Как называется флаг петропавловской крепости
Гюйс — что это такое?
На Флажной башне Нарышкина бастиона даже с противоположного берега Невы хорошо виден — крепостной флаг или флаг морских крепостей, который поднимают по старой традиции на флагштоках морских крепостей. Гюйс — это носовой флаг военного корабля. Поднятый на корабле гюйс означает, что корабль принадлежит к 1 или 2 рангу. Гюйс поднимают на гюйс-штоке во время стоянки корабля на якоре.
Гюйс поднимается и спускается одновременно с подъемом и спуском Военно-морского флага. В Военно-Морском флоте Российской Федерации гюйс поднимается ежедневно на носу кораблей, в том числе, и на подводных лодках, одновременно с кормовым флагом, обычно, в 8:00 утра и он развевается до захода солнца. Гюйс также поднимается на мачтах береговых салютных пунктов при производстве салютов.
В России рисунок крепостного флага идентичен гюйсу: на красном фоне белый вертикальный крест, на который наложен голубой диагональный крест, окантованный белой полосой.
Отдельный гюйс утверждён для кораблей 1 и 2 рангов пограничных органов РФ. Согласно Указу Президента РФ от 1 сентября 2008 года он представляет собой: красное прямоугольное полотнище, перекрещённое прямым белым крестом и наложенным на него синим диагональным Андреевским крестом с белой каймой.
Русское название «гюйс» происходит от нидерландского слова «geus». Это название было введено повстанцами-гёзами для носовых флагов своих кораблей в период Нидерландской революции 1566—1609 гг.
Именно так прочитал Петр Великий это голландское слово, которое переводится ещё и как «нищий». Такое прозвище дали правящие представители Испании бедным фламандским дворянам, требовавшим равноправия с ними. В военно-морском обиходе слово «»гюйс» относится и к большому синему воротнику на форменной матросской верхней рубахе.
История появления «гюйса» достаточно прозаична. В средние века в Европе мужчины носили длинные волосы или парики, матросы заплетали волосы в хвостики и косички. Для защиты от вшей волосы смазывали дёгтем. Чтобы дёготь не испачкал одежду, матросы прикрывали плечи и спину защитным кожаным воротником-гюйсом, который можно было легко протереть от грязи.
Со временем кожаный воротник сменили на матерчатый. Длинные причёски ушли в прошлое, а традиция носить воротник осталась. Кроме того, после отмены париков квадратный матерчатый воротник использовался для утепления — в холодную ветреную погоду он заправлялся под одежду.
Гюйс и крепостной флаг России
Гюйс и крепостной флаг — носовой флаг военных кораблей и морских крепостей Российской Федерации. Утверждён указом президента России Ельцина от 21.07.1992 № 798. Первоначально диагональный крест гюйса был голубого цвета, с 1 января 2001 года в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2000 № 162, голубой цвет Андреевского креста был изменен на синий.
Содержание
Описание
Гюйс и крепостной флаг представляет собой красное полотнище с белым вертикальным крестом, на которое наложен синий диагональный крест, окантованный белой полосой.
Отношение ширины флага к длине — один к полтора, ширины голубой полосы к длине флага — 1/10.
Отношение ширины белой полосы вертикального креста к ширине полотнища — 1/20, белой окантовки диагонального креста — 1/40.
Использование
Иллюстрации
Гюйс на марке 1999 года, посвященной 300-летию Андреевского флага
Гюйс на носу атомной подводной лодки ТК-202 в доке
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Гюйс и крепостной флаг России» в других словарях:
Флаг России — Государственный флаг Российской Федерации Россия … Википедия
Гюйс — У этого термина существуют и другие значения, см. Гюйс (значения). Гюйс (от нидерл. geus гёз, нарицательное название носового флага морских гёзов) носовой флаг корабля или судна[1], который наряду с государственным, гражданским или торговым… … Википедия
Флаг Владивостока — официальное название Флаг Владивостокского городского округа Владивосток Приморский край Россия … Википедия
ФЛАГ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ — один из символов гос ва; представляет собой одноцветное или многоцветное полотнище разд. формы с определенным соотношением сторон, прикрепленное с одной стороны к древку (или шнуру). На Ф. г. обычно изображаются: герб, его отдельные элементы или… … Советская историческая энциклопедия
Флаг ВМС Украины — кормовой флаг кораблей ВМС Украины. Военный флаг Украинской Державы и УНР, Флаг ВМС Украины. Военно морской флаг Украинской Державы, УНР и Украины (с 1992) … Википедия
Морской флаг — Андреевский флаг Морской флаг отличительный знак в виде полотнища правильной геометрической формы cо специальной расцветкой, который может определят … Википедия
Список военно-морских флагов России — На этой странице представлен список военно морских флагов Российской Федерации. В графе «Год» приведены даты утверждения флагов. Содержание 1 Гюйс 2 Кормовые флаги 2.1 … Википедия
Военно-морской флаг Украины — Военно морской флаг Украины … Википедия
Список военно-морских флагов Российской Федерации — Основная статья: Военно Морской Флот Российской Федерации На этой странице представлен список военно морских флагов Российской Федерации. В графе «Год» приведены даты утверждения флагов. Федеральным законом от 29 декабря 2000 года № 162 ФЗ… … Википедия
Список военно-морских флагов СССР — На этой странице представлен список военно морских флагов СССР. В графе «Год» приведены даты утверждения флагов. Сокращения в тексте: ВМС Военно Морские Силы ВМФ Военно Морской Флот ГПУ Государственное политическое управление… … Википедия
Флажная башня
Фотографии
Если история Санкт-Петербурга начинается со дня основания Петропавловской крепости, то главным достоинством самой крепости является Флажная башня, находящаяся в южной стороне фортификационного сооружения. Ее отличительную особенность в наши дни прочно закрепили на флагштоке, а ранее, в 1731 году, с первых дней возведения постройки, поднимали с первыми лучами утреннего солнца. Императорский вензель на флаге повседневно развевался над башней, а во время присутствия самого императора – на флагштоке возвышался царский штандарт. Почти век о славной традиции не вспоминали, и лишь в 90-е годы прошлого столетия, к счастью, возобновили.
Символ могущества и победоносности северной столицы – Флажную башню возвели на Нарышкином бастионе по проекту местного военного инженера Бурхарда Миниха. Бастион сей расстраивался как парадный, поэтому именно здесь и задумали соорудить башню. Кроме ежеутренней традиции поднимать флаг, благодаря указу Меньшикова с 1730-х годов здесь прижился еще один обычай: изо дня в день ровно в 12 часов раздается пушечный выстрел. В XVIII веке выстрел, среди прочего, знаменовал собою начало и конец рабочего дня (не каждый горожанин имел в те времена часы).
Если сегодня Петропавловская крепость вместе со всеми бастионами, башнями и прочими сооружениями и не выполняет оборонительную функцию, то уж бесценной исторической памяткой с интереснейшими музеями остается точно. Так изначально с Флажной башней было связано несколько важных государственных традиций, кроме того, в ней хранились флаги и ключи от крепостных ворот. Внутреннее помещение представляло собой комнату, из которой открывалась чудесная панорама – со всех сторон в ней были установлены окна.
С недавних пор Флажная башня пользуется особой популярностью у молодых людей: ее открыли для различных торжественных мероприятий. Здешний антураж позволяет провести свадебную церемонию с выездной регистрацией. Как и несколько веков назад, Флажная башня радует любящие пары поразительным видом на Петропавловский собор и Неву. А уютная обстановка в комнате сопутствует созданию соответствующего праздничного настроения молодоженам и их гостям. Как результат, Флажная башня прочно лидирует среди наиболее привлекательных мест для проведения свадебных церемоний.
Легендарная «ошибка»
Самая известная легенда Флажной башни связана с большевиками. И хотя документальное подтверждение отсутствует, революционеры нередко вспоминали о внеплановом пушечном залпе и водружении фонаря на башенный флагшток в ночь с 24 на 25 октября 1917 года.
Петропавловская крепость
Экскурсии | Отели | Горящие туры | Промокоды | Петербург | Москва
Петропавловская крепость входит в число самых известных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Это одно из самых посещаемых туристами мест города. Петропавловская крепость это место, с которого начинался Санкт-Петербург, исторический центр города. Крепость это первый объект, который стали строить по указу Петра Первого на месте будущего города. Дата начала строительства крепости, 27 мая 1703 года, считается днем рождения города. Расстояние от Петропавловской крепости до Дворцовой площади примерно 1,1 километра (по прямой линии).
Петропавловская крепость расположена на Заячьем острове, который находится в самом широком месте реки, у правого берега реки Нева. Остров соединён с берегом двумя мостами. Длина острова примерно 750 метров, ширина около 400 метров. Расстояние от острова до Балтийского моря примерно 6,5 километра.
Крепость была заложена 27 мая 1703 года (в то время это было 16 мая) по совместному плану Петра I и французского инженера Жозефа Ламбера де Герена. По замыслу Петра I, Петропавловская крепость должна была защищать отвоеванные в ходе Северной войны земли и оборонять строящийся город. Первоначально крепость была «деревоземляная» (деревянные каркасы сооружений были заполнены землёй и камнями). Позже, в 1706-1740 годах крепость была перестроена. Крепостные сооружения были построены из камня.
Петропавловская крепость никогда не использовалась по своему прямому назначению. Некоторое время она функционировала как тюрьма для политических заключённых.
В 1925 году власти города решили разрушить Петропавловскую крепость, а на её месте построить стадион. К счастью, это решение было вскоре отменено.
В настоящее время Петропавловская крепость входит в состав Музея истории Санкт-Петербурга. Это одна из главных достопримечательностей города. Стало традицией, что ежедневно, в полдень, с Нарышкина бастиона Петропавловской крепости производится полуденный выстрел сигнальной пушки.
На пляже Петропавловской крепости летом часто проводятся различные интересные мероприятия. На территории крепости также расположен музей космонавтики и ракетной техники. От Петропавловской крепости несложно пройти к крейсеру Аврора и Домику Петра Первого. От Петропавловской крепости открывается красивый вид на Зимний дворец, реку Нева и Стрелку Васильевского острова.
На фотографии изображён вид на Петропавловскую крепость с Дворцовой набережной. Хорошо виден Петропавловский собор и «Флажная» башня.
Часто возникающие вопросы.
Как добраться до Петропавловской крепости?
Удобнее всего доехать до Петропавловской крепости на метро. Ближайшая станция метро к Петропавловской крепости – Горьковская. Дойти до крепости можно также от станции метро Спортивная (расстояние примерно 1,5 километра).
Сколько стоит вход на территорию Петропавловской крепости?
Вход на территорию крепости бесплатный. Вход в музеи и Петропавловский собор платный.
Какое расстояние от Петропавловской Крепости до Дворцовой площади? Расстояние до Дворцовой площади по прямой линии немного больше 1 километра. При прогулке пешком через Дворцовый и Биржевой мосты составляет примерно 1,8 километра.
Какие интересные для туристов места расположены рядом с Петропавловской крепостью?
Рядом с Петропавловской крепостью расположены Зоопарк и Музей Артиллерии. Неподалёку находятся также Домик Петра Великого, Мечеть, Крейсер аврора.
Что за флаг поднят над Петропавловской Крепостью?
Над крепостью поднят Крепостной флаг (или Гюйс) России. Более подробная информация добавлена в начало страницы.
Где можно перекусить рядом с Петропавловской крепостью?
Рядом с крепостью расположено много кафе и ресторанов. Быстро перекусить можно, например, в известном кафе «Burger King», которое расположено по пути от станции метро Горьковская к крепости.
Вы можете уточнить расположение Петропавловской крепости на карте.
Флаги военного флота Российской империи (Часть 1)
Появление первого военно-морского флага России связано с постройкой в 1669 году первого русского военного корабля «Орёл». По сохранившимся свидетельствам для «Орла» в 1668 году был изготовлен флаг, состоящий из белого, синего и красного цветов (при чём для изготовления флага потребовалось равное количества ткани каждого цвета), точное расположение цветов не известно, на флаге было велено «написать» российский государственный герб. Существует несколько реконструкций этого флага. Согласно одной из реконструкций (автор П.И.Белавенец) флаг «Орла» был разделён синим крестом на 2 красных и 2 белых поля по стрелецкому образцу (подобные флаги изображены на гравюре Адриана Шхонебека «Осада Азова в 1696 году»(ок 1700). Подобный же флаг вместе с другими вариантами изображён в одной из первых книг о флагах голландца Карла Алярда (1695). Дата издания книги Алярда (1695) не должна смущать читателя, в то время книги печатались очень долго, и в процессе печати вносились исправления и добавления. Реально этот вариант флага мог появиться в книге не ранее 1698 года. Другие историки считали, что уже на «Орле» появился флаг из трёх горизонтальных полос: белой, синей и красной. Вероятно, первым эту идею высказал историк флота Ф.Ф.Веселаго Пётр I, увлёкшись идеей создания российского флота, сам учился морскому делу, он ходил на ботике по Переяславскому озеру, Просяному пруду в Измайлово. Ныне ботик Петра I хранится в музее флота. На сохранившихся гравюрах ботик изображён с императорским штандартом на мачте и флагом генерал-адмирала на корме. Согласно сведениям историка П.И.Белавенеца 6 августа 1693 года в Архангельске на вооружённой яхте «Святой Пётр» Пётр I использовал полосатый бело-сине-красный «флаг царя Московского» с золотым двуглавым орлом на средней полосе. В книге флагов Карлуса Алярда этот флаг описывался так: «Флаг его Царского Величества Московского разделён на трое, верхняя полоса белая, средняя синяя, нижняя красная. На синей полосе золотой с царскою каруною венчан двоеглавый орёл, имеющий в сердце красное клеймо, с серебряным Святым Георгием без змия». Ныне этот флаг хранится в Морском музее Санкт-Петербурга. Он попал туда из Архангельска, где пребывал много лет, будучи подаренным Петром I архиепископу Архангельскому Афанасию. Некоторые историки склонны считать, что бело-сине-красный флаг заимствован Петром у Голландии (голландский флаг почти такой же, отличается лишь порядок расположения полос). Возможно это так. Но, как видим, использование белых, синих и красных цветов на флаге зафиксировано ещё при царе Алексее Михайловиче, отце Петра, задолго до западноевропейского вояжа Петра Алексеевича. «Голландская» версия также связана и с руководителем постройки «Орла» голландским капитаном О.Бутлером. Ему приписывается идея сделать флаг русского корабля по образцу флагов своей родины. В 1695 году Пётр I начал войну с Турцией. Это послужило мощным толчком к созданию военного флота. Было построено множество военных кораблей. Российские моряки проникли в Чёрное, а затем и в Балтийское море. В 1697 году Пётр I учредил новый образец военно-морского флага России, который состоял из горизонтальных белой, синей, красной полос. В октябре-ноябре 1699 года появились первые варианты андреевского флага. В 1699 году, когда корабль «Крепость» отправился в Константинополь, Пётр I в инструкции русскому посланнику Емельяну Украинцеву нарисовал трёхполостный флаг с пересекающим его косым крестом. Особо Пётр I подчёркивал, что андреевский флаг выбран им в честь Святого Андрея Первозванного «ради того, что от сего апостола приняла Россия святое крещение». Дополнительно андреевский флаг по мысли Петра I показывал, что Россия имеет выход к четырём морям. Весьма вероятно, что на выбор Петра повлиял виденный им в Европе флаг Шотландии (синий с белым Андреевским крестом). Святой Андрей считался покровителем Шотландии задолго до введения его культа в России. Известен шотландский Орден Святого Андрея. Пётр скопировал орден и возможно решил перенести на русскую землю и Андреевский флаг, лишь поменяв его цвета. |
В 1701 году вместо единого кормового флага были введены три разновидности (для различных частей флота): белый (кордебаталия), синий (авангард) и красный (арьергард) с андреевским крестом в белом кантоне. Названия частей флота произошли от французских слов: «Corps de Bataille», «Avant Guarde» and «Arriеre Guarde». Эти же флаги служили стеньговыми флагами адмиралов Галерные флаги были аналогичными, но имели две косицы. |
Гюйс, флаг поднимаемый на бушприте (носовом флагштоке) во время стоянки судов, русский флот начал использовать в 1720 году согласно Морскому Уставу (до этого в качестве гюйса использовался аналогичный кормовому флаг). Гюйс представлял собой красное полотнище с прямым белым крестом и наложенным на него андреевским синим крестом. Белый крест символизировал христианство. Такой дизайн флага появился вероятно в 1701 году. Такой же флаг являлся флагом генерал-адмиралов, уже на знаменитом ботике Петра I он символизировал генерал-адмирала Апраксина. Этот флаг с 1701 по 1720 годы использовался только как флаг морских крепостей, и только в 1720 году с введением нового Устава он стал использоваться и на бушприте. До 1820 года корабли несли гюйс не только на стоянке, но и в море. |
Гюйс же служил и флагом морских крепостей. Лишь 7 декабря 1913 года законом №40638 был утверждён новый вариант крепостного флага: в центр был добавлен государственный орёл. |
Первые вымпелы русских военных кораблей были трехполостными бело-сине-красными с двумя косицами. Около 1700 года Петр I учредил «командорский вымпел» военных кораблей России. Он был бело-сине-красным, у шкаторины андреевский крест. Эскиз этого вымпела сохранился в записной книжке Петра I. Этот вымпел (ординарный вымпел) поднимали корабли, находящиеся в самостоятельном плавании вне определенной дивизии ВМФ. Этот же вымпел поднимался на кораблях Морского кадетского корпуса. Ординарный вымпел просуществовал до 1870 года. |
С 1865 года вымпел военных кораблей России стал белым с андреевским крестом у шкаторины. |
5 июня 1819 года Александр I ввел для отличия судов гвардейского экипажа специальный Георгиевский вымпел. Это было трехцветное полотнище с андреевским флагом в головке, в центре андреевского креста помещался красный щиток с изображением Святого Георгия Победоносца. |
С 1870 года Георгиевский вымпел стал из трехцветного белым. |
Вспомогательные суда ВМФ до 1797 году несли трехцветный бело-сине-красный флаг, а на корме гюйс. С 1797 года вспомогательные суда стали поднимать и вымпел. В мае 1804 года для вспомогательных судов (транспортов) введен специальный кормовой флаг. Это было белое или синее полотнище с национальным триколором в кантоне и двумя скрещенными якорями под ним. Если корабль был вооружен пушками, то он дополнительно поднимал и военный вымпел. Этот вариант флага вспомогательных судов отменен в 1865 году. |
В 1827 году введен кормовой флаг кораблей учебных экипажей. В его центре на красном овале изображали скрещенные якорь и орудие. 9 февраля 1853 года 2-й учебный морской экипаж получил такой же знаменный флаг. |
Гидрографические суда военно-морского флота получили в 1828 году особый кормовой флаг (флаг «для лоции»). Это был андреевский флаг с изображением в центре компаса с золотым якорьком, показывающим на север. В 1829 году появился флаг генерал-гидрографа, на нем компас изображался в синем кантоне. В 1837 году этот флаг занял место «флага лоции» на корме гидрографических судов. В тексте использована информация ведущего флаговеда-мариниста СНГ А.Н.Басова. Использованы материалы книги В.Соколова «Флаги Российской империи и СССР в документах» |
Флаг отделения аэронавтики военного флота был белым с гюйсом в кантоне и крылатым красным якорем в вольной части. |
Лоцманский флаг для военных судов (или «флаг для призыва лоцмана») известен с первой половины XIX века. Он повторял по рисунку гюйс, но имел белую кайму. Такой тип лоцманских флагов появился впервые в Англии (1823), а затем стал очень распространён по всему миру. |
Флагом Адмиралтейства (1710-1802) было белое полотнище с четырьмя переплетёнными меж собой синими якорями. Флаг реял над зданием Адмиралтейства в Петербурге.
|