Как называется гусеница у трактора
Ходовая часть гусеничных тракторов
Общие сведения о ходовой части гусеничных тракторов
Ходовая часть трактора состоит из остова, движителей и подвесок.
Остов несет на себе все агрегаты трактора. Движитель воспринимает его вес и приводит трактор в движение. Подвеска передает вес трактора на почву или гусеницы. Эластичная подвеска смягчает толчки и удары, возникающие при движении трактора.
Гусеничный движитель включает в себя ведущую звездочку 6, гусеничную цепь 4, опорные катки 7, направляющее колесо 2 с натяжным устройством и поддерживающие ролики 5. Звездочка 6 приводит в действие гусеничную цепь и обеспечивает движение трактора. Гусеничная цепь 4 состоит из звеньев, соединенных шарнирно с помощью пальцев. Цепь огибает звездочку 6, направляющее колесо 2, опорные катки 7 и поддерживающие ролики 5, образуя замкнутый контур, называемый гусеничным обводом. Вес (сила тяжести) трактора через опорные катки 7 распределяется на опорную часть гусеницы. При этом среднее условное давление на грунт небольшое, сцепление с ним хорошее.
Гусеничная цепь снабжена почвозацепами и служит дорожкой для качения по ней остова трактора. Ролики 5 поддерживают гусеничную цепь и удерживают ее от бокового раскачивания во время движения трактора. Направляющее колесо 2 и натяжное устройство предназначены для обеспечения правильного направления движения гусеничной цепи, ее натяжения и амортизации гусеничного движителя.
Преимущества гусеничного движителя — высокие сцепные качества и проходимость, низкое среднее давление на грунт. Однако гусеничные тракторы уступают колесным по массе, скорости движения, универсальности использования в сельском хозяйстве.
На гусеничных тракторах широко применяют эластичную и полужесткую подвески.
Эластичная подвеска (рисунок а) состоит из объединенных системой рычагов и упругих элементов опорных катков, которые шарнирно соединены с рамой трактора. Катки объединены между собой попарно в каретку балансирной подвески. В тракторах сельскохозяйственного назначения с каждой стороны предусмотрено по две каретки балансирной подвески. Эластичная подвеска (например, в тракторах ДТ-75, Т-150) позволяет каждому опорному катку копировать рельеф грунта, что улучшает плавность хода при движении на повышенных скоростях.
Рисунок. Схемы подвесок гусеничных тракторов: а — эластичная подвеска: 1 — коленчатая ось; 2 — направляющее колесо; 3 — натяжной винт с гайкой; 4 — гусеничная цепь; 5 — поддерживающий ролик; 6 — ведущая звездочка; 7 — опорный каток; 8 — ось опорного катка; 9 — шарнир балансирной каретки; 10 — шарнир балансиров; 11 — внутренний балансир; 12 — пружиня балансиров подвески; 13 — внешний балансир; б — полужесткая подвеска: 1 — задний шарнир подвески; 2 — ведущая звёздочка; 3 — гусеничная цепь; 4 — поддерживающий ролик; 5 — опорный каток; 6 — рама гусеничной тележки; 7 — направляющее колесо; 8 — пружина натяжного устройства; 9 — рессорное устройство
Полужесткая подвеска представляет собой гусеничную тележку, выполненную из балок различного сечения, на которых устанавливают все элементы движителя. Рама 6 (рисунок б) такой тележки соединяется с остовом трактора сзади шарниром 7; впереди на нее опирается остов через плоскую рессору (в тракторах Т-130, Т-4А).
Плавность хода тракторов с полужесткой подвеской хуже, чем тракторов с эластичной подвеской.
Устройство механизмов и узлов гусеничных ходовых систем
Ходовые системы гусеничных тракторов
Общие сведения о гусеничных ходовых системах
В ходовых системах гусеничных тракторов при вращении ведущего колеса (звездочки) происходит перематывание гусеницы. Ее звенья укладывают перед опорными катками, и они катятся по гусенице как по рельсам. У гусеничных ТС затраты мощности на передвижение — 9…14%, а у колесных — 13…20%.
Гусеничные ТС оказывают небольшое давление на почву. У них плавный ход при движении по неровностям, высокая проходимость и хорошие тягово-сцепные свойства. Однако гусеничные движители дороги, металлоемки, сложны в производстве и могут повреждать дорожное полотно.
Ходовая система гусеничных ТС должна обладать малым сопротивлением качению, невысокой шумностью, хорошей защитой узлов от влаги и грунта, долговечностью и самоочищаемостью гусениц.
Устройство ходовых систем гусеничных тракторов
Краткие сведения
Гусеничная ходовая система состоит из ведущего колеса, гусеничной цепи, направляющего колеса с натяжным и амортизирующим устройствами, опорных катков и поддерживающих роликов (рис. 22.1).
Рис. 22.1.Схемы гусеничных движителей:
а — традиционная с задним ведущим колесом; б — треугольная с верхним ведущим колесом; 1 — направляющее колесо; 2 — гусеничная цепь; 3 — натяжное устройство; 4 — поддерживающие ролики; 5 — ведущее колесо; 6 — опорные катки; 7 — балансирная подвеска; 8 — опорно-направляющие колеса
На сельскохозяйственных тракторах применяют заднее расположение ведущих колес (звездочек). Такая схема на скоростях до 25 км/ч обеспечивает более высокий КПД трактора.
Передние ведущие звездочки применяют на специальной технике.
Перспективно использование тракторов с верхним расположением ведущей звездочки (Сaterpillar). Такое расположение предохраняет ее от грязи, а направляющие колеса становятся опорными катками. Треугольная схема движителей также повышает площадь контакта гусениц с почвой и тягово-сцепные показатели ТС.
Устройство механизмов и узлов гусеничных ходовых систем
Ведущие звездочки. Ведущие звездочки гусеничных ТС изготовляют цельнолитыми или составными.
В цельнолитой конструкции звездочка со ступицей — одно целое.
Составная звездочка изготовляется из венца в виде сегментов из хромованадиевой стали, а ступица — из менее дорогого металла (рис. 22.2). Такая звездочка дешевле и долговечнее. Она позволяет заменять сегменты в венце без демонтажа гусеницы.
Рис. 22.2.Виды зацеплений (ведущая звездочка—цепь) гусеничных движителей:
а — сегменты обода ведущей звездочки; б — цевочное зацепление; в — гребневое зацепление; 1 — соединительный палец; 2 — звено; 3 — цевка; 4 — направляющий выступ; 5 — почвозацеп; 6 — беговая дорожка; 7 — гребень
Ведущие звездочки изготовляют с одним или двумя венцами. Одновенцовые звездочки дешевле двухвенцовых. Они обладают хорошей самоочищаемостью. Звездочки с двумя венцами обеспечивают устойчивое зацепление с широкими гусеничными звеньями.
Различают цевочное и гребневое зацепление ведущей звездочки с гусеничной цепью.
При цевочном зацеплении зубья венца последовательно входят в зацепление со средними утолщенными проушинами (цевками) гусеничной цепи.
В гребневом зацеплении на ведущем колесе вместо зубьев имеются впадины, в которые входят гребни звеньев цепи. Такую конструкцию из-за сложности изготовления применяют редко.
На сельскохозяйственных тракторах в основном используют металлические шарнирно соединенные гусеницы и монолитныерезиноармированные гусеницы (РАГ) (рис. 22.3).
Рис. 22.3.Гусеницы тракторов:
а — рельсового типа; б — резиноармированная гусеница (фрагмент); 1 — стопорный конус; 2 — соединительный палец легкосъемного звена; 3 и 12 — втулки; 4 — кольцо; 5 — болт; 6 и 7 — щеки; 8 — башмак; 9 — почвозацеп; 10 — шайба; 11 — гайка; 13 — соединительный палец; 14 — закладной металлический элемент с направляющим выступом для фиксации качения опорных катков и направляющего колеса; 15 — обрезиненная цевка закладного элемента; 16 — отверстие в резиновом корде для зуба ведущего колеса; 17 — сечения стальных тросов; 18 — резиновые грунтозацепы
Звенья металлических гусениц изготовляют цельнолитыми или штампованными сборными для больших строительных тракторов. Средние утолщенные проушины служат для зацепления с зубьями ведущей звездочки. На внутренней стороне звена имеются направляющие выступы, которые проходят между опорными катками и ребордами поддерживающих роликов. С наружной стороны звенья имеют приливы — почвозацепы, которые установлены под углом 20° относительно оси проушин. Это обеспечивает устойчивое движение трактора вдоль косогора и на мерзлом грунте. Соединительные пальцы, расположенные стороной к трактору, имеют утолщения, с другой стороны — отверстия под шплинт.
Важно знать!Соединение «палец—проушина» работает в тяжелых условиях. Из-за попадания абразивных частиц оно интенсивно изнашивается. Срок службы звеньев с простым шарниром — до 2000 ч, а на песчаниках — до 300 ч.
Для повышения долговечности гусеницы на них устанавливают резинометаллические шарниры (РМШ) (рис. 22.4, а)и шарниры с лабиринтным уплотнением (рис. 22.4, б).
Рис. 22.4.Шарнирные соединения гусеничных звеньев:
а — резиноармированный шарнир; б — шарнир с лабиринтным уплотнением; 1 и 3 — звенья; 2 — соединительный палец; 4 — резиновая втулка; 5 — металлическая втулка; 6 — кольцевая выточка; 7 — лабиринтное уплотнение; Р — растягивающее усилие
Срок службы гусеницы с РМШ повышается до 6000 ч. Такие гусеницы менее шумные, однако более дорогие.
Шарниры с лабиринтным уплотнением предотвращают попадание абразива в соединение. Звено такой гусеницы состоит из башмака, к которому болтами крепят штампованные щеки (рельсы). Щеки образуют беговую дорожку для опорных катков. Такая цепь называется гусеница рельсового типа. Для удобства ремонта у металлических гусениц одно звено легкосъемное.
Гусеницы с литыми звеньями из-за своей дешевизны получили наибольшее распространение. Цепи рельсового типа с составными звеньями более долговечны и ремонтопригодны, но дороже литых звеньев. Они получили наибольшее распространение на дорожной технике. Металлоемкость металлических гусениц доходит до 25% массы трактора.
В настоящее время наиболее перспективным для использования в сельском хозяйстве является применение РАГ.
Направляющее колесо.Совместно с натяжным и амортизирующим устройствами оно служит для направления гусеницы и укладки ее траков (звеньев) под передний опорный каток; регулирования натяжения гусеницы; смягчения ударов при наезде на твердые препятствия.
Направляющие колеса установлены на раме на кривошипах или ползунах (рис. 22.5). Рекомендованное изготовителем провисание цепи (40…60 мм) достигается в результате перемещения оси направляющего колеса. При значительном вытягивании гусеницы возможно также удаление одного звена.
Рис. 22.5.Устройство для натяжения гусениц:
1 — направляющее колесо; 2 — коленчатая ось; 3 — подшипники; 4 — втулки; 5 — кронштейн; 6 — натяжное устройство; 7 и 8 — малая и большая пружины соответственно; 9 — гайка; 10 — натяжной болт; 11 — регулировочная гайка; 12 — вилка; 13 — промежуточное звено; 14 — гидроцилиндр; 15 — шток; 16 — корпус клапана; 17 — пластинчатый клапан; 18 — масленка клапана
Внимание! Слабое натяжение цепи вызывает ее «биение», спадание и увеличение потери мощности на ее перематывание. Перетянутая цепь увеличивает износ шарниров и потери мощности на ее перематывание.
Для замера натяжения цепи на нее в средней части устанавливают горизонтально ровную планку и замеряют высоту провисания.
Амортизирующее устройство. Это устройство снижает нагрузки при наезде трактора на препятствие и предохраняет гусеничный механизм при попадании на беговую дорожку твердых кусков грунта. В качестве упругого элемента в амортизаторе нередко используют предварительно сжатую пружину. При наезде трактора на препятствие натяжение гусеничной цепи увеличивается. Это дополнительное усилие через направляющее колесо, кривошип и вильчатый кронштейн сжимает пружину, и колесо отходит назад. Перегрузка гусеницы уменьшается. После преодоления препятствия направляющее колесо возвращается. При сжатии и растяжении пружин вильчатый кронштейн и стяжной болт перемещаются в противоположных направлениях. Ход пружин и натяжение гусениц регулируют гайкой стяжного болта.
На некоторых тракторах натяжение гусеничной цепи осуществляют гидравлическим натяжителем. Для этого через масленку шприцом нагнетают консистентную смазку в рабочую полость гидроцилиндра. Поршень под действием давления масла перемещается в сторону направляющего колеса и через кривошип перемещает его вперед. Для ослабления цепи предохранительный клапан вывинчивают. При недопустимо больших перегрузках (попадание больших твердых кусков между катками и гусеницей) предохранительный клапан срабатывает и излишки масла вытекают. На современных тракторах гидроцилиндр натяжного устройства подключен к гидравлической системе трактора.
Поддерживающие ролики. Такие ролики служат для направления движения, ограничения провисания и раскачивания верхней ветви гусеницы. Обычно их два. На тракторах с короткой базой или большими опорными катками они могут отсутствовать. Ролики вращаются за счет сил трения между гусеницей и роликом. Основной элемент поддерживающего ролика — ступица с резиновым бандажом. Бандажи увеличивают сцепление ролика с цепью, снижают шум и ударные нагрузки на детали ролика.
Опорные катки. Данные катки предназначены для перемещения остова трактора по беговой дорожке гусеницы. Они воспринимают вес трактора и боковые реакции со стороны опорной поверхности. На сельскохозяйственных тракторах применяют катки с двумя ободьями. Их размеры и количество зависят от назначения трактора и конструкции ходовой системы. Чтобы уменьшить удельное давление трактора на почву, на сельскохозяйственных тракторах устанавливают небольшие катки. Небольшие размеры катков дают возможность увеличить их количество на опорной поверхности гусеницы.
Подвеска гусеничного трактора
Подвеска гусеничного трактора служит для соединения его остова с опорными катками. Она включает в себя упругие элементы (рессоры, пружины, торсионы), направляющее устройство и амортизаторы.
Упругие элементы. В качестве упругого элемента могут применяться резиновые и гидропневматические устройства. Упругие элементы смягчают удары, передаваемые на остов, от движителей. Амортизаторы гасят колебания остова.
Направляющее устройство. Такое устройство обеспечивает вертикальное перемещение опорных колес, передает на остов толкающие, тормозные и боковые воздействия.
Конструкции подвесок.По конструкции связи опорных катков с остовом различают жесткие, полужесткие и упругие (эластичные) подвески.
В жесткой подвеске оси опорных катков жестко соединены через гусеничную тележку с остовом трактора. Такая подвеска проста, дешева и имеет хорошие тягово-сцепные свойства. Основной недостаток — большие динамические нагрузки на остов и тракториста при движении по неровной поверхности. На сельскохозяйственных тракторах она не применяется.
В полужесткой подвеске (рис. 22.6) оси опорных катков также жестко закреплены на гусеничной тележке, однако сама тележка соединена с остовом сзади в двух точках шарнирным соединением, а спереди — упругим элементом (рессорой). Ось шарнирного соединения гусеничной тележки с остовом может совпадать с осью ведущих звездочек или быть впереди ее. В такой подвеске при наезде на препятствие трактор мягко (за счет упругого элемента) наезжает на препятствие (одной или двумя гусеницами), а затем — резко сходит с него задней частью. В качестве переднего упругого элемента, а также заднего шарнирного соединения могут быть использованы торсионы.
Рис. 22.6.Устройство полужесткой торсионной подвески:
а — общий вид гусеничной тележки; б — схема торсионной подвески; 1, 3 и 4 — рычаги; 2 и 8 — остов (рама) тележек; 5, 9 и 12 — трубы; 6, 7 и 11 — торсионы; 10 — кронштейн
Достоинство жесткой и полужесткой подвесок — равномерное распределение давления трактора на грунт. На сельскохозяйственных тракторах такие подвески применяется редко.
В упругой(эластичной)подвеске оси опорных катков соединены с остовом устройствами, позволяющими им перемещаться. На тракторах наиболее распространены балансирные подвески. В них оси опорных катков с помощью рычагов (балансиров) объединены в отдельные каретки, которые шарнирно соединены с остовом. Упругие элементы могут быть установлены в каретки или в систему крепления кареток.
Подвеска состоит из балансирных кареток, установленных попарно с каждой стороны трактора. Каретка состоит из шарнирно соединенных осью балансиров — внешнего и внутреннего (рис. 22.7). В верхней части балансиры распираются пружиной. Внешний балансир свободно насажен на цапфу рамы трактора. От осевых перемещений каретка удерживается с внутренней стороны буртиком на цапфе, а с внешней — цанговым узлом крепления. Под действием веса трактора балансиры разъезжаются и сжимают пружину. При наезде на препятствие за счет деформации балансирной пружины каток может перемещаться вверх. Недостаток таких подвесок — неравномерность распределения давления на грунт под опорными катками.
Рис. 22.7.Устройство балансирной подвески:
а — поддерживающий ролик; б — балансирная каретка; в — схема действия каретки; г — цанговое крепление; 1 — бандаж; 2 — кронштейн; 3 — ось ролика; 4 — пробка ролика; 5 — опорные катки с двумя ободьями; 6 — внешний балансир; 7 — пружины; 8 — внутренний балансир; 9 — цапфа; 10 — ось катка; 11 — пробка катка; 12 — цанговая гайка; 13 — распорная коническая трубка; 14 — штифт; 15 — распорная гайка
Амортизаторы.Для гашения колебаний подвеска имеет гидроамортизаторы, которые смонтированы на передних каретках (рис. 22.8). Они соединены с верхними концами балансиров.
Рис. 22.8.Схема устройства и действия гидроамортизатора:
а — установка амортизатора на балансирной подвеске; б — разжимание пружины; в — сжатие пружины; 1 — шток гидроамортизатора; 2 — пружина; 3 — поршень; 4 — цилиндр; 5 — канал перетекания части жидкости из поршня в бачок; 6 — бачок; 7 — щуп; 8 — канал подачи жидкости из бачка в цилиндр; 9 — предохранительный клапан; А и Б — полости амортизатора
Важно знать!В процессе эксплуатации левая и правая гусеницы становятся разными по длине. Это приводит к нарушению прямолинейности движения трактора. Если разница в длине десяти звеньев составляет более 10 мм, цепи необходимо менять местами. При износе соединительных пальцев по диаметру на 3… 4 мм требуется их замена. Необходимо менять местами ведущие звездочки при одностороннем износе более 10 мм.
Гусеничные трактора, какие бывают трактора на гусеничном ходу
Гусеничный трактор представляет собой машину, использующую для движения металлические или резиновые гусеницы. Тракторы подобного типа получили развитие в СССР в середине прошлого столетия. Машины обеспечивали, по сравнению с колесной техникой, повышенную проходимость и тяговое усилие. Тракторы применялись в сельском хозяйстве, при строительстве промышленных и энергетических объектов в отдаленных регионах, лишенных дорожной сети.
Область применения
Гусеничные тракторы делятся на ряд категорий. Для выполнения агротехнических работ используются пропашные машины. Особенностью техники является возможность смены навесного оборудования. Тракторы отличаются универсальностью, могут применяться в различных сферах, в т. ч. и в роли тягачей. К категории сельскохозяйственных относятся многие гусеничные машины класса мини.
Промышленные тракторы используются в качестве базового шасси для установки специального навесного оборудования. Самый большой промышленный бульдозер Komatsu D575A имеет длину 12,6 м и оснащен дизелем мощностью 1150 л. с. Отвал бульдозера вмещает 70 м³ грунта. Маленькие модели промышленной техники имеют длину 2,5-3 м и оснащены двигателем мощностью 30-50 л. с.
Применение специального оборудования снижает универсальность машин, которые применяются для выполнения узкого круга задач. Промышленные машины могут выпускаться в стандартном и болотном вариантах. Машина для работы на болотах обладает измененной ходовой частью с увеличенной площадью опорной части гусеницы.
Для заготовки и вывоза древесины используются трелевочные тракторы, оборудованные платформой, на которую грузятся очищенные от веток стволы деревьев. Машины могут выпускаться в болотном или плавающем варианте. На базе трелевочных тракторов изготавливаются лесохозяйственные машины, используемые для работ, связанных с восстановлением леса, а также в качестве противопожарных.
Особенности конструкции
Первый гусеничный трактор был создан английским изобретателем Джоном Гиткотом в 1832 году. В качестве силовой установки применялась паровая машина. В середине XIX столетия опытный трактор на гусеничном ходу построил американец Уоррен Миллер. Изобретения были запатентованы, но дальнейшего развития не получили. В России опытный трактор с гусеницами был создан в 1879 году изобретателем Федором Блиновым. Практическое применение гусеничного трактора началось в начале ХХ века, когда был построен трактор Steam Log Hauler, созданный Алвином Ломбардом.
В устройство ходовой части трактора входит замкнутая рама с усилителями. Рама состоит из продольных лонжеронов и поперечных балок, установленных перпендикулярно или наискосок. На элементах рамы устанавливаются узлы силового агрегата и трансмиссии. Минитрактор на гусеницах строится по такой же рамной схеме.
Для управления используются педали и рычаги. Они управляют бортовыми муфтами и тормозами. Небольшие тракторы оснащаются рулевым колесом с гидравлическим распределителем, который управляет работой бортовых муфт.
Силовой агрегат
Ранние образцы гусеничных машин оснащались двигателями внутреннего сгорания, работавшими на тракторном керосине или бензине. Чисто бензиновые тракторы распространения не получили из-за низкого крутящего момента двигателя. К началу Второй мировой войны появились первые серийные гусеничные машины с дизельными двигателями. В СССР первой дизельной машиной стал С-65 «Сталинец», который производился в Челябинске с 1937 по 1941 год.
Дальнейшее развитие гусеничных машин шло по пути совершенствования конструкции двигателей. В 1949 году на конвейер встал трактор ДТ-54, укомплектованный вихрекамерным дизелем. Машина продержалась в производстве 30 лет и разошлась по многим государствам мира тиражом 960 тыс. шт.
На импортных гусеничных машинах применяются дизельные двигатели, оснащенные турбокомпрессором и электронным контролем работы насос-форсунок. Применение электроники позволяет оптимизировать процесс впрыска топлива в зависимости от нагрузки и температуры окружающей среды. За счет этого достигается снижение расхода топлива и улучшаются экологические показатели двигателей.
Отечественная техника оснащается дизелями с турбокомпрессорами и механическими топливными насосами. По отдельному заказу изготавливаются импортные силовые установки.
Трансмиссия гусеничного трактора предназначена для передачи крутящего момента от двигателя на ведущие колеса, а также для поворота. Тракторы оснащаются диапазонными механическими коробками скоростей, имеющими до 24 передач переднего хода. Внутри диапазонов переключение производится без разрыва потока мощности. Для этого в конструкцию включены специальные муфты.
Импортная техника комплектуется автоматическими коробками, упрощающими работу оператора. Недостатком автоматической трансмиссии является ее сложность и необходимость проведения регулярного обслуживания.
Ведущий мост заднего расположения находится в одном картере с коробкой передач. Для передачи крутящего момента от вторичного вала коробки мосту используется редуктор с коническими шестернями. Системы блокировки редуктора не применяются, в роли блокирующих устройств выступают бортовые муфты сцепления и ленточные тормоза.
Гусеница
Гусеница может оснащаться шарнирами открытой и закрытой конструкции. При открытой схеме звенья соединяются между собой пальцами, вставленными в отверстия. Звенья не проходят механическую обработку, обладают малым весом. Палец термически обрабатывается и имеет повышенную твердость поверхности. С одной стороны он оснащен головкой, которая не дает ему провалиться в отверстие, выполненное в звене. Другая сторона оснащена проточкой или отверстием под установку фиксатора (пружинной шайбы или шплинта).
Гусеница открытого типа подвержена износу, особенно при работе на песчаных грунтах.
Альтернативным решением является гусеница с шарниром закрытого типа. Звенья такого устройства изготовлены методом литья с последующей механической обработкой. Возможно использование составных звеньев, собираемых из нескольких элементов. Закрытый шарнир обладает износоустойчивостью, но для разборки узла требуется специальная оснастка.
Зацепление гусеницы и ведущей звездочки осуществляется при помощи цевки, которой служит проушина или специальная втулка. При движении в них упирается зуб звездочки.
Стальные гусеницы разрушают дорожное покрытие, что способствует появлению резинометаллических конструкций. Прочность такой гусеницы ниже, поэтому они применяются для оснащения колесных тракторов.
Гибридные шасси
Под гибридным шасси понимается установка съемной резиновой гусеницы на колеса. Резиновая гусеница оснащается армирующими волокнами, увеличивающими ресурс изделия. Гусеница натягивается вокруг поверхности ведущего и дополнительного колес, установленных на шасси. Крутящий момент передается за счет силы трения между беговой дорожкой ведущего колеса и поверхностью гусеницы. Наружная сторона оснащена дополнительными грунтозацепами, увеличивающими проходимость.
Навесное оборудование
Применяется навесное оборудование с гидравлическим приводом, устанавливаемое на передней и задней частях рамы. Гидравлика работает от отдельного насоса, распределение потоков ведется из кабины оператора. Для привода оборудования может применяться отдельный вал отбора мощности, который обеспечивает 1 или 2 скорости вращения. Гусеничный минитрактор оснащается навесным оборудованием с гидравлическим и механическим приводом. Приводные валы встречаются редко.
Достоинства и недостатки
Применение гусениц обеспечивает ряд преимуществ:
Недостатки машин с гусеничным движителем:
Минитрактор на гусеничном ходу лишен многих отрицательных сторон. Малый вес машины и применение резиновых гусениц позволяют двигаться по асфальтированному покрытию. Машины оборудованы амортизаторами в ходовой части, которые повышают комфорт при движении.
Цена и отзывы владельцев
Стоимость гусеничного трактора зависит от марки и срока использования. Цена может варьироваться от 100 тыс. до 4 млн рублей.
Александр, Курская область
Используются трактора Caterpillar, производительность и проходимость высокая. Но из-за перегонов происходит износ бандажей катков и гусениц. Стоимость запчастей высокая, в наличии деталей нет.
Роман, Тверская область
Гусеничный трактор обладает высокой проходимостью по снегу и грязи. В грязи его можно только утопить. В пашне ведет себя лучше колесных машин. Для заготовки дров гусеничная техника является лучшим вариантом.
гусеничный трактор
Гусеничные трактора российского производства
Колесные и гусеничные трактора применяются для выполнения работ в промышленной, сельскохозяйственной, горнодобывающей и других сферах. В сельском хозяйстве востребован гусеничный трактор, так как он оказывает наименьшее давление на почву, благодаря большой площади соприкосновения с поверхностью. В СССР было развито производство гусеничных машин. На сегодняшний день, гусеничные трактора, в отличие от колесных, имеют меньшую популярность. Ниже будет представлен обзор гусеничных машин отечественного производства.
Устройство гусеничной техники
Общее устройство гусеничного трактора отличается от колесной техники типом ходовой части. Ведущими частями являются специализированные траки. Это повышает проходимость машины на затрудненных участках пересеченной местности. Поворот осуществляется торможением одной из гусениц, что позволяет разворачивать многотонную машину на месте.
СПРАВКА: Главным недостатком гусеничной ходовой части является то, что она негативно воздействует на асфальтовое покрытие. Поэтому для перевозки техники используются специализированные тралы.
Гусеничные трактора СССР
В СССР гусеничные трактора пользовались высоким спросом. Сельское хозяйство их основная область назначения. Советские трактора отличались высокой надежностью и простотой в ремонте. Они хорошо работали при различной температуре окружающей среды.
СТЗ-НАТИ
В 1937 году советскими конструкторами разработан первый гусеничный трактор. Разработкой совместно занимались инженеры Сталинградского тракторного завода и Научно-исследовательского тракторного института. Машина получила название СТЗ-НАТИ.
По сравнению с зарубежными аналогами, советский гусеничный трактор более приспособлен к различным климатическим условиям, и неприхотлив к качеству топлива. По сравнению с колесными машинами, он имел более высокую проходимость и тяговые характеристики.
СТЗ-НАТИ имел карбюраторную четырехцилиндровую силовую установку мощностью 52 лошадиных силы. Двигатель работал на керосине, и имел жидкостное охлаждение. Для заполнения системы охлаждения применялась вода. Трактор оборудован трехходовой зубчатой коробкой передач. Звенья траков изготовлены из высокопрочной стали.
ИНТЕРЕСНО: В 1947 году на Сталинградском тракторном заводе был изготовлен десятитысячный экземпляр трактора СТЗ-НАТИ.
В начале 50-х годов одновременно на трех тракторостроительных заводах советского союза начали производство трактора ДТ-54. Новый гусеничный трактор СССР создан для использования в сельском хозяйстве, и значительно отличался от предшественника СТЗ-НАТИ.
Машина обладает следующими характеристиками:
Запуск дизельного агрегата осуществляется при помощи одноцилиндрового бензинового пускателя. После запуска основного двигателя пускатель отключается автоматически. Производство трактора ДТ-54 было остановлено в 1979 году.
Модель ДТ-75 является одним из самых массово выпускаемых гусеничных тракторов СССР. Он получил широкое применение в различных климатических условиях, и отличается своей неприхотливостью. За все время машина не раз обновлена и модифицирована. В зависимости от модификации, советский ДТ-75 использовался в сельскохозяйственной, коммунальной, промышленной и других сферах.
Основой трактора является жесткая рама, состоящая из двух лонжеронов и поперечных балок. На раме установлена кабина и двигатель. Для снижения вибрации во время работы, силовая установка закреплена на эластичных подушках. Вес механизмов равномерно расположен на раме, это дает возможность машине плавно двигаться по неровностям покрытия.
Ходовая часть трактора включает в себя:
ДТ-75, в базовой комплектации, оснащен четырехцилиндровым дизельным двигателем мощностью 80 лошадиных сил. Силовая установка оснащена принудительным водяным охлаждением. Циркуляция воды обеспечивается водяной помпой. Расход дизельного топлива составляет 250 г/л.с. за один час работы. При объеме топливного бака 315 литров, расход топлива позволяет использовать машину длительное время без дозаправки.
Запуск силового агрегата осуществляется двухтактным бензиновым двигателем мощностью 10 л.с. В холодное время года для нормального запуска на тракторе установлен предпусковой подогреватель.
ВАЖНО: Некоторые модификации оснащены двигателем СМД-18, пуск которого осуществляется электрическим стартером.
Гусеничный трактор Т-150 лучшая модель советского тракторостроения. Благодаря своим высоким техническим характеристикам, он получил широкое применение в различных областях. Машина отличается скоростью и проходимостью по пересеченной местности.
Основой машины служит рама из двух лонжеронов и поперечных балок. На передней части рамы закреплен силовой агрегат трактора. Двигатель установлен на резиновые подушки, для снижения вибрации в кабине водителя. Задняя часть рамы жестко соединена с коробкой передач. Над коробкой переключения передач установлена кабина.
Коробка переключения передач имеет четыре режима:
Для каждого режима предусмотрено по 4 передачи. Переключение передач осуществляется гидромуфтами. Это позволяет переключать передачи во время движения, не снижая оборотов двигателя. Назначение и общее устройство трансмиссии гусеничного трактора отличается от колесного варианта ХТЗ. Существует возможность включать передачи отдельно для каждого трака, благодаря этому можно выполнить разворот трактора на одном месте. КПП оборудована валом отбора мощности (ВОМ), предназначенным для передачи крутящего момента к навесному оборудованию.
Т-150 оснащается шестицилиндровым дизельным двигателем СМД60. Номинальная мощность силовой установки составляет 150 л.с. Двигатель имеет V образное расположение цилиндров и смешанное (вода-масло) охлаждение. Запуск мотора комбинированный. Электростартером запускается бензиновый пускатель, приводящий в действие основной силовой агрегат. В холодное время года для облегчения запуска предусмотрен предпусковой подогреватель.
Российские гусеничные трактора
Сегодня гусеничные трактора российского производства уступают в популярности колесной технике. Гусеничные трактора менее универсальны, чем колесные. Они сложнее в производстве, и дороже по себестоимости. Ниже приведены несколько современных моделей российского производства.
СПРАВКА: Из всех тракторов, работающих в Российской Федерации, гусеничная техника составляет 13%.
Трактор АГРОМАШ-90ТГ
Агромаш-90ТГ является машиной 3 тягового класса. Трактор создан на базе советского трактора ДТ-75. Он пользуется высоким спросом у фермеров и строительных компаний. На строительных площадках Агромаш-90ТГ используется в качестве бульдозера.
Трактор имеет следующие технические характеристики:
Навесное устройство Агромаш-90ТГ является универсальным. Существует возможность двухточечной и трехточечной наладки. Благодаря этому, трактор используется с различным сельскохозяйственным оборудованием.
Кабина Агромаш-90ТГ отвечает современным требованиям. Устройство кабины делает ее герметичной, что исключает попадание пыли в салон во время работы. Уровень шума в кабине не превышает допустимые нормы, это снижает степень усталости тракториста при длительной работе.
АГРОМАШ РУСЛАН
Модель «Руслан» выпущена в 2008 году. Трактор обладает высокими характеристиками. Машина выполняет большой спектр работ в сельском хозяйстве, при этом не повреждая плодородные слои почвы.
Отличительной особенностью модели «Руслан» является ходовая часть. Гусеницы установлены на треугольно расположенные направляющие. Это дает возможность получить высокую тяговую силу. Траки выполнены из армированной резины. Такой материал разрешает трактору мягко двигаться по разным покрытиям, не повреждая их.
«Руслан» оснащается шестицилиндровым дизельным двигателем. Мощность силовой установки составляет 340 л.с. Мотор оборудован турбонаддувом с принудительным охлаждением наддувочного воздуха. Система охлаждения жидкостная. Расход дизельного топлива составляет 227 г на кВт за один час работы. Двигатель соответствует европейским стандартам.
«Руслан» имеет гидромеханическую коробку переключения передач. Количество передач – 16 вперед и 3 задним ходом. Переключение передач возможно на ходу без снижения оборотов двигателя и потери мощности.
У машины современная кабина, оборудованная системой кондиционирования и отопления. Кабина герметична. Это предотвращает попадание пыли и вредных веществ в салон. Панорамное остекление улучшает обзор оператора во время работы. В салоне установлено пневмоподрессореное кресло тракториста. Органы управления позволяют подкорректировать сидение для человека любой комплекции.
Алтай 130
Алтай 130 относится к современным гусеничным тракторам алтайского производства. Машина относится к 4 тяговому классу, и выполняет работы в сельском хозяйстве с использованием навесного оборудования.
Главным отличием трактора Алтай 130 является комфортабельная кабина. Управление трактором вместо рычагов осуществляется рулевым колесом. Сидение тракториста имеет эргономическую спинку и подлокотники. Кабина герметична и оснащена кондиционером, автономным отопителем, аудиосистемой. Органы управления расположены в непосредственной близости от кресла оператора.
Машина оснащена шестицилиндровым дизельным силовым агрегатом с турбонаддувом. Объем силовой установки составляет 16.75 литров. Мощность дизельной установки – 140 л.с. Ее с запасом хватает для целевого использования трактора с различным оборудованием. Расход топлива «Алтай 130» составляет 245 г/кВт за один час работы.
На тракторе «Алтай 130» установлена механическая коробка переключения передач. Предусмотрены восемь передач для движения вперед, и 4 – назад. Крутящий момент от силовой установки к коробке передач передается с помощью двухдискового сцепления сухого типа.
На панели управления расположен специализированный монитор. Он передает видео в режиме реального времени с трех камер для обзора. Такая система исключает мертвые зоны обзора при управлении трактором.
Гусеничный сельскохозяйственный трактор российского производства. Т-501 является самой мощной машиной модельного ряда, выпущенного заводом «Алтайский трактор». Самый большой гусеничный трактор завода «Алтайский трактор» может работать с полунавесными и навесными сельскохозяйственными устройствами.
Машина оснащена шестицилиндровым турбированным дизельным двигателем мощностью 280 л.с. и имеет следующие технические характеристики:
Т-501 имеет высокие показатели проходимости затрудненных участков пересеченной и болотистой местности, и хорошие тяговые характеристики. Это позволяет обрабатывать почву с различной степенью влажности. Сохранение влаги в почве на ранних весенних сроках способствует получению хорошего урожая.
Кировец К744
Модель выпускается на Петербургском тракторном заводе. Базовая модификация выполнена на колесах с шинами низкого давления. Дополнительно существует возможность заменить колеса специализированными гусеничными модулями. Траки трактора К744 изготовлены из армированной резины, благодаря этому машина может передвигаться по асфальтовому покрытию, не повреждая его.
Кировец К744 имеет 4 модификации, главным отличием которых является мощность силовой установки. Производитель устанавливает на трактор автоматизированную КПП с безрычажным управлением. Переключение осуществляется джойстиком и расположенными на нем кнопками. КПП имеет 16 передач для движения вперед, и 8 – назад.
Кабина трактора отличается высокой степенью комфорта и функциональностью. В кабине К 744 установлен бортовой компьютер. Он сообщает оператору о работе всех систем и механизмов. Органы управления расположены в непосредственной близости от сидения механизатора. Такое расположение дает возможность трактористу без труда управлять многотонной машиной. Т744 хорошо зарекомендовал себя при выполнении любых видов сельскохозяйственных работ в различных климатических условиях.
Из вышеперечисленного следует, что со времен советского союза отечественное тракторостроение развивается. Независимо от того, что гусеничная техника менее востребована, чем колесная, она постоянно модернизируется, и по многим техническим показателям не уступает зарубежным аналогам соответствующего класса.
Гусеничный трактор ХТЗ-181. Выставка АГРОПОРТ-2014
Особенности гусеничных мини-тракторов
Общие сведения о ходовой части гусеничных тракторов
Ходовая часть трактора состоит из остова, движителей и подвесок.
Остов несет на себе все агрегаты трактора. Движитель воспринимает его вес и приводит трактор в движение. Подвеска передает вес трактора на почву или гусеницы. Эластичная подвеска смягчает толчки и удары, возникающие при движении трактора.
Гусеничный движитель включает в себя ведущую звездочку 6, гусеничную цепь 4, опорные катки 7, направляющее колесо 2 с натяжным устройством и поддерживающие ролики 5. Звездочка 6 приводит в действие гусеничную цепь и обеспечивает движение трактора. Гусеничная цепь 4 состоит из звеньев, соединенных шарнирно с помощью пальцев. Цепь огибает звездочку 6, направляющее колесо 2, опорные катки 7 и поддерживающие ролики 5, образуя замкнутый контур, называемый гусеничным обводом. Вес (сила тяжести) трактора через опорные катки 7 распределяется на опорную часть гусеницы. При этом среднее условное давление на грунт небольшое, сцепление с ним хорошее.
Гусеничная цепь снабжена почвозацепами и служит дорожкой для качения по ней остова трактора. Ролики 5 поддерживают гусеничную цепь и удерживают ее от бокового раскачивания во время движения трактора. Направляющее колесо 2 и натяжное устройство предназначены для обеспечения правильного направления движения гусеничной цепи, ее натяжения и амортизации гусеничного движителя.
Преимущества гусеничного движителя — высокие сцепные качества и проходимость, низкое среднее давление на грунт. Однако гусеничные тракторы уступают колесным по массе, скорости движения, универсальности использования в сельском хозяйстве.
На гусеничных тракторах широко применяют эластичную и полужесткую подвески.
Эластичная подвеска (рисунок а) состоит из объединенных системой рычагов и упругих элементов опорных катков, которые шарнирно соединены с рамой трактора. Катки объединены между собой попарно в каретку балансирной подвески. В тракторах сельскохозяйственного назначения с каждой стороны предусмотрено по две каретки балансирной подвески. Эластичная подвеска (например, в тракторах ДТ-75, Т-150) позволяет каждому опорному катку копировать рельеф грунта, что улучшает плавность хода при движении на повышенных скоростях.
Рисунок. Схемы подвесок гусеничных тракторов: а — эластичная подвеска: 1 — коленчатая ось; 2 — направляющее колесо; 3 — натяжной винт с гайкой; 4 — гусеничная цепь; 5 — поддерживающий ролик; 6 — ведущая звездочка; 7 — опорный каток; 8 — ось опорного катка; 9 — шарнир балансирной каретки; 10 — шарнир балансиров; 11 — внутренний балансир; 12 — пружиня балансиров подвески; 13 — внешний балансир; б — полужесткая подвеска: 1 — задний шарнир подвески; 2 — ведущая звёздочка; 3 — гусеничная цепь; 4 — поддерживающий ролик; 5 — опорный каток; 6 — рама гусеничной тележки; 7 — направляющее колесо; 8 — пружина натяжного устройства; 9 — рессорное устройство
Полужесткая подвеска представляет собой гусеничную тележку, выполненную из балок различного сечения, на которых устанавливают все элементы движителя. Рама 6 (рисунок б) такой тележки соединяется с остовом трактора сзади шарниром 7; впереди на нее опирается остов через плоскую рессору (в тракторах Т-130, Т-4А).
Плавность хода тракторов с полужесткой подвеской хуже, чем тракторов с эластичной подвеской.