефимкина Новосибирск
Отделения
Акушерское отделение №1
Акушерское отделение №2
Отделение дневной стационар
Женская консультация №1
Женская консультация №2
© 1924-2021
ОГАУЗ Родильный дом им. Н.А. Семашко
634050, г. Томск, ул.Крылова, 8
Содержание теории психического развития
Изучив данный материал, Вы узнаете о содержании основных зарубежных теорий психического развития, а также о сущности деятельностного и культурно-исторического подходов в отечественной психологии. Рассмотрите специфику понятийного аппарата основных психологических теорий и овладеете навыками анализа разных ситуаций со стороны различных психологических теорий.
Эта статья поможет Вам научиться производить самостоятельный анализ психологических подходов, их практической значимости на этапе современного развития психологической практики и науки. Помимо этого Вы сможете рассмотреть современные проблемы в области детской психологии со стороны ключевых теорий психического развития.
Сегодня нет единой теории психического развития, которая смогла бы дать полное представление о развитии психики ребенка. Только при рассмотрении основных идей нескольких теорий, мы может получить в определенной мере полную картину развития ребенка. Речь идет о психоаналитической, когнитивной, бихевиористской и гуманистической теории.
Психоаналитическая теория развития психики ребенка
Зигмунд Фрейд (1856-1939), австрийский психиатр заложил основу психоаналитического подхода в раскрытии вопроса развития психики человека. По мнению Фрейда психическое развитие является последовательным созреванием и взаимодействием трех составляющих личности: либидо – «Ид», которое представляет психическую энергию, которая лежит в основе сексуального удовольствия, это – «Я», которое является компонентом психического аппарата, который отвечает за принятие решений, и супер-эго – «Сверх-Я», который предстает в совокупности моральных устоев общества.
Биологический фактор, в частности либидо, а также опыт раннего семейного общения играют основную роль в развитии. Фрейд создал периодизацию психического развития. В основе ее лежит удовлетворение инстинктивных влечений ребенка, а также связь сексуальной энергии эрогенных зон. Исходя из этого, Фрейд выделил пять стадий психосексуального развития человека:
З. Фрейл считал, что при благополучном прохождении оральной, анальной и фаллической стадий, личность будет сформирована психически здоровой. При возникновении трудностей на данных стадиях, возможны различные психологические проблемы во взрослом состоянии.
Идеи Зигмунда Фрейда продолжила Анна Фрейд. Она разработала учения о нормах и патологиях психического развития в детском возрасте. Дж. Боулби исследовал вопросы влияния привязанности ребенка к матери во время младенчества на будущее психическое развитие.
Эрик Эриксон, американский психолог, также был последователем З. Фрейда, он работал над исследованиями взаимодействия человеческого «Я» и социума. По мнению Эриксона в процесс развития входит более широкий социальный контекст. Он выделил восемь стадий психосоциального развития личности на протяжении всего жизненного цикла человека. Каждому этапу свойственно преодоление специфического кризиса, основа которого состоит в конфликте между противоположными состояниями психики и сознания человека. В возрасте от 0 до 1 года, это доверие и недоверие к окружающему миру. С 1 года до 3 лет происходит конфликт между чувством независимости и ощущением стыда и сомнений. С 4 до 5 лет ребенок испытывает противоречия между инициативностью и чувством вины. Конфликт между трудолюбием и чувством неполноценности свойственен для 6 – 11 лет. В 12-18 лет конфликт заключается между пониманием принадлежности к определенному полу и непониманием форм поведения. Ранней зрелости свойственно противостояние между стремлением к интимным отношениям и изолированностью от окружающих. Во время нормальной зрелости происходит конфликт между жизненной активностью и сосредоточенностью на себе, возрастных проблемах. И в поздней зрелости конфликт существует между ощущением полноты жизни и отчаянием.
Согласно учению Анны Фрейд о конфликте ребенка и общества, естественные потребности ребенка очень часто не соответствуют нормам и требованиям, которые приняты в социуме. Речь идет о сне, кормлении, воспитании опрятности. Эти несоответствия приводят к конфликтному существованию ребенка и общества, к обязательному введению ребенка в незнакомый ему эмоциональный мир. До момента формирования определенного уровня самостоятельности у ребенка, он нуждается в окружающем мире, для того чтобы удовлетворить все свои потребности. Несогласованность действий родителей с потребностями ребенка во время воспитания, а следование жестким предписаниям, ведет к возникновению различных трудностей и проблем, проявляющихся в нарушении сна, во время кормления, появление процессов элиминации и страха одиночества.
Ребенку легче заснуть в постели матери при тесном соприкосновении с маминым телом, но данная потребность не соответствует гигиеническим требованиям. Поэтому ребенок начинает искать для себя разные средства, для того чтобы сделать легче переход от бодрствования ко сну. Это может быть сосание пальца, одеяла и т.д.
Английский психоаналитик Джон Боулби (1907 – 1990) и канадский психолог Мэри Эйнсворт (1913 – 1999) вывели теорию привязанности. Как и классический психоанализ, данная теория основывается на опыте первых взаимоотношений ребенка и матери. Но эта теория говорит о том, что привязанность к матери не основывается на удовлетворении естественных биологических потребностей, а является защитой и безопасностью. Младенец привязан к матери генетически и эволюционно, но форма привязанности обуславливается материнским поведением. Уровень привязанности и внутренний образ-модель себя и других формируется в конце первого года жизни ребенка и влияет на дальнейшее развитие психики ребенка.
Когнитивная теория развития: понятие и особенности
Когнитивная теория детского развития изучает проблемы развития и становления когнитивных процессов: мышление, усвоение знаний и т.д.
Когнитивная теория развития рассматривает развитие интеллекта как основу психического развития ребенка. От интеллекта зависит развитие памяти, восприятия, чувств и эмоций. Под развитием понимается эволюционирование психических структур или методов обработки информации, являющихся в большинстве своем наследственными и зависящих от степени зрелости ребенка.
Жан Пиаже (1896 – 1980), швейцарский ученый, один из самых известных представителей когнитивной теории. Он разработал концепцию когнитивного развития, в основе которой находится созревание когнитивных компонентов в структуре психики ребенка.
Рассмотрим основные процессы, которые определяют когнитивное созревание:
При познании окружающей действительности происходит адаптация к окружающей среде. Под интеллектуальным развитие ребенка понимается адаптация к окружающей среде, которая осуществляется посредством усовершенствования процессов аккомодации и ассимиляции.
Пиаже первым открыл качественные особенности детского интеллекта и создал оригинальную периодизацию психического развития, в основе которой лежит созревание интеллектуальных операций. Психолог выделил четыре периода процесса умственного развития ребенка:
Рассмотрим этапы умственного развития ребенка согласно учению Ж. Пиаже далее:
Рисунок 1. Этапы умственного развития ребенка по Ж. Пиаже
Познавательный эгоцентризм ярко виден в эксперименте с макетом гор. На нем три горы, при взгляде на которых с разных сторон, они выглядят по-разному. Если показать макет ребенку дошкольного возраста, он увидит горный ландшафт с определенной стороны, и если взрослый попросит его выбрать из нескольких фото одно, то ребенок выберет максимально соответствующее его реальной точке зрения фото. Но если взрослый попросит ребенка выбрать фото, на котором изображен вид, который открывается перед куклой, сидящей напротив, ребенок снова выберет фото с рисунком своей точки зрения. Ребенок дошкольного возраста не может представить, что кукла может видеть макет иначе, что у нее другая позиция.
Существуют другие направления детской психологии, которые создавались на основе противопоставления учения Ж. Пиаже. Они имели новую интерпретацию, преодолевали открытые ученым закономерности.
Бихевиористская теория развития психики
Бихевиористская теория развития психики ребенка – это учение, которое основывается на социальном окружении.
Американский психолог Джон Уотсон (1878 – 1958) стал основоположником бихевиористская теория развития психики. Значительный вклад в практическую работу теории внес Беррес Скиннер (1904 – 1992). Формирование определенных навыков и появление тех ил иных реакций происходит на основании стимулов окружающей среды. Данная теория не дает шанса на жизнь периодизации развития, так как утверждает отсутствие общих закономерностей развития детей в определенном возрасте. Психическое развитие воспринимается как научение, то есть любое приобретение знаний, навыков и умений, которое формируется специально и имеет целенаправленный характер, а также протекает неуправляемо и стихийно. Согласно бихевиористской теории развития психики, научение является установлением конкретной связи между поведенческими реакциями и стимулами окружающей среды. Помимо этого научение заключается в укреплении данных связей.
Существуют ключевые законы закрепления и образования связей между реакцией и стимулом:
Последователи теории бихевиоризма не принимают существование форм поведения, которые наследственно обусловлены. Также, по их мнению, нет специальных способностей, имеющих врожденный характер. Согласно бихевиористской теории развития психики можно направить формирование любого ребенка по определенному пути, создать человека с нужными поведенческими характеристиками. На это влияет наличие редких и в определенной мере одинаковых у детей врожденных рефлексов и реакций во время овладения внутренней и внешней средой.
Но данное учение было ограниченным, и Эдвард Толмен (1886 – 1959), американский психолог, выдающийся представитель необихевиоризма вывел промежуточные переменные, для того чтобы объяснить сложные формы поведения. Промежуточные переменные включают в себя эмоциональные и когнитивные процессы, наследственность, психологические побуждения, возраст и предшествующее обучение. Мартин Селигман ввел понятие «выученной беспомощности», под которой понималась привычка бездействовать во время минимальной угрозы появления трудностей и препятствий или при наличии опасности после нескольких совершенных неудачных попыток найти выход из сложившейся ситуации. Семейное воспитание играет ключевую роль в создании выученной беспомощности во время ранних этапов онтогенеза.
Ребенок в три года испытывает кризис. У него появляется потребность в самостоятельности, ему хочется все делать самому, экспериментировать и действовать способом проб и ошибок. Если ребенку запрещается действовать самостоятельно, его прерывают до того как его действие увенчается успехом или ребенку разрешается совершить действия, которые гарантировано у него получатся, то все это приводит к созданию двигательной беспомощности, проявляющейся в лени. Исходя из этого, поисковая активность ребенка подавляется родителями с раннего возраста и приводит к выученной беспомощности.
Учения бихевиоризма и необихевиоризма являются основой методики измерения поведенческих реакций, направлений групповой психотерапии, которую еще называют «тренинг умений», а также основой методики модификации поведения.
Особенности гуманистической теории психического развития
Гуманистическая психология является направлением в современной западной (в преимуществе американской) психологии, в которой основой является личность как уникальная целостная система открытой возможности самоактуализации, которая присуща исключительно человеку.
А. Маслоу и Р. Олпорт внесли большой вклад в создание гуманистической теории. Гордон Олпорт, американский психолог отмечал, что человек – существо не биологическое, а социальное, и именно по этой причине его развитие не может происходить без контактов с людьми и социумом. По его мнению каждый ребенок индивидуален и неповторим, потому что в нем собрана совокупность качеств и потребностей, что и является чертами характера. Несмотря на то что ключевые качества человека врожденные, они могут видоизменяться, развиваться во время деятельности, во время общения с другими людьми. На стимуляцию развития одних качеств и подавление других может влиять социальное окружение ребенка. Это способствует постепенному формированию уникального характера, лежащего в основе «Я» ребенка. Со временем развивается автономность характера.
Детский возраст еще не подразумевает автономности, потому что качества характера еще неустойчивы и не сформированы.
Абрахам Маслоу, американский психолог рассматривал вопрос полноценного психического развития ребенка на основе своего учения о базовых потребностях. Согласно этому учению, исключительно предсказуемый мир создает доверие ребенка к нему. Непредсказуемость же мира, его опасность говорят ребенку о том, что доверять этому миру нельзя. Дети, постоянно чувствующие заботу и любовь родителей, дети, у которых есть основное чувство доверия к миру, имеют свойство легко переносить ситуации депривации, наказания, дисциплинирующий режим. Для них это не фундаментальная угроза. Среди факторов, которые вызывают субъективное ощущение угрозы, американский психолог отнес ситуации, угрожающие чувству базового доверия к миру и чувству уверенности в себе. Ребенок ведет себя деструктивно, эгоистично и агрессивно, если у него нет базового чувства доверия и безопасности. За невротическим развитием личности следует ситуация, когда взрослый человек начинает вести себя как ребенок. Он ищет себе защитника и сильную личность, которая смогла бы его защитить, которой он смог бы довериться. Особенность психически здорового и самоактуализированного человека – это доверие себе и миру.
Карл Роджерс, американский психолог вывел категории потребностей в позитивном характере. Они подразумевают перечень ценностей: симпатия, тепло, уважение и принятие. Выражаются они в потребности в привязанности и любви. В ситуациях, когда ребенок получает от родителей исключительно положительную оценку, не зависящую ни от чего, в ситуациях, когда ребенок ощущает свою значимость для родителей, тогда этот ребенок не переживает тенденцию отвержения определенных аспектов своего субъективного опыта. В ситуациях же когда на принятие ребенка и родительскую оценку влияют внешние условия, ребенок будет отрицать свой субъективный опыт, который вступает в противостояние с его Я – концепцией. Исходя из этого, можно сделать вывод, что если навязывать ребенку условия для признания ценностей, то он будет отрицать субъективный опыт, произойдет разлад между Я и организмом.
При ситуации когда мальчик понимает, что родители его любят исключительно за то, что он сам любящий сын, то ребенок не будет принимать у себя любое чувство ненависти и будет переживать за то, чтобы образ себя как любящего был сохранен. В данной ситуации чувство ненависти не просто не может конкурировать с Я – концепцией, но и есть вероятность потери позитивной оценки.
Роджерс считал, что каждый ребенок имеет потенциал развития. Усложнение, расширение, возрастании автономии, но в то же время и рост социализации, самоактуализация – все это является естественным процессом детского развития. Тут Я – концепция приобретает значение отдельного компонента феноменального поля и превращается в более сложную систему. После того как сформирована Я – Концепция, ребенок испытывает необходимость в позитивной оценке. Ребенок может не пропустить часть переживаний в сознание и остаться в состоянии неконгруэнтности при ситуации, когда потребность взрослого в позитивной оценке становится больше, что желание существовать в связи со своим субъективным опытом. Для того чтобы у Я – концепции было здоровое психическое развитие, оно должно происходить в атмосфере, создающей полноту субъективного опыта. Ребенок должен суметь его принять и быть принятым родителями, даже в ситуациях, когда они не могут одобрить определенные его действия.
«Мне нравится, что ты делаешь» — так говорят некоторые родители ребенку.
«Ты мне не нравишься» — так говорят другие родители своему ребенку.
В первом случае родители принимают своего ребенка без одобрений каких-либо конкретных действий. Это принципиально другая ситуация, когда родитель или прямо или косвенно может сообщить ребенку, что у него плохое поведение, и что сам ребенок тоже плохой. В такой ситуации ребенок понимает, что признание конкретных чувств никак не соотносится с своим представлением о себе, как о вызывающем симпатию и любимом. И в следствие этого происходит отрицание или искажение чувств.
Важным научным открытием ряда гуманистических теорий детского развития является то, что ученые открыли необходимые условия гуманизации различных межличностных отношений, которые обеспечивают позитивные личностные преобразования ребенка. К ним относятся безоценочное позитивное принятие ребенка, конгруэнтное самовыражение во время взаимодействия с ним, активное эмпатическое слушание. В гуманистической педагогике нет целенаправленных воздействий, которые позволяют манипулировать людьми, что затрудняет их самоактуализацию. Развитие ребенка извне, формирование у него гуманистических убеждений – не является приемлемым. Только изнутри можно сформировать условия, которые приведут ребенка к этим убеждениям, и он сам их выберет. В основе гуманистического воспитания лежит на создании условий, которые стимулируют свободное развитие ребенка, иными словами, развитие, которое происходит согласно их собственных целей и стремлений. Исследования позитивных достижений личностного опыта, описание механизмов творческого саморазвития и развития, самовоспитание взрослых и детей – все это стало возможным благодаря положениям гуманистической психологии. Современная психолого-педагогическая практика, а также практика психоконсультирования используют множество закономерностей, которые были выявлены во время работы над гуманистической психологией. Речь идет о потребностях в любви, в качестве движущей силы психического развития; о безусловном принятии, в качестве основы для оказания психической помощи; о эмпатическом слушании, как о способности принятия позиции партнера в общении; о позитивном внимании к ребенку, в качестве одного из основных условий психологопедагогического взаимодействия.