Как называется еврейская начальная школа

Хедер

Как называется еврейская начальная школа. картинка Как называется еврейская начальная школа. Как называется еврейская начальная школа фото. Как называется еврейская начальная школа видео. Как называется еврейская начальная школа смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется еврейская начальная школа.

Как называется еврейская начальная школа. картинка Как называется еврейская начальная школа. Как называется еврейская начальная школа фото. Как называется еврейская начальная школа видео. Как называется еврейская начальная школа смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется еврейская начальная школа.

Как называется еврейская начальная школа. картинка Как называется еврейская начальная школа. Как называется еврейская начальная школа фото. Как называется еврейская начальная школа видео. Как называется еврейская начальная школа смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется еврейская начальная школа.

Хе́дер (идиш חדר хе́йдэр — начальная еврейская школа, комната; восходит к ивр. חֶדֶר ‎ — комната) — еврейская религиозная начальная школа.

Содержание

Происхождение

Название хедер впервые упомянуто в XIII веке. В дальнейшем школы такого типа получили широкое распространение в среде ашкеназских евреев. Функционирование хедера на Украине и в Польше в первой половине XVII века описано в книге Н. Ганновера «Иевен мецула» («Пучина бездонная»). Система, установленная в те времена, сохранялась в пределах Российской империи и в некоторых районах Австро-Венгрии вплоть до Первой мировой войны.

Система обучения

В хедере, как и в школах талмуд-тора, учились только мальчики. Однако если талмуд-тора была общинным учреждением для поддержки бедных детей, чьи родители не могли вносить плату за обучение, хедер был частной школой, и его учитель (меламед) получал плату от родителей (для санкционирования такой платы потребовались юридические ухищрения галахических авторитетов, ибо считалось, что обучение законам веры должно осуществляться как мицва, то есть бесплатно).

Обучение проводилось обычно в одной из комнат квартиры учителя. Тем не менее, община контролировала обучение в хедере и устанавливала определённые правила и ограничения частной инициативе меламеда. Согласно школьному статуту Кракова (1511), в хедере не могло обучаться одновременно более 40 учеников. У учителя могли быть специальные помощники (идиш: белферз, единственное число белфер). Однако на практике нагрузка учителя была значительна; в одном классе одновременно могли обучаться ученики трёх возрастных групп. В младшей группе (дардике, с трёх лет) школьники обучались азбуке и чтению еврейских текстов без перевода. В следующей группе (с пяти лет) изучалось Пятикнижие с комментариями Раши и начальные сведения о Талмуде. Старшие ученики (с восьми лет) более углублённо занимались Талмудом.

Светские учебные дисциплины в хедере не изучались. Занятия проходили с раннего утра до семи-восьми часов вечера. Практиковались телесные наказания строптивых учеников, для чего существовал специальный кнут (канчик). Считалось, что преподавание не требовало специальных знаний, и труд учителя ценился невысоко. По окончании хедера юноша мог под руководством раввина или образованных членов общины продолжить изучение Талмуда в синагоге (бейс-мидраш) или поступить в иешиву. Однако для значительной части жителей штетла (см. Местечко) образование ограничивалось учёбой в хедере.

В Новое Время

Со времени Хаскалы хедер подвергался яростной критике со стороны тех, кто получил светское образование; приверженцы Хаскалы (маскилим) особенно возмущались примитивной методикой обучения. Ненависть к сложившейся системе образования ярко выражена в произведениях И. Б. Левинзона, И. Л. Гордона, П. Смоленскина и многих других. Однако в Российской империи только в конце XIX в. смогла реализоваться попытка реформации хедера (так называемый хедер метуккан) на основе идеологии палестинофильства (Ховевей Цион) и, позднее, сионизма. Реформированные хедеры размещались в просторных помещениях, здесь преподавали историю еврейского народа, географию Эрец-Исраэль, грамматику иврита. Несмотря на ожесточённое сопротивление ортодоксально-религиозных кругов, ассимиляторов и властей, школы системы «хедер метуккан» оказали влияние на становление новой системы еврейского образования.

Источник

Хедер — начальная еврейская школа

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Хейдер, или хедер — еврейская религиозная начальная школа. На идиш слово«хейдер» означает «комната», так как обучение проводилось обычно в одной из комнат квартиры учителя, которого называли меламед («меламед» — ивр. глагол «обучает»). Хейдер в течение многих веков был основой еврейского образования. Уничтоженная Катастрофой система хейдеров стала возрождаться в новом воплощении начиная с последней трети XX века в Израиле, США и Европе.

Оглавление

Не просто школа [↑]

В иудаизме особое место занимает изучение Торы маленькими детьми, которых принято называть аббревиатурой ташбар (тинокот шель бейт рабан), буквально: дети, занимающиеся Торой. Тора детей, чьи души не запятнаны никакими грехами, имеет огромную силу и влияние.

Один из величайших законоучителей всех эпох раби Моше бар Маймон (Рамбам) еще в XII-м веке в своем труде «Алахот талмуд тора» (гл. 2:1) писал о необходимости назначить учителей-меламедов в каждой стране, в каждом округе и в каждом городе. Пока жители города не назначат меламеда, им объявляется «херем» (исключение из еврейской общины). Если не будет в городе домов учения для детей, он будет уничтожен, потому что на этом стоит мир: на дыхании уст младенцев, занимающихся Торой.

Рамбам пишет не «слова Торы», а именно «дыхание уст», на иврите «эвель пиэм», поскольку зачастую маленькие дети не понимают того, что говорят, и даже коверкают слова, и, тем не менее, их Тора кристальной чистоты, любима и важна перед Вс-вышним даже больше, чем Тора взрослых, и именно она поддерживает мир! («Тора Тмима» на Коэлет, 9:22). Поэтому и дома учения детей имеют особую святость.

В книге Зоар (гл. Лех Леха, 32а) приводится, что великий мудрец рабби Шимон бар Йохай специально заходил в дома учения детей, чтобы узреть Шхину — Б-жественное присутствие, поскольку именно там находится стан Шхины.

Хейдер в XIII-XX веках [↑]

Слово хейдер в качестве обозначения учебного заведения впервые упомянуто в XIII веке. Но дома учения для детей всегда существовали наряду с домами учения для взрослых. С развитием ашкеназской традиции школы такого типа получили широкое распространение в среде ашкеназских евреев Российской империи и в некоторых районах Австро-Венгрии.

Каждый еврейский мальчик в возрасте от 6 до 13 лет (до возраста бар-мицвы) обязан был посещать начальную школу — хейдер. Все общины должны были содержать школы для бедных. Отцы старались подобрать своим сыновьям лучших учителей, платили им дополнительную плату, чтобы число учеников в классе не превышало норму. Как частные, так и общественные школы находились под контролем кагала — совета общины, который устанавливал определенные правила и ограничения, например, касающиеся максимального количества учеников. Преподавание велось на идише. В основном, в школах изучали Танах и Талмуд, иврит и его грамматику, а также арифметику. После окончания школы некоторые ученики продолжали образование в ешивах.

В маленьких местечках или городах с небольшим еврейским населением родителям приходилось нанимать частных меламедов, что было значительно дороже, чем в больших городах.

В отличие от талмуд-тора, которая была общинным учреждением для поддержки бедных детей, чьи родители не могли вносить плату за обучение, хейдер был частной школой, и его учитель (ребе или меламед) получал плату от родителей.

Как говорилось выше, обучение проводилось обычно в одной из комнат квартиры учителя. У меламеда могли быть специальные помощники (бехелфер). Занятия проходили с утра до семи-восьми часов вечера. Обычно фиксированная плата меламеду не устанавливалась, родители платили, как могли, и часто — не деньгами, а продуктами.

В одном классе одновременно могли обучаться ученики трех возрастных групп. В младшей группе (дардике, с трех лет) школьники обучались азбуке и чтению ивритских текстов (без перевода). В следующей группе (с пяти лет) изучалось Пятикнижие (Хумаш) с комментариями Раши и начальные сведения о Талмуде. Старшие ученики (с восьми лет) более углубленно занимались Талмудом.

Хейдер обеспечивал то, чем не мог похвастаться ни один народ в течение XIII-XX веков: стопроцентную грамотность среди мужского населения.

Закрытие хейдеров [↑]

В период Аскалы (т.н. еврейского «просвещения») среди прочих нововведений попробовали реформировать и систему начального образования. Просветители не только образовывали собственные школы в Германии и Франции, но и меняли старые. Назвали новое учебное заведение хейдер метукан, то есть «исправленный». Он почти ничем не напоминал традиционный хейдер.

После Октябрьской революции в России среди конкретных целей, которые поставила себе новая власть, а точнее — её еврейские апологеты, в борьбе с «религиозными предрассудками и фанатизмом», были, конечно, искоренение Субботы, еврейских праздников, синагог. Однако первой и главной задачей на этом пути стало уничтожение традиционного еврейского воспитания. Хейдеры были объявлены одним из главных врагов советской власти. Закрытием хейдеров в Беларуси, Украине и России занялись всерьез. В 20-е годы проводились «недели по борьбе с хейдерами», обходы родителей агитаторами, открытые диспуты, публичные «суды над хейдерами».

Агитация возымела свое действие. Подавляющая часть еврейского населения уже была готова расстаться с хейдером ради новых «образовательных» горизонтов. Десятилетия деятельности «просвещенцев» и «реформаторов» сделали своё дело.

С организованным, массовым обучением еврейских детей тысячелетней традиции было покончено. Насыщенная духовностью еврейская жизнь была временно заменена культурным «просоветским» суррогатом на языке идиш, который тоже был искоренен спустя несколько лет. Как результат, в течение следующих 70 лет росли поколения евреев, у которых полностью отсутствовала возможность духовной идентификации.

Во всей «несоветской» Европе хейдеры просуществовали до Катастрофы и были смыты ее кровавой волной.

Современные хейдеры [↑]

Хейдер в наше время — это не комната в квартире нищего учителя, а полноценная школа, каких открывается множество в Израиле, США и некоторых странах Европы. И в наше время мальчики начинают учить в возрасте трех лет алфавит, потом — Хумаш, молитвы и законы, Тору вместе с комментариями, позже — Мишну, чтобы через несколько лет приступить к изучению Талмуда — сначала только с комментариями Раши, на следующем этапе — привлекая Тосафот.

По еврейскому обычаю, первое знакомство детей с Торой начинается не с сотворения мира и не с выхода евреев из Египта, а с третьей книги Пятикнижия — книги Ваикра, в которой практически нет никаких «историй», а законы, разбирающиеся в этих главах, по большей части далеки от нашей повседневной жизни и довольно трудны для восприятия. Книга Ваикра почти целиком посвящена разбору заповедей, связанных со службой в Храме, ритуальной чистотой и нечистотой и других аспектов святости еврейской жизни. Как сказано: «придут ритуально чистые (дети) и будут изучать книгу ритуальной чистоты». Так было тысячи лет назад, так происходит и в наши дни.

Остались хейдеры и с преподаванием на идиш, но чаще преподавание идет на языке страны: в США — английский, в Израиле — иврит. В современном мире невозможно обойтись без базовых знаний светских наук, и в хейдерах учат математике, истории, географии, грамматике. Но главное в современных хейдерах осталось прежним: трехлетнего малыша завернутым в талит в первый раз в хейдер вносит отец, и несет его с благоговением, словно бесценный Свиток Торы. Ребе — учитель — учит будущего талмид-хахама в его первый день в хейдере буквам Торы, написанным медом, и становится Тора для него слаще меда. Дома учения для маленьких детей — как много тысяч лет назад, так и сейчас, — остаются местом любви к Торе и воспитанию богобоязненности — «ират шамаим».

Источник

Как называется еврейская начальная школа

Developed in conjunction with Joomla extensions.

НАЧАЛЬНОЕ ЕВРЕЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ХЕДЕР

«не будь хедеров, не было бы у нас ни Торы, ни заповедей, не было бы Израиля»

Как называется еврейская начальная школа. картинка Как называется еврейская начальная школа. Как называется еврейская начальная школа фото. Как называется еврейская начальная школа видео. Как называется еврейская начальная школа смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется еврейская начальная школа.

В жаркой комнате – тесно, скученно
Свечки слабый свет.
Малых деточек ребе учит там
Учит алеф-бет.

Припев:
Дети милые, вы запомните
Все, что прочтено.
Повторите же, повторите вновь:
Комец алеф – О!

И запомните, детки милые,
Твердо мой урок.
Кто иврит быстрее выучит,
Дам тому

Вы учитесь, дети, споро,
Трудно лишь начать;
Счастлив тот, кто учит Тору –
Что еще желать?

Когда, милые, старше станете
Букв поймете суть,
Вы услышите – буквы стонут те
Плачут, слезы льют.

Когда будете с мукой-мученьской
Волочить галут,
Эти буквы, что заучены
Силу вам дадут.

Что такое хедер? Хедеры и талмуд-торы

Надо сказать, что обучение сыновей закону Божьему и молитвам рассматривалось как религиозная обязанность каждого еврея. Поэтому хедер занимал исключительно важное место в системе формального еврейского образование, давая возможность всем евреям, даже самым бедным, обучать своих сыновей. Помимо приобретения знаний, он способствовал и выработке определенного мировозрения. Именно благодаря ему евреи в широких массах грамотны в древнееврейском языке и сохранили приверженность вере отцов и еврейским традициям.

Начало обучения. Чему учили в еврейской школе?

Основные традиции воспитания и обучения детей сложились у евреев еще в древние века и упоминаются в различных письменных источниках. В Мишне, к примеру, даются общие указания такого типа: «Пяти лет – к Священному Писанию, 10 лет – к Мишне, 13 лет – к (выполнению) заповедей, 15 лет – к Гемаре (Талмуду), 18 лет – под свадебный балдахин» (Мишна, трактат «Авот», глава 6, мишна 25). Но в силу жизненных обстоятельств не всем евреям удавалось следовать этим рекомендациям.

Как называется еврейская начальная школа. картинка Как называется еврейская начальная школа. Как называется еврейская начальная школа фото. Как называется еврейская начальная школа видео. Как называется еврейская начальная школа смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется еврейская начальная школа.

Обычно родители приводили ребенка к меламеду в 5 лет, а бывало и раньше – в 4 и даже в 3 года. Считалось, что все мальчики обязаны учиться до 13 лет (до бар-мицвы), а иногда и до 14-15 лет. В любом случае, было желательным, чтобы ребенок ходил в хедер 8-12 лет. Этот идеал, зачастую, был недостижим. Родители-бедняки старались поскорее забрать мальчика из школы ради занятий коммерцией или обучения ремеслу, особенно если ребенок не проявлял особых способностей. Общины пытались бороться с этой практикой, запрещая своими постановлениями забирать детей из хедера до 13 лет. Но успех эти меры имели небольшой.

Как бы то ни было, подавляющее большинство еврейских мальчиков в юном возрасте посещали хедер и учились в нем несколько лет. И сколь малыми ни были приобретенные знания теми, кто оставил обучение на ранней стадии, даже у них они

включали умение читать на иврите и идише, а также привитое с детства почтение к книге и уважение к еврейскому закону.

Занятия проходили с раннего утра до семи-восьми часов вечера с часовым перерывом на обед.

Как называется еврейская начальная школа. картинка Как называется еврейская начальная школа. Как называется еврейская начальная школа фото. Как называется еврейская начальная школа видео. Как называется еврейская начальная школа смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется еврейская начальная школа.Как только чтение было осилено, ребенка переводили к другому меламеду, в следующую группу. Там изучалось Пятикнижие с комментариями Раши и давались начальные сведения о Талмуде. Тора (Пятикнижие) изучалась по системе перевода: сперва слово читалось вслух в оригинале, а затем давалось в переводе на идиш.

Углубленное же изучение Талмуда и его комментариев старшими учениками (с восьми лет) проходило под руководством более знающего ребе. Хотя бывало и так, что обучение всех трех возрастных групп проводилось в одном помещении и у одного учителя.

Помимо обязательных предметов дети знакомились и с многочисленными народными сказаниями и легендами, со всеми богатыми национальными традициями.

А вот письму в школе не учили. Во-первых, потому, что не все меламеды сами умели писать, и, во-вторых, потому, что

предмет этот считался маловажным и легким, так что желающие могут сами научиться ему в свободное от серьезного уч

ения время. Время от времени в местечках пояалялся странствующий каллиграф с предложением открыть за известное месячное вознаграждение школу чистописания для обучения детей письму еврейскому, а для желающих – также русскому и польскому. Еевреи охотно на то соглашались, школа вскоре открывалась. Спустя год, в течении которого почти все юношество города научилось писать, каллиграф перекочевал в другой город.

В хедере не было места ни «светским» предметам, ни профессиональному обучению. Профессиональные навыки приобретались детьми посредством наблюдения за работой взрослых и обучения у торговца или ресмесленника, как правило после нескольких лет учебы в хедере. «Светские» же науки, по мнению многих, таили в себе опасность вековому укладу еврейской жизни. Больше всего на свете еврейские родителя боялись, что их сын станет «апикойресом» (еретиком) или гоем. Именно поэтому их не преподавали в еврейской начальной школе, и именно поэто

му евреи не отдавали своих детей в общие учебные заведения. До 40-х годов 19-го века хедер оставался единственной школой для еврейского населения.

По окончании его молодой человек мог под руководством раввина или образованных членов общины продолжить изучение Талмуда в синагоге (бет-мидраш) или поступить в иешиву. Однако для большинства евреев обучение ограничивалось хедером.

Как выглядел хедер

Обучение проводилось обычно в одной из комнат квартиры учителя. Как правило, помещение было абсолютно не приспособлено для занятий. В многочисленных воспоминаниях, дошедших до нас, классная комната в хедере описывается как маленькое, душное, грязное и плохо освещенное помещение. Здесь же могла находиться и гремевшая кухонными горшками жена меламеда, и его дети, а иногда даже и домашние животные.

ребенка, затем и прочие хозяйственные принадлежности.

Среди комнаты копошились ребятищки меламеда, расхаживали представители животного царства в лице кормилицы-козы, благочестивых, хотя и крикливых, кур и озорника-петуха. Собственно хедер состоял из «красного

угла», где восседал ребе на высоком мягком стуле с истрепанным сиденьем у длинного стола на гнилых ногах, по бокам которого стояли 2 длинные скамьи для учеников. Исчисленные предметы составляли всю классную мебель, и, надо сказать правду, крайне мучительную, ибо скамьи были без спинок и слишком высоки для нашего возраста, так что ноги наши при сидении висели в воздухе и отекали; не меньше докучал постоянно колебавшийся на своих больных ногах старый стол, при каждом прикосновении издававший скрип, похожий на вздох умирающего.

Отрывок из воспоминаний А.И. Паперны «Из Николаевской эпохи»

Воспоминания Паперны относятся к 40-ым годам 19 века. В 1894 г. Вольно-Экономическим обществом при посредстве Комитета грамотности и при содействии представителей Общества распространения просвещения среди евреев было проведено первое статистическое обследование хедеров в России и Царстве Польском. А в 1898-99 года – второе. Оказалось, что за прошедшие 50 с лишним лет ситуация не изменилась и оставалась более чем удручающей. Исследователи рисуют ужасные антисанитарные и антипедагогические условия традиционного хедера. Он по-прежнему помещается обыкновенно в квартире ребе, грязной, сырой, холодной, темной маленькой комнате, часто в подвале, на чердаке или в кухне.

Количество света и воздуха в два и более раза меньше нормы. Дети, чтобы согреться, не снимают верхней одежды. Золотушное худосочие с его последствиями, близорукость, слабость зрения, искривление позвоночника, ревматизмы — обычные болезни учеников еврейской начальной школы.

Безусловно, обеспеченные люди могли позволить себе оплачивать услуги приходящего на дом меламеда. Но их было ох как немного!

Первый день в хедере

Когда мне исполнилось четыре года, домашние стали поговаривать об отдаче меня в хедер. Я этому очень обрадовался.

А.И. Паперна «Из Николаевской эпохи»

Абсолютно точно также описывает свой первый день в шкловском хедере и другой мемуарист, Соломон Цетлин, в своих воспоминаниях, написанных в 1917 году. Паперну и Цетлина разделяют 20 лет – первый пошел в хедер в 40-ых годы 19 века, а второй в 60-ых годах. Тем не менее, похожесть, если не сказать идентичность, описания первого школьного дня говорит о том, что это был, вероятно, устоявшийся ритуал.

Как называется еврейская начальная школа. картинка Как называется еврейская начальная школа. Как называется еврейская начальная школа фото. Как называется еврейская начальная школа видео. Как называется еврейская начальная школа смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется еврейская начальная школа.

В этот миг на азбуку упали кусок пряника и конфетка. Я поднял голову, желая посмотреть, откуда упали эти лакомства, – и меламед поспешил объяснить:

– Добрые ангелы посылают подарки хорошим ученикам.

Соломон Цетлин «Детство в шкловском хедере»

Приемы и методы обучения были примитивные и раз и навсегда установленные. Не имея никакой педагогической подготовки и учебных пособий, меламед должен был брать трудом. Учебником служил обычный молитвенник. Изо дня в день он вдалбливал в головы малышей названия 22 букв алфавита и 10 гласных знаков. Зубрежка не скоро приносила свои плоды, особенно, если учитывать обстановку классной комнаты. Да и обучались дети языку древнему, им непонятному.

Как называется еврейская начальная школа. картинка Как называется еврейская начальная школа. Как называется еврейская начальная школа фото. Как называется еврейская начальная школа видео. Как называется еврейская начальная школа смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется еврейская начальная школа.

Никакой грамматики, правил, – зазубрив буквы, перешли прямо на чтение. А так как в библейском языке произношение зависит от пунктуации, то ясно, какая каторжная работа для ребенка запоминать сочетание буквы с той или другой пунктуацией, от которой зависит произношение. Требовалось большое внимание и огромное напряжение памяти, чтобы усвоить чтение слов, произношение коих изменяется в зависимости от пунктуации.

Соломон Цетлин «Детство в шкловском хедере»

В более старшей группе, где изучали Пятикнижие, можно было бы заинтересовать детей, подбирая доступные и интересные для них главы – повествование о сотворении мира, о потопе, о жизни патриархов. Но увы – было принято начинать обучение не с первой книги Бытия, а с книги Левит, толкующей о предметах, детям неинтересных (законы о жертвоприношениях, о прокаженных и т.д.). Учение состояло в дословном переводе с древневрейского на идиш. Прочитав стих, меламед заставлял учеников по очереди повторять его, причем каждый должен был внимательно слушать перевод товарищей.

Бывало, что после долгих двухчасовых казуистических прений по поводу одного вопроса, поставленного одним из талмудистов, после многочисленных предпосылок, обоснований, сравнений множества цитат, вопросов, ответов, утверждений, опровержений, – вдруг выясняется, что все так просто. Более того – что даже вопроса никакого не было! Детский ум, утомленный до крайности, испытывал радость «победы» – все становилось на свои места.Однако чего это стоило ребенку! В продолжение двух и более часов мальчику приходилось напрягать весь свой еще не окрепший мозг, чтобы ни на секунду не терять нить запутанного «клубка». Ибо меламед зорко следил за каждым и, обращаясь то к одному, то к другому из мальчиков, проверял «мозговой пульс».

Соломон Цетлин «Детство в шкловском хедере

Мальчикам в старшей группе тоже приходилось нелегко. Их приучали самостоятельно «плавать» по морю Талмуда и его комментаторов.

Как называется еврейская начальная школа. картинка Как называется еврейская начальная школа. Как называется еврейская начальная школа фото. Как называется еврейская начальная школа видео. Как называется еврейская начальная школа смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется еврейская начальная школа.Удержать внимание несколько часов вообще трудно для детей, да еще если вокруг тебя столько отвлекающих моментов. Преподавание сопровождалось «вразумляющей» нагаечкой, прозванной «локшен» («лапша» на идише). Также использовался канчик – специальный кнут для наказания строптивых, ленивых и отвлекающихся учеников. Вообще, стоит отметить, что телесные наказания очень широко практиковались в хедере и считались одним из методов обучения. Детям приходилось терпеть не только побои, но и более изощренные наказания – стоять в углу с кружкой, полной воды, и держать ее перед собой.

Упоминание телесных наказаний содержится практически во всех мемуарах, где так или иначе встречается слово «хедер». Наиболее мрачную картину рисует знаменитый поэт Хаим Нахман-Бялик в своей автобиографической книге: учителя «умели только бить, каждый по-своему. Ребе обычно бил плеткой, кулаком, локтем, шпилькой жены, всем, что могло причинить боль. Его помощник, если я неправильно отвечал на его вопрос, обычно приближался ко мне с растопыренными пальцами, наклонялся ко мне и хватал за горло. Он смотрел на меня, как леопард, тигр или другой подобный зверь, и я замирал от страха. Я боялся, что он выколет мне глаза своими грязными ногтями, страх парализовал мой ум, так что я забывал все, что выучил накануне».

Были, конечно, и прекрасные, добрые к детям и справедливые учителя — сам Бялик учился у такого несколько лет спустя, — но это было делом счастливого случая.

В субботу меламеды обязаны были обходить дома своих учеников и испытывать их знания в пройденном за прошедшую неделю в присутствии родителей. Поэтому уже в четверг, по свидетельству Паперны, в хедере становилось жутко. Ребе не хотел ударить в грязь лицом перед родителями мальчика и вовсю «усердствовал», пуская в ход и руки, и канчук.

Прежние профессии меламедов,по данным статистического обследования, проведенного в конце 19 века, были самыми разнообразными: среди них были бывшие торговцы и ремесленники, маклеры и извозчики, синагогальные служки и отставные солдаты. В основном, люди, потерпевшие неудачу и вынужденные взяться за занятие меламеда, как утопающий хватается за соломинку. Однако, около половины ребе посвятили этому делу несколько десятков лет.

Как называется еврейская начальная школа. картинка Как называется еврейская начальная школа. Как называется еврейская начальная школа фото. Как называется еврейская начальная школа видео. Как называется еврейская начальная школа смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется еврейская начальная школа.

. он(ребе) знал только то, что учил, то есть еврейское чтение, что знал в Копыле каждый простолюдин, и если он выбрал себе это занятие, вместо того чтобы быть, например, трубочистом или извозчиком, то только потому, что и для этих немудреных зпрофессий нужна какая-нибудь сноровка, чего у него не было и чего от него, как от меламеда, не требовалось.

А.И. Паперна «Из Николаевской эпохи»

Материальное положение большинства меламедов было весьма печальным. Считалось, что преподавание не требует специальных знаний, поэтому и труд учителя ценился невысоко. Плата за ученика в год колебалась от 18 до 50 рублей.

Надо сказать, что для оправдания платы, получаемой меламедом, потребовались ухищрения галахических авторитетов, ибо считалось, что обучение законам веры должно осуществляться как мицва, то есть бесплатно.

Вот как объяснял получение платы один из меламедов: «Платят, но не за учение, а за употребляемое мною на него время. За учение нельзя брать плату: Бог дал нам Тору даром, и мы должны ее даром же давать другим. Временем же своим я сам распоряжаюсь: оно принадлежит мне, моей жене и детям, которых я обязан кормить. И вот время, употребляемое мной на занятия с вами, я продаю и получаю от родителей ваших столько, сколько я бы зарабатывал, занимаясь в это время своим ремеслом.»

Общий расход еврейского населения на хедер исчислялся приблизительно 8 миллионами рублей ежегодно (около 1½ р. на чел.). Расход огромный, особенно, по сравнению с расходами других жителей России на народное образование.

Мало кто из прошедших через хедер помянул его добрым словом. Некоторым мемуаристам он вспоминается как «страшный кошмар», на который были обречены дети. Но, несмотря на общий негативный тон дошедших до нас воспоминаний, в них слышатся иногда и позитивные нотки.

Метод преподавания некоторых предметов, к примеру, Гемары и Талмуда, развивал у учащихся склонность к самостоятельным размышлениям и спорам по поводу изученного материала, спобоствовал развитию логического и аналитического мышления и выстраиванию доказательств на основе предпосылок, сравнений множества цитат, вопросов, ответов, утверждений, опровержений. Все это, вместе с привитой народной традицией стремления к знаниям и учебе, оказало огромную пользу тем, кому родители предоставили возможность получить светское образование в гимназии или реальном училище. А таких, начиная с последней четверти 19 века, было немало. Закаленный с детства в тонкой эквилибристике ума новоиспеченный гимназист или реалист со значительно большей легкостью, чем его православные сверстники, воспринимал, понимал и запоминал предметы гимназического курса или курса реального училища. Многие из них с превосходными результатами закончили средние учебные заведения, были награждены золотыми и серебряными медалями и продолжили обучение в университетах или технических училищах.

Ну и, конечно, именно хедеры помогали евреям на протяжении веков сохранять свою веру, традиции и заветы предков и передавать их последующим поколениям. В 1887 году выдающиеся раввины Российской Империи подписали обращение в защиту хедеров:

Знайте, что система воспитания молодежи, унаследованная нами от предков, была для нас благодатью, ибо из среды тех, кто получил свое воспитание в хедерах, у меламедов, вышли мудрецы и ученые в Израиле, великие гаоны, наставляющие нас на путь Торы и нравственного совершенствования, обучающие нас путям Господним и Его мудрости. И не будь хедеров, не было бы у нас ни Торы, ни заповедей, не было бы Израиля.

Реформирование хедеров государством

Попытки реформировать хедеры предпринимались государством ни раз, но большей частью безуспешно – и государство не проявляло нужной настойчивости, и сопротивление, оказанное меламедами и еврейским обществом в целом, было достаточно сильно. Суть преобразований заключалась в попытке замены меламедов-талмудистов просвещенными евреями, воспитанными в духе Гаскалы.

Ниже предлагаю Вашему вниманию перечень законов и положений, принятых государством в период с 1844 по 1893гг., с кратким их описанием.

23 июля 1844 г. Положение ο частных учебных заведениях и домашних учителях

В черте оседлости были созданы губернские и уездные учебные комиссии. Содержатели хедеров и меламеды обязаны были предоставить комиссии следующие документы:

(первоначальный или второстепенный)

Удовлетворившие этим требованиям получали свидетельство на право преподавания в течении года. Стоило оно 50 к. для первоначальных или 1 руб. для второстепенных хедеров. Через год необходимо было получать новое свидетельство.

Вводилось преподавания русского языка для второстепенных хедеров, разделение детей по возрасту на классы с особым помещением и особым учителем.

В течение первого года внесено в списки 2.702 первоначальных и 2.580 второстепенных хедеров, 10.861 меламедов и с 69.464 учащихся

Правительство пытается заменить меламедов учителями, которые получили хотя бы первоначальное общее образование.

Но и этот закон остался мертвой буквой.

Закон 1 марта 1893 года – первый закон о хедерах и меламедах, который худо-бедно исполняется. Он фактически легализирует существование меламедов и устраняет непосильные для них требования. Кроме того, законом и изданными позже пояснениями и циркулярами вводятся следующие правила:

1. Право на обучение еврейских детей закону веры и еврейскому языку в школе, на дому у родителей и у себя на квартире приобретается получением свидетельства на звание меламеда.

2. Свидетельство выдается директором или инспектором народных училищ на один год за плату в 3 рубля.

3. Никакого испытания на звание меламеда не требуется; директор или инспектор должен удостовериться в благонадежности просителя.

4. Ребе обязан представить свидетельство местному общественному раввину, который вносит его в особую книгу.

5. Еврей, имеющий свидетельство на звание меламеда, может открыть хедер, заявив ο том местной дирекции народных училищ.

6. Учение в хедере должно начинаться не ранее 9 часов утра и оканчиваться не позже 5 часов дня; из этого времени ученикам дается не менее 2 часов на обед и отдых.

7. Общее наблюдение зa хедером принадлежит директорам и инспекторам народных училищ. Надзор за преподаванием законов веры возлагается на общественного раввина.

8. Наблюдение же за тем, имеют ли меламеды надлежащие свидетельства, не занимаются ли они при учительстве какими-либо другими профессиями и, вообще, заслуживают ли доверия образом жизни и поведением, относится к обязанности полиции.

10. Меламед может обучать у себя на дому, при условии, что в помещении, отведенном под классную комнату, не проживает его семья.

11. С 1903 г. министерство разрешает устраивать коллективные хедеры, т. е. несколько в одном доме, при условием, чтобы каждый имеет отдельную комнату.

12. Преподавание русского языка и общих предметов воспрещается.

13. Открытия хедеров для девочек министерство не допускает, ссылаясь на содержащееся в Талмуде мнение (Сота, 20а; Иома, 66б), что обучение девочек закону веры предосудительно.

Особые правила вводились для губерний Царства Польского:

1. Обязательно преподавание русского языка, тогда как в самой Российской Империи оно запрещается. Это объясняется стремлением русского правительства руссифицировать еврейское население польских губерний. Ученики ежегодно должны подвергаться испытанию в русском языке.

2. Разрешается преподавание и других общих предметов.

3. Не запрещаются хедеры для девочек.

5. Установлен минимальный возраст для приема детей в хедер — 6 лет.

С изданием этого закона значительно увеличилось число легальных хедеров и меламедов. Тем не менее, даже плата в 3 рубля за свидетельство была для некоторых учителей непосильна. Поэтому и нелегальные хедеры продолжили свое существование.

Первое статистическое обследование хедеров в России и Царстве Польском, как уже было сказано, было проведено в 1894 г. Вольно-Экономическим обществом при посредстве Комитета грамотности и при содействии представителей Общества Распространения Просвещения среди евреев.

Вот некоторые результаты:

15 губерний черты оседлости

Среднее количество учеников в хедере варьировалось от 11 до 17 человек.

Вот еще некоторые любопытные сведения, но уже по данным ЕКО за 1898—99 гг.:

Хедеры нового типа

Новые школы размещались в просторных помещениях, приглашались знающие учителя, несколько хедеров соединялись в один, с большим числом учеников, для последовательного обучения их по группам, вводились правильные педагогические приемы и новые методы преподавания древнееврейского языка. Здесь преподавали историю еврейского народа, географию Эрец-Исраэль, грамматику иврита.

С 1902 г. Общество Распространения Просвещения среди евреев в России тоже стало устраивать и субсидировать образцовые хедеры.

Программа обучения составлена была так, чтобы по окончании хедера дети были знакомы в оригинале с Танахом, основами Талмуда и частично со средневековой еврейской литературой, а также с историей евреев. В большинстве образцовых хедеров преподавались русский язык и другие общеобразовательные предметы.

Учебный день длился семь часов с перерывами между уроками. У учеников существовали каникулы и ежегодные экзамены. Внешний вид комнаты, где проходили уроки, ничем не отличался от такой же в самой обычной школе: скамейки, доска, наглядные пособия, портреты, картины – все это резко отличало новый хедер от старого. Девочки допускались для совместного обучения с мальчиками. Дети дошкольного возраста не принимались.

Методы обучения также были новыми. Например, еврейскую грамоту изучали по фонетическому принципу, и это нововведение дало блестящие результаты – дети начали быстро читать и писать на иврите. Двери новых школ были широко открыты для всех желающих – родителей, педагогов и всех, интересующихся обучением. Именно эта открытость, дававшая каждому возможность увидеть высокий уровень преподавания, и помогла развеять недоверие к новому хедеру.

Громадный успех первых образцовых хедеров, завоевавших симпатии населения, вызвал подражание и со стороны меламедов. Некоторые из них, соединившись в группу, сами учредили образцовые школы. Другие ввели улучшения во внешней обстановке и в системе преподавания, стали приглашать опытных учителей. Третьи соединились в союзы и распределили между собою преподавание предметов хедерного обучения, так что каждый ученик переходил ежегодно к другому учителю.

Между новым и старым хедером шла настоящая война, инициаторами ее выступали меламеды традиционных хедеров. Они вовлекали в эту междоусобицу раввинов и представителей власти, писали всевозможные доносы и даже организовывали физические расправы. Но все было тщетно. Количество детей в новом хедере возрастало. Экзамены продемонстрировали высокий уровень знаний учащихся нового хедера, слава его упрочилась.

Это было началом становления новой системы еврейского образования.

Где искать информацию

Сведения о хедерах, Талмуд-торах и меламедах могут содержаться в следующих архивных фондах:

В этих фондах могут встретиться следующие документы:

Что почитать еще по этой теме:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *