Как называется главный храм афинского акрополя
Как называется главный храм афинского акрополя
Каменистая скала Акрополя, которая доминирует в центре Афин, является самой большой и самой величественной древнегреческой святыней, посвященная, главным образом, покровительнице города, Афине.
С этим священным местом связаны самые главные события древних эллинов: мифы древних Афин, самые большие религиозные праздники, главные культовые мероприятия.
Храмы Афинского Акрополя гармонично сочетаются с природным окружением и являются уникальными шедеврами древнегреческой архитектуры, выражающие инновационные стили и направления корреляции классического искусства. Они оказали неизгладимое влияние на интеллектуальное и художественное творчество людей на протяжении многих веков.
Холм, на котором разместился Акрополь, находится на высоте 156 метра над уровнем моря, объем пирамидальной породы оценивается в 1,617,2 куб. метра, холм известняковой породы.
Храмы Акрополя
Все здания Акрополя выполнены из пентелийского мрамора с уникальной кристаллической структурой. Генеральным руководителем проекта, был выбран Фидий, величайший скульптор и архитектор периода высокой классики, а также великие архитекторы Калликрат, Иктин, Мнесикл и Каллимах.
Монументальный вход на Акрополь был построен в 436 г. до н.э. после завершения Парфенона, по проекту архитектора Мнесикла (Mnesicles). Главное его здание это нечто уникальное в древнегреческой архитектуре. Шесть дорических колонн украшают фасад, колонны сужаются к верху, внутренняя поперечная стена делила здание на 2 неравных портика.
Главный зал был разделен на три нефа двумя рядами ионических колонн (по три с каждой стороны). Северное крыло 8,5 метра в длину состояло из галереи и комнаты, в галерее проходили выставки. Южная сторона пропилей не была завершена. В 431 году до н.э. началась Пелопоннесская война и работа остановилась. В 429 году до н.э. умер Перикл (во время чумы в Афинах) и его преемники не проявили никакого интереса в продолжении проекта.
— Храм Парфенон
Храм посвящён Афине Деве, он является шедевром строительства и самым торжественным сооружением Акрополя, несравненной красоты и гармонии. Строительство началось в 447 году до н.э. под руководством архитектора Калликратоса и главного руководителя Фидия, и было закончено в 438 году до н.э.
Парфенон является проектом сложных расчетов, что доказывает насколько передовой была математическая наука и как высоки были требования общественности в то время. Все эти тонкости были искусно скрыты от глаз, они обеспечивали храму необыкновенную красоту и гармонию:
♦ сужение колонн вверх по толщине, уменьшение не является равномерным
♦ расстояние между колоннами не является одинаковым
♦ расстояния от угловых колонн к прилегающим к ним больше, чем между промежуточными колоннами, а сами колонны чуть толще
Раз в четыре года проводились большие Панафинейские торжества (Παναθήναια), посвящённые богине Афине. Это был большой праздник для всех жителей Афин, кульминацией его были праздничные подношения к Богине Афины на Акрополе.
— Храм Ники Аптерос
Это небольшой мраморный храм, который был построен между 427 и 424 гг. до н.э. архитектором Калликратом (Kallikratis). Он выполнен в амфипростиле с ионическими колоннами по четыре в каждом портике.
— Храм Эрехтейон
Этот храм был построен между 421 и 407 годами до н.э., в нём хранился золотой светильник Каллимаха (Kallimachou). Строительство Эрехтейона не прекращалось даже во время продолжительной Пелопоннесской войны.
Эрехтейон являлся самым священным местом поклонения в Афинах. Древние жители Афин в этом храме поклонялись Афине, Гефесту, Посейдону, Кекропосу (первому афинскому царю).
Вся история города концентрировалась в этой точке и поэтому в этом месте началось строительство храма Эрехтеон:
♦ в этом месте разгорелся спор между Афиной и Посейдоном за право властвования Афинами
♦ в северном крыльце храма Эрехтейон расположено отверстие, где по преданию жил священной змей ерехтоний
♦ здесь находилась могила Кекропса
Восточное крыльцо имеет шесть ионических колонн, к северу расположен монументальный вход с украшенными воротами, с южной стороны крыльцо с шестью девушками, известными как кариатиды, которые поддерживают свод Эрехтейона, в данный момент они заменены на гипсовые копии. Пять из кариатид (оригиналы) находятся в новом музее Акрополя, одна находится в Британском музее.
Парфенон – храм афинского акрополя с богатой многовековой историей
Храм Парфенон в Афинах
Парфенон – главный храм в древних Афинах, которому 2,5 тысячи лет. Памятник античной архитектуры расположен на территории Акрополя в центре греческой столицы. Греки посвятили его любимой богине Афине, так они отблагодарили могучую дочь Зевса за покровительство городу и спасение во время персидской войны.
Покровительница Афин
Вскоре у Зевса нестерпимо заболела голова, и небесный владыка приказал рассечь ее. Из головы грозного Зевса появилась дочь Афина в воинском облачении. В глазах богини светилась мудрость и доброта, за что ее нарекли Богиней справедливости, мудрости и воинской стратегии.
Афина спустилась с Олимпа и подарила людям ремесла, научила женщин ткать, развила науки, показала искусство составления законов и ведения государственных дел. Афина – покровительница войн, пресекала несправедливость в спорах и битвах. Благодарный народ Греции чтил мудрую и великодушную Афину и возвел в ее честь храм.
Возведение храма
Строить Парфенон начали в эпоху Перикла – величайшего политического деятеля Древней Греции. В 447 году правитель на строительство храма выделил 450 талантов. Народ роптал: в то время эти деньги требовались для строительства кораблей. Перикл убедил людей, что Парфенон в честь Афины мощью и красотой прославит Акрополь.
Архитектором здания стал Калликрат, проект разработал зодчий Иктин. Отделкой занимался великий скульптор Фидий. Строили храм прославленные мастера Греции, контролировал строительство сам Перикл. Правитель оставил империю без флота, но подарил миру Парфенон.
Храм выстроен из мрамора, отделанного золотом. Добывали камень на горе Пентеликон в 20 км от Афин. Белый пентеликонский мрамор под лучами солнца приобретает желтоватый цвет, поэтому у Парфенона золотистый оттенок. Мраморные блоки скрепляли железными штырями, залитыми свинцом. Освятили храм в 438 году на ежегодных Панафинейских играх.
Особенности архитектуры храма
Храм богини-воительницы разместили на вершине Акрополя и строили 10 лет. Акрополь – возвышенная укрепленная часть древнегреческого города, каменистый холм с пологой вершиной длиной 200 и высотой 156 метров. В переводе с греческого языка слово обозначает «верхний город, крепость», убежище на случай войны.
Парфенон – храм богини Афины на языке древних эллинов обозначает «пречистая». Так древние греки называли любимую богиню. Основа храма – стилобат, трехступенчатый мраморный подъем высотой полтора метра. Парфенон – прямоугольное здание с колоннадой по четырем сторонам.
Размеры прямоугольной основы – 69,5 на 30,9 метра. На фасадах здания по 8 колонн, по бокам – по 17. Высота возведенного храма 14 метров. Первоначально Парфенон был раскрашен, нижняя поверхность красным цветом, кессоны колоннады – синим и золотистым.
Создатели Парфенона рассчитывали на созерцание храма снаружи. Наружные гранитные блоки тщательно шлифовали и старательно подгоняли по размеру друг к другу, а внутренние оставались необработанными.
Сверху храм покрывала черепичная кровля. Здание смотрится гармонично и воздушно, хотя прямых линий в очертании храма нет. Колонны, карнизы, кровля слегка изогнуты, чтобы создать оптическую иллюзию прямоты сооружения.
По мере приближения к святилищу человек зрительно ощущает, что здание «вырастает». Древние зодчие построили изящный храм: сделали среднюю часть колонн слегка утолщенной, а угловые наклонили к центру, добившись визуальной стройности. Угол наклона угловых колонн намного меньше прочих.
На каждой колонне проточено 20 продольных желобков – каннелюр. Пролеты между колоннами увеличиваются к центру, но идущему вдоль колонн зрительно кажутся одинаковыми. Внешний фасад храма украшают рельефные изображения богов Зевса, Аполлона, крылатой Ники.
Статуя Афины
Западную часть Парфенона занимал опистодом – помещение для хранения подношений Афине и государственной казны. В центральном зале храма в окружении колонн стояла 12-метровая статуя богини Афины-Девы, выполненная архитектором Фидием из золота и слоновой кости.
Богиня в гребенчатом шлеме гордо возвышается в полный рост и держит в одной руке копье, в другой – двухметровую фигуру богини победы Ники. Голова богини с невысоким лбом и округлым подбородком чуть наклонена под тяжестью шлема и волнистых волос. Глаза из драгоценных камней смотрят внимательно и испытующе. Голова и руки, изваянные из слоновой кости, на фоне блистающего одеяния из золота выглядят нежно.
У ног Афины лежит щит с чеканкой битвы греков с амазонками. На груди – эгида, панцирь с головой медузы Горгоны. Шлем, волосы и щит – из золотых пластинок. На изготовление скульптуры Афины потрачена тонна золота.
Скульптуры и фризы храма
Внутри храм над колоннадой опоясывает 160-метровый барельефный фриз, изображающий торжественное шествие в честь рождения богини Афины. Ежегодно в течение 5 дней с 24 по 29 июля народ славил Афину. В начале праздника читали поэтические произведения, проводили театральные представления и спортивные состязания.
Потом люди выстраивались в колонну, и процессия торжественно и неторопливо двигалась на Акрополь, чтобы поднести Афине пеплос – торжественный дар, шерстяную верхнюю женскую одежду без рукавов.
На мраморном фризе Парфенона изображены юноши с конями, они показали умение доблестно выступать на неоседланных лошадях. Девушки в длинных одеждах погоняют круторогих быков, выбранных для жертвоприношения. Важно шествуют спокойные и благородные старцы. Музыканты, всадники, колесницы, женщины с пальмовыми ветвями идут поклониться богине.
В шествии участвуют 378 афинян и богов и 200 животных. Все движутся в храм, где над входом рельеф – пир 12 главных богов, почитаемых в Древней Греции. Над фризом – рельефное изображение: битва богов с гигантами, сражение эллинов с амазонками, битва лапифонов с кентаврами, сюжеты о Троянской войне.
Обогнув Парфенон, процессия подходила к фронтону, где на троне торжественно восседал Зевс. Около громовержца – кузнец Гефест, который только что рассек череп Владыке Богов. Из него появилась богиня Афина в доспехах и шлеме с атрибутом мудрости – змеёй.
В углах фронтона – головы храпящих коней, которые влекут колесницы Гелиоса – бога Солнца и Селены – богини Луны. Лица богов спокойны и сдержанны. На западном фронтоне барельеф – «Спор Афины и Посейдона за обладание Аттикой».
Остатки роскоши
Храм богини Афины почитался во всей Греции. Пожертвования Афине приносил Александр Македонский. После победы над персами на фронтон храма полководец подарил 300 доспехов и 14 щитов побежденных им воинов.
Со временем античное сооружение пришло в упадок. Парфенон был греческим храмом, казной, церковью, мечетью, крепостью. В 298 году до н. э. по приказу правителя Лахара сняли золотые части со статуи Афины.
Парфенон горел, но здание восстановили. Статую Афины перевезли в Константинополь, где она и погибла при пожаре. В 1460 году завоевавшие Афины турки разместили в Акрополе военный гарнизон, а Парфенон превратили в мечеть, повредили росписи внутри храма и украли скульптуры.
Во время осады Афин в 1687 году взрывом снесло крышу и повредило колоннаду. В XIX веке посол Англии лорд Эльджин увез много скульптур на родину. Местные жители растащили мраморные блоки. О здании забыли вплоть до обретения Грецией независимости. В 20-е годы XX века началась реставрация храма и создан Фонд сохранения Парфенона. ЮНЕСКО выбрала Парфенон своей эмблемой и занесла Акрополь в список Всемирного наследия.
Парфенон – наиболее копируемое здание в мире. Полноразмерная копия здания находится в США в Наивилле, штат Теннессии. У подножия холма Акрополь расположен афинский музей, в котором демонстрируют скульптуры, найденные при раскопках Акрополя.
После открытия музея в 2003 году за первых два месяца Парфенон посетили полмиллиона человек. В дни местных праздников около Парфенона проводится фестиваль: Парад, праздничный салют и шествие в народных костюмах.
От Парфенона веет вековой мудростью, болью и надеждой множества поколений эллинов. Утрачено так много, что нет надежды увидеть храм в первозданном виде, хотя за 42 года реконструкции Парфенон становится красивее год от года.
Однако и нынешний Парфенон – свидетельство гениальности возводивших святилище зодчих и строителей. Античный храм волнует умы археологов и архитекторов. Вы не увидели Афин, если при поездке туда не побывали в Акрополе и не любовались древним Парфеноном.
Видео: тайны Афинского Акрополя
Парфенон
Парфено́н (др.-греч. Παρθενών — дева; чистый) — памятник античной архитектуры, древнегреческий храм, расположенный на афинском Акрополе, главный храм в древних Афинах, посвящённый покровительнице этого города и всей Аттики, богине Афине-Девственнице ( Ἀθηνᾶ Παρθένος ). Построен в 447—438 до н. э. архитектором Калликратом по проекту Иктина и украшен в 438—431 годах до н. э. под руководством Фидия при правлении Перикла. В настоящее время находится в полуразрушенном состоянии, ведутся восстановительные работы.
Содержание
История
Предшественники Парфенона
На Акрополе сохранилось огромное количество архитектурных элементов древних построек и их фундаментов. Вопрос их атрибуции тому или иному известному по источникам строению является, как правило, спорным.
Первый известный в новое время храм Афине, существование которого признаётся большинством учёных мира, был выстроен на Акрополе, вероятно, при Писистрате. Он назывался так же, как позднее и наос современного Парфенона, — Гекатомпедон (то есть стофутовый). Создание храма было органической частью политики Писистрата по обустройству и развитию Афин. Гекатомпедон считается в некотором роде предшественником Эрехтейона: все главные реликвии Афинского полиса хранились именно там. В настоящее время доказано, что фундамент, приписывавшийся долгое время Гекатомпедону, не имеет необходимой длины для построения на нём стофутовой целлы и, следовательно, не может являться указанным храмом. Однако само существование храма не отрицается. В Персидском мусоре были найдены оба его фронтона и другие детали.
Постройка
После окончания греко-персидских войн, в эпоху правления Перикла уже на подготовленной площадке было решено возвести новый, более величественный и роскошный храм. В строительстве задействовали лучших, на то время, художников и потратили огромные средства. Строителями Парфенона называют древнегреческих архитекторов Иктина и Калликрата. Исследователи классики считают, что первому принадлежал проект здания, а второй руководил ходом строительных работ. Великий скульптор Фидий выполнил отделку и вместе с Периклом наблюдал за строительством.
Архитектура античного Парфенона
Парфенон представляет собой дорический периптер с элементами ионического ордера. Он стоит на стилобате (69,5 м в длину и 30,9 м в ширину) — трёх мраморных ступенях, общая высота которых составляет около 1,5 метров, и был покрыт черепичной кровлей. Со стороны главного (западного) фасада прорублены более частые ступени, предназначенные для людей. Храм имеет по 8 колонн на фасадах и по 17 по бокам (учитывая угловые). Это одна из ионических черт Парфенона: для дорического периптера обычным было отношение 6 на 13. Высота колонн равна 10,4 м, они составлены из 10-12 барабанов. Диаметр их основания — 1,9 м, у угловых колонн — 1,95 м. Кверху диаметр сужается. На каждой колонне выточено по двадцать каннелюр.
Внутреннее помещение (59 м в длину и 21,7 м в ширину) имеет ещё две ступени (общая высота 0,7 м) и является амфипростилем. На фасадах имеются портики с колоннами, которые чуть ниже колонн перистиля. Восточный портик был пронаосом, западный — постикумом.
Целла, располагавшаяся с востока, имела длину в 29,9 м (ширина 19,2 м), что составляло 100 греческих футов. Поэтому её часто называли гекатомпедон (стофутный храм). Два ряда дорических колонн (по 9 в каждом) заканчивались у стены поперечным рядом с тремя дополнительными колоннами и образовывали три нефа, средний из которых был значительно шире двух других. Считается, что на архитраве первого яруса колонн стоял второй, поддерживавший перекрытия. В центральном нефе стояла статуя Афины Парфенос работы Фидия. Над статуей был устроен гипефр.
В опистодоме (19,2 м в длину и 13,9 м в ширину), называвшимся Парфеноном (затем это название распространилось на весь храм), стояли четыре высоких колонны, скорее всего, ионических. Две небольших двери вели отсюда в боковые нефы целлы. Изначально здесь хранились дары богине. В 464 году до н. э. сюда была перевезена казна Делосского союза. Долгое время в опистодоме располагался также государственный архив.
Планировка
Этот приём был впервые открыт именно Иктином, архитектором Парфенона, и впервые использовался здесь в полной мере. Кроме того, с точки зрения оптического сокращения были выполнены и скульптурные детали, которые помещались на высоте.
Материал и технологии
Храм построен целиком из пентелийского мрамора, добывавшегося неподалёку. Во время добычи он имеет белый цвет, но под воздействием лучей солнца желтеет. Северная сторона здания подвергается меньшему облучению — и потому там камень получил серовато-пепельный оттенок, тогда как южные блоки отдают в золотисто-желтоватый окрас. Черепица и стилобат также выполнены из этого мрамора. Колонны сложены из барабанов, скреплённых между собой деревянными пробками и шкворнями.
Кладка осуществлялась без каких-либо растворов или цемента, то есть была сухой. Блоки были правильными квадрами. Они тщательно обтачивались по краям и подгонялись по размеру друг к другу. Внутренняя часть оставалось грубо обработанной, что экономило время и уменьшало затраты на рабочую силу. В самом низу лежали ортостаты — большие квадры, на которых уже располагаются гораздо меньшие камни, составляющие регулярную кладку. По горизонтали блоки соединяли железными скрепами, вставлявшимися в пазы и заливавшимися свинцом. По вертикали связь осуществлялась при помощи железных штырей.
Перекрытия были деревянными. Потолки внутри, очевидно, были кассетированы, поскольку считается, что наружные — каменные — подражают внутренним.
Скульптурный ансамбль
Скульптурная отделка Парфенона, как отмечает Плутарх [7] велась под руководством великого мастера Фидия и при его непосредственном участии. Эта работа делится на четыре части: метопы внешнего (дорического) фриза, сплошной ионический (внутренний) фриз, скульптуры в тимпанах фронтонов и известнейшая статуя Афины Парфенос.
Метопы
Метопы входили в состав традиционного для дорического ордера триглифо-метопного фриза, который опоясывал внешнюю колоннаду храма. Всего на Парфеноне насчитывалось 92 метопы, содержавших различные горельефы. Они были соединены тематически по сторонам здания. На востоке изображалась битва кентавров с лапифами, на юге — амазономахия, на западе — вероятно, сцены из Троянской войны, на севере — гигантомахия.
Сохранилось 64 метопы: 42 в Афинах и 15 в Британском музее. Бо́льшая их часть — с восточной стороны.
Барельефный фриз
Внешнюю сторону целлы и опистодома опоясывал поверху (на высоте 11 м от пола) ещё один фриз, ионический. Он имел 160 м в длину и 1 м в высоту и содержал около 350 пеших и 150 конных фигур. На барельефе, являющимся одним из самых знаменитых произведений этого жанра в дошедшем до нас античном искусстве, изображено шествие в последний день Панафиней. На северной и южной сторонах изображаются всадники и колесницы, просто граждане. На южной стороне есть также музыканты, люди с различными дарами и жертвенными животными. Западная часть фриза содержит множество юношей с конями, садящихся на них или уже севших. На востоке (над входом в храм) представлено окончание процессии: жрец в окружении богов принимает сотканный для богини афинянками пеплос. Рядом стоят важнейшие люди города.
Сохранилось 96 пластин фриза. 56 из них находятся в Британском музее, 40 (в основном, западная часть фриза) — в Афинах.
Фронтоны
В тимпанах фронтонов (глубиной 0,9 м) над западным и восточным входами помещались гигантские скульптурные группы. До наших дней они сохранились очень плохо. Центральные фигуры почти не дошли. В центре восточного фронтона в Средние века варварски было прорублено окно, что совершенно уничтожило находившуюся там композицию. Античные же авторы обходят эту часть храма обыкновенно стороной. Павсаний — основной источник в подобных вопросах — упоминает о них лишь вскользь, уделяя намного больше внимания статуе Афины. Сохранились зарисовки Дж. Керри, датируемые 1674 годом, которые дают достаточно много информации о западном фронтоне. Восточный же уже в то время находился в плачевном состоянии. Поэтому реконструкция фронтонов — это по большей части лишь догадки.
Восточная группа изображала рождение Афины из головы Зевса. Сохранились лишь боковые части композиции. С южной стороны въезжает колесница, управляемая, предположительно, Гелиосом. Перед ним сидит Дионис, затем — Деметра и Кора. За ними стоит ещё одна богиня, — возможно, Артемида. С севера до нас дошли три сидящих женских фигуры — так называемые «три фаты», — которых иногда рассматривают как Гестию, Диону и Афродиту. В самом углу находится ещё одна фигура, очевидно, управляющая колесницей, так как перед ней расположена голова коня. Вероятно, это Нюкс или Селена. Относительно центра фронтона (а точнее, бо́льшей его части) можно сказать только то, что там, определённо — в силу тематики композиции, находились фигуры Зевса, Гефеста и Афины. Скорее всего, там находились остальные олимпийцы и, может быть, ещё какие-то боги. Сохранился торс, приписываемый в большинстве случаев Посейдону.
На западном фронтоне представлен спор Афины и Посейдона за обладание Аттикой. Они стояли в центре и были расположены по диагонали друг к другу. По обеим сторонам от них находились колесницы, вероятно, в северной — Ника с Гермесом, в южной — Ирида с Амфитрионом. Вокруг располагались фигуры легендарных персонажей афинской истории, но их точная аттрибуция практически невозможна.
До нас дошло 28 статуй: 19 в Британском музее и 11 в Афинах.
Статуя Афины Парфенос
Стоявшая в центре храма и являвшаяся его сакральным центром статуя Афины Парфенос была выполнена самим Фидием. Она была прямостоящая и имела около 11 м в высоту, выполнена в хрисоэлефантинной технике (то есть из золота и слоновой кости на деревянной основе). Скульптура не сохранилась и известна по различным копиям и многочисленным изображениям на монетах. В одной руке богиня держит Нику, а другой опирается на щит. На щите изображена амазономахия. Существует легенда, что Фидий изобразил на нём себя (в образе Дедала) и Перикла (в образе Тесея), за что (а также по обвинению в краже золота для статуи) попал в тюрьму. Особенность рельефа на щите состоит в том, что второй и третий план показаны не сзади, а один над другим. Кроме того, его тематика позволяет говорить о том, что это уже исторический рельеф. Ещё один рельеф был на сандалиях Афины. Там изображалась кентавромахия.
На постаменте статуи было вырезано рождение Пандоры — первой женщины.
Прочие детали отделки
На архитраве перистиля висели бронзовые венки (сохранились отверстия для их крепления).
Парфенон, как и любой античный храм, был раскрашен. Тения и нижняя поверхность эхина были красными. Нижняя поверхность карниза — красной и синей. Кессоны перекрытий колоннады, сделанные из мрамора, красились в синий, красный и золотой (или жёлтый) цвет. Скульптура также была ярко раскрашена.
Дальнейшая история
Ни один из античных источников не вспоминает о пожаре в Парфеноне, однако археологические раскопки доказали, что он произошёл в середине 3 в. до н. э., наиболее вероятно, во время нашествия варварского племени герулов, которые разграбили Афины в 267 году до н. э. В результате пожара разрушилась крыша Парфенона, а также почти вся внутренняя арматура и перекрытия. Мрамор потрескался. В восточной пристройке разрушилась колоннада, обе основные двери храма и второй фриз. Если в храме хранились посвятительные надписи, они безвозвратно потеряны. Реконструкция после пожара не ставила своей задачей полностью восстановить облик храма. Терракотовую крышу провели только над внутренними помещениями, а внешняя колоннада оказалась незащищенной. Два ряда колонн в восточном зале заменили на подобные. Исходя из архитектурного стиля восстановленных элементов, удалось установить, что блоки в более ранний период принадлежали различным постройкам Афинского акрополя. В частности, 6 блоков западных дверей составляли основу массивной скульптурной группы, изображавшей колесницу, запряженную лошадьми (на этих блоках и сейчас заметны царапины в местах, где крепились копыта лошадей и колеса колесницы), а также группы бронзовых статуй воинов, которые описал Павсаний. Три других блока западных дверей — мраморные таблички с финансовой отчетностью, по которым установлены основные этапы строительства Парфенона.
Христианский храм
История
Парфенон оставался храмом богини Афины на протяжении тысячи лет. Точно неизвестно, когда именно он стал христианской церковью. В 4 веке Афины обветшали и превратились в провинциальный город Римской империи. В 5 веке храм был ограблен одним из императоров, а все его сокровища перевезли в Константинополь. Существуют сведения, что при патриархе Павле III Константинопольском Парфенон был перестроен в храм Св. Софии.
В начале 13 века была повреждена и разрушена статуя Афины Промахос в период Четвертого крестового похода. Статуя Афины Парфенос, вероятно, исчезла еще в 3 веке до н. э. во время пожара или и раньше. Римские и византийские императоры неоднократно издавали указы о запрете языческого культа, однако языческая традиция в Элладе была слишком сильной. На современном этапе принято считать, что Парфенон стал христианским храмом примерно в 6 веке нашей эры.
В начале 13 века в эпоху Латинской империи к власти в Афинах пришел бургундский военачальник Оттон де ла Рош, а в соборе распоряжался французский архиепископ. Непродолжительное время Парфенон использовался как католическая церковь под названием Notre Dame d’Athenes — Собор Афинской Богоматери. В следующие два с половиной столетия в результате нападений наёмников, военных переворотов и дипломатических интриг контроль над Афинами перешел от французов к каталонцам. Афины и прилегающие территории — Герцогство Афинское — включили в состав Арагонского королевства в 1311 году. Афины оставались под управлением Каталонской компании до 1386 года. Официальным языком Афин в то время был каталонский, а официальной религией — католицизм. В 1387 года власть перешла к семье флорентийских банкиров Акциайоли, тогда греческий язык снова стала официальным, греческая православная церковь получила покровительство со стороны новых правителей. Одновременно на Афины претендовали венецианцы и османы, поэтому за возможность правления и протекторат Акциайоли платили турецкому султану дань. Хотя Пропилеи превратили в хорошо укрепленный, пышный ренессансный дворец, частая смена правителей почти не отразилась на внешнем виде Парфенона. Менялось только название: Санта-Мария-де-Сетинас (под властью каталонцев), затем Санта-Мария-ди-Атене (при итальянцах).
Перестройки и отделка
В целом античные храмы легко превращались в христианские. Отделка их была сдержанной, поэтому христиане могли приспосабливать его для нужд собственного культа. Благодаря тому, что христианские церкви располагались в античных храмах, сохранялась первоначальная конструкция последних. Если же языческий храм оставался заброшенным, его разбирали на строительные материалы.
Переход от языческого храма к церкви сказался на архитектуре Парфенона. В античную эпоху вход в Парфенон располагался в восточной части под фронтоном, скульптуры которого изображали Рождение Афины. Однако именно в восточной части христианского храма должен располагаться алтарь. Поэтому на месте бывшего входа построили апсиду, для возведения которой использовали фрагменты античных памятников Акрополя неподалеку от Парфенона. С этого времени для главного западного входа обустроили небольшие двери, справа от крупных западных дверей античного Парфенона, которые христиане принципиально решили не использовать.
В результате перепланировки были убраны внутренние колонны и некоторые стены целлы, из-за чего демонтировали центральную плиту фриза. Внешняя колоннада превратилась в наружную стену христианского храма: прорези заполнили ровно на половину от их высоты. В восточной части храма, где раньше стояла Афина Парфенос работы Фидия, построили неф нового собора с кафедрой, перегородкой и троном митрополита. Этот трон сохранился по сей день. Он создан из мрамора и украшен скульптурой, изображающей крылатую фигуру — вероятно, ангела. Три новые двери позволяли пройти в бывшую заднюю, западную часть храма, которая теперь выполняла роль притвора с баптистерием и купелью. Чтобы сделать храм более светлым, с каждой стороны высоко от пола добавили несколько окон. Некоторые из них прорубали прямо в скульптурном фризе.
Путешествие Мартони совпало с началом правления семьи Акциайоли, представители которой проявили себя щедрыми благотворителями. Нерио I Акциайоли приказал инкрустировать двери собора серебром; кроме того, он завещал собору весь город, отдавая Афины во владение Парфенона. Наиболее значительное дополнение к собору периода латинократии — башня возле правой части портика, построенная после захвата города крестоносцами. Для ее строительства использовали блоки, снятые с задней части усыпальницы римского вельможи на холме Филопаппу. Башня должна была служить колокольней собора, кроме того, её оснастили винтовыми лестницами, которые поднимались до самой крыши. Поскольку башня преградила маленькие двери до притвора, снова начали пользоваться центральным западным входом Парфенона античной эпохи.
Мечеть
История
В 1458 году Афины завоеваны Османской империей под руководством султана Мехмета II — безжалостного завоевателя и в то же время эрудита, ценителя искусств. К концу своего правления Мехмет II Фатих завладел всей Грецией и Балканами, планировал покорение Родоса, Южной Италии. С другой стороны, он собирал библиотеки, заказывал картины и скульптуры у ведущих итальянских мастеров. Как гласит предание, когда Мехмет II вступил в Афины, его поразило величие и изящество Акрополя. Тем не менее, на холме разместился турецкий гарнизон, а во флорентийском палаццо, в который превратили Пропилеи, поселился дисдар — военный комендант. В небольшом храме Эрехтейоне обустроили султанский гарем. Парфенон почти сразу превратили в мечеть. В минарет превратили колокольню, заменили христианское убранство храма и забелили наиболее характерные христианские символы росписи.
В начале турецкого правления Афины и Акрополь исчезли из маршрутов западно-европейских путешественников: серьезным препятствием стали периодически возобновляемые в 16 и 17 веках военные действия между венецианцами и османами. Если же кто и отваживался путешествовать Восточным Средиземноморьем, то посетить достопримечательности Афин было практически невозможно, турецкий гарнизон пресекал вход посторонних на Акрополь. В 1632 году французский путешественник писал, что Парфенон превращен в мечеть, и утверждал, что храм имеет овальную форму, вероятно, из-за того, что он осматривал его со значительного расстояния. В 1675 году лондонцы Жакоб Спон и его друг Джордж Велер, чтобы осмотреть Акрополь, подкупили охранника-турка, предложив ему кофейные зерна. Велер писал: [14]
Старый вояка, что охранял замок, товарищ и поверенное лицо дисдара, всё-таки пропустил нас за три меры кофе, две из которых он отдал дисдару, а одну оставил себе. |
Перестройки и отделка
Наиболее подробное описание Парфенона османского периода принадлежит Эвлии Челеби, турецкому дипломату и путешественнику. Он посетил Афины несколько раз на протяжении 1630—1640-х гг. [15] Эвлия Челеби отмечал, что преобразование христианского Парфенона в мечеть не слишком отразилось на его внутреннем виде. Основной особенностью храма оставался балдахин над алтарем. Также он описывал, что четыре колонны из красного мрамора, которые поддерживали балдахин, отполированы до блеска. Пол Парфенона изложен отполированными мраморными плитами до 3 м каждая. Каждый из блоков, которые украшали стены, мастерски совмещен с другим таким образом, что граница между ними незаметна глазу. Челеби отметил, что панели на восточной стене храма настолько тонкие, что способны пропускать солнечный свет. Эту особенность упоминали также Спон и Дж. Велер, предположив, что на самом деле этот камень — фенгит, прозрачный мрамор, который по свидетельству Плиния, был любимым камнем императора Нерона. Эвлия вспоминает, что серебряная инкрустация главных дверей христианского храма снята, а античные скульптуры и росписи покрыты белилами, хотя слой белил тонок и можно разглядеть сюжет росписи. Далее Эвлия Челеби приводит список персонажей, перечисляя героев языческой, христианской и мусульманской религий: демоны, сатана, дикие звери, дьяволы, волшебницы, ангелы, драконы, антихристы, циклопы, чудовища, крокодилы, слоны, носороги, а также Херувим, архангелы Гавриил, Серафим, Азраил, Михаил, девятое небо, на котором находится престол Господа, чаши весов, взвешивающие грехи и добродетели.
Эвлия не приводит описание мозаик, выполненных из золотых кусков и осколков разноцветного стекла, которые позже найдут в ходе раскопок на Афинском акрополе. Однако мозаику вскользь упоминают Ж. Спон и Дж. Велер, более детально описывая изображения Девы Марии в апсиде за алтарем, которое сохранилось от предыдущей христианской эпохи. Они рассказывают и о предании, по которому у турка, что выстрелил в фреску Марии, отсохла рука, поэтому османы решили больше не вредить храму.
Хотя турки и не имели желания защищать Парфенон от разрушения, не имели они и цели и полностью искажать или разрушать храм. Поскольку невозможно точно установить время затирания метоп Парфенона, турки могли продолжать этот процесс. Однако в целом они совершили меньше разрушений здания, чем христиане за тысячу лет до османского правления, которые превратили величественный античный храм в христианский собор. Все время, пока Парфенон служил мечетью, мусульманское богослужение происходило в окружении христианских росписей и изображений христианских святых. В дальнейшем Парфенон не перестраивался и настоящий его вид сохранился неизменным с 17 века.
Разрушение
Если смотреть снизу, из города, то передний и задний фасады храма кажутся остатками двух различных зданий. |
С политической точки зрения, разрушение Парфенона нанесло минимальные последствия. Через несколько месяцев после победы венецианцы отказались от власти над Афинами: им не хватало сил для дальнейшей защиты города, а эпидемия чумы сделала Афины вполне непривлекательной для захватчиков. Турки снова обустроили гарнизон на Акрополе, правда меньших масштабов, среди руин Парфенона, и возвели новую небольшую мечеть. Её можно увидеть на первой из известных фотографий храма, созданной в 1839 году.
От разрушения к реконструкции
В период упадка Османской империи, Парфенон, лишившись защиты, разрушался все больше. Афиняне использовали обломки храма для собственного строительства, толкли мрамор на известь, выламывали целые куски храма, чтобы достать свинцовые скобы. В то же время европейцы получили почти беспрепятственный доступ к Афинам и Парфенону в частности. Почти век продолжалась охота на его уцелевшие фрагменты и скульптуры. Большинство путешественников представляли собой довольно скромных коллекционеров античности, они вывозили в своих чемоданах за границу небольшие скульптурные фрагменты. Некоторые из них сейчас можно увидеть в музеях различных стран мира, однако судьба большинства остается неизвестной. Французский посол и знаток классического искусства Огюст де Шуазёль-Гуфье в 1780-х годах, используя свои связи, завладел метопой и фрагментом фриза Парфенона. Сейчас они экспонируются в Лувре. Агент графа Шуазёль-Гуфье пытался вывезти и вторую метопу, однако корабль захватил лорд Нельсон, а метопу позже приобрел лорд Элджин.
В 1801 году британский посол в Константинополе Томас Брюс лорд Элджин получил разрешение султана сделать чертежи и создать копии древностей Афинского акрополя. Агенты лорда Элджина на протяжении 1801—1811 гг. (сам он большую часть этого периода находился за пределами Греции) вывезли около половины уцелевших скульптур храма: некоторые из них упали и подбирались у подножия Парфенона, другие (самые известные и узнаваемые ныне) вынесли непосредственно из здания. Действия лорда Элджина и ныне встречают различные оценки. Он мог убеждать себя, что спасает скульптуры от опасности, поскольку не грабил место археологических раскопок в современном понимании — Парфенон и Акрополь в целом слишком обветшали. В то же время нельзя исключать самолюбивые амбиции и жажду обрести славу того, кто привезет в Британию шедевры античного греческого искусства, поскольку наряду со скульптурами Парфенона, агенты Элджина вывезли в Лондон одну из шести кариатид Эрехтейона, обломки фриза, а также фрагменты архитектурных сооружений других греческих областей. В 1801 году лорд Элджин похвастался в письме из Константинополя [21] :
Бонапарт не получил таких богатств от всех грабежей в Италии, как я. Bonaparte has not got such a thing from all his thefts in Italy. До сих пор остается невыясненной и юридическая сторона дела. Действия лорда Элджина и его агентов регулировались фирманом султана. Противоречили ли они ему, невозможно установить, поскольку оригинал документа не найден, известен только его перевод на итальянский, выполненный для Элджина при османском дворе. В итальянском варианте разрешается осуществлять измерения и зарисовывать скульптуры, используя лестницы и строительные леса; создавать гипсовые слепки, откапывать фрагменты, похороненные под почвой во время взрыва. Перевод ничего не повествует о разрешении или запрете снимать скульптуры с фасада или подбирать те, что упали. Доподлинно известно, что уже среди современников Элджина большинство критиковали по крайней мере использование резцов, пил, веревок и блоков для снятия скульптур, поскольку таким образом разрушались уцелевшие части здания. Ирландский путешественник, автор нескольких работ по античной архитектуре Эдвард Додвелл писал [22] :
|