Как называется каркас под платье
Красота требует жертв: женская мода и удивительные приспособления
Женская мода удивительна, что только не придумывали законодатели мод или сами женщины на протяжении столетий, чтобы быть еще привлекательнее! Порой их уловки выглядели странно — подушечки турнюр, огромные клетки кринолина или причиняющие невероятную боль корсеты. Более того, абсурдность таких нарядов подмечали даже их современники. К счастью, большая часть подобных модных придумок осталась только в учебниках по истории и на полотнах живописцев, но некоторые, например корсет, здравствуют и поныне.
Женщинам всегда нравились пышные юбки, порой, чтобы добиться максимального эффекта, средневековым модницам приходилось надевать под платье пять-шесть нижних юбок. И вот в XVIII веке появилось панье. Панье, от французского panier — «корзина», конструкция из обтянутых полотном обручей. Каркас этого приспособления изготавливали из китового уса, ивовых или тонких металлических прутьев. Панье пристегивалось к корсету при помощи пуговиц. Каркас панье был объемным, но очень легким, поэтому юбка при ходьбе колебалась, открывая туфли, что было весьма пикантно. В 1718 году во Франции принцесса де Монтань благодаря платью с панье скрыла дефект своей фигуры, после чего мода на него распространилась по всей Европе. Панье быстро видоизменялось, приобретая различные формы — круглые или овальные. Самые большие панье при дворах носили исключительно аристократки. В 1740-е годы появилось «панье с локотками», которые делали юбку широкой по бокам, но плоской спереди и сзади. Мода на панье прошла только к концу XVIII века. Конечно, такие платья были не очень удобными, но очень красивыми и дорогими. Конструкция в разы увеличивала ширину юбок, на которых размещали узоры, сложные декорации и богатые вышивки.
В России и в Германии панье называли фижмами, от немецкого Fischbein, «рыбья кость», «китовый ус». Фижмы делали из ивовых прутьев или китового уса, они крепились поверх нижней юбки так же, как и панье, но были более эластичными. Фижмы и объемные юбки вызывали часто насмешки, про них слагали анекдоты и рисовали карикатуры.
Кринолин стал логическим продолжением панье. Изначально кринолин — это жесткая, льняная или хлопковая ткань с основой из конских волос, позднее — жесткая структура, придающая юбке требуемые формы. В Англии кринолин был известен еще с 1829 года, хотя патент на эту ткань был зарегистрирован немного позже, 4 июня 1840 года, в Париже предпринимателем Удино. К 1850 году слово «кринолин» стало обозначать куполообразную присборенную юбку, форму которой придавали многочисленные нижние юбки. «Искусственный кринолин» же на стальных обручах появился лишь в 1859 году, его автором стал основатель высокой моды Чарльз Фредерик Ворт.
Кринолин не менее часто становился объектом сатиры. Его сравнивали с клеткой, в которую заточили женщину; высмеивали за то, что дамы в таких платьях не могут пройти сквозь дверной проем, ведь диаметр кринолина достигал порой 180 см! При падении дамы или ее неудачной попытке сесть кринолин мог выгнуться в обратную сторону. Многие современники считали, что кринолин не только скрывает фигуру женщины, но и несет в себе опасность. Дамы не всегда могли видеть края своего платья. Правда, существует легенда, что кринолин однажды спас даму в сложной ситуации. Убегая от любовника, она выпрыгнула из окна, которое находилось на высоте 75 метров, и, как на парашюте, благополучно приземлилась на землю. Несмотря на очевидные неудобства, кринолин стал неотъемлемой частью и детской моды. Не только девочки, но и мальчики носили костюмы с небольшим кринолином.
В середине 1860-х годов существовало два вида кринолина. Юбки кринолина для парадных туалетов были широкими, длинными, выдавались сзади углом, чтобы держать шлейф. И это еще не все! Поверх кринолина надевалась белая перкалевая юбка с одним большим или двумя гофрированными воланами. Повседневные платья имели круглый маленький подъюбник. Кринолин был узким у талии и постепенно расширялся к подолу, что по форме напоминало воронку. Ко второй половине 1860-х годов мода на высокую талию поставила кринолины на грань вымирания. В начале 1870-х годов кринолин постепенно уступает место турнюру.
ngasanova
Вспомнить, подумать.
Фижмы
Поэзия! Греческой губкой в присосках
Будь ты, и меж зелени клейкой
Тебя б положил я на мокрую доску
Зеленой садовой скамейки.
Расти себе пышные брыжжи и фижмы,
Вбирай облака и овраги,
А ночью, поэзия, я тебя выжму
Во здравие жадной бумаги.
Появление, улыбки и насмешки
Карикатура на фижмы. 1748 год
На карикатуре 1748 года две модницы не могут разминуться на улице, без того чтобы
одной из них не пришлось совершать сложные манипуляции со своими юбками,
демонстрируя исподнее окружающим.
Фижмы – надеваемая под широкие дамские юбки конструкция из ивовых прутьев, китового уса
(по-немецки fischbein) либо проволоки, выполнявшая функцию каркаса. Середину XVIII века,
на которую приходится расцвет стиля «рококо», называют еще и «веком фижм». В России и
Германии фижмами называлось то, что во Франции носило название «панье» (дословно «корзина»).
Кринолином первоначально называлась жесткая ткань, из которой шились нижние юбки, позднее
он превратился в аналог фижм – каркас из обручей. Считается, что прообраз фижм (панье) в
виде обручей в юбках появился в XIV веке в Испании, затем их позаимствовала Англия и
позднее – Франция, Германия и Россия. Параллельно существует и версия появления пышного
каркаса под юбками на одной из театральных сцен Парижа. Фижмы делались, в соответствии с
модными веяниями, как круглые, так и плоские спереди и сзади, добавляя объем только на
бедрах («с локотками»), но сохраняя «рюмочный» силуэт.
Панье, или фижмы, могли иметь разную форму и разную величину – округлые или сплющенные
спереди и сзади; могли быть и небольшими, и чрезвычайно широкими, как, например, в
придворных платьях «мантуях».
Французская мода властвовала над умами и сердцами россиян. XVIII век для Франции стал
веком философов, косметики, парфюмерии и Революции.
Денис Иванович Фонвизин в письмах к графу Петру Александровичу Панину в 1778 году рассказывал:
«Если что во Франции нашел я в цветущем состоянии, то, конечно, их фабрики и
мануфактуры. Нет в свете нации, которая б имела такой изобретательный ум, как французы
в художествах и ремеслах, до вкуса касающихся. Я хаживал к «marchandes des mod»
(торговцам модных товаров. – фр.), как к артистам, и смотрел на уборы и наряды, как
на прекрасные картины. Сие дарование природы послужило много к повреждению их нравов.
Моды повсеместно переменяются: всякая женщина хочет наряжена быть по последней моде;
мужья пришли в несостояние давать довольно денег женам на уборы; жены стали промышлять
деньги, не беспокоя мужей своих, и Франция сделалась в одно время моделью вкуса и
соблазном нравов во всей Европе.
Портрет Марии-Антуанетты Жана-Батиста Готье д’Аготи. 1775 год.
Нынешняя королева (Мария Антуанетта 1755–1793) страстно любит наряжаться. Прошлого
года послала она свой портрет к матери, в котором велела написать себя разряженную по
самой последней моде. Императрица (Мария Терезия 1717–1780) возвратила сей портрет при
письме, в котором между прочим сии строчки находились: «Ваше приказание худо исполнено:
вместо французской королевы, которую я надеялась увидеть на присланном портрете, я нашла
в нем сходство с оперную актрисой. Должно быть тут вышла ошибка»».
Портрет императрицы Елизаветы Петровны Ивана Вишнякова. 1743 год.
Тон в модах, конечно, задавали первые лица государства. Самая известная щеголиха
своего времени, императрица Елизавета Петровна, прославилась своим громадным,
неправдоподобным количеством платьев в пятнадцать тысяч! Для нее выписывали из
европейских магазинов самые дорогие ткани, роскошные кружева, сундуки с чулками и
перчатками, короба с обувью, пуды тончайшей пудры, ароматических помад, благовонных
эссенций и прочее. А когда какой-нибудь европейский купец привозил новые ткани,
их в первую очередь показывали императрице. Если та или иная материя ей нравилась,
она распоряжалась закупить ее целиком, чтобы, упаси бог, не встретить платье из
нее же на придворной даме.
Коронационное платье Елизаветы Петровны
При этом, по словам В. О. Ключевского, Елизавета жила и царствовала в золоченой нищете
– с одной стороны, ворохи дорогих туалетов, маскарады и балы, поражавшие ослепительным
блеском и роскошью, с другой – теснота и убогая обстановка ее дворца, неряшливость, куча
неоплаченных счетов. Французские галантерейные магазины иногда отказывались отпускать
во дворец новомодные товары в кредит.
И снится мне, что ожил старый сад,
Помолодели статуи в нем даже.
У входов стройно вытянулись в ряд
Затейливых фасонов экипажи;
В аллеях томных вкрадчиво шумят.
Мелькают фижмы, локоны, плюмажи,
И каламбур французский заключен
В медлительный и вежливый поклон.
В начале 70-х годов фижмы появились в России. Это новшество пришло к нам, разумеется,
из Франции, а туда оно попало, по словам французов, в 1714 году из Англии. Русские франтихи
очень быстро оценили удобства каркаса. Его эластичность позволяла сжимать юбку локтями,
кроме того, подол стал мягким, платье даже слегка изящно колыхалось при движении.
В то время о платьях на фижмах, вернее о их владельцах, рассказывали разные смешные
случаи, происшедшие из-за громоздкости юбок.
Вот один из подобных анекдотов.
«Одна приезжая в Москву иностранка вздумала осмотреть город в наемной карете, которые
в то время были редки и по небрежению содержателей обыкновенно покупались для сего старые
и рассохшиеся. В эту карету села или, лучше сказать, втиснулась иностранка, одетая в
предлинные фижмы, которые крепко упирались от одного конца до другого.
Неуместимость фижм в карете послужила к спасению ее от великой опасности. Когда
извозчик поскакал под гору к Кузнецкому мосту, тогда отпало у кареты дно, сквозь которое
спасительные фижмы не допустили ее совсем провалиться. Народ, видя столь странное
приключение, поднял великий смех, остановил карету и спас иностранку, которая от усталости
и страха начинала уже задыхаться».
Д. И. Фонвизин (1744 или 1745–1792) опубликовал басню «Леонорины фижмы».
«Леонора носила всегда превеликие фижмы, которые сделаны были из китовых костей.
Леандр, муж ее, часто в этом осуждал, но сие ничего не помогало. Наконец, как родила она
сына, то испрашивали отца: какое имя дать новорожденному?
– Иона*, – отвечал Леандр, – для того, что произошел он из чрева китова.
Сей ответ имел такое действие, что Леонора переменила потом свой наряд».
Фижмы стали одной из излюбленных тем карикатуристов той эпохи:
Секреты дамского платья
Кринолин, турнюр, панье, фижмы своими руками
Иллюстрированное руководство по шитью, мастер-класс
Для того, чтобы создать бальное платье, дамское платье другой эпохи (например, костюм исторического персонажа), пышное платье принцессы, фрейлины или королевы, потребуется нижняя юбка, придающая платью необходимую форму. Предлагаемая статья поможет сшить такую юбку самостоятельно. Работа потребует времени, но даже начинающая швея справится с этой задачей, если будет следовать прилагаемым инструкциям.
Прежде чем приступить к пошиву, необходимо определиться, какой силуэт требуется воссоздать и какой формы должна быть нижняя юбка.
1. Силуэт «с локотками».
В разрезе юбка имеет овальное сечение, у боков она сильно расширяется, спереди и сзади выглядит плоской.
Пример костюма с таким силуэтом: |
2. Силуэт «рококо».
В разрезе юбка имеет круглое сечение, спереди и сзади выглядит одинаково пышно.
Примеры костюма с таким силуэтом: |
3. Силуэт «необарокко».
Спереди юбка выглядит широкой, но не пышной. В профиль она похожа на «стульчик».
Примеры костюма с таким силуэтом: |
4. Силуэт «ампир».
Расширяющаяся книзу юбка, линия талии сильно завышена. Для такого платья дополнительная нижняя юбка не используется.
Пример костюма с таким силуэтом: |
Для придания юбкам изысканных форм в разные века модницы использовали специальные приспособления. На них остановимся чуть более подробно. Итак:
Теперь рассмотрим способы изготовления этих элементов костюма.
Для работы понадобится: фатин или любая другая легкая ткань, регилин, синтепон, лоскут хлопчатобумажной ткани.
ПАНЬЕ
Шаг 1.
Выкроить из фатина детали юбки А и Б. Форма этих деталей изображена на схемах ниже, это либо прямоугольник, либо трапеция. Юбка будет сильно присбориваться на талии. Пунктиром обозначено место, где выполняется присборивание. Размеры деталей зависят от желаемой длины юбки (высота детали) и желаемой пышности сборок (ширина детали).
Шаг 2.
К деталям юбки притачать регилин. Места притачивания показаны на схемах. Регилин должен заканчиваться примерно в двух сантиметрах от швов стачивания деталей, т.к. он не прихватывается в шов.
Шаг 3.
Детали стачать между собой. Верх юбки (на талии) присобрать, придавая юбке желаемую форму.
Шаг 4.
Из хлопчатобумажной ткани выкроить пояс, притачать к юбке. В пояс вставить резинку. Юбка должна достаточно прочно держаться я на талии. Панье готово!
Рассмотрим формы панье, используемые для различных силуэтов.
Панье для силуэта «с локотками».
Показаны виды спереди и сбоку.
Панье для силуэта «рококо».
Показаны виды сбоку и готовая юбка.
Панье для силуэта «необарокко».
Показан вид сбоку и готовая юбка.
Шаг 2.
Детали сложить изнаночными сторонами. Стачать между собой, в шве оставить незакрытым небольшой участок. Изделие вывернуть.
Шаг 3.
Турнюр наполнить синтепоном (или синтепухом, или любым другим наполнителем). Открытый участок шва зашить вручную.
Шаг 4.
К изделию пришить ленту (завязки). Турнюр готов!
Рассмотрим формы турнюров, используемые для различных силуэтов.
Турнюр для силуэта «с локотками».
Показан вид сбоку, вид спереди, а также вид готового изделия.
Турнюр для силуэта «рококо».
Показан вид сбоку, вид спереди и вид готового изделия.
Выкраиваются две детали Б и одна деталь А. Шьtтся один турнюр с завязкой.
Турнюр для силуэта «необарокко».
Показан вид сбоку, вид спереди и вид готового изделия.
Выкраиваются две детали Б и одна деталь А. Шьется один турнюр с завязкой.
КРИНОЛИН
Шаг 1.
Выкроить из фатина юбку полусолнце (или 3/4 солнце, но таком случае получится очень объемная юбка) в зависимости от того, насколько пышную юбку требуется получить. О построении выкройки юбки-солнце подробнее см. здесь.
Шаг 2.
Разметить линии, делящие высоту подола юбки на 3 части (на рисунке линии 1, 2 и 3). По этим линиям притачивается регилин и пришиваются оборки. Если требуется очень пышная и жесткая юбка, необходимо вычертить дополнительные линии (на рисунке пунктирные линии).
Шаг 3.
По намеченным линиям притачать регилин, не доходя 2 см до среза.
Шаг 4.
Из фатина или подкладочной ткани выкроить прямоугольники желаемой длины (зависимости от пышности оборки) и шириной, равной расстоянию между вычерченными линиями на юбке, умноженной на 2.
Шаг 5.
На прямоугольнике прочертить линию на две трети высоты (см. рисунок) и проложить строчку с шириной стежка, равной 5 мм. Присобрать. Сложить вдоль по линии строчки.
Шаг 6.
Оборки притачать к юбке, наложив так, чтобы более длинная часть оборки была снизу. На рисунке показаны юбки с тремя и шестью оборками.
Шаг 7.
Из хлопчатобумажной ткани выкроить пояс, притачать к юбке. В пояс вставить резинку. Юбка должна достаточно прочно держаться на талии. Кринолин готов!
Рассмотрим формы кринолина, используемые для различных силуэтов.
Кринолин для силуэта «с локотками».
Показан вид спереди.
Оборки пришиваются в два яруса по бокам, занимая 1/4 ширины юбки права и 1/4 ширины юбки слева.
Кринолин для силуэта «рококо».
Показан вид спереди, сбоку кринолин выглядит точно так же.
Пришиваются 3 или 6 ярусов оборок в зависимости от желания.
Кринолин для силуэта «необарокко».
Показаны виды сбоку и спереди.
Оборки пришиваются сзади, занимая либо 3/4, либо 2/3 ширины юбки.
Атор текста, рисунов, схем: Людмила Орлова,
специально для детского портала «Солнышко».
Опубликовано 23 мая 2013 года.
Комментарии к статье
Секреты дамского платья
30.05.2013, 12:35
надежда
Полезная статья! Благодарю! 15.10.2013, 09:00
Надежда
Спасибо! Обязательно воспользуюсь! 13.09.2014, 20:45
Светлана
просто здорово! Все понятно и просто. 25.10.2014, 05:19
Людмила
Спасибо за ваши советы. Очень полезная статья 08.01.2015, 18:13
Юлия
Здорово. 02.02.2015, 07:30
Ольга
Всё понятно и доступно!Мне пригодилось! Ваш труд не напрасен! Спасибо! 07.02.2015, 01:02
Диана
Спасибо за статью, сейас как раз собираюсь шить кринолин «рококо» подскажите сколько нужно купить регилина,фатина,хб для 6 колец? 25.02.2015, 16:31
Людмила Орлова (соавтор каталога)
я своей доче делала в стиле ампир. 13.04.2016, 18:37
Татьяна
Спасибо большое. Очень познавательно, интересно и полезно.
Как правильно складывать одежду. Полезные советы
Вам понадобятся:
VII. Юбка типа «Солнце»
Для начала ответим вопрос, как называется каркас для юбки — это кринолин, получивший распространение в XIX веке.
Второй мощный толчок для развития моды на пышные платья дали известные голливудские актрисы середины 50-х годов прошлого века. Сегодня популярностью пользуются такие же ретро платья, поэтому огромные шуршащие юбки возвращаются не только для светских вечеров, но и для повседневного использования на улицах города. Такие наряды уже заполонили магазины, но его можно и сшить самостоятельно в домашних условиях.
Иллюстрированное руководство по шитью, мастер-класс
Для того, чтобы создать бальное платье, дамское платье другой эпохи (например, костюм исторического персонажа), пышное платье принцессы, фрейлины или королевы, потребуется нижняя юбка, придающая платью необходимую форму. Предлагаемая статья поможет сшить такую юбку самостоятельно. Работа потребует времени, но даже начинающая швея справится с этой задачей, если будет следовать прилагаемым инструкциям.
Прежде чем приступить к пошиву, необходимо определиться, какой силуэт требуется воссоздать и какой формы должна быть нижняя юбка.
1. Силуэт «с локотками».
В разрезе юбка имеет овальное сечение, у боков она сильно расширяется, спереди и сзади выглядит плоской.
В разрезе юбка имеет круглое сечение, спереди и сзади выглядит одинаково пышно.
3. Силуэт «необарокко».
Спереди юбка выглядит широкой, но не пышной. В профиль она похожа на «стульчик».
Расширяющаяся книзу юбка, линия талии сильно завышена. Для такого платья дополнительная нижняя юбка не используется.
Для придания юбкам изысканных форм в разные века модницы использовали специальные приспособления. На них остановимся чуть более подробно. Итак:
(от фр.
tournure
— «осанка, манера держаться») — элемент одежды, съемное приспособление в виде подушечки, которая подкладывалась дамами сзади под платье чуть ниже талии. Турнюр привязывался к талии при помощи ленты.
— «корзина») — каркас из ивовых или металлических прутьев, надевался как отдельный элемент под платье, но поверх нижней (исподней) юбки.
(от нем.
Fischbein
— «рыбья кость, китовый ус») — то же, что и панье, каркас из китового уса. Это название было распространено в России и Германии.
(
crinis+flax
, волос+лён), — изначально так называлась жёсткая льняная или хлопковая ткань с основой из конских волос, затем так стали называть жесткую конструкцию, необходимую для придания юбке требуемой формы, аналогичную панье, но гораздо более объемную.
Теперь рассмотрим способы изготовления этих элементов костюма.
Для работы понадобится:
фатин или любая другая легкая ткань, регилин, синтепон, лоскут хлопчатобумажной ткани.
Шаг 1. Выкроить из фатина детали юбки
А
и
Б
. Форма этих деталей изображена на схемах ниже, это либо прямоугольник, либо трапеция. Юбка будет сильно присбориваться на талии. Пунктиром обозначено место, где выполняется присборивание. Размеры деталей зависят от желаемой длины юбки (высота детали) и желаемой пышности сборок (ширина детали).
Шаг 2. К деталям юбки притачать регилин. Места притачивания показаны на схемах. Регилин должен заканчиваться примерно в двух сантиметрах от швов стачивания деталей, т.к. он не прихватывается в шов.
Шаг 3. Детали стачать между собой. Верх юбки (на талии) присобрать, придавая юбке желаемую форму.
Шаг 4. Из хлопчатобумажной ткани выкроить пояс, притачать к юбке. В пояс вставить резинку. Юбка должна достаточно прочно держаться я на талии. Панье готово!
Рассмотрим формы панье, используемые для различных силуэтов.
Панье для силуэта «с локотками».
Показаны виды спереди и сбоку.
Деталь А — прямоугольник. Выкраиваются две детали: передняя и задняя. Обе практически не присбориваются.
Деталь Б — трапеция. Выкраиваются две детали: на левый и правый бок. Обе сильно присбориваются в области талии.
Панье для силуэта «рококо».
Показаны виды сбоку и готовая юбка.
Деталь А — прямоугольник. Выкраивается одна деталь. Юбка шьется по принципу «татьянки», при этом она сильно присборивается на талии.
Панье для силуэта «необарокко».
Показан вид сбоку и готовая юбка.
Деталь А — прямоугольник. Выкраивается одна деталь для переда юбки. Ширина детали А составляет 1/4 ширины юбки. Она сильно присборивается.
Деталь Б — трапеция. Выкраивается одна деталь: левый бок, задняя часть, правый бок. Ширина детали Б составляет 3/4 ширины юбки. Деталь сильно присборивается в области талии.
Шаг 1. Выкроить из любой ткани детали юбки
А
(1 шт.) и
Б
(2 шт.). Форма этих деталей изображена на схемах, деталь А — «долька», деталь Б — полумесяц либо полуовал.
Шаг 2. Детали сложить изнаночными сторонами. Стачать между собой, в шве оставить незакрытым небольшой участок. Изделие вывернуть.
Шаг 3. Турнюр наполнить синтепоном (или синтепухом, или любым другим наполнителем). Открытый участок шва зашить вручную.
Шаг 4. К изделию пришить ленту (завязки). Турнюр готов!
Рассмотрим формы турнюров, используемые для различных силуэтов.
Турнюр для силуэта «с локотками».
Показан вид сбоку, вид спереди, а также вид готового изделия.
Деталь А — долька, ее ширина равна примерно 3 см, длина равна половине обхвата талии минус 2 см.
Деталь Б — полумесяц, его ширина равна половине обхвата талии, высота от 10 до 15 см, в зависимости от вашего желания. Выкраиваются две детали А и четыре детали Б. Шьются два турнюра на левый и правый бок. Завязка общая.
Турнюр для силуэта «рококо».
Деталь Б — полуовал, его ширина равна 3/4 обхвата талии, высота от 15 до 20 см, в зависимости от вашего желания.
Выкраиваются две детали Б и одна деталь А. Шьtтся один турнюр с завязкой.
Турнюр для силуэта «необарокко».
Показан вид сбоку, вид спереди и вид готового изделия.
Деталь А — долька, ее ширина равна примерно 3 см, длина равна 3/4 обхвата талии минус 2 см.
Деталь Б — полумесяц, его ширина равна 3/4 обхвата талии, высота от 10 до 15 см, в зависимости от вашего желания.
Выкраиваются две детали Б и одна деталь А. Шьется один турнюр с завязкой.
Шаг 2. Разметить линии, делящие высоту подола юбки на 3 части (на рисунке линии 1, 2 и 3). По этим линиям притачивается регилин и пришиваются оборки. Если требуется очень пышная и жесткая юбка, необходимо вычертить дополнительные линии (на рисунке пунктирные линии).
Шаг 3. По намеченным линиям притачать регилин, не доходя 2 см до среза.
Шаг 4. Из фатина или подкладочной ткани выкроить прямоугольники желаемой длины (зависимости от пышности оборки) и шириной, равной расстоянию между вычерченными линиями на юбке, умноженной на 2.
Шаг 5. На прямоугольнике прочертить линию на две трети высоты (см. рисунок) и проложить строчку с шириной стежка, равной 5 мм. Присобрать. Сложить вдоль по линии строчки.
Шаг 6. Оборки притачать к юбке, наложив так, чтобы более длинная часть оборки была снизу. На рисунке показаны юбки с тремя и шестью оборками.
Шаг 7. Из хлопчатобумажной ткани выкроить пояс, притачать к юбке. В пояс вставить резинку. Юбка должна достаточно прочно держаться на талии. Кринолин готов!
Рассмотрим формы кринолина, используемые для различных силуэтов.
Кринолин для силуэта «с локотками».
Показан вид спереди.
Оборки пришиваются в два яруса по бокам, занимая 1/4 ширины юбки права и 1/4 ширины юбки слева.
Кринолин для силуэта «рококо».
Показан вид спереди, сбоку кринолин выглядит точно так же.
Пришиваются 3 или 6 ярусов оборок в зависимости от желания.
Кринолин для силуэта «необарокко».
Показаны виды сбоку и спереди.
Оборки пришиваются сзади, занимая либо 3/4, либо 2/3 ширины юбки.
Таким образом, мы рассмотрели возможность создания силуэтов тремя различными способами. Изготовление турнюра является самым быстрым и самым экономичным. Более сложно изготовить панье. Кринолин — самый трудоемкий и самый затратный вариант. Какой из вариантов использовать — решать вам. В любом случае желаем вам успехов и радости творчества!
Атор текста, рисунов, схем:
Пышные юбки в стиле нью лук были очень популярны в 50-е и 60-е годы. Преимущественно их носили с подъюбниками, которые и делали эти юбки такими пышными.
Подъюбники бывают разных видов: жесткие и мягкие, пышные и гладкие, с ярусами и с оборками. Какой выбрать? Все зависит от назначения, (к примеру, если вам нужен свадебный подъюбник), фасона (например, подъюбник для платья со шлейфом), а также ткани верхней юбки.
Самый простой пышный подъюбник — это прямоугольник из ткани, собранный по талии, верх собран на резинку.
Вариант посложнее, но наиболее часто используемый — это более пышный подъюбник для платья, расширяющийся к низу. Его делают ярусами. Для него можно взять выкройку любой многоярусной юбки из журнала. Например, модель 123 из Burda 3/2013г.
Недостаток у подъюбкника с оборками один: для него понадобится много ткани.
Крой подъюбника
Шаг 1
Основа пышного подъюбника — это юбка-полусолнце. На нее нашиваются ряды оборок. Верх юбки присборен на резинку.
Для построения юбки нам нужно рассчитать два радиуса: Радиус 1 (R1) — для талии под резинку, поэтому обхват юбки вверху должен быть таким, чтобы юбка легко надевалась. Возьмем Обхват Бедер (ОБ) + 10 см, отсюда R1 = (ОБ + 10): 3,14 Радиус 2 (R2) — это низ юбки, поэтому он равен длине юбки плюс R1 R2= R1 + Длина юбки (см. схему)
Складываем ткань пополам и от верхнего края сгиба чертим два радиуса, по талии и боку даем припуск 1−1,5 см. По низу припуск не нужен, низ фатина не обрабатывают.
Шаг 2. Выкраиваем юбку
Разворачиваем юбку в один слой и размечаем места пришивания оборок. Для этого от талии отступаем вниз на 10−15 см, рисуем линию. По ней будет пришиваться верхняя, самая длинная оборка.
Оставшуюся длину юбки делим на три части, если юбка в пол и на две, если юбка за колено. У меня получилось 27 см. Чертим линии через равные промежутки (см. схему).
Нижняя оборка самая короткая, в моем случае она 27 см, затем идет средняя оборка, которая полностью перекрывает нижнюю, она в два раза длиннее (54 см).
Далее эти оборки накрывает верхняя, самая длинная оборка, она в три раза длиннее нижней оборки (81 см).
Шаг 3. Рассчитываем длину каждой оборки
Для этого нужно измерить длину линии, по которой оборка пришивается. Оборка должна быть в три раза длиннее этой линии. Поэтому для нижней оборки выкраиваем три полосы по 3 м. Всего длина нижней оборки =9м.
Для средней — две полосы по 3 м. Всего длина средней оборки = 6 м.
Для верхней оборки нужна одна полоса длиной =3м.
Если фатин жесткий или полужесткий, то оборки делаем одинарными.
Чтобы пышный подъюбник был непрозрачным, основу (юбку-полусолнце) можно выкроить из подкладочной ткани, и на нее нашивать фатиновые оборки. Расход фатина в таком случае сократится до 3 м.
Но так как у меня мягкий фатин, мне нужны более густые оборки, поэтому я их делаю двойными, со сгибом посередине. Для этого ширину каждой оборки я увеличиваю вдвое. Это увеличивает расход ткани, но зато подъюбник становится в два раза пышнее. Так как фатин мало весит, юбка остается легкой, но очень пышной (см. схему раскроя оборок).
Пошив подъюбника
Шаг 1
На юбке-полусолнце разметить места пришивания оборок. Юбку разложить в один слой. Юбку не сшивать до пришивания оборок! Удобнее нашивать оборки на плоскую деталь юбки.
Шаг 2
Сшить части каждой из оборок в одну длинную. Для этого короткие концы оборок накладывают друг на друга на 5 мм и настрачивают их друг на друга накладным швом. В кольцо оборки не сшивать!
Шаг 3
Каждую оборку сложить вдоль пополам и приутюжить по сгибу.
Затем развернуть в один слой и по сгибу проложить посадочную строчку самым широким стежком на машинке.
Шаг 4
Наложить оборку на юбку в развернутом виде так. Чтобы край оборки совпал с краем юбки, а середина оборки со строчкой — с линией разметки на юбке.
Приколоть оборку к юбке булавками поперек строчки, отступив по боку юбки на 1−1,5 см от края. Это нужно для того, чтобы сшить в дальнейшем юбку по шву, не захватив оборки.
Удобно разделить юбку на 4 части и оборку на 4 части (пополам и еще раз пополам), приколоть оборку по краям и по этим четырем равным частям, а потом стянуть нитку и равномерно распределить сборку на этих участках. Так оборка по всей юбке будет собрана равномерно. Прикалывать оборку нужно часто, чтобы она не сдвинулась.
Шаг 5
Пришить оборку к юбке на машинке частым стежком, удалить булавки и посадочную строчку.
Шаг 6
Отвернуть оборку вниз и приутюжить сгиб. Если однослойная, то ее присбаривают по верхнему срезу и настрачивают на юбку по линии разметки. В таком случае необходимо дать 1 см припуска по длинному срезу оборки!
Вот как это будет выглядеть на сшитой юбке
Если нужно, чтобы только край или полусолнца был пышным, можно сшить такой подъюбник только с одной оборкой. Например, подъюбник для платья на лето, легкой юбки или для детского платьица. Края оборок кокетливо выглядывают из-под юбочки и держат край верхней юбки.
Шаг 7
Точно таким же способом пришить среднюю оборку, отвернуть ее вниз и приутюжить.
Такой подъюбник можно использовать для более пышных юбок, например, татьянки, солнца или полусолнца. В этом случае достигается конический эффект — по талии юбка сидит по фигуре, а к низу плавно расширяется.
Как складывать кринолин
Чтобы кринолин не доставлял неудобств во время торжества, не порвался и не деформировался, важно правильно его складывать. Основная проблема — при посадке в машину или во время прохода по узким коридорам. Можно воспользоваться приемом, напоминающим принцип завязывания резинки для волос — с заворотом.
Принцип складывания кринолина
При упаковке изделия на хранение действует тот же принцип. Перед тем, как сложить кольца от свадебного платья, нужно их расправить.
Как упаковать свадебные кольца
Если в подъюбнике больше трех обручей, их можно переворачивать по два — кроме нижнего. Чтобы упростить задачу, можно попросить помощи. Хранить подъюбники рекомендуют в пакете из плотной ткани или пластика. Необходима вентиляция, чтобы предупредить появление затхлого запаха.