Как называется гиперактивность у детей

Как называется гиперактивность у детей

Особенности поведения практически каждого ребенка – чрезмерная активность, любознательность.

Бесплатные занятия с логопедом

Особенности поведения практически каждого ребенка – чрезмерная активность, любознательность. У некоторых детей эти черты особенно ярко проявляются, вызывая ряд опасений у родителей. Следует ли настораживаться при повышенной подвижности малыша? Что такое гиперактивный ребенок, как проводится диагностика СДВГ и как реагировать на такой диагноз? Какими последствиями грозят не совсем обычные особенности поведения любимого чада? Вопросов у родителей собирается не так уж и мало, поэтому лучше внимательно изучить основные признаки нарушений психики, правила воспитания малыша, узнать, что думают об этом психологи.

Диагностика СДВГ

Родители должны помнить – чем раньше отправиться с визитом к неврологу, тем быстрее получится диагностировать нарушения в развитии ребенка и предпринять необходимые меры. Первые звоночки можно обнаружить даже в год, для этого нужно проявить только некоторую наблюдательность.

Обязательно рассказать врачу, кто в семье страдал от подобного диагноза, дать малышу точную характеристику. Даже малейшие изменения подробно описать специалисту – плохой сон, повышенную возбудимость, особенности поведения.

Основные методы, используемые для диагностики СДВГ:

В особо сложных случаях проводят аппаратные исследования – электроэнцефалографию или магнитно-резонансную томографию. Манипуляции совершенно безвредны, не вызывают неприятных ощущений или боли у малыша.

Что такое гиперактивность

Гиперактивность – нарушения в работе головного мозга ребенка (нередко встречается СДВГ также у взрослых), вызывающие изменения в поведении и провоцирующие повышенную возбудимость. Медицинская статистика гласит, что примерно у 7–9% детей наблюдается проявление, угрожающее серьезными проблемами при отсутствии правильного реагирования. У девочек синдром гиперактивности диагностируется значительно реже, чем у мальчиков.

Причины

СДВГ принято считать заболеванием, хотя это не совсем так – если взрослые правильно последуют советам психолога, малыш перерастет это состояние, и ничем не будет отличаться от своих сверстников. Основные причины проявления – сложности, возникающие у женщины в период беременности.

Токсикоз, высокое давление приводят к внутриутробной гипоксии плода. Это неминуемо отражается на развитии головного мозга и приводит к нарушениям его работы.

Провоцирующие факторы

Есть ряд факторов, которые напрямую связаны с развитием ребенка, особенно его психикой. Если будущая мама в продолжение беременности увлекалась сигаретами, часто нервничала, подвергалась стрессам или продолжала тяжело работать, можно с уверенностью предположить, что именно это отразилось на нервной системе малыша.

В группу риска также входят дети, появившиеся на свет путем кесарева сечения, при слишком затяжных или, наоборот, стремительных родах. Наложение щипцов также способно вызывать проблемы с развитием головного мозга малыша.

Классификация синдрома дефицита внимания с гиперактивностью

Есть несколько разновидностей СДВГ, которые позволяют точно определить клиническую картину и предпринять наиболее эффективные шаги для устранения проблемы. Классификация синдрома:

Синдром также бывает двух видов – первичный, когда патологии развития головного мозга возникают еще в материнской утробе, и вторичный – причинами проявления являются заболевания или травмы уже после рождения ребенка. Редко, но наблюдаются тяжелые формы СДВГ, которые сопровождаются дополнительными симптомами в виде недержания мочи, нервного тика, нарушений речи, мелкой моторики.

Симптомы

Определить нарушения развития и поведения сложно, но при некоторой наблюдательности родители способны заподозрить проблему. Даже незначительных симптомов достаточно, чтобы немедленно отправиться к специалисту, рассказать о своих подозрениях, пройти необходимые исследования.

Лечение применяется только после точного диагностирования – самостоятельно применять какие-либо меры, даже самые щадящие, категорически запрещено. Допущенные ошибки грозят стремительным развитием проявления.

У новорожденных

У детей до года определить проявление очень сложно, для этого требуются специальные исследования. Насторожить родителей должны такие признаки:

Еще один признак – груднички постоянно плачут и капризничают даже после кормления или продолжительного сна.

У детей в 2-3 года

У ребенка 3 лет нарушения психики более ярко выражены, чем у новорожденных, поэтому родители без труда могут обнаружить тревожные признаки. На синдром гиперактивности указывают такие симптомы:

Еще один признак синдрома, который часто наблюдается у малыша в 4 года – неспособность усидеть на одном месте, ребенок часто вскакивает и начинает хаотично бегать по комнате.

У школьников

Определить у ребенка 6 лет СДВГ можно по ряду признаков, которые доставляют родителям немало беспокойства. Основные симптомы проявления:

Частая смена настроения – еще один признак, с высокой точностью указывающий на проблемы с психикой.

Норма или патология – ложная гиперактивность

Нередко случается, что настоящую гиперактивность путают с ложной, ведь все дети довольно активны и по-разному проявляют свой характер. Именно поэтому не следует делать скоропалительных выводов и отказываться от визита к психологу. Только специалист способен с точностью определить, нормальным ли является поведение ребенка и как воздействовать на проявление.

Когда проявляется

Проявляться синдром гиперактивности способен еще с младенческого возраста, но наиболее ярко признаки нарушений развития обнаруживают себя в 4-6 лет. Родителям не рекомендуется самостоятельно решать, насколько поведение малыша отличается от нормы – только визит к специалисту способен с точностью определить тревожную патологию.

Как воспитывать

Справиться с проявлением можно только комплексным подходом. Для этого специалисты рекомендуют использовать специальные развивающие игры, заниматься спортом, даже прибегнуть к диете. Настроиться нужно на продолжительное лечение – нередко на избавление от патологии уходят годы.

Спорт для гиперактивных детей

Активное занятие спортом – один из способов выплеснуть избыточную энергию. Рекомендуется записать ребенка в спортивную секцию – на плаванье, гимнастику, спортивные танцы. Обязательно предупредить тренера о гиперактивности и необходимости своевременно вмешиваться в конфликты детей. Верховая езда также принесет немало пользы, но лучше посещать клуб вместе со своим любимым чадом – это станет для него неплохой поддержкой.

Правила для родителей

Что делать родителям, и какие правила соблюдать? Основное правило для взрослых – ни в коем случае не пытаться заставить малыша. Если медицинские советы рекомендуется выполнять безукоризненно, лучше пытаться изменить режим постепенно, заранее подготавливая свое чадо к некоторым нововведениям.

Как успокоить

Если ребенок сильно возбужден и не может самостоятельно справиться со своими эмоциями, родителям рекомендуется вывести малыша в другое помещение, тихое и спокойное. Других взрослых или детей быть здесь не должно. Дать своему чаду воды, погладить, проявить беспокойство о его состоянии. Малыш должен почувствовать, что о нем тревожатся, не осуждают.

Перед сном отказаться от подвижных игр, лучше спеть вместе песенку, почитать сказку. Просмотр мультфильмов не приветствуется, даже самые безобидные сюжеты способны повлиять на эмоциональное состояние гиперактивных детей.

Упражнения

Гимнастика, особенно систематические занятия, позволяет за короткое время снизить активность ребенка – приходит в норму ночной сон, вырабатывается координация движений, исчезают частые истерики. Добиться положительных результатов получится только под контролем специалиста – каждый комплекс занятий тщательно обговаривается с невропатологом и педиатром. Обязательно сообщать специалисту обо всех достижениях или неудачах, обговаривать новые упражнения, выяснять, чему уделить больше внимания.

Советы психолога

Для родителей, ребенок которых отличается повышенной активностью, у психологов есть ряд рекомендаций, помогающих без особых сложностей справиться с нежелательными проявлениями. Основные правила:

Главное правило – всегда показывать ребенку, что он небезразличен взрослым, поощрять его, хвалить, даже если повод совсем незначительный.

СДВГ – проблема, с которой нужно бороться настойчиво и упорно, причем делать это нужно сообща, участвовать должны родители, родные люди, учителя, даже знакомые. Только таким образом получится справиться с проявлением, которое во взрослой жизни может причинить немало проблем – дети вырастают с неустойчивой психикой. Всего за год-два у родителей получится справиться с любыми симптомами и проявлениями гиперактивности, но для этого придется приложить немало терпения.

Источник

Что такое синдром дефицита внимания (СДВГ)? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Лихачева Л. Н., рефлексотерапевта со стажем в 25 лет.

Как называется гиперактивность у детей. картинка Как называется гиперактивность у детей. Как называется гиперактивность у детей фото. Как называется гиперактивность у детей видео. Как называется гиперактивность у детей смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется гиперактивность у детей.Как называется гиперактивность у детей. картинка Как называется гиперактивность у детей. Как называется гиперактивность у детей фото. Как называется гиперактивность у детей видео. Как называется гиперактивность у детей смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется гиперактивность у детей.

Определение болезни. Причины заболевания

Синдром дефицита внимания и/или гиперактивности (СДВГ) — неврологическо-поведенческое расстройство развития, которое возникает в детском возрасте.

Как называется гиперактивность у детей. картинка Как называется гиперактивность у детей. Как называется гиперактивность у детей фото. Как называется гиперактивность у детей видео. Как называется гиперактивность у детей смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется гиперактивность у детей.

При данном расстройстве нарушается функционирование центральной нервной системы (преимущественно в области ретикулярной формации головного мозга), которое приводит к трудностям с концентрацией и поддержанием внимания, нарушениям памяти и способности к обучению, а также сложностям в обработке информации. [1] [3]

Как называется гиперактивность у детей. картинка Как называется гиперактивность у детей. Как называется гиперактивность у детей фото. Как называется гиперактивность у детей видео. Как называется гиперактивность у детей смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется гиперактивность у детей.

Актуальность проблемы связана с высокой частотой этого синдрома в педиатрии (2,2-18 %).

СДВГ у взрослых

Синдром дефицита внимания встречается как у детей, так и у взрослых. [4] Если СДВГ не выявлен в детском возрасте, то заболевание может переходить во взрослую стадию. Признаки СДВГ взрослых людей:

Причины СДВГ

Основным этиологическим фактором синдрома дефицита внимания и гиперактивности является минимальная дисфункция мозга, возникшая в перинатальный период развития. Значимую роль в возникновении заболевания играют патологии беременности и родов, инфекции и интоксикации первых лет жизни. Также доказана влияние алиментарного фактора — недоедание беременной и ребёнка в раннем детстве, генетическая обусловленность. [2] С точки зрения неврологии основу СДВГ составляют мелкие, резидуальные (остаточные) повреждения мозга гипоксического генеза (в связи с нехваткой кислорода), которые классифицируются у детей как энцефалопатия. [4]

Симптомы синдрома дефицита внимания

Вследствие дисфункции мозга у детей уже в раннем возрасте начинается вторичная невротизация.

Нарушения, сопутствующие СДВГ:

Тики и заикание являются проявлением недостаточной координации и повышенной возбудимости. [1] [2] [3] [6]

Патогенез синдрома дефицита внимания

В основе патогенеза синдрома дефицита внимания и гиперактивности лежит задержка формирования биоритмов в коре головного мозга. Основное значение придаётся нарушению морфофункциональной зрелости структур центральной нервной системы и в первую очередь лобных отделов коры.

Основные причины, приводящие к этим нарушениям — быстро развивающиеся в пренатальном онтогенезе (внутриутробном развитии) первично-органические дефекты функциональных систем ствола мозга: ретикулярной формации, подкорковых образований, структур лимбической системы, нарушение обмена катехоламинов, частичная потеря тормозных синапсов, нарушение образования функциональной специализации полушарий головного мозга.

Вследствие этого ослабевает контроль ретикулярной формации ствола мозга над таламическими неспецифическими структурами, которые играют главную роль в согласованности функционирования между различными отделами головного мозга, принимающими участие в формировании памяти и обеспечивающими сохранность интеллекта у больного СДВГ.

Как называется гиперактивность у детей. картинка Как называется гиперактивность у детей. Как называется гиперактивность у детей фото. Как называется гиперактивность у детей видео. Как называется гиперактивность у детей смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется гиперактивность у детей.

Повреждения в стволовых и лимбических системах при СДВГ ведут к угнетению синтеза белков нейронов, разрежению клеточных слоёв и нарушению дифференцировки нейронов. Наблюдаются нарушения обмена катехоламинов с развитием характерной гиперактивности.

Как называется гиперактивность у детей. картинка Как называется гиперактивность у детей. Как называется гиперактивность у детей фото. Как называется гиперактивность у детей видео. Как называется гиперактивность у детей смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется гиперактивность у детей.

Гиперактивность выступает в роли своеобразного защитного механизма, который поддерживает определённое функциональное взаимодействие между структурами мозга, обеспечивающими его нормальное развитие. [2] [3] [4] [7]

Классификация и стадии развития синдрома дефицита внимания

Согласно данным диагностического и статистического руководства по психическим заболеваниям Американской ассоциации психиатров (1994 год), выделяют три типа СДВГ:

Осложнения синдрома дефицита внимания

Диагностика синдрома дефицита внимания

В большинстве случаев первые клинические проявления резидуально-неврологических расстройств проявляются до 5-6 лет, а иногда уже на первом году жизни — в этот период лечение может быть особо эффективным. По данным разных авторов, СДВГ наблюдается у 8-68 % осмотренных детей. Такие показатели свидетельствуют о высокой актуальности этой темы.

Диагностические критерии DSM-5 для СДВГ

В DSM-5 выделяется три типа основных расстройств и два дополнительных («другое уточнённое» и «неуточнённое»):

Для постановки диагноза СДВГ с преобладанием дефицита внимания для детей до 16 лет достаточно шести симптомов, для подростков старше 16 лет и взрослых — пяти. Ребёнок или взрослый с СДВГ:

Для постановки диагноза СДВГ с преобладанием гиперактивности для детей до 16 лет достаточно шести симптомов, для подростков старше 16 лет и взрослых — пяти. Ребёнок или взрослый с СДВГ:

Симптомы дефицита внимания или гиперактивности должны присутствовать регулярно не менее шести месяцев.

Также должны быть соблюдены следующие условия:

Клиническое обследование детей с СДВГ проводится, как правило, врачом-неврологом. Осуществляется опрос родителей: выясняют особенности перинатального периода развития. Врач уточняет, когда начались первые проявления заболевания, особенности симптомов у данного ребёнка, динамику развития патологических симптомов, выясняет эмоциональный фон пациента, его отношения с окружающими, изучает проведённые лечебные мероприятия и их эффективность. При обследовании важно обращать внимание на поведение ребёнка в различной обстановке (во время беседы, при осмотре, в момент тестирования).

Подробно исследуется неврологический статус:

Далее используются объективные методы обследования (электроэнцефалография, ЭХО-ЭГ, нейросонограмма, компьютерная томография, допплерография и другие исследования по показаниям).

Как правило, в независимой экспертизе оценки состояния больного принимают участие несколько специалистов (невролог, нейрохирург, психотерапевт, нейропсихолог).

Нейропсихологическое исследование: подробно изучается анамнез для выявления психогений (острых или хронических), исследуется уровень стресса, при помощи опросника определяется степень эмоционально-социальной поддержки. С целью выявления гиперактивности у ребёнка применяются критерии по классификации DSM-IV.

В результате комплексного обследования у 90% больных СДВГ обнаруживаются какие-либо нарушения в перинатальном периоде развития.

Главные факторы, оказывающие влияние на развитие СДВГ:

Наиболее частые жалобы: избыточная возбудимость, импульсивность, раздражительность, частая смена настроения, невозможность длительного сосредоточения.

Во время осмотра у больных детей выявляются нарушения координации, дизритмия, статико-моторная неловкость, много синкинезий, повышенная двигательная возбудимость, быстрая утомляемость, капризность, нарушение поведения, трудности школьного обучения, дизграфия, дислексия.

Объективными методами обследования выявляются следующие нарушения:

Как правило, неврологическая патология обнаруживается практически у 90% детей с диагнозом СДВГ.

Психологический анализ показывает большую роль психогенных факторов в формировании СДВГ у детей, к которым относится конфликтная обстановка в семье, злоупотребление родителей алкоголем. Важной причиной развития СДВГ является нарушение эмоционального контакта с родителями, одноклассниками, преподавателями.

Дифференциальная диагностика СДВГ проводится с астеническими синдромами на фоне интеркуррентных заболеваний, специфическими нарушениями обучения (дискалькулия, дислексия и другие), заболеваниями щитовидной железы, олигофренией лёгкой степени и шизофренией. Однако при данном способе диагностики могут возникнуть затруднения в связи с возможностью сочетания СДВГ с другими заболеваниями и состояниями — психиатрической патологией (депрессиями, паническими атаками или навязчивыми мыслями). [2] [3] [4] [6] [9]

Лечение синдрома дефицита внимания

Наибольшего эффекта лечения удаётся достичь при сочетании разнообразных методик психологической работы (как с самим ребенком, так и с его родителями).

Психотерапевтические методики

Психотерапевтическое лечение заключается в системной семейной и групповой игровой психотерапии, индивидуальной патогенетической психотерапии и различных методах суггестии (прямой, косвенной, гипнотерапии).

Медикаментозная терапия

Медикаментозная терапия целесообразна, если немедикаментозные методы коррекции не оказали должного эффекта: возможно назначение психостимуляторов, транквилизаторов, трициклических антидепрессантов и ноотропных препаратов.

Стимулирующие лекарственные препараты

Нестимулирующие препараты

При лечении СДВГ используется атомоксетин («Страттера») — селективный ингибитор обратного захвата норадреналина. Препарат эффективен, но в некоторых случаях может приводить к развитию побочных эффектов: тошноте, сонливости, раздражительности, приступам гнева, реже — токсическому поражению печени и суицидальным мыслям.

БОС-терапия (метод биологической обратной связи)

БОС-терапия позволяет безопасно и мягко скорректировать неврологические нарушения. Выполняя специальные задания в игровой форме, ребёнок учится регулировать свою активность и поведение.

Как называется гиперактивность у детей. картинка Как называется гиперактивность у детей. Как называется гиперактивность у детей фото. Как называется гиперактивность у детей видео. Как называется гиперактивность у детей смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется гиперактивность у детей.

Физиотерапия и массаж при СДВГ

Физическими методами реабилитации являются:

Как называется гиперактивность у детей. картинка Как называется гиперактивность у детей. Как называется гиперактивность у детей фото. Как называется гиперактивность у детей видео. Как называется гиперактивность у детей смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется гиперактивность у детей.

Также многочисленными исследованиями доказан лечебный эффект акупунктуры (иглоукалывания). Китайская чжень-цзю терапия в западной медицине используется сравнительно недавно (несколько десятилетий), но уже зарекомендовала себя как действенный метод в лечении различных заболеваний, в том числе и СДВГ.

Массаж активных точек вызывает релаксацию мышц и усиливает эффективность других лечебных методов. [3] [5] [7]

Педагогические меры

Педагогам следует учитывать индивидуальные особенности детей со СДВГ и уделять особое внимание гиперактивному ребёнку с самого начала обучения. Важно подобрать подходящую длительность заданий и по возможности контролировать окружающий шум. В некоторых случаях могут потребоваться индивидуальные занятия с репетитором.

Советы родителям

При СДВГ необходим строгий распорядок дня, также важно оберегать ребёнка от переутомления. Родителям следует чаще хвалить ребёнка и подчёркивать его успехи, чтобы укрепить уверенность в собственных силах.

Можно ли вылечить СДВГ полностью

Вылечить СДВГ полностью невозможно. Системный подход к лечению позволит устранить ведущий синдром и предотвратить рецидив в будущем.

Прогноз. Профилактика

Прогноз болезни относительно благоприятный: у большинства детей симптомы исчезают в подростковом возрасте. По мере роста ребёнка компенсируются нарушения в медиаторной системе мозга и часть симптомов регрессирует. Но в 30-70% случаев симптомы СДВГ (вспыльчивость, рассеянность, чрезмерная импульсивность, забывчивость, непоседливость, нетерпеливость, непредсказуемые частые и быстрые смены настроения) могут наблюдаться и у взрослых.

При сочетании СДВГ с психическими заболеваниями, наличии психопатологии у матери, симптомах импульсивности у ребёнка прогноз заболевания становится неблагоприятным. [10]

Возможность предотвращения СДВГ не доказана, однако существуют способы помочь детям добиться наилучших результатов в борьбе с этим синдромом:

Источник

Как называется гиперактивность у детей

Одно из самых часто встречающихся состояний у маленьких детей — гиперактивность. Этот диагноз наиболее распространён среди дошкольников, но болезни могут быть подвержены и ребята более старшего возраста. Чрезмерно активный ребёнок плохо социализируется и испытывает трудности с учёбой. Ему сложно наладить отношения со сверстниками, сконцентрироваться на получении знаний. Патология может сопровождаться другими нервными заболеваниями.

Детская гиперактивность наблюдается при синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Патология представляет собой нарушение нормального функционирования мозга, которое приводит к сильному нервному напряжению.

Почему это проблема

Взрослые обычно не заостряют внимание на поведении малыша, считая, что он с возрастом «перерастёт». И к врачу обращаются лишь тогда, когда проблему уже просто нельзя не распознать.

В детском саду проблема лишь начинает развиваться. Но вот когда ребёнок идет в школу, признаки начинают выражаться более явно. Учебный процесс требует организации занятий, то есть это именно то, к чему малыш не подготовлен. Плохая концентрация внимания, активная подвижность и неадекватное поведение на занятиях делают невозможным полноценный учебный процесс.

Малыши с повышенной активностью постоянно нуждаются в контроле преподавателя, так как сосредоточить внимание ребёнка на учебном процессе очень сложно, он постоянно занимается посторонними делами, отвлекается, сказывается нехватка внимания. Терпения и опыта учителя зачастую не хватает, чтобы исправить деструктивное поведение. Начинает формироваться обратная реакция — агрессивность.

Развитие таких малышей отстает от одноклассников. Преподаватели не могут подстроиться под развивающуюся патологию, это приводит к конфликтам. Гиперактивный малыш в школе нередко подвержен издевательствам сверстников, у него появляются проблемы с общением. С ним не хотят дружить, это вызывает обидчивость, приступы рукоприкладства, агрессии.

Склонность к лидерству из-за невозможности быть им начинает порождать развитие заниженной самооценки. Через определенное время развивается замкнутость. Более выражено появляются психологические проблемы.

Многих родителей пугает этот диагноз. Они могут считать, что их ребёнок отстаёт в развитии. Это ошибочное мнение, ведь на самом деле гиперактивный малыш:

Есть мнение, будто гиперактивный малыш всегда находится в движении и хаотично перемещается. Это не совсем так. Если какое-либо занятие поглотило всё внимание дошкольника, он может забывать обо всём другом. Родителям важно поощрять хобби, позволив ему самостоятельно выбирать, что делать.

Симптомы гиперактивности у ребёнка и его интеллектуальные способности никак не связаны. Очень часто такие ребята очень талантливы. Кроме лечения их необходимо воспитывать, держать в чётких границах, стараясь развивать природные способности. Часто они замечательно танцуют, поют, выступают на публике.

Причины гиперактивности у детей

Повышенная возбудимость обычно отмечается у малышей, чьи родители имеют холерический склад характера. Дети, как правило, лишь копируют поведение в более выраженной форме.

Если рассматривать признаки гиперактивности у ребенка до года, то отмечается явная тенденция к генетической расположенности передачи этой патологии. Приблизительно 45% родителей гиперактивных малышей в детстве перенесли это состояние.

В большинстве случаев сбои в мозговой активности закладываются внутриутробно. К формированию патологии могут привести следующие факторы:

Реже болезнь может зарождаться в результате тяжёлого течения родов. На её возникновение способны повлиять такие явления, как:

В исключительных случаях гиперактивность появляется по другим причинам, никак не связанным с рождением. Патология может возникнуть, если присутствуют такие факторы:

Перечисленные причины — это факторы риска. Конечно же, необязательно, что из-за тяжёлых родов на свет появится гиперактивный ребёнок. Если будущая мама часто нервничала и лежала на сохранении, риск развития проблемы у её малыша повышается.

Не любой малыш, который себя ведет неадекватно, является гиперкинетиком. У некоторых ребят упрямство, непослушание, чрезмерная подвижность является следствием темперамента. С ними нужно лишь научиться вести себя, а не наказывать, так как это может вызвать обратную негативную реакцию.

Симптомы гиперактивности

Основные симптомы гиперактивности у ребёнка до 2 лет появляются не сразу. До этого времени он может вести себя вполне нормально. Они проявляются постепенно. Проявление недуга у малышей можно заподозрить, если отмечается:

Бывает очень непросто отличить синдром дефицита внимания от обычной детской непоседливости. Некоторые родители и специалисты ставят диагноз малышу по ошибке, хотя у того никаких серьёзных проблем на самом деле не существует.

Определённые симптомы могут говорить о неврастении, но всё равно нельзя самостоятельно назначать препараты при гиперактивности у детей.

При подозрениях на СДВГ требуется консультация врача. В возрасте до 1 года гиперактивность может проявляться следующим образом:

До 2—3 лет могут быть трудности с речью. Малыш длительное время не способен составлять словосочетания и предложения. До наступления годовалого возраста её не диагностируют, поскольку указанные признаки достаточно часто проявляются из-за прорезывания зубов, проблем с пищеварением или капризов крохи.

Высококвалифицированные психологи по всему миру признают, что существует кризис 3 лет. При синдроме дефицита внимания он выражается особенно остро. В это время родители малыша начинают заниматься социализацией, водить его в детский сад.

Именно тогда гиперактивность заметно проявляется. Ребёнок может быть неусидчивым, невнимательным, непослушным, иметь проблемы с моторикой и речью. Родители могут замечать, что дошкольника очень непросто уговорить лечь спать.

Трёхлетка чувствует сильное утомление ближе к вечеру. Малыш плачет без видимой причины, ведёт себя агрессивно. Таким образом проявляется избыточная усталость, но ребёнок продолжает быть активным, громко разговаривает, много двигается.

В большинстве случаев диагноз ставится детям в возрасте 4—5 лет. Если родители не уделяли достаточно внимания физическому и психологическому здоровью чада, симптомы станут очень заметны при начале обучения в школе.

Признаки гиперактивности выражаются следующим образом:

Мать с отцом могут отметить, что у него присутствуют проблемы с успеваемостью. Часто болезнь может сопровождаться конфликтами с одноклассниками. Сверстники избегают чрезмерно активных ребят, поскольку с ними сложно отыскать общий язык, они ведут себя агрессивно и импульсивно. Такие ребята обидчивы, не всегда могут правильно оценить возможные последствия своего поведения.

Как проводится диагностика

Сложно поставить точный диагноз при первом же обращении к профессионалу. Для того чтобы выяснить вердикт наверняка, необходимо наблюдение, которое может длиться до 6 месяцев. Обследование проводят три специалиста: психолог, психиатр, невролог.

Многих родителей зачастую пугает визит к психиатру. Однако в этом нет ничего страшного, ведь хороший врач сможет точно оценить состояние ребёнка и выбрать правильную схему лечения. Обследование обязательно должно состоять из:

На основании полученной информации специалисты делают точные выводы о состоянии ребёнка. Иногда дело может быть вовсе не в гиперактивности, а в других заболеваниях, поэтому в некоторых случаях может понадобиться исследование крови, прохождение ЭЭГ, ЭХО КГ, МРТ мозга.

Старшим детям предлагают пройти психологическое тестирование, которое определяет способности к логическому развитию. После проведения полного исследования специалист диагностирует отсутствие либо наличие патологии и, если необходимо, разрабатывает соответствующее лечение.

Чтобы вовремя выявить болезнь, потребуется проконсультироваться с офтальмологом, эндокринологом, логопедом, отоларингологом. Прежде чем начинать лечение гиперактивности у детей дошкольного возраста и ребят постарше, необходимо дождаться постановки точного индивидуального диагноза. Не нужно делать поспешных выводов.

Школьные преподаватели часто жалуются на чрезмерно активных учеников. Им тяжело усидеть на месте, они склонны нарушать дисциплину в классе. При этом синдром может никак не влиять на память и моторику.

Особенности лечения

Не существует волшебной таблетки от синдрома дефицита внимания. Для малышей и ребят школьного возраста лечение гиперактивности всегда назначается в комплексе.

При правильном выборе медикаментозного средства результат лечения достигает в 95% случаев. Но лечиться придется не один год, вероятно, лекарственная корректировка будет необходима в старшем возрасте.

Медикаментозная терапия заключается в использовании успокаивающих препаратов, лекарств, которые стимулируют психологическое развитие, а также влияют на улучшение метаболизма в головном мозге. Для этого чаще всего прописывают снотворное, транквилизаторы, ноотропы и психостимуляторы. В определенных ситуациях назначается прием нейролептиков и антидепрессантов.

Но не стоит придавать медикаментозному лечению основное значение, так как оно снимает исключительно симптоматический характер и не избавляет от причины. Также оно не сможет заменить самое важное — любовь к ребёнку. Именно она может вылечить его и в последующем дать полноценную жизнь.

Наиболее актуальные рекомендации при коррекции:

При необходимости можно попросить врача посоветовать успокаивающие травы, которые можно было бы пить в чистом виде или добавлять в чай.

Большинство взрослых отмечают улучшение самочувствия малышей во время соблюдения безглютеновой диеты. Некоторым также помогает исключение из дневного меню крахмала и сахарозы. Для детей с высокой активностью полезны все продукты, которые требуются для тканей мозга: много бобовых, орехов, белка, фрукты, овощи, оливковое масло, жирная рыба.

Исключить нужно снеки и сладости с красителями, усилителями вкуса, консервантами. Специалисты рекомендуют родителям подбирать те продукты, к которым у малышей нет личной непереносимости. Для чего следует производить ротацию продуктов, составить дневник приема пищи. Следует по очереди убирать по одному продукту из дневного меню и контролировать состояние ребёнка.

Рекомендации врачей

Любой ребёнок, которого приводят за помощью к врачу, является личностью, потому нет каких-то определенных правил корректировки поведения. Надо учитывать все особенности характера и условий, которые окружают малыша. Но существуют положения, от которых надо отталкиваться при лечении и воспитании:

Игры для таких дошкольников обязаны отвечать нескольким главным правилам.

Старшим детям полезны спортивные занятия. Надо лишь правильно выбрать конкретный вид спорта. Некоторым больше подойдут командные игры, другим — индивидуальные. В любом случае нужно решить проблему чрезмерного возбуждения, перенаправляя энергию в конструктивное русло.

Полезные советы родителям

Дома необходимо не забывать, что ребёнок обычно зеркально отображает способы поведения взрослых. Поэтому если диагностирована гиперактивность, то в доме обязаны все время преобладать дружеская и спокойная атмосфера. Не стоит кричать или выяснять отношения на высоких тонах.

С излишне активными детьми стоит проводить максимум времени. На них прекрасно воздействует совместная деятельность: прогулки по лесу, пикники, походы, сбор грибов, ягод. При этом не следует ходить на шумные мероприятия, которые способствуют раздражению психики.

При перевозбужденном состоянии не надо кричать на ребёнка. Нужно молча его выслушать, если требуется подобрать утешительные слова, обнять, пожалеть. Родитель обязан найти индивидуальный подход, так как лучше мамы с папой никто не сможет справиться со сложившейся ситуацией.

Только профессионал может увидеть наличие СДВГ у ребёнка на фоне гиперактивности. Не стоит пренебрегать рекомендациями врачей. Психологи советуют следующее:

Психологи говорят о том, что при гиперактивности ребёнок отрицает категоричные запреты, бурно на них реагирует. Лучше всего не употреблять слова «нельзя» и «нет», поскольку они спровоцируют слёзы или истерику. Можно корректировать поведение малыша, избегая прямого отрицания.

Ещё одна распространённая проблема у гиперактивных детей — это частое переключение внимания и потеря контроля за временем. Нужно мягко и тактично возвращать их к поставленным целям, следить, чтобы занятия проводились в нужное время. Важно не задавать малышу сразу несколько вопросов.

Вместо телепередач лучше всего включать мелодичную расслабленную музыку, а время просмотра мультфильмов нужно ограничить. Если гиперактивный ребёнок ведёт себя агрессивно, нельзя кричать на него и применять физическую силу. Лучше всего говорить с ним твёрдым спокойным тоном. Можно обнять малыша, увести его в комфортное место подальше от людей, чтобы выслушать и найти утешающие слова.

Гиперактивность — это не приговор. При правильном подходе и систематическом лечении можно избавить малыша от дискомфортных симптомов. Никогда не нужно укорять ребёнка, говорить о том, что он не такой, как другие. Главное, чтобы малыш всегда чувствовал, что его любят.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *