Как называется искусство четкого письма
Каллиграфия — старинное искусство изысканного письма
Каллиграфия (от греческих слов kalós и grafí — «красиво» и «пишу») — это вид изобразительного искусства, суть которого заключается в особом эмоциально-приукрашенном оформлении письменных знаков (букв или иероглифов). Каллиграфия объединяет в себе функции рисунка и письма, она одновременно служит средством художественного самовыражения автора и способом доступного отображения текстовой информации.
Каллиграфия возникла одновременно с изобретением письменности более 5 тысяч лет назад в Междуречье, на территории современного Ирака. Оттуда искусство красивого письма распространилось сначала по всему Ближнему Востоку, а затем проникло в другие регионы: Египет, Индию, Китай, на Балканский полуостров.
Виды каллиграфии
Каллиграфия — искусство с древними традициями, которые в течение тысячелетий формировались в разных уголках Земли. Современные историки различают 3 основных вида каллиграфии:
Помимо них существует множество других подвидов:
У каждого из них есть уникальные особенности и своеобразная история развития. В настоящее время немногочисленные дошедшие до нас произведения древних каллиграфов являются объектом пристального изучения археологов.
Восточноазиатская каллиграфия
В Восточной Азии каллиграфия впервые появилась в Китае около 2000 года до нашей эры. В отличие от других регионов, здесь она изначально рассматривалась в качестве важной формы живописного искусства, а не только как средство написания красивых письменных знаков.
Самые ранние каллиграфические тексты древние мастера создавали на костях животных и бронзовых табличках. Это продолжалось вплоть начала II века нашей эры. С изобретением бумаги в Китае наблюдается бурный рост популярности каллиграфии, появляются первые труды, посвященные теории этого искусства, формируются основные стили:
Из Китая искусство красивого письма в течение I тысячелетия нашей эры распространяется в соседние страны: Вьетнам, Корею, Японию, Монголию. Восточноазиатская каллиграфия на основе иероглифов имеет глубокий философский смысл и служит важным средством выражения эмоций наряду с поэзией и живописью.
Арабская каллиграфия
Своеобразное искусство арабской каллиграфии («хатт» или «хутут») возникло одновременно с зарождением ислама на Ближнем Востоке как средство копирования священной книги мусульман. Коран запрещает своим верующим изображать людей животных или Бога, но не содержит ограничений относительно написания текстов.
Арабские каллиграфы очень трепетно относились к своей работе, для них переписывание священного текста имело сакральный смысл. В исламском мире высоко ценились красота линий и четкость надписей, точное соблюдение пропорций букв. Постепенно арабы выработали целый ряд стилей каллиграфии — канонических почерков, каждый из которых использовался в определенной сфере деятельности:
Арабские каллиграфы постепенно научились создавать из письменных знаков причудливые орнаменты для украшения зданий, ковров, предметов повседневного быта. Они также в огромном количестве переписывали вручную переводы трудов известных ученых античности по медицине, истории, философии, точным наукам.
Европейская каллиграфия
История европейской каллиграфии берет свое начало с культуры Древней Греции и Рима. Именно на основе этих двух культур сформировалось большинство алфавитов Европы. В античных государствах искусство красивого письма было мало распространено. Римляне и греки предпочитали пользоваться стандартными шрифтами.
Ситуация начала стремительно меняться с введением христианства в Византийской Империи. Это послужило толчком к написанию монахами большого числа Библий — иллюминированных Евангелий. Манускрипты той эпохи представляли собой настоящие произведения искусства с красочными картинками и изысканными письменами.
Вплоть до начала эпохи Возрождения искусство каллиграфии в Европе использовалось исключительно для написания церковных книг, а научных и литературных манускриптов было крайне мало. Такое положение дел не изменилось даже после появления бумаги в XII веке. Изобретение книгопечатания Иоганном Гуттенбергом в середине XV века стало отправной точкой катастрофического снижения интереса к каллиграфии во всех европейских странах.
В конце XIX века англичанин Уильям Моррис (William Morris) и его последователи выступили с яростной критикой культуры наступившей индустриальной эпохи. Они призывали людей вернуться к традиционным ремеслам и искусству, в том числе к каллиграфии.
Под влиянием идей Морриса британец Эдвард Джонстон (Edward Johnston) начал разрабатывать рукописные шрифты и популяризировать тексты, написанные каллиграфическим почерком. В это же время в Германии Рудольф Кох (Rudolf Koch) впервые за несколько столетий начал обучать студентов древнему искусству красивого письма. Не случайно Джонсон и Кох сегодня по праву считаются отцами современной каллиграфии.
В 1950-х гг. в изобразительном искусстве появилась новая модная тенденция — абстрактная каллиграфия. Художники-авангардисты начали создавать оригинальные произведения из письмен и иероглифов, не вкладывая в них смысловое значение. Они просто стремились донести до зрителя свои чувства и эмоции посредством отображения необычных знаков.
Область применения каллиграфии в наши дни
Старинное искусство каллиграфии сегодня не утрачено окончательно. В современном мире оно нашло применение в различных сферах деятельности человека:
Искусство каллиграфии в XXI веке сильно преобразилось. Современные мастера красивого письма перестали пользоваться пером и ручкой, они превратились в графических дизайнеров и архитекторов, освоили техники цифровой печати. Но изысканные орнаменты, составленные из букв и иероглифов, до сих пор вызывают у миллионов людей чувство неподдельного восхищения.
Портал Very Important Lot предоставляет всем желающим прекрасную возможность принять участие в арт-арт-аукционах в режиме онлайн. На сайте также можно купить картины, рисунки и графику напрямую у современных художников.
Искусство каллиграфии
Искусство каллиграфии
Каллигра́фия (от греч. καλλιγραφία — «красивый почерк») — вид изобразительного искусства. Древняя отрасль прикладной графики, эстетическое оформление рукописного шрифта, также — учебная дисциплина. Также прикладной или бытовой каллиграфией называется искусство красивого и быстрого письма (в значении письменность).
До изобретения книгопечатания каллиграфия была основным способом графического оформления и организации знаков текста (за исключением монументальных надписей, и клинописи, не графической по принципу создания знаков). Технически связана с листовыми материалами (бумага, пергамент, папирус, шёлк) и графическими инструментами (тростниковое, птичье и металлическое перо, кисть) письменности.
История каллиграфии связана как с историей шрифта и орудий письма (тростниковое перо-калам в древнем мире, у народов средневекового Востока; птичье перо в Европе до первой половины XIX века; кисть в дальневосточных странах), так и со стилистической эволюцией искусства. Каллиграфия не только преследует цели удобства чтения, но и сообщает письму эмоционально-образную графическую выразительность. Стилистика каллиграфии тяготеет либо к ясности очертаний, возможности чтения на расстоянии, либо к экспрессивному скорописному курсиву, либо к декоративной узорности. В Китае и других дальневосточных странах каллиграфия ценилась особенно высоко, как искусство сообщить графическому знаку эмоционально-символическое значение, передать в нём как сущность слова, так и мысль, и чувство каллиграфа.
Известные мастера китайской каллиграфии — Ван Си-чжи (4 в.), Сюань-цзун (8 в.), Ми Фэй (10 в.). Среди крупнейших каллиграфов ислама — мастера шрифта «насхи» Ибн Мукла (10 в.), Ибн Бавваб (11 в.) и Якут Мустасими (13 в.) в Багдаде, Иран, и среднеазиатские мастера шрифта «насталик» Мир Али Теб-ризи (14 в.), Султан Али Мешхеди (15 в.), Мир Али Харави, Шах Махмуд Нишапури, Ахмед аль-Хусейни (16 в.).
В Европе в античную эпоху были созданы классические образцы греческого и латинского письма, чёткого и гармоничного по пропорциям. В средние века каллиграфия, очагами которой были монастырские скриптории, эволюционировала от классической правильности каролингских образцов к декоративности и излому готического письма. Выдающиеся образцы каллиграфии, начиная с «Остромирова евангелия» (переписано в 1057 году дьяконом Григорием), были известны на Руси. С XV века ведущая роль в европейской каллиграфии перешла к гравёрам, а также к переписчикам и художникам. Книгопечатание резко ограничило области применения каллиграфии.
Каллиграфическая эстетика эволюционировала в общем русле изобразительного искусства, испытывая в разные эпохи соответствующие стилистические влияния. По мере распространения книгопечатания, машинописи и компьютерного набора каллиграфия утрачивала свое исходное прикладное значение и в настоящее время воспринимается преимущественно как эстетический феномен, оставаясь, впрочем, базой для разработки гарнитур наборных шрифтов.
П.П. Чобитько. Грех юности моей и неведения моего не помяни …, Псалом 24, стих 7
Нассар Мансур. Нынешнего дня над вами нет (моих) упреков … Сура 12 (Йусуф), стих 92
Содержание
Eвропейская каллиграфия
Европейская каллиграфия развивалась в русле греко-римского письма (в меньшей степени кириллицы), классические образцы которого, используемые до сих пор, разработаны еще в античности. Ранние алфавиты появились в третьем тысячелетии до нашей эры. Непосредственным предшественником латинского алфавита был этрусский. Вначале при письме использовались формы букв, названные впоследствии «заглавными», строчные формы возникли позже, во времена Каролингов.
Появление христианства дало толчок искусству каллиграфии на Западе, ввиду того, что необходимо было копировать в больших количествах Библию и прочие религиозные тексты. Наибольшего расцвета искусство каллиграфии достигло в VII—IX веках в Ирландии и Шотландии, где монахи создавали иллюминированные Евангелия — шедевры средневекового искусства. См., например, статьи о Евангелии из Линдисфарна и о «зените западной каллиграфии», Келлской книге.
Славянская каллиграфия
Путь развития славянского, а, следовательно, и русского письма в корне отличается от путей развития латинского. О времени, условиях возникновения и становления славянского письма имеется очень мало фактических данных, поэтому и высказывания ученых по этому вопросу с давних пор были противоречивыми. Многие вопросы еще и по сей день не разрешены в полной мере.
Глаголица (X-XI вв.)
Азбуки, ставшие основой славянского письма, называются глаголицей и кириллицей. История их происхождения сложна и не ясна до конца. О древнейшей форме глаголицы мы можем судить только ориентировочно, потому что дошедшие до нас памятники глаголицы не старше конца X столетия.
Всматриваясь в глаголицу, мы замечаем, что формы букв ее очень замысловатые. Знаки часто строятся из двух деталей, расположенных как бы друг на друге. Это явление замечается и в более декоративном оформлении кириллицы. Простых круглых форм почти нет. Они все связаны прямыми линиями. Современной форме соответствуют лишь единичные буквы (ш, у, м, ч, э).По форме букв можно отметить два вида глаголицы. В первой из них, так называемой болгарской глаголице, буквы округлые, а в хорватской, называемой также иллирийской или далмацийской глаголицей, форма букв угловатая. Ни тот, ни другой вид глаголицы не имеет резко очерченных границ распространения. В позднейшем развитии глаголица переняла много знаков у кириллицы. Глаголица западных славян (чехов, поляков и других) продержалась сравнительно недолго и была заменена латинским письмом, а остальные славяне перешли позже на письмо типа кириллицы. Но глаголица не исчезла совсем и до настоящего времени. Так, она употребляется или, по крайней мере, употреблялась до начала второй мировой войны в кроатских поселениях Италии. Этим шрифтом печатались даже газеты.
Устав (кириллица XI в.)
Полуустав (XIV в.)
Начиная с XIV столетия развивается второй вид письма — полуустав, который впоследствии вытесняет устав. Этот вид письма светлее и округлее, чем устав, буквы мельче, очень много надстрочных знаков, разработана целая система знаков препинания. Буквы более подвижны и размашисты, чем в уставном письме, и со многими нижними и верхними удлинениями. Техника начертания ширококонечным пером, сильно проявлявшаяся при письме уставом, замечается много меньше. Полуустав употреблялся в XIV-XVIII веках наряду с другими видами письма, главным образом, со скорописью и вязью. Писать полууставом было значительно проще. Феодальная раздробленность страны вызвала в отдаленных областях развитие своего языка и своего стиля полуустава. Главное место в рукописях занимают жанры военной повести и летописный, отражавшие наилучшим образом события, пережитые в ту эпоху русским народом. В XV столетии, при великом князе Московском Иване III, когда закончилось объединение русских земель и создалось национальное Русское государство с новым, самодержавным политическим строем, Москва превращается не только в политический, но и культурный центр страны. Прежде областная культура Москвы начинает приобретать характер всероссийской. Наряду с увеличивающимися потребностями повседневной жизни возникла необходимость в новом, упрощенном, более удобном стиле письма.
Скоропись (XV-XVII вв.)
В XV столетии, при великом князе Московском Иване III, когда закончилось объединение северо-восточных русских земель и создалось национальное Русское государство с новым, самодержавным политическим строем, Москва превращается не только в политический, но и культурный центр страны. Прежде областная культура Москвы начинает приобретать характер всероссийской. Наряду с увеличивающимися потребностями повседневной жизни возникла необходимость в новом, упрощенном, более удобном стиле письма. Им стала скоропись. Скоропись примерно соответствует понятию латинского курсива. У древних греков скоропись была в широком употреблении на ранней стадии развития письма, частично имелась она и у юго-западных славян. В России скоропись как самостоятельный вид письма возникла в XV столетии. Буквы скорописи, частично связанные меж собой, отличаются от букв других видов письма своим светлым начертанием. Но так как буквы были снабжены множеством всевозможных значков, крючков и прибавок, то читать написанное было довольно трудно. Хотя в скорописи XV столетия в общем еще отражается характер полуустава и связующих буквы штрихов мало, но в сравнении с полууставом это письмо более беглое. Буквы скорописи в значительной мере выполнялись с удлинениями. В начале знаки были составлены главным образом из прямых линий, как это характерно для устава и полуустава. Во второй половине XVI века, а особенно в начале XVII века, основными линиями письма становятся полукруглые штрихи, а в общей картине письма видим некоторые элементы греческого курсива. Во второй половине XVII века, когда распространилось много разных вариантов письма, и в скорописи наблюдаются характерные для этого времени черты — меньше вязи и больше округлостей. В конце века круглые очертания букв стали еще более плавными и декоративными. Скоропись того времени постепенно освобождается от элементов греческого курсива и отдаляется от форм полуустава. В позднейшем периоде прямые и кривые линии приобретают равновесие, а буквы становятся более симметричными и округлыми. В то время, когда полуустав преобразуется в гражданское письмо, соответственный путь развития проделывает и скоропись, вследствие чего ее можно в дальнейшем называть гражданской скорописью.
Этапы развития каллиграфии в Европе
Шумерская клинопись (4 тыс. до н.э.)
Шумерская письменность — первая клинописная письменность в мировой истории. Древнейшие памятники, датируемые концом 4-го — началом 3-го тысячелетий до н.э., отражают ещё рисуночный характер шумерских иероглифов, но из-за специфического материала для письма (шумеры писали на глине) ещё в 3-м тысячелетии до н.э. идеограммы всё больше теряют связь между изображённым и значением, иначе говоря, превращаются в иероглифы. Из-за того, что писали на глине, иероглифы имели вид наборов чёрточек с клиновидными утолщениями на конце, откуда и название.
Часто слова записывались по принципу ребусов: из знаков, звучание которых было похожим на звучание нужного слова, составлялось слово. Иногда идеографические знаки выступали в качестве matres lectionis («помощников чтения»): идеограмма с определённым значением употреблялась рядом со слоговым комплексом для пояснения значения слова. Изредка на письме отображались и грамматические показатели, но это, особенно на ранних стадиях существования письменности, не было правилом.
Клинопись насчитывала до 900 знаков. Постепенно система записи усложнилась и стала настолько неудобной, что вытеснилась другими, появляющимися к тому времени системами записи языка.
Египетское иероглифическое письмо (4 тыс. до н.э.)
Египетское иероглифическое письмо восходит к IV тысячелетию до н.э. Египетский алфавит насчитывал порядка 600 знаков — довольно четкие изображения предметов, людей, животных. Передавать видимые предметы не представляло сложности, а действия передавались при помощи их характерных моментов. Для отвлеченных понятий выбирались фигуры, связанные с данным словом: югу соответствовала лилия (гербовый цветок Южного Египта), прохладе — ваза с вытекающей водой, старости — сгорбленный человек. Очевидно, что современным дизайнерам иконок можно даже кое-чему поучиться у древних египтян в плане соотношения слова образу.
В Египте развились скорописные формы письма: иератическое (от греч. hieratikos — жреческий) письмо, а из него — более упрощенное, демотическое (от греч. demotikos — народный). В эпоху создания демотического письма возникли первые школы светских писцов. Известный мастер каллиграфии Альберт Капр предполагает, что в Шумере, Египте и других древних государствах уже существовали конкурсы каллиграфов.
Во II столетии до н.э. демотическое письмо стало вытесняться греческим письмом, более скорописным и более удобочитаемым.
Греческое капитальное письмо (III в. до н.э.)
С юго-восточного побережья Средиземного моря алфавит распространился в районы, заселенные греками. Это произошло, вероятно, в XI веке до н.э. при посредничестве финикян, сосредоточивших в своих руках большую часть торговли Средиземного моря. Переняв финикийский алфавит, состоявший из 22 согласных и полусогласных знаков, греки преобразовали его соответственно требованиям своего языка. Их знаки отличались большой ясностью и геометрической простотой форм.
Греки дополнили финикийский алфавит знаками для гласных звуков, геометризировали его и упростили. Финикийские буквы, открытые влево (¶), были повернуты лицом вправо (Р). Изначально греческое письмо было левосторонним. Затем это левостороннее направление письма сравнительно скоро изменилось на правостороннее. Переходной формой явился так называемый бустрофедонический способ письма от греч. bustrophedon — поворачиваю быка), где первая строка текста писалась справа налево, следующая — слева направо и т. д., причем и буквы были повернуты «лицом» то влево, то вправо. Такой метод письма был перенят от метода работы землепашцев. Рассуждали примерно так: пахарь, пройдя первую борозду, не возвращает быков вхолостую к началу поля, а разворачивается и пашет в обратном направлении. Под влиянием греческого письма изменилось направление письма в латинской письменности.
В IV веке до нашей эры греки переходят к письму слева направо.
Маюскульный и минускульный римские курсивы (I-VI вв.)
Латинских манускриптов дошло до наших времен немного. Древнейшие памятники являются по большей части эпиграфическими (высеченными на камне). Без сомнения, буквы, написанные от руки и высеченные на камне, были когда-то одинаковыми. Но постепенно они начинают все больше отличаться друг от друга. Если эпиграфическое письмо стремилось к монументальности, то написанное от руки тяготело к простоте, округленности форм и лучшей связи букв между собой, что обусловливалось необходимостью писать быстро.
В связи с этим развилось римское курсивное письмо, как наиболее устойчивая противоположность капитальному. В повседневной переписке римляне употребляли вощеные деревянные дощечки, на которых писали заостренной палочкой — stilus (отсюда — стиль). При быстром письме на таком материале некоторые элементы букв пропускались, для лучшей связи букв добавлялся плавный штрих, некоторые буквы сливали воедино, иную букву писали крупнее других, а все письмо приобретало наклонное положение.
Курсив подразделяется на ранний и поздний. Ранний или маюскульный курсив (majuscula — прописная буква), который употреблялся в I-VI веках, — это письмо прописными буквами, связующих элементов между буквами еще мало. В минускульном курсивном письме (minuscula — строчная буква), развившемся к IV столетию, форма букв приобрела резко отличный от маюскульного характер. Этот курсив можно считать далеким предшественником современных строчных букв.
Римское капитальное письмо (I-V вв.)
К греческому алфавиту восходит латинский. В I веке завершилось формирование римского капитального письма. Классический образец его — на знаменитой колонне Траяна (II век).
Чтобы лучше понять структуру римского капитального шрифта, его следует рассматривать в единстве с античной архитектурой. В чередовании его прямых и округлых линий проявляется тот же принцип, который замечается и у римских зданий. Вертикально поднимающиеся пилястры, меж ними полукруглый свод, над ним горизонтальный карниз — эти же элементы в преображенном виде мы замечаем и в буквах.
Букв H, J, K, U W, Y и Z на Траяновой колонне не имеется. Эти буквы сконструированны на основе других материалов и согласованы с буквами Траяновой колонны.
Ученые анализировали буквы Траяновой колонны и других памятников письма и пришли к выводу, что древнеримский мастер не рисовал высекаемые буквы на мраморе при помощи линейки, циркуля и других принадлежностей, а писал их плоской ширококонечной кистью. Этим объясняется то, что построение букв довольно сложное и что одни и те же буквы, встречающиеся на одной и той же пластинке, имеют разные варианты. Но самым достоверным признаком служит то, что в начертаниях букв очень ясно выражен характер плоской ширококонечной кисти, приспособленной к технике высекания на камне.
Кроме надписей на камне, капитальное письмо употребляли и в письме ширококонечным пером. Оно особенно стремительно стало развиваться после того, как появился пергамен. Буквы капитального письма, имеющие специфический характер оформления ширококонечным пером, известны под названием квадратных капиталов (capitalis quadrata).
Хотя квадратные капиталы и выполнялись пером, но для длинных текстов они были мало приемлемы из-за трудности выполнения и малой беглости. Они применялись все же приблизительно до X века, — но главным образом в декоративнам письме и заголовках. Общая картина этого письма широкая.
Вместе с квадратными капиталами из капитального письма уже довольно рано развивается более беглая и размашистая форма письма — рустика (capitalis rustica, т.е. крестьянское простое капитальное письмо). Она сохранялась до XI века, несмотря на развитие новых видов письма. Рустика употреблялась уже на папирусе, что подтверждается находками в Помпее. Еще в VI веке рустикой писали целые книги, а позднее ею пользовались только для выполнения заглавий, выделяемых слов и декоративных страниц. Прекраснейшие тексты Вергилия и другие античные манускрипты, сохранившиеся до наших дней рукописи написаны рустикой, а частично квадратным капитальным письмом.
Характерными чертами рустики являются тонкие вертикальные штрихи, причем горизонтальные штрихи выполнялись с сильным нажимом. В целом получается картина сжатого, узкого и высокого письма. Рустика встречается часто и в текстах, высеченных на камне, так как на ограниченной поверхности мрамора рустикой можно уместить много больше текста, чем капитальным письмом.
В конце I века под влиянием Востока в римскую архитектуру стал все более проникать стиль круглых сводов. Тот же принцип округления стал все более проникать и в письмо. Уже в одном из произведений третьего столетия, написанном в Египте, замечаются попытки такого округления формы, заимствованной из курсивного письма, но приспособленной к округлому стилю.
Унциальное письмо (IV-VIII вв.)
В конце I века под влиянием Востока в римскую архитектуру стал все больше проникать стиль круглых сводов. Тот же принцип округления стал все более проникать и в письмо. Уже в одном из произведений третьего столетия, написанном в Египте, замечаются попытки такого округления формы, заимствованной из курсивного письма, но приспособленной к округлому стилю.
Вырабатывается новый стиль — унциальное письмо (scriptura uncialis). Унциальное письмо, развившееся полностью в IV веке, стало вскоре господствующим книжным письмом, и почти вся дошедшая до нас литература того времени исполнена унциалом. Так как унциалом писать было много легче, чем квадратным капиталом, и он был более четок, чем рустика, то его считают первым письмом, специально предназначенным для письма ширококонечным пером.
В унциале горизонтальные штрихи имеют малое значение, и поэтому в письме нет резких отсечек наверху и внизу. Унциал оставался в употреблении до VIII столетия, но унциальные формы, смешанные с формами капитального письма, встречаются и в более поздние времена в заглавиях и инициалах.
Следует различать унциал старый и новый. Простейшим признаком старого унциала (IV-VI вв.) является диагональное, примерно 45 градусное направление пера и отсутствие засечек. В новом унциале (VI-VIII вв.) наблюдаются, в общем, легкие засечки и горизонтальное направление пера. Но встречаются и такие рукописи, в которых техника старого и нового унциалов смешана. Реже встречается унциал, писанный наклонно. Если в капитальном письме слова друг от друга не отделены, то в унциальном письме VII века это новшество уже введено в употребление.
Полуунциальное письмо (VI-IX вв.)
Со временем в унциал стали все больше просачиваться элементы непрерывно развивающегося курсива. Таким образом, в V столетии был нарушен принцип размещения букв строки в пределах двух линий, объединявший унциал с капитальным письмом, и унциал приблизился к строчному курсиву. Если в капитальном письме только связка буквы Q была выведена за нижнюю линию, немногим нарушая установленную закономерность строки, то в курсиве такие «нарушения» (удлиненная форма буквы S и другие) становятся обычными.
Возникшая на основе курсива модификация унциального письма, так называемое полуунциальное письмо (scriptura semiuncialis) переняла все эти новшества, в результате чего писать и читать такое письмо практически стало гораздо легче. Верхние и нижние удлинения некоторых букв (d, h, l, f, p, q) отчетливо выделяли своеобразные формы этих букв среди других букв строки. Развитие полуунциального письма знаменовало переход от прописных букв к строчным. Оно было первым строчным письмом для ширококонечного пера. В этом письме наблюдается уже целый ряд праобразов букв современного строчного алфавита (a, d, e, g, h и другие). Полуунциальное письмо распространяется по всей Западной Европе и в отдельных ее районах подвергается различным изменениям.
После падения Римской империи и переселения народов в Европе возник целый ряд новых государств. Государства эти освободились от политического и культурного влияния Рима, и в них стали свободно развиваться свои виды письма, применявшиеся до того очень ограниченно. По-прежнему быстро развивается полуунциал. Возникают новые виды латинского письма. Их подразделяют в основном на четыре большие группы: ирландско-англосаксонское (Ирландия и Англия), меровингское (Франция), вестготское (Испания) и старо-италийское (Италия).
Наибольший вклад в следующую фазу развития латинского письма внесло ирландско-англосаксонское письмо.
Вместе с христианской религией странствующие монахи-миссионеры распространяли и христианское письмо. Таким путем полуунциальное письмо перешло в VI столетии в Ирландию, а оттуда и дальше к ближайшим соседям-англосаксам. Римский курсив был совершенно неизвестен на Британских островах. Поэтому полуунциальное письмо в этих странах имело своеобразную форму, иную, чем на материке. Позже различные модификации англосаксонского письма стали распространяться и на материке иммигрантами, известными под названием «шотландских монахов». Они основывали во Франции, в Германии, Швейцарии, Италии монастыри со скрипториями (писцовыми палатами; от латинского слова scriptor — писарь, писец, переписчик). Возникшие в этих скрипториях различные школы сыграли заметную роль в дальнейшем развитии письма.
Ирландско-англосаксонское письмо заимствовало многое и от рун (угловатое письмо, распространенное у народов Скандинавии, у древних германских племен), и от греческого капитального письма, поэтому округлые буквы преобразовывались часто в угловатые и надломленные. В лигатурах (слитных буквах; от латинского слова ligare — связывать), образованных из букв капитального письма и унциала, замечается смелость выполнения, которая позже наблюдается только в русской вязи. В письме бросаются в глаза аккуратные промежутки между словами и малое число сокращений. Их стало заметно больше в IX столетии.
VII-VIII столетия часто называются «золотым веком» ирландской культуры. Это название обусловлено, несомненно, и достижениями в искусстве письма. Ирландско-англосаксонское письмо вышло из употребления лишь по истечении XIII века (в эпоху ранней готики), несмотря на то, что на Британских островах каролингское письмо было известно уже в IX столетии.
Меровингское и вестготское письма (VIII-IX вв.)
Галлия, современная Франция, была к началу переселения народов полностью романизирована, особенно сильно в южной своей части. Поэтому римские формы письма продержались здесь дольше. Галлия пережила упадок вместе с империей, и лишь с распространением христианства началось развитие своего письма. Это так называемое меровингское письмо (названное по имени династии, царствовавшей в V-VIII вв.) было в употреблении лишь с VI по VIII столетие. В основе его лежит ранний римский курсив.
Общая картина его создает впечатление сжатого, высокого, узловатого письма. Буквы разной высоты переплетены между собою, много лигатур. Это делает письмо декоративным, но трудно читаемым. Предложения начинаются обыкновенно капитальной или унциальной буквой.
В Испании, прежней римской провинции, где в V столетии основали государство вестготы, из римского курсивного письма возникло вестготское письмо, но и курсив долгое время сохранял свои права. Вестготское письмо употреблялось в VIII-XI столетиях, причем до X столетия оно было широкое и жирное, а позже узкое и угловатое. Оно превосходит другие виды письма своей ясностью и удобочитаемостью. Некоторые длинные буквы, как r и s, а также верхние удлинения букв b, d, l, выполняются с сильным нажимом пера, что создает в общей картине письма декоративные участки. Выделяемые слова и декоративные строки писались капитальным письмом в разных вариантах. Основная насыщенность приходится большей частью на горизонтальные штрихи, но это зависит не от влияния рустики, а от особенностей арабского письма. Арабы, покорившие в начале VIII столетия Испанию, ввели здесь и свою культуру и свое письмо, основали здесь школы. Арабское (мавританское) письмо, распространявшееся среди населения, оказало сильное влияние и на характер вестготского письма.
Старо-италийское письмо (IX-XIII вв.)
Старо-италийские виды письма развились в IX, достигли своего совершенства в XI и были в употреблении еще в XIII столетии. Округление букв и здесь совершалось на основе традиций раннего римского курсива. Как центры письма прославились два монастыря: в Южной Италии монастырь бенедиктинцев Монте Кассино и монастырь Боббио в Верхней Италии. В старо-италийских видах письма в качестве прописных букв употреблялись элементы унциального и капитального письма и увеличенные строчные буквы.
Нередко традиции искусства письма разных стран переносились в далекие края, где различные влияния переплетались так, что их невозможно было отделить друг от друга. Это смешение, по всей вероятности, создало почву для появления общепризнанного, унифицированного письма. Такое письмо, известное под названием каролингского минускула (по имени династии Каролингов) к концу VIII века сравнительно быстро распространилось не только во всем государстве франков, но и за его рубежами. Почву для этого подготовили предшествовавшие ему наиболее значительные виды письма.
Нет надобности анализировать каролингские минускулы, ибо они содержат почти все, что нам известно под именем строчных букв в нынешнее время. Беглому чтению мешает только унциальное t, длинные буквы s и f и часто встречающееся литературное r. Чтение затрудняет также отсутствие точки над буквой i. В наиболее совершенной художественной форме каролингский минускул представлен в IX столетии. Письмо того времени было особенно удобочитаемым и формы отдельных букв, большей частью не соединенных с соседними, отличались чистотой стиля.
Таким образом, в каролингском минускульном письме завершилось создание строчных букв и делались попытки создать соответствующие им прописные знаки. Пока вместо них употреблялись минускулы в увеличенном виде или буквы капитального и унциального письма, а часто и оба вперемешку. Лишь к XI столетию из капитального и унциального письма развилась самостоятельная форма прописных букв, так называемые ломбардские версалы (часто называемые и готскими маюскулами).
Готика, текстура (XI-XV вв.)
В конце XI столетия характер минускулов начинает изменяться. Причиной этого было развитие нового стиля — готики, которая, покорив архитектуру и пластику, стала завоевывать и искусство письма. Круглая арка отступает, а ее место занимает стрельчатая, и таким образом в течение всего XII века наблюдается медленный, но последовательный процесс становления нового стиля. В письмо проникают надломленные линии; закругления и эллипсы принимают форму остроконечного миндаля.
В начале XIII столетия готический стиль стал господствующим во всей Европе, за исключением Руси, где искусство письма развивалось по пути, отличному от западноевропейского.
Особенностями раннего готического письма являются темная общая картина письма, сжатость букв и надломленность их концов. Сжатость письма позволяет уместить в строке больше текста и разделить страницу на два столбца, что еще раз подчеркивает принцип вертикальности и в построении страницы. Такое ломаное готическое письмо, объединяющее всю страницу в плотную ткань, старые мастера письма назвали текстурой (textura — буквально тканье).
Текстурные минускулы имели правильные, «размеренные» расстояния между вертикальными штрихами, ширина внутрибуквенного просвета приблизительно равна толщине штриха. Строчное t своей верхушкой выходит за верхнюю горизонтальную линию, над буквой i для выделения ее стойки среди других появляется черточка-точка. По-иному стали писаться и некоторые другие знаки. В ранних видах готического письма прописными буквами служили ломбардские версалы. Позже они сохраняются лишь в виде инициалов, так как со временем готическое письмо вырабатывает свои особые формы прописных.
В различных странах готическое письмо приобретало свои особые, местные черты. Так, например, в некоторых странах это проявлялось в более размашистом оформлении, в других — в более тяжелой и угловатой форме. Строжайший стиль готического письма разработали в XV столетии испанцы.
Ротунда, швабское письмо (XV в.)
В Италии развивается особый вид раннего готического письма — так называемое круглоготическое письмо или ротунда (итал. rotondo— круглый, округлый). В его буквах сохраняются закругления, они размашисты и стремительны. Надломлены только верхние концы стоек. Круглоготическое письмо шире и просторнее других видов готического письма и по праву рассматривается в настоящее время как промежуточная форма между готикой и антиквой. Это один из немногих видов готического письма, к которым можно было приспособить маюскулы антиквы.
Круглоготическое письмо, в особенности верхнеиталийское, считается одним из красивейших стилей письма Западной Европы всех времен. Оно достигло расцвета в XV столетии и теряет свое значение лишь с переходом от готики к ренессансу.
Развитие готического письма в Южной Европе закончилось круглоготическими формами, в то время как в Северной Европе оно продолжалось в течение целого периода, названного поздней готикой.
В период поздней готики многие виды письма выработаны в Германии, распространились главным образом здесь и здесь же продержались всего дольше.
Из позднейших видов готического письма самым старшим было швабское письмо (или швабахер). Оно очень просторно, как и круглоготическое, и более удобочитаемо, чем текстура. Широкие пропорции придают этому письму размашистый характер. Примечательна та быстрота, с какою швабское письмо вырабатывалось в XV столетии в самостоятельный вид письма.
Каллиграфия Востока
Каллиграфия оказала влияние на некоторые стили живописи, использующие похожую технику (тушь), такие как суми-ё в Японии и Китае.