Как называется головной убор китайцев
Как называется головной убор китайцев
ХУНТА ЭКСПРЕСС запись закреплена
Предназначена для защиты от солнца и дождя при полевых работах
Возникла в Восточной и Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Китай, Япония и Корея). Шляпы делают из пальмовых листьев, из текстиля (часто встречающийся материал — шёлк), имеется подбородочный ремень
Соломенные шляпы после погружения в воду носятся в качестве импровизированного устройства для охлаждения
Из-за своей характерной формы она часто используется в изображениях Восточной Азии. При проведении некоторых спортивных мероприятий среди зрителей было модным носить такие головные уборы, особенно раскрашенные в цвета команды или государственные
В материковой части Китая и на Тайване шляпа называется доули (кит. трад. 斗笠, пиньинь dǒu lì, буквально, шляпа на доу, 10 литров), также лимао (кит. трад. 笠帽, пиньинь lìmào) и чжули (кит. трад. 竹笠, пиньинь zhúlì)
В Японии она называется сугэгаса (яп. 菅笠, шляпа из осоки) или амигаса (яп. 編み笠, плетёная шляпа)
В Корее называется саткат (삿갓), её в основном носят буддийские монахи
Во Вьетнаме называется нон. Конические разновидности шляпы — нонла (nón lá) во Вьетнаме часто разрисовывают или расписывают вручную, в Хюэ на шляпах, называемых нонбайтхо (nón bài thơ), пишут стихи и китайские иероглифы, которые становится видно на просвет
По вьетнамской легенде некогда жила очень высокая женщина, которая постоянно носила волшебную шляпу, сделанную из четырех круглых листьев соединенных бамбуком. Где бы ни появилась эта женщина, тучи моментально расходились, а погода становилась лучше. Она передавала свои знания людям и научила их выращивать овощи и деревья, а после этого таинственным образом пропала и оказалась в раю. С тех пор люди стали делать шляпы как у той женщины и верили, что они защитят их от солнца, дождей и от всех невзгод
Конусообразная соломенная шляпа «Non la» изготавливается из соломы и держится на голове благодаря шелковой ленте. Традиционно считается, что этот головной убор наиболее распространен среди фермеров и крестьян. Форма шляпы позволяет защитить голову от палящих лучей солнца, а в дождь соломенная шляпа Non la служит в роли зонта. Кстати, дожди во Вьетнаме идут очень часто. Бывает несколько месяцев подряд. Шляпу можно использовать и в качестве корзины для сбора овощей, и в качестве емкости для воды. Ею очень удобно обмахиваться в жару, т.е. использовать как веер. Молодежь тоже нашла применение соломенной шляпе – скрываться за ней для поцелуев во время свиданий. Но кроме этого, соломенная шляпа Non la еще украшает человека согласно вьетнамской этике: красота должна быть нежной и утонченной. Под шляпкой очи, улыбка, белизна шеи девушки кажутся более очаровательными и таинственными
Вьетнамские девушки заботятся о своей шляпе, как об украшении, как о части своей внутренней, духовной жизни. Иногда крепят маленькое круглое зеркальце на вершине конуса шляпы – для тайного осмотра за собой, соблюдая аккуратность своей внешности. Иногда мастера наносят на пальмовые листья различные узоры, картинки или лирическое стихотворение, которое видно только при взгляде на шляпу против солнца – таким шляпам дали название «шляпа – стихотворение»
Во время сухого сезона катафиллы (недоразвитый лист) бамбука разделяют на тонкие полоски. После этого их сразу же погружают в воду, чтобы они не расслоились и не поломались. Пальмовые листья очищаются песком и высушиваются до белого цвета. Чем сильнее «жарит» солнце, тем белее будут листья. После «загара», чтобы сделать листья еще белее и закрепить этот цвет, листья пальмы обрабатываются серой, выглаживаются и разделяются на полосы. Сшивание всех частей в одно целое требует просто нечеловеческого терпения и усидчивости
Знаменитую вьетнамскую шляпу можно купить практически в любом месте, где продаются сувениры. Почти в каждом городе Вьетнама шляпу можно приобрести на центральном рынке. Стоимость такой соломенной шляпы несправедливо низкая – от 10,000 до 100,000 донгов (от 0,5 до 5 у.е.)
Как называется китайская шляпа: правильное название, перевод, описание
Азиатская шляпа
Азиатская шляпа — в наиболее популярном из своих вариантов представляет собой коническую шляпу, однако известны также варианты, в которых вычленена тулья. Предназначена для защиты от солнца и дождя при полевых работах.
Возникла в Восточной и Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Китай, Япония и Корея). Шляпы делают из пальмовых листьев, из текстиля (часто встречающийся материал — шёлк), имеется подбородочный ремень. Соломенные шляпы после погружения в воду носятся в качестве импровизированного устройства для охлаждения.
Из-за своей характерной формы, она часто используется в изображениях Восточной Азии. При проведении некоторых спортивных мероприятий среди зрителей было модным носить такие головные уборы, особенно раскрашенные в цвета команды или государственные.
Как называется китайская шляпа
Простая, но вместе с тем загадочная Азия ежегодно привлекает тысячи туристов со всего света своей самобытностью и красотой.
Экзотическая пища, яркое солнце и дружелюбные аборигены в необычных конусообразных головных уборах создают картину незабываемого отдыха. Именно шляпа запоминается иностранцам как символ национального колорита азиатских стран. Ее привозят в качестве сувенира. В ней обязательно нужно сфотографироваться на фоне жаркого азиатского пейзажа.
О такой шляпе мы и расскажем сегодня.
Как называется китайская шляпа
Конические панамы можно встретить практически во всех азиатских странах. Но как народы, несмотря на свою близость и сходство, отличаются между собой, так и шляпа в каждой стране имеет свое название.
В Китае и Тайване такую шапку называют «доули».
Справка. В переводе название китайского головного убора означает «шляпа на десять литров».
В прошлом головной убор использовался не только для защиты от палящих солнечных лучей, но и в качестве вместительной емкости для воды.
Вьетнамская шапка — «нонла», или просто «нон», что переводится как «шляпка-лист». Отдельного внимания заслуживают панамы из города Хюэ, который по праву можно считать шляпной столицей Вьетнама. Здесь делают уборы с самыми необычными и красочными узорами и даже пишут на них стихи, которые заметны лишь при свете. Такие шляпки называются «нонбайтхо», то есть «шляпка-стихотворение».
Японские названия говорят сами за себя: «амигаса» («плетеная шляпа») и «сугэгаса» («шляпа из осоки»).
Корейская коническая шапка называется «саткат». Правда, в этой стране простые жители ее практически не носят: это скорее головной убор буддийских монахов.
Как выглядит китайская шляпа
Традиционная азиатская шапка представляет собой конус, который закрепляется на голове при помощи подбородочного ремешка.
Редко, но все же встречаются варианты с выделяющейся тульей — округлой частью, характерной для классических европейских шляпок.
В качестве материала обычно используются листья, например, тростника или пальмы. Их высушивают и равномерно распределяют по каркасу из тонких бамбуковых колец. После чего скрепляют… все теми же листьями!
Головные уборы нередко украшают вышивкой или шелком.
Что стало прообразом китайской шляпы
История появления головного убора восходит к удивительной вьетнамской легенде. Согласно преданию, однажды, когда во Вьетнаме выдался очень дождливый год, в одном из поселений появилась прекрасная высокая женщина. На ее голове была конусообразная шапка из листьев и бамбука. Никто не знал, кто она и откуда. Но где бы ни появлялась удивительная незнакомка, тучи расходились, и небо озарялось солнцем. Она научила людей земледелию, после чего бесследно исчезла.
Для европейского мира китайская шапка — экзотика и отличный сувенир. Но для людей Азии, и в первую очередь для вьетнамцев, такая шляпа — символ благополучия и процветания. И они свято верят, что пока носят ее, им не страшны никакие потери и невзгоды.
Как называется эта шляпа?
Азиатская шляпа — в наиболее популярном из своих вариантов представляет собой коническую шляпу, однако известны также варианты, в которых вычленена тулья. Предназначена для защиты от солнца и дождя при полевых работах.
Возникла в Восточной и Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Китай, Япония и Корея). Шляпы делают из пальмовых листьев, из текстиля (часто встречающийся материал — шёлк), имеется подбородочный ремень. Соломенные шляпы после погружения в воду носятся в качестве импровизированного устройства для охлаждения.
Из-за своей характерной формы, она часто используется в изображениях Восточной Азии. При проведении некоторых спортивных мероприятий среди зрителей было модным носить такие головные уборы, особенно раскрашенные в цвета команды или государственные.
В Корее называется саткат (??), её в основном носят буддийские монахи[1].
Во Вьетнаме, называется нон. Конические разновидности шляпы — нонла (n?n l?) во Вьетнаме часто разрисовывают или расписывают вручную, в Хюэ на шляпах, называемых нонбайтхо (n?n b?i th?), пишут стихи и китайские иероглифы, которые становится видно на свету.
Китайские национальные головные уборы
Согласно правилам этикета, принятым в Древнем Китае, голова мужчин всегда должна была быть покрыта. В связи с этим было придумано множество головных уборов, каждый из которых соответствовал определенному возрасту и случаю. Например, еще не достигшие совершеннолетия юноши обычно надевали на голову маленькие металлические колпачки, причем у молодых людей из знатных семей колпачки эти могли быть украшены драгоценными камнями или сделаны из золота.
В день достижения совершеннолетия, которым считалось исполнение 20-и лет, молодого человека ожидал ритуал надевания шапки, или «гуаньли».
Традиционный головной убор китайских императоров называется «мянь». Однако надевать его могли и другие высокопоставленные лица, и как правило — при проведении ритуалов. Мянь имел сложную конструкцию, каждая из деталей которой имела постоянное символическое значение и обязательно должна была присутствовать.
В Средние века самым распространенным головным убором среди простого народа Китая была обычная шляпа из тростника или стеблей других растений, например, из камыша, рисовой соломы и даже коры. Также в ходу были и войлочные колпаки, обеспечивающие отличный теплообмен и в жару, и в прохладную погоду, и простые белые повязки. В большинстве своем соломенные и другие шляпы из растений имели коническую форму — именно такие головные уборы можно встретить в Китае и сегодня на людях старшего поколения.
Известны и китайские национальные шапочки из шелка, имевшие основу из проволочного каркаса, картона и проклеенного полотна. Несколько позже для того, чтобы такая шляпа лучше держала форму, их стали пропитывать лаком, а только потом обшивать шелком.
Среди китайских женщин носить головные уборы было не принято. Дамы могли себе позволить надеть только один головной убор — «фэнгуань», да и то лишь по торжественному случаю, например, в день свадьбы.
Однако знатные дамы могли себе позволить носить парик, который был причесан и украшен так же, как и классическая прическа. Обычно парики изготавливали из шелковых шнуров, нитей, шерсти животные, лент или морской травы.
Как называется треугольный азиатский головной убор – конусообразная шляпка
Тоже заинтересовались тем, как называется круглая вьетнамская конусообразная шляпка и зачем она нужна? Считаете, что ее форма – это всего лишь дань моде? Как называют треугольные шляпки и головные уборы во всех странах Азии. Главное предназначение и несколько удивительных фактов.
Такой, на первый взгляд, забавный азиатский головной убор называется – нон. Подобное название используется во Вьетнаме. В других странах Юго-Восточной Азии конусообразной шляпке прикрепили другое словесное обозначение. Так, к примеру:
Почему азиатская шляпка такой формы – зачем она нужна
На первый взгляд может показаться, что такая причудливая форма шляпки – это всего лишь дань моде в стиле народных азиатских мотивов. Отчасти это правда. Только лишь сначала появились потребности создать ее именно в таком виде и дизайне. А уже потом эта форма шляпок ассоциативно закрепилась за вьетнамским народом и Азией в целом.
Первоначально, еще в давние времена шляпка нон исполняла роль своеобразного зонтика, прикрепленного к голове. Так вьетнамцы и тайцы, постоянно работающие на рисовых плантациях, решили проблему системного намокания головы и верхней части тела. Диаметры головных уборов достигали метра. Посудите сами: очень удобная форма со «скатами» — полностью имитирует форму зонта + нет необходимости занимать руки.
Все та же пресловутая работа на рисовых полях, вынудила поставить очередной плюс в сторону выбора такой формы для шляпки. Конусообразное изделие на голове позволит «преломлять» солнечные лучи, и не так «припекать» во время активности.
По одной из версий, конусообразная шляпка нон хорошо прижилась среди представителей Азии – еще потому, что она попросту добавляет роста.
Логично предположить, что благодаря своему строению – конусообразная шляпка нон зрительно увеличит высоту (рост) и на шаг приблизит азиатских девушек к европейским стандартам красоты.
Из чего делают азиатские шляпки
«Правильная» шляпка – изделие из пальмовых листьев. Ранее их собирали, разъединяли на небольшие лоскуты, вымачивали, а затем – высушивали на палящем солнце. Далее – скрепляли бамбуковыми волосками или теми же лоскутками от пальмовых и банановых листьев.
Сейчас – большая редкость найти подобные био-шляпки. Все чаще головные уборы делают из искусственных материалов, а для продажи туристам и вовсе – из бумаги. Теперь вы знаете как называется круглая вьетнамская шляпка, зачем она нужна и почему именно такой формы ее создали азиатские модники.
Вьетнамская шляпа: как называется, история возникновения, как носят в наше время
Как называется ковбойская шляпа? откуда это название? какие виды ковбойских шляп существуют?
Виды женских шляп: (названия), разные модели шляп
Как называется сумка для стрел? название, описание конструкции, предназначение. историческая справка.
Что такое тулья шляпы? описание тульи, значение слова. особенности мужской и женской тульи. чем украшают тулью шляпы?
Как называется шляпа выпускника университета и не только? разновидности и значения шапочек. интересные факты и традиции.
Как называется шарф-шапка: возможные варианты фасонов и их названий
Как называется кепка с прямым козырьком: точное название и варианты
Как называется длинная кофта: названия и своеобразие моделей
Как называется пиратская шляпа: особенности пиратского костюма
Как определить размер шляпы? таблица размеров мужских и женских шляп. как правильно измерить голову? пример определения размера.
Виды мужских шляп: гайд по названиям с фото и описаниями
Шляпа ведьмы своими руками: (сделать на хэллоуин), ведьмина шляпа из фетра
Национальный костюм французов: название, фото, описание и особенности
Как называется толстая пряжа? виды массивной пряжи для вязания руками и их названия. инструменты для вязания.
Китайский национальный костюм
Особенностью каждого народа является традиционная одежда. Китай – одна из стран, с самым богатым, неординарным и колоритным национальным костюмом. Несмотря на то, что сейчас такой костюм вряд ли можно встретить в повседневной жизни, многие дизайнеры до сих пор прибегают к историческим элементам в одежде и пробуждают сказку к жизни.
История китайского костюма
История возникновения традиционного костюма Китая берет свое начало с XVII-XVIII веков. До того периода не было единого образа в одежде, только разномастные одеяния и дополнения.
Внешний вид жителя Китая зависел, прежде всего, от той династии, которая правила страной и диктовала свои условия. Каждая правящая семья вносила свои коррективы в фасон. В целом сама одежда оставалась привлекательной и яркой.
В начале XX века произошли реформы, ознаменованные завершением правления династий. После Синьхайской революции население Китая стало отдавать предпочтение европейскому стилю, вместо традиционной одежды.
Традиционная одежда Китая
Исторически традиционный костюм состоял из длинного халата или рубашки с прямыми руками большой ширины. Под низ надевали широкие штаны или юбку, при этом половая принадлежность не имела значения.
Общий принцип пошива одежды был стандартным по всему Китаю, с учетом небольших различий в фурнитуре, узорах и украшениях. Необходимо отметить, что богатое сословие носило одежды из дорогого и качественного материала, в то время как бедная часть населения незамысловатые и непретенциозные костюмы.
Китайский национальный костюм женский
Платья имели свои отличия по знатному происхождению девушки.
Девушки умеренного состояния носили вещи из хлопчатобумажной ткани. Богатые женщины носили шелковые и дорогие платья с добавлением драгоценностей.
Национальное женское платье называется «ципао». Родина ципао – провинция Маньчжури.
Особенность платья заключается в облегающем фасоне и глубоких боковых разрезах. Верх платья заканчивается глухим воротом-стойкой. Покрой строгий и изящный. Изначально платье походило больше на балахон. Со временем платье стало сочетать в себе традиционные китайские и современные европейские элементы.
Другое традиционное платье «ченсам», наоборот, является просторным, скрывая фигуру девушки. На виду остаются руки, голова и ступни.
Чаще всего ципао шьют из натурального шелка, благодаря чему одежда не теряет своей формы и не растягивается.
Еще один традиционный элемент – юбка или плахта. Ранее такую юбку носили состоятельные женщины. Со временем плахта стала частью только торжественного костюма. Мужская плахта называется «шан». Юбка была простого прямого кроя, верх заканчивался поясом. Цвет ткани – красный или желтый.
Женские жакеты отличались простым кроем и прямыми рукавами. Воротник шел в виде стойки или вообще отсутствовал. Жакеты шили из тонкого и легкого материала, под низ подшивали подкладку.
Китайский национальный костюм мужской
Образ состоял из длинной рубашки и брюк «ку». Эти брюки служили нижней одеждой и были свободного кроя из простых материалов. Сверху шли вторые штаны, прикрепленные к поясу – «таоку». Цветовая гамма неяркая. Штаны мужчины всегда носили на талии. У простого населения длина штанов могла едва достигать колен.
«Танчжуан» – название традиционной рубашки мужчин. Три особенности одежды: стоящий воротник, однотонный или яркий цвет, застежки. Часто доминировали красные оттенки, как символ храбрости и мужественности. Летний вариант был просторным, полы рубашки шли сверху брюк.
Поверх накидывали длинный халат, с разрезами на уровне колен. Рукава были длинными и широкими. К демисезонному костюму добавлялась утепленная безрукавка или куртка. Зимняя куртка шла на ватной подкладке. Общий принцип кроя оставался без изменений.
К праздничному образу присоединялась короткая куртка. Она дополнялась длинным прямым разрезом спереди и короткими – по бокам, украшалась пуговицами.
Традиционные головные уборы
Мужчина должен был носить головной убор постоянно. До 20 лет молодой человек носил шапку-колпачку, затем уборы взрослого поколения – «гуаньли». Если мужчина происходил из знатного рода, то колпак украшали драгоценными камнями.
Простое население носило конусообразные шляпы, материалом которых мог служить тростник, рисовая солома или камыш. Зимой носили колпаки из войлока.
У женщин был свадебный убор на голове – «фэнгуань». Это сложно устроенный аксессуар, украшенный золотом и разными драгоценностями.
Головной национальный убор китайского императора представлял собой многоуровневую сложную конструкцию под названием «мянь». Каждая деталь заключала в себе особый символ.
Современная китайская одежда
Простота и элегантность характеризуют одежду кэжуал. Качество определяется на уровне правительства, поэтому вся одежда изготавливается из качественного материала.
Многие модельеры берут за основу своих коллекций традиционные элементы китайской одежды. Особенно популярны простые рубахи у мужчин. Девушки отдают предпочтение ципао. Сейчас ципао существуют в разных фасонах и длине – от короткого до длинного. Из национальных элементов остались только боковые разрезы и высокий воротник. Ципао носят самостоятельно или под брюки. Подходит для повседневного стиля и парадного выхода. Еще один популярный элемент – пиджак или жакет. Не имеет половой принадлежности. Характерно оформление застежки в виде воздушных петель.
На сегодняшний день существует множество расцветок и моделей. Объединяет их элегантность в образе и простота в крое.
Китайская национальная одежда: какая эпоха самая модная?
Китайская национальная одежда, как ничто другое, наиболее полно отображает многовековую историю страны. На первый взгляд, кажется, что фасоны, крой не меняются с течением времени. Но фактически, было много вариантов кроя, тканей, орнаментов.
Например, для каждого региона они свои. Более того, от эпохи к эпохе стандарты, правила оформления одежды менялись, и они регламентировались императорской династией. Впрочем, как и любые другие правила.
Да, несмотря на десятки видов одежды, существовали определенные стандарты – для простолюдинов, чиновников, воинов, ученых. История китайской одежды также увлекательна и многообразна, как история страны. Поэтому стоит изучить ее подробнее.
Китайская национальная одежда: история появления
Известная нам история Китая начинается еще в бронзовом веке. Это время первой императорской династии Ся 夏朝, которая отдельными учеными и исследователями считается только легендой. Конечно же, одежда существовала и ранее, но мало кому известно, какой она была. Знаем только то, что первые ткани появились при второй династии.
Справка:
Династия Ся 夏朝 – 2070 г. до н. э. — 1600 г. до н. э.
Известно, что тип тканей, крой и стандартный набор предметов одежды зависел от региона проживания. Ведь Китай – это большая территория, с большой разницей в климате от региона к региону.
Например, на северо-востоке, северо-западе Китая, во Внутренней Монголии климат суровый. Поэтому люди там носили длинные халаты из плотных тканей. Была распространена одежда из рыбьей кожи (в приморских регионах или в районах около крупных рек, озер, где процветало рыболовство). Также одежду шили из луба, меха. В центральных и южных регионах теплее, поэтому здесь были распространены халаты из легкой пеньковой, конопляной или хлопковой ткани. Шелк же был доступен только знати.
Что касается декора, то на него оказывали влияние религиозные представления народности и ее предания. Например, для женской одежды народов цзинпо 景颇族, характерны украшения из дутого серебра, которые имитируют чешую дракона.
Истоки этого – в легенде о том, что прародительницей народности была женщина-дракон. В орнаментах и узорах народности мяо 苗族 легко угадать горные дороги – так из поколения в поколение передавались предания о глобальном переселении предков мяо. Развитие китайской одежды неразрывно связана с развитием, историей страны, ее отдельных провинций и народностей. Но, как уже было сказано выше, всегда существовали определенные стандарты и традиции облачения.
Традиционная одежда китайская мужская
Мужская китайская национальная одежда состоит из нескольких предметов:
Что касается обуви, то она тоже была разнообразна. Деревянные сандалии с матерчатыми или кожаными ремешками, сапоги из кожи или ткани, соломенные или плетеные туфли – для каждого региона и периода характерна своя обувь.
Китайская национальная одежда: от эпохи к эпохе
Китайская национальная одежда: династия Цинь – династия Сун
Эпохи в истории Китая привязаны к правящим династиям. Всего их было 13, и каждая оставила свой след не только в экономике, политике, но и культуре.
Если говорить о едином стиле костюмов, то он появился при династии Цинь秦朝 (четвертая династия, пришедшая на смену Чжоу 周朝). Так как смена власти произошла военным путем, усилия нового императора были направлены на победу над всем наследием предыдущих правителей. Это касалось даже цветов – если Чжоу предпочитали красный цвет огня, что Цинь выбрали противоположный – синий, цвет воды, которая потушила огонь.
Следующей династией была Хань 汉朝 – она оставила один из самых глубоких следов в культуре. На смену Хань пришла династия Цзинь 晋朝, которая снова вернулся красный цвет, но его носили правители. А в повседневности главенствовал фиолетовый оттенок. Обычные граждане носили белое.
Затем воцарилась династия Тан 唐朝. Период ее правления известен, как эпоха процветания. На смену Тан пришла династия Сун 宋朝. В эпоху ее правления возникло разделение одежды на три типа:
В эту эпоху даже простолюдины одевались со вкусом, а одежда высокопоставленных чиновников и членов династии была чрезвычайно роскошной. Именно тогда, прически стали самыми затейливыми, а ткани – изящными.
Цинь 秦朝 – 246-207 гг. до н. э.
Хань 汉朝 – 206 гг. до н.э. — 220 гг. н.э.
Цзинь 晋朝 – 265-420 гг.
династия Тан 唐朝 – 618—907 гг. династия Сун 宋朝 – 960-1127 гг.
Китайская национальная одежда: династия Юань – династия Цин
Следующий период, оставившая след в китайской моде – эпоха династии Юань 元朝. В отличие от предыдущих, она была монгольской. Монголы ввели в обиход длинный кожаный халат без рукавов, который тоже носили все классы. Но одежда женщин-аристократок отличалась. Верхняя одежда была кожаная и меховая. Платья были длинные, со шлейфом, широкими рукавами и узкими манжетами, их шили из дорогой ткани – шелка, парчи.
Затем настало время династии Мин 明朝. При ней в женскую моду вошли юбки в складку из разноцветного атласа, с золотой вышивкой. Но были и юбки, сшитые из цельного куска атласа. Также в моду вошли узкие рукава и верхняя одежда с тремя воротниками. Женщины в то время носили особо красивый вид накидки, которую называли «облачная розовая накидка».
Мужская одежда состояла из штанов, куртки с круглым воротником и квадратными рукавами, свисающий черный пояс, черной накидки или широкого халата. Чиновники носили атласные длинные халаты с длинными широкими рукавами, которые спускались ниже рук.
Последняя императорская династия – Цин 清朝 – привнесла в моду маньчжурский стиль. Короткий узкий рукав, строго прямой крой, большой воротник – все это характерные черты данного стиля. Как и застежки-украшения, расположенные с правой стороны, обильная вышивка верхней одежды.
Женская одежда состояла из длинного халата с двумя разрезами и высоким воротником, короткой рубахи и штанов под ним. Все это украшалось вышивкой, инкрустацией. Стоит учитывать, что в каждую эпоху одежда разделялась на повседневную и обрядовую. И не только у аристократов, но и у среднего класса, крестьян, военных и иных сословий.
Юань 元朝 – 1280-1367 гг.
Мин 明朝 – 1368—1644 гг.
династия Цин 清朝 – 1644—1911 гг.
Традиционная одежда китайская женская
Во все эпохи крой и «состав» женской одежды был подобен мужскому. То есть, женщины носили халаты, кофты. Под халатом была юбка. Носили и широкие штаны, скрытые под юбкой. Что отличало женские костюмы – красота отделки. Это была вышивка – вышивали цветы, причем, каждый цветок олицетворял одно из времен года. Хризантемы означали осень, нарцисс и цветы сливы – зиму, пион – весну, а лотос – лето.
Также вышивали бабочек, уточек-мандаринок, которые олицетворяли семейное счастье. Была распространена и сюжетная вышивка – это могли быть иллюстрации к знаменитым произведениям, исторические или бытовые сцены. Как правило, все узоры заключались в круги ту-ань 图案.
Естественно, одежда аристократок отличалась от одежды простолюдинок, но – цветом, роскошью отделки, стоимостью тканей. Крой и общие принципы оставались теми же. Также, традиционная одежда китайская женская аристократических сословий, подразумевала отсутствие верхней одежды, так как предполагалось, что такие женщины не выходят из дома.
И если вспомнить «лотосовую ножку», это вполне объяснимо. Да и обувь аристократок не предполагала удобной ходьбы. Кроме того, образ аристократки дополняла сложная прическа с массой украшений, длинные ногти, на которые даже надевались серебряные футляры – такие можно увидеть и сегодня, в китайском танце «Тысячи рук», некоторых театральных постановок.
Китайская национальная одежда: эпоха Тан – расцвет Китая
Период правления династии Тан 唐朝считается «Золотым веком». Экономическое процветание, развитие науки, искусств, технологий, мир между землями – все это повлияло и на стиль одежды. Он стал более изящным, благородным, изысканным. В почете были тонкие яркие ткани.
Женская одежда представляла собой либо блузу с короткими рукавами и юбку, либо рубашку с длинными широкими рукавами, юбку и накидку. Волосы собирали в высокий пучок, который облегчал ношение соломенной или бамбуковой шляпы. Обувь плелась из соломы и пеньки или шилась из шелка, украшалась орнаментом.
Китайская национальная одежда: эпоха Хань – развитие Китая
К особенностям стиля эпохи Хань 汉代 относят:
Основной моделью одежды выступало верхнее платье без подкладки. При этом облачение императора было черным, а жрецы во время проведения обрядов, надевали облачение с красной каймой.
В эпоху Хань красный цвет играл главную роль, он считался цветом почтения и показывал «достоинство огня» этой династии. Но во втором периоде династии к нему присоединился белый – на подкладке халатов для проведения обрядов.
Также цвет одежды жрецов зависел от сезона – ранней весной главенствовал серый и зеленый, ранним летом – красный, осенью – желтый, зимой – черный цвет.
Если говорить о крое и других особенностях стиля для обычных жителей, то многое было унаследовано от предыдущей династии, Цинь. Например, разнообразные шляпы, которые отличались по форме, каждой профессии и статусу соответствовала своя шляпа. Женщины носили длинные юбки, короткие кофты и декоративные пояса. Мужчины носили кожаные штаны с короткой тканевой юбкой и короткой курткой.
Национальный костюм эпохи Шан 商朝
Большое внимание уделялось соответствию материалов костюмов сословию людей, их носивших. В то время мастера уже умели изготавливать тончайший шелк и парчу, наносить на ткани и выплетать из них сложные узоры и прочее. Для простого люда было характерно ношение одежд из неокрашенной конопли, толстой шерсти и грубого полотна, а для горожан и знати – из шелка, тонкой конопли, кожи и выделанных шкур.
Основой костюма были рубахи с воротником, запахом и узкими рукавами. Края ворота и манжет украшались тесьмой, талия стягивалась широким поясом с кожаными ножнами. Низ костюма состоял из юбки чан – длинной и узкой юбки до пят. В эту эпоху уже было разделение одежды на верхнюю и нижнюю, допускалось ношение брюк.
Особое внимание уделялось украшениям и головным уборам, указывающим на статус владельца. Заколки, ожерелья, серьги и украшения для рук изготавливались из кости, металлов, нефрита, драгоценных камней. Головные уборы были как небольшими круглыми, так и высокими, сложными, украшенными драгоценностями (у рабовладельцев и аристократов).
Национальный костюм эпохи Чжоу 周朝
Правила этикета ношения одежды ужесточались: облачение должно было соответствовать всем принятым нормам, являясь символом положения в обществе. Основными отличиями выступали ширина рукавов, длина юбки и украшения ткани. Различия в материалах и цветах также сохранялись. В зависимости от чина, люди могли носить одежды определенного цвета:
Основными предметами гардероба были короткие кофты с длинными юбками в пол, начинавшиеся над грудью (отдельные виды с приталивающим полотном-поясом), длинные кофты до поясницы с широкими или узкими юбками. Верхние кофты могли быть разного кроя, в зависимости от статуса и положения владельца.
Также известны длинные рубахи или майки-халаты с длинными узкими рукавами под названием «Пао» 袍. Для защиты от холода надевали шубы из козьего, обезьяньего, собачьего, соболиного или лисьего меха, а также шелковые расшитые халаты. На основе пао 袍 были созданы широкие платья, скрывавшие фигуру и оставляющие видимыми лишь ладони, голову и носы обуви. Современные китайские узкие платья с боковыми вырезами, открытыми руками и украшениями – прямые потомки именно этих моделей одежды.
Национальный костюм эпохи Цинь 清朝
Благодаря проведенным реформам было упразднено значительное количество традиций в ношении одежд, что привело к сокращению носимых нарядов до повседневных и праздничных.
Наплечные виды одежд были распашными – кофты, халаты, однобортными или двубортными. Отличительной особенностью выступали разрезы на подоле: по бокам, спереди и сзади, или же со всех сторон сразу.
Манчжурские костюмы данной эпохи отличались деталями: отсутствием фалд, наличием манжет, ассиметричного покроя со шнуровыми пуговицами. Отдельно можно отметить головные уборы с заостренным верхом, шариками-навершиями и обувь с загнутыми кверху носами. Для женщин отличием в платьях стало создание более узкого силуэта с приталиванием и сборкой в нижней части одеяния. Широкое распространение получили безрукавки.
Китайская национальная одежда XX века
В начале ХХ века наибольшую популярность обрели китайские френчи и брюки. Это вполне закономерный переход от классических национальных одеяний из штанов и рубах (все тех же однобортных или двубортных, с запахом и классической застежкой). Женское платье, тем временем, принимало все более современный вид за счет укорочения рукавов и длины подола, а также изменения силуэта. Все одежды продолжались шиться из традиционных материалов, с использованием национальных узоров и цветов. И лишь ближе к середине ХХ века жители Китая стали перенимать моду европейцев.
Тем не менее, торжества и праздники по-прежнему проводятся в национальных традиционных костюмах, как дань уважения к культуре и истории страны.
Подведем итог
Китайская история насчитывает больше 5000 лет. За это время сменилось 13 правящих династий, каждая из которых внесла вклад в развитие страны. Разные периоды были наполнены расцветами и упадками, развитием и междоусобными войнами, объединениями земель и их распадом. Каждая эпоха оставила свой след в культуре, в том числе, и в моде. Но наибольшие требования предъявлялись к парадным одеяниям. Это и понятно – в Китае цвет, форма, отделка и даже аксессуары всегда были глубоко символичны, отражали не только вкусы, но и мировоззрение, религиозные взгляды, даже политическую обстановку.
Профессиональный переводчик с китайского (2013-2021)
Обучение китайскому с нуля.
Основатель проекта ichinese8.ru
Моя специализация:
1) перевод технических документов;
2) перевод юридических документов;
3) перевод сайтов и локализация;
4) перевод финансовых документов;
5) перевод маркетинговых материалов.