Как называется длинная узбекская труба
Карнай
Карнай — народный медный или латунный духовой музыкальный инструмент, распространенный в Таджикистане, Узбекистане, Иране. С узбекского и таджикского языков его название переводится как най (деревянная поперечная флейта) для глухих.
Строение инструмента
Карнай состоит из медной либо латунной трубы длиной 2-3 метра без отверстий и клапанов с коническим расширением на конце в форме колокола. С узкой стороны в трубу вставлен неглубокий мундштук.
Благодаря тому, что карнай состоит из трех частей, он легок в транспортировке.
Бывают прямые и изогнутые карнаи. Прямые используются чаще.
Звукоизвлечение
Извлекая звуки, карнайщик прижимает мундштук и дует. Музыкант держит трубу двумя руками, поворачивается в стороны, посылая музыкальные сигналы. Чтобы держать, продувать инструмент, нужна недюжинная сила.
У карная мощный, громкий, глубокий звук, по тембру близкий тромбону, натуральный звукоряд. Диапазон составляет октаву, но у мастера он становится настоящим произведением искусства. Звучание подобно рыку диких зверей.
Соло он обычно не играет, а исполняет музыку вместе с сурнаем (духовым инструментом меньшего размера) и нагором (керамическими литаврами).
История
Это один из древнейших инструментов. Ему 3000 лет. Эта труба следовала за армиями Тамерлана и Чингисхана на войну. В древние времена карнай применяли:
И сейчас карнай любим в народе, без него не обходится ни одно важное событие. Он слышен на различных праздниках:
Карнай служит примером того, как бережно восточные народы сохраняют свои традиции.
Узбекские народные инструменты
Восточную музыку нетрудно угадать по характерному чарующему звучанию. Узбекские музыкальные инструменты – это важная часть прошлого нации. Своей музыкой они многое могут рассказать о традициях, культуре народа, раскрыть уникальность его характера и обычаев.
Традиционные инструменты
Карнай – медный духовой музыкальный инструмент в виде длинной прямой трубы от трех до пяти метров. Исполнитель поднимает трубу вверх и воспроизводит сигнал, направляя его в разные стороны. Внушительный звук карная чем-то напоминает тромбон.
Приблизительный возраст – 3000 лет. Во времена военных походов карнай использовали для подачи сигнала на большие расстояния, а также для сопровождения торжественных выходов правителей.
Интересно: по народной примете, звучание карная предвещает юноше скорую женитьбу.
Сурнай – деревянный духовой. Предшественник гобоя и так же, как и гобой, имеет две трости. Длина узбекского инструмента – 45-50см. На лицевой стороне есть 7 отверстий, а на тыльной – одно. Такое расположение значительно расширяет диапазон, и делает звучание ярким и пронзительным. Благодаря многообразию звукоизвлечения в национальных узбекских произведениях сурнай часто исполняет партии соло.
Най – старинный инструмент, появившийся ещё до нашей эры. Схож с флейтой. В нем шесть отверстий. Длина – 50-60 см. Изготавливают най из бамбука, жести и латуни. В узбекской музыке най применяется как солирующий инструмент, так и входящий в состав оркестра и различных ансамблей.
Дутор (дутар) – струнный щипковый в форме груши с удлиненным тонким грифом (общая длина – 90-120 см). Неотделимая часть национальной культуры Узбекистана. Делают дутор из дерева (лучше всего подходит тутовое). Имеет две струны: шелковые или нейлоновые. При игре исполнитель располагает его как гитару.
Известен с XV века, повсеместно использовался пастухами. Звучит тихо и нежно. Подобно гитаре, широко распространен среди музыкантов как солирующий инструмент, так и аккомпанирующий пению.
Интересно: игра на дутаре — важная часть творчества бахшей (народных певцов). Во времена всеобщей безграмотности населения Средней Азии бахши оставались хранителями и распространителями фольклорной традиции.
Чанг – узбекский струнный ударный инструмент, рода цимбал. Деревянный корпус представляет собой форму трапеции на котором горизонтально натянуты металлические струны. Корпус установлен на небольших ножках. Звук, извлеченный ударом деревянных или бамбуковых палочек, яркого сочного тембра, долго не затухающий.
Усовершенствованные разновидности чанга в 1940-е г.г. входят в состав современных узбекских оркестров народных инструментов.
Дойра – ударный национальный инструмент среднего размера. С одной стороны деревянного круга натянута кожаная мембрана, а на другой стороне расположены кольца из металла. В звукоизвлечении принимают участие пальцы обеих рук. В результате чего, ритмичные удары воспроизводятся одновременно со звенящими кольцами.
Нагора – парные литавры в виде двух глиняных горшков различных по размеру. Сверху покрыты кожаной мембраной. Для игры на ударных используют две точёные палочки. Для того чтобы достичь более сочного звонкого звучания, нагору перед игрой подогревают на огне или на солнце.
Часто встречающиеся в Узбекистане ансамбли, особенно сопровождающие уличные национальные празднества, представлены такими инструментами, как нагора, корнай и сурнай.
Труба
1 дымовая труба
См. также в других словарях:
труба — [труба/] би/, д. і м. б і/ … Орфоепічний словник української мови
ТРУБА — жен. дудка, кишка, рукав, из твердого вещества; узкий, сравнительно с длиною, пролет, проток; ствол; крытый желоб; пустой или полый проводник, отверстый с концов; за сим, трубой, зовут весьма различные предметы этого устройства: Труба печная,… … Толковый словарь Даля
ТРУБА — трубы, мн. трубы, жен. 1. Длинный, пустотелый, обычно круглого сечения предмет (преимущ. для провода чего н.). Труба водопроводная. Труба водосточная. Труба воздухопроводная. Печная труба (пустой внутри кирпичный столб над печью для выхода дыма) … Толковый словарь Ушакова
труба — (3) 1. Духовой музыкальный инструмент: Трубы трубять въ Новѣградѣ стоять стязи въ Путивлѣ. 7. А мои ти Куряни свѣдоми къмети: подъ трубами повити, подъ шеломы възлелѣяны, конець копія въскръмлени. 8. Уныли голоси, пониче веселіе, трубы трубятъ… … Словарь-справочник «Слово о полку Игореве»
труба — ы; мн. трубы; ж. 1. Длинный полый предмет, обычно круглого сечения, предназначенный для провода жидкости, пара, газа и т.п. Водосточная т. Канализационная т. Самоварная т. Печная т. Трубы газопровода. Сварные трубы. Трубы заводов.… … Энциклопедический словарь
труба — вылететь в трубу, пройти огонь и воду и медные трубы.. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. труба трубка, дейдвуд, барильет, кишка, провал, абзац, бомбарда, корнет, флюгельгорн … Словарь синонимов
ТРУБА — общее наименование мундштучных духовых инструментов, имеющих длинные узкие и относительно прямые трубки, в отличие от изогнутых конических трубок, которые обычно ассоциируются с рогом. Трубы ведут свое происхождение от полых стволов растений или… … Энциклопедия Кольера
труба — сущ., ж., употр. часто Морфология: (нет) чего? трубы, чему? трубе, (вижу) что? трубу, чем? трубой, о чём? о трубе; мн. что? трубы, (нет) чего? труб, чему? трубам, (вижу) что? трубы, чем? трубами, о чём? о трубах 1. Трубой называется длинное полое … Толковый словарь Дмитриева
труба — трубить, укр. труба, др. русск. труба, ст. слав. трѫба σάλπιγξ (Супр.), болг. тръба (Младенов 642), сербохорв. труба, словен. trȯba, чеш. trouba (с ХIV в.), слвц. truba, польск. trąba, в. луж. truba, н. луж. tšuba. Заимств. из д. в. н. trumbа… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
Труба-Ю — Характеристика Длина 17 км Бассейн Карское море Водоток Устье Лагорта Ю · Местоположение 9 км по левому берегу Расположение … Википедия
ТРУБА — ТРУБА, ы, мн. трубы, труб, трубам, жен. 1. Длинный пустотелый предмет, обычно круглого сечения. Сварные трубы. Трубы газопровода. Аэродинамическая т. (установка для изучения явлений, связанных с обтеканием тел потоками воздуха, газа). Водосточная … Толковый словарь Ожегова
Узбекская посуда: виды и особенности выбора
Красивая сервировка – это завершающий аккорд в создании ароматной и вкусной еды. Правильно подобранная и расставленная посуда создает неповторимый антураж и дарит особое эстетическое наслаждение. Сегодня модно украшать застолье, используя национальную стилизованную посуду. Стиль, связанный с прошлым, не проходит никогда, такие предметы ассоциируются с давно прошедшими временами, они подчеркивают важность воспоминаний, которые обогащают и насыщают личность каждого человека. Узбекская посуда ручной работы в этом смысле заслуживает должного внимания. Она хранит в себе национальный традиционный колорит и многовековой опыт ремесленников; отличается приятным внешним видом, может применяться не только по прямому назначению, но и для украшения интерьера.
История возникновения узбекской посуды
Керамические и фарфоровые изделия изготавливают в стране издавна, со времен основания Великого шелкового пути. На протяжении долгих лет узбекские ремесленники выполняли кухонную утварь из обожженной глины и керамики. Древние люди стремились к уюту, поэтому полученная посуда получалась «теплой», «солнечной», изысканной, с элементами восточной стилистики. Классическим узором тогда был рисунок хлопковых цветов.
В кустарных мастерских вся продукция изготавливалась и расписывалась вручную и только в двадцатом веке – во времена индустриализации и промышленного переворота на смену мастерским пришли фабрики. Постепенно кустарное производство исчезало, а гончары, трудившиеся в мастерских, оставляли свое дело или переходили работать на крупные предприятия.
Высоко ценилась во всем мире продукция из фарфора Самаркандского завода, который был открыт в 1973 году. Узбекское предприятие производило из местного сырья более пятидесяти видов посуды, которая не уступала по качеству импортируемым зарубежным аналогам. Сегодня на территории страны действуют два крупных завода по производству посуды: «Simax F+Z», «Asia Paints Keramik».
Узбекский орнамент на посуде
Узбекская посуда довольно разнообразна: коренные жители изготавливают из глины чаши для чая, кувшины, миски, амфоры, тарелки, пиалы. Глиняную посуду после обжига в печи украшают при помощи традиционных узоров, орнаментов в виде растительных или животных элементов. На поверхность наносят изображения птиц, рыб, ножей, фигуры людей. Легендарная посуда, изготавливаемая в историческом центре керамического промысла – Риштане, популярна во всем мире и представляет особую художественную ценность, ведь расписывается она вручную. Декор этих изделий яркий, выполняется в коричнево-зеленых оттенках. Поверх узора наносится голубая глазурь или эмаль – покрытия, которые защищают посуду от загрязнений и придают ей особую прочность.
Каждый элемент рисунка: завиток, цветок, геометрическая фигура или листик имеют свое значение. Орнамент узбекской посуды выполняется с использованием синих, голубых, желтых, красных, коричневых оттенков. Белые и голубые оттенки символизируют хлопок – это достояние узбекского народа. Стилизованные изображения семян хлопчатника – излюбленный узор жителей солнечного Узбекистана, так как в советские времена страна прославлялась выращиванием хлопка – сырья для производства хлопчатобумажных тканей. «Пахта» в переводе с узбекского означает «хлопок», так же называется керамическая серия, которую с удовольствием используют современные хозяйки для украшения праздничного стола. Она заслуживает достойного внимания.
Присутствие кинжала на рисунках кухонной утвари не случайно. Мотив уходит корнями в глубокую древность, так как встречается он на керамике, изготовленной более 2000 лет назад. Считается, что это настоящий оберег хозяев от злых людей и всевозможных бед.
Узнаваема и необычна хорезмская керамика, которая отличается витиеватыми узорами и горизонтальными кромками, окаймляющими кухонную утварь. Глазурь наносится густым слоем, благодаря этому орнамент кажется объемным, рельефным.
Современные мастера не изобретают новые виды украшений, сохраняя древнее искусство и красочный колорит изделий в первоначальном виде. Для декорирования предметов быта они используют особые краски из природных компонентов, которые даже сегодня приготавливают вручную. В состав многих красок входит измельченная масса сухой верблюжьей колючки.
Особенности выбора посуды для плова, чая и др.
Подавая традиционное узбекское блюдо – плов, хозяюшки используют кухонные наборы, состоящие из 4, 5 или 6 тарелок. Такие комплекты дополняются большим блюдом, диаметр которого около 50 сантиметров. Ставят его посредине стола.
Чай узбеки пьют медленно, наслаждаясь общением и приятным вкусом ароматного напитка. Для сервировки используют наборы посуды, состоящие из заварочного чайника и чашек. Невозможно себе представить узбекский быт без пиал: глубокие полусферические емкости без ручек присутствуют на любом столе. Крупные пиалы, называемые «коса», «каса» или «косушка» используют для соуса, супов, других полужидких блюд. В миниатюрные экземпляры наливают спиртные напитки, например, коньяк или водку.
Однако наиболее употребляемы «ляганы», в них кладут твердую пищу. Они схожи с традиционными тарелками, но называть посуду таким образом не нужно, так как неграмотное название может стать оскорблением для ценителя узбекской кухни.
Существует множество блюд, напоминающих «ляган» — плоское широкое блюдо овальной, круглой и даже квадратной формы, но имеющих другое название. Так, «порум-товок» — это посуда для мучных или кондитерских изделий, «палов-товок» — это, как следует из названия, блюдо для плова, а «дам-товок» — это керамическая перевернутая крышка, которую используют узбекские повара для подготовки ингредиентов или для выкладки набора продуктов на стол.
Виды и разновидности узбекской посуды
Для подачи разнообразных национальных блюд гостеприимные узбекские хозяйки используют красивую, изготовленную искусными мастерами посуду. Для сервировки праздничного стола или повседневной трапезы, состоящей из первых, вторых блюд подойдут следующие виды керамической и чугунной посуды.
Ляган
Это большая круглая или овальная тарелка для главного блюда, которое затем перекладывается в небольшие тарелочки. Если в лягане подается плов, тогда его едят прямо из блюда при помощи столовых приборов или руками. Раньше керамическое изделие присутствовало исключительно на праздничных застольях, узбекских свадьбах, теперь это незаменимый атрибут для повседневной сервировки столов, за которыми встречаются большие семьи. Посуда подходит для подачи лепешек, которые не нарезают, а разламывают. В зависимости от размеров используют ее для сухофруктов, кондитерских изделий, традиционных восточных сладостей.
Ляганы бывают плоскими, а также с небольшими бортиками, расположенными под различными углами. Изготовленные вручную, они ценятся выше, чем те, которые произведены промышленным способом.
Чайник с пиалами
Чайные сервизы – это украшение любого стола. Декорированные тонкими изящными линиями и восточными узорами, выглядят они бесподобно, а пить из них – одно удовольствие. Высокородная посуда подходит для любого вида чая: набор, выполненный в национальном узбекском стиле «Пахта» и бело-синей цветовой палитре, станет визитной карточкой гостеприимных хозяев. В ассортименте представлена посуда для чаепития с национальной росписью различных форм, но наиболее популярен сервиз с круглым чайником и небольшими пиалами. В состав набора входит также ляган, блюдце, коса. Это прекрасное дополнение к коллекции кухонных аксессуаров.
Пахта
Серия узбекской посуды «Пахта» – это не только чайный сервиз с пиалами, но и другие разновидности посуды, такие как:
Серия включает более 80 наименований, она смотрится стильно и современно. Отличительная особенность аксессуаров – изысканный дизайн.
Большая узбекская тарелка
Другое название блюда, стоящего на середине стола и являющегося признаком узбекского гостеприимства – ляган. На него выкладывают горкой плов или порционно наломанные лепешки. Не очень большие аксессуары заполняют сладостями, конфетами или сухофруктами. Тарелка не имеет углубления, так как не предназначена для первых блюд с большим количеством жидкости.
К лягану у восточных людей особое отношение: чем дороже гость, тем богаче и ярче посуда. Конечно же, сделанная вручную, тарелка ценится больше, чем та, которая изготовленная на фабрике. Умелые мастера научились зашифровывать на поверхности посуды при помощи специальных символов послания или жизнь человека. Такие экземпляры передаются из поколения в поколение, их сохраняют в доме как семейную реликвию. Ляган используется не только по прямому назначению, а может стать украшением комнаты. Его подвешивают на стену, ставят в шкаф, кухонный сервант или на самое видное место. Процесс хранения декоративной посуды облегчают специальные подставки, на которые укладываются красочные изделия.
Хорезмская керамика
Хорезмский керамический стиль дошел до нашего времени практически в первозданном виде, без изменений. Основные используемые цвета: белый, бирюзовый, синий. Они символизируют чистоту, простоту, счастье, мечту. Узоры на посуде сдержанны, благородны. Тонкие контуры сочетаются с бирюзово-синим фоном, на котором впоследствии белыми штрихами выкладывается выпуклый рельеф. Края очерчены широкими линиями в виде каймы. Густая глазурь придает композиции голубоватый цвет, еще более подчеркивая эффект «выпуклости». Формулы красящих составов держатся в секрете. Нужно отметить, что изготовлены они по древней технологии исключительно из природных компонентов без современных красителей и лаков. Глину для создания посуды подбирают плотную и сухую (или звенящую).
Чугунная посуда
Кухонные предметы, отлитые из чугуна, ценятся за способность надолго сохранять тепло. Узбекские казаны предназначены для готовки на открытом огне, в них неспешно томятся такие национальные блюда как плов или густой суп. Такая посуда прослужит очень долго, она имеет толстые полукруглые стенки и плоское дно. Пища, приготовленная в чугунном котелке, вкусная, наваристая, имеет приятный аромат. Все ингредиенты равномерно прогреваются, не пригорают благодаря особенному температурному режиму приготовления. Емкость на 7-8 литров вполне подойдет для того, чтобы накормить большую семью вкусным обедом или ужином.
Производство узбекской посуды
Узбекская керамика довольно востребована у местных жителей, а путешественников она поражает своей неповторимостью и даже на фото выглядит великолепно. Туристы со всего мира с удовольствием посещают гончарные мастерские и покупают ценную посуду. Производство керамики развито в нескольких районах Узбекистана, но древним центром керамического ремесла считается Ферганская долина, на южной части которой располагается город Риштан. Алайские предгорья возвышаются на 482 метра над уровнем моря, эта область, граничащая с Киргизией, именно здесь на протяжении веков развивалось народное гончарное искусство. Этому во многом способствовало то, что на этой территории добывался высококачественный первичный материал. Местная глина имеет красноватый оттенок, она прочна и податлива в обработке.
Каждый мастер имеет собственный секрет приготовления сырья, но технология производства схожа. В глину кладут птичье перо или камышовый пух – компоненты, которые при обжиге сгорают и образуют полости. Эти пустоты облегчают готовые изделия и обеспечивают эффект «термоса» при дальнейшем использовании предметов быта.
Ишкоровую глазурь готовят из редкого растения – ишкор, произрастающего в Узбекистане. Его собирают, обжигают, а затем полученную золу нагревают до 1200 градусов до появления кристаллов. Полученные соли материала перемалывают, добавляют кварцевый песок, муку и измельченную белую гальку. Для придания стекловидному покрытию зеленого окраса красящий порошок обогащают медью, для получения синего оттенка используют кобальт, а для фиолетового – марганец. Глазурь содержит и окиси олова в небольших количествах, этот компонент придает изделиям свойственную им прочность.
Отличить оригинальную посуду от фальшивки очень легко: на изделиях, изготовленных вручную, просматриваются мелкие трещинки и следы от гончарного круга. На подделках они отсутствуют.
Узбекистан – это рай для ценителей красивой посуды. Производится она по старинным технологиям, которые держатся в секрете и передаются от старшего поколения младшему. В частных мастерских работают преимущественно члены одной семьи. Они искусно владеют ремеслом, знают все тонкости процесса и бережно хранят тайну изготовления сервизов. Производство керамики – это настоящее мистическое действо: в процессе лепки мастер поет определенные песни и читает молитвы, поэтому узбекская посуда поистине считается культурным элементом и предметом художественного промысла с долгой историей.
Народные музыкальные инструменты Узбекистана
Солнечный Узбекистан один из самых колоритных и самобытных среднеазиатских республик. Богатое наследие оставил Великий Шелковый путь, дорога, связывающая Европу и Азию. Постоянное общение купцов, путешественников и невольников из Европы, Азии, Китая, Индии и местных жителей, наложило глубокий отпечаток на развитие культуры Узбекистана. Культурный взаимообмен происходил на протяжении многих веков.
Музыкальная культура Узбекистана разнообразна и уникальна по своей неповторимости и самобытности. Узбекские музыкальные инструменты напоминают традиционные бубен, барабан, трубы разной длины, двухструнную гитару, но совершенно не похожи по звучанию на эти инструменты.
музыкальные инструменты Узбекистана
Многогранная узбекская культура явственно выражена в жанре фольклора. Узбекский фольклор – это народные и обрядовые песни и плачи, эпические сказания, легенды и предания.
Разновидность узбекского бубна – Дойры
Дойра (чирмант) – узбекский бубен используется в виде аккомпанемента для плясовых мотивов и исполнения песен. Ударный музыкальный инструмент в виде круглого плоского барабана, делается из виноградной лозы, ореха, бука и натянутого кожаного полотна. Диаметр бывает от 40 до 60 сантиметров, по краям вешают металлические плоские подвески, количество может быть 20, а может быть и больше ста. Строгих норм здесь нет, это же народный музыкальный бубен узбека. Интересные особенности дойры:
Сложна техника игры на бубне. Удары, приходящиеся на середину мембраны, издают низкие звуки, а чем ближе к краю, тем выше ноты. Сложные ритмичные звуки получаются при использовании нескольких бубнов одновременно. Ни один узбекский праздник не обходится без дойры. Под пальцами музыканта дойра производит целую гамму звуков от шелеста листьев до воинственного барабанного боя. Дойра самый любимый узбеками инструмент, во время танцев используется именно этот барабан, выбивающий ритмичные звуки.
Узбекская литавра – Нагора
Нагора относится к национальным ударным инструментам – колоритный, представлен двумя керамическими горшками, причем разной высоты для разнообразного звучания. Нагора бывает трех видов:
Перед выступлением горшки выставляются на солнце, мембрана натягивается от горячих солнечных лучей и звуки выходят более звонкие.
Най – восточная флейта
узбекский муз.инструмент – Най
Най – это узбекский национальный духовой инструмент в виде флейты с шестью отверстиями для пальцев музыканта. Изготавливается из бамбука. Современные модели усовершенствованного ная могут быть с элементами из латуни. Звуки меняются в зависимости от расположения пальцев. Най называют узбекской флейтой, хотя звучание сильно отличается. Вдуваемый поток воздуха создает красивые сольные композиции.
Сурнай – разновидность деревянного духового инструмента
Сурнай сложный духовой музыкальный узбекский инструмент в виде трубки длиной 45-50 сантиметров. Зурначи – музыкант, владеющий игрой на сурнае. Протяжные долгие звуки получаются благодаря маленькой плоской детали (садат), прикрепленной к маленькому отверстию и широкому раструбу на другом конце сурная. Овладеть техникой игры сложно. Наиболее красивое звучание получается в сочетании трех исполнителей на разных диапазонах. Часто на узбекских улицах можно услышать звуки сурная, потому что именно на свежем воздухе, звуки поющего прибора наиболее красиво звучат.
Медный духовой инструмент – Карнай
Узбекский цимбал – Чанг
музыкальный инструмент – Чанг
Чанг – струнный ударный музыкальный инструмент семейства цимбаловых. На всех языках мира цимбал звучит одинаково, только узбекский цимбал-чанг имеет длину к исполнителю от 80 до 100 сантиметров и прикрывается деревянной крышкой с национальным орнаментом. Трапециевидный деревянный инструмент с натянутыми струнами. Чанг напоминает деревянный ящик на ножках. При помощи двух палочек из бамбука или тростника извлекается звук из 42 струн. Звук протяжный, долго не затихает. Чаще узбекские цимбалы слышны в составе ансамбля национальных узбекских инструментов.
Струнный смычковый инструмент Сато
Сато (тамбур) смычковый музыкальный инструмент имеет тысячелетнюю историю, это один из старейших струнных узбекских национальных достояний, пришедших из глубины веков. Красивый внешний вид, продолговатый корпус в виде груши плавно переходит в ножку с тремя струнами. Тандем струн и смычка рождает волнующую чарующую музыку. Изготавливают сато из двух разновидностей дерева: из тутового дерева (шелковица) и ореха. Красиво его звучание в ансамбле с другими национальными инструментами.
Другие музыкальные инструменты в Узбекистане
В странах Востока и Азии много похожих друг на друга национальных музыкальных инструментов. Представитель смычковых – рубаб, считается, что пришел в Узбекистан из арабских стран, его можно встретить в Африке и что удивительно в южных провинциях Испании. Инструмент изготавливается вручную, процесс изготовления грушевидного корпуса кропотливое и тонкое дело, требующее особого мастерства. Рубаб представляет собой длинное горлышко не менее 80 см. с четырьмя струнами. Смычок основной элемент игры на рубабе, на палец музыкант одевает металлический медиатор (плектор), при помощи которого защипывает струны. Рубаб служит аккомпаниатором при пении, также музыканты выступают сольно.
Струнный щипковый музыкальный инструмент сродни лютни – танбур. Напоминает рубаб, но превышает его по длине, около полутора метров и имеет три струны разной толщины. При исполнении музыкант держит танбур на уровне груди слегка наклонив голову.
Дутор означает две струны. Средневековой музыкальный инструмент встречается у народов Центральной Азии. Изначально на нем играли пастухи, и струны были изготовлены из кишок животных, позднее, из скрученных шелковых нитей. Музыканты, играющие на двух струнах, считаются виртуозами, потому что получить музыкальную мелодию сложно.
Гиджак – струнный национальный инструмент народов Азии. Круглый корпус напоминает шар, сделанный из тыквы или кокоса и обтянут кожей. Четыре шелковые струны и смычок, так выглядел гиджак много веков назад. Усовершенствованный инструмент имеет струны из конского волоса и скрипковый смычок. Под руками мастеров гиджака, инструмент выдает яркие мелодии. При игре гиджак держат строго вертикально, чтобы ножка упиралась в ногу или другую плоскую поверхность.
Малоиспользуемый духовой музыкальный инструмент, пришедший из истории кошнай – узбекская свирель. Две тростниковые трубочки, связанные между собой по семь дырочек для пальцев в каждой. Чаще исполняется сольно.
Уд (хордофон) – струнный щипковый музыкальный инструмент народов Азии, Кавказа, Армении, Ирана. Уд считается предшественником лютни и родственником рубаба. Деревянный корпус состоит из трех составляющих: продолговатого корпуса в виде разрезанной вдоль груши, грифа и головки, имеет шесть струн.
Любимый женский инструмент-украшение занг. Браслеты со звонкими монетками, которые одеваются на запястье и щиколотки. Звуки во время танца получаются ритмичными и звонкими.
Дул – традиционный ударный узбекский музыкальный инструмент в виде бубна, двусторонний барабан.
Кайрак – сложный инструмент. Он состоит из четырех плоских отшлифованных камней. Исполнитель держит по два в каждой руке и издает ритмичные звуки. Часто использовался при выступлении канатоходцев и танцоров.
Узбеки известны своей музыкальностью и поэтичностью. Почти в каждом доме можно встретить дутар или бубен узбека дойру, что говорит о музыкальности народа. Восточные музыкальные инструменты по сей день звучат на всех праздниках. Музыка Узбекистана это сочетание старинных смычковых, духовых, струнных, ударных инструментов. Для восточной музыки характерна игра на нескольких инструментах одновременно в унисон.
Национальные узбекские ножи Пчаки
Тюбетейка, чапан, халаты и другие элементы узбекского национального костюма
Узбекские сырные шарики – курт
Какие подарки и сувениры туристы везут из Ташкента
Лепешка – традиционный национальный хлеб жителей Узбекистана