Как называется гимнастика под музыку
Ритмические, спортивные, аэробные комплексы под музыку
Светлана Масимова
Ритмические, спортивные, аэробные комплексы под музыку
Цель: Формировать культуру движений, учить владеть своим телом и двигаться в ритме музыки, развивать координацию движений, фантазию и воображение.
Вводная часть и разминка на занятиях-тренировках чаще всего проводится под музыку для поднятия настроения детей, поэтому в данном блоке собраны аэробные комплексы, спортивные композиции, выполняемые под музыкальное сопровождение.
Основные виды движений (ходьба, бег); упражнения основной гимнастики (ОРУ, строевые); художественной гимнастики (упражнения с мячом, обручем; волнообразные движения корпусом, руками и т. д.); хореографии (основные позиции ног, рук); элементы пантомимы объединяются в определенной последовательности и связываются музыкой в комплекс упражнений – все это называется ритмической гимнастикой. Оздоровительная направленность гимнастики, основным средством которой являются комплексы гимнастических упражнений, выполняемые под ритмичную музыку уже давно доказана.
Все комплексы, выполняемые под музыку, направлены на развитие физических качеств, координационных способностей и функциональных возможностей организма, воспитание выразительности, формирование культуры движений. Музыка создает положительный фон занятий, помогает детям запомнить движения, выразительно передать их характер. В качестве музыкального оформления используются фонограммы популярных детских песен, современные хиты, классическая музыка.
После выполнения ритмической гимнастики в основной части у ребенка должны наблюдаться признаки только небольшой усталости: легкое покраснение лица, спокойное выражение, незначительная потливость; дыхание несколько учащено, но остается ровным. Основной задачей этих ритмических комплексов продолжительностью от 3 до 7 минут, является подготовка детей к основной нагрузке, не перегружая их чрезмерно.
Важно выполнять движения под музыку с хорошим настроением, улыбкой, эмоционально и заразительно, тогда ребенку обязательно захочется повторить движения взрослого и двигаться в такт музыке.
Спортивная композиция с мячом № 1.
Музыкальная композиция «Hands up» группа «Оттаван»
Вступление: Шаг на носках, мяч пред грудью в обеих руках, локти в стороны.
Припев: подбросить мяч вверх и поймать – 2 раза, 1-8 подскоки по кругу мяч в руках перед грудью – повторить два раза.
ИП – о. с., мяч вверху на вытянутых руках. 1 – поднять правое колено, дотроняться до него мячом, 2 – ИП, 3 – то же с левой, 4 – ИП.
2-й куплет: Прыжком широкая стойка ноги врозь, мяч перед грудью.
1 –наклон к правой, мячом к носку, 2 – ИП, 3 – мяч вверх на вытянутые руки, 4 – ИП, 5 –наклон к левой, 6 – ИП, 7 – мяч вверх на вытянутые руки, 8 – ИП. Повторить 3 раза.
ИП –то же. 1 –ногу вытянуть в сторону на носок, мяч вверх на вытянутые руки, 2 – ИП, 3 – левую ногу вытянуть в сторону на носок, 4 – ИП. Повторить 4 раза.
Ритмическая композиция «Веселый малыш»
Музыка К. Орбакайте «Губки бантиком»
Вступление: ноги вместе, руки на поясе, поочередно переступать с носка одной ноги на другую.
Проигрыш: руки перед грудью, ладошками вперед, локти вниз; правая нога вперед на носок, затем левая – по 4 раза на каждую ногу.
1-й куплет: шаг в сторону, «дразнилка» с поворотом корпуса – по 4 раза в каждую сторону.
Припев: присесть, руки перед грудью, встать, ногу вперед на пятку –по 2 раза на каждую ногу.
Ноги вместе, руки перед грудью, слегка наклоняться в право, затем влево, приподнимая плечо.
2-й куплет: шаг с сторону, руки в замок, погреметь как погремушкой – по 2 раза в каждую сторону.
Припев: наклоны в стороны, руки к плечам, пальцы расставлены – по 2 раза
прыжки вокруг своей оси, руки к плечам, пальцы расставлены.
Спортивно-музыкальная композиция «Али-баба»
1. ИП – сидя «по-турецки», руки перед собой, локти на коленях, ладошки «лодочкой» смотрят вверх. 1-развести руки плавно в стороны, 2- через стороны поднять вверх и сложить «лодочкой», 3- развести руки плавно в стороны, 4-ИП.
2. ИП – сидя, руки в упоре сзади, одна нога вытянута, носок тянуть, вторая нога чуть согнута в колене, поставлена на носок. 1-2 – перенести согнутую ногу через прямую, дотронуться носком до пола, медленно и плавно. 3-4 – то же быстро. 5-8 – с другой ноги.
3. ИП – упор сидя, ноги согнуты в коленях. 1 – оторвать бедра от пола как можно выше, 2-ИП.
4. ИП – сидя, ноги разведены в стороны, руки ладонями вверх, в стороны, чуть согнуты в локтях. 1-4 –тянуться к правой ноге руками, 5-8 – принять ИП. Повторить с другой ногой.
6. ИП – то же. 1 – свести руки перед собой и одновременно свести прямые ноги вместе, 2- ИП.
7. ИП – упор на согнутых в коленях ногах и прямых руках, животом вверх «паучок». 1-4 – поворот вокруг своей оси вправо, 5-8 – влево.
8. ИП – упор присев. 1- прыжком ноги врозь прямые в коленях, 2-ИП.
9. ИП – о. с., 1-4 – наклон вперед и четыре шага руками до положения «планки», лечь на пол, руки в упоре возле плеч, 5-12 – поднимать плечевой пояс вверх, до конца выпрямляя руки, смотреть вверх, 13-16 – четыре шага руками назад и принять ИП.
10. Повторить упражнения № 1.
Ритмическая композиция «Карапузы»
Музыка HOLLY DOLLY «Dolly song»
Выход подскоками с махами рук в стороны и перестроение в три колонны.
1. Шалуны. И. п. — ноги на ширине плеч, руки в стороны, согнутые в локтях вверх, пальцы широко расставлены.
Техника выполнения. Покачивание в стороны с наклоном головы и полуприседанием, сгибая ноги в коленях.
2. Карапузы. И. п. — пятки вместе, носки врозь, щеки надуты, указательные пальцы у щек.
3. Лошадки. И. п. — выпад, руки вытянуты вперед.
Техника выполнения. Пружинка, имитация верховой езды. Затем поворот кругом и снова пружинка.
4. Фонарики. И. п. — стойка на одном колене, руки в стороны.
Техника выполнения. Приплясывать одной ногой (той, которая впереди). Руки с вибрацией кистей поднимаются вверх и опускаются в стороны.
5. Ножницы. И. п. — ноги немного приподняты от пола, руки вытянуты вперед.
Техника выполнения. Руки и ноги раздвигать стороны и соединять крестообразно.
6. Самолет. И. п. лежа на животе, руки вытянуты вперед.
Техника выполнения. Прогнуться, приподнимая от пола голову, руки и ноги.
7. Корзина. И. п. лежа на животе.
Техника выполнения. Руками взять ноги и приподнимать их вверх. Голову наклонять в стороны в такт музыки.
8. Ласточка. И. п. — упор на кисти рук и колени.
Техника выполнения. Поочередно поднимать прямую ногу и голову вверх.
9. Петрушка. И. п. сидя, ноги широко расставлены, руки согнуты в локтях в стороны и разведены.
Техника выполнения. Наклониться в сторону с упором на ло-| коть, другую руку на пояс, нижняя нога прямая, а верхнюю сги-;; бать и разгибать в колене. Затем перейти на другой локоть.
10. Верблюд. И. п. — стойка на коленях, ступни ног с опорой на носки, пальцы.
Техника выполнения. Прогнуться назад, руки поставить пятки ног. Поворачивать голову в стороны в такт музыки.
11. Ракета. И. п. — стойка на коленях.
Техника выполнения. Подпрыгнуть, переходя из и. п. на ступни ног.
12. Маугли. Прыжки с разведением рук и ног в стороны в высшей точке полета.
На припев: подскоки с передвижением по кругу.
13. Буратино. Подскоки с имитацией Буратино (кисти рук развернуты к носу).
14. Заяц. Подскоки с имитацией ушей зайца (кисти на макушке, локти отведены в стороны).
15. Козлик. Подскоки с имитацией рожек козлика (указательные пальцы на макушке).
16. Вертушка. Подскоки с кружением.
В конце снова перестроиться в три колонны подскоками. Закончив, развести руки и ноги в стороны.
Спортивная композиция с мячом
X-Mode «В мире животных»
1. ИП – стоя в о. с. мяч в правой руке. 1 – поднять руки вверх, переложить мяч в левую руку, 2- опустить, 3- поднять руки вверх, переложить мяч в правую руку, 4- ИП.
3. ИП – стоя, ноги врозь, руки в стороны мяч в правой руке. 1- наклон вправо, левой рукой потянуться к правой над головой, взять мяч в левую, 2- выпрямиться мяч в левой руке, 3 – наклон влево, взять мяч правой, 4 – ИП.
5. ИП –отбивание мяча о пол и ловля его двумя руками.
6. ИП – подбрасывание мяча вверх и ловля его двумя руками.
7. ИП – сидя ноги врозь, руки в упоре сзади, мяч на полу по центру на уровне стоп. 1-свести прямые ноги, носки вытянуты, дотронуться до мяча, 2- ИП.
8. Прыжки на правой, мяч в правой руке – 10 раз, прыжки на левой, мяч в левой – 10 раз, ходьба на месте.
ОРУ без предметов под музыку
Проигрыш: Наклоны в стороны с мягким приседанием, руки согнуты в локтях подняты в вверх, пальцы расставлены.
Куплет: Подскоки на одной ноге, другая согнута в колене, достаем противоположный локоть (по 2 раза).
Проигрыш: Прыжки с выбрасыванием ног вперед, с перекрестными движениями рук, тянуть разноименную руку к колену.
Куплет: Подскоки по кругу друг за другом, руки вверх, в стороны.
Проигрыш: Танцевальные движения (твист, стоя на четвереньках, “вращая хвостиком”.
Движение в круг и из круга. Танцевальные движения по желанию детей.
ОРУ на фитболе
Посадка на мяче: спина прямая, стопа на полу, угол в коленном суставе не менее 90 градусов
Куплет: ИП –сидя на фитболе, руки к плечам. 1-3 – круговые движения согнутых в локтях рук; 4- вернуться в ИП. (Повторить 6 раз).
ИП – сидя на фитболе, руки вверх, правая нога вправо. 1-2 – наклон вправо к ноге; 3-4 – вернуться в ИП. То же влево. (Повторить 3-4 раза в каждую сторону).
Проигрыш: ИП – лежа на фитболе на животе, руки на полу. 1- поднять вверх правую ногу; 2- вернуться в ИП; 3-4 – то же левой ногой. (Повторить 3-4 раза в каждую сторону).
ИП – сидя на фитболе, держаться за него руками сбоку. 1-4 – переступая ногами вперёд, перейти в положение лежа на фитболе; 5-8 – вернуться в ИП. (Повторить 6 раз).
Куплет: ИП – лежа на спине на полу, прямые ноги на фитболе. 1-2 – поднять таз от пола, опираясь ногами на фитбол; 3-4 – вернуться в ИП. (Повторить 6-8 раз).
ИП – сидя на фитболе, руки за головой. 1- наклон вправо, коснуться локтём правого бедра; 2 – вернуться в ИП; 3-4 – в другую сторону. (Повторить 3-4 раза в каждую сторону).
Проигрыш: Прыжки с фитболом в руках, в конце лечь животом на фитбол и расслабиться.
«Собери светофор» Музыкально-дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста Цель: • Развивать координацию движений, чувство ритма, слуха, быстроту реакции; • Закрепить умение ритмично двигаться в соответствии с характером.
Влияние имитационно-подражательных упражнений на уровень развития основных видов движения у детей дошкольного возраста Тематика и содержание отдельных упражнений и небольших инсценировок отражают понятные, близкие детям явления окружающей действительности,.
Физическая культура. 5 класс
Конспект урока
Физическая культура, 5 класс
Урок № 24 Ритмическая гимнастика
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
1. Требования к выполнению элементов техники двигательных действий ритмической гимнастики.
2. Выполнение стилизованных общеразвивающих упражнений и танцевальных шагов, применяемых в ритмической гимнастике, в соответствии с критериями эффективности изучаемой техники.
3. Выполнение двигательных действий ритмической гимнастики под музыкальное сопровождение.
Ритмическая гимнастика — система музыкально-ритмического воспитания, созданная Эмилем Жак-Далькрозом. Ритмическая гимнастика имеет отличительную особенность — темп движения задается ритмом музыкального сопровождения.
Общеразвивающие упражнения (ОРУ) — это движения отдельными звеньями тела или их сочетания. Большинство из них носит стилизованный или танцевальный характер.
Шаг — разнообразный вид передвижений: на носках, с носка, острый, мягкий, широкий. Различные виды танцевальных шагов способствуют укреплению мышц стопы, что предотвращает развитие плоскостопия, формирует правильную осанку.
Приставной шаг — приставление свободной стопы к опорной ноге с переносом веса. Может выполняться вперед, назад и в сторону, с носка и на носках.
Шаг галопа выполняется вперёд, в сторону, назад и с поворотом. Начинается с шага с носка на всю стопу, прыжок вверх, соединяя ноги в момент полёта, приземление на одну, другая книзу, характер изящный, грациозный.
Мягкий шаг выполняется перекатом с носка на всю стопу при незначительном сгибании опорной ноги.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Физическая культура. 5 класс: учебник для обшеобразоват. организаций / А. П. Матвеев; Рос. акад. наук, Рос. Акад. образования, Изд-во «Просвещение». — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2013. — С. 35-37.
1. Физическая культура. 5-7 классы: учебник для общеобразоват. организаций / под ред. М. Я. Виленского. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2018.
2. Руднева С.Д., Фиш Э.М. Ритмика. Музыкальное движение. М.: Просвещение, 1972.
Открытые электронные ресурсы по теме урока:
Официальный сайт https://aestheticgym.ru/
Официальный сайт https://infourok.ru/
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Ритмическая гимнастика — это система музыкально-ритмического воспитания, созданная Эмилем Жак-Далькрозом. Обязательным её компонентом является музыка. Ритмическая гимнастика, как средство физического воспитания, обладает большими возможностями для оздоровительного, общеразвивающего и релаксационного воздействия на занимающихся.
Техника физических упражнений — это способ выполнения движения, с помощью которого решается двигательная задача. Выделим ключевые требования к выполнению элементов техники двигательных действий: правильное исходное положение; правильная осанка в процессе выполнения упражнения; координация движений различными звеньями тела; соблюдение траектории движений; согласование движений с темпом и ритмом музыкального сопровождения; культура движения.
Особенностью ОРУ в ритмической гимнастике является их чёткая направленность на хореографию и танец. Эффективность общеразвивающих упражнений, применяемых в ритмической гимнастике, возможна только при правильной технике их исполнения.
Разнообразие танцевальных шагов в ритмической гимнастике и вариативность условий их выполнения требуют понимания критериев их эффективности, которыми могут быть красота и выразительность исполнения упражнения, культура движения.
Выберите тип интерактивного теста
Единичный / множественный выбор.
Информация о тестовом вопросе
Как называется направление в физической культуре в основе которого лежат ритм и движение?
Ответы для выбора даны в виде букв, среди которых есть правильный ответ. Выберите один правильный вариант.
Г) ритмическая гимнастика.
Информация об ответах
Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные).
Правильный вариант: Г
Неправильный вариант/варианты: А, Б, В
Выберите тип интерактивного теста
Информация о тестовом вопросе
Занесите ответы по вертикали и по горизонтали на предложенные вопросы в пустые ячейки кроссворда. Для этого подставляйте буквы, расположенные под кроссвордом.
1. Движения в ритмической гимнастике выполняются под какое сопровождение?
4. Как называется способ выполнения упражнений ритмической гимнастики следующих один за другим?
5. Как называется шаг, характеризующийся прыжком вверх?
2. Для развития пластичности движений какой направленности должны быть упражнения?
3. Какие упражнения применяются в ритмической гимнастике?
Буквы: А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, И, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я
1.5. Музыка
1.5.1 Звуковой сигнал может быть подан до начала музыки.
1.5.2 Все упражнения должны полностью выполняться с музыкальным сопровождением. Допускаются короткие произвольные паузы, продиктованные композицией.
1.5.3 Музыка должна иметь цельный и законченный характер (разрешена аранжировка). Бессвязное соединение разных музыкальных фрагментов не допускается.
1.5.4 Нетипичная для гимнастки музыка категорически запрещена (сирены, звук мотора автомобиля и т.п.).
— Сбавка Судьи-Координатора D1 = 0,50 за музыку, не соответствующую нормам.
— Сбавка Судьи-Координатора (D1) = 1.00 балл за каждое упражнение, превышающее ограничение.
1.5.7 Гимнастке/группе разрешается повторить упражнение только в случае «форс-мажорной» ошибки со стороны организатора соревнований, подтвержденной Главной судейской коллегией (например: отключение электричества, неисправность звуковой аппаратуры)
1.5.7.2 Протесты после окончания упражнения не принимаются.
1.5.8 Для каждого упражнения должен использоваться отдельный CD. Каждая музыкальная композиция должна быть записана на высококачественный CD или подана через Интернет в соответствии с Рабочим Планом и Положением официальных соревнований. Если местный Оргкомитет требует загрузки музыки в цифровом виде, то все участвующие Федерации оставляют за собой право использовать на соревнованиях компакт-диски.
На каждом CD должна быть записана следующая информация:
— субъект РФ (который представляет гимнастка);
— фамилия автора(ов) и название музыкального произведения(ий);