Как называется художник который рисует животных
Художник рисующий животных
Часто открывая сканворд, натыкаемся на формулировку. Как называется художник, рисующий животных. Слово из 9 букв. С детства нас учат, что те, кто рисуют море – маринисты, пейзажи – пейзажисты.
Какой художник рисует животных
Жанр изобразительного искусства, главным предметом которого выступают представители фауны, принято называть анималистикой. Возникает вопрос. А как называется такой художник, который рисует животных? На самом деле, все очень просто. Они называются анималистами. Безграничная любовь к окружающему миру, ко всему живому на планете – вот, что направляет авторов анималистических работ.
Свои истоки анималистика берет с давних времен, когда наши предки изображали животных на стенах скал и пещер. Этот жанр не является самым популярным, во многом уступая романтизму и импрессионизму. Однако работы авторов, работающих в этом направлении, не менее ценные. Порой их почти невозможно отличить от фотографии. Но не всегда реализм это основная задача.
Зачастую, он наделяет их чертами и особенностями поведения, свойственными людям, или дополняет образ животного или птицы магическими элементами. Получается, что картины анималистов могут быть довольно разнообразны.
Итак, художники, рисующие животных и птиц, называются анималистами.
Известные художники рисовавшие, животных
Перечислим известных художников, изображавших животных и птиц.
Одним из первых представителей жанра считается И. Юаньцзи. Этот китайский живописец известен, в основном, тем, что рисовал обезьян. Современники утверждали, что он мог неделями и даже месяцами блуждать в горах, наблюдая за животными в их естественной среде обитания.
Картина И. Юаньцзи.
Джордж Стаббс родом из Англии. Также занимался биологией. Он стремился к максимально точному изображению животных, на это его направляла его ученая деятельность.
Антуан-Луи Бари – французский анималист, изображавший животных не только на холсте, но и в скульптуре.
Еще один интересный представитель – Филипп Руссо. Он родом из Франции. Выпускник Школы изящных искусств в Париже. За время своего творчества он работал в различных жанрах: от пейзажа до натюрморта. Последний он смог мастерски объединить с анималистикой.
Картина Филиппа Руссо.
Генрих Иоганн фон Цюгель – немецкий анималист. Свою страсть к изображению представителей фауны он смог не только пронести через всю свою жизнь, но и передать ее своему сыну.
Целищев Геннадий Дмитриевич – советский художник, рисующий животных и птиц. Известен многим с раннего детства иллюстрациями животных в детской литературе.
Очень интересна фигура Ван Яни из Китая. Она начала рисовать в раннем возрасте – в два с половиной года. Талант художницы активно развивал ее отец, а за творчеством девочки наблюдали многие СМИ. Одна из особенностей ее работы – необычайная скорость создания полотен.
Картина Ван Яни
Таким образ, видим, что художников, которые рисуют животных, достаточно много и все они работают в разных стилях. Каждый сможет найти анималиста, чьи работы привлекут внимание.
Анималистика — популярный жанр в живописи с доисторических времен
Анималистика — это жанр искусства, в котором важнейшим объектом изображения выступают животные. Героями произведений анималистической живописи, скульптуры, фотографии и графики чаще всего являются звери и птицы. В анималистике животных всегда рисуют крупным планом, но с разной степенью научной достоверности. Успехом у зрителей пользуются и безукоризненно натуральные с биологической точки зрения, и художественные полотна с антропоморфными персонажами.
История развития анималистики
Анималистика по праву считается древнейшим жанром изобразительного искусства. В разных уголках мира обнаружено огромное количество наскальных рисунков, возраст которых исчисляется десятками тысяч лет. Далекие предки изображали зверей в сценах охоты и жертвоприношений. Неизвестные творцы каменного века рисовали с большой эмоциональной выразительностью, стремились точно передать пропорции и характер персонажей.
Анималистика также была хорошо развита в Древнем Египте. Изысканные изображения животных встречаются на росписях дворцов и гробниц. Мастера того времени старались органично и реалистично рисовать мир природы. Особого внимания заслуживают портреты богов с головами животных: сокола, шакала, крокодила, осла. В этих величественных изображениях отчетливо просматривается преклонение человека перед высшими силами.
В Древней Японии и Китае анимализм испытал на себе огромное влияние буддизма. Картины художников той эпохи наполнены гармонией и особой красотой, скрытыми символами и намеками. Китайские мастера умело рисовали не только углем и красками, но и тушью.
В европейском искусстве анимализм начал бурно развиваться в Средние века с появлением «бестиариев» — сборников статей с научными описаниями и иллюстрациями животных. Мастера рисунка изображали не только реальных, но и вымышленных зверей — мантикор, василисков, грифонов. Многим произведениям той поры присущи аллегоричность и сказочность сюжетов.
В эпоху Возрождения в живописи начинают проявляться новые художественные приемы и жанры. Изображения становятся реалистичными, популяризуется пейзажная тематика. Животные в той или иной мере присутствуют в творчестве знаменитых мастеров Ренессанса: Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) и Рембрандта (Rembrandt). Немецкий живописец Альбрехт Дюрер (Albrecht Dürer) создает множество анималистических гравюр. Рубенс в своей неповторимой манере пишет эффектные и красочные холсты на тему охоту. Голландские мастера натюрморта также вносят огромный вклад в развитие жанра. Их анималистические картины переполнены чувствами уважения и восхищения к природе.
Анималистическая тематика присутствует в художественных произведениях разных направлений:
В XIX веке в творчестве большинства анималистов наблюдается тенденция перехода к реалистическому изображению зверей. Исключение составляют только иллюстрации к сказкам и басням, где зверям часто придают человеческие черты.
В XX веке в живописи возникают многочисленные новые модернистские течения. Анималистическая тематика отходит на второй план, но она явно присутствует во многих работах:
В новейшее время у мастеров анималистического жанра появляется неограниченный доступ к первоклассным изображениям природы. В век цифровых технологий художник наконец-то получает удивительную возможность наблюдать объект рисования на фотографиях и в видеофайлах в высоком разрешении. Многие работы современных анималистов практически невозможно отличить от фото.
Знаменитые художники-анималисты
Мастеров анималистического жанра разных эпох объединяет любовь к природе. Животные на их картинах давно стали достоянием мирового изобразительного искусства и вызывают чувства восхищения у зрителей.
И Юаньцзы (Yi Yuanji) — (около 1000 — около 1064) — древнекитайский мастер живописи, широко известный изображениями животных на бумаге, шелке и предметах прикладного искусства (веерах).
Франс Снайдерс (Frans Snyders) — (1579-1657) — голландский мастер натюрморта и анималистики в стиле барокко, знаменит своими эффектными полотнами на тему охоты.
Джордж Стаббс (George Stubbs) — (1724-1806) — английский живописец и дипломированный биолог, отличался безупречно натуральным изображением животных на картинах.
Валентин Серов (1865-1911) — русский художник-портретист, оставил потомкам серию ярких иллюстраций к басням Крылова.
Франц Марк (Franz Marc) — (1880-1916) — выдающийся немецкий экспрессионист, мастер жестких цветовых переходов и абстрактных сюжетов.
Роберт Бейтман (Robert Bateman) — ныне живущий канадский мастер, автор реалистичных картин животных в дикой природе.
Анималистика помогает людям почувствовать любовь к жизни и природе. Поэтому картины этого жанра вызывают интерес у зрителей. А на портале Very Improtant Lot ценители прекрасного всегда имеют возможность принять участие в аукционах, чтобы приобрести оригинальные произведения искусства. Здесь также можно купить напрямую картины современных художников.
ТОП-10 художников-анималистов
Анималистический жанр в искусстве — дело довольно неблагодарное: художники, отводящие центральное место животным в своём творчестве, практически никогда не оказываются среди мастеров-звёзд, хотя во многих крупных направлениях в искусстве (например, романтизм или импрессионизм) обязательно найдётся мастер, решающий общие художественные проблемы данного течения, изображая «братьев наших меньших».
Сегодня мы попробуем немного классифицировать варианты анималистического искусства и назвать самых оригинальных художников-анималистов. При этом, конечно, огромное количество художников, рисующих животных, осталось за кадром по причине невозможности упомянуть всех, а скульпторов мы вообще обойдём стороной по той же причине.
Сказочные животные
Юрий ВАСНЕЦОВ
Иллюстрация к сказке «Радуга-дуга»
Умение рисовать собак, медведей, волков и прочих лесных жителей просто-таки необходимо для иллюстрирования сказок, поэтому творчество многих художников-анималистов имеет прикладной характер. Вероятно, чем богаче и своеобразней визуальная фантазия иллюстратора, тем большую ценность приобретают его рисунки, а значит, ему доверяют работать с литературным материалом сложнее «Колобка».
Среди российских иллюстраторов сказок множество достойных профессионалов. Остановимся на творчестве Юрия Васнецова (советский художник, 1900–1973), рисунки которого с животными (и без них) многим хорошо знакомы с детства, так как он с 1928 года работал для издательства «Детгиз».
Интересно, что Васнецов около двух лет обучался у Казимира Малевича и создавал вполне себе супрематические картины — например, коллаж «Натюрморт с шахматной доской». Впоследствии, правда, от супрематизма не осталось и следа, а на первый план вышла традиция лубочного рисунка, более органично сочетавшаяся с фольклором. Юрий Васнецов проиллюстрировал русские и английские народные сказки, а также такие авторские произведения, как «Конёк-горбунок» и «Пятьдесят поросят». Наибольшую известность получили сборники сказок с его рисунками — «Радуга-дуга» и «Ладушки».
Энциклопедические животные
Чарльз НАЙТ
Ещё одно прикладное направление в анималистике — иллюстрации для энциклопедий и учебников по зоологии и орнитологии. Обычно художники, работающие в этом направлении, одновременно являются и учёными. Они зарисовывают фауну определённых континентов или специализируются на изображении конкретных типов животных или птиц подобно Джорджу СТАББСУ, который получил звание доцента в области анатомии за рисование лошадей. Другой художник — Йозеф ВОЛЬФ — в XIX веке иллюстрировал энциклопедические книги вроде «Виды птиц», а ещё один — Нильс ТИРЕН – трудился над созданием школьных зоологических плакатов. Кстати, свой художник-анималист был и в Красноярске — это умерший в прошлом году Виктор БАХТИН, 10 лет готовивший научные иллюстрации к Красной книге Красноярского края.
Но мы остановимся на редком варианте взаимодействия художников и учёных — изображениях динозавров. Оказывается, благодарить за то, что сегодня мы отлично представляем себе, как выглядели какие-нибудь дриптозавры или бронтозавры, нужно американского художника рубежа XIX–XX веков Чарльза Найта. Он был одним из первых художников, который, посещая Американский музей естественной истории, занялся реконструкциями доисторических животных и людей. Используя свои знания по анатомии и костному строению древних существ, он вообразил, как именно они выглядели, будучи живыми. Современные ему учёные в качестве выдающейся его заслуги отмечали то, что он сумел зарисовать этих животных в естественных движениях, чего ранее никто не мог сделать. Его рисунки повлияли на последующих художников, представлявших динозавров, а также были использованы в популярной культуре — например, Уолтом ДИСНЕЕМ в мультипликационном фильме «Фантазия», в результате чего реконструированные им образы динозавров прочно закрепились в человеческом представлении как истинные.
Идиллические животные
Адольф ЭБЕРЛЕ
Крестьяне, погружённые в ежедневные сельскохозяйственные хлопоты, всегда находящиеся в окружении коров, коз, овец, кур и уток, частенько становились персонажами живописи Нового времени. Художников, отвечавших за эту идиллическую жанровую живопись, можно отыскать огромное количество. Особенно много их среди немцев и голландцев, как никто умеющих по-настоящему любить, казалось бы, нудную рутину. Можно остановиться на любом авторе, с картин которого на зрителя по-философски задумчиво взирают коровы, а люди оказываются равномерно растворёнными в суете кормлений младенцев, скота и возделывания земли.
Мы возьмём в качестве примера Адольфа Эберле, внимание которого вроде бы приковано к милейшим сценам семейного счастья. Ну что может быть трогательнее первого знакомства малыша с овечками? А как душевны уроки зоологии, когда дедушка по книжке рассказывает деревенским детям о невиданном слоне. Как не умиляться эпизоду с ласковыми щенками хозяйской таксы. Только идиллия начинает смотреться немного странно, когда появляются главные персонажи картин Эберле — охотники, которые одной рукой гладят своих собак, а другой горделиво держат мёртвых лисиц или оленей. Возможно, у художника и не было этого замысла — заставить зрителя усомниться в идилличности мира, но так уж получилось.
Верные псы
Брайтон РИВЬЕР
Конечно, художники-анималисты тщательно изучают повадки изображаемых ими животных. Кто-то родился и провёл детство на ферме или держал домашних питомцев, другие намеренно наблюдали за поведением животных в зоопарках, в лесах, чтобы создавать правдоподобные изображения. Но далеко не все по-настоящему интересовались и пытались представить психологию животных, как это делал англичанин Брайтон Ривьер, живший на рубеже XIX-XX веков.
Действительно, в его творчестве подмечены тонкие нюансы поведения животных, преимущественно собак — именно они являются главными персонажами картин этого художника. Помимо собак у Брайтона Ривьера можно найти и экзотических животных вроде львов или тигров, но по их скованным движениям и условно прорисованной мимике явно видно, что художник наблюдал оных только в клетках. Даже коровы у Ривьера неубедительны. А вот диапазон собачьих поведенческих манер невероятно широк! Где-то маленькая домашняя собачонка презрительно смотрит на бродячего пса со стен своего особняка. Где-то собачья свора облаивает зло дразнящего их шута и т.д. Чувствуется что-то человеческое во всём этом собачьем поведении на картинах Б. Ривьера.
Лейтмотив большинства его картин — собака даёт человеку поддержку во всех жизненных ситуациях. Вот человек, приговорённый к повешению, и только собака кручинится рядом с ним. Вот персонаж печально просматривает какие-то чеки, а радостные ластящиеся собаки пытаются отвлечь его от депрессивных дум. Больных детей пытаются развеселить щенки. Наконец, полярный исследователь с собакой застыли в одиночестве, а за их спинами разыгралась драматичная сцена — другие псы догрызают замерзшего полярника, которому уже не нужна их помощь.
Помимо этого многие работы Ривьера отражают роль животных в библейской и мифологической истории — собаки терзают тело убитого Гектора, пророк Даниил взглядом усмиряет грозную стаю львов, а Святой Патрик выхаживает малыша косули.
Охотничьи животные
Поттер ПАУЛЮС
Тема охоты, очевидно, занимает прочное место в истории живописи, поэтому недостаточно просто упомянуть появление охотников в картинах Адольфа Эберле, необходимо выделить охотничьи сюжеты в отдельную разновидность анималистического жанра.
Опять-таки художников, охочих до изображения охотничьих сцен, было немало. Достаточно вспомнить знакомый со школы образ «Охотники на привале» Василия ПЕРОВА. История живописи изобилует сценами охоты — даже великие мастера вроде РУБЕНСА не гнушались этим, и на его полотнах то тут, то там — закалывают бегемотов, стреляют из луков оленей.
Но самое причудливое живописное обращение к теме охоты принадлежит кисти Поттера Паулюса. Его редкая «картина-комикс» «Наказание охотника» представляет собой многословные клейма со сценами охоты, обрамляющие жестокий и драматичный финал судьбы охотника: слон-судья выносит мужчине суровый приговор, кабан уже разжигает для него адский костерок, а волки вешают охотничьих собак. Справедливость восторжествовала хотя бы в живописи. Пожалуй, Поттера Паулюса можно назвать самым ярым защитником животных в истории живописи.
Мёртвые животные
Франс СНЕЙДЕРС
Европейские художники иногда посвящали весь свой творческий путь изображению охотничьей добычи — как, например, знаменитый Франс Снейдерс, работавший в XVII веке в Голландии над созданием охотничьих натюрмортов, обучивший несколько последователей, которые стали не менее знаменитыми (например, Ян ФЕЙТ).
Франс Снейдерс — величайший живописец, как и все «малые голландцы» развивавший идею суетности и бренности бытия. Мёртвые животные передают эту мысль как ничто лучше. Сама концепция жизни как постоянная попытка замаскировать факт гниения заживо, культивировавшаяся многими голландскими авторами, прекрасно описана в романе «Щегол» Донны ТАРТТ, где опять-таки в центре внимания анималистическая (точнее, орнитологическая) картина «малых голландцев».
Натюрморт с лебедем
Ф. Снейдерс придаёт символическое и философское значение буквально каждой детали, населяющей его картины. Взять хотя бы полотно «Натюрморт с лебедем», где практически вся поверхность холста завалена тушами птиц. Смертно всё: и лебединые добродетели, и павлинье тщеславие, и уж, конечно, не уцелеть скромным мелким птахам. Но эта мертвечина совсем не мешает курочкам на переднем плане всё-таки продолжать крутить любовь, а для самых непонятливых, что речь совсем не о птицах, на заднем плане мужчина спешит на свидание к своей возлюбленной. Любовь ведёт свою игру в окружении тлена и разложения. Очевидно, Франс Снейдерс — самый искусный мастер в нашем рейтинге.
Китайские животные
И ЮАНЬЦЗИ
Обзор художественных явлений в анималистике был бы неполным без упоминания хотя бы одного азиатского автора. Известно, что анималистический жанр, например, в китайской живописи занимает одно из центральных мест. Как и во всех остальных жанрах, китайский подход к рисованию животных серьёзно отличается от европейского: помимо того, что это каллиграфические, чаще черно-белые рисунки тушью на шелковых или бумажных свитках, изображения животных имеют здесь собственное символическое значение, которое не может быть интерпретировано в западной традиции.
Например, как мы увидим дальше, англичанин Уильям БЁРД использует образ обезьян в некоем дарвиновском значении — несовершенный человек; в китайской живописи обезьяна может означать вполне себе совершенное существо, весёлое и имеющее чувство юмора, хотя, конечно, некоторые китайские авторы также сопоставляют обезьян с человеком, но не в значении превосходства, а в значении тождества: подобно человеку в своих вечных забавах и суматохе обезьяны забывают подумать о вечном.
Мастером в изображении животных был китайский живописец И Юаньцзи, живший в XI веке. Он бродил по лесам и горам, чтобы наблюдать за гиббонами и оленями в их естественной среде обитания; разбил в своём дворе пруд и населил его водоплавающими птицами, чтобы лучше понять их движения и образ жизни. Выдающимся творением в его творчестве должна была стать роспись для императора «Сто обезьян», но мастер умер от эпидемии, успев написать только десять из них. Современные учёные отмечают, что И Юаньцзи, в отличие от многих других китайских живописцев, очень точно представил поведение гиббонов и не писал их в не свойственных им позах.
Современные животные
Ростан ТАВАСИЕВ
Современные художники также нередко обращаются к изображению животных в своём творчестве. Сразу вспоминается икона современного искусства Джефф КУНС с его «надувными» и цветочными щенками или Дэмиан ХЕРСТ, в произведениях которого продолжается пир тлена с погружёнными в формальдегид овцами, лошадями и многими другими тварями. Но всё это объёмные скульптуры, а мы, чтобы не вносить диссонанс в подборку исключительно живописцев, отметим здесь творчество современного российского художника Ростана Тавасиева, который изобрёл новое узкое художественное направление — бегемотопись.
В вещественном смысле бегемотопись является рисованием по холсту плюшевыми (зооморфными) игрушками. По словам самого художника, такой метод позволяет ему совместить экспрессивные абстракции с фигуративными персонажами, так как в конце рисования игрушка навечно занимает своё место на холсте. И вот в абстракциях рождаются истории, происходящие между плюшевыми животными. А между тем сам манифест бегемотописи, аналитическое выявление отдельной стадии развития направления (постлосизм в бегемотописи) имитирует и в некоторой степени пародирует традицию критического осмысления истории искусства. К слову сказать, плюшевые игрушки Ростана иногда выползают и за пределы холстов. Так, например, придуманный им мамонт когда-то сбежал из Назаровского музея в Красноярском крае, чтобы посмотреть мир.
Аллегорические животные
Уильям БЁРД и Жозеф СТЕВЕНС
Примечательны и художники, которые скрестили человеческий и животный мир. Такой жанр особенно популярен в литературе – басни, аллегории, где животные нужны лишь для того, чтобы высмеять или подвергнуть резкой критике человеческие манеры. В живописи такая аллегорическая анималистика смотрится особенно эффектно.
Бёрд, «Открытие Адама»
Практиковал такой подход американец Уильям Бёрд, живший в XIX веке. В названиях к своим картинам он чётко формулирует своё отношение к современному человечеству: люди — это преадамиты, то есть процесс превращения обезьяны в человека до сих пор остается незавершённым, и художник не слишком верил в эволюционное развитие человечества. Будь то культурно ужинающее и дискутирующее общество или собрание учёных во фраках, или молодожёны – всех художник представит в образе обезьян, видимо, не без влияния знаменитой теории Дарвина. Подчёркивая свой мизантропический настрой, в картине «Школьные правила» он изображает подростков как персонажей зоопарка под управлением гориллы. Не меньшую известность получила и его «Медвежья серия», где медведи также подменяют собой людей на светских ужинах, а в лесу чинят издевательские расправы над растерянными охотниками.
Стевенс, «Горе странствующего шарманщика»
В разговоре об анималистике, помогающей обличать социальные недостатки, нельзя обойти стороной резкие, порой жестокие и всегда вызывающие сентиментальные чувства произведения Жозефа Стевенса, на картинах которого бродячие псы голодными глазами смотрят на кабацкие жаровни, а бродячие шарманщики то проливают слезы над умершими питомцами, а то и умирают сами, оставляя своих «Хатико» на произвол судьбы.
Милые кошечки
Луис Уильям УЭЙН
Закончим список самых оригинальных анималистов именем Луиса Уильяма Уэйна — английского художника рубежа XIX-XX веков. Чем примечательно его творчество? Он-то и ввёл в своё время моду на кошечек, которых рисовал всю жизнь. И не ему ли благодаря сегодня Интернетом правят кошечки?
Дело в том, что во второй половине XIX века любовь к кошкам была прерогативой одиноких леди, которым за сорок. Быть таким же объектом любви и для молодого человека лет двадцати кошки просто не имели права. Как отмечал сам художник, проявление любви к кошкам со стороны мужчины приравнивалось в то время к гомосексуализму. Но именно кошки — сначала один любимчик, а потом и бесчисленное множество — помогали Уэйну развлекать свою смертельно больную любимую супругу, после кончины которой он и начал постоянно рисовать кошек. Причём частенько картины с кошками заменяли собой жанровые картины с людьми — кошки резались в карты, распивали виски в баре после тяжёлого трудового дня и так далее. Сам художник признавался, что так он и видит жизнь: представляет себе кошек вместо людей, и жить становится немного веселее и проще. В конце концов художник оказался в психиатрической лечебнице, где только и делал, что рисовал кошек, изображения которых становились всё более абстрактными.