Как называется группа летящих птиц
Методические рекомендации «Перелетные птицы»
Юлия Королева
Методические рекомендации «Перелетные птицы»
Расскажите детям о перелетных птицах.
Улетают от нас насекомоядные, болотные и водоплавающие птицы. А почему?
Скворец, грач, кукушка и другие насекомоядные птицы питаются насекомыми. Осенью насекомые прячутся в кору деревьев, зарываются в землю, находят укромные местечки и там зимуют. Птицы не могут отыскать насекомых, им становятся голодно, холодно; они улетают.
Шеренгой, прямым фронтом или поперечным рядом летят цапли, утки.
Углом, или клином, летят гуси, журавли, лебеди и другие крупные птицы. Гуси чаще всего летят косяком
Ласточки и скворцы улетают стаей. Скученной стаей летят дрозды и другие мелкие птицы.
А кукушки улетают поодиночке.
А весной, когда станет тепло и появятся насекомые, перелётные птицы возвратятся к нам обратно.
Дети должны усвоить: какие птицы улетают в тёплые края, основные названия птиц, из каких частей состоит их тело, чем оно покрыто, как птицы передвигаются, чем питаются, где живут, почему осенью они улетают.
Знать: чем питаются, почему улетают в теплые края.
Обогащение и уточнение словаря:
Существительные: птица, лебедь, скворец, журавль, аист, грач, кукушка, соловей, жаворонок, иволга, утка, цапля, ласточка, гусь (дикий, дрозд; стая, косяк, клин, вереница, поодиночке, лес, гнездо, дерево, юг, корм, насекомые, червячки, гусеницы, ягоды; скворечник, птенцы; Внешние признаки,части тела: перья, пух, крылья, клюв, голова, глаза, грудка, две лапы, перепонки, коготки, хвост.
Глагольный словарь: щебетать, куковать, курлыкать, каркать, заливаться, щелкать, шипеть, летать, улетать, прилетать, перелетать, возвращаться, подлетать, вылетать, ходить, прыгать, махать, клевать, плавать, нырять.
Прилагательные: дикие, перелетные, водоплавающие, болотные, насекомоядные, быстрые, проворные, голосистые, трудолюбивые, веселые, дружные, звонкие, заботливые; большая, маленькая, певчая, чёрный, теплые (края, белый, полосатое, дальние, красивое, длинноногий, дикий (гусь, утка, проворный, голосистый; журавлиный, утиный, гусиный (косяк, лебединая (песня…Назвать и показать части тела птицы: голова, туловище, лапы, хвост, крылья, клюв, шея. Чем покрыто тело у птицы?
Нарисуй или вырежи изображения перелетных птиц и назови их части: голова, туловище, хвост, крылья, клюв, перья, лапки, когти.
Рассмотрите изображение птиц, скажите, какие у них есть части тела. Отвечать полным предложением.
У птиц есть голова. У птиц есть два крыла.
У птиц есть две лапки. У птиц есть хвост.
У птиц есть клюв. У птиц есть шея. Тело птиц покрыто перьями.
Назвать перелетных птиц:лебедь, скворец, журавль, аист, грач, кукушка, соловей, иволга, жаворонок, утка, цапля, ласточка.
Спросите ребенка, почему этих птиц называют перелетными; почему они улетают.
Игра «Ответь на вопросы»
Почему птицы улетают в теплые края? (зимой нет корма)
Какие птицы улетают первыми? (которые питаются насекомыми, т. е.насекомоядные: скворцы, соловьи,ласточки: грач добывает червяков из свежевскопанной земли; ласточка хватает мошек и других насекомых налету; кукушка охотится за гусеницами. Осенью насекомые исчезают, поэтому птицы улетают в теплые края)
А последними? (водоплавающие, т. е. лебеди, гуси, утки, т. к. водоёмы долго не замерзают)
Как называется большая группа птиц? (стая)
Как улетают журавли? (клином) (Углом, или клином, летят гуси, журавли, лебеди и другие крупные птицы. Гуси чаще всего летят косяком).
Как улетают цапли, утки? (шеренгой)
Как улетают ласточки, скворцы, грачи, дрозды? (стаей)
Какая птица улетает на юг в одиночку? (кукушки)
Что перелётные птицы делали весной? (вили гнёзда, выводили птенцов)
Что перелётные птицы делали летом? (растили птенцов, добывали им пищу, учили летать)
У каких птиц на лапках перепонки?
У каких птиц длинные ноги?
У каких птиц длинный клюв?
Какие птицы питаются лягушками?
Какая птица живет в скворечнике?
У какой птицы хвостик похож на ножницы?
У какой птицы длинная шея?
Игра «Кто как кричит?»
Игра «Подбери слова-действия»
1 вариант: Сделайте вместе с ребенком птичку из бумаги и нарисуйте гнездо.
Поиграйте в такую игру: птичка к гнезду (что сделала) …подлетела.
Птичка из гнезда (что сделала) …улетела; вылетела.
Птичка в гнездо (что сделала…залетела; влетела; прилетела.
Подбери слова-действия (не менее трех действий):
Ласточка – (летает, щебечет, ловит мошек, строит гнездо, выводит птенцов, заботится, добывает корм).
Лебедь – (плавает, машет крыльями, летает).
Цапля – (стоит на одной ноге, ходит, ест лягушек).
Соловей – (поёт, заливается, сидит на ветке, летает).
Грач – (ходит, летает, ищет червяков).
Кукушка – (кукует, летает, откладывает свои яйца в чужие гнёзда)
Игра «Какой, какая?» Подбери признаки (не менее трех признаков):
Ласточка какая?-(маленькая, чёрная, быстрая, проворная, быстрокрылая, заботливая, белогрудая, забавная)
Аист какой?-(белый, большой, красивый)
Грач какой?-(чёрный, крупный)
Кукушка какая?-(хитрая, пестрая)
Лебедь какой?-(белый, крупный, благородный)
Скворец какой?-(пёстрый, заботливый)
Соловей какой?-(маленький, голосистый)
Игра «Как улетают птицы?»возьми много пуговиц и разложи их так,как улетают:
Взрослый называет в какой последовательности улетают птицы в теплые края, затем спрашивает ребёнка; если есть предметные картинки, то выкладываются все птицы, затем последовательно убираются)
Начало и середина сентября, улетают скворцы и ласточки.
Конец сентября – аисты, кукушки.
Середина октября – цапли.
Лебеди, утки, гуси с первыми морозами.
Игра «Чем питаются птицы?» (полный ответ)
Птицы питаются червяками (бабочками, жуками, улитками, комарами, кузнечиками, гусеницами, стрекозами, муравьями, мухами).
1523ad8aefb6fa347e2f9d9dce779313bfb11b84-1.jpgИгра «Какая – чем?»
Какая у тебя перелетная птица и чем ты ее угостишь?
У меня соловей. Я угощу соловья ягодами.
У меня ласточка. Я угощу ласточку жучками.
У меня цапля. Я угощу цаплю лягушками.
Игра «Чем мы угостим?». Взрослый называет птицу, а ребёнок должен сказать, чем она питается.
Угощу … грача — червяком, журавля — рыбой, скворца — жуком,
ласточку — комаром, кукушку — гусеницей.
У человека квартира, а у птицы … гнездо.
У зверей шерсть, а у птицы … перья.
У человека нос, а у птицы … клюв.
У человека руки, а у птицы … крылья.
У человека ребенок, а у птицы … птенец.
Дидактическая игра «Зимующие и перелетные птицы» Здравствуйте уважаемые коллеги! Всем доброго времени суток! Сегодня я хочу продолжить тему экологического воспитания дошкольников. Особую.
Конспект НОД познание «Перелетные птицы» с презентацией Конспект занятия в старшей группе «Перелетные птицы» Цель: формирование у детей знаний о перелетных птицах. Задачи: учить детей по характерным.
Лэпбук «Перелетные птицы» Последовала Вашему примеру и решила собрать первый лепбук, что из этого получилось увидите и надеюсь дадите рекомендации и оценки данному.
Лэпбук «Перелетные птицы Прибайкалья» Здравствуйте, милые коллеги и гости моей страницы! В прошлой своей публикации я рассказала о своем первом лэпбуке «Растительный мир Прибайкалья»,.
Методическое пособие. «Птицы перелетные и зимующие» Содержание Введение Пояснительная записка Задачи методического пособия ЗАНЯТИЕ 1. ТЕМА: «ПТИЦЫ – ПЕРЕЛЕТНЫЕ И ЗИМУЮЩИЕ» ЗАНЯТИЕ 2. ТЕМА:.
Проект в средней группе «Перелетные птицы» Проект в средней группе «Солнышко» МКДОУ № 196 «Перелетные птицы» Авторы : воспитатели :Ожева Н. Н,Прилепко Е. А. Описание проекта: краткосрочный,.
Рекомендации для родителей по теме «Перелетные птицы» Здравствуйте, уважаемые коллеги и гости сайта. В настоящее время мы все перешли на удаленную форму работы, но остаемся на связи с родителями.
Сидим дома с пользой. Рекомендации родителям «Весна. Перелетные птицы» для детей 4–5 лет Уважаемые родители! В период самоизоляции, когда вы с ребенком находитесь большую часть времени дома, постарайтесь провести его с пользой.
Викторина по теме «Перелетные птицы» Доброго времени суток,уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию викторину по теме «Перелетные птицы», которую можно провести в старшей.
Экологический проект для детей 6–7 лет «Перелетные птицы» Автор проекта: воспитатель семейного сада Иванова Наталья Анатольевна Продолжительность проекта: 2 недели Интеграция образовательных.
Методические рекомендации по теме :»Перелетные птицы»
Методические рекомендации по теме :»Перелетные птицы»
Расскажите детям о перелетных птицах.
Улетают от нас насекомоядные, болотные и водоплавающие птицы. А почему?
Скворец, грач, кукушка и другие насекомоядные птицы питаются насекомыми. Осенью насекомые прячутся в кору деревьев, зарываются в землю, находят укромные местечки и там зимуют. Птицы не могут отыскать насекомых, им становятся голодно, холодно; они улетают.
Шеренгой, прямым фронтом или поперечным рядом летят цапли, утки.
Углом, или клином, летят гуси, журавли, лебеди и другие крупные птицы. Гуси чаще всего летят косяком
Ласточки и скворцы улетают стаей. Скученной стаей летят дрозды и другие мелкие птицы.
А кукушки улетают поодиночке.
А весной, когда станет тепло и появятся насекомые, перелётные птицы возвратятся к нам обратно.
Дети должны усвоить: какие птицы улетают в тёплые края, основные названия птиц, из каких частей состоит их тело, чем оно покрыто, как птицы передвигаются, чем питаются, где живут, почему осенью они улетают.
Знать: чем питаются, почему улетают в теплые края.
Обогащение и уточнение словаря:
Существительные: птица, лебедь, скворец, журавль, аист, грач, кукушка, соловей, жаворонок, иволга, утка, цапля, ласточка, гусь (дикий), дрозд; стая, косяк, клин, вереница, поодиночке, лес, гнездо, дерево, юг, корм, насекомые, червячки, гусеницы, ягоды; скворечник, птенцы; Внешние признаки, части тела: перья, пух, крылья, клюв, голова, глаза, грудка, две лапы, перепонки, коготки, хвост.
Глагольный словарь: щебетать, куковать, курлыкать, каркать, заливаться, щелкать, шипеть, летать, улетать, прилетать, перелетать, возвращаться, подлетать, вылетать, ходить, прыгать, махать, клевать, плавать, нырять.
Прилагательные: дикие, перелетные, водоплавающие, болотные, насекомоядные, быстрые, проворные, голосистые, трудолюбивые, веселые, дружные, звонкие, заботливые; большая, маленькая, певчая, чёрный, теплые (края), белый, полосатое, дальние, красивое, длинноногий, дикий (гусь, утка), проворный, голосистый; журавлиный, утиный, гусиный (косяк), лебединая (песня)…Назвать и показать части тела птицы: голова, туловище, лапы, хвост, крылья, клюв, шея. Чем покрыто тело у птицы?
Нарисуй или вырежи изображения перелетных птиц и назови их части: голова, туловище, хвост, крылья, клюв, перья, лапки, когти.
Рассмотрите изображение птиц, скажите, какие у них есть части тела. Отвечать полным предложением.
У птиц есть голова. У птиц есть два крыла.
У птиц есть две лапки. У птиц есть хвост.
У птиц есть клюв. У птиц есть шея. Тело птиц покрыто перьями.
Назвать перелетных птиц:лебедь, скворец, журавль, аист, грач, кукушка, соловей, иволга, жаворонок, утка, цапля, ласточка.
Спросите ребенка, почему этих птиц называют перелетными; почему они улетают.
Игра «Ответь на вопросы»
Почему птицы улетают в теплые края? (зимой нет корма)
Какие птицы улетают первыми? (которые питаются насекомыми, т. е. насекомоядные: скворцы, соловьи, ласточки: грач добывает червяков из свежевскопанной земли; ласточка хватает мошек и других насекомых налету; кукушка охотится за гусеницами. Осенью насекомые исчезают, поэтому птицы улетают в теплые края)
А последними? (водоплавающие, т. е. лебеди, гуси, утки, т. к. водоёмы долго не замерзают)
Как называется большая группа птиц? (стая)
Как улетают журавли? (клином) (Углом, или клином, летят гуси, журавли, лебеди и другие крупные птицы. Гуси чаще всего летят косяком).
Как улетают цапли, утки? (шеренгой)
Как улетают ласточки, скворцы, грачи, дрозды? (стаей)
Какая птица улетает на юг в одиночку? (кукушки)
Что перелётные птицы делали весной? (вили гнёзда, выводили птенцов)
Что перелётные птицы делали летом? (растили птенцов, добывали им пищу, учили летать)
У каких птиц на лапках перепонки?
У каких птиц длинные ноги?
У каких птиц длинный клюв?
Какие птицы питаются лягушками?
Какая птица живет в скворечнике?
У какой птицы хвостик похож на ножницы?
У какой птицы длинная шея?
Игра«Кто как кричит?»
Игра«Подбери слова-действия»
1 вариант: Сделайте вместе с ребенком птичку из бумаги и нарисуйте гнездо.
Поиграйте в такую игру: птичка к гнезду (что сделала?) …подлетела.
Птичка из гнезда (что сделала?) …улетела; вылетела.
Птичка в гнездо (что сделала?)…залетела; влетела; прилетела.
Подбери слова-действия (не менее трех действий):
Ласточка – (летает, щебечет, ловит мошек, строит гнездо, выводит птенцов, заботится, добывает корм…).
Лебедь – (плавает, машет крыльями, летает).
Цапля – (стоит на одной ноге, ходит, ест лягушек).
Соловей – (поёт, заливается, сидит на ветке, летает).
Грач – (ходит, летает, ищет червяков).
Кукушка – (кукует, летает, откладывает свои яйца в чужие гнёзда)
Игра«Какой, какая?» Подбери признаки(не менее трех признаков):
Ласточка какая?-…(маленькая, чёрная, быстрая, проворная, быстрокрылая, заботливая, белогрудая, забавная)
Аист какой?-…(белый, большой, красивый)
Грач какой?-…(чёрный, крупный)
Кукушка какая?-…(хитрая, пестрая)
Лебедь какой?-…(белый, крупный, благородный)
Скворец какой?-…(пёстрый, заботливый)
Соловей какой?-…(маленький, голосистый)
Взрослый называет в какой последовательности улетают птицы в теплые края, затем спрашивает ребёнка; если есть предметные картинки, то выкладываются все птицы, затем последовательно убираются)
Начало и середина сентября, улетают скворцы и ласточки.
Конец сентября – аисты, кукушки.
Середина октября – цапли.
Лебеди, утки, гуси с первыми морозами.
Игра«Чем питаются птицы?» (полный ответ)
Птицы питаются червяками (бабочками, жуками, улитками, комарами, кузнечиками, гусеницами, стрекозами, муравьями, мухами).
Игра«Какая – чем?»
Какая у тебя перелетная птица и чем ты ее угостишь?
У меня соловей. Я угощу соловья ягодами.
У меня ласточка. Я угощу ласточку жучками.
У меня цапля. Я угощу цаплю лягушками.
Игра «Чем мы угостим?». Взрослый называет птицу, а ребёнок должен сказать, чем она питается.
Угощу … грача — червяком, журавля — рыбой, скворца — жуком,
ласточку — комаром, кукушку — гусеницей.
ИГРА «Добавь слово».
У человека квартира, а у птицы … гнездо.
У зверей шерсть, а у птицы … перья.
У человека нос, а у птицы … клюв.
У человека руки, а у птицы … крылья.
У человека ребенок, а у птицы … птенец.
Перелётные птицы. Грамматические упражнения
(грамматический строй речи).
Игра«Назови детёныша птицы»
грач – грачонок – грачата
2 вариант: “У кого кто” с перекидыванием мяча.
У дрозда – дрозденок
Д/игра “Кто с кем улетает осенью на юг?”
Игра «Чьи крылья?»
у журавля – журавлиные
Игра «Образуй признак»(от предметов):
лебедь – лебединая … соловей — … журавль — …
Упражнение «Назови ласково» на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
У птиц есть крылья. А как про крылья скажем ласково?
крыло – крылышко крылья – крылышки птенец – птенчик
перо – перышко голова – головка шея – шейка
ноги – ножки лапы – лапки клюв – клювик
глаз – глазик глаза – глазки, птенец – птенчик
хвост – хвостик гнездо – гнездышко кукушка – кукушечка
Упражнение «Один — много» на употребление существительных множественного числа в родительном падеже
Одна птица, а много… (птиц). Один птенец, а много (птенцов).
Одно гнездо, а много (гнёзд). Один грач, а много…(грачей).
Один лебедь, а много…(лебедей). Одна утка, а много…(уток).
Один жаворонок, а много… (жаворонков). Один гусь, а много…(гусей).
Один скворец, а много… (скворцов).
(Одна ласточка, один соловей, один журавль, один аист, одна кукушка, одна стая, одно крыло).
лебедь – лебеди скворечник — … птица — … грач — … журавль — … соловей — … перо – … аист — … клюв — …
5 вариант «Кого много в лесу?» (словоизменение)
В лесу много скворцов
(ласточка, соловей, аист, грач, журавль, жаворонок, кукушка)
Игра«Есть – нет»(родительный падеж единственного числа):
лебедь – нет лебедя скворечник — … птица — … грач — … журавль — … соловей — … перо – … аист — … клюв — …
Игра «Сосчитай»(согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже):
1 вариант:
Одна ласточка, две ласточки, пять ласточек.
Один соловей — два соловья — пять соловьев
одна кукушка — две кукушки — пять кукушек
один скворец – два скворца – пять скворцов
Упражнение «Посчитай» на согласование числительных с существительными. Посчитайте с ребенком до 5:
Один аист, два аиста, три аиста, четыре аиста, пять аистов.
Один гусь, два…, три…, четыре…, пять…
3 вариант: Д/игра «Сколько птичек улетело? » (цифры 2, 5)
Посмотри внимательно на цифры, которые стоят возле птиц. Ответь «Сколько птиц улетело? » Ответь полным предложением.
Образец: Улетело 2 ласточки, а потом еще 5 ласточек.
Улетело 2 лебедя, а потом еще 5 лебедей.
Одна ласточка, две ласточки, пять…
Одна утка, две утки, пять уток.
Одна утка, две утки, пять уток.
Одна кукушка, две кукушки, пять кукушек.
Одна птица, две птицы, пять птиц.
Один аист, два аиста, пять аистов.
Один гусь, два гуся, пять гусей.
Одно гнездо, два гнезда, пять гнезд.
Игра«Скажи правильно» (использование глаголов в ед. и множ. числе):
(вылетает, залетает, прилетает, летает, клюёт, машет крыльями, прыгает, кричит, спит, вьёт гнездо, поёт)
Игра«Гнездо и птица»(изображение гнезда и птицы)
Где сидит птица? (Птица сидит в гнезде).
Откуда вылетела птица? (Птица вылетела из гнезда).
Куда села птица? (Птица села на гнездо/за гнездом/перед гнездом/около гнезда).
Игра«Из двух – одно»Образование сложных прилагательных.
Если у цапли длинный клюв, то это … (длинноклювая цапля).
Если у цапли длинные ноги, то она – длинноногая.
Если у аиста длинные ноги, то это … (длинноногий аист).
Если у аиста красный клюв – красноклювый.
Если у скворца короткий хвост, то это … (короткохвостый скворец).
Если у ласточки острые крылья, то это … (острокрылая ласточка).
Если у ласточки, у неё длинный хвост. Она. (Длиннохвостая)
Если у соловья звонкий голос, то это … (звонкоголосый соловей).
Если у гуся, у него длинная шея. Значит, какой гусь? (Длинношеей.)
Если у утки, у нее плоский клюв. Она какая? (Плоскоклювая)
. у нее лапы с перепонками. Значит они. (Перепончатые)
Если у грача, у него острый клюв. Какой грач? (Остроклювый.)
У грача чёрное крыло? Значит, он… (Чернокрылый.)
У Грача черные глаза – черноглазый.
У Лебедя длинная шея – длинношеий.
У Лебедя короткие лапы – коротколапый.
У журавля широкие крылья – ширококрылый.
Развитие связной речи (пересказ небольших текстов, составление рассказов, заучивание наизусть)
Слушание «Песнь жаворонка» П. Чайковского.
Чтение художественной литературы о перелетных птицах:
Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»
Г. Андерсен «Дюймовочка»
В. Гаршин «Лягушка путешественница» («Гуси-лебеди», «Лиса и журавль», «Гадкий утёнок»).
Д/игра «Кто лишний и почему?»
Ласточка, кукушка, попугай, соловей
Журавль, аист, цапля, курица
Игра«Кто больше, кто меньше?
Кто из них больше и кто меньше: ласточка и грач, соловей и кукушка, скворец и аист.
Игра«Отгадай и выучи загадку»
«Эта птица никогда для птенцов не вьёт гнезда»
Ответ нарисовать. Назвать части тела птицы.
Придумать загадку-описание о любой птице.
Небо, летать, кричать, журавль, большой.
Болото, утки, крякать, громко.
Лебеди, стая, пруд, плавать, красивые.
Составление рассказа. Описать птицу по схеме:
(опорная схема для составления рассказа). Выучите стихотворение вместе с детьми:
Задание на тренировку слухового внимания
Игра«Прилетели птицы».
Я буду перечислять птиц, если услышишь что-нибудь другое, то топай ногами.
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, му-хи и стрижи.
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, ма-ка-ро-ны.
Прилетели птицы: чибисы, синицы, галки, ко-ма-ры, кукушки и чижи.
Прилетели птицы: голуби, ку-ни-цы, поползни, овсянки.
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и скворцы. Все вы молодцы!
Развитие фонематической стороны речи.
Задание. Назвать перелётную птицу на звук:
Задание «Раздели словечко»(ребенок проговаривает слово по слогам на лексическую тему «Перелётные птицы» и на каждый слог хлопает в ладоши).
(В этом слове 1-2-3 слога, сколько слогов, столько и гласных звуков в этом слове)
Задание«Поймай гласные звуки в этом слове»(добиваемся полного ответа).
Задание. «Спрячь слово в ладошках», «Поймай перышко –звук».
Для этого нужно прохлопать название птицы по слогам и выделить гласные звуки из слов-названий птиц.
Задание «Первый звук – последний звук»нужно назвать каждую птицу, определить первый и последний звук в слове и разделить слово на слоги.
Это аист. Первый звук в этом слове [А]. Последний звук [Т]. В слове АИСТ-два слога.
Это кукушка. Первый звук в этом слове [К]. Последний звук [А]. В слове КУКУШКА-три слога.
Задание «Что за перелётную тицу я загадала?»
Первый звук [У], а последний [А] (Утка)
Первый звук [С], а последний [Ц] (Скворец)
Первый звук [Д], последний [Д] (Дрозд)
Задание. Составь название перелетных птиц по первым звукам слов, которые я назову:
гриб, рак, апельсин, часы (грач)
дом, рак, яблоко, зонт, дом (дрозд)
апельсин, игла, слон, таз (аист)
Развитие логического мышления.
Отгадай и выучи загадки:
Объясните, как вы догадались, какие слова помогли найти отгадки?
Я проворна, легкокрыла,
Хвост раздвоен, словно вилы.
Если я летаю низко, значит,
Дождик где-то близко. (ласточка)
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик над окном
из травы и глины (ласточка)
Угадайте, что за птичка —
Темненькая невеличка.
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста.
(Ласточка)
В синем небе голосок,
Будто крохотный звонок.
(Жаворонок)
А зовут его … (скворец)
На шесте весёлый дом
С круглым маленьким окном.
На крыльце поёт отец –
Он и лётчик, и певец. (Скворец)
Червякам враг. (грач)
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей. (грач)
Сам он чёрный, очень проворный,
Друг садов и полей,
Поедает червей. (Грач)
Бродит по болотам грязным.
Ловит в них лягушек –
(журавль).
Клином выстроились птицы,
Им на месте не сидится.
Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти.
(Журавли)
По поднебесью веревка протянулась.
(Журавль).
Вдоль по берегу гуляет.
На лягушек нападает.
На носу повисла капля,
А зовется птица…(Цапля)
Начинает песни в мае,
Трели льются средь ветвей,
Всё вокруг ему внимает!
А певец тот… (соловей)
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Кто же это? …(Соловей)
Маленький певец лесной
Лучше всех поёт весной. (соловей)
Для птенцов не вьет гнезда. (Кукушка)
Жить чужим птенцам мешают,
А своих они бросают.
И в лесу возле опушки
Счёт годам ведут… (кукушки).
Никогда не строит для себя гнезда.
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает.
(Кукушка)
Птица белая как снег.
Птица, что красивей всех,
Выгибает грозно шею.
Назови ее скорее!(Лебедь)
Птица белая как снег.
Птица, что красивей всех
Выгибает гордо шею,
назовем ее скорее? (лебедь)
Он гогочет и шипит,
Он имеет грозный вид.
На широких красных лапах.
Для гусят он просто папа (Гусь).
— Он твердит одно га-га
Кто обидел? Где? Когда?
Ну конечно это (гусь)
Этот старый наш знакомый:
он живёт на крыше дома-
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (аист)
Игра«Четвертый лишний» (назвать лишнее и объяснить свой выбор)
Скворец, собака, кукушка, соловей.
воробей, голубь, журавль, синица.
скворец, журавль, лебедь, снегирь (3-х перелётные птицы и одна зимующая)
утка, соловей, грач, свиристель
жаворонок, ласточка, аист, синица;
грач, лебедь, утка, ворона
ласточка – снегирь – скворец – аист
воробей – грач – журавль – цапля
сорока – соловей – кукушка – ласточка
цапля – голубь – аист – грач
ворона – кукушка – журавль – соловей.
голубь, ласточка, скворец, кукушка. Кто лишний? – голубь, так как он зимующая птица.
Ворона, воробей, голубь, скворец.
Соловей, жаворонок, воробей, ласточка.
Сорока, грач, снегирь, синица.
Лебедь, цапля, голубь, аист.
ласточка, воробей, грач, скворец.
Ворона, аист, голубь, воробей.
Грач, синица, ласточка, кукушка.
Сорока, воробей, дятел, ласточка.
Голубь, кукушка, цапля, журавль
Игра «Нелепицы»:— Послушай предложения. Расскажите, чего не бывает. А как должно быть на самом деле?
Птенцы высиживают яйца.
Из яиц птиц вылупились крокодильчики.
Дети сделали для аистов скворечники.
Тело птицы покрыто шерстью.
Птенцы строят гнёзда.
Скворец живёт в будке.
Развитие мелкой моторики.
Нарисуйте или наклейте изображения перелетных птиц (с изображением птицы): утка, гусь, ласточка, аист, цапля, грач. Помогите ребенку запомнить их названия.
Н.С.Русланова «Дидактический материал для развития лексико-грамматических категорий у детей 5-7 лет»