Как называется кнопка на радиостанции
Краткое описание органов управления и режимов работы. Назначение кнопок на органе управления. Виды радиосвязи
Страницы работы
Содержание работы
Краткое описание органов управления и режимов работы.
Управление радиостанцией осуществляется с помощью одного или другого пультов ПУ, которые имеют органы управления, индикацию и микротелефонную трубку МТТ с тангентой управления прием/передача.
Для включения радиостанции необходимо включить на пульте машиниста тумблер «РС» р/с РВС-1 (тумблер включения остался прежним) и убедится, что тумблер на блоке основной РС также находится в положении «включено».
Назначение кнопок на органе управления.
Кнопка « КВ » – кнопка выбора диапазона КВ. При нажатии включает режим работы в диапазоне КВ, при этом индицируется свечение индикатора ОТ/ЗК напротив клавиши «КВ» и увеличивается размер шрифта надписи диапазона на жидкокристаллическом индикаторе. Кроме того, зажигается индикатор соответствующего номера рабочего канала (1-й или 2-й, в нашем случае будим использовать только 1-й канал поездной РС). Если пульт находится в режиме управления КВ диапазоном и в состоянии закрытого канала (горит индикатор ОТ/ЗК красного цвета), то нажатие кнопки «КВ» изменяет состояние канала на открытый (загорается индикатор ОТ/ЗК зеленого цвета).
Кнопка « УКВ » – кнопка выбора диапазона УКВ (ман. р/с). При нажатии включает режим работы в диапазоне УКВ. При работе в диапазоне УКВ индицируется свечение индикатора ОТ/ЗК и увеличивается размер шрифта надписи диапазона на жидкокристаллическом индикаторе. Кроме того, зажигается индикатор соответствующего номера рабочего канала (1-й, 2-й или 3-й). Если пульт находится в режиме управления УКВ ПРС в состоянии закрытого канала (горит индикатор ОТ/ЗК красного цвета напротив кнопки «УКВ»), то нажатие и отпускание кнопки «УКВ» изменяет состояние канала на открытый (загорается индикатор ОТ/ЗК зеленого цвета).
При работе радиостанции в режиме УКВ, нажатие кнопки «УКВ» включает режим выбора/индикации рабочей группы каналов УКВ, а при нажатии и удерживании кнопки «УКВ» индицируется свечением индикатора поля клавиатуры КАНАЛ номер выбранной группы каналов (в нашем случае будет использоваться 2-е группы каналов). Если, удерживая кнопку «УКВ», нажать на клавишу номера, то будет выбрана соответствующая группа каналов. В пределах группы каналов УКВ переключение канала от 1 до 3 производится только нажатием кнопок 1,2 или 3.
Первая группа каналов УКВ диапазона:
— 1-й канал ( 154,000 ) – ст. Владимир «Горка», Боголюбово, Ковров (Ковр-Гр.).
— 2-й канал ( 153,950 ) – ст. Владимир, Ковров, Федулово, Курлово.
— 3-й канал ( 151,775 ) – ст. Владимир «Рязанка».
Вторая группа каналов УКВ диапазона:
— 1-й канал ( 152,900 ) – ст. Юрьевец, Новки 1-2, Гусь-Хрустальный.
— 2-й канал ( 152,950 ) – ст. Ундол, Петушки
— 3-й канал ( 153,000 ) – ст. Улыбышево, Вязники.
Для перехода из режима работы УКВ на режим поездной р/с КВ и обратно необходимо нажать на органе управления РС соответствующие кнопки «КВ» или «УКВ», при этом включается ранее установленная группа диапазона от 1 до 3.
Кнопка « F » – клавиша функций. При первом нажатии включается подсветка индикатора пульта и регулировка громкости динамика пульта кнопками « ». При втором нажатии включается меню тестов контроля р/с (ТЕСТ1 – внутренний самоконтроль радиостанции). При третьем нажатии включается меню режима СРС – ПРС. Подсветка гаснет автоматически после осуществления настроек.
Кнопки поля КАНАЛ (1-3) служат для переключения номера канала и номера рабочей группы каналов.
Индикаторы пульта управления предназначены для отображения состояния р/с и имеют следующие состояния:
Индикатор ПМ/ПД – показывает состояние прием/передача в соответствующем диапазоне КВ или УКВ. Зеленое свечение соответствует наличию сигнала приема, отсутствие свечения – соответствует отсутствие сигнала, красное свечение индикатора соответствует состоянию ПЕРЕДАЧА.
Индикатор ОТ/ЗК – отображает состояние канала приема выбранного диапазона. Зеленое свечение индикатора напротив соответствующей кнопки (КВ или УКВ) показывает выбранный диапазон частот для данного пульта управления и соответствует состоянию ЗАКРЫТЫЙ КАНАЛ (ОТ). Красное свечение соответствует состоянию ЗАКРЫТЫЙ КАНАЛ (ЗК). Изменить состояние ОТ/ЗК в режиме ПРС можно однократным нажатием клавиши уже выбранного диапазона (КВ или УКВ) или снятием трубки МТТ на держатель пульта. Кроме того, изменение состояния ЗАКРЫТЫЙ КАНАЛ на ОТКРЫТЫЙ происходит при приеме из радиоканала вызова ЛОК.
1) ПРС – поездная радиосвязь, используется: в КВ диапазоне всегда, а в УКВ диапазоне – по выбору.
2) СРС – станционная радиосвязь, используется только в УКВ диапазоне при маневровой работе.
Отличие ПРС от СРС заключается в состоянии канала приема: в СРС канал приема всегда открыт, а в ПРС – канал открывается:
— при снятии трубки МТТ с трубкодержателя пульта ПУ;
— по поступлению сигналов вызова локомотива (через 15 сек. после приема вызова радиостанция автоматически переходит в режим закрытого канала, если не будет снята трубка);
— по первому нажатию клавиши диапазона «КВ» или «УКВ», при этом напротив клавиши диапазона должен загореться зеленым светом индикатор ЗК/ОК. Повторное нажатие на клавишу диапазона приводит к закрытию канала приема, при этом индикатор ЗК/ОК начинает светиться красным светом.
При внезапном выходе из строя (отказе) р/с РВС-1 необходимо проверить исправность 2-х плавких предохранителей установленных на основном блоке р/с, при неисправности одного из них будет светиться соответствующий красный сигнализатор (установлен рядом с плавкими предохранителями слева). Если выявить причину отказа р/с не удалось, то можно возобновить работу штатной радиостанции. Для этого:
1) выключить питание р/с;
2) возобновить подсоединение штепсельных разъемов к пультам управления штатной р/с;
3) переключить выключатели на блоках антенных разветлителей в положение штатной р/с (установлено 2-а блока);
Все о рации CB: зачем слушать разговоры водителей, как пользоваться и как остаться в эфире человеком?
Наверное, все знают, что дальнобойщики активно пользуются рацией CB (аббревиатура Си-Би, получившая свое название от англ. Citizen`s Band, что в переводе на русский означает «гражданский диапазон»). И многим становится интересно: о чем говорят между собой водители? Может, это интересно и обычным автомобилистам? Да, иногда полезно. А иногда — нет. А то и просто непонятно, потому что не каждый знает, как на трассу попали «кактус», «бедуин» и при чем тут «контрабас».
Зачем нужна «си-бишка»?
И все-таки, есть ли какой-то смысл обычному водителю ставить в машину рацию и слушать эфир дальнобойщиков или даже самому в нем участвовать? Да, есть.
Тут хотелось бы внести важную ремарку: сейчас речь пойдет о трассе. В городе есть свои особенности, о которых расскажем чуть ниже.
Итак, что интересного можно услышать на «пятнадцатом канале»? Как ни странно, но первое, что может шокировать нежного и неподготовленного автолюбителя, так это трехэтажный мат. Да, он есть. И это стоит учитывать, если едете всей семьей куда-нибудь на юг и в машине сидят дети. Правда, иногда есть смысл сообщить в эфир, что в салоне с вами едут маленькие уши, которые пока не готовы слышать столько речевых фиоритур полового значения. Это действительно работает (если сообщить вежливо, а не в стиле «эй, вы, заткнитесь»). Есть и другой способ: попросить выдать в эфир несколько слов свою жену (ну, или спутницу, с которой вы едете тайно от жены). После этого речи дальнобойщиков смогут позавидовать российские дворяне XlX века, потому что водители — это совсем не толпа быдла, как многие почему-то думают, а такие же нормальные люди. Часто — хорошо воспитанные и культурные. И при женщине они ведут себя достойно.
По рации можно услышать предупреждения о пробках и о «засадах» ГИБДД. Впрочем, это уже не так актуально: сейчас почти все берут с собой навигаторы или едут по навигации с телефона, где указаны и пробки, и расположение камер видеофиксации.
В целом больше ничего интересного для обычного автомобилиста в прослушке чужих разговоров нет. Слушать про пункты весового контроля, очереди на таможню или в какой-нибудь терминал — это неинтересно и не слишком-то полезно. Но ведь рацию можно не только слушать, в нее можно и говорить!
А вот тут «си-бишка» действительно полезна. В эфире можно задать практически любой вопрос (неглупый, естественно) и получить на него толковый ответ. Можно спрашивать о том, где лучше или ближе заправиться, где безопасно встать на ночевку или пообедать. Можно спросить и о работе дэпээсников с передвижными камерами (их, например, много в Татарстане) или о выборе более удобного маршрута. Дальнобойщики могут поделиться инструментом или не дать замерзнуть зимой на обочине. И вместе с тем есть пара вещей, о которых просить практически бесполезно: поделиться бензином или сгонять с канистрой до заправки. С первым вопросом все просто: все грузовики — дизельные, бензина у них нет. Вот солярку вам, скорее всего, сольют. Хотя бы литров пять-десять, чтобы доехать до заправки — для грузовика это совсем немного. Но сделать это лучше быстро, потому что время — самый ценный ресурс дальнобойщика. И, кстати, именно по этой же причине желающих отвезти вас с канистрой до заправки и вернуть назад, скорее всего, не найдется. К тому же «обсохнуть» сегодня на федеральной трассе в центральной части России сможет только исключительно талантливый человек, которого другие и за водителя не посчитают. Заправок много, и бесконечно ехать «на лампочке» — это занятие для отважного, но не слишком умного человека. Таких на дорогах просто не уважают. Правда, иногда им все-таки помогают. Из жалости. Ну, или ради смеха.
В городе рация CB работает иначе. Там практически нет смысла выходить на «дальнобойную» частоту 27,135 МГц. В городах часто есть свои автомобильные частоты, где в эфире сидят члены клубов, форумов, обществ и прочих организаций энтузиастов. Часто, кстати, весьма интересных. В городских каналах можно намного проще узнать особенности местных отелей, заправок и стоянок. Тут же часто транслируют данные о пробках, перекрытых улицах и прочих полезных водителю вещах. Нюанс: если хотите использовать рацию на городском канале, придется заранее узнавать его частоту.
Как правильно вести себя в эфире?
Как я уже говорил, мат в эфире — вещь нормальная. Но это не значит, что там царят постоянный хаос, беспредел, Содом и Гоморра. В эфире, несмотря на особенности лексики, есть свои жесткие правила, которые всегда соблюдаются. Первое из них — разговаривать нужно вежливо. И уж тем более не хамить и не нарываться на «разборки». Поверьте, если перегнуть палку, можно «ответить за базар» на полную катушку. К тому же это просто некрасиво.
Правила вежливости не допускают засорения эфира долгой частной болтовней с интересным собеседником. Если есть желание с кем-то поговорить «с глазу на глаз», уходите на другую частоту (обычно ее выбирают по договоренности с собеседником на канал-два выше или ниже пятнадцатого). Никогда не встревайте в чужой разговор и не перебивайте собеседника. Это просто бесполезно: у симплексной связи, при которой информация передается только в одном направлении, есть свои особенности. Пока один абонент не закончит передачу, другому нет смысла говорить ему что-то в ответ: первый все равно ничего не услышит. Так что молча ждем, потом отвечаем.
Водители ценят и любят правильное обращение. Если вопрос не относится к кому-то лично, то можно обратиться просто «ребята». Если хотите сказать что-то конкретному человеку (например, сообщить ему о потухшем «габарите»), то лучше назвать номер (регистрационный знак) его автомобиля или прицепа. Желательно — с указанием региона, это лучше привлекает внимание.
В принципе, соблюдения этих правил для начинающего пользователя «си-бишки» вполне достаточно. Ну а профессиональные водители знают их и без нас. Поэтому перейдем к самому интересному вопросу: а как поставить такую рацию на свою малолитражку?
Все дело в антенне!
Я не буду давать каких-то советов по выбору рации. Тут может быть разными и бюджет (хорошая рация — штука дорогая), и цель ее установки (не каждый захочет ради короткой поездки на Черное море поставить рацию за 15 тысяч рублей и спрятать ее так, чтобы наркоманы не сперли ночью на парковке). Раций много, для эстетов есть приборы, корпус которых сделан «под дерево», есть совсем недорогие комплекты. Так что «ищите и обрящете». Но не забывайте, что хотя большинство раций работают от 12 вольт, есть и такие, которые можно подключить только к 24-вольтовой сети (у грузовиков как раз такая бортовая сеть). Правда, можно купить какой-нибудь преобразователь, но смысла в нем нет: как я уже сказал, большинство раций как раз 12-вольтовые.
В интернете растиражировано мнение о том, что запитывать рацию надо обязательно отдельным проводом к АКБ. Это не совсем так. Подключить можно и через обычное гнездо прикуривателя: потребляемый ток рации редко превышает 5 ампер, а запас у прикуривателя обычно 15 А. Предохранитель надо ставить нормальный, который действительно перегорит в случае замыкания, а не сожжет машину, оставшись на пожарище единственным несгоревшим элементом. И уж тем более нельзя использовать разветвители разной степени паршивости. Все-таки ток значительный, а какие сейчас продают разветвители, вы знаете без меня. Обычно — поганые. Поэтому если в дороге надо заряжать телефон, навигатор или что-то еще, то лучше действительно кинуть на рацию отдельный провод от аккумулятора. И на всякий случай в этой ситуации есть смысл в плюсовую сторону поставить предохранитель на 10 А — лишним он там не будет.
У современных машин 12-вольтовых розеток обычно больше, чем родственников у жены, поэтому необходимости «колхозить» проводку для рации нет.
При подключении антенного кабеля надо помнить одну вещь: его ни в коем случае нельзя резать или укорачивать! Тащите его через всю машину, но не обрезайте. Саму антенну придется выбирать не самую дешевую. Чем антенна длиннее, тем она дороже. Метровая антенна — деньги на ветер, поэтому придется раскошелиться на антенну длиной около двух метров.
А вот дальше начинается самое интересное: антенну нужно настроить. Точнее — ее длину. А сделать это можно только со специальным прибором — КСВ-метром (измерителем коэффициента стоячей волны). Стоит он в пределах тысячи рублей (конечно же, китайский), дороже покупать его смысла нет. Как им пользоваться — лучше прочитать в инструкции. Ничего сложного в КСВ-метре нет: его надо будет включить в цепь антенны и, изменяя длину антенны, добиться показателя коэффициента стоячей волны, близкого к единице. КСВ может быть в пределах от 1 до 1,5, но чем ближе к 1, тем лучше.
Само собой, возникает вопрос: да на фиг мне этот КСВ-метр и танцы с бубном? Неужели нельзя это сделать как-то проще? Конечно, можно. На любой крупной стоянке дальнобойщиков есть магазинчик с такими рациями. Там же обычно можно отремонтировать или установить рацию и настроить антенну. Так что если не хочется покупать КСВ-метр, то добро пожаловать на стоянку с магазином раций.
Как настроить «си-бишку»?
Тот самый известный всем 15-й канал правильно называется C15EA на частоте 27,135 МГц. Что означают буквы в названии?
«С» — это названии сетки. Понятие сетки появилось в результате эволюции частот. Большинство раций не показывают частоту — слишком много цифр. Изначально они были настроены на 40 предустановленных частот. Со временем этого перестало хватать, и их количество увеличили до двухсот. 200 каналов разбили на пять групп по 40 каналов, присвоив каждой из групп свой буквенный индекс A, B, C, D и E. Саму же группу стали называть сеткой. Тот самый изначальный канал оказался в центральной сетке с индексом С, ну а номер канала с частотой 27,135 МГц остался под номером 15. Отсюда — С15. Поехали разбираться дальше.
Буква «Е» означает «Европа». «Гражданский диапазон» (на английском — как раз те самые буквы CB, Citizen`s Band) начинается с частоты 26,965 МГц и идет с шагом частоты, кратным 10 КГц. Собственно, соседние частоты — это и есть соседние каналы сетки. Такое деление принято называть «Европой», «европейской», поэтому в названии канала используется буква «Е». Кстати, изначально была немного другая сетка, которую на сленге называли «Россия» или «нули». Иногда — «Польша». Сейчас ее дальнобойщики не жалуют, а вот радиолюбители пока еще ею пользуются.
Осталась последняя буква — «А». Она означает, что в сигнале используется амплитудная модуляция АМ. Честно говоря, я не могу сказать точно, почему в среде водителей популярность завоевала именно амплитудная модуляция. Но факт остается фактом — она наиболее востребована. Иногда используют и частотную модуляцию FM, иногда — даже однополосную (SSB), но если хотите найти общий язык с дальнобойщиками, то придется работать в АМ.
Итак, чтобы выйти в эфир, достаточно лишь включить 15-й канал на сетке С в режиме АМ. Правда, есть одно но: у некоторых раций почему-то своя собственная система обозначения сеток, поэтому С не всегда С. Иногда это может быть и D, и что-то другое. Придется искать.
Нельзя не затронуть еще одну тему в настройке рации — шумоподавление. Не секрет, что амплитудная модуляция предполагает большое количество помех. Для их устранения в рациях есть специальная система. И вот с регулировкой «шумодава» иногда здорово ошибаются.
Принцип работы у него простой: он отсекает слабые сторонние сигналы, которые в эфире выглядят помехами. А вот то, что считать такими сигналами, обычно задают вручную, изменяя порог этих сигналов. В идеале, конечно, рация должна молчать (если вы с кем-то не переговариваетесь). В реальной жизни такого не бывает. Если вы «слышите» тишину, значит, «шумодав» работает слишком хорошо. И само собой, он отсекает и просто слабые, но вполне нормальные сигналы. Как не ошибиться с регулировкой «шумодава»? Тут есть два простых совета: не регулировать его по близко стоящей машине (там уровень сигнала будет очень высоким, а когда она уедет, в эфире будет почти постоянная тишина) и не реагировать на кратковременные посторонние шумы от трамвая или опоры линии электропередачи. Да, они «фонят» сильно, но лучше их перетерпеть, чем выкрутить ручку шумоподавления и оглохнуть совсем. В принципе, источники помех есть и в той же самой машине, в которой стоит рация. В легковом автомобиле это в первую очередь генератор. Вот его фона быть не должно.
деально было бы настраивать шумоподавление одновременно с чувствительностью приемника. Тогда оба параметра можно выставить очень качественно, но для этого нужны опыт и знание особенностей собственной рации.
Как я уже говорил, стоимость раций может сильно отличаться. Самые доступные (например, MegaJet MJ-50 или Midland M-ZERO Plus) можно купить всего за 3500 рублей. Вот только надо ли? Рации вполне рабочие, но недостатков хватает. И «шумодавы» частенько работают некорректно, и звук со своего динамика обычно просто никакой. Из плюсов — небольшие размеры. Собраны недорогие рации тоже неважно, ремонту поддаются с трудом. Но для любителя они часто вполне пригодны.
Midland M-ZERO Plus
Если планируете пользоваться рацией серьезно и долго, то лучше поискать что-нибудь посолиднее. Например, MegaJet MJ-450 или 600, Optim 778 или что-то другое тысяч за семь-восемь. Но будьте готовы к тому, что более дорогие рации имеют более высокую потребляемую мощность, особенно в режиме передачи. Нужно быть уверенным в бортовой сети своего автомобиля, чтобы ставить себе такие устройства. В противном случае можно остаться с севшим аккумулятором. Кроме того, иногда они здорово греются — это тоже надо предусмотреть и учитывать при установке рации в машину.
Более дорогие рации используют те, кто без них себе жизни не представляет, а значит, в наших советах не нуждается. Начинающим радиолюбителям тратить 12-20 тысяч на такие «сибишки» смысла нет.
Лучше не пожалеть денег и к своей рации купить хорошую антенну — ее качество не менее важно, чем качество самой рации.
Как я уже говорил, недорогие короткие антенны нам не подойдут: толку от них мало. Поэтому всякие 45-сантиметровые «Триады» за 700 рублей — это выброшенные деньги. Нормальные антенны стоят от 2,5-3 тысяч рублей и длина их должна быть хотя бы не менее 1,5 метра. Обратите внимание на характерную деталь: по способу установки антенны бывают магнитными и врезными. Для установки второй антенны придется сверлить кузов автомобиля. А это не всегда хорошо. Тем временем антенна на магните с такими же характеристиками обычно стоит дороже врезной (ее проще ставить и можно снимать без последствий для кузова). Так что тут придется думать: то ли переплачивать за магнит, то ли сверлить дырку, то ли изобретать свое крепление для врезной антенны.
Вариант установки врезной антенны на крышу легкового автомобиля
И последнее: не все антенны хорошо работают со всеми рациями. Иногда желательно хорошенько «покурить» тематический форум (коих множество) и выяснить у более опытных пользователей, с какой антенной ваша рация будет работать лучше всего. Умный совет часто позволяет сэкономить и деньги, и нервы.
Все, что нужно знать CB-рациях.
Эта статья не претендует на справочник по CB, мир радио очень широк и многогранен, эта статья предназначена для автопутешественников, которые установили или еще только собираются установить в свой автомобиль рацию гражданского диапазона в простанародии CB(Си-Би) — CitizenBand, так же известного как 27 МегаГерц.
Организуя автопутешествия и соревнования на автомобилях, я столкнулся с рядом проблем, появившихся в основном из-за того, что участники, хоть и установили в своем автомобиле рацию и даже научились выходить в эфир, но так и не представляют что это такое, как им пользоваться и как добиться максимальной пользы от установленного аппарата.
Возьмите инструкцию от аппарата и положите ее в автомобиль:даже если вы освоите все описанное в этой статье в полном объеме – нет никакой гарантии, что в какой то момент, вы случайно не задействуете какую-то сложную функцию, например репитера, каким-нибудь не тривиальным и сложным нажатием клавиш, и фактически останетесь с исправным и работающем аппаратом по которому связаться не сможете. Не стоит уповать на свою память, зачастую хитрые комбинации, применяемые производителями аппаратов настолько необычны, что догадаться о них просто не представляется возможным. Кроме того например при отключении аккумулятора рация может сбросить свои настройки.
Еще один важный момент, на который хочется обратить внимание: подключенную к рации антенну необходимо согласовывать с аппаратом (Настраивать КСВ). Если этого не сделать, то качество связи может оказаться посредственным, а иногда даже плохим.
Ну и в завершении вступительной части статьи хочется сообщить, что не так давно вступило в силу постановление согласно которому радиостанции гражданского диапазона 27 МГц исключены из перечня средств связи подлежащих обязательной регистрации. То есть регистрация на рации не требуется.
Частота, канал, сетка.
Основным средством настройки аппарата является частота, настроившись на правильную, вы уже сможете что-то слышать и передавать, но на нее надо еще настроиться, вот здесь то и кроется множество подводных камней. Казалось бы чего там, рация должна быть не сложнее приемника автомагнитолы, но не тут-то было…
Начнем с того, что большинство раций не имеют прямого отображения рабочей частоты, а скрывают ее под магическими номерами каналов, которые выглядят например так “21 D”. Изначально Гражданский Диапазон был поделен на 40 каналов. Работать с прямым отображением частоты из 5ти знаков неудобно и поэтому все возможные каналы пронумеровали с 1 по 40.
Диапазон развивался очень бурно и ввиду того, и очень скоро 40 каналов стало мало, он был расширен до 200 каналов, по 80 каналов в сторону более низких частот и более высоких. Чтобы сохранить совместимость с прежним обозначением частот, было введено деление каналов на так называемые “сетки” по 40 каналов. Изначальный диапазон в 40 каналов было принято считать “Центральной сеткой” и он обозначается буквой C. Диапазоны ниже получили обозначения A и B, выше, Dи E. В результате и появилось общепринятое сейчас обозначение типа “21D” — где 21 это номер канала, D это сетка частот. Таким образом, чтобы настроиться на нужную частоту необходимо правильно выставить номер канала и сетку.
Вроде бы все просто и понятно, но тут кроется главная головная боль и самая распространенная ошибка… Производители радиостанций, в погоне за увеличением возможностей раций начали наращивать количество каналов, выходя за рамки Гражданского Диапазона. Современные радиостанции в своем арсенале имеют до 600 каналов, работая в диапазоне от 25 до 30 МГц! Казалось бы, можно только радоваться, ан нет, приходится чуть ли не плакать, поскольку на таких радиостанциях сетки начали “сползать” и гарантии того, что выставив две одинаковые комбинации из букв и цифр на двух разных радиостанциях вы окажитесь на одной частоте – нет! Большинство проблемных радиостанций имеют лишь смещение по сеткам частот, так например на очень распространенных радиостанциях Megajetи Alanцентральная сетка обозначена как Dили даже E.
Выясните какая буква соответствует центральной сетке частот на вашем аппарате, выясните и запомните каково смещение от общепринятого стандарта на вашем аппарате. (а лучше запишите на специальную шпаргалку и разместите ее в доступном месте, например под солнцезащитным козырьком или в виде наклейки на саму радиостанцию)
Cтарайтесь не употреблять буквенное обозначение сеток, а оперируйте такими понятиями, как “Центральная сетка” и “На одну (две, три) сетки выше (ниже) центральной”
Если вы общаетесь с людьми слабо понимающими в области CB-Связи, вместо понятия “центральная сетка” можно задавать понятие “Сетка, где работают дальнобойщики”, как правило это помогает.
Самый “клинический” вариант мне встретился с рацией марки Intek. Здесь производитель вообще не стал заморачиваться на сетки, они просто пронумеровали каналы с 1 по 99. Каналы, конечно, попадают в частотный диапазон, но по закону левой ноги инженера-разработчика. Самый простой способ настройки такой станции – это таблица соответствия номера канала на рации с общепринятыми каналами диапазона.
Еще одним подводным камнем может стать способ переключения сеток. Не у всех радиостанций кнопки изменения каналов, дойдя до 40 канала (или до 1 при переключении вниз по диапазону) переходят на следующую сетку, в большинстве случаев вы будете переключать каналы по кругу в пределах заданной сетки. Хорошо если в вашей станции есть кнопка переключения сеток (на большинстве станций называется Band), очень многие производители (в том числе всеми любимый Megajet) задают эту функцию на хитрую комбинацию кнопок, которая еще и от модели к модели меняется.
Выясните и запомните способ переключения сеток на вашем аппарате. Если он не простой запишите его. Самый лучший вариант – сделать небольшую наклейку на самой рации, чтобы каждый раз не искать инструкцию.
Кроме того, функция переключения сеток может быть вообще отключена, и включаться сервисным нажатием на какую-то просто невообразимую комбинацию кнопок, поворотов ручек и ударов в бубен. Это связано с тем, что в некоторых странах, куда поставляются эти станции, законодательно разрешена для гражданского использования лишь центральная сетка частот. По тем же соображением бывает ограничена и мощность передатчика. Приобретая радиостанцию, поинтересуйтесь о таких ограничениях у продавцов.
Еще одним подводным камнем является существование радиостанций разного стандарта, советского и европейского. Сейчас общепринят европейский стандарт, и встретить рацию советского стандарта можно только у заядлых радиолюбителей, но некоторые модели раций имеют функцию переключения в советский стандарт. Между каналами стандартов имеется смещение на 0.005 МГц. Если рация работает в советском стандарте, то вы будете слышать других абонентов и они смогут слышать вас, но качество связи будет очень плохим, с помехами, малой дальностью и не разборчивой речью.
Если у вас есть проблемы с качеством связи – убедитесь, что ваша радиостанция работает на европейском стандарте (как – читайте инструкцию на аппарат). В случае если ваша станция имеет возможность перехода между стандартами, запомните как переключать их, а лучше запишите.
Выбор рабочей частоты
Одним из самых распространенных заблуждений является мнение, что 40 каналов будет достаточно. Как показывает практика, центральная сетка забита полностью, и чтобы спокойно ехать колонной и не слушать разговоры таксистов и мат дальнобойщиков необходимо уйти из центральной сетки. В погоне за выбором канала не стоит забывать о том, что большинство антенн согласованы на работу с рацией на частотах именно центральной сетки, и если у вас не выполнено специальное согласование на специфические частоты то, чем дальше вы уходите от центральной сетки, тем ниже будет КПД (а соответственно и дальность связи), но в любом случае, смещение на одну сетку из центральной оправдано всегда – в этом случае дальность связи компенсируется более низким уровнем помех. Из-за большого количества радиостанций, работающих на частотах центральной сетки, образуется высокий фоновый уровень – вы не слышите рации находящиеся очень далеко, но даже за сотни и тысячи километров помехи от них доходят до вашего приемника и мешают устойчивой связи на значительном удалении.
Если вы двигаетесь плотной колонной, и дальность связи не является критическим параметром, то тогда имеет смысл смещаться как можно дальше. Но самым оптимальным вариантом перед долгой совместной поездкой является выбор самой далекой частоты от центральной сетки, на которой технически могут работать все рации в группе и специальная настройка (согласование) антенн на данную частоту.
Итак мы разобрались как настроиться на нужную нам частоту, но это еще не все настройки. Необходимо выбрать Модуляцию. Я не буду вдаваться в подробности (кому интересно, возьмите школьный учебник физики), в понятном объяснении модуляция — это тип кодирования вашей речи. Модуляций в рациях CBвсего два типа Амплитудная (AM) и Частотная (FM). Амплитудная имеет лучший показатель дальности связи, а частотная лучшее качество передачи сигнала.
При неправильном выборе модуляции, (если одна рация работает на FM, а другая на AM) то абоненты слышать друг друга будут, но сигнал будет тихим и разборчивость речи будет очень низкая.
Как правило, производители радиостанций уделяют данной функции очень пристальное внимание. Кнопка или переключатель модуляции обычно подписаны и переключаются без труда и сложных комбинаций.
Если вы плохо слышите абонента, не можете разобрать его речь – попробуйте переключить модуляцию, возможно ваши рации настроены на разные модуляции.
При выборе модуляции для работы старайтесь пользоваться Частотной. Амплитудная имеет смысл только лишь на предельной дальности связи, когда удаление между абонентами такое, что сигнал принимается, но разобрать речь не представляется возможным из за помех. Заранее договоритесь с другими абонентами своей группы о переходе на Амплитудную модуляцию в таком случае.
Иногда, среди опытных пользователей CB-Связи можно услышать такое выражение, как “Плохая модуляция”, чаще всего такое можно уже услышать после того, как выяснено, что модуляция на всех аппаратах настроена правильно. Это означает, что сигнал плохо кодируется. Может это возникать по нескольким причинам, одна из них неисправность или плохое качество самой станции или микрофона. Во время поездки сделать с ней ничего нельзя, но бывают и другие причины плохой модуляции. На некоторых станциях есть регулировка чувствительности микрофона (MicGain) – необходимо правильно ее настроить. Так же возможно вы слишком близко подносите микрофон ко рту.
Если на вашем аппарате присутствует регулировка чувствительности микрофона (MicGain), настройте ее при помощи другого абонента. Для начала произведите грубую настройку: выкрутите ручку на минимум, и начинайте в эфир считать от 0 до 10, постепенно прибавляя чувствительность таким образом, чтобы 10 оказалось на максимуме. Второй абонент должен слушать и сообщить вам на какой из цифр качество вашего звучания было наилучшим. Выставите регулятор на это значение и произведите более тонкую настройку в этой области откручивая немного в + и – от этого значения и произнося различные фразы или счет уже более длительно. Пусть другой абонент сообщит вам когда вы звучите лучше.
Если у вас нет регулировки чувствительности микрофона, то того-же эффекта можно добиться удалением или приближением микрофона (тангенты) ко рту. При помощи другого абонента попробуйте удалять или приближать микрофон с одновременным счетом, пусть другой абонент скажет, когда разборчивость речи была наилучшая. Старайтесь впредь держать микрофон на таком удалении ото рта.
Не говорите прямо в микрофон, лучше, если вы будете говорить в плоскости параллельной расположению мембраны микрофона, как бы мимо нее. Это позволит избежать резких зашкаливаний сигнала на некоторых звуках и общая разборчивость будет лучше.
Для отсекания этих фоновых помех абсолютно на всех рациях существует функция шумоподавления. Работает функция по пороговому значению – вы задаете уровень, все что ниже – считается шумом (помехами) и на динамик не выдается.
Для правильной настройки уровня шумоподавления, выкрутите ручку регулировки на минимум – вы услышите помехи. Теперь очень плавно поворачивайте ручку регулировки в сторону увеличения, как только динамик замолчит – это и есть правильная настройка.
Чаще всего у новичков можно встретить “передавленный” шумодав, когда уровень отсекаемого сигнала установлен слишком высоко и отсекаются не только помехи, но и некоторые абоненты. Такое происходит как правило в следствии некоторых ошибок. Первая – это небрежное отношение к настройке: абонент крутанул ручку, но выставил ее изначально слишком высоко, связь между машинами на стоянке проверили, она работала, а когда чуть разъехались, сигнал удаленного абонента уже начал считаться помехами. Вторая ошибка – забыл вернуть назад после прохождения зоны с высокими помехами. Такое часто встречается, когда машины двигаются по трассе и проезжают под линиями ЛЭП, где наводится высокий уровень помех. Въезжая под ЛЭП абонент увеличил порог, а при выезде забыл вернуть в оптимальную настройку. Зачастую помехи под ЛЭП могут быть настолько высоки, что легко перекроют уровень сигнала других абонентов находящихся на расстоянии в несколько сот метров!
Не пользуйтесь шумодавом для подавления кратковременных помех, исходящих от таких объектов как ЛЭП или троллейбус, лучше уменьшите громкость, так, чтобы слышать эти помехи но они бы вам не “били по ушам”. Тогда если вы забудете вернуть настройку, все равно гарантированно услышите другого абонента, и даже если не расслышите его из за низкой громкости, то всегда можно попросить повторить информацию, а если передачу абонента отрежет шумодав, вы не узнаете, что в эфире что-то происходит.
Периодически проверяйте настройку шумодава, делая легкое движение в сторону уменьшения уровня, если вы не услышили помехи, значит шумодав настроен на оптимально, произведите повторную настройку!
В некоторых радиостанциях присутствует функция автоматического шумоподавления. Автоматически определяет уровень помех, и в случае резкого изменения сигнала включает динамик. В большинстве раций работает ужасно и скорее приносит больше вреда, чем пользы (Это мой личный опыт, навязывать его не хочу, каждый пусть определяется сам, но на первых порах крайне советую не пользоваться этой функцией). Основные минусы заключаются в том, что чувствительность такого автомата очень низкая и динамик включается только на очень качественный сигнал. Кроме того автоматически шумодав очень инертный и включает динамик очень поздно и начало фразы, как правило, отсекается, так же любит неожиданно выключать динамик, считая кратковременное уменьшение уровня сигнала за окончание передачи.
Для определения включен ли автоматический шумодав выкрутите ручку ручного шумодава на минимум. Если помех вы не услышали – значит работает автошумодав.
Чувствительность приемника
На некоторых моделях радиостанций есть функция регулировки чувствительности приемника. При помощи нее можно лучше настраиваться в условиях сильных помех или в условиях слабого сигнала другого абонента. Я не буду касаться тонкостей этих настроек, это относится уже скорее к радиолюбителям, скажу лишь одно, что уровень чувствительности должен быть настроен таким образом, чтобы правильная настройка уровня шумоподавителя находилась приблизительно в середине диапазона регулировки.
Для настройки чувствительности приемника выставите ручку чувствительности в минимальное значение, а шумоподавителя в среднее положение. Плавно поворачивайте ручку чувствительности до появления помех. Произведите настройку уровня шумоподавления.
В радио эфире есть несколько правил, которых стоит придерживаться. Вот несколько правил и советов, которые помогут новичку в общении в радиоэфире:
Для начала работать в эфире принято под позывными. Официально позывной выдается при регистрации радиостанции, но его применимость весьма сомнительна и все работают, как правило, под вымышленными. Если у вас возникла трудность с выбором позывного, то можете воспользоваться своим именем, добавив к нему например цифры гос. номера автомобиля, чтобы не было путаницы, например “Вася-833”.
Выходить в эфир можно только убедившись, что другой абонент не ведет вещание в это время. Даже если вам нужно связаться с абонентом, который находится в зоне видимости, а в это время на волне ведет передачу удаленный абонент, со слабым сигналом, то выходить в эфир нельзя, т.к. принимать удаленного абонента может кто-то рядом с вами, и для него вы перекроете своей передачей удаленного абонента.
Прежде чем начать говорить в эфир, выдержите секундную паузу после нажатия на кнопку “передача”, в противном случае начало вашей фразы может быть срезано шумодавами на некоторых радиостанциях.
Вызывать другого абонента принято по схеме “Петя-371 ответь Васе-833”, но для упрощения принято опускать слово “ответь” и получается кратко “Петя Васе”. При этом абонент которого вызывают должен ответить “Петя слушает” или что-то аналогичное. Только после того, как вызываемый абонент ответил о готовности к приему, следует начать передачу информации для этого абонента. Не стоит выдавать информацию для Пети не убедившись в его готовности к приему, он может быть чем-то занят, или временно уменьшить громкость станции, чтобы кто-то в салоне мог поговорить по телефону.
По правилам радиосвязи, в конце передачи следует говорить “прием”, но сейчас, для упрощения, уже так никто не делает и этим правилом пренебрегают в большинстве случаев.
Не стоит перебивать другого абонента, даже если вы поняли все, что он хотел донести до вас. Он никого не услышит, пока не закончит передачу. Таков принцип симплексной связи.
При движении в колоне не стоит забивать эфир длинными передачами и анекдотами – вы можете не дать головной машине сообщить вовремя об опасности!
Если появилась срочная информация, которую необходимо передать безотлагательно, а эфир занят разговорами других абонентов, то в перерыве, когда один абонент закончил вещание, а второй еще не начал, стоит четко и резко сказать в эфир “Брэк” (Break). После чего следует убедиться, что эфир освобожден и начать передачу срочной информации. Соответственно если вы услышали в эфире команду “Брэк”, следует незамедлительно прекратить передачу.
Если при общении с несколькими абонентами произошло накрывание (Два или более абонентов стали производить одновременное вещание) и разобрать передаваемую информацию не получилось: Дождитесь окончания вещания всех абонентов, сообщите в эфир, что произошло наложение и предложите повторить информацию какого-то конкретного абонента. Какого определите сами, возможно до этого вы обращались к кому-то конкретному, или знаете чья информация может быть более актуальна, или же вы услышали, кто начал говорить первым, до того, как на него наложился второй абонент.
Никогда не включайте дальнобойную волну (15C AM), если в салоне находятся дети и дамы. Дальнобойщики матом не ругаются – они на нем разговаривают. Если есть необходимость работы на этой волне – воспользуйтесь наушниками, во всех радиостанциях есть гнездо подключения внешнего динамика, как правило, оно имеет стандартный разъем для наушников Джек 3.5 мм. При подключении будьте аккуратны, выверните громкость на минимум и увеличивайте ее очень аккуратно – выход рассчитан на большие динамики.