Как называется главная башня замка

Донжон

В отличие от башен на стенах замка, донжон находится внутри крепостных стен (обычно в самом недоступном и защищённом месте) и обычно не связан с ними — это как бы крепость внутри крепости. Донжоны сооружались из дерева или из камня, имели по три этажа, но в большинстве случаев там находились очень тесные помещения, не предназначенные для жилья. Жилой дом воздвигался на расстоянии, а главная башня имела символическое и военное предназначение. Кроме того, в донжоне часто располагались различные важные помещения замка — оружейные, главный колодец, склады продовольствия.

Кроме того, хотя обычно замки представляли собой некую территорию, обнесённую стенами с башнями и донжоном внутри, многие из них в сущности состояли лишь из самих «центральных» башен (без крепостных стен) — примером может послужить замок Вао XIV века в Эстонии.

Формы донжонов весьма разнообразны: в Великобритании были популярны четырёхугольные башни, но также встречались круглые, восьмиугольные, правильные и неправильные многоугольные донжоны, а также комбинации из нескольких перечисленных форм. Изменение формы донжонов связано с развитием архитектуры и осадной техники. Круглая или многоугольная в плане башня лучше противостоит воздействию снарядов. Иногда при постройке донжона строители следовали рельефу местности, например, размещая башню на скале неправильной формы.

В средневековой Японии подобную функцию выполнял тэнсю.

От донжона следует отличать бергфрид (нем. Bergfried) — нежилую доминирующую башню замка, как правило, цилиндрической формы, получившую распространение на территории средневековой Германии и Чехии.

Источник

Донжон

Как называется главная башня замка. картинка Как называется главная башня замка. Как называется главная башня замка фото. Как называется главная башня замка видео. Как называется главная башня замка смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется главная башня замка.

Как называется главная башня замка. картинка Как называется главная башня замка. Как называется главная башня замка фото. Как называется главная башня замка видео. Как называется главная башня замка смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется главная башня замка.

Донжо́н (фр. donjon ) — главная башня в европейских феодальных замках.

В отличие от башен на стенах замка, донжон находится внутри крепостных стен (обычно в самом недоступном и защищённом месте) и обычно не связан с ними — это как бы крепость внутри крепости. Наряду с оборонительной, донжоны обычно выполняли функцию жилища феодалов. Также в нём часто располагались различные важные помещения замка — оружейные, главный колодец, склады продовольствия.

Кроме того, хотя обычно замки представляли собой некую территорию, обнесённую стенами с башнями и донжоном внутри, многие из них в сущности состояли лишь из самих «центральных» башен (без крепостных стен) — примером может послужить замок Вао XIV века в Эстонии.

Формы донжонов весьма разнообразны: в Великобритании были популярны четырёхугольные башни, но также встречались круглые, восьмиугольные, правильные и неправильные многоугольные донжоны, а также комбинации из нескольких перечисленных форм. Изменение формы донжонов связано с развитием архитектуры и осадной техники. Круглая или многоугольная в плане башня лучше противостоит воздействию снарядов. Иногда при постройке донжона строители следовали рельефу местности, например, размещая башню на скале неправильной формы.

В Германии донжон имеет название бергфрид (нем. Bergfried ). В Японии подобную функцию выполнял тэнсю.

Интересные факты

Английский вариант написания слова dungeon (заимствование из старофранцузского языка) первоначально не означал подземелья, но, с превращением Тауэра (буквально «Башня») в королевскую тюрьму, стал означать темницы и подземелья. При этом другое английское слово keep сохранило своё исконное значение и по-прежнему означает только донжон, а не тюрьму. В наше время слово приобрело дополнительное значение — стиль dungeon (данжн) означает «мрачный, страшный, тюремный» стиль.

В селе Середнем Закарпатской области в XIII столетии был построен замок тамплиеров. Полуразрушенный донжон его сохранился до наших дней. Середнянский замок — четырёхугольная трёхъярусная каменная башня-донжон (18,6 м х 16,5м) с балочными межэтажными перекрытиями, высота башни до 20 м, а толщина стен — 2,6 м. Вход в башню был на уровне второго яруса.

Источник

Донжоном в Средневековье называлась главная башня замка. Для фортификации она представляла первостепенное значение. Донжон – это крепость в крепости, становившаяся важным преимуществом во время осады. Если вражеская армия прорывала основные ворота и попадала в замок, перед ней оказывалась дополнительная линия обороны – глубокий ров, за которым находился холм с высокой башней.

Последнее убежище

В донжоне обороняющиеся имели возможность собрать силы и продлить осаду на неопределенный срок. С холма открывался контроль над двором замка и рвом. Именно поэтому средневековый донжон являлся ключевой частью твердыни европейского феодала.

Склоны крепости были слишком крутыми, чтобы туда можно было попасть без специальных осадных средств. Даже если в башне были деревянные укрепления и противник поджигал их с помощью удачного выстрела зажженной стрелой, у оборонявшихся все равно оставалось веское преимущество. Они могли беспрепятственно обстреливать весь двор, в котором неприятель оставался крайне уязвимым. Опасность пожара же обычно сводили к минимуму с помощью вымоченных шкур животных – ими покрывали уязвимые постройки.

Как называется главная башня замка. картинка Как называется главная башня замка. Как называется главная башня замка фото. Как называется главная башня замка видео. Как называется главная башня замка смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется главная башня замка.

Камень сменяет дерево

Деревянный донжон – это признак раннего Средневековья. Он обводился бревенчатым частоколом. Со временем в Европе все большую распространенность получили каменные башни. Они появлялись тем чаще, чем больше замок становился символом королевской или феодальной власти. В первую очередь менялись стены башни. Так, к примеру, было в случае с замками Темуорт и Беркемстед. Затем каменная стена полностью вытеснила частокол.

Раньше других башня донжон эволюционировала во Франции. В Нормандии Фульк Черный (граф Анжу) приказал возвести в замке Ланже каменное укрепление вместо деревянного в 992 году. Часто крепости строились на возвышенности рядом с рекой. Показательно, что множество донжонов сохранилось на берегах французской Луары. Один из них, Божанси, был построен в прямоугольной форме, а его высота составила 35 метров.

Как называется главная башня замка. картинка Как называется главная башня замка. Как называется главная башня замка фото. Как называется главная башня замка видео. Как называется главная башня замка смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется главная башня замка.

Этажи башни

Если замок, донжон и другие части фортификации строили из камня, это мог быть бутовый камень. Башни имели несколько уровней (этажей). В основании, пилястрах-контрфорсах и окнах также использовалась кладка из тесаного камня. Этажи связывались винтовой лестницей. Как правило, она находилась в углу башни и вела на крышу.

Сообщение между разными этажами башни осуществлялось следующим образом. С винтовой лестницы на каждый уровень вел небольшой проход в толще стены. Иногда эту же роль играло пространство оконного проема. В некоторых замках (как в замке Дувр) использовались сразу две лестницы. Они располагались друг напротив друга по диагонали. Также известны случаи, когда лестницы блокировались. К примеру, в замке Ладлоу была возведена надвратная башня. После этого старая прямая лестница оказалась бесполезной. Для того чтобы перемещаться со второго этажа на первый, обитатели замка стали использовать люк.

Как называется главная башня замка. картинка Как называется главная башня замка. Как называется главная башня замка фото. Как называется главная башня замка видео. Как называется главная башня замка смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется главная башня замка.

Другие особенности

В донжонах часто находились крипты. Они могли быть под землей или на средних этажах. Их перекрывали цилиндрическими сводами. Донжон – это еще и галереи, которые смыкались с коридорами и главными помещениями башни.

В случае осады насущной необходимостью становился колодец. Он располагался на первом этаже. Его выкладывали тесаным камнем. В стенах делались очаги, через стены же осуществлялся выход дыма. Каждое помещение в донжоне служило определенной цели. Одни были кладовыми, в других владельцы замка вели совещания. Но в любом случае башня всегда являлась приютом для множества людей. Свои донжоны были и у королевских семей. В таком случае помещения обслуживала большая свита.

Формы донжонов были самыми разными. В Англии наиболее популярными являлись четырехугольные постройки, но также возводились восьмиугольные, круглые, многоугольные, правильные, неправильные и т. д. Формы менялись вместе с развитием архитектуры. С каждым столетием зодчие осваивали все новые техники, позволяющие сделать башню максимально защищенной от вражеских нападений. Так, многоугольные и круглые донжоны лучше справлялись с обстрелами снарядами, чем их предшественники.

Белая башня

Самый известный донжон – это Белая башня в Тауэре Лондона. Ее построил Вильгельм I. Она была заложена сразу после норманнского завоевания Англии в 1066 году. Белая башня оказалась крупнейшей постройкой своего типа во всей Европе. Ее строительство заняло несколько десятилетий и закончилось приблизительно к началу XII века.

Как называется главная башня замка. картинка Как называется главная башня замка. Как называется главная башня замка фото. Как называется главная башня замка видео. Как называется главная башня замка смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется главная башня замка.

Популярные достопримечательности

Донжоны позднего Средневековья отличались от ранних донжонов. Башни нового типа возводились как дополнение к уже существовавшим постройкам замка, а не были его ядром, как прежде. Отличалось и их расположение, и их внутренняя планировка.

Как называется главная башня замка. картинка Как называется главная башня замка. Как называется главная башня замка фото. Как называется главная башня замка видео. Как называется главная башня замка смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется главная башня замка.

Если башню встраивали на территории обычного замка, основными оборонительными укреплениями которого оставались валы и возведенный холм, то донжон располагали на новом месте (прежние насыпи порой не выдерживали нагрузки новой фортификации). К примеру, так случилось в Рочестере. Тамошний старый замок, Боли-Хилл, располагается рядом с новой постройкой. Донжон, фото которого представлены выше, как символ Средневековья остается важной частью туристической индустрии западноевропейских стран.

Источник

Донжон – главная башня замка

Как называется главная башня замка. картинка Как называется главная башня замка. Как называется главная башня замка фото. Как называется главная башня замка видео. Как называется главная башня замка смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется главная башня замка. Как называется главная башня замка. картинка Как называется главная башня замка. Как называется главная башня замка фото. Как называется главная башня замка видео. Как называется главная башня замка смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется главная башня замка. Как называется главная башня замка. картинка Как называется главная башня замка. Как называется главная башня замка фото. Как называется главная башня замка видео. Как называется главная башня замка смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется главная башня замка. Как называется главная башня замка. картинка Как называется главная башня замка. Как называется главная башня замка фото. Как называется главная башня замка видео. Как называется главная башня замка смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется главная башня замка.

Как называется главная башня замка. картинка Как называется главная башня замка. Как называется главная башня замка фото. Как называется главная башня замка видео. Как называется главная башня замка смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется главная башня замка.

Как называется главная башня замка. картинка Как называется главная башня замка. Как называется главная башня замка фото. Как называется главная башня замка видео. Как называется главная башня замка смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется главная башня замка.

Донжон (франц. donjon), главная, отдельно стоящая башня феодального замка, четырёхугольная или круглая в плане, поставленная в самом недоступном месте и служившая убежищем при нападении неприятеля.

Башня была самым высоким сооружением во всем замке. Она обеспечивала возможность наблюдения за окрестностями и выполняла функции последнего убежища.

• Исключительная толщина стен этой башни делала ее разрушение практически невозможным. Вход в башню был очень узким. Он располагался во внутреннем дворе на значительной (6-12 метров) высоте.

• Внутри башни иногда имелась очень высокая шахта, идущая сверху вниз. Она служила либо тюрьмой, либо складом. Вход в нее был возможен только через отверстие в своде верхнего этажа — «Angstloch» (нем. — устрашающая дыра).

• Этажи центральной башни соединялись между собой деревянными лестницами. Перекрытия внути нее были каменными, позже — деревянными.

• В основании башни располагались подвал, который также мог использоваться в качестве темницы, и кухня с кладовой. Главный зал занимал целый этаж и обогревался огромным камином. Выше шли палаты семьи феодала, отапливаемые небольшими печками.

Иногда донжон не служил жилым помещением. Он вполне мог применяться только лишь в военно-хозяйственных целях (смотровые посты на башне, темница, хранилище провизии).

Окна пропускали очень мало солнечного света (сказывался фортификационный характер замковой архитектуры), далеко не все из них были застеклены.

• Туалеты устраивались в виде эркера в стене. Они были неотапливаемыми, поэтому посещение его зимой оставляло у людей просто неповторимые ощущения.

Краткая характеристика романского периода (для самопроверки):

— заказчики и типология

Феодальная раздробленность, слабое развитие обмена, относительная замкнутость культурной жизни и устойчивость местных строительных традиций определили большое разнообразие романских архитектурных школ.

— Сооружения романского стиля весьма многообразны по типам, по конструктивным особенностям и декору.

— Наибольшее значение имели храмы, монастыри и замки.

Городская архитектура, за редкими исключениями, не получила столь широкого развития, как архитектура монастырская.

В большинстве государств главными заказчиками были монастырские ордена, в частности такие мощные, как бенедиктинский, а строителями и рабочими — монахи.

Лишь в конце 11 в. появились артели мирян каменотесов — одновременно строителей и скульпторов, переходивших с места на место. Впрочем, монастыри умели привлекать к себе различных мастеров и со стороны, требуя от них работы в порядке благочестивого долга.


— Материалы и технологии

Материалом для романских построек служил местный камень, так как доставка его издалека была почти невозможна по причине бездорожья и из-за большого числа внутренних границ, которые надо было пересечь, платя каждый раз высокие пошлины.

Камни отесывались различными мастерами — одна из причин того, что в средневековом искусстве редко встречаются две совершенно одинаковые детали, например капители. Каждую из них выполнял отдельный художник-камнерез, имевший в пределах полученного им задания (размер, а возможно, также и темы) некоторую творческую свободу. Отесанный камень укладывался на место на растворе, умение пользоваться которым возрастало с течением времени.

Принципы архитектуры романского периода получили наиболее последовательное и чистое выражение в культовых комплексах.

Как называется главная башня замка. картинка Как называется главная башня замка. Как называется главная башня замка фото. Как называется главная башня замка видео. Как называется главная башня замка смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется главная башня замка.

Главным монастырским зданием была церковь; рядом с ней помещался внутренний дворик, окруженный открытыми колоннадами. Вокруг располагались дом настоятеля монастыря (аббата), спальня для монахов (так называемый дормиторий), трапезная, кухня, винодельня, пивоварня, хлебопекарня, склады, хлевы, жилые помещения для работников, дом врача, жилища и специальная кухня для паломников, училище, больница, кладбище.

Храмы, типичные для романского стиля, чаще всего развивают старую базиликальную форму.

Базиликальный тип храма

Романская базилика — трехнефное (реже пятинефное) продольное помещение, пересекаемое одним, а иногда и двумя трансептами.

В ряде архитектурных школ получила дальнейшее усложнение и обогащение восточная часть церкви: хор, завершаемый выступом абсиды, окруженный радиально расходящимися капеллами (так называемый венок капелл).

В некоторых странах, главным образом во Франции, разрабатывается хор с обходом; боковые нефы как бы продолжаются за трансептом и огибают алтарную абсиду. Такая планировка позволяла регулировать потоки паломников, поклонявшихся выставленным в абсиде реликвиям.

— Функциональное зонирование и планировка храмов

В романских церквах четко разделяются отдельные пространственные зоны: нартекс, т. е. притвор, продольный корпус базилики с его богатой и детальной разработкой, трансепты, восточная абсида, капеллы.

Такая планировка вполне логично продолжала мысль, заложенную уже в планировке раннехристианских базилик, начиная с собора св. Петра: если языческий храм считался жилищем божества, то христианские церкви стали домом верующих, построенным для коллектива людей. Но этот коллектив не был единым. Священнослужители были резко противопоставлены «грешным» мирянам и занимали хор, то есть находящуюся за трансептом ближнюю к алтарю, более почетную часть храма. Да и в части, отведенной мирянам, выделялись места для феодальной знати. Таким образом подчеркивалось неодинаковое значение различных групп населения перед лицом божества, их разное место в иерархической структуре феодального общества.

При постройке церквей наиболее трудной была проблема освещения и перекрытия главного нефа, так как последний был и шире и выше боковых.

Различные школы романской архитектуры решали эту проблему по-разному. Проще всего было сохранение деревянных перекрытий по образцу раннехристианских базилик. Кровля на стропилах была относительно легкой, не вызывала бокового распора и не требовала мощных стен; это давало возможность расположить под кровлей ярус окон. Так строили во многих местах Италии, в Саксонии, Чехии, в ранней норманнской школе во Франции.

Однако преимущества деревянных перекрытий не остановили зодчих в поисках других решений. Для романского стиля характерны перекрытия главного нефа массивным сводом из клинчатых камней. Такое нововведение создавало новые художественные возможности.

Раньше всего появился, видимо, цилиндрический свод, иногда с подпружными арками в главном нефе. Распор его снимался не только массивными стенами, но и кресотовыми сводами в боковых нефах.

Так как у зодчих раннего периода не было опыта и уверенности в своих силах, то средний неф строили узким, относительно невысоким; не решались также ослабить стены широкими оконными проемами. Поэтому ранние романские церкви внутри темны. С течением времени средние нефы стали делать выше, своды приобретали слегка стрельчатые очертания, под сводами появлялся ярус окон. Впервые это произошло, вероятно, в сооружениях клюнийской школы в Бургундии.

— Экстерьер романских соборов

Для внешнего вида романских церквей характерны массивность и геометричность архитектурных форм (параллелепипед, цилиндр, полуцилиндр, конус, пирамида).

Стены строго изолируют внутреннее пространство от окружающей среды. В то же время всегда можно подметить усилия зодчих возможно более правдиво выразить во внешнем облике внутреннюю структуру церкви; снаружи обычно отчетливо различаются не только разная высота главного и боковых нефов, но и деление пространства на отдельные ячейки.

Так. столбам-устоям, членящим интерьер нефов, соответствуют контрфорсы, приставленные к наружным стенам.

Суровая правдивость и ясность архитектурных форм, пафос их незыблемой устойчивости составляют главное художественное достоинство романского зодчества.

— Интерьер романских соборов

Для интерьера многих романских церквей типично ясное членение стены среднего нефа на три яруса.

Первый ярус занимают полуциркульные арки, отделяющие главный неф от боковых. Над арками тянется гладь стены, предоставляющая достаточное место для живописи или же декоративной аркады на колонках — так называемого трифория. Наконец, окна образуют верхний ярус.

Поскольку окна обычно имели полуциркульное завершение, то боковая стена среднего нефа представляла собой три яруса аркад (арки нефа, арки трифория, арки окон), данных в четком ритмическом чередовании и точно рассчитанных масштабных отношениях. Приземистые арки нефа сменялись более стройной аркадой трифория, а та, в свою очередь,— редко расположенными арками высоких окон.

Часто второй ярус образуется не трифорием, а арками так называемых эмпор, т. е. открывающейся в главный неф галереи, размещенной над сводами боковых нефов. Свет в эмпоры поступал или из центрального нефа, или, чаще, из окон в наружных стенах бокового нефа, к которым и примыкали эмпоры. Зрительное впечатление от внутреннего пространства романских церквей определялось простыми и ясными числовыми отношениями между шириною главного и боковых нефов. В некоторых случаях зодчие стремились вызвать преувеличенное представление о масштабах интерьера путем искусственного перспективного сокращения: уменьшали ширину арочных пролетов по мере их удаления к восточной части церкви (например, в церкви Сен Трофим в Арле). Иногда арки уменьшались и по высоте.

— Особенности архитектуры романского собора:

В основе плана — раннехристианская базилика, то есть, продольная организация пространства

Увеличение хора или восточной алтарной части храма

Увеличение высоты храма

Замена кессонного (кассетного) потолка каменными сводами. Своды были 2 видов: коробовые и крестовые

Тяжелые своды потребовали мощные стены и колонны

Основной мотив интерьера — полуциркульные арки

Тяжесть романского собора «угнетает» пространство

Рациональная простота конструкции, сложенной из отдельных квадратных ячеек — травей.

Краткие характеристики романского периода

Заказчики и технологии. Феодальная раздробленность, слабое развитие обмена, относительная замкнутость культурной жизни и устойчивость местных строительных традиций определили большое разнообразие романских архитектурных школ.

В большинстве государств главными заказчиками были монастырские ордена, в частности такие мощные, как бенедиктинский, а строителями и рабочими — монахи.

Наибольшее значение имели храмы, монастыри и замки.

Городская архитектура, за редкими исключениями, не получила столь широкого развития, как архитектура монастырская. Лишь в конце 11 в. появились артели мирян каменотесов — одновременно строителей и скульпторов, переходивших с места на место. Впрочем, монастыри умели привлекать к себе различных мастеров и со стороны, требуя от них работы в порядке благочестивого долга.

Каждую деталь выполнял отдельный художник-камнерез, имевший в пределах полученного им задания (размер, а возможно, также и темы) некоторую творческую свободу.

Отесанный камень укладывался на место на растворе, умение пользоваться которым возрастало с течением времени.

Принципы архитектуры романского периода получили наиболее последовательное и чистое выражение в культовых комплексах. Главным монастырским зданием была церковь; рядом с ней помещался внутренний дворик, окруженный открытыми колоннадами. Вокруг располагались дом настоятеля монастыря (аббата), спальня для монахов (так называемый дормиторий), трапезная, кухня, винодельня, пивоварня, хлебопекарня, склады, хлевы, жилые помещения для работников, дом врача, жилища и специальная кухня для паломников, училище, больница, кладбище. Храмы, типичные для романского стиля, чаще всего развивают старую базиликальную форму.

Источник

Анатомия зáмка для художников

Ранее мы рассказывали об устройстве дома, теперь разберемся с концепцией зáмков.

Как правило, замок состоял из комплекса построек, сочетающих жилую и оборонительную функции. В связи с этой особенностью у замков есть ряд характерных черт, которые можно обыгрывать в рисунках, чтобы подчеркнуть ту или иную идею.

К замкам в разных частях света предъявлялись примерно одни и те же требования: быть недоступным для врага, быть пригодным для проживания и выдерживания длительной осады, а также (желательно) демонстрировать внешним видом могущество хозяина.

Замки было выгодно размещать на естественных ландшафтных возвышенностях для лучшего обзора и обеспечения неприступности. Для этого отлично подходили скалы, холмы, горные гряды и т.п. Часто замки располагали рядом с водоемами, чтобы вода создавала дополнительный барьер на пути врагов. Растительность возле замков, как правило, была низкая, чтобы у противников не было возможности спрятаться.

Пример из реальной жизни:

Через прилегающую к замку местность можно задать настроение и тон повествования. Один классический прием мы только что упомянули: можно показать неприступность замка, поместив его в суровое окружение. Можно попробовать сыграть на контрасте: например, расположить брутальный замок в мирной, идиллической обстановке.

Сами по себе замки тоже могут выглядеть не только устрашающими, но и уютными:

Пример из игры Stronghold, симулятора средневековых реалий:

С внешним миром замки связывались через мосты, броды, переходы и т.п. Так как вход в замок был одним из самых уязвимых мест, для обеспечения его безопасности применялись разные хитрые конструкции и приспособления. Например, подъемные мосты с подвижной частью, примыкающей к замковым воротам. Или так называемые качающиеся мосты, одна половина которых находилась на земле внутри замка, вторая была перекинута через ров. При подъеме внутренняя половина закрывала собой вход, а внешняя опускалась, часто сбрасывая уже успевших ступить на нее врагов.

Если вы рисуете замок в более необычном сеттинге, можно дать простор фантазии. Например, сделать мост из чего-то необычного:

Или подойти к вопросу еще кардинальнее:

Ворота часто устраивали не прямо в стене, а в надвратных башнях, дополнительным элементом защиты служили решетки. Делали их из дерева и для большей надежности снаружи обивали металлом. Ворота обычно были двустворчатыми с небольшой узкой дверцей. Основными защитными элементами служили замки и засовы.

Помимо защитной, ворота могут нести и декоративную функцию:

Внутри надвратных башен находились стражники, контролирующие вход в замок. При приближении опасности они могли открыть по неприятелю огонь из расположенных в башнях окон-бойниц, либо окатить врагов раскаленной смолой из так называемого «смоляного носа».

Хитро были устроены и крепостные стены замков. Внешняя стена, мощная и неприступная, делалась из камня и ставилась на высокий фундамент для защиты от подкопа. За внешней стеной шла внутренняя, пониже. Пространство, образующееся между этими стенами, называется «цвингер». Преодолев первую стену, нападающие с трудом могли выбраться из цвингера, и стражникам было проще разобраться с ними.

По верхней части стен проходила галерея для передвижения солдат. С внешней стороны она защищалась бруствером (возвышением) с каменными зубцами различной формы. По углам располагались выступающие наружу оборонительные башни. Стены были снабжены бойницами (узкими отверстиями) для ведения обстрела по врагам.

Вот так выглядят классические зубцы «ласточкин хвост» на брустверах:

А вот так — узкие окна-бойницы:

Внутри, за стенами замка, был большой двор и центральная башня. Во дворе располагались хозяйственные постройки, бытовые помещения, колодец. Хозпостройки, такие как кухня, пекарня, скотный двор и так далее, обеспечивали замку автономность во время осады. Еще во дворе замка могли располагаться жилища людей, обитающих при замке, часовня, кузница, погреба. Хозяйственные постройки могли как стоять отдельно, так и объединяться под одной крышей.

Колодец был обязательным элементом жизнеобеспечения замка, поэтому также нуждался в дополнительной защите. Если возможности соорудить колодец не было, устраивались цистерны, в которые собиралась дождевая вода.

Формы донжонов разнятся: они бывают как круглые, так и многоугольные. Донжон, пожалуй, центральная фигура в концепции замка, поэтому его внимательная проработка поможет художникам выразить идею.

Архитектура замков довольно сильно разнится в зависимости от времени и места постройки. При упоминании замка на ум обычно приходят сооружения времен феодальной Европы с характерными мощными стенами и узкими бойницами. Однако отличным источником вдохновения могут служить, например, представители замковой архитектуры Азии. Они, как и европейские замки, главным образом несли защитную функцию, но архитектурные традиции тех регионов нашли явное выражение и в фортификационном строительстве.

Многоэтажные главные башни — тэнсюкаку — изначально служили сторожевыми вышками и командными пунктами, но в дальнейшем были призваны демонстрировать могущество хозяина. Вокруг башни и прилегающих построек, как и в Европе, возводились крепостные стены, организовывались рвы и строились защитные сооружения. В стенах замка устраивали множество амбразур — отверстий для ведения огня по врагу, похожих на европейские бойницы.

Многоуровневость, детальность проработки и внимание к декору отличают японские замки. Часто стены штукатурили специальным белым раствором, который не только защищал замок от огня, но и выгодно подчеркивал темные оттенки черепицы и деревянных конструктивных элементов.

Среди японских замков встречаются так называемые «плавучие замки» — мидзудзиро. Они построены таким образом, чтобы использовать часть природного водоема в качестве оборонительного рва.

Исследуя тему замков, можно столкнуться с неточностью терминологии. Часто замками называют все, что можно охарактеризовать как «грандиозное» и «внушительное», случается, что в категорию замков заносят дворцы. Но художнику важно знать, что эти постройки несли разные функции. Замок в первую очередь являлся защитным сооружением, дворец же являлся парадным зданием, демонстрирующим богатство и могущество хозяина. Дворцы предполагали больший комфорт и обилие декора.

Из-за разницы функционального назначения разнится планировка, внутреннее и внешнее убранство построек, обустройство прилегающей территории. Тем не менее, часто встречаются концепты, в которых постройка сочетает черты замка и дворца, все зависит от главной идеи.

Уникальность замков как архитектурной концепции не перестает вдохновлять художников. Они не только фантазируют над замками прошлого, но и размышляют над образами замков будущего.

Текст написала Стефания Косюг, автор в Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *