Как называется коллектив древних людей
Возникновение человека
В результате изучения темы ребята смогут ответить на вопросы: когда появился древнейший человек, первые орудия труда древнейших людей, чем древний человек отличался от животного, как назывался период в истории человечества и др.
Содержимое разработки
2, 3 – устно (памятки 3, 4)
Большинство ученых считают, что у человека и обезьяны был общий предок, который жил в Африке – человекообразная обезьяна, жившая на деревьях.
Постепенно климат в Африке становился сухим – это привело к сокращению деревьев. Поэтому человекообразной обезьяне пришлось приспосабливаться к жизни на открытых местах.
Древний человек научился передвигаться на двух ногах. Рост был чуть более 1 метра, вес около 30 кг. Имел длинные руки, небольшой мозг. И у него речь была не развита.
Первые древние люди жили в Африке примерно 2-2,5 млн лет назад. Это был человек умелый.
Когда появился древнейший человек?
Первые коллективы древнейших людей называли человеческим стадом.
Первые орудия труда у древнейших людей были…стр. 8
Первые орудия труда
Где жили и чем занимались древние люди
Чем занимались древние люди?
Прочитать и ответить:
1. Какой был самый древний способ получения огня?
2. Как древние люди относились к огню?
3. Где стали использовать огонь древние люди?
Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы
Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки
Комплекты учителю
Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы
Вебинары для учителей
Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.
Обобщающий урок по теме «Древнейшие люди»
Обобщающий урок по теме «Древнейшие люди
а) он ходит на двух ногах;
в) он умеет изготавливать орудия труда;
г) его тело не покрыто шерстью.
2. Как называется пещера, в которой впервые были обнаружены рисунки древнего человека?
а) Альгамбра; б) Альтамира; в) Саутуола; г) Чжоукоудянь.
3. Какой вид человеческой деятельности появился позже всех?
а) рыболовство; б) охота; в) земледелие; г) скотоводство.
4. Как называются изображения богов и духов, сделанные из камня, дерева или других материалов?
а) масками; б) идолами; в) пугалами; г) иконами.
5. В каком первобытном коллективе действовал обычай: «один за всех, все за одного»?
а) в человеческом стаде; б) в родовой общине; в) в государстве.
Составь рассказ по картинке:
1. Где, по предположениям учёных, жили древнейшие люди?
2. Как назывался первый коллектив древнейших людей?
3. 40 тысяч лет назад человек стал называться …
4. Как называется умение изображать окружающий мир в красках?
5. Как называется глава рода?
6. Как называется просьба к богу, духу?
7. Первый металл, который научились обрабатывать люди.
8. Коллектив, пришедший на смену родовой общине.
Обобщающий урок по теме «Древнейшие люди
1. Как называется специально сделанная человеком вещь для рыхления земли, пошива одежды и т.д.?
а) дубиной; б) орудием труда; в) приспособлением; г) рубилом.
2. Что называется религией?
а) жертвоприношения; б) изготовление фигурок богов; в) рисунки в пещерах;
г) вера в сверхъестественные силы (душу, оборотней…)
3. Какое животное было раньше всех приручено?
а) лошадь; б) корова; в) собака; г) кошка.
4. Как называется ручное изготовление различных изделий, орудий труда?
а) искусство; б) работа; в) ремесло; г) мастерство.
5. Кто управлял родовой общиной в первобытном обществе?
а) цари; б) жрецы; в) старейшины.
Составь рассказ по картинке:
1. Главное отличие первобытных людей от животных.
3. Для охоты на мелких и быстро бегающих животных человек придумал…
4. Как называется вера в колдовство, душу, в жизнь после смерти?
5. Как называются несколько родовых общин?
6. Умение из различных материалов изготовлять фигуры людей или животных.
7.Какое занятие возникло из охоты?
8. Кого изображали первобытные художники?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-782782
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
При детском омбудсмене в России создадут платформу для взаимодействия с родителями
Время чтения: 2 минуты
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
Путин призвал повышать уровень общей подготовки в колледжах
Время чтения: 1 минута
Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Всеобщая история
Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов
Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы
План урока:
Человеческое общество до появления первых государств, историки называют эпохой первобытности. В этот период, который длился миллионы лет, появились первые в мире люди.
Возникновение первых людей
Около 3-4 миллионов лет назад Землю заселяли человекообразные обезьяны. Они не были похожи на современных людей, не владели членораздельной речью, отличались грубым лицом и длинными свисающими вниз руками. Но в отличие от обычных обезьян они умели изготавливать простейшие орудия труда, которые применяли на охоте.
Примерно 40 тысяч лет назад в Африке и Южной Азии появились существа, которых историки считают прямыми предками современного человека – Homo Sapiens (Человек Разумный). От человекообразной обезьяны Homo Sapiens отличался большим объемом мозга, более прямой походкой, человеческими чертами лица.
По мере развития, Homo Sapiens научился выражать свои эмоции связной речью. Его руки становились более ловкими, пальцы более гибкими. Чтобы выжить в условиях дикой природы древние люди объединялись в родовые общины.
Запоминаем новые слова!
Орудия труда – это специальные приспособления для осуществления трудовой деятельности.
Родовая община – это коллектив кровных родственников, проживающий на одной территории, занятый совместной трудовой деятельностью.
Большую часть времен человек древних времен проводил в поисках пищи. Ее можно было добыть двумя способами: собирательством и охотой. Занятие собирательством представляло собой поиск съедобных ягод, кореньев, улиток, плодов, птичьих яиц. В основном этим занимались женщины и дети, так как большинство взрослых здоровых мужчин проводили свое время на охоте.
Родовые общины
Выжить в суровых природных условиях древние люди могли только в родовой общине. Как правило, она состояла из нескольких десятков человек из одного рода, которые жили и трудились сообща. Взрослые здоровые мужчины занимались строительством жилища, изготовлением орудий труда, охотой. Женщины в это время готовили пищу, шили одежду, поддерживали огонь в очаге.
Запоминаем новые слова!
Род – это группа людей, происходящих от одного предка.
Жизнью и делами своей общины сородичи управляли сообща. Совместно они принимали все самые важные решения, а также избирали старейшину общины – самого умного, умелого и опытного сородича. Старейшина прилагал все усилия для сохранения родовой общины, поддержаний в ней порядка.
Первоначально родовые общины вели кочевой образ жизни – периодически перемещались с места на место. Это было связано с тем, что охотники вынуждены были искать новые территории для охоты. Истощив запасы всех съедобных ягод, плодов и кореньев, собиратели также нуждались в перемещении на новые земли.
После того как древние люди научились скотоводству и земледелию, они перешли к оседлому образу жизни – то есть, перестали постоянно менять место жительства. Это произошло примерно 10 тысяч лет назад.
Скотоводству люди обучились благодаря детенышам животных, которых они забирали к себе после убийства зверя на охоте. Так они одомашнили овец, куриц, коз, уток, свиней. Животных использовали для получения продуктов питания – мяса и молока, а их шкуры шли на пошив одежды и обустройство жилища. Самое первое из прирученных животных – собака, стала верным помощником древнего человека на охоте.
Земледелию древние люди также научились случайно – они заметили, как оброненные на землю семена через время входят и приносят плоды. Система земледелия значительно упростила людям жизнь – теперь они могли сохранять большие запасы зерна на случай голода или неурожая.
Первобытные орудия труда и оружие
Большинство орудий труда первобытные люди изготавливали из камня. Он был удобен в использовании, так как раскалывался на пластины с острыми режущими краями. Кускам камня люди придавали разнообразные формы, позволяющие скрести, резать, копать.
Самыми распространенными древними орудиями труда были:
Для убийства крупной добычи охотники изготавливали копья – длинные палки с заостренными наконечниками, которых метали в животных. Длину копья каждый охотник подбирал для себя индивидуально, примерно в собственный рост. Для мелких и более шустрых животных охотники применяли дротики – короткие копья. Их можно было бросать с большого расстояния в некрупную добычу.
Зарождение религии
Многие явления природы воспринимались первобытным человеком как загадочные и устрашающие. Люди пытались объяснить грозу, ветер, холод, засуху, молнию влиянием духов или волей богов. Так зародились древнейшие религиозные верования.
Наши предки считали, что окружающий их мир заселен невидимыми духами, которые способны помочь или навредить общине. Рассерженные духи насылали на род болезни, засуху, неурожай, распугивали добычу на охоте. Чтобы их задобрить, члены общины проводили различные религиозные обряды: подносили духам жертвенные дары, наносили на тело определенные рисунки и символы, танцевали специальные танцы перед охотой.
Запоминаем новые слова!
Религиозный обряд – это совокупность определенных действий, с помощью которых люди пытаются установить связь со сверхъестественными силами, Богом.
Одновременно с верой в духов, у людей зародилась вера в богов – более могущественных существ, повелевающих всем миром, отдельными природными стихиями. Богов представляли в виде Солнца, Луны, звезд, молнии, ветра. Древние люди верили, что боги также могут принимать форму отдельных видов животных, поэтому в некоторых племенах существовали запреты на убийство того или иного зверя (медведя, орла, кабана, оленя и прочих).
В совершении религиозных обрядов люди часто использовали идолов – сделанные из дерева, глины или камня изображения богов. Им подносили жертвенные дары: самые вкусные ягоды и коренья, забитых на охоте животных. В обмен на дар предки просили удачи на охоте, обильного дождя, прекращения холодов, исцеления от болезни.
С зарождением религии в общине появился новый тип людей – маги, шаманы, колдуны, которые проводили религиозные обряды, «разговаривали с богами» и указывали роду волю богов.
Первобытное искусство
С переходом от кочевого образа жизни к оседлому, жизнь людей стала более спокойной, размеренной. У них появилось больше свободного времени, что способствовало зарождению искусства.
Первобытные охотники рисовали в пещерах сцены охоты. Мощные бизоны, олени, мамонты, лошади, носороги наносились на стены природной краской. Пещерная живопись сохранилась до наших дней потому, что в пещерах краски не выцветали на солнце, не подвергались воздействию дождя и сильного ветра.
Помимо наскальных рисунков до наших дней сохранились древние фигурки животных и людей. Наши предки мастерили их из камня, рогов и костей животных, глины, которую затем обжигали.
Переход от родовой общины к соседской
После того как кочевой образ жизни сменился оседлым, начался постепенный распад родовых отношений. Древние люди уже не нуждались во всесторонней помощи рода, был совершен переход от родовой общины к соседской.
Запоминаем новые слова!
Соседская община – это коллектив людей, состоящий из нескольких семей, живущих на одной территории, но принадлежащих к разным родам.
Отличительные признаки соседской общины:
Для защиты от воинственных соседей соседские общины объединялись между собой в племена. С возникновением племен появились племенные вожди – главы племени, которых члены общины избирали на общем собрании.
Запоминаем новые слова!
Племя – это добровольное объединение нескольких родов, проживающих на одной территории.
Отдельные племена стали объединяться в племенные союзы. Они складывались не на основе кровнородственных связей, а на основе общей территории, потребности в защите от сильных врагов. Часто названия племенных союзов происходили от наименований рек, гор, озер или земли, на которой они проживали. Например, ильменские словене – племенной союз славян, живших у озера Ильмень.
Впоследствии на основе племенных союзов образовывались первые древнейшие государства. С образованием первых государств завершилась эра Первобытности, началась новый исторический период – эпоха Древнего мира.
Контрольная работа №1 история 5 класс
Контрольный тест «Жизнь первобытных людей» 5 класс.
ЧАСТЬ 1. Выберите правильный вариант ответа, запишите букву:
2. Земледелие возникло из: а) охоты; б) рыболовства; в) собирательства.
3. С обработкой металлов и изобретением плуга: а) труд людей стал менее производительным; б) труд людей стал более производительным; в) люди перестали работать.
4. Тигр и Евфрат протекают в: а) Западной Азии;
б) на северо-востоке Африки; в) Юго-Восточной Европе.
5. Ледниковый период начался: а) 40 тысяч лет назад; б) 2 миллиона лет назад; в) 100 тысяч лет назад.
6. Что было раньше: а) 2020 г.н.э.; б) 2020 г.до н.э.
7. Изображение бога из камня или из дерева – это:
а) молитва; б) идол; в) капище.
ЧАСТЬ 2. Продолжите предложение, запишите только ответ:
8. Древнего человека, жившего 40 тысяч лет назад, ученые называют:___
9. Во время наступления ледника вымерли животные, на которых охотился древний человек: __________________________________________
10. Как называют представителей известных, знаменитых людей в древнем обществе: _______________________________________
Контрольный тест «Жизнь первобытных людей» 5 класс.
ЧАСТЬ 1. Выберите правильный вариант ответа, запишите букву:
1. Коллектив людей, который вел свое хозяйство с помощью плуга и орудий труда из меди, называли: а) родовая община; б) человеческое стадо; в) соседская община.
2. Земледелие возникло из: а) собирательства; б) скотоводства; в) охоты.
3. Орудиями труда земледельцев были:
а) лук и стрелы б) мотыга и серп в) гарпун и скребок.
4. Нил протекает в: а) Передней Азии; б) на северо-востоке Африки;
в) Юго-Восточной Европы.
5. Древнейшие следы обработки меди найдены: а) 7 тысяч лет назад; б) 8 тысяч лет назад; в) 9 тысяч лет назад.
6. Что было поже: а) IV в.н.э.; б) VII в.до н.э.
7. Вера в вымышленные сверхъестественные существа и поклонение им называется: а) молитва; б) религия.
ЧАСТЬ 2. Продолжите предложение, запишите только ответ:
8. Первыми орудиями труда древнего человека были: _________________
9. Во время наступления ледника древнему человеку удалось выжить благодаря: _________________________________________
10. Родовую общину возглавлял: _____________________________
Контрольный тест «Жизнь первобытных людей» 5 класс.
ЧАСТЬ 1. Выберите правильный вариант ответа, запишите букву:
1. Коллектив родственников, который жил и трудился сообща, имел общее имущество – это: а) родовая община; б) человеческое стадо;
в) соседская община.
2. Обработка земли с использованием главного орудия труда мотыги – это: а) собирательство; б) охота; в) мотыжное земледелие.
3. Первыми сельскохозяйственными культурами были:
а) пшеница и ячмень; б) горох и гречиха; в) рожь и овес.
4. Древнейшие следы обработки меди найдены: а) в Западной Азии;
б) на Юго-Востоке Европы; в) на юго-востоке Африки.
5. Древние люди появились на Земле:
а) 100 тысяч лет назад; б) 2 миллиона лет назад; в) 40 тысяч лет назад.
6. Что было раньше: а) 31 г.н.э.; б) 73 г.до н.э.
7. Молитва – это: а) обращение человека к богам с просьбами;
б) обращение человека к вождю с просьбой.
ЧАСТЬ 2. Продолжите предложение, запишите только ответ:
8. Первыми видами ремесла древнего человека были: ________________
9. На каких животных можно было охотиться с помощью лука и стрел?__
10. Руководителя племени, которого выбирали для ведения боевых действий, называли:________________________
Контрольный тест «Жизнь первобытных людей» 5 класс.
ЧАСТЬ 1. Выберите правильный вариант ответа, запишите букву:
1. Первый коллектив древних людей называется: а) родовая община;
б) человеческое стадо; в) соседская община.
2. Скотоводство возникло из: а) собирательства; б) земледелия; в) охоты.
3. Земледельцы увеличили размер мотыги и приделали к ней ручки. Так был изобретён: а) топор; б) плуг; в) гончарный круг.
4. Область, где возникло земледелие, называется: а) Западная Азия;
б) Юго-Восточная Европа; в) юго-восток Африки.
5. Родовые общины появились: а) 100 тысяч лет назад; б) 40 тысяч лет назад.; в) 10 тысяч лет назад.
6. Что было поже: а) XV в.н.э.; б) XI в. до н.э.
7. У первобытных людей религия возникла, потому что: а) так решил вождь племени; б) люди были бессильны перед явлениями природы.
ЧАСТЬ 2. Продолжите предложение, запишите только ответ:
8. Главное отличие древнего человека от животных: __________________
9. Древние земледельцы использовали такие орудия труда: ___________
10. Как называли людей, которые занимались изготовлением разных изделий: ___________________________________
Контрольный тест «Жизнь первобытных людей» 5 класс.
Контрольный тест «Жизнь первобытных людей» 5 класс.
Контрольный тест «Жизнь первобытных людей» 5 класс.
Контрольный тест «Жизнь первобытных людей» 5 класс.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Урок по истории в шестом классе «В рыцарском замке» с применением формирующего оценивания
Урок по истории в шестом классе «В рыцарском замке» с применением формирующего оценивания
Технологическая карта урока-дискуссии «Суд над Жанной д’Арк» (6 класс)
Презентация по всеобщей истории на тему «Ранняя Римская республика» (5 класс)
Презентация по всеобщей истории на тему «Легендарное начало Рима» (5 класс)
Презентация по всеобщей истории на тему «Обобщение по разделу Древняя Греция» (5 класс)
Презентация по всеобщей истории на тему «Элинистическая культура» (5 класс)
Презентация по всеобщей истории на тему «Повседневная жизнь древних греков» (5 класс)
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5420680 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Думу внесли законопроект об обязательном образовании для находящихся в СИЗО подростков
Время чтения: 2 минуты
АСИ организует конкурс лучших управленческих практик в сфере детского образования
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Дума приняла закон о бесплатном проживании одаренных детей в интернатах при вузах
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.