Как называется имя при крещении
Как выбрать имя для крещения и не впасть в крайности
Одним из самых распространенных вопросов на беседе перед крещением является вопрос о выборе имени будущему маленькому христианину. Актуален он не только потому, что сейчас крестится много Лилиан и Снежан, а в Татарстане Рустемов и Айратов. Дело не только в фантазии родителей при выборе имени «по паспорту», но и в суеверных представлениях о том, что нужно выбрать второе имя чтобы «не сглазили». Как выбрать имя для крещения, что необходимо знать об этом и как не впасть в суеверные крайности — об этом поговорим ниже. Для начала разберемся, какой смысл несет в себе христианское имя.
Святой пример
В Православной Церкви почитаются святые – люди, чей жизненный путь и чья верность и служение Церкви должны быть для нас примером. В Церкви много святых и послужили они Богу в разном качестве. Кто-то был великим миссионером и крестил целые народы. Их Церковь назвала равноапостольными. Другой был монахом и всю жизнь провел в аскетических подвигах. Таких святых Церковь называет преподобными. Третий послужил Богу в епископском сане и был назван Церковью святителем и так далее. Пример каждого из святых важен для нас, и мы можем и должны ему следовать.
Святой, в честь которого назван ребенок — это в первую очередь пример. Поэтому и необходимо знать житие своего святого! К сожалению, сейчас очень многие родители называют детей просто по принципу «мне нравится», не имея ввиду какого-то конкретного святого. Наверное, это потому, что сами не живут церковной жизнью, и не знают жизнеописаний святых.
Довольно часто крещу взрослых и говорю им, что у них есть потрясающая возможность – самим выбрать себя святого покровителя. Если приходит взрослый с желанием креститься, то прошу его прочитать жития святых и выбрать того, чья жизнь и чей подвиг будет ему ближе. Ведь святой — это пример!
По святцам
На Руси существовала благочестивая традиция — называть детей по святцам, то есть в честь святых, память которых выпадает на ближайшие даты ко дню рождения ребенка. Вполне можно назвать ребенка и таким способом. Но нужно помнить одно: имя – это вещь практическая. Мы крестим для того, чтобы в дальнейшем реализовывать свою веру на практике: ходить в храм, Причащаться, исповедоваться. Представьте себе ситуацию. Большой праздник, много причастников в храме. К Чаше подходит человек и говорит, что он «раб Божий Полиевкт» или Филогоний или еще какое-то сложное имя. Все они есть в святцах. Но далеко не каждый священник наизусть знает святцы. Да и к Чаше большая очередь! Скорей всего, он спросит, в каком храме его крестили с таким именем или вообще крещенный ли он. Все-таки сложно каждый раз объяснять, что его крестили с именем в честь святого, память которого есть в святцах такого-то числа.
Практика называть детей по святцам, несомненно, хорошая. Но и тут стоит относиться ко всему сдержанно: выбирать имена попроще. Ведь детям с этими именами надо будет потом ходить в храм, участвовать в Таинствах Церкви.
Крестить как есть
Самый простой и, вместе с тем, самый идеальный случай — это крещение с тем именем, которое написано в свидетельстве о рождении. Николай остается Николаем, Александр Александром. Артем склоняется в церковно-славянского Артемия, а Светлана — в Фотинью. Тут как раз все просто и понятно.
Экзотическое имя
Зачастую родители проявляют ревность не по разуму и называют своего ребенка каким-то экзотическим именем. В данном случае есть два варианта. Первый – это выбрать что-то созвучное. Например, Снежана вполне может стать Анной, Лиана — Лией и так далее. Второй вариант — это выбрать абсолютно несозвучное имя, просто то, которое нравится человеку. Вполне может оказаться, что родители долго выбирали между Жанной, как в итоге и назвали ребенка, и обычной русской Марией.
От порчи
К сожалению, часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда родители хотят крестить своего ребенка с другим именем «чтобы не сглазили». По их версии, имя, полученное в крещении, нельзя никому говорить, оно должно быть тайным и тогда никто не сможет навести порчу. Как правило, таких родителей почти всегда можно определить на беседе перед крещением. Они спрашивают про второе имя и на вопрос «зачем оно Вам надо», начинают заминаться, смущаться или же прямо говорить, что надо бороться с порчей. Таким людям однозначно отказываю и крещу только с тем именем, которое написано в свидетельстве о рождении.
Подведем итоги
Святые – это примеры. Называя ребенка в честь того или иного святого, мы как-бы призываем его следовать по пути своего святого, подражать ему. Имя можно выбрать по святцам, можно выбрать любое другое, но лучше всего ориентироваться на жизнеописания святых и не забывать, что они являются для нас примерами.
Если Вы назвали ребенка «экзотическим именем», то можно выбрать или созвучное имя, или имя в честь какого-то святого.
И, самое главное. Имя нужно для того, чтобы участвовать в церковной жизни, а не для того, чтобы «бороться с порчей».
Список имен при крещении в православии по месяцам, как выбирают и дают
Многие молодые родители сталкиваются с проблемами при выборе имени после рождения малыша. Некоторые называют своих деток в честь дедушек, бабушек и других ближайших родственников. Однако имена выбирают не только при рождении, но и при крещении малышей. Поэтому родителям, которые собираются крестить младенца, надо заранее разобраться с особенностями выбора имени при крещении.
Значение имени в православии
Прежде чем заняться крещением малыша, необходимо детальнее разобраться со значением имени в православной вере. Именно с приходом христианства языческие имена в миру стали менее популярными, так как люди чаще начали называть своих деток в честь святых, дни памяти которых совпадают или находятся рядом с датой рождения младенца. Люди считали, что этот святитель будет оберегать человека от бед и заболеваний. Даже в настоящее время верующие православные люди при рождении дают детям одно имя, а при крещении совершенно другое.
Многие православные называют малыша именем святого, так как считают это небесным оберегом. В давние времена считалось, что оно сможет защитить человека не только от бед и греха, но и от смерти, которая подобна той, как умер святой. Однако мнения на этот счет расходятся и по сей день. Некоторые уверены в том, что называть детей в честь мучеников нельзя.
Также покровителей по дате рождения часто считают идентификатором веры. Именно из-за этого христиан редко называют не православными наименованиями. Некрещенным людям, которые со временем крестились и переходили в православие, давали новое имя. Такая традиция существует и сейчас, но придерживаются ее не все. Она более распространена среди христиан, проживающих в западных странах.
Там людям дают христианские имена, которые произносятся в процессе проведения причастий, молитв и исповедей. Поэтому в любых странах часто встречаются священники, которых зовут Харитон или Владимир.
Сегодня модно давать людям сразу два имени. Первое используется в быту, а второе дается во время крещения. Православные имена используются нечасто, так как их произносят только перед причастием или на исповеди.
Как выбирают и дают в православных традициях имя для ребенка
Выделяют несколько способов, при помощи которых для мальчика и девочек выбирают православные имена:
Отличие небесного покровителя и ангела-хранителя
Ни один православный христианин не остается без Божьей помощи, если он искренне верит в Господа. С рождения каждому человеку дают Ангела-Хранителя, который оберегает от бед, уныния и грешных поступков. Именно он направляет человека на истинный путь. Считается, что количество небесных спутников зависит от предназначения человека. Например, люди, которые отреклись от Господа и живут неправильно, лишаются Ангела-Хранителя и остаются одни.
Однако помимо Ангелов-Хранителей, людям дают небесного покровителя. Этот святой имеет такое же имя, как и человек. Главным предназначением покровителя является то, что он должен ходатайствовать перед Господом за мирянина. Небесный покровитель дается человеку после крещения в зависимости от его православного имени, которое дается в зависимости от наименования святого или его даты почитания.
Покровитель дается человеку на всю жизнь и поэтому к выбору наименования при крещении необходимо отнестись ответственно.
Главной отличительной особенностью небесного покровителя является то, что это конкретная личность. Она имеет судьбу, характер и даже когда-то существовала в земной жизни. Ранее покровитель был обычным человеком, который впоследствии был канонизирован. Ангел-хранитель, в отличие от покровителя, никогда не существовал в земной жизни. Это безымянная и бесплотная сущность, наполненная силой и энергией. Она сопровождает человеческую душу как во время жизни, так и после смерти. Также Ангел-Хранитель будет предстательствовать перед Господом на Страшном Суде за человека, которого он охранял.
Выбор или смена имени во взрослом возрасте
В современном мире мода на имена меняется так же, как и на все другие тенденции. Некоторые молодые родители пытаются как-то выделить своего ребенка на фоне остальных и дают ему необычное имя.
При этом они не задумываются о том, какое влияние оно окажет на дальнейшую жизнь или как оно будет сочетаться с отчеством и фамилией.
Чаще всего такие необычные имена людям приходится поменять в сознательном возрасте. Поэтому необходимо выбирать менее необычные или созвучные с фамилией и отчеством наименования. Например, такие имена, как Акакий или Анемподист выбирать не стоит, несмотря на то, что они принадлежат известным святым. Они уже вышли из повсеместного употребления и поэтому использовать их не стоит. Предпочтительнее выбирать наименования, которые актуальны в настоящее время. Например, такими именами, как Михаил и Иосиф пользуются до сих пор.
Также чтобы выбрать другое имя, следует обратить внимание на апостолов. Люди часто называют своих детей Иоанном, Павлом или Петром. Это долговечные имена, которые остаются популярными по сей день. Среди женских святых, в честь которых называют девочек, можно выделить Марту, Оксану и Марфу.
Если при смене возникают проблемы, можно узнать совета у священника. Он поможет выбрать наиболее подходящее для человека православное имя.
Полный список церковных женских и мужских имен по месяцам
Прежде чем заняться крещением, необходимо детальнее изучить популярные крестильные имена, которые могут давать при крещении.
Именины в январе
Илья, Вонифатий, Пров, Арис, Полиевкт, Тимофей, Григорий, Стефан, Феодор, Феофан, Тихон, Антонина, Домна, Феофила, Аркадий, Никодим, Александр, Феоктист, Леонид, Иаков, Марк, Лука, Клеопа, Симеон, Варнава, Иосий, Фаддей, Анания, Гаий, Филолог, Лукий, Иасон, Сосипатр, Олимп, Тертий, Ераст, Куарт, Евод, Онисифор, Климент.
Именины в феврале
Макарий, Марк, Феодор, Петр, Николай, Евфрасия, Антоний, Арсений, Сава, Евфимий, Тимофей, Анастасий, Иоанн, Николай, Иаков, Петр, Евфимий, Мануил, Георгий, Леонтий, Сионий, Гавриил, Леонт, Парод, Ксенофонт, Мария, Аркадий, Иоанн, Анания, Петр, Симеон, Иосиф, Феодор, Давид, Исидор, Георгий, Кирилл, Мефодий, Евстафий, Иоанн, Александр.
Именины в марте
Феодор, Ермоген, Михаил, Павел, Мариамна, Мина, Лев, Владимир, Анна, Агапит, Флавиан, Косма, Иосиф, Владимир, Иоанн, Михаил, Виктор, Сергий, Андрей, Антипа, Параскева, Стефан, Николай, Елисавета, Ирина, Варвара, Филарет, Маврикий, Фотин, Феодор, Филипп, Фалассий, Лимний, Варадат, Афанасий, Евтропий, Клеоник, Василиск, Марфа, Михаил, Пиама, Зинон, Зоил.
Именины в апреле
Мария, Хрисанф, Дария, Клавдий, Илария, Иасон, Мавр, Диодор, Мариан, София, Иоанн, Матрона, Панхарий, Васса, Иннокентий, Гавриил, Параскева, Вафусий, Верк, Арпила, Авив, Агн, Реас, Игафракс, Иской, Сила, Сигиц, Сонирил, Суимвл, Ферм, Филл, Анна, Алла, Лариса, Моико, Мамика, Уирко, Анимаиса (Анимаида), Гаафа, Дуклида, Малх, Василий.
Именины в мае
Иоанн, Григорий, Виссарион, Виктор, Тамара, Зотик, Зинон, Акиндин, Севериан, Косма, Авксентий, Ианнуарий, Прокул, Соссий, Фавст, Дисидерий, Евтихий, Акутион, Феодор, Филиппия, Диоскор, Сократ, Дионисий, Алексий, Иоанн, Николай, Исакий, Аполлос, Кодрат, Максимиан, Тавифа, Георий, Авраамий, Иоанн, Александра, Анатолий, Протолеон.
Именины в июне
Патрикий, Акакий, Менандр, Полиен, Корнилий, Димитрий, Виктор, Антоний, Митрофан, Александр, Михаил, Матфий, Ипполит, Николай, Василий, Максим, Павел, Георгий, Онуфрий, Валентин, Калуф, Иоанн, Сергий, Патрикий, Акакий, Менандр, Полиен, Корнилий, Димитрий, Виктор, Антоний, Митрофан, Александр, Михаил, Матфий, Ипполит.
Именины в июле
Леонтий, Ипатий, Феодул, Никанор, Василий, Александр, Сергий, Агриппина, Александр, Алексий, Петр, Митрофан, Евстохий, Гаий, Провий, Лоллий, Урван, Артемий, Герман, Андрей, Марфа, Симеон, Николай, Александра, Алексий, Ольга, Татиана, Анастасия, Мария.
Именины в августе
Макрина, Дий, Серафим, Роман, Паисий, Стефан, Милица, Димитрий, Митрофан, Тихон, Илия, Константин, Николай, Александр, Георгий, Сергий, Иоанн, Феодор, Тихон, Косма, Евфимий, Петр, Алексий, Аврамий, Афанасий, Каллиник, Серафим, Феогност, Анатолий, Алексий.
Именины в сентябре
Андрей, Николай, Тимофей, Агапий, Фекла, Питирим, Агафоник, Зотик, Феопрепий, Акиндин, Севериан, Исаакий, Горазд, Макарий, Иоанн, Алексий, Александр, Михаил, Феодор, Иларион, Иерофей, Афанасий, Анфуса, Харисм, Неофит, Евлалия.
Именины в октябре
Евмений, Евфросиния, Иларион, Алексий, Петр, Амфилохий, Иоанн, Борис, Михаил, Владимир, Вениамин, Константин, Сергий, Ариадна, София, Ирина, Бидзина, Шалва, Элизбар, Кастор, Кодрат, Димитрий, Александр, Алексий, Константин, Иоанн, Маврикий, Василий, Владимир, Валентин, Андрей, Петр, Испатий, Даниил, Иосиф, Исаакий, Мелетий, Евсевий, Приск.
Именины в ноябре
Иоиль, Уар, Иоанн, Сергий, Клеопатра, Садок, Артемий, Николай, Герман, Зосима, Леонид, Александр, Михаил, Петр, Павел, Иларион, Павлин, Аркадий, Анатолий, Никандр, Киприан, Дамиан, Константин, Сергий, Василий, Феодор, Владимир, Николай, Иоанн, Александр, Димитрий.
Именины в декабре
Авдий, Варлаам, Иоасаф, Авенир, Филарет, Порфирий, Сергий, Михаилй, Иоанн, Константин, Александр, Игнатий, Симеон, Димитрий, Иаковй, Геннадий, Петр, Григорий, Вениамин, Герасим, Валентин, Леонид, Тимофей, Илиодор, Аза, Иларион, Адриан.
Что еще нужно знать
Выделяют несколько советов, которые следует учесть:
Заключение
Не секрет, что при крещении человеку дается второе имя. Поэтому рекомендуется заранее разобраться, как назвать малыша, который будет креститься.
Именины (День Ангела) — как определить день именин?
Именинами называется день памяти святого, в честь которого назван христианин. Другие названия этого дня – день Ангела, день тезоименитства.
Каждый православный христианин носит имя святого, в честь которого он назван. Имя выбирается по церковному календарю, каждый день которого посвящен памяти того или иного святого. День памяти святого, имя которого носит православный христианин и называется: День ангела, или Именины.
Именины
После совершения Таинства крещения святой, имя которого выбрано ребенку или крещаемому взрослому, становится его небесным покровителем.
Вы сами можете из нескольких святых выбрать того, кто Вам особенно близок. Если Вы ничего не знаете ни о ком из них, считайте своим небесным покровителем того, чей день памяти в календаре находится ближе всего к дню Вашего рождения.
«Господь каждому из нас дает двух Ангелов,- учит нас Федор Едесский,- один из которых – Ангел хранитель – хранит нас от всякого зла, от разных несчастий и помогает делать добро, а другой Ангел – святой угодник Божий, имя которого мы носим, ходатайствует о нас перед Богом, молит Бога за нас. Его молитвы, как более достойные, угодные Богу, скорее приемлются, чем наши, грешные.
Ангелы, будучи служителями любви и мира, радуются о нашем покаянии и преуспеянии в доброделании, стараются наполнить нас духовным созерцанием (по мере нашей восприимчивости) и содействуют нам во всяком добре».
«Святые, — писал преподобный Силуан Афонский, — в Духе Святом видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горячие молитвы… Святые не забывают нас и молятся за нас… Они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовью обнимают весь мир. Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей, как иссохли души наши, как уныние сковало их, и, не преставая, ходатайствуют за нас пред Богом».
Имя, данное человеку при крещении, уже не меняется, кроме немногих, очень редких, случаев, как, например, при пострижении в монашество. С именем, данным человеку при крещении, человек остается во всей дальнейшей жизни, с ним переходит на тот свет; имя его, после его смерти повторяется Церковью, когда возносятся молитвы о упокоении его души.
Если человек крещен в детстве и рос в православной среде, то ему с детства известен и день своих именин. Но часто случается так, что люди, крещенные в детстве, сознательную жизнь прожили вне Церкви и даже не знают, в честь какого святого были названы. К тому же святые с одинаковым именем встречаются в церковном календаре не один раз. Так святых с именем Александр встречается около тридцати, Иоанн — более восьмидесяти; кроме того, у одного святого может быть несколько дней памяти.
Как определить день именин?
Чтобы определить день именин, в Церкви сложилась следующая практика: если в церковном календаре встречаются несколько дней памяти святым, тезоименитых с вами (тезоименитый – соименный, с тем же именем), то вашим днём Ангела будет ближайший из этих дней после вашего дня рождения вперёд по календарю.
Святой же, память которому совершается в этот день, и будет вашим небесным покровителем.
Если вашему святому совершается в течении года несколько дней памяти, то ближайший день после вашего дня рождения – это день ваших именин, остальные же дни его памяти называются малыми именинами. Правила эти рекомендательны, но не обязательны. По желанию каждый может выбрать своим небесным покровителем любого соимённого с ним святого и праздновать именины в день его памяти. Если ребёнок назван неправославным именем, то при крещении обычно выбирается созвучное православное имя и именины у него определяются по православному имени.
Святые имеют разные наименования: пророки, апостолы, мученики, исповедники, святители, преподобные, бессребреники, блаженные, праведные.
Пророки – святые, которые, по внушению Святого Духа, предсказывали будущее, преимущественно пророчествуя о пришествии, смерти и Воскресении Спасителя. Они жили до пришествия Спасителя на землю.
Апостолы – это ближайшие ученики Иисуса Христа, которых Он во время Своей земной жизни посылал на проповедь, а после сошествия на них Святого Духа они проповедовали христианскую веру по всем странам. Сначала их было двенадцать, потом к ним прибавилось ещё семьдесят. Двое из апостолов, Пётр и Павел, называются первоверховными, так как они больше других потрудились в проповеди Христовой веры.
Святые, которые подобно апостолам распространяли веру Христову в разных странах, называются равноапостольными. Это, например, благоверные цари Константин и Елена, святая великая княгиня Ольга, благоверный великий князь Владимир, святая просветительница Грузии Нина, святая Мария Магдалина, первомученица Фёкла и другие.
Умершие за святую веру после особенно тяжёлых (великих) страданий, каким подверглись не все мученики, называются великомучениками: например, святой великомученик Георгий Победоносец, святые великомученицы Варвара, Екатерина и другие.
Святители – епископы, угодившие Богу своею праведной жизнью и послужившие Церкви Христовой, как, например, святитель Николай Чудотворец, святитель Алексий, митрополит Московский, и другие.
Святители и священники, претерпевшие мучения за Христа, называются священномучениками.
Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст называются вселенскими учителями, то есть учителями всей Христианской Церкви.
Преподобные – праведные люди, которые удалялись от мирской жизни в обществе и угодили Богу, пребывая в целомудрии, посте и молитве, живя в пустынях и монастырях. Таковы, например, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Мария Египетская и многие другие.
Преподобные, которые претерпели мучения за Христа, называются преподобномучениками.
Праведные проводили богоугодную жизнь в миру, будучи семейными людьми, как, например, святые праведные Иоаким и Анна и другие.
Первые праведники на земле, родоначальники (патриархи) человеческого рода, называются праотцами. Например, Адам, Ной, Авраам и другие.
Бессребреники безвозмездно, то есть без всякой мзды, не требуя за свои труды вознаграждения, исцеляли болезни, как телесные, так и душевные. Таковы, например, Косма и Дамиан, Кир и Иоанн и другие.
Юродивые Христа ради – люди, которые ради Христа представляются миру по наружным поступкам безумными, но на самом деле исполнены духовной мудрости. Таких людей ещё называют блаженными.
Как определить свой день именин, если святых с этим именем несколько?
Имя святого, чья память следует за Вашем днем рождения определяется по святцам, например по православному календарю. Как правило, днем именин является следующий за днем рождения день памяти святого, чье имя носит христианин. Так например, у Анны, родившейся 20 ноября, день Ангела придется на 3 декабря – следующий за днем рождения день, когда вспоминается св. Анна, и ее святой будет св. мц. Анна Персидская.
Следует помнить такой нюанс: в 2000 году на Архиерейском соборе были прославлены новомученики и исповедники Российские: если вы крестились до 2000 года, то Ваш святой выбирается из святых прославленных до 2000 года. Например, если Ваше имя Екатерина, и Вас крестили до прославления новомучеников, то ваша святая – св. великомученица Екатерина, если Вы крестились после Собора, то можете выбрать святую Екатерину, чья дата памяти ближе к Вашему дню рождения.
Если имени, которым вас назвали, нет в святцах, то при крещении выбирается имя, наиболее близкое по звучанию. Например, Дина – Евдокия, Лилия – Лия, Анжелика – Ангелина, Жанна – Иоанна, Милана – Милица. По традиции, Алиса получает в крещении имя Александры, в честь св. страстотерпицы Александры Феодоровны Романовой, до принятия православия носившей имя Алиса. Некоторые имена в церковной традиции имеют иное звучание, например, Светлана – это Фотиния (от греческого photos – свет), а Виктория – Ника, оба имени в латинском и греческом означают «победу».
Как праздновать именины? В день Ангела православные стараются исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин. Если день ангела приходится на постный день или пост, то празднование и застолья как правило переносятся на непостные дни. В непостные дни многие зовут гостей, чтобы разделить с родственниками и друзьями светлую радость праздника.
Мужские и женские имена
Внимание: даты приведены по старому стилю. Для получения даты по новому стилю, нужно прибавить к дате 13.
Мужские православные имена
Женские православные имена
Как подражать своему святому?
Каждый христианин должен знать житие своего святого, подражать ему, своей благочестивой жизнью показывать себя достойным святого имени, являть себя подражателем тем подвигам, которыми отличался святой, имя которого он носит. «По имени и житие твое да будет», — писал преподобный Амвросий Оптинский.
Каждый из нас носит имя святого, данное при крещении (и празднует именины): одни называются именами Ангелов, другие именами угодников Божиих, ветхозаветных и новозаветных. Эти имена даются христианам в знак того духовного союза, который существует между именами Церкви Небесной и именами Церкви земной, ибо они составляют как бы одно тело под одною главою – Господом Иисусом Христом – и находятся в тесном общении между собой. Святые, обитающие на небесах, принимают по любви к земным своим братьям живое участие в их судьбе: радуются, взирая на их богоугодную жизнь, скорбят при виде грехов их, заблуждений и несчастий, молитвенно ходатайствуют за них пред Богом, невидимо помогают прибегающим к ним с сердечной верой и ограждают их от искушений и напастей своим заступлением, а жизнью своей представляют поучительный пример для подражания и руководства. Такое близкое участие святых в судьбе нашей возлагает и на нас обязанность любить их и подражать, по мере сил наших, их подвигам и совершенствам. Особенно обязаны мы так поступать по отношению к тем святым, имена которых носим, ибо с той целью и нарекаются нам Церковью имена их.
Подобно тому, как в житейском быту было бы знаком неблагодарности и неуважения к предкам, если бы их память, их славные дела и заслуги забывались потомками, унаследовавшими их славные имена и прозвания, так и в жизни духовной ещё большего порицания заслуживают те, кто без должного внимания и сердечного участия относится к подвигам святых своих.
Как же мы можем подражать святым?
Во-первых, мы должны хорошо знать жизнь и подвиги тех святых, имена которых мы носим. Кто не знает этого, тот не может чтить и любить своего святого как должно.
Во-вторых, мы должны с благоговением и живою верою обращаться к нашим святым, как постоянным ходатаям и молитвенникам за нас пред Богом. Глубокого смысла полно наименование наших святых нашими Ангелами, а дня именин – днём Ангела. Подобно Ангелам хранителям они – наши покровители и защитники от врагов видимых и невидимых.
В-третьих, мы должны всегда иметь в уме и сердце жизнь святых наших как высокий образец для подражания; имя святого обязывает уподобляться этому святому в добродетелях и подвигах. Но можно ли мирянину подрожать подвигам, например, преподобного, то есть монаха? Или подвигам исповедника, мученика или святителя?
Подражание преподобному состоит для мирянина не в удалении от мира, но в самоотвержении. Спаситель заповедал всем: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя (Мк. 8, 34). Инок для угождения Богу подвигами самоотвержения налагает на себя обеты безбрачия, нестяжательности и послушания; мирянин не даёт этих обетов, но то, что лежит в основании их, и для него обязательно: хранить чистоту помыслов, чувств и поступков, не привязываться к земным благам, а искать благ душевных, повиноваться закону и властям.
Носящий имя исповедника или мученика может явить сходные подвиги: безбоязненно исповедовать свои христианские убеждения, поступать по-христиански всегда и во всякое время, угождая Богу, а не людям, хотя б за то ожидали его насмешки, нарекания, угрозы и преследования.
Носящие имена святителей могут подражать их ревности в обличении заблуждений и пороков и в распространении истинного учения Церкви, в споспешествовании спасению ближнего словом и примером жизни, по заповеди апостольской: увещавайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете. Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою. Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем (1Фес. 5, 11-14).
Как можно подражать Христа ради юродивому? Вникая глубже в жизнь этих святых, мы видим в них высокие духовные совершенства – самоотвержение, смирение, полную нестяжательность, твердость духа. Они безбоязненно говорили правду всем нуждавшимся в обличении и вразумлении. С каким терпением переносили они голод и жажду, стужу и зной, и все лишения, соединённые с их многотрудною жизнью! Можно и должно подражать этим совершенствам, не принимая на себя того, как они проявлялись у юродивых: искоренять в себе гордость, самолюбие, корысть, приучать себя к терпению, кротко сносить обиды. Кто последует по этому пути, тот, и, не будучи юродивым, будет достойным подражателем святых, ублажаемых Церковию за подвиг юродства о Христе.
Поступая так, мы приблизимся к подвигам святых наших и покажем себя достойными тех славных имён, которые нарекла нам Церковь при крещении.
Как праздновать день своего Ангела
День Ангела – особый день. Мы празднуем здесь, на земле, память своего святого, чтобы, как пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский, и наши святые «вспомнили и ходатайствовали за нас пред Богом… Дни рождения и именин наших должны быть преимущественно пред всеми другими днями будними. Обращать сердца и очи наши к небу, с благодарными чувствами к Творцу, Промыслителю и Спасителю, с мыслию, что там наше отечество и Отец, что земля не отечество, а место пришествия и странствия, что прилепляться к тленным вещам безрассудно, грешно… богопротивно, что к Богу надо прилепляться всем сердцем».
Именины не должны отмечаться только дружеским застольем. Православные люди в дни своих именин посещают храм и, заранее подготовившись, исповедуются и причащаются Святых Христовых Тайн.
В день, когда наступают именины, дома среди близких людей совершается праздничная трапеза. Следует помнить, что если именины приходятся на постный день, то праздничное угощение должно быть постным. В Великий пост именины, случившиеся в будний день, переносятся на ближайшую субботу или воскресенье, или же, вообще на Светлую седмицу.
Дни «малых именин» не так торжественны для именинника, но храм посетить в этот день нужно обязательно.
«Молящийся Господу, Божией Матери, Ангелам и святым должен прежде всего заботиться об исправлении своего сердца и своей жизни, а потом подражать им, как написано: будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6,36); будьте святы, потому что Я свят (1 Пет. 1, 16).
Молящиеся Божией Матери должны подражать Её смирению, невообразимой чистоте, преданности в волю Божию (например, когда видишь неправды) и терпению. Молящиеся Ангелам должны помышлять о горнем житии и стараться о духовности, отлагая постепенно плотяность и страсти плотские, также о пламенной любви к Богу и ближнему. Молящиеся святым да подражают их любви к Богу и призрению мира или суетных его благ, их молитве, воздержанию, нестяжанию, терпению болезней, скорбей и напастей, их любви к ближнему. В противном случае молитва будет воздухобиением», — пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский.
«Мы призываем святых в посредничество между нами и Богом, чтобы они молили Его за нас; призываем их не как богов каких, но как друзей Его, которые служат Ему, славословят Его и поклоняются Ему. Мы требуем помощи их не потому, чтобы они могли помогать нам собственной силой, но поскольку ходатайством своим они испрашивают нам от Бога благодать…Они во время своей земной жизни молятся за других и ходатайствуют не только частно и втайне, но и всенародно и открыто, как это подтверждают Писания…тем более по смерти своей молят о нас Бога, ибо тогда им ничто в этом не препятствует. Но кто-нибудь скажет, что святые не познают и не разумеют молитв наших. На этом отвечаем, что хотя они сами по себе не познают и не слышат молитв наших, но познают и слышат по откровению Божию… Итак, справедливо мы почитаем их и испрашиваем через них помощь у Бога…Мы не отдаём им Божеской чести, но молим их, как братьев и друзей наших, чтобы испрашивали нам помощь у Бога и ходатайствовали за нас пред Господом» (Православное исповедание).
«Молитвы святых имеют великую силу, но только когда мы сами раскаиваемся (в грехах) и исправляемся…Впрочем, говорю это не для того, чтобы не призывать святых на молитвах, но для того, чтобы не ленились и, предавшись беспечности и сну, не возлагали на других того, что должны делать сами» (святитель Иоанн Златоуст).
Самая простая молитва своему святому:
«Моли Бога о мне, святый угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей».
«Мы обращаемся к святым с просьбой помолится за нас перед Богом, но более всего мы должны обращаться к тому святому, имя которого мы носим. Он любит нас и всегда спешит на помощь в наших нуждах, потому мы называем его нашим молитвенником. Поэтому обязательно нужно знать тропарь (песнопение, в котором раскрывается сущность праздника или прославляется священное лицо) своему святому…Помни: подобный подобного ищет» (святой праведный Иоанн Кронштадтский).
Кроме тропаря хорошо выучить молитву своему святому, кондак. Кондак – это короткое православное песнопение, в котором изложено догматическое или историческое значение празднуемого события или лица.
В молитвах святым мы испрашиваем у них прежде всего помощи духовной, по слову Божию: Ищите…прежде Царствия Божия и правды Его, и это всё приложится вам (Мф. 6, 33). Это «всё» — и телесное здравие, и семейное благополучие, и материальный достаток. Мы просим у Бога о том, чтобы Он исполнил моление наше, если оно не явно греховно, но мы не можем свои человеческие желания и домыслы делать волей Божией. Ко всякому своему человеческому прошению должны мы присовокуплять в сердце своём: обаче же не яко аз хочу, но яко же Ты хочеши.
Надо стремиться к тому, чтобы в сердце искренно звучала эта наша молитва, иначе мы молимся как язычники во многоглаголании своём.
Источник: Как праздновать день ангела (именины). Издание Сретенского монастыря, Издательский дом «Новая книга».
Вы прочитали статью Именины, день ангела: как определить день именин. Читайте также: