Как называется дебют в шахматах
ТОП-10 Лучших Дебютов!
Дебют – это начальная стадия игры в шахматы, представляющая из себя определенную последовательность первых ходов. Наш топ 10 самых лучших шахматных дебютов для начинающих расскажет о наиболее простых началах, которые стоит изучить каждому новичку в этом деле.
10 Королевский гамбит
Королевский гамбит относится к открытым дебютам и начинается следующими ходами: 1. e2-e4 e7-e5 2. f2-f4. Основной смысл хода – устранение черной пешки e5, захват центра поля ходом d4, вскрытие вертикали f для быстрого развития фигур и атаки на пункт f7. Считается одним из самых острых и сложных дебютов.
9 Шотландская партия
Шотландская партия является открытым дебютом, начинающимся ходами: 1. e2-e4 e7-e5 2. Кg1-f3 Кb8-c6 3. d2-d4. Идея хода лежит в устранении центральной черной пешки e5, мешающей белым достичь преобладания в центре поля. После размена на d4 белые открывают диагонали для двух слонов, что дает им возможность быстро развернуть свои силы.
8 Центральный дебют
Этот открытый шахматный дебют начинается такими ходами: 1. e2-e4 e7-e5 2. d2-d4 e5:d4 3. Фd1:d4. Идея хода заключается в ликвидации центральной пешки черных и предотвращении контрудара d5. Это дало бы белым преобладание в центре поля. С этой же целью белым часто приходится жертвовать еще одной или несколькими пешками. Центральный дебют не ведет к сложной борьбе.
7 Скандинавская защита
Скандинавская защита – полуоткрытый шахматный дебют, начинающийся следующими ходами: 1. e2-e4 d7-d5. Чтобы добиться перевеса в начале игры, белые должны захватывать пространство и развивать фигуры в то время, как черные теряют темпы из-за раннего вывода своего ферзя и отсутствия опорных пунктов в центре. Основная цель – быстрый вывод ферзя и создание фигурной контригры в центре.
6 Французская защита
Французская защита относится к полуоткрытым шахматным дебютам. Начинается следующими ходами: 1. e2-e4 e7-e6 d2-d4 d7-d5. Основная защита – прикрыть наиболее уязвимый пункт f7. Черные развивают стратегию смещения равновесия в центре почти на первых ходах. Это предопределяет в дальнейшем сложное течение партии. Недостатком является запертый на c8 белопольный слон, которого трудно ввести в игру.
5 Защита двух коней
Этот открытый шахматный дебют, начинающийся следующими ходами: 1. e2-e4 e7-e5 2. Кg1-f3 Кb8-c6 3. Сf1-c4 Кg8-f6, предлагает множество игровых тактик как для белых, так и для черных. Цель дебюта – белые стремятся создать давление на слабое поле черных f7, используя для этой цели своего слона и коня; черные же, защищаясь, нагнетают своими фигурами давление на центральные поля. Этот дебют благодаря остроте возникающих позиций в настоящее время применяется на самом высоком уровне.
4 Дебют четырех коней
Этот открытый шахматный дебют очень прост для понимания. Он начинается следующими ходами: 1. e2-e4 e7-e5 2. Кg1-f3 Кb8-c6 3. Кb1-c3 Кg8-f6. Цель игры – это центр поля, который черные и белые стремятся занять своими фигурами и пешками, что даст пространственное преимущество. Также черные и белые ищут возможность нанесения контратаки на флангах.
3 Испанская партия
Испанская партия является открытым шахматным дебютом, который начинается следующими ходами: 1. e2-e4 e7-e5 2. Кg1-f3 Кb8-c6 3. Сf1-b5. Начальная цель белых – ослабить пешечную структуру черных, для чего им надо разменять своего слона на коня, стоящего на поле c6. Далее белые будут стремиться разменять фигуры, чтобы создать в конце партии весомое преимущество. Черным же придется следить за сохранением своих пешек и с помощью слонов стремиться к укреплению центра и развитию атаки.
2 Итальянская партия
Этот открытый шахматный дебют начинается следующими ходами: 1. e2-e4 e7-e5 2. Кg1-f3 Кb8-c6 3. Сf1-c4 Сf8-c5. Его суть заключается в развитии черных и белых фигур в центр поля. Начиная игру первыми, белые создают угрозу на два поля e5 и f7. Черные – ведут защиту и пытаются найти возможность для контратаки. В данном дебюте белые стремятся усилить свое преимущество в центре, чтобы создать оптимальную обстановку для следующей атаки.
1 Сицилианская защита
Этот полуоткрытый шахматный дебют пользуется популярностью как среди новичков, так и среди известных шахматистов мира. Началом данного дебюта являются хода: 1. e2-e4 c7-c5. Черные, создавая давление на пункт d4, получают полуоткрытую линию c. Стремясь к ассиметричной позиции, черные быстро организовывают сложную борьбу с целью перехватить инициативу. «Сицилианка» имеет огромное количество различных вариантов и схем, которые условно делятся на основные (открытые) и боковые (антисицилианские).
Дебюты позволяют развивать шахматные фигуры из их исходной позиции, чтобы создать наиболее выгодную ситуацию в середине игры.
Надеюсь,вам понравится мой блог.Пишите в комментариях,про что мне написать следующий блог!
Шахматные дебюты
Слово «дебют» происходит от французского debut — начало. Дебютом также называют первое выступление начинающего артиста. А в шахматах дебют — это ходы, с которых начинается партия. Так как с первых ходов в игре существует множество вариантов развития событий, то и дебютов существует большое количество — несколько сотен, каждый из которых подразделяется на множество вариантов.
Конечно, начинающему (да и профессиональному) шахматисту не обязательно изучать все существующие дебюты. Достаточно выбрать несколько популярных дебютов за каждый цвет.
Классификация дебютов
Для удобства все существующие дебюты делят на три больших категории:
открытые дебюты — которые начинаются с ходов 1. е4—е5;
закрытые дебюты — в которых белые начали партию любым ходом, кроме 1. е4.
Деление может показаться сложным, но давайте рассмотрим его через простую метафору. Перед каждым королем в начале партии стоит его пешка (е2 у белых, е7 у черных), которая играет роль дверцы.
Закрытый дебют получится, если дверца королевской пешки не открылась на первом ходу (например, было сыграно 1. d4, 1. c4, 1. Кf3).
Итак, мы разобрались с классификацией шахматных дебютов. А сейчас рассмотрим самые популярные открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты.
Открытые дебюты
Чаще всего именно открытый тип дебютов можно встретить в партиях начинающих шахматистов. В них и белые, и черные настроены как можно скорее вывести к центру свои фигуры и сделать рокировку. Также в открытых дебютах проще всего начать атаку на короля в начале и середине игры.
Итальянская партия
Самым популярным открытым дебютом среди начинающих шахматистов является итальянская партия. Впрочем, профессиональные игроки тоже часто применяют этот дебют.
Она получается ходами:
1. е4 е5
2. Кf3 Кс6
3. Сс4 Сс5.
Далее возможны разные варианты: белые могут сразу уйти в рокировку, либо могут начать борьбу за центр ходом с3, также есть гамбитные варианты, связанные с жертвой пешки за инициативу (например, гамбит Эванса — 4. b4).
Именно в открытых дебютах чаще всего можно столкнуться с гамбитами. Слово «гамбит» происходит от итальянского dare il gambetto — подставить подножку. Идея гамбитов в том, чтобы пожертвовать небольшой материал (чаще всего пешку) для того, чтобы как можно скорее занять центр, развить свои фигуры и начать атаку.
Защита двух коней
Дебют, который очень похож на итальянскую партию, но отличается третьим ходом черных — защита двух коней.
Название подразумевает, что на третьем ходу черные развивают не слона, а второго коня:
1. е4 е5
2. Кf3 Кс6
3. Сс4 Кf6.
Тем не менее, в партиях начинающих шахматистов можно очень часто встретиться с тем, что черные не находят этот способ защиты, на пятом ходу получают вилку и теряют ладью. Чтобы этого не случилось, нужно обязательно знакомиться с ловушками применяемого вами варианта и следить за угрозами соперника.
Испанская партия
Еще один очень популярный открытый дебют — испанская партия. Чаще всего именно этот дебют встречается в партиях гроссмейстеров.
Испанская партия отличается от итальянской тем, что белые располагают своего слона на поле b5:
1. е4 е5
2. Кf3 Кс6
3. Сb5.
Этот дебют менее нацелен на быструю атаку, так как слон не атакует поле f7, однако белые рассчитывают на позиционное давление на пешку е5 и связку коня на с6. Варианты испанской партии проанализированы до 20–30 хода и часто сводятся к переходу в окончание с небольшим преимуществом белых. Родоначальником этого дебюта является испанский теоретик XVI века Руи Лопес де Сегура.
Шотландская партия
Даже начинающие игроки знают, насколько важна роль центра в шахматной партии, и шотландская партия ярко это иллюстрирует: в этом дебюте белые идут на максимальную борьбу за центральные поля уже на третьем ходу:
1. е4 е5
2. Кf3 Кс6
3. d4.
Полуоткрытые дебюты
Сицилианская защита
Сицилианская защита — очень часто встречающийся дебют, у которого более сотни вариантов. Самые популярные из них:
вариант дракона — связан с развитием чернопольного слона на поле g7;
вариант Найдорфа — расположение черных пешек на d6 и а6 с идеей дальнейшего b7 b5 и давления на ферзевом фланге;
челябинский вариант — наиболее острая система, связанная с тем, что после размена пешек на поле d4 черные все же ставят пешку на е5, атакуя коня;
схевенингенская система— когда черные не борются за центр сразу, а выставляют пешки d6 и е6, с планом дальнейшего подрыва. Может перейти в систему «ежа», если еще добавить пешки-«колючки» на полях а6 и b6.
Французская защита
Еще один часто встречающийся полуоткрытый дебют — французская защита, которая возникает после ходов 1. е4 е6.
Основные варианты французской защиты:
разменный вариант — 1. е4 е6 2. d4 d5 3. ed ed, ведет к равной борьбе, так как белые больше не владеют перевесом в центре;
Защита Каро-Канн
Защита Каро-Канн названа в честь двух шахматистов, разработавших ее основы: Горацио Каро и Маркуса Канна. Получается дебют после хода 1. е4 с6.
Как и во французской защите, на втором ходу чаще всего играется 2. d4 d5, и далее варианты белых аналогичны: размен 3. ed, захват пространства 3. е5 или поддержание давления 3. Кс3.
Закрытые дебюты
Наконец мы переходим к закрытым дебютам — в которых белые начали партию не с хода 1. е4. Закрытые дебюты характеризуются упором на позиционную борьбу, маневры фигурами при закрытом центре.
Ферзевый гамбит
Начнем с дебюта, который стал известен на весь мир после выхода сериала «Ход королевы» (в оригинале Queen’s gambit, дословно — ферзевый гамбит). Он получается ходами 1. d4 d5 2. c4.
Староиндийская защита
Ходы староиндийской защиты:
1. d4 Кf6
2. c4 g6
3. Кс3 d6.
В дальнейшем белые будут играть по центру, в некоторых вариантах уходят в длинную рокировку и атакуют на королевском фланге. Черные же после рокировки будут готовить подрыв центра ходом c5 или е5 и использовать дальнобойного чернопольного слона.
И, наконец, еще один популярный закрытый (или полузакрытый) дебют — защита Нимцовича. Он получается после ходов
1. d4 Кf6
2. c4 e6
3. Кс3 Сb4.
Черные связывают белого коня, а их дальнейшие планы могут быть связаны с проведением с5, d5 или же развитием белопольного слона на b7.
Конечно, существует еще множество интересных дебютов. В каждом популярном варианте есть свои преимущества, и выбор основного дебюта зависит от уровня и стиля игрока. Помочь в выборе дебюта, который станет любимым, может изучение шахматной теории, а также партий современных гроссмейстеров.
Отточить популярные шахматные дебюты на практике помогут онлайн-уроки по шахматам в школе Skysmart. Опытные преподаватели обучают по индивидуальной программе, помогают развить стратегическое мышление, память и навык концентрации. Вводный урок — бесплатно!
Дебюты
Дебют — это начальная стадия шахматной партии. Основная задача дебюта, вывести свои фигуры на самые выгодные позиции и помещать развитию фигур противники. Если вы хотите хорошо научиться играть в шахматы, вам обязательно необходимо разучить несколько основных дебютов для игры белыми и для игры чёрными. На данный момент, благодаря развитию шахматных программ и появлению среди них настоящих «монстров» типа Deep Fritz и Houdini («Гудини»), привело к тому, что все, самые сильные ходы в дебюте изучены. По этой причине, дебют является самой малотворческой частью шахматной партии. Как бы то ни было, дебюты надо изучать.
Процесс изучению дебютов может быть намного интересней, если вы воспользуетесь материалами сайта ChessWood.ru. Вы сможете посмотреть видеоуроки с разбором основных дебютов и посмотреть последовательность ходов в дебютах шахматных партий.
Дебюты можно разделить на три вида:
Классификация дебютов носит формальный характер, однако она проста и удобна в использовании.
Открытые дебюты
Полуоткрытые дебюты
Закрытые дебюты
Дебют Сокольского
Дебют Сокольского (также «польский дебют», «Дебют орангутанга») — шахматный дебют, начинающийся ходом 1. b2-b4. Относится к фланговым началам. Назван в честь Алексея Сокольского, исследовавшего этот дебют. Ранее ход 1. b2-b4 применялся Савелием Тартаковером, давшим ему […]
Каталонское начало. Закрытая система
Исходная позиция закрытой системы каталонского начала (закрытого каталона) возникает после ходов: 1. d4 d5 2. c4 e6 3. Nf3 Nf6 4. g3 Be7 5. Bg2 O-O 6. O-O Самым популярным продолжением за черных является ход […]
Лондонская система
Дебют Гроба — «неуважительный» дебют
Атака Гроба, также Дебют Гроба (анг. Grob Opening) — дебют, начинающийся ходом 1. g2-g4. Относится к фланговым началам. Дебют назван по имени швейцарского шахматиста Генри Гроба, применявшего его.
Гамбит Шиманова — дебют для блица
Данный гамбит из шахматистов высокого уровня стал первым применять гроссмейстер Александр Шиманов, он и назвал его в свою честь. Поскольку дебют не является корректным, Александр Шиманов предлагает его использовать при игре в блиц. Расчет на […]
Анти-Грюнфельд
Анти-Грюнфельд (анг. King’s Indian Defense: Alekhine Anti-Grünfeld Variation): 1. d4 Nf6 2. c4 g6 3. f3
Новоиндийская защита. Основная система 4.g3
Ход белых 4.g3 в новоиндийской защите является самым актуальным на современном этапе развития дебютной теории. В этом легко убедиться заглянув в шахматную базу данных.
Новоиндийская защита
Новоиндийская защита — дебют, начинающийся ходами: d2-d4 Kg8-f6 c2-c4 e7-e6 Kg1-f3 b7-b6. Относится к полузакрытым началам.
Защита двух коней
Защита двух коней — дебют, начинающийся ходами: e2-e4 e7-e5 Kg1-f3 Kb8-c6 Cf1-c4 Kg8-f6. Относится к открытым дебютам.
Каталонское начало с 4…Be7 и 6…dxc4
1. d4 Nf6 2. c4 e6 3. g3 d5 4. Bg2 Be7 5. Nf3 O-O 6. O-O dxc4 — наиболее популярная реакция черных на Каталонское начало. Так часто играют ведущие шахматисты мира: Левон Аронян, Аниш […]
Дебюты в шахматах
Что такое дебюты и ловушки?
Дебют – это начальная стадия шахматной партии, во время которой игроки могут делать продуманные заранее ходы. Успешный дебют позволяет игроку получить перевес с первых ходов.
Ловушка в шахматах – это намеренное создание на доске такой ситуации, которая провоцирует соперника на ошибку. Ловушка маскируется сиюминутной выгодой соперника – в итоге, попадая в ловушку, соперник несет большие потери.
Основные дебюты для начинающих игроков
Все дебюты в шахматах относятся к одной из трех основных категорий:
Дебютов существует великое множество. И большинство начинающих игроков стремятся копировать игру своих кумиров, выбирая самые сложные комбинации, которые лишь вредят им самим. Следует запомнить, что цель дебюта в том, чтобы создать удачную позицию в середине партии и минимизировать риски. Далее рассмотрим самые простые, но эффективные дебюты, которые должны знать начинающие игроки.
1. Итальянский дебют
Это один из самых лучших дебютов для начинающих шахматистов. Его очень легко понять и использовать. Ходы итальянского дебюта просты и логичны.
Итальянский дебют начинается следующими ходами: 1 — е4 е5, 2 — Kf3 Kc6, 3 — Cc4 Cc5.
Суть дебюта заключается в том, чтобы сдвинуть белые и черные фигуры в центр доски. Белые, обладая преимуществом первого хода, создают угрозу на два поля е5 и f7. Черные, обороняясь, развивают фигуры и ищут пути для контратаки.
В итальянском дебюте белые усиливают свое преимущество в центре доски, жертвуя пешкой b, чтобы создать хорошую позицию для следующей атаки. Этот дебют как правило приводит к открытым позициям и возможности свободной игры обоих шахматистов.
Другим популярным дебютом для начинающих игроков считается Испанский. Чтобы освоить его, достаточно уделить совсем немного времени тренировкам.
Испанский дебют начинают с ходов: 1 — e4 e5, 2 — Kf3 Kc6, 3 — Cb5.
Белые разменивают своего слона на коня, стоящего на поле с6, при этом ослабляя ряд черных пешек. Далее белые стремятся разменять фигуры и получить преимущество к концу партии. Черные же будут стараться сохранить свои пешки и укреплять центр при помощи слонов.
Этот вид дебюта может стать началом как спокойной позиционной партии, так и ярких атакующих комбинаций. Развитие партии будет зависеть от дальнейших ходов игроков.
3. Дебют четырех коней
Третий основной шахматный дебют. Начинающие игроки часто выбирают симметричное начало партии. Дебют четырех коней — один из подходящих вариантов. Ловушки в таком дебюте крайне редки, игра начинается стремительно и просто. Смысл такого начала понятен сразу любому новичку.
В Дебюте четырех коней партия начинается такими ходами: 1 — e4 e5, 2 — Kf3 Kc6, 3 — Kc3 Kf6. Соперники развивают по два своих коня и занимают пешками центральные поля е4 и е5. Таким образом кони развиваются раньше слонов. Дебют четырех коней может привести как к позиционной, так и к атакующей игре.
В Дебюте четырех коней основной целью является центр доски. Шахматисты стремятся занять его своими фигурами и пешками. Игрок, который займет центр, имеет пространственное преимущество в игре. Также соперники ищут возможность нанести контратаку на флангах.
4. Защита двух коней
Другой любопытный вид дебюта в шахматах — Защита двух коней. Он также подходит новичкам благодаря своей простоте. Цель дебюта для белых — давление на слабое поле черных f7 при помощи белого слона и коня. Черные обороняются и выдвигают фигуры в центр поля. Партия начинается довольно открыто, но чтобы сыграть ее правильно, нужно обладать небольшой теоретической подготовкой.
Дебют начинается следующим образом: 1 — e4 e5, 2 — Kf3 Kc6, 3 — Cc4 Kf6. Защита двух коней предлагает широкий спектр вариантов и простые для реализации игровые планы для обоих соперников.
5. Отклоненный ферзевой гамбит
В предыдущих дебютах предполагается первый ход 1 — е4. Но он не единственно возможный. Новички могут использовать и дебюты, в которых белые идут 1 — d4. Многие профессиональные шахматисты считают, что начинающим игрокам, обладающим каким-то опытом, лучше использовать дебюты с 1 — d4, так как они позиционны и подразумевают владение теорией. Но то же самое можно сказать и о многих дебютах с 1 — е4.
Отклоненный ферзевой гамбит также вполне подходит начинающим шахматистам.
Дебют начинается так: 1- d4 d5, 2 — c4 e6, 3 — Kc3 Kf6, 4 — Cg5 Ce7, 5 — Kf3.
Итоговая позиция становится ключевой в гамбите. Белые развили фигуры раньше черных и получили контроль над центральными полями шахматной доски. Но черные готовы к рокировке своего короля. Это очень гибкая позиция. Черные могут бороться за центр, например, взятием пешки dxc4.
Этот вид дебюта подразумевает интересную игру с множеством тактических планов.
Методические советы для учителей
Как же научить начинающего шахматиста выбирать дебют? В первую очередь, стоит напомнить ему об основном принципе: лучший дебют тот, который игрок хорошо знает и любит играть. Чем больше дебютов знает ученик, тем шире его возможности. Именно поэтому стоит увеличить спектр дебютов, которыми он владеет. Ведь в одном дебюте игроком может быть найдена идея, которую он сможет использовать в другом. Разумеется, нет смысла изучать все существующие варианты начал партии. Их количество настолько велико, что освоить все не представляется возможным. Следует помнить лишь о том, что использование из раза в раз одного и того же дебюта делает партии предсказуемыми и лишает игрока возможности обогатить свою игру. Стоит рекомендовать новичку познакомиться с несколькими вариантами дебютов, выбрать те, которые нравятся больше других, и изучить их глубже.
Словарь шахматных терминов
Приведены основные шахматные понятия и термины, встречающиеся в шахматной литературе.
Батарея — две (или более) фигур, объединенная сила которых усиливает потенциал атаки (давления), например, батарея «ферзь слон», «ладья ферзь» и т. п.
Блиц — молниеносная игра, при которой используется экстремально укороченный контроль времени (как правило, пять минут каждому на всю партию, но есть блиц-контроль и по три минуты каждому и даже по минуте). Проигрывает тот, кто первый просрочит время (или, разумеется, получивший мат).
Быстрые шахматы (рапид) — партия в шахматы с укороченным лимитом времени на обдумывание (как правило, 15 минут каждому на всю партию).
Вертикаль — поля шахматной доски с одинаковым индексом буквы (например, вертикаль f).
Вечный шах — ситуация, при которой сторона, которой объявляются шахи, не может от них никаким образом уклониться. При возникновении такой ситуации партия признается ничьей.
Вилка — ход коня или пешки, при котором под боем оказываются две и более фигуры противника.
Гамбит — жертва в дебюте материала (обычно пешки, реже фигуры) ради быстрейшего развития.
Гарде́ — В шахматах: нападение на ферзя (объявление «гарде» не обязательно).
Гандикап — англ., В шахматной игре состязание между многими игроками разной силы, причём сильные дают какое-либо преимущество (фору: вперед 1-2 хода, пешку или фигуру) более слабым игрокам для относительного уравновешивания сил.
Горизонталь — поля шахматной доски с одинаковым индексом цифры («первая горизонталь», «пятая горизонталь» и т. п.).
Двух слонов преимущество — ситуация, при которой одна из сторон обладает двумя слонами, а противная сторона — слоном или конём, либо двумя конями. Особенно данное преимущество сказывается в открытых позициях, где дальнобойность слонов позволяет использовать их в полную силу.
Дебют — начало шахматной партии, имеющее целью скорейшую мобилизацию (развитие, развёртывание) сил.
Демаркационная линия — линия, условно проведённая между четвёртой и пятой горизонталями и разделяющая шахматную доску на две равные половины.
Диагональ — поля шахматной доски одного цвета, находящиеся на одной линии.
Детский мат — мат в дебюте, который объявляют белые, сделав следующие ходы: 1.e4 2.Сc4 3.Фh5 (или Фf3) 4.Ф:f7Х. Фигуры могут двигаться в разной последовательности, но основная идея — ферзь и слон атакуют поле f7.
Дурацкий мат — мат в дебюте, который получают белые, сделав следующие ходы: 1.f4 e6 2.g4?? Фh4Х.
Жертва — неэквивалентный размен, отдача какого-либо материала (пешки, фигуры, нескольких фигур)для получения решающего (или позиционного) преимущества, для объявления мата или сведения игры вничью.
Жертва корректная — то есть обоснованная, правильная, оправдывающая себя даже при наилучшей защите.
Жертва некорректная (блеф) — жертва, рассчитанная на ошибки защищающейся стороны, на цейтнот и т. п., то есть имеющая достаточно очевидное опровержение.
Задача шахматная — произведение шахматной композиции, решение которой предполагает нахождение строго единственного пути для объявления мата слабейшей стороне в обозначенное число ходов. В зависимости от числа ходов, необходимых для решения, задачи делятся на двухходовки, трёхходовки и многоходовки.
Зевок — грубый просмотр, чаще всего приводящий к проигрышу партии.
Зрение комбинационное (тактическое) — умение увидеть таящиеся в позиции возможности получить преимущество с помощью тех или иных жертв материала.
Игра вслепую — игра не глядя на доску, одна из разновидностей показательных выступлений. В последнее время для повышения зрелищности игра «вслепую» включена в программу международных турниров («Амбер-турнир»). Однако в нем игрокам разрешается использовать для удобства изображение пустой шахматной доски (на дисплее компьютера).
Инициатива — преимущество активной стороны, могущей навязать обороняющейся стороне стиль и темп борьбы, подготовить и осуществить атаку и т. п.
«Капкан» — ловушка, приводящая «попавшуюся» сторону к неизбежной потере ферзя или фигуры.
Качество — «вес», отличающий тяжёлую фигуру от лёгкой; «выиграть качество» или « пожертвовать качество» означает операцию, при которой один из игроков выигрывает (или жертвует) ладью, отдав (получив)за неё лёгкую фигуру.
Квалификация шахматная — признанный в соответствии с правилами (кодексом) уровень силы шахматиста. Фиксируется в виде присвоения соответствующих званий и разрядов (напр., национальный мастер, мастер ФИДЕ, международный мастер, международный гроссмейстер). Соответствующие разряды и звания присваиваются не только шахматистам-игрокам, но и шахматным композиторам.
Комбинация — форсированный вариант с жертвой.
Контргамбит — разновидность дебюта, в которой осуществляется встречная жертва материала для противодействия планам противника. Например, контргамбит Фалькбеера в королевском гамбите (1.e4 e5 2.f4 d5).
Контригра — возможность встречной игры против слабостей противника.
Кооперативный мат — разновидность шахматной задачи, в которой сторона, получающая мат, оказывает содействие матующей стороне.
Крепость — разновидность ничейных позиций в эндшпиле, при которой сильнейшая сторона не может одержать победу даже при наличии большого материального преимущества (например, некоторые позиции, при которых ладья с пешкой образуют неприступную крепость против ферзя).
Лавирование — маневры позиционного характера, в ходе которых поддерживается общее напряжение, неопределённость, и стороны не обнаруживают до конца своих намерений.
«Ласкеровская компенсация» — компенсация за ферзя в виде ладьи, пешки и лёгкой фигуры (как правило, слона). Термин образован от фамилии второго официального чемпиона мира по шахматам Эм. Ласкера, неоднократно и с успехом осуществлявшего подобный размен сильнейшей фигуры.
Ловушка — один из приемов борьбы в практической партии, когда сторона, устраивающая ловушку рассчитывает на опрометчивость противника, который соблазнится «отравленной» пешкой или оставленным под боем ферзем и получит «взамен» мат или потерпит существенный материальный урон.
Мат Легаля — матовая конструкция, предполагающая жертву ферзя и объявление мата тремя лёгкими фигурами (схема этой конструкции: 1.e4 e5 2.Kf3 d6 3.Cc4 Cg4 4.Kc3 h6 5.K:e5! C:d1 6.C:f7 Kpe7 7.Kd5x). Название мата происходит от имени Кермюр Сира Де Легаля, впервые осуществившего данный мат в практической партии против кавалера Сен-Бри (1787,Париж, кафе «Режанс»). Правда, ход К:е5 Легаль делал при чёрном коне на с6, и Сен-Бри мог выиграть, взяв не ферзя на d1, а коня на е5.
Мат — в шахматах ситуация, когда король находится под шахом и нет возможности этого шаха избежать.
Мат линейный — мат на крайних вертикалях (горизонталях), который ставится тяжёлыми фигурами (двумя ладьями, ладьей и ферзем, двумя ферзями).
Мат спёртый — мат, объявляемый конём, при этом матуемый король ограничен в передвижениях собственными фигурами и пешками.
Мат эполетный — мат, который ставится ферзем, при этом матуемый король с обоих сторон ограничен собственными ладями («эполетами») (например, белый ферзь с е6 матует чёрного короля на е8, а чёрные ладьи, соответственно, находятся на полях d8 и f8).
Матовая сеть — позиция, в которой король слабейшей стороны не может избежать мата ввиду того, что все возможные поля для отступления перекрыты собственными фигурами или контролируются атакующей стороной.
Материал — фигуры и пешки, которыми располагает игрок в шахматной партии. Обладание лишним материалом предопределяет материальное преимущество. Отдача материала во имя получения решающего преимущества — комбинация, жертва.
Миниатюра — 1) партия, выигранная уже в дебюте или в начале миттельшпиля (то есть не более, чем в 20-25 ходов) в результате грубых ошибок проигравшей стороны; 2) шахматные задачи или этюды с небольшим количеством участвующих фигур.
Миттельшпиль — середина, основная часть шахматной партии, обычно следующая за дебютом. Массированные размены в дебюте могут приводить к тому, что игра из дебюта сразу переходит в эндшпиль.
Мишень — фигура или поле, которые являются объектом комбинации или атаки.
Ничья — результат шахматной партии, в которой никто из игроков не смог одержать победу. За ничью каждый игрок получает по пол-очка.
Новинка — новый ход (новая схема развития)в известных вариантах (табиях).
Нокаут-система — принцип соревнований (в том числе на первенство мира), при котором в дальнейший круг проходит победитель каждой из пар, определённых жеребьёвкой. Причём сначала играются партии с классическим контролем, затем (если победитель не определился) — в «быстрые» шахматы, затем (если и рапид не определил победителя) — блиц.
Нотация шахматная — общепринятая система обозначений, посредством которой осуществляется запись шахматной партии или той или иной позиции. Запись полной нотацией предполагает обозначение поля, с которого пешка или фигура делает ход — и, соответственно, поля, на который этот ход делается (например, 22. Кра4-b3 означает, что белый король с поля а4 сделал ход на b3). Запись сокращенной нотацией ограничивается указанием поля, на которое сделан ход (например, 56. …Лg7 — чёрная ладья сделала ход на поле g7). Различается буквенная и чисто цифровая нотация (последняя используется при игре по переписке).
Пат — позиция, в которой какой-либо стороне не объявлен шах, но она не имеет ходов.
План в шахматах — стержень шахматной стратегии, в которой увязывается воедино дебют, середина игры (миттельшпиль и эндшпиль. План формируется на основе динамичной (меняющейся) оценке позиции и включает в себя постановку адекватной цели борьбы (борьба за победу, за ничью), оценку необходимости перегруппировки фигур, оценку приемлемости (неприемлемости) серии разменов, необходимость тех или иных маневров, лавирования и т. п.
Позиция — положение, случившееся в практической партии или представляющее задание в шахматной композиции. Умение адекватно оценивать позицию представляет собой одну из необходимых составляющих шахматного мастерства.
Поле — единица шахматного пространства, то же, что и «пункт», «клетка шахматной доски». Обладание ключевыми полями в данной конкретной позиции предопределяет позиционное преимущество. «Слабое» поле — то есть поле, доступные для вторжения вражеских сил.
Полуход — один ход белых или один ход чёрных, единица измерения и минимальная единица изменения позиции на шахматной доске. Два полухода составляют ход, представляющий собой одну строку в записи шахматной партии на бумаге.
Превращение — замена пешки при достижении последней горизонтали на любую фигуру своего цвета (кроме короля).
Превращение «слабое» — превращение пешки не в самую сильную фигуру (то есть не в ферзя, как обычно), а, например, в коня, слона или ладью. То есть «слабое» превращение может быть сильнейшим ходом (!).
Программа шахматная — разновидность игровых компьютерных программ, способных оценивать позицию и в соответствии с заложенным алгоритмом делать (предлагать) ход. Лучшие современные программы (Freetz, Deep Blue, Deep Thought etc.)играют на уровне сильных гроссмейстеров и успешно сражаются с чемпионами мира (компьютерам проигрывали матчи и Каспаров, и Крамник…). Они также незаменимы при подготовке к соревнованиям и при анализе партий или технических позиций.
Проходная пешка — пешка, перед которой нет пешек противника (в том числе на смежных вертикалях) и которая может двигаться к полю превращения.
Преимущество — превосходство над позицией противника в одном из компонентов (материальное или позиционное преимущество).
Размен — ход (серия ходов), при котором (которых) стороны осуществляют обмен примерно равноценным материалом (размен лёгкой фигуры на легкую фигуру, пешки на пешку, лёгкой фигуры на три пешки, ферзя на две ладьи или три легких фигуры и т. п.).
Рейтинг — текущий уровень относительной силы шахматиста, выражаемый в числовом коэффициенте (с 1972 — коэффициент Эло по имени Арпада Эло, предложившего методику расчётов и использования коэффициентов). Уровень мастера — примерно от 2200. Уровень гроссмейстера — от 2400 и выше. Гроссмейстеры экстра-класса — от 2600 и даже от 2700 и выше.
Рокада — вертикаль, открытая для маневров ладьи.
Рокировка — ход в шахматной партии, имеющий целью увести короля из центра; при короткой рокировке король эвакуируется на королевский фланг, при длинной — на ферзевый. При осуществлении рокировки король переносится через одно поле (соответственно, для белого короля на поля g1 (при короткой рокировке) или c1 (при длинной)), ладья ставится на то поле, через которое «перепрыгнул» король.
Ряд — то же, что и горизонталь. «Обжорный» ряд- вторая (для чёрных) или седьмая (для белых) горизонталь, на которых тяжелые фигуры могут «полакомиться» пешками.
Связка — положение, когда фигура не может сделать ход из-за того, что после её хода поле, на котором стоит король, будет битым.
Cкакография — жанр шахматной композиции, при которой расположение шахматных фигур образует очертания букв, цифр или какие-то рисунки (например, очертания новогодней елки).
«Слепота» шахматная — «затмение» во время игры, при которой игрок не видит очевидных выигрывающих продолжений или совершает грубый «зевок», ведущий к проигрышу или утрате решающего перевеса.
Стратегия шахматная — долговременный план, на реализацию которого направлены конкретные ходы и операции. Общая линия стратегии определяется прежде всего требованиями позиции и включает в себя оценку позиции, определение конечной цели (борьба за победу или за ничью), методов достижения последней (обострение игры, блеф, переход в эндшпиль и т. п.).
Табия — хорошо изученная дебютная позиция, с достижения которой игроки начинают делать собственные, не «книжные» ходы. В старинных шахматах фигуры не отличались современной динамикой и дальнобойностью, и требовалось немало времени, чтобы разыграть дебют. Поэтому по договорённости игра сразу начиналась с табий.
Тактика шахматная — система приёмов (прежде всего с использованием комбинаций), позволяющих достичь преимущества или свести партию к ничьей. К приёмам шахматной тактики относят разнообразные типичные средства («отвлечение», «завлечение», «уничтожение защиты» и пр.).
Турнир — разновидность (наряду с матчем) шахматного соревнования, при котором ряд участников играет с друг другом. Типичный пример — круговой турнир, в котором каждый участник играет со всеми остальными. Турнир по швейцарской системе позволяет провести соревнование с многими десятками (и даже сотнями) участников посредством проводимой после каждого тура жеребьёвки (в каждом новом туре играют между собой участники, имеющие примерно равное количество очков).
Фаланга — пешечная цепь.
Фейерверк — каскад жертв при осуществлении комбинации.
Фианкетто — или фианкетирование, термин обозначающий развитие слона на большую диагональ под защитой пешечного «домика» (например, слона на g2 при пешках f2, g3 и h2).
Фланг — край доски, ограниченный вертикалями a, b, c и f, g, h.
Фишеровские шахматы (рэндом-чесс)- шахматы, в которых фигуры стоят на исходных позициях иным образом (но симметрично у белых и черных), чем в классических шахматах (пешки же по-прежнему занимают второй ряд) — причем слоны обязательно стоят на полях разного цвета и ладьи с разных сторон от короля. Позиции в этой разновидности шахмат недостаточно изучены теорией и носят более «свежий» и оригинальный характер.
Форпост — выдвинутая во вражеский лагерь (то есть за демаркационную линию)фигура (как правило, конь), защищённая пешкой. Например, конь на поле e6, защищённый пешкой d5 или (и) f5.
Форсирование — осуществление серии ходов, на которые противник вынужден отвечать только определённым образом (например, при разменах, при объявлении шахов и т. п.). Форсированные варианты облегчают предварительный расчет.
Форточка — поле, на которое может отступить король в случае шаха по первой (последней) горизонтали. Соответственно, «сделать форточку» — это сделать ход одной из пешек, прикрывающих позицию рокировки. В случае отсутствия «форточки» принято говорить о возможной слабости первой (для белых) или последней (для чёрных) горизонтали.
Ход — передвижение фигуры или пешки с одного поля на другое. Ход считается сделанным, если игрок поставил фигуру или пешку на поле и отпустил ее. Ходы шахматной партии, сыгранной в официальных соревнованиях, записываются посредством шахматной нотации. В случае рокировки и взятия в ходе могут участвовать две фигуры. См. также полуход.
Центр — поля с индексами e4-e5-d4-d5. Понятие расширенного центра включает также смежные с указанными поля.
Цугцванг — положение, при котором у одной из сторон или у обеих сразу (взаимный цугцванг) нет полезных ходов, так что любой ход игрока ведет к ухудшению его собственной позиции.
Часы шахматные — особая разновидность часов, в которых совмещены два циферблата и при совершении хода особый механизм переключает часы таким образом, что идут часы того, кто обдумывает ход. Нехватка времени вызывает цейтнот, а его исчерпание (в случае, если не сделано предусмотренное количество ходов) означает просрочку времени и поражение.
Часы Фишера — часы, в которых предусмотрено прибавление нескольких секунд за каждый сделанный ход (то есть возможность просрочки времени в выигрышной позиции минимизируется).
Шах — позиция, в которой король атакован вражеской фигурой или пешкой. Двойной шах — позиция, в которой королю объявляют шах сразу две фигуры.
Шахматная композиция — область шахматного искусства, в которой художники (шахматные композиторы) составляют позиции (задачи и этюды), в которых те или иные идеи, принципы и приемы выражаются в чистом виде и имеют ярко выраженную эстетическую окраску.
«Шахматы Фролова» — разновидность шахматной игры, придуманная А.Фроловым. Игра начинается на пустой доске. Противники поочередно выставляют на доске свой комплект фигур (свои пешки — только на своей половине доски). «Обычная» игра начинается, когда все фигуры поставлены на доску. Легко предположить, что наибольшие проблемы вызывает определение возможной позиции своего короля.
Эндшпиль — заключительный этап шахматной партии.
Этюд шахматный — произведение шахматной композиции, искусственно составленная позиция, в которой необходимо найти единственно верный путь (как правило, неочевидный, парадоксальный) для достижения поставленной задачи (достижение выигрыша или ничьей).