Как называется горловое пение ирландцев
От Окинавы до Сардинии: Где в мире используют горловое пение, и почему оно стало так популярно
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Горловое пение известно с древнейших времен. Эта особая техника пения, основанная на комбинации основного тона и обертонов, в результате чего создается двухголосное соло. Некоторые мастера могут издавать одновременно три, четыре и даже пять нот. Сегодня его исполняют не только народы, у которых такое пение в традиции, но и обычные музыканты по всему миру.
От Сардинии до Японии
Древнее искусство горлового пения известно многим народам, особенное распространение оно получило у тюркских и монгольских племен. Это неотъемлемый элемент культуры казахов, киргизов, башкиров, алтайцев, якутов, бурятов, калмыков; этот стиль исполнения прекрасно знаком чукчам, эвенкам, инуитам, саамам; горловое пение является частью тибетского богослужения, его можно услышать как в Африке (например, у некоторых народов банту), так и на Сардинии (где оно известно под названием cantu a tenòre). Собственный стиль горлового пения был и у живущих на Хоккайдо айнов, но в настоящее время его секрет утрачен (последний национальный исполнитель умер в 1976 году, осталось лишь несколько записей).
О том, как возникло это искусство, существует несколько легенд, и все эти предания довольно поэтичны. Где-то рассказывают, что такому способу пения научился юноша-отшельник, слушая, как свистит в скалах сильный ветер, вызывая гулкое эхо. Где-то говорят о подражании крику верблюдицы, оплакивающей своего мертвого детеныша. Как бы там ни было, в основе горлового пения лежит именно звукоподражание – крикам животных и птиц, или же звукам природы: горному эху, свисту ветра, журчанию воды. Древние охотники таким способом подманивали дичь, кочевники скотоводы с помощью голоса управляли стадами. Где-то здесь и следует искать корни этого древнего искусства.
Следует отметить, что огромное разнообразие стилей исполнения существует не только на бумаге: отличия действительно могут быть очень сильными. Например, есть традиционные сочинения с неизменяемой формой, и песни-импровизации. Есть песни со словами и чистое звукоподражание. Некоторые исполняются в сопровождении музыкального инструмента, некоторые – без. Кстати, далеко не все мелодии поддаются нотной записи. Иногда исполнение дополняется танцем: скажем, чукотский певец не просто подражает голосам животных, но и изображает их движения. Очень многое зависит от исполнителя и школы, к которой он принадлежит. Скажем, в Туве насчитывается четыре основных стиля горлового пения и более десятка подстилей.
Не женское дело
Традиция горлового пения тесно переплетена с шаманизмом, что неудивительно – в древности (а у многих коренных народов Севера и в настоящее время) оно считалось неотъемлемой частью шаманских камланий. Монотонные звуки помогали шаману (а также его пациенту, если речь шла о лечении) войти в состояние транса; считалось, что горловое пение позволяет установить связь с духами или богами. Как следствие, его часто использовали в богослужении – в современном Тибете это практикуется и сейчас (при чтении буддийских молитв), существуют даже специальные учебные заведения, где будущих монахов обучают этому искусству.
Помимо этого, горловым пением часто пользовались народные сказители для исполнения эпоса – так сказания о богах и героях приобретали особую торжественность и значимость. Например, распространенный у хакасов и алтайцев стиль кай (или хай) предназначен как раз для исполнения эпических сказаний.
Если в настоящее время горловое пение считается высоким искусством и одним из видов профессионального исполнительства, то в древности оно рассматривалось как дар свыше и было окружено множеством суеверий. Многие народы верили, что эта способность может передаваться по наследству. То есть, профессиональным исполнителем (как и шаманом, например) мог стать далеко не каждый. Более того, считалось, что горловое пение требует большого физического напряжения, изнуряя душу и тело, и неблагоприятно сказывается на детородной способности женщин. Именно поэтому большинство исполнителей не обзаводились семьями, а для женщин существовал прямой запрет на занятие им. Впрочем, из этого правила были исключения: у некоторых африканских племен, инуитов и айнов горловое пение считалось именно женским делом.
В поисках гармонии
В современном мире горловое пение востребовано по-прежнему. Это и возможность приобщиться к богатейшему культурному наследию, и способ самопознания и оздоровления. Наряду с традиционными школами и исполнителями (которых не просто много, а очень много) этот стиль используют многие музыканты, зачастую весьма далекие от шаманских и буддийских практик. Предпринимались неоднократные попытки скрестить горловое пение с кантри, джазом, электронной музыкой. Другая область, в которой горловое пение нашло свое применение – разнообразные курсы медитации, йоги, оздоровления организма. Кто-то рассматривает его как способ тренировки дыхания, успешное дополнение к физическим упражнениям, кто-то пытается таким образом достичь просветления или открыть путь в иные миры. Как бы там ни было, горловое пение – это не просто традиция, но и неотъемлемая часть мировой культуры.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Древнее искусство горлового пения.
Искусство горловой фонации возникло очень давно, на заре человечества. Тогда оно еще не было пением, как таковым, и служило повседневным способом общения. Его основу составляли гласные звуки, щелчки языком и горлом, хрипение и свист. Все это носило подражательный характер, по типу: так шумит река, так поет птица, так рычит зверь. По характеру того или иного звука окружающим было понятно, о каком животном или явлении природы идет речь.
Горловое (гортанное) двухголосное пение – это совершенно уникальное явление не только в мире музыки, но и в духовной культуре вообще. Большинство исследователей вопроса происхождения горлового пения сходятся на том, что оно является реликтом древних эпох, когда происходило формирование человеческой речи по схеме: хрип и свист – голосо-свист – речь. Анатомическое строение гортани первобытного человека отличалось от современного.
Горловое пение представляет собой особый тип пения, при котором исполнитель извлекает два звука одновременно: сверхнизкий (бас) и сверхвысокий (свист). Бас (бурдон) является опорным, и его высота, как правило, постоянна; свист образует мелодию, высота которой изменяется по желанию певца. Между бурдоном и обертоном выявляется промежуточный сонорный фон (третий голос). Низкий тон может колебаться в пределах от 60 до 220 Гц, а высокий – от 2000 до 4000 Гц, в зависимости от стиля горлового пения. В звукообразовании опорного голоса участвуют голосовые связки, а свист обуславливается смыканием ложных голосовых складок у входа в гортань.
В древности горловое пение было распространено повсеместно, и поэтому его нельзя рассматривать как принадлежность той или иной этнической группы. На сегодняшний день горловым пением в совершенстве обладают тувинцы и монголы, но его применение можно встретить и у других народов – алтайцев, хакасов, бурятов, башкиров, калмыков, якутов, тибетцев (Китая и Индии), чукчей, коряков, ительменов и др. Остаточные явления бытовавшего когда-то сакрального свиста сохранились у саами, финнов, славян, прибалтов, индийцев, а так же у некоторых народов Южной и Северной Африки.
Древнее музыкальное чудо: Горловое пение от шаманских камланий до современной сцены
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Слушая горловое пение, можно уловить множество звуков: журчание воды, эхо, камнепад в горах, свист ветра, голоса птиц и животных. Основой этого древнейшего искусства служило звукоподражание природе. Можно говорить, что это – сама основа музыки, ее исторические корни. Древние охотники приманивали так добычу, скотоводы-кочевники управляли с помощью голоса домашними животными, служители древнейших религиозных культов общались гортанными звуками с богами, ведь простой человеческий голос не подходил для таких необычных целей.
До сих пор многие, вполне современные люди, никогда раньше не слышавшие горлового пения, отмечают необычное воздействие, которое оно оказывает. Чаще всего эффект от этой музыки описывают как умиротворяющий и успокаивающий. Поэтому горловое пение и сегодня является важной частью шаманских камланий и даже исполняется в буддистских богослужениях при чтении молитв. Однако на Алтае и в Туве его считают высоким искусством, и оно активно развивается. Современные исполнители пользуются огромной популярностью и собирают на концертах множество зрителей.
Удивительной особенностью горлового способа является возможность петь на два голоса сразу. Это практически невозможно при обычном звукоизвлечении, поэтому иногда вызывает у неподготовленных зрителей реакцию, вплоть до парадоксальной – например, иностранные специалисты, изучавшие тувинских певцов, сначала пытались найти в горле музыканта спрятанную свистульку. Впервые в России двухголосное соло башкир изучал и описывал Владимир Даль:
«Это в самом деле вещь замечательная: набирая в легкие как можно больше воздуха, певчий этот гонит усильно, не переводя духа, воздух сквозь дыхательное горло и скважину его, или горловинку, и вы слышите чистый, ясный, звонкий свист с трелями и перекатами, как от стеклянного колокольчика, только гораздо протяжнее. Это не что иное, как свист дыхательным горлом — явление физиологически замечательное, тем более что грудной голос вторит этому свисту в то же время глухим, но довольно внятным однообразным басом»
Существует теория, что горловым пением, в разных вариантах, владели в древности многие народы, но большинство потом утратили это умение. Подтверждение тому ученые находят по всему миру. Подобное звукоизвлечение можно найти в народном пении людей, очень далеких от Сибири и Азии: некоторых африканских племен и даже в Европе – на Сардинии и в Ирландии. Необычное пение тирольцев – йодли, тоже является «дальним родственником» гортанной музыки. Хотя неправильно было бы говорить, что сегодня горловое пение – это полузабытое искусство, известное единицам. Оно широко распространено у народов, проживающих на огромной территории от Алтая до Чукотки: хакасов, алтайцев, бурят, тувинцев, якутов, чукчей, эвенов, эвенков, нганасан, коряков, ненцев, ительменов и других.
В горловом пении выделяют огромное множество стилей и подстилей. У каждого народа он свой, а в Туве только основных – четыре. Для исполнителей и любителей этой музыки разница между чукотским похрипом, алтайским каем, тувинским хоомеем, башкирским узляу и якутским кылысахом такая же, как между музыкой в стиле тяжелый рок и классической оперой. Горловое пение исполняется со словами или только как звукоподражание, некоторые песни хранятся тысячелетиями, а некоторые являются импровизациями. Большинство из них имеют вполне определенную мелодию, но отдельные даже не поддаются записи в виде нот. Это живое и активно развивающееся искусство несет в себе удивительные энергетический заряд, и то, что народы нашей страны сохранили его для потомков, сравнимо по значимости с сохранением знаменитых памятников архитектуры или живописи.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Горловое пение
Горловое пение — техника пения с необычной артикуляцией в глотке и/или гортани, характерная для традиционной (особенно культовой) музыки народов Сибири, Монголии, Тибета и некоторых других народов мира. Обычно горловое пение состоит из основного тона (низкочастотного «жужжания») и верхнего голоса, который движется по тонам натурального звукоряда (обычно используются 4 — 13 обертоны).
Обертоны хорошо слышны, когда компоненты звука усиливаются путём изменения формы резонирующих полостей рта, горла и глотки. Это позволяет певцу издавать одновременно несколько тонов.
Наиболее известным является тувинское горловое пение, использующее технический приём хоректээр. Часто горловое пение в целом в Монголии и Туве обозначается словом хоомей, так как это наиболее распространённый и внутренне разнообразный стиль в регионе.
Горловое пение характерно для культуры ряда тюркских (тувинцы, алтайцы, башкиры, хакасы, саха (якуты), казахи, киргизы) и монгольских (монголы, буряты, калмыки) народов. У алтайцев и хакасов распространён стиль кай, хай, в первую очередь предназначенный для исполнения длинных эпических сказаний. Горловое пение башкир называется узляу. А у Саха оно имеет название «хабарҕа ырыата», что в переводе означает «горловое пение». По звучанию и технике исполнения этот древний якутский стиль идентичен с тувинским стилем «каргыраа».
У тибетцев горловое пение используется для речитации буддийского канона, и в тибетской традиции существует ряд учебных институтов, готовящих исполнителей горлового пения специализированно. Среди них выделяются монастыри Гьюме (Гьюдмед) и Гьюто.
Известно также горловое пение южноафриканского народа ко́са и канадских инуитов.
Из европейских народов техника горлового пения есть в культуре ирландцев.
Содержание
Виды горлового пения
Певцы горлового пения
Литература
Ссылки
Это заготовка статьи о музыке. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. Это примечание по возможности следует заменить более точным. |
Полезное
Смотреть что такое «Горловое пение» в других словарях:
Пение — Патти Смит поёт в микрофон. Пение … Википедия
Кай (пение) — У этого термина существуют и другие значения, см. Кай. Кай горловое пение, распространённое среди коренных жителей Алтая (в частности, народа теленгитов). Существуют различные разновидности техник пения начиная от вибрирующего и рычащего и… … Википедия
Узляу — (башк. өзләү, тамаҡ ҡурай, вост. башк. һоҙҙау, ҡайҙау) горловое пение у башкир, национальный стиль, родственный горловому пению других тюркских и монгольских народов. Единственная традиция горлового пения среди тюрков, исповедующих ислам. Другие… … Википедия
Хоомей — Хоомей общеупотребительное название тувинского горлового пения (тув. Хөөмей). Хоомей один из пяти основных стилей тувинского народного горлового пения. Для наименования именно тувинской техники звукоизвлечения используется научный… … Википедия
Aldyn Dashka — Студийный альбом Ят ха Дата выпуска 2001 Записан 2000 Жанр фолк рок … Википедия
Народная музыка — музыкальный фольклор (англ. Folk music, нем. Volksmusik, Volkskunst, франц. Folklore musical) вок. (преим. песенное, т. е. муз. поэтическое), инстр., вок. инстр. и муз. танц. творчество народа (от первобытных охотников, рыболовов,… … Музыкальная энциклопедия
Duo Zikr — Эта статья о вокальном дуэте; другие значения: Зикр (значения). Duo Zikr (Дуо Зикр) Жанры вокальная импровизация, этническая музыка, зикр, горловое пение, мантры Годы … Википедия
Токэ-Ча — Основная информация … Википедия
Группа Токэ-Ча — Токэ Ча Токэ Ча Годы с 2001 по наши дни Страны … Википедия
Горловое пение: уникальное расщепление голоса – сокровища народной культуры
Горловое пение, или «двухголосное соло», преимущественными обладателями которого являются народы Саяно-Алтайского региона, Башкирии и Тибета пробуждает в человеке множество смешанных эмоций. Одновременно хочется грустить и радоваться, думать и медитировать.
Уникальностью данного вида искусства является специфическое гортанное пение, при котором у исполнителя четко слышно два музыкальных голоса. Один тянется бурдоном, другой (мелодия) совершает звуковые амплитуды.
Взгляд на истоки
Древних мастеров-исполнителей на творчество всегда вдохновляла природа. Ценилось умение не только подражать ей, но и проникать в сущность. Существует предание, которое гласит, что в очень давние времена горловое пение было распространено именно среди женщин, а не среди мужчин. Спустя столетия, всё перевернулось наоборот, и сегодня такое пение стало сугубо мужским.
По поводу его возникновения есть две версии. Первая настаивает, что в основе лежит далмаистская религия. Только вот монгольские, тувинские и тибетские ламы гортанным звуком пели гармоническое многоголосие по партиям, то есть не расщепляли свой голос! Вторая, наиболее правдоподобная, доказывает, что горловое пение родилось в форме текстов песен, лирических и любовных по содержанию.
Стили «двухголосного соло»
По звуковым качествам различают пять видов этого дара природы.
Исцели себя сам
О музыкотерапии и о влиянии музыки на организм человека известно многим. Занятия горловым пением благоприятно влияют на здоровье и душевное состояние человека. Впрочем, как и слушание его. Ведь не зря такая музыка была инструментом медитации, с помощью которой приобщались к языку природы. Это качество также использовали шаманы в своих обрядах. Издавая гармонизирующие звуковые вибрации, они как можно ближе придвигались к «здоровой» частоте больного органа и излечивали человека.
Популярность горлового пения сегодня
С давних времён этот вид вокального искусства сопровождал праздники, обряды, отображался в героических сказаниях и сказках, которые бережно хранились и передавались от поколения к поколению на протяжении столетий.
Теперь столь необыкновенное явление, как горловое пение, достойно окутывает собой крупные и малые залы России, стран СНГ, будоражит просторы Канады и зрелищные площадки Америки, удивляет европейцев и завораживает азиатов. Мастера-исполнители достойно пропагандируют своё творчество, создавая музыкальные коллективы, и обучают молодёжь древнему ремеслу.
Послушать горловое пение: