Как называется когда издеваются в школе
Рвут учебники, обзывают и бьют. Что такое буллинг и как родителям понять, что над ребёнком издеваются?
Более половины детей в России (52 %) сталкиваются с травлей и издевательствами в школах. Причины разные: социальный статус семьи, лишний вес, внешние особенности, даже болезни и цвет волос.
Подростки и дети помладше зачастую боятся проявлять слабость, поэтому узнать о том, что над ребёнком издеваются, иногда довольно сложно.
Начнём с того, что буллинг — очень распространённое явление во всём мире. Он встречается во многих сферах, но именно школьная травля приводит к тяжёлым последствиям, дальнейшим психологическим проблемам и даже к суициду.
Физическую травлю зачастую легче выявить, нежели психологическую, но случаев последней намного больше. Дети не рассказывают учителям и родителям о том, что происходит в классах, боясь получить выговор или обесценивание своих переживаний. Причём буллинг влияет не только на жертву, но и на тех, кто её травит, и даже на бездействующих свидетелей. Иногда жертва буллинга может мстить своим обидчикам, одноклассникам и учителям, которые ничего не предприняли.
Буллинг — это не обычный конфликт между детьми. Обычно простые ссоры приводят либо к словесным перепалкам, либо к драке, что является просто плохим поведением и всплеском эмоций. Драки — это тоже плохо, но травля заключается в другом.
Отличает обычный конфликт от буллинга то, что последнее — систематичное явление. Над жертвами издеваются, бьют, обзывают, домогаются, портят их вещи и делают изгоями. И это продолжается месяцами, иногда годами.
Агрессор в таких ситуациях сильнее физически и морально. Это могут быть лидеры в классе, спортсмены, которые издеваются над тихим отличником, или обеспеченные дети, которые травят сверстников из бедной семьи.
Своей историей с нами поделилась ученица одной из школ Омской области. Сейчас девушка уже выпустилась и обучается в университете, однако события тех дней всё еще помнит.
Анастасия рассказывает, что дело было в седьмом классе, тогда она имела лишний вес. Именно полнота девушки стала поводом для насмешек.
«Называли меня жирной, жирухой, толстухой. Пончик — это самое безобидное обзывательство. Я, конечно, давала отпор поначалу, но потом поняла, что это бесполезно, лучше просто не реагировать», — рассказывает Настя.
Ситуация обострилась, когда девушка поругалась со своими тогда ещё подругами. До ссоры они втроём были в классе своеобразными лидерами, но потом со стороны подруг начались насмешки, а поскольку их было двое, они смогли настроить весь класс против Насти.
«Я заходила в класс, и на меня со всех сторон сыпались оскорбления. Естественно, я тоже пыталась как-то сострить, уколоть больнее, но потом в какой-то момент я не выдержала — просто пришла домой и разрыдалась. Мама это увидела и говорит: «Я пойду разбираться. Так быть не должно». Мне, если честно, не хотелось, чтобы она шла разбираться, я думала, что сама как-то справлюсь, само всё уляжется. Но мама в итоге пришла, поговорила и это всё поутихло», — вспоминает девушка.
Настя также рассказывает, что, кроме одноклассников, гнобили её и старшие ребята — за компанию.
Учителя же, по словам девушки, никакой напряжённости в классе не замечали. Обычно все издевательства происходили на переменах, в отсутствие педагогов.
Мы решили узнать мнение преподавателя о ситуации с травлей в школах и методах борьбы с ней.
Кроме того, учитель считает, что весь класс обычно не принимает участия в травле одного ребёнка. Чаще всего это именно небольшая группировка, которая имеет влияние в детском коллективе. Педагог считает, что пресечь буллинг можно только одним способом — повлиять на лидера этой группировки. Методы влияния всегда разные, все дети индивидуальны, единой системы в этом плане нет.
Настроение в классе, среди друзей и сверстников сильно влияет на поведение и восприятие детей. Зачастую родителей не слишком интересуют дела их ребёнка в школе, помимо учёбы. А ведь школьники могут и хотят многое рассказать своим мамам и папам, но, получая в ответ постоянное игнорирование или ещё хуже, осуждение и нравоучения, закрываются от них, замыкаются в себе. И в дальнейшем на вопрос: «Как дела?» — просто отвечают: «Нормально».
Хотя, возможно, на самом деле нормального тут нет. Ребенка могут избивать, отнимать деньги и унижать не только сверстники, но и учителя.
Как понять, что у ваших детей появились проблемы, связанные с травлей?
Психологи выделяют несколько признаков, по которым можно определить жертву буллинга:
Как помочь?
Постарайтесь не давить на ребёнка. Если вы систематически замечаете признаки издевательств, попробуйте начать разговор сами. Начните с простого вопроса о его делах, если он неохотно идёт на контакт, пообещайте, что вы не будете ругать его или злиться. Скажите, что вы обратили внимание на то, что он с неохотой идёт в школу и возвращается нервный, обратите внимание на его состояние, но не агрессивно и с претензией, а участливо. Покажите, что вы действительно интересуетесь жизнью вашего ребёнка и готовы ему помочь.
Не стоит пренебрегать разговорами с учителями и родителями одноклассников, особенно с родителями агрессоров. Разговор с детьми, которые издеваются над другими, тоже стоит провести, опять же не в агрессивной форме.
Не пренебрегайте психологической помощью. Школьный психолог или частный специалист поможет ребёнку перебороть травму и в дальнейшем ему будет проще справиться с подобными ситуациями.
Не учите ребёнка реагировать агрессией на агрессию!
Вскрылся факт буллинга: порядок правовых действий для родителя
Травля – большая проблема в современных школах. Недавно мы провели исследование и выяснили, что в среднем на каждый класс приходится по 2-3 ребёнка, против которых ополчается часть или весь коллектив. Только задумайтесь о масштабах!
Если вы, как и многие другие семьи, столкнулись с буллингом, а разговоры с родителями агрессора и учителями не помогают – пора переходить к более активным действиям.
Сегодня вместе с приглашённым экспертом портала «Где мои дети», кандидатом юридических наук и доцентом Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Васильевой Оксаной Николаевной разберём правовой аспект этой проблемы и узнаем, как действовать и куда обращаться, когда мирные методы не помогают.
Содержание:
Дисциплинарные и гражданско-правовые механизмы защиты ребёнка
Буллинг в школах – явление весьма и весьма распространённое. Само это слово является заимствованным из английского языка и переводится как хулиганство.
Буллинг, по своей сути, и является хулиганством, выражающимся в явном пренебрежении социальными нормами и унижении чести, достоинства другого человека. Прямая ответственность за буллинг действующим законодательством не предусмотрена, но у пострадавшей стороны имеются определённые дисциплинарные и гражданско-правовые механизмы защиты своего ребёнка.
Эти механизмы можно разделить как на самостоятельные, выполняемые только родителями, так и на коллективные – когда родитель воздействует на хулигана и его родителей с помощью школьных и государственно-муниципальных инстанций.
Именно о коллективном механизме воздействия и пойдет речь ниже. В случае достижения хулиганом возраста шестнадцати лет, вполне возможно его привлечение к административной ответственности; как указывалось выше, «буллинг» вполне подпадает под смысл статьи 20.1 КоАП РФ (мелкое хулиганство).
Шаг 1. Собираем документы и доказательства
Первым делом необходимо собрать и удостоверить у нотариуса доказательную базу для дальнейших действий. Такой базой могут быть:
Кроме сбора доказательной базы следует обратиться к психологу. Важно, что у специалиста должен быть диплом о высшем образовании, который подтвердит его компетенцию, а его заключение может быть использовано в качестве доказательства в дальнейшем.
Узнайте, обижают ли вашего ребёнка сверстники или другие взрослые, или соберите необходимые доказательства! Слушайте, что происходит вокруг, смотрите, где находится ребёнок и дозванивайтесь в любой ситуации с приложением «Где мои дети».
Шаг 2. Привлекаем школу
Затем, имея на руках доказательную базу, следует обратиться к школьному психологу, директору, классному руководителю ученика.
К сожалению, очень часто педагогический и административный состав не видит никакой проблемы в таких ситуациях и не собирается вмешиваться, оправдываясь словами «дети сами должны разобраться», так как любое разбирательство будет чревато возможными проверками «свыше».
Если же взаимодействие с сотрудниками школы провалилось, нужно начать писать жалобы.
Для начала нужно направить на имя директора школы официальное письмо с описью вложения и уведомлением о доставке. В письме необходимо описать сложившийся конфликт, перечислить все доказательства буллинга и потребовать вмешаться в ситуацию.
Если директор не предпримет никаких действий, направленных на урегулирование конфликта или вовсе игнорирует письмо, его действия можно рассматривать как повод для обращения в прокуратуру с сообщением о бездействии должностного лица.
Кроме прокуратуры, обратиться следует:
Шаг 3. Обращаемся в соотвествующие органы
В управу района и департамент образования пишем о бездействии директора, в комиссию по делам несовершеннолетних – на то, что обидчик нарушает честь и достоинство ребёнка, портит его вещи, что его поведение является девиантным и, скорее всего, его родители не исполняют обязанности по воспитанию. По результатам такого обращения родителей ребёнка могут привлечь к ответственности по статье 5.35 КоАП за вышеуказанное неисполнение родительских обязанностей.
В полицию, если хулиганом был достигнут возраст 16-ти лет, сообщаем об административном правонарушении по составу, предусмотренному статьей 20.1 КоАП РФ (мелкое хулиганство). В заявлении также следует указать всю собранную доказательную базу, а после приёма заявления – талон-уведомление, который подтверждает факт приёма заявления о правонарушении.
Шаг 4. Готовимся к суду
Вместе с этим, начинайте сбор документов для суда. Потребуется вся доказательная база, заключение специалиста-психолога о тяжёлом психологическом состоянии, моральном терзании. Если у вас нет времени, знаний или желания заниматься этим самостоятельно – рекомендуется нанять юриста.
В исковом заявлении, направляемом в районный суд, вам нужно ссылаться на статьи 151 (компенсация морального вреда) и 1064 (возмещение имущественного вреда) ГК РФ. К заявлению следует приложить все нотариально засвидетельствованные доказательства причинения вреда и заключение психолога.
Важно правильно исчислить компенсацию морального вреда: к сожалению, единой методики и формулы составлено не было, а размер компенсации исчисляется на усмотрение суда. Размер возмещения имущественного вреда исчисляется исходя из рыночной стоимости повреждённых вещей.
Судебная практика благосклонна к «жертвам» буллинга — при сборе достаточного количества доказательств, суд принимает решение в пользу пострадавшего лица.
Скажем ТРАВЛЕ «НЕТ» вместе! Ещё больше материалов на тему буллинга:
Исторически сложилось так, что роман Томаса Хьюза 1857 года «Школьные дни Тома Брауна» подробно описывает интенсивные школьные издевательства, но первая крупная статья в научном журнале, посвященная издевательствам в школе, кажется, была написана в 1897 году. Исследования в области школьных издевательств со временем резко расширились, увеличившись с 62 цитирований. за 90 лет между 1900 и 1990 годами, до 562 за 4 года между 2000 и 2004 годами.
СОДЕРЖАНИЕ
Критерии
Дисбаланс мощности
Предупреждающие знаки
Жертвы издевательств обычно меньше физически, более чувствительны, несчастны, осторожны, тревожны, тихи и замкнуты. Их часто называют пассивными или покорными. Обладание этими качествами делает этих людей уязвимыми, поскольку они менее склонны к ответным мерам.
Признаки того, что ребенок издевается над другими, могут включать: физическую или словесную ссору, частую отправку в кабинет директора, наличие друзей, которые издеваются над другими, и становление все более агрессивным в обычных делах.
Признаки того, что ребенок стал свидетелем издевательств, включают: плохое школьное поведение, эмоциональные расстройства, депрессию, посттравматический стресс, злоупотребление наркотиками и алкоголем, а также суицидальные мысли.
Контроль над издевательствами
Существует два основных метода борьбы с издевательствами: предотвращение (действия до того, как что-то произойдет) или реакция (действия, когда что-то происходит или только что произошло).
Профилактические решения могут включать:
Рекомендуемые реакции на случаи издевательств разнообразны, и могут потребоваться различные методы в зависимости от типа издевательств и вовлеченных людей. Вот некоторые предложения для соответствующей реакции:
Типы издевательств
Существует шесть основных типов запугивания: словесное, физическое, психологическое, кибернетическое, сексуальное и высшее образование. Киберзапугивание становится одним из самых распространенных видов. Хотя жертвы могут подвергнуться издевательствам в любом возрасте, чаще всего это становятся свидетелями детей школьного возраста.
Физический
Эмоциональный
Словесный
Киберзапугивание
Исследователь Чарисс Никсон обнаружила, что студенты не обращаются за помощью в борьбе с киберзапугиванием по четырем основным причинам:
Сексуальный
Высшее образование
Характеристики хулиганов
Выявлено несколько основных категорий издевательств. Автор Барбара Колорозо отметила, что есть хулиганы, которым нужно чувствовать себя выше других («самоуверенные хулиганы»); люди с низкой самооценкой, которые пытаются опустить других до своего уровня («социальный хулиган»); те, кто кажутся крутыми, но трусливыми, запугивают других, когда их не видно («полностью бронированный хулиган»); те, у кого есть проблемы с поведением («гиперактивный хулиган»); те, над кем издевались и повторяют такое поведение («запуганный хулиган»); и банды хулиганов, которые хотят почувствовать себя сильными («банда хулиганов» / «банда хулиганов»).
Места и контексты
МакНами и Меркурио заявляют, что существует «треугольник запугивания», состоящий из человека, который издевается, человека, над которым издеваются, и свидетеля. И наоборот, Министерство здравоохранения и социальных служб США делит участников на 7 участников, состоящих из первоначального «треугольника» плюс тех, кто помогает, тех, кто подкрепляет действия хулигана, тех, кто не участвует, но является свидетелем издевательств (« посторонние »), и те, кто приходит на помощь потерпевшему постфактум (« защитники »).
Сложная культурная динамика
Школьные издевательства не могут закончиться взаимодействием между учениками; в школе может быть заметна другая динамика. Учащиеся могут запугивать друг друга или других (учителей, сотрудников, родителей), но учащиеся также могут подвергаться издевательствам со стороны учителей или сотрудников. Эта динамика также может быть в игре между персоналом и учителями, родителями и учителями или любой другой комбинацией этого.
Эффекты
Тревога, депрессия и психосоматические симптомы распространены как среди хулиганов, так и среди их жертв; и злоупотребление алкоголем и психоактивными веществами обычно наблюдается в более позднем возрасте. Известно, что люди, страдающие депрессией, чувствуют себя намного лучше, когда говорят об этом другим, но жертвы издевательств могут неохотно рассказывать другим о своих чувствах из-за страха подвергнуться издевательствам за это, что может усугубить их депрессию.
В краткосрочной перспективе прохожие, ставшие свидетелями издевательств, могут испытывать гнев, страх, вину и печаль. Если они становятся свидетелями регулярных эпизодов издевательств, у них могут появиться те же симптомы, что и у самих жертв.
Качество образования и результаты
Социально-экономические издержки
Всемирный доклад ООН о насилии в отношении детей за 2006 год показывает, что жертвы телесных наказаний как в школе, так и дома могут превратиться в пассивных, чрезмерно осторожных или агрессивных взрослых. Издевательства также связаны с повышенным риском расстройств пищевого поведения, а также с социальными трудностями и проблемами в отношениях. Исследование 1958 года детей, родившихся в Англии, Шотландии и Уэльсе, изучило 7 771 ребенка, подвергшегося издевательствам в возрасте 7 и 11 лет, и обнаружило, что к 50 годам те, над кем издевались в детстве, с меньшей вероятностью получили школьное образование и были менее вероятно, что они будут жить с супругом или партнером или иметь адекватную социальную поддержку. Эти жертвы также получили более низкие баллы в тестах, предназначенных для измерения когнитивного IQ, и с большей вероятностью сообщали, что у них плохое здоровье.
Статистика
Жертвы
Статистические данные о распространенности издевательств в школах могут быть неточными и иметь тенденцию к колебаниям. В исследовании, проведенном в США с участием 5 621 учащегося в возрасте от 12 до 18 лет, 64% учащихся подвергались издевательствам и не сообщали об этом.
Хулиганы
Школьные перестрелки
Институциональная профилактика
Исследования показали, что программы издевательств, созданные в школах с привлечением персонала и преподавателей, снижают уровень виктимизации и издевательств со стороны сверстников. Случаи издевательств заметно снижаются, когда сами ученики не одобряют издевательств. Занятия в классе, во время которых учащиеся размышляют об издевательствах, уменьшают количество случаев издевательств, улучшая при этом общение между учениками и школьным персоналом.
Эффективные национальные ответные меры
Факторы, способствующие принятию эффективных национальных ответных мер, включают:
Что делать, если ребенка обижают, обзывают, дразнят
От обидных обзывательств до травли в школе
Ирина Чеснова кандидат исторических наук, семейный психолог, автор книг для родителей
Это особенно часто случается в новом, еще только складывающемся школьном коллективе — первом или пятом классе: одни дети начинают дразнить других, обзываться. Что делать, если ребенка обижают в школе? Можно ли научить его правильно реагировать на дразнилки и обидные обзывательства? Когда нужно обращаться за помощью к учителю? Где проходит черта между ситуациями «ребенка дразнят» и «травля в школе»?
Сразу скажу главное: когда над тобой смеются — это неприятно, а иногда и очень обидно. Кто-то где-то сказал в твой адрес неудачную шутку, а остальные — ха-ха-ха, как смешно! И ты стоишь в растерянности и досаде, а что делать — не знаешь. То ли злиться, то ли заплакать, то ли полезть на обидчиков с кулаками.
Почему одни дети смеются над другими?
Представим такую ситуацию. Вот хочешь ты сесть на стул, уже вроде как приседаешь, вдруг отвлекаешься на что-то и — бах! — промахиваешься мимо сиденья и приземляешься на пол. И все вокруг как давай смеяться, аж за животы схватились. Но над тобой ли они смеются? В это сложно поверить, но, скорее всего, нет!
Они смеются над ситуацией.
Помнишь, в разных комедийных фильмах есть сцены, когда герои бегут и вдруг неуклюже падают. Или в дерево впечатываются, или через забор перелезть не могут. Нам, зрителям, смешно? Конечно, очень смешно! В жизни все точно так же: нам весело, когда кто-то попадает в комичную ситуацию. Но мы же никого не хотим своим смехом обидеть, верно?
Вот и ребята, которым так понравилось твое попадание мимо стула, скорее всего, смеются беззлобно. Но даже если кто-то из них на самом деле очень радуется твоему падению и не только смеется, но и говорит обидные для тебя слова, то, поверь, это всего лишь говорит о том, что такой человек плохо воспитан и слаб. Ведь он может привлекать к себе внимание только за счет других, пользуясь неловкостью твоего положения.
Как поступить в таком случае?
Во-первых, конечно, не принимать смех на свой счет и не обижаться. Понимаю, что это довольно сложно, но попробовать стоит. Вспомни в этот момент, что, как мы с тобой говорили, смеются не над тобой, а над ситуацией.
А во-вторых, громко и звонко захохотать вместе со всеми. Дружно можно не только играть, но и смеяться — это снимет возникшую неловкость, а в памяти останутся только положительные эмоции.
Почему одни дети дразнят других
Иногда дети шутят и подтрунивают друг над другом, потому что им просто скучно. Заняться нечем. И ничего другого интересного и умного они придумать не могут, кроме как погоготать. «Ой, у тебя штаны наизнанку, ха-ха-ха!».
Но некоторые дети смеются над теми, кто чем-то отличается от них самих — у кого большие уши или кто вечно спотыкается и задевает углы, у кого смешная фамилия или кто слегка заикается. И здесь даже правильнее было бы сказать: не смеются, а высмеивают. Потому что делают это нарочно, умышленно и много раз.
Давай подумаем: а почему они так делают? Потому что сами сильные, смелые и уверенные в себе? Думаешь, да? Вовсе нет!
По-настоящему довольный собой и уверенный человек никогда не будет высмеивать других. Ему просто не нужно, чтобы окружающие его люди чувствовали себя неловко и растерянно.
А вот неуверенный человек видит себя маленьким и неказистым деревцем. Но ему очень хочется быть большим и сильным. И чтобы ощутить себя таким, он что делает? Начинает принижать других, чтобы самому возвыситься.
Когда один человек высмеивает другого, он пытается сделать того ниже, а себя — выше. Этим он как бы говорит: «Вот какой я важный и значительный, у меня нет таких недостатков, которые есть у тебя. Я лучше, а ты — хуже».
А может, он боится, что люди вокруг увидят его собственные недостатки и посмеются над ним. И чтобы этого не допустить, сам первым начинает дразниться.
Как ты думаешь, это правильно? Так и нужно себя вести — высмеивать других, чтобы придать себе значимости или убежать от собственных страхов?
Уверена, твой ответ — нет. Это неправильно, нечестно и очень даже глупо. Так вести себя нельзя! Ни один человек не имеет права высмеивать другого только потому, что тот чем-то отличается от других — носит очки, медленно говорит или не умеет кататься на велосипеде.
Тем не менее, к сожалению, есть дети, которые хотят быть круче других. А может быть, их самих кто-то обижает? Поэтому они пытаются отыграться и переложить свою неуверенность на того, кто кажется им слабее. И начинают его высмеивать.
Что же делать в таких случаях? Как реагировать?
Что делать, если тебя обзывают
Что точно не нужно делать, так это показывать, что дразнилки тебя задевают и расстраивают.
Ведь чего добиваются обидчики? Они хотят тебя смутить, превратить в робкий и беспомощный комочек с глазками. И если ты дашь им понять, что их стрелы попали в цель, они добились своего. Увидели твое отчаяние. Поняли, что именно так с тобой и нужно обращаться. И будут продолжать дразнить, не сомневайся.
Не играй в их игру, не следуй их правилам! Верни тем, кто стреляет в тебя, их стрелы. Как это сделать?
Сохраняй спокойствие и невозмутимый вид. Ты имеешь полное право не мириться с обидными прозвищами и твердо, глядя в глаза, сказать, что тебе не нравится, когда тебя так называют.
Если других ребят твой протест только раззадоривает, и они с еще большим упоением продолжают обзываться — смени тактику. Покажи всем, кто смеется, что их неудачные шутки совсем никак тебя не трогают. Бьют мимо цели.
Разворачивайся и, пожав плечами, спокойно уходи — из этого места или из этой компании. С тобой могут общаться только те люди, которые тебя действительно уважают и не хотят сделать тебе больно.
Не бойся оказаться в одиночестве. Через некоторое время с твоим обидчиком останутся только такие же вредины, как и он caм. А рядом с тобой появятся настоящие друзья, которые никогда не будут над тобой смеяться.
Покажи, что тебе не только не обидно, но еще и забавно или удивительно слышать то, что о тебе говорят.
«У тебя такая смешная шапка, ха-ха-ха!» — (не моргнув глазом) «Это самая крутая шапка на свете!»
«Толстый, жирный, поезд пассажирный!» — «Хорошего человека должно быть много».
А в некоторых случаях помогут и просто фразы-отговорки: «Обзывайся, обзывайся, без подружек оставайся», «Кто обзывается, тот сам так называется».
Мой тебе совет: живи с поднятой головой, относись к себе с уважением и юмором. И окружающие обязательно это заметят и еще десять раз подумают, имеет ли смысл тебя задевать.
Травля в школе
Однако! Ты можешь оказаться в ситуациях посложнее и посерьезнее, чем смех товарищей. Я говорю о тех случаях, когда дети, с которыми ты общаешься, проявляют самую настоящую жестокость — например, все вместе ополчаются на кого-то одного. Начинают его зло дразнить, швырять, прятать и портить вещи, сильно толкать, даже бить.
Если случилось так, что нападают на тебя, не молчи и не терпи издевательства! Смело обращайся к помощи взрослых-учителей и родителей. Пусть тебя не пугает, что ты прослывешь ябедой. В таких ситуациях без помощи взрослых не справиться! Твои родители обязаны тебя защитить! Они найдут способ воздействовать на обидчиков — пойдут к директору, выступят на родительском собрании. А учитель будет следить, чтобы все дети вели себя по отношению друг к другу честно.
Статья предоставлена издательством «Аванта»