Как называется картинка которая переливается
Создаём стереофото в домашних условиях!
Название «линзовый растр» знают немногие. Но видели его, я думаю, все. Вспомним переливающиеся под рифлёными пластиковыми поверхностями изображения – календарики, открытки, сувениры. Полосы на этом пластике образованы лежащими плотно друг к другу полуцилиндрами.
Изображение под линзовым растром состоит из полосок разных ракурсов изображения. Благодаря растру левый и правый глаз видят на одном и том же участке поверхности разные изображения.
Принцип действия линзового растра. Левый и правый глаз видят на одном и том же участке поверхности разные изображения
Принцип действия линзового растра. Левый и правый глаз видят на одном и том же участке поверхности разные изображения
Процесс создания стереофотографии в общих чертах достаточно прост.
Мы фотографируем интересующий нас объект с нескольких ракурсов, затем совмещаем полученные изображения с помощью соответствующего программного обеспечения и преобразуем в чересполосное изображение. После этого накладываем линзовый растр и получаем стереоизображение.
А теперь, убедившись в том, что всё просто, давайте посмотрим, как оно на самом деле. Потому что каждый из обозначенных этапов процесса имеет свои особенности и тонкости, и лучше сначала семь раз отмерить, чем семь раз отснять и впоследствии убедиться, что отснятые снимки ни на что не годны.
Если у нас один фотоаппарат для съёмки с разных ракурсов, то объект фотосъёмки должен быть неподвижным. Если объект подвижен, то нам потребуется единовременная съёмка с разных ракурсов. А это уже делается с помощью линеек камер, синхронизированных между собой. Впрочем, и неподвижных объектов для фотосъёмки найдётся немало. Более того, портретную стереосъёмку совершенно спокойно можно делать одной камерой, быстро перемещаемой по специальным рельсам.
Но для знакомства с технологией мы выберем что-нибудь попроще.
Сам процесс съёмки стереоракурсов может выполняться разными способами. Если это съёмка пейзажей и отдалённых объектов, камеру можно двигать прямолинейно, слева направо или справа налево, перемещаясь приставными шагами. В этом случае наше смещение в масштабах кадра невелико. Если же объект находится близко, перемещать камеру надо по окружности, центр которой находится внутри объекта. Иначе на втором-третьем кадре снимаемый объект просто исчезнет из поля зрения.
Величина смещения камеры в обоих случаях тоже не может быть произвольной: от неё зависят резкость итогового изображения, глубина резкости и размер картинки, который мы сможем напечатать.
В общем, перед началом съёмки желательно написать её сценарий и рассчитать все параметры съёмки с помощью программки MultiStereobase, которая входит в комплект поставки программы PhotoProjector Easy. Это программное обеспечение было любезно предоставлено мне его разработчиком – Евгенией Вазенмиллер.
Переливающиеся календарики
Разбирая старый комод или шкаф, мы часто натыкаемся на вещи, дорогие нашему сердцу благодаря воспоминаниям, которые они вызывают. Старые игрушки и вещи, детские журналы и вкладыши, календари и фишки выкинуть с каждым разом все сложнее, так как они хранят историю важнейшего этапа в жизни человека — детства.
Многие семейные реликвии передаются из поколения в поколение. Так у многих школьников сейчас можно увидеть старые переливающиеся календарики времен Советского Союза. Разумеется, они уже не используются по своему прямому назначению, а служат красочными закладками для учебников.
А еще несколько десятков лет назад такая находка приводила в восторг всех мальчишек и девчонок. Переливающиеся календарики продавались в киосках союзпечати по 30 копеек, так что для многих детей это стало поводом для накапливания карманных денег.
Ну а как говорится: «Чем больше спрос, тем больше предложение» ; невероятная популярность этой продукции стала стимулом для производства новых серий календарей — с героями любимых мультфильмов, с лесными обитателями, с пейзажами и известными сказочными персонажами. Для малышей такие карточки стали предметом коллекционирования и обмена с другими «ценителями». Но годы быстро проходят, меняются интересы и вкусы, прежним остаются вещи, которые напоминают о былых временах.
Чем же обязаны своей популярностью переливающиеся календарики? Скорее всего, виной этому детская тяга к чудесам. В обыденной жизни редко можно увидеть что-то необычное и волшебное, а здесь ты берешь в руки карточку, изображение на которой оживает прямо на глазах. Чем это не маленькое чудо? Но во взрослом мире такое явление объясняется обычной физикой. На самом деле, в таких карточках используется технология лентикулярных растровых линз, которая предусматривает получение стереоизображений под слоем прозрачной пластмассы, поверхность которой покрыта цилиндрическими линзами. Таким образом, шероховатая поверхность календарика — это и есть причина оптического обмана.
Как называется картинка которая переливается
Стереорепродукция – жанр, точнее ремесло, возникшее на стыке технологии и изобразительного искусства, стала возможна лишь в последние годы. Дело в том, что в былые времена растровые стереоизображения, как правило, ограничивались форматом календарика или открытки. Технические средства, позволяющие получать формат, сопоставимый с исходным живописным полотном, появились относительно недавно. Современные линзовые растры позволяют воспроизводить хотя пока еще не большой, но уже приемлемый для ряда живописных произведений объем.
Стерео-варио изображения способны создавать иллюзию объема или движения на плоской картинке – это может быть как фотография с эффектом 3D, так и полноценная анимация, кадры которой проигрываются при движении наблюдателя относительно постера или плаката. Благодаря такой особенности, возможно использование стерео-варио для создания киноафиш и наружной рекламы вдоль маршрутов движения. Помимо рекламы, стерео-варио изображения востребованы для изготовления календарей, оформления витрин, открыток.
История стереоизображений уходит в глубокую древность – в 280 году до н. э. Евклид обнаружил, что восприятие объема возможно благодаря тому, что каждый глаз видит картинку под разным углом. Теоретическое обоснование стереоскопическое видение получило благодаря трудам Иоганна Кеплера, а изобретение первого стереоскопа принадлежит английскому физику сэру Чарльзу Уитсотну. Широкой общественности стереоскоп впервые был продемонстрирован в 1851 году в Лондоне.
Технология изготовления стерео-варио проста и остроумна. На несколько изображений, разрезанных на полоски, накладывается пластиковый растр с особыми линзами, позволяющими наблюдателю видеть в каждый отдельный момент единственную картинку. Стереоизображения можно разделить на два типа – трехмерное стерео и псевдостерео. Для создания полноценного трехмерного стерео используется стереосъемка или компьютерные модели. Псевдостерео имеет несколько плоских слоев, перемещающихся с разной, с точки зрения наблюдателя, скоростью; такие изображения обычно содержат удаленный задний план, усиливающий ощущение глубины сцены – например, горы, лес или другой пейзаж.
Стерео варио изображения отличаются от обычных изображений всего лишь одним моментом – они создают иллюзию объема. Эта иллюзия основана на особенности чевоческого зрения: левым глазом мы видим картинку, которая немного отличается от картинки, которую мы видим правым глазом. Лентикулярный пластик это приспособление для того, чтобы в каждый глаз попадали разные изображения. Особенности бинокулярного зрения описывал еще Леонардо да Винчи.
Технологии печати на лентикулярном пластике более 160 лет, однако масштабный *выход в свет* впервые произошел в США на президентских выборах. Будующий президент Эйзенхауэр в предвыборной компании широко использовал различные (как сегодня говорят) промо материалы. Более серьезная, широкоформатная 3d реклама, произведенная на лентикулярном растре, нашла широкое применение в конце 20 века.
Произошло это после того, как три компании (Майкроленс, Кодак и Флипсайнз) объеденили свой потенциал для производства линзовых (лентикулярных) картинок.
Усилия были сосредоточены на трех основных моментах:
Когда технологии достигли нужного качества, на сцене начали появляться производственные компании, работающие в основном на рекламном и сувенирном рынках. Кто-то из них стал монстром на рынке объемных изображений и расширял выпускаемый ассортимент (например оптический скотч и клей…), кто-то ушел со сцены производства стерео варио.
Давайте ответим на вопрос – *что такое печать стерео варио на линзовом растре?*
Это печать на лентикулярном пластике, основанная на особенности человеческого глаза – возможность видеть в трехмерном измерение. Картинки или изображения печатаются в специально закодированном виде – полосами. И уже после того, как линзовый растр совмещается с закодированным изображением, человеческий глаз воспринимает результат как трехмерный.
СТЕРЕОИЗОБРАЖЕНИЯ
объёмные (трехмерные) изображения.
Можно выделить 2 основных типа:
Реальное 3D
трехмерное, объёмное изображение обладающее эффектом оглядывания (т.е. объекты можно рассматривать с разных сторон). Изображение может быть получено с помощью специальной стереосъёмки или в программах 3D-моделирования.
Псевдостерео или 2D-3D преобразование
эффект создающий иллюзию разноудаленности объектов изображения. Объекты/планы могут быть получены из одного или нескольких обычных изображений с помощью различных графических редакторов. Использованием специальных программ, поддерживающих карты глубины позволяет создать псевдостерео-изображение, которое невозможно отличить от реального 3D.
Стерео (3D моделирование)
Псевдостерео (2D-3D преобразование)
ВАРИОИЗОБРАЖЕНИЯ
несколько изображений, последовательно сменяющие друг друга в зависимости от угла наблюдения.
Вариоэффект имеет множество проявлений из которых принято выделять следующие:
Флип (Flip)
последовательная смена 2-3 изображений
Зум (Zoom)
плавное увеличение/уменьшение (приближение/удаление) объекта
Морфинг (Morphing)
плавное «превращение» одного объекта в другой
Анимация (Animation)
анимация, движение одного или нескольких объектов. Можно сказать, что все варио-эффекты являются частными случаями анимации (например: приближение автомобиля, является анимацией, а также подходит под определение зума).
Возможно совмещение эффектов в одном изображении: объема и анимации, зума и морфинга и т.д.
Основные этапы производства стерео-варио продукции
УФ-лентикулярная печать офсетом
– печать закодированного изображения непосредственно по пластику. При производстве малоформатной продукции используется тонкий пластик (до 0,7 мм) и применяется традиционный офсетный способ печати по невпитывающей поверхности (УФ-краски). При печати по линзовому растру необходимо обеспечить не только точность приводки, но и сохранение заданных режимов (в том числе температурных) на весь период печати. Минимальным тиражом для офсетной печати считается 500 листов пластика. В данном случае себестоимость готовой открытки сравнима с печатью по бумаге.
При необходимости печати большого количества крупноформатных панно на толстом жестком пластике используют специальные струйные широкоформатные принтеры (flatbed принтеры типа Inca Colambia, Inca Eagle).
Запечатываемый ими материал может иметь толщину до нескольких сантиметров, максимальный размер в районе 2,5×1,5 м. Печатный стол Eagle оборудован вакуумным прижимом для жесткой фиксации носителя. Модуль с печатными головками и УФ-сушкой движется в одной плоскости, стол – в другой, перпендикулярной.
Главную роль в создании стерео/варио изображения играет лист лентикулярного пластика, он же линзовый растр, стереорастр. Он представляет из себя тонкую прозрачную полимерную пластину, одна сторона которой имеет форму ряда цилиндрических линз (лентикул). Линзы разлагают изображение по углам, и зритель видит либо объемную картинку, либо меняющееся с углом поворота изображение.
Листы растра изготавливают литьем или экструзией расплавленных гранул различных полимеров: ПЭТ, ПЭТГ, АПЭТ, ПВХ и т.п.
Чаще используют АПЭТ (APET, аморфный полиэтилентерефталат) и ПЭТГ (PETG, полиэтилентерефталатгликоль), последний имеет большую эксплуатационную долговечность. При изготовлении толстых растров для наружной рекламы в состав добавляют акриловые смолы, повышающие устойчивость пластика к внешним воздействиям. Наиболее популярные марки полимеров Spectar и Lenstar производит компания Eastman Chemicals (США).
Физические параметры растра:
t – толщина растра;
a – период растра;
n – показатель преломления материала растра (в пределах от 1.52 до 1.65);
Основные характеристики растра:
Частота (линеатура) – количество цилиндрических линз, укладывающихся на дюйм, измеряется в LPI – Lenses per Inch (численно равна дюйм/период). Выбор частоты растра можно определить исходя из разрешения человеческого глаза. Для расстояния в 30 см разрешение глаза равно примерно 85 ppi, следовательно для мелкоформатной продукции (календарики, открытки) предпочтительнее растр с частотой 85 lpi и выше. На расстоянии в 1 метр разрешение глаза – 25 ppi, и частота линзового растра должна быть не меньше.
Поэтому, для наружной рекламы выбирают растры с малой линеатурой (10-20 lpi), для оформления выставочных стендов, P.O.S.M. больше подходят растры со средней линеатурой (20-60 lpi), для сувенирки – 60 и более.
Угол обзора – угол, в пределах которого мы видим нормальный стереоэффект или одну фазу анимации. При повороте линзы на больший угол, мы увидим псевдоскопическое изображение (левое и правое изображение поменялись местами) или следующую фазу анимации. Угол обзора лежит в пределах 24-60 градусов. Угол больше 60 градусов нельзя сделать из-за величины показателя преломления полимерных материалов.
Линзовые растры с углом обзора 24-30 градусов предназначены в основном для стереоизображений, т.к. все стереоракурсы видны в маленьком угле и глубина стереоизображения будет довольно большой.
Угловое разрешение микролинзы – определяет минимальный угол в пределах которого возможно четкое разделение двух соседних ракурсов и, соответственно, максимально возможное число вариокадров или стереоракурсов для данного растра. Эта величина не бесконечна и невозможно получить вариокартинку с бесконечным числом кадров (обычно это 20-40 изображений). Угловое разрешение линзы лежит в пределах 0,5 – 5 градусов (может больше) и значительно превышает разрешение печати, поэтому об этом параметре обычно умалчивают.
Угловое разрешение растра также определяет максимальное расстояние просмотра стереоизображения. Расстояние, при котором угловая база между глазами (расстояние между глазами поделить на расстояние осмотра) сравнима с угловым разрешением микролинзы является предельным для осмотра стереоизображения. На таком расстоянии левый и правый глаза будут видеть один и тот же ракурс, и никакого стереоэффекта не будет, может быть только вариоэффект. Предельное расстояние для стерео не превышает 5-10 метров.
На данный момент наиболее популярными на рынке являются следующие материалы:
62, 75 lpi (LPC Europe Ltd.)
Caroclear-Impact Lens 70 lpi (Carolex, Франция
10-60 lpi (MicroLens Technology Inc., США
Подготовка стерео-ракурсов
Объемное восприятие нами мира обеспечивает бинокулярное зрение – левый и правый глаза смотрят на мир из разных точек (разделенных у человека расстоянием 60-70 мм).
Стерео-растр обманывает глаза, “показывая” левому и правому глазам разные, заранее подготовленные изображения одной и той же сцены, снятые из разных положений (стереоракурсы).
Ниже кратко описаны способы подготовки стереоракурсов.
СТЕРЕО-СЪЕМКА
Используются или несколько фотоаппаратов, или многообъективная фотокамера, или одна видео- или фотокамера. Стереосъемку можно выполнять 3 способами:
1. Параллельным – смещать камеру относительно сцены (например, используя специальный штатив с рельсом)
При параллельном способе направление оптической оси объектива постоянно. Полученные изображения затем необходимо дополнительно обрабатывать (сдвигать).
2. Направленным. Можно вращать камеру относительно сцены (существуют специальные штативные насадки), или можно вращать сцену/предмет, закрепленный на специальной подставке.
При направленном способе оптическая ось объектива всегда направлена на центральный объект сцены.
Количество необходимых ракурсов определяется глубиной стереоизображения: чем больше глубина, тем больше параллакс и требуется больше ракурсов для комфортного просмотра. Но, с другой стороны, количество ракурсов ограничено разрешением печати.
Цифровая фотокамера вращается вокруг сцены
Пачка вращается на подставке перед неподвижной фотокамерой