Как называется главная улица новосибирска
Главные улицы Новосибирска
Улица Фрунзе проходит прямо от проспекта Димитрова до ул. Кошурникова. Она была одной из первых в Новосибирске. Построенная в 1896 году, она изначально называлась Вагановской. Вероятно такое наименование связано с деревней Ваганово, однако точной информации нет. Впрочем, уже в 1931 году состоялось официальное переименование. Улица была названа в честь М. Фрунзе – знаменитого советского революционера и государственного деятеля.
Проспект расположен в Центральном округе Новосибирска и пересекает Заельцовский и Центральный районы города, имеет протяженность 7 км. Красный проспект – это одна из центральных магистралей Новосибирска, имеет немалую протяженность (около 7 км). Свое начало берет от набережной реки Объ в месте пересечения с ней Транссибирской железной магистрали, далее проходит по Центральному и Зельцовскому районам города с юга на север. Не доходя до «Северного» аэропорта около 80 метров, Красный проспект плавно переходит в улицу Аэропорт.
Улица Максима Горького, расположенная в Центральном районе Новосибирска, пересекается с Красным проспектом, находясь недалеко от площади Ленина. Улица Максима Горького – небольшая, но оживленная улица в центре города Новосибирска, идущая от проспекта Димитрова, пересекает Красный проспект, далее идет в сторону Каменской магистрали, последний перекресток имеет с улицей Семьи Шамшиных. Улица имеет всего лишь 46 домов. Названа улица в честь русского писателя, драматурга и прозаика Алексея Максимовича Пешкова, по псевдониму Максим Горький.
Одна из центральных городских магистралей образована в 1961 году путем слияния пр. Сталина и Михайловской, что обуславливает ее своеобразие: в самом центре улица сворачивает направо почти под прямым углом. От площади Ленина до Железнодорожной она протянулась всего на 2,4 км. На пл. Ленина расположены вестибюли одноименной станции Новосибирского метрополитена. В конце улицы находится станция «Площадь Гарина-Михайловского». По самой Ленина проложены семь автобусных маршрутов.
Улица Железнодорожная – небольшая улица в Новосибирске, пересекающая Железнодорожный район города. Железнодорожная улица – улица Новосибирска, имеющая небольшую протяженность и проходящую Железнодорожный районы города. На юго-западе улица имеет характерный поворот вдоль железной дороги и плавно переходит в улицу Ленина, а на востоке после пересечения с Советской улицей становится улицей Писарева. Улица названа в честь близкого расположения к железной дороге и железнодорожному вокзалу.
Одна из исторических улиц, до середины 20-х годов прошлого века именовалась Покровской. Протянулась на 4,3 км вдоль реки Первая Ельцовка от ул. Владимирской до ул. Богдана Хмельницкого в Заельцовском районе города. Свое название получила в честь героя гражданской войны Е.Б.Ковальчук, погибшей в 1919 году. В самом центре довольно протяженной городской магистрали находится площадь им. Калинина. В близлежащих зданиях расположены четыре вестибюля станции метро «Заельцовская». По самой улице проложено около десятка маршрутов общественного транспорта.
Улица Богдана Хмельницкого расположилась в Калининском районе. Она как бы является продолжением улицы Дуси Ковальчук, беря там свое начало, а на Тагинской улице она заканчивается. Протяженность ее достигает почти 6 километров.
Улица Немировича-Данченко – в 1953 году ее названием послужила фамилия Народного артиста и драматурга. Она, бесспорно, является самой крупной автомагистралью левой стороны города Новосибирска и объединяет Ленинский и Кировский районы.
В двадцатых годах улица Инская была одной из самых главных улиц Октябрьского (ранее Закаменского) района. Находится она достаточно близости к главной магистрали Новосибирска – Большевисткой улицей. Этот участок города, который с дореволюционного времени пребывает практически неизменным.
Расположенная в Ленинском районе Новосибирска, улица Титова раньше существовала под названием Трамвайная, так как по ней был впервые запущен трамвай. Улица Титова входит в число главных магистралей города Новосибирска, расположена она в Ленинском районе и имеет протяженность 4,5 км, идет от Западного жилмассива до площади Карла Маркса. Из-за транспортного потока большой интенсивности ее планируют из магистрали сделать в скоростную дорогу и продлить до микрорайона Западного жилмассива «Чистая слобода».
Широкая улица – улица, на которой находится транспортный узел и вокзал Новосибирск-Западный, расположенная вдоль железной дороги в Ленинском районе города Новосибирска. Улица Широкая расположена в Ленинском районе города Новосибирска. Широкая улица берет свое начало от улицы Связистов и вдоль железной дороги идет до пересечения с улицей Станиславского.
На этой улице расположен один из вокзалов Новосибирска – Новосибирск-Западный. В своем расписании он имеет 3 поезда дальнего следования и более 20 пригородных поездов и электричек.
Главной улицей Дзержинского района города Новосибирска является проспект Дзержинского. Он берет начало у парка «Березовая роща» и уходит на северо-восток до Каменского шоссе, то есть до самой окраины. Название улица, как и весь район, получила в начале XX века в память о государственном деятеле СССР Феликсе Дзержинском.
Одна из основных транспортных артерий левобережной части города. Территориально расположена в Кировском районе и пересекает эту часть города с севера на юг от пл. К. Маркса до ул. Р.Зорге. Длина улицы 5,86 км. На всем ее протяжении проложены маршруты всех видов общественного транспорта. По периметру площади К.Маркса устроены наземные вестибюли станции метрополитена. Магистраль названа в честь 22-ой Сибирской стрелковой дивизии, воины которой самоотверженно сражались во время ВОВ.
Оживленная магистраль протянулась более чем на восемь километров в Ленинском районе города от проезда Энергетиков до пригорода Объ. Станционная является ключевой магистралью обеспечивающей транспортное сообщение с аэропортом Толмачево. Параллельно с улицей проходит железнодорожная линия пригородных поездов – на всем протяжении улицы устроено четыре пассажирских платформы электропоездов.
СТАРЫЙ НОВОСИБИРСКЪ
История улиц Новосибирска
5 августа 1920 г постановление Горуездного исполкома переименовало 14 ул Новосибирска, один проспект и одну площадь: Базарная площадь в Красную (ныне площадь Ленина), а Николаевский проспект в Красный, Будаговская улица в Большивистскую, Офицерская в Пролетарскую, Солдатская в Красноармейскую, Кабинетская в Советскую, Александровская в Серебряниковскую, Спасская в Спартака, Воронцовская в Свердлова, Гудимовская в Коммунистическую, Гондатти в Урицкого, Дворцовая в Революции, Болдыревская в Октябрьскую, Асинкритовская в Рабочую (ныне Чаплыгина), Тобизиновского в Горького, Стевенская в Трудовую.
Названия некоторых улиц Новосибирска менялись несколько раз, например: шесть раз Базарная – Красная – Жертв революции – Ленина – Сталина – Ленина; пять раз: Бийская (1906) – Вегмана – (1933) – Байдукова (1936) – Совнархозовская (1965) – Депутатская (1967); три раза шесть улиц: Петербургская – Петроградская (1914) – Ленинградская (1924); Трактовая – Будагова – Большивистская (1920); Алтайская – Гондатти (1909) – Урицкого; Асинкритовская – Рабочая – Чаплыгина; Томская – Ежова – Салтыкова-Щедрина (1939); Кузнецкая – пр. Сталина – ул. Ленина (1961).
На начало 2001 года сеть улиц Новосибирска насчитывала 1750 ед., среди них 1225 улиц, 420 переулков, 10 проспектов, 2 магистрали, 1 бульвар, 6 шоссе, 16 площадей, 26 проездов, 1 подъем, 13 спусков, 15 тупиков, 1 микрорайон (Горский), 10 территорий, 4 поселка. Общая протяженность улиц и проездов – 1385 км.
Самая длинная улица в Новосибирске – Первомайская – 7000 м, длина Красного проспекта 6492 м, самая короткая ул. Качалова – 27 м, самая широкая ул. Вокзальная магистраль – 24,5 м.
Самые крупные переименования:
5 августа 1920 года постановлением горисполкома было переименовано 14 улиц Новосибирска, 1 проспект и 1 площадь.
3 июля 1924 года переименовано не менее 12-ти улиц города Новосибирска.
20 ноября 1957 года во исполнение Указа Президиума ВС СССР о присвоении имен только посмертно, постановлением горисполкома было переименовано 19 улиц.
23 июля 1958 г. переименовано более 50 улиц деревень и посёлков, вошедших в Советский район Новосибирска.
В начале 1963 г. даны официальные названия улицам Академгородка (до этого использовались проектные).
История города в названиях улиц
Названия улиц города отражают его прошлое. В табличках на фасадах домов читается память о людях и событиях, сыгравших значительную роль в судьбе города, а то и всей страны.
В случае Новосибирска, как и многих других российских городов, эта история многослойна. Город пережил несколько волн переименований, продиктованных политическими мотивами – правящие режимы сменяли друг друга, видных деятели объявляли преступниками. Старые имена стирались с лица города, а дома украшались фамилиями новых героев.
Больше всего, разумеется, изменениям подвергся исторический центр Новосибирска. Давайте посмотрим, что случилось с улицами, знакомыми большинству горожан.
Сердце города – площадь Ленина, и она, как важнейший объект городского пространства, меняла имя неоднократно. Изначально она называлась Базарной и собирала на себе торговых людей. В 1920 году после революции ее переименовали в Красную площадь, а после завершения гражданской войны, в 1922 году – в Площадь жертв революции. Когда в 1924 году умер вождь большевиков, центральное место города стало носить его имя – площадь Ленина. Но вскоре в нашей стране появился вождь новый, и уже при его жизни, в 1935 году, площадь Ленина силами благодарных рабочих и крестьян стала площадью Сталина. В рамках борьбы с культом личности площади было возвращено ее прежнее имя, которое она носит и по сей день.
Торговый корпус на Базарной площади (площадь Ленина).
Имя вождя мирового пролетариата улица, так же как и площадь, получила из рук вождя всех народов. Улица Кузнецкая с 1935 года стала именоваться Проспектом Сталина, и только в 1961 году обрела привычное для нас название – Ленина.
В 1920 году во время масштабной перекройки городской карты свое современное название получила и главная улица Новосибирска – Красный проспект, до этого именовавшийся Николаевским в честь российского императора. В это же время сменила имя улица Кабинетская, название которой произошло от имени государственного учреждения – Кабинета Его императорского Величества, которому принадлежали обширные земельные владения на Алтае и в Западной Сибири, в том числе территория нашего города. Эта улица стала называться Советской.
Ее соседка, улица Урицкого, с 1920 года названа в честь Моисея Урицкого, деятеля революции и первого председателя Петроградской Чрезвычайной комиссии. Историки до сих пор дискутируют о его роли в осуществлении революционного террора. Однако в том, что после его убийства 30 августа 1918 года в один день с покушением на Ленина «красный террор» был объявлен официально, сомнений ни у кого нет. Ранее же эта центральная улица носила имя томского губернатора Николая Гондатти, почетного гражданина нашего города. Это звание он получил за активную помощь при пожаре 1909 года. В 1918 года Гондатти эмигрировал в Харбин, где возглавил научно-земельный отдел Китайско-Восточной железной дороги и Общества русских ориенталистов. Умер в 1946 году.
Женская гимназия на пересечении Кузнецкой (Ленина) и Гондатти (Урицкой).
Улица Свердлова называется в честь еще одного видного революционного деятеля – Якова Свердлова. С ноября 1917 года и до своей смерти в марте 1919 года он был председателем Всероссийского Центрального исполнительного комитета – высшего законодательного и распорядительного органа Советской России, действовавшего в перерывах между съездами Всероссийского съезда Советов, высшего органа советской власти. Между историками до сих пор идут дискуссии о роли Свердлова в санкционировании расстрела императорской семьи. Раньше эта улица звалась Воронцовской и носила имя Михаила Семёновича Воронцова, генерала-фельдмаршала (высший морской чин), генерала-адъютанта, героя Отечественной войны 1812 года. Также Воронцов успел побывать командиром русского оккупационного корпуса во Франции, генерал-губернатором Новороссии и Бессарабии, а также наместником на Кавказе в военное время.
Реальное училище имени Дома Романовых на пересечении Николаевского проспекта (Красный проспект) и ул. Воронцовской (Свердлова).
Улица Коммунистическая раньше называлась Гудимовской. Павел Гудима-Левкович был генерал-лейтенантом, профессором, управляющим Кабинетом Его императорского Величества. Обский проспект стал Комсомольским, а Дворцовая улица – улицей Революции.
Октябрьская в свое время была Болдыревской улицей. Генерал-лейтенант Василий Болдырев был начальником Алтайского округа императорского Кабинета, под его непосредственным руководством происходило становление поселка на месте строительства железнодорожного моста через Обь. Болдырев поддержал ходатайство жителей о преобразовании поселка в город, утвердил первый план Новониколаевского поселка, участвовал в церемонии закладки собора Александра Невского.
Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Вид с пересечения ул. Болдыревской (Октябрьская) и ул. Гондатти (Урицкая).
Улица Чаплыгина носит имя академика Сергея Чаплыгина, механика и математика, одного из основоположников современных гидродинамики и аэродинамики. Чаплыгин работал в Новосибирске, где возглавлял филиал эвакуированного Центрального аэрогидродинамического института, на базе которого впоследствии возник Сибирский научно-исследовательский институт авиации. До этого улица носила название Рабочей, а изначально – Асинкритовской. Так горожане увековечили память губернатора Асинкрита Асинкритовича Ломачевского, который в Петербурге активно лоббировал строительство железнодорожной магистрали через село Кривощеково.
На улицах нашего города было увековечено имя еще одного губернатора – Германа Августовича Тобизена, который как раз добивался проведения Транссиба через Томск. Также губернатор передал ходатайство жителей поселка Александровский переименовать его в Новониколаевский. Улица Тобизеновская в 1920 году была переименована в Горького, которая, как это часто случалось в СССР, впоследствии увеличила свое наименование именем писателя и стала зваться улицей Максима Горького.
Николаевский проспект. Вид с пересечения ул. Тобизеновской (Макима Горького) и Николаевского проспекта.
Улица Большевистская изначально называлась Трактовой, а до 1920 года – Будаговской. Григорий Будагов был главным инженером строительства моста через Обь и стал организатором первой в Новониколаевске школы для детей строителей. В 1917–21 годах инженер работал заместителем председателя Межведомственного совета по выработке плана железнодорожного строительства, но служба советской власти не уберегла улицу от переименования в честь целой партии.
104 участника экспедиции во главе с академиком Отто Шмидтом на ледокольном пароходе «Челюскин» провели два месяца на льдине в условиях полярной зимы 1934 года после того, как их корабль был раздавлен льдами. Челюскинцы были эвакуированы авиацией. Участников экспедиции и их спасителей встречали как героев и во многих городах Советского союза увековечили их имена. Новосибирская улица Межениновская стала улицей Челюскинцев.
В том же году в Ленинграде убили Сергея Кирова, Первого секретаря обкома и одного из самых популярных людей в партии. Телеграфная улица получила имя Кирова. В 1937 году при невыясненных до сих пор обстоятельствах ушел из жизни Серго Орджоникидзе, Народный комиссар тяжёлой промышленности СССР. Его именем назвали бывшую Семипалатинскую улицу.
Обский (Комсомольский) проспект.
Депутатская – рекордсмен среду улиц по числу переименований. Эту процедуру с ней проделывали четыре раза. Сначала она звалась Бийской, с 1933 года – Вегмана.
Улица в это время называлась улицей Байдукова в честь лётчика-испытателя, совершившего в 1936 году в качестве второго пилота экипажа Чкалова беспосадочный перелет через Северный ледовитый океан. Летчику было присуждено звание героя Советского союза. Уже в то время, когда одна из центральных улиц Новосибирска носила его имя, Байдуков прославился беспосадочным перелетом «Москва – Северный полюс – Ванкувер», поучаствовал в Советско-финской и Великой Отечественных войнах, а уже в мирное время служил на командных должностях. Умер в 1994 году.
В 1957 году вышло постановление о том, что городским местам следовало давать название в честь людей только посмертно. Началось массовое переименование, и улица стала Совнархозовской. Совнархозы – это органы территориального управления народным хозяйством, введенные по реформе 1957 года, разделившей страну на экономические административные районы. В 1965 году такой способ ведения дел был признан неэффективным, началось упразднение совнархозов. Была упразднена и улица, ставшая отныне Депутатской.
Мемориальный сквер павших в годы Гражданской войны.
Россия – страна с захватывающей историей, которая писалась огромным числом людей. Некоторым из них наряду с важными событиями, общественными институтами повезло стать символами эпохи и быть увековеченными на карте Новосибирска. Чьи-то имена были стерты потомками. Справедливая благодарность прошлых поколений горожан, высказавших уважение значимым персонажам своего времени, была несправедливо забыта.
В каждом городе есть свои герои, известные люди. Слишком смело будет утверждать то, что их память важнее, чем таблички в честь революций или комсомола. Но одно можно сказать точно: люди, которые сделали что-то хорошее для нашего города, достойны того, чтобы их чтили именно здесь – в других местах этого уже не случится. Присутствие еще одной улицы имени октября или партии большевиков вряд ли отразится на культурном богатстве нашей страны, но наличие местных героев, несомненно, обогащает историческую память всего народа.
Мифы и легенды Красного проспекта и его центральной аллеи
Фото: Музей Новосибирска
Красный проспект — главная улица Новосибирска — хранит много тайн и окружена множеством мифов. За свою длинную историю проспект претерпел несколько масштабных преобразований. Ещё больше преобразований не состоялось. Например, Академгородок изначально планировался возле Дома офицеров. А сама главная улица города родилась как базарная площадь, удлинившаяся на север почти до бесконечности.
О главных вехах развития легендарной улицы рассказывает главный хранитель музея истории архитектуры Сибири им. С. Н. Баландина Сергей Филонов.
Ложные мифы о Красном проспекте
История Красного проспекта длинная, как и он сам.
Проспект превратился в одну из самых мифологизированных улиц Новосибирска. Один из мифов гласит, что на месте города не было вообще ничего, и люди, пришедшие к реке Обь, прорубили просеку в дремучем лесу. Это неправда.
На знаменитой фотографии мы видим просеку, но каждому понятно, что для просеки эта дорога слишком широка и наезженна.
Дело в том, что Красный проспект в основной своей части от начала (площади Свердлова) до улицы Гоголя — это фрагмент старинного Барнаульского тракта. Тракт проходил между Барнаулом и Томском. Дорога была грунтовая. На месте будущего города находилась развилка. В итоге, когда сюда пришли строители будущего железнодорожного моста, они использовали именно эту магистраль-просеку.
Второй миф рассказывает о том, что Красный проспект чётко направлен с юга на север и при его закладке строители ориентировались чуть ли не на компас. Это не так.
Третий миф — что Красный проспект образовался почти одномоментно и целиком. Эта информация не соответствует действительности. Центральная улица города нарастала постепенно в направлении севера. И эти этапы роста несложно проследить.
Как из площади родилась улица
Специфика Новосибирска — в том, что он начинался не с улиц, а с площадей. Аналогичным способом в России начинался только Санкт-Петербург, тем мы и похожи на северную столицу. Сейчас историки активно ищут параллели между Санкт-Петербургом и Новосибирском.
По сути, Красный проспект был постоянно растущей в направлении севера площадью. Вырубался лес на гораздо большем расстоянии, в результате чего образовывалась площадь. Она очень быстро застраивалась, и вырубки продвигали выше.
Старобазарная площадь, ровесник города, находилась в начале Красного проспекта. Она занимала территорию от сегодняшнего парка Городское начало до автовокзала. На месте вырубленного леса вдоль Барнаульского тракта размещались лавки, магазинчики. Торговля шла прямо с телег. Именно поэтому часть историков считают, что город начался не с моста, а с базара.
Согласно генплану 1896 года вокруг площади были нарезаны первые кварталы и улицы. Проспект был центральной улицей и уходил до Вагановской улицы, ныне Фрунзе. Дальше не проектировали.
Однако базар сместился на территорию нынешнего Сибревкома. Тогда эта площадь носила имя Новобазарной. Застройка шла по правой стороне Николаевского проспекта, где сейчас стоквартирный дом. С левой стороны располагался базар. В 1912 году архитектор Андрей Крячков построил реальное училище (ныне детская больница скорой помощи), и базар был перенесён на новое место — Ярмарочную площадь (сегодняшнюю площадь Ленина).
Аллея рождалась как бульвар
Аллея на Красном проспекте — остатки бульвара, заложенного в 1912 году. В связи со строительством метро в 1980-х и дряхлостью деревьев аллею частично снесли, но позже восстановили.
Центральная аллея, сохранившаяся на участках проспекта с самым оживлённым автомобильным трафиком, периодически становится предметом споров: стоит ли жертвовать удобством передвижения автомобилистов ради эстетических и ностальгических настроений части горожан?
Ярмарочная площадь на тот момент имела огромные размеры. Её территория располагалась между сегодняшними улицами Советской, Серебренниковской, Орджоникидзе и Горького.
Одно из важнейших зданий Красного проспекта — городской торговый корпус (краеведческий музей). Здание по проекту Крячкова построили в рекордные сроки за два года и сдали в эксплуатацию в 1912 году.
Торговля на Красном проспекте в виде базара существовала вплоть до 1931 года, но с началом строительства оперного театра её ликвидировали. Одни торговцы перешли под крыши, в здания, другие были вытеснены на периферию. К этому времени площадь Ленина носила название Красной площади. Позже она будет переименована в площадь Ленина, затем в площадь Сталина, а потом опять в площадь Ленина.
Академгородок проектировали за Домом офицеров
Вместе с множеством построенных зданий примерно то же множество так и не было возведено на Красном проспекте. В их числе — комплекс зданий жилищного кооператива «Политкаторжанин» для старых революционеров. В 1935 году общество ликвидировали, а люди были репрессированы. Здание Музея каторги отдали медицинскому институту.
И, пожалуй, один из самых интересных нереализованных проектов — проект Академгородка. Он должен был разместиться за Домом офицеров, на пересечении улиц Гоголя и Красного проспекта. В 1944 году на месте, где сейчас располагается типовая хрущёвская застройка, был запроектирован Академгородок. Проект комплекса зданий был выполнен в стиле сталинского ампира, главное здание ансамбля должен был венчать шпиль высотой в 66 метров.
Воплотить в жизнь проект не удалось. Учёные, работавшие в Новосибирске в эвакуации, после окончания Великой Отечественной войны вернулись к себе домой. Учёные занимались в основном металлургией, геологией, химией, всем, что могло пригодиться на фронте.
«Образно выражаясь, Ленинград посреди Новосибирска, а проект действительно был стилизован под ленинградский классицизм, мог бы украсить город. Если бы война затянулась и объект был бы завершён, сейчас он радовал бы новосибирцев своей красотой. Лишь одно из зданий комплекса всё-таки реализовано — лабораторный комплекс, сегодня в нём располагается полпредство — на улице Державина», — объяснил Сергей Филонов.
Позже Красный проспект продлили специально до аэропорта Северный.
В 1990 году Новосибирск получил статус исторического города, и это благодаря архитектуре. И главным образом — архитектуре Красного проспекта.
Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook — будьте в курсе актуальных новостей Новосибирска.
Материал впервые был опубликован на сайте «Новосибирские новости» 4 января 2014 года.