Как называется дирижер военного оркестра
LiveInternetLiveInternet
—Ссылки
—Музыка
—Видео
—Фотоальбом
—Цитатник
Верхне-Волжская набережная. Часть 1. Сегодня наша прогулка будет по Верхне-Волжской набережной.
Волшебные натюрморты Юрия Арсенюка Юрий Михайлович Арсенюк – известный и талантливый художник, на.
Самые красивые достопримечательности Москвы Москва многолика и грандиозна, каждый раз она пово.
ЗИМНЯЯ ФРАЗА. (мои экспромты на рамочки) (из цикла «Любовная лирика») «Ты мечта и мираж.
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
ИЗ ИСТОРИИ ВОЕННОГО ДУХОВОГО ОРКЕСТРА
Уже в течение нескольких столетий военные духовые оркестры создают особый антураж на торжествах, церемониях государственной важности и многих других мероприятиях. Музыка, исполняемая таким оркестром, способна опьянить каждого человека своей особой парадной торжественностью.
Первые военные духовые оркестры образовались ещё в средневековую эпоху. В России военная музыка занимает особое место. Её богатая истории берёт своё начало с 1547 года, когда по указу царя Ивана Грозного в России появляется первый придворный военный духовой оркестр. В Европе военные духовые оркестры достигли своего расцвета при Наполеоне, но даже сам Бонапарт признавал, что у него есть два российских врага — морозы и русская военная музыка. Эти слова лишний раз доказывают, что военная музыка России — это уникальное явление. Особенной любовью к духовым инструментам отличался Пётр I. Он выписывал из Германии лучших педагогов для обучения солдат игре на инструментах. В начале XX века в России было уже достаточно большое количество военных духовых оркестров, а при советской власти они стали развиваться ещё более активно. В 70-е годы они были особенно популярны. В это время заметно расширился репертуар, было издано множество методической литературы.
Военные духовые оркестры XVIII века страдали от недостаточного количества музыкальных произведений. Так как в то время композиторы не писали музыку для духовых ансамблей, приходилось делать переложения симфонических произведений. В XIX веке музыку для духовых оркестров писали Г. Берлиоз, А. Шёнберг, А. Руссель и другие композиторы. А в XX веке музыку для духовых ансамблей стали писать многие композиторы. В 1909 году английский композитор Густав Холст написал первое произведение специально для военного духового оркестра.
Военные духовые оркестры могут состоять только из медных и ударных инструментов (тогда они называются однородными), но могут включать в свой состав и деревянные духовые (тогда они называются смешанными). Первый вариант состава сейчас встречается уже крайне редко, гораздо более распространён второй вариант состава музыкальных инструментов. Обычно смешанный духовой оркестр бывает трех видов: малый, средний и большой. В малом оркестре играют 20 музыкантов, в то время как в среднем — 30, а в большом уже 42 и более.
Из деревянных духовых инструментов в состав оркестра входят флейты, гобои (кроме альтового), все виды кларнетов, саксофоны и фаготы. Также особый колорит оркестра создают такие медные духовые инструменты, как трубы, тубы, валторны, тромбоны, альты, трубы теноры и баритоны. Стоит отметить, что альты и теноры (разновидности саксгорнов), а также баритоны (разновидности тубы) встречаются исключительно в духовых оркестрах, то есть в симфонических оркестрах эти инструменты не используются.
Ни один военный духовой оркестр не сможет обойтись без таких ударных инструментов, как малый и большой барабаны, литавры, тарелки, треугольники, бубен и тамбурин.
Военным оркестром, как и любым другим, управляет дирижёр. Хочется обратить внимание на то, что местоположение дирижёра по отношению к оркестрантам может быть различным. Например, если выступление происходит в парке, то дирижёр занимает традиционное место — лицом к оркестру и спиной к зрителям. Но если оркестр выступает на параде, то дирижёр идет впереди оркестрантов и держит в руках атрибут, который необходим для каждого военного дирижёра – тамбуршток. Дирижёр, который управляет музыкантами на параде, именуется тамбурмажором.
Рубрики: | Мировая история |
Метки: интересно
Процитировано 2 раз
Понравилось: 25 пользователям
Военный оркестр
Военный оркестр как отдельное подразделение существует в России уже на протяжении трех веков. Первые оркестры были сформированы Петром I в начале 18 века. Барабанная дробь и звуки флейт сопровождали марши пеших колон, звучали на праздничных церемониях и государственных мероприятиях. Давайте посмотрим, какие изменения произошли за сотни лет в военно-оркестровой службе.
Работа в военном оркестре
Одна из самых стабильных работ в России. Потерять работу в военном оркестре гораздо труднее, чем кажется. Ведь служба по контракту накладывает множество формальностей и документации не только на музыканта, но и на работодателя. Даже если регулярно нарушать правила поведения, то применяются только 3 санкции: штраф в размере премии (5000 рублей), воспитательные беседы с руководством и, в редких случаях, перевод в другое подразделение. Вероятность увольнения со службы по контракту крайне мала.
Зарплаты военных индексируются чаще зарплат других профессий. Пусть не большой, но стабильный доход гарантирован, какие бы события ни случались в стране и за её пределами, силовиков будут урезать в последнюю очередь.
Больничные листы и справки по уходу за ребенком будут иметь большой вес, ведь в бюджетных организациях почти всегда соблюдается буква закона.
Военные надбавки. Оркестранты получают те же самые бонусы, что и другие военнослужащие. Служебное жилье, поднаем жилого помещения, право на поступление в любые ВУЗы вне конкурса, материальная помощь, бесплатное питание, медицина, военная ипотека и пенсия. В некоторых военных оркестрах стаж музыкантов идёт год за полтора и год за два. Так же, в зависимости от рода войск, можно получать надбавки за прыжки с парашютом и другую специальную подготовку. Офицеры, прапорщики и сержантский состав во многих полках недолюбливают музыкантов, ведь они не заступают в наряды и дежурства, хотя работают на тех же условиях.
Форма занятости. Несмотря на заявленный полный рабочий день, лишь немногие военные оркестры его соблюдают. Причин в этом несколько:
Необременительная для мозга работа на свежем воздухе положительно влияет на внешний вид оркестрантов. Эти люди часто выглядят на 5-10 лет моложе своего возраста. Благотворно сказываются занятия спортом для сдачи физической подготовки и поддержание внешнего вида. Некоторые военные оркестры в крупных городах дают возможность бесплатного посещения бассейна и спортзала.
Музыканты с большой выслугой имеют следующие надбавки к окладу:
Сотрудники военных оркестров получают премию к окладу за классную квалификацию. Она является совокупностью многих факторов: огневая подготовка, физическая подготовка, знание теории, качество несения службы и владение инструментом:
В некоторых подразделениях практикуются премии за выполнение задач, связанных с риском для жизни. Военные музыканты по желанию привлекаются к подобным задачам. Например, в 45-й отдельной гвардейской бригаде спецназа ВДВ, оркестр принимает участие в прыжках с парашютом, за что дополнительно получает до 50% надбавки к окладу и выслугу год за полтора.
Низкий престиж военно-оркестровой службы обусловлен целым рядом причин. Для большей наглядности разделим эту профессию на несколько составляющих: оркестровый музыкант и профессиональный военнослужащий.
Из выпускников кафедры духовых инструментов консерваторий лучшие исполнители пойдут работать в известные театры и большие симфонические оркестры, середнячки займут места в духовых оркестрах, ансамблях, музыкальных школах и только оставшиеся подпишут контракт в армии или уйдут из профессии. В расчет не берутся высококлассные военные коллективы.
Среди профессиональных военных, артисты оркестров относятся к прапорщикам и сержантскому составу. Они не становятся офицерами, не занимают хороших должностей и на всю жизнь ограничены в карьерном росте. Учитывая авторитарную систему Вооруженных сил, любой, самый заурядный офицер, может отдавать приказы и помыкать музыкантом.
Преграда для развития в профессиональном и личностном плане.
Ограниченный репертуар не позволяет использовать всю палитру музыкальных штрихов, динамики и приемов выразительности, что с годами крайне негативно сказывается на профессиональном уровне исполнителя. Заставьте солиста Мариинского театра каждый день играть на плацу «Триумф Победителей», «Прощание славянки» и через 10 лет он забудет, что такое тоническое трезвучие. Низкое качество кадров создает неблагоприятную для развития атмосферу в некоторых коллективах. Один из лучших примеров теории «ведра с крабами».
Структура военного оркестра
Старшина оркестра находится в подчинении у дирижера. Он также является начальником всего личного состава подразделения и несет ответственность за дисциплину и сохранность имущества. Возможные звания: старшина, прапорщик.
Солисты, помощники солистов и музыканты занимаются исполнением партий и прочими рядовыми обязанностями. Возможные звания: рядовой, ефрейтор, сержант.
Состав военного оркестра
Состав полностью подчиняется целям и задачам, стоящим перед каждым коллективом в отдельности. Большие концертные оркестры могут позволить себе использовать почти полный спектр духовых инструментов, басовой группы и ритм секции. Более камерные оркестры, выступающие преимущественно на сцене делают ставку на деревянную духовую группу. Полковые оркестры почти полностью состоят из медной группы и ударных инструментов.
Группа медных инструментов:
Труба, корнет, флюгельгорн. Мелодическая линия, редко аккомпанемент. Обладает ярким, пронзительным звуком в верхнем и среднем регистре. Один из основных инструментов.
Альт, тенор, баритон, эуфониум. Контрапункт, мелодия. Солирующий инструмент в вальсах.
Тенор-тромбон, бас-тромбон, туба. Аккомпанемент, мелодия. Самые мощные и большие инструменты, можно услышать в соло басов любого марша.
Валторна. Почти всегда исполняет аккомпанемент. Из-за закрытого звучания наименее приоритетный инструмент в медной группе военного оркестра.
Группа деревянных инструментов:
Флейта, флейта-пикколо. В военной музыке часто используется для украшения и аккомпанемента.
Саксофон-альт, саксофон-тенор, саксофон-баритон. Аккомпанемент, контрапункт, соло. Используется в эстрадных произведениях и вальсах.
Кларнет. Часто используется в мелодической линии, а так же в украшениях и виртуозных пассажах.
Фагот. Используется исключительно в концертных военных оркестрах на сцене. Игра на улице может привести к повреждению инструмента.
Группа ударных инструментов:
Малый барабан. Один из основных инструментов военного оркестра. Используется в музыке и всевозможных церемониях.
Большой барабан. Чаще всего применяется для обозначения сильной доли. Служит ориентиром для музыкантов при игре на улице.
Тарелки. Украшение в кульминационных моментах. Гимн Российской Федерации не звучит без этого инструмента. Обозначение сильной и слабой доли.
Треугольник. Редко используется в концертных произведениях. На улице используется старшинами для сачкования на репетициях парадной подготовки.
Военные оркестры Москвы
Центральный военный оркестр Министерства обороны Российской Федерации
Центральный концертный образцовый оркестр имени Н.А. Римского-Корсакова ВМФ России
Президентский оркестр Службы коменданта Московского Кремля ФСО Российской Федерации
Военный духовой оркестр: торжество гармонии и силы
Уже в течение нескольких столетий военные духовые оркестры создают особый антураж на торжествах, церемониях государственной важности и многих других мероприятиях. Музыка, исполняемая таким оркестром, способна опьянить каждого человека своей особой парадной торжественностью.
Военный духовой оркестр – это штатный оркестр воинской части, коллектив исполнителей, играющих на духовых и ударных инструментах. В репертуар оркестра входит, конечно, военная музыка, но не только: в исполнении такого состава великолепно звучат и лирические вальсы, и песни, и даже джаз! Этот оркестр выступает не только на парадах, торжественных церемониях, воинских ритуалах, при строевом обучении войск, но и на концертах и вообще в самых неожиданных ситуациях (например, в парке).
Из истории военного духового оркестра
Первые военные духовые оркестры образовались ещё в средневековую эпоху. В России военная музыка занимает особое место. Её богатая истории берёт своё начало с 1547 года, когда по указу царя Ивана Грозного в России появляется первый придворный военный духовой оркестр.
В Европе военные духовые оркестры достигли своего расцвета при Наполеоне, но даже сам Бонапарт признавал, что у него есть два российских врага – морозы и русская военная музыка. Эти слова лишний раз доказывают, что военная музыка России – это уникальное явление.
Особенной любовью к духовым инструментам отличался Пётр I. Он выписывал из Германии лучших педагогов для обучения солдат игре на инструментах.
В начале XX века в России было уже достаточно большое количество военных духовых оркестров, а при советской власти они стали развиваться ещё более активно. В 70-е годы они были особенно популярны. В это время заметно расширился репертуар, было издано множество методической литературы.
Репертуар
Военные духовые оркестры XVIII века страдали от недостаточного количества музыкальных произведений. Так как в то время композиторы не писали музыку для духовых ансамблей, приходилось делать переложения симфонических произведений.
В XIX веке музыку для духовых оркестров писали Г. Берлиоз, А. Шёнберг, А. Руссель и другие композиторы. А в XX веке музыку для духовых ансамблей стали писать многие композиторы. В 1909 году английский композитор Густав Холст написал первое произведение специально для военного духового оркестра.
Состав современного военного духового оркестра
Военные духовые оркестры могут состоять только из медных и ударных инструментов (тогда они называются однородными), но могут включать в свой состав и деревянные духовые (тогда они называются смешанными). Первый вариант состава сейчас встречается уже крайне редко, гораздо более распространён второй вариант состава музыкальных инструментов.
Обычно смешанный духовой оркестр бывает трех видов: малый, средний и большой. В малом оркестре играют 20 музыкантов, в то время как в среднем – 30, а в большом уже 42 и более.
Из деревянных духовых инструментов в состав оркестра входят флейты, гобои (кроме альтового), все виды кларнетов, саксофоны и фаготы.
Также особый колорит оркестра создают такие медные духовые инструменты, как трубы, тубы, валторны, тромбоны, альты, трубы теноры и баритоны. Стоит отметить, что альты и теноры (разновидности саксгорнов), а также баритоны (разновидности тубы) встречаются исключительно в духовых оркестрах, то есть в симфонических оркестрах эти инструменты не используются.
Ни один военный духовой оркестр не сможет обойтись без таких ударных инструментов, как малый и большой барабаны, литавры, тарелки, треугольники, бубен и тамбурин.
Управление военным оркестром – это особая честь
Военным оркестром, как и любым другим, управляет дирижёр. Хочется обратить внимание на то, что местоположение дирижёра по отношению к оркестрантам может быть различным. Например, если выступление происходит в парке, то дирижёр занимает традиционное место – лицом к оркестру и спиной к зрителям. Но если оркестр выступает на параде, то дирижёр идет впереди оркестрантов и держит в руках атрибут, который необходим для каждого военного дирижёра – тамбуршток. Дирижёр, который управляет музыкантами на параде, именуется тамбурмажором.
Халилов Валерий Михайлович
Валерий Халилов родился 30 января 1952 года в городе Термез, Республики Узбекистан. Воспитывался в семье военного дирижера. В четыре года начал сочинять музыку. С одиннадцати лет стал воспитанником московского военно-музыкального училища. С 1970 по 1975 год обучался на военно-дирижерском факультете при Московской государственной консерватории имени Петра Чайковского в классе профессора Георгия Алявдина.
Первым местом службы, в качестве дирижера, стал оркестр Пушкинского высшего военного командного училища радиоэлектроники противовоздушной обороны. В 1980 году оркестр под управлением Халилова занял первое место на конкурсе военных оркестров Западного военного округа. В 1981 году Халилов перевели преподавателем на военно-дирижерский факультет Московской государственной консерватории имени Петра Чайковского. В 1984 году перешел в управление военно-оркестровой службы ВС СССР.
С 2002 года на протяжении четырнадцати лет Валерий Михайлович занимал пост Начальника военно-оркестровой службы Российской Федерации и Главного военного дирижера. В этой должности неоднократно выступал в качестве дирижера сводного военного оркестра, принимавшего участие в Парадах, посвященных Дню Победы на Красной площади. Впоследствии, вошел в состав попечительского совета «Академии праздничной культуры».
В декабре 2006 года Халилов получил звание генерал-майора. В 2010 году удостоен звания генерал-лейтенанта. Состоял в Союзе композиторов России.
Халилов выступал организатором многих праздничных театрализованных мероприятий, участие в которых принимали как военные духовые оркестры России, так и коллективы из многих стран мира. Среди этих мероприятий были такие международные военно-музыкальные фестивали, как: «Кремлевская зоря» и «Спасская башня». Являлся музыкальным руководитель международных военно-музыкальных фестивалей «Спасская башня», «Амурские волны» в городе Хабаровск, «Марш столетия», Международного военно-музыкального фестиваль в городе Южно-Сахалинск.
Валерий Михайлович Халилов погиб 25 декабря 2016 года в авиационной катастрофе самолета Министерства обороны России в городе Сочи, направлявшегося в Сирию. Всего погибло 92 человека, в том числе 64 артиста возглавляемого им ансамбля имени Александрова, почти весь хор и часть музыкантов оркестра: баянисты и балалаечники.
Награды Валерия Халилова
Орден Почета
Орден «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени
Медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медаль Жукова
Медаль «В память 850-летия Москвы»
Медаль «За воинскую доблесть» (Минобороны) I степени
Медаль «За укрепление боевого содружества» (Министерство обороны России)
Медаль «200 лет Министерству обороны»
Медаль «Участнику военной операции в Сирии»
Медаль «За безупречную службу» I степени
Медаль «За безупречную службу» II степени
Медаль «За безупречную службу» III степени
Лауреат Премии Министерства обороны Российской Федерации в области культуры и искусства
Память о Валерии Халилове
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2016 года имя Валерия Халилова присвоено Московскому военно-музыкальному училищу.
Его имя будет носить Международный военно-музыкальный фестиваль «Амурские волны» в Хабаровске.
Имя Валерия Халилова будет присвоено одной из улиц города Киржач во Владимирской области.
Указом Главы Республики Тыва Ш. В. Кара-оола от 7 января 2017 года Тувинской государственной филармонии присвоено имя Валерия Михайловича Халилова.
Центральный военный оркестр Минобороны России дал несколько концертов, посвящённых памяти Валерия Халилова.
В январе 2019 года открыта мемориальная доска (памятный знак) слева от входа в здание Российской академии музыки имени Гнесиных на Поварской улице в Москве.
Семья Валерия Халилова
У Халилова остались жена, две дочери и внуки.
Военный оркестр
Существуют военные оркестры однородные, состоящие из медных и ударных инструментов, и смешанные, включающие также группу деревянных духовых инструментов. Руководство военным оркестром осуществляет военный дирижёр.
Употребление музыкальных инструментов (духовых и ударных) на войне было известно уже древним народам. На употребление инструментов в русских войсках указывают уже летописи XIV в.: «и начаша мнози гласы ратных труб трубити, и варганы тепут (звучат), и стязи ревут неволчены».
У некоторых князей при тридцати знаменах или полках имелось 140 труб и бубен. К боевым старым русским инструментам принадлежат литавры, применявшиеся при царе Алексее Михайловиче в рейтарских конных полках, и накры, известные в настоящее время под названием бубен. В старину же бубнами назывались небольшие медные чаши, обтянутые сверху кожею, по которым ударяли палками. Их навязывали перед всадником у седла. Иногда бубны доходили до чрезвычайных размеров; их везли несколько лошадей, по ним ударяли восемь человек. Эти же бубны были известны нашим предкам под названием тимпанов.
В XIV в. уже известны набаты, то есть барабаны. Применялась в старину тоже и сурна, или сурьма.
На Западе устройство более или менее организованных военных оркестров относится к XVII стол. При Людовике XIV оркестр состоял из дудок, гобоев, фаготов, труб, литавр, барабанов. Все эти инструменты делились на три группы, редко соединявшиеся вместе:
гобои и фаготы.В XVIII веке вводится в военный оркестр кларнет, и военная музыка получает мелодическое значение. До начала XIX века военные оркестры как во Франции, так и в Германии заключали в себе, кроме вышеупомянутых инструментов, валторны, серпенты, тромбоны и турецкую музыку, то есть большой барабан, тарелки, треугольник. Изобретение пистонов для медных инструментов (1816) имело большое влияние на развитие военного оркестра: явились трубы, корнеты, бюгельгорны, офиклеиды с пистонами, тубы, саксофоны. Следует упомянуть ещё об оркестре, состоящем только из медных инструментов (фанфары). Таким оркестром пользуются в кавалерийских полках. Новая организация военных оркестров с Запада перешла и в Россию.