Как называется четверостишие перед текстом
Анафора — приём простой, но эффектный
Анафора – это повторение идентичных элементов в начале прозаического отрывка, строфы, стиха или полустишия, то есть, в начальной позиции каждого параллельного ряда.
Название образовано от древнегреческого слова «anaphora» – восхождение, возвращение. В русском литературоведении для этой стилистической фигуры также используется термин – единоначатие.
Анафора применяется в поэтических и прозаических произведениях, в ораторской и разговорной речи для усиления воздействия и подчеркивания категоричности высказывания. Другая важная задача этого приёма – выделение ключевых мыслей, объединение в единое целое речевых отрезков.
Разновидности приёма
В начальной позиции могут повторяться разные элементы речи. В связи с этим различают несколько видов такого повтора, как анафора. Если повторяются одинаковые звуки либо их сочетания, говорят о звуковой анафоре, если морфемы и части сложных слов – о морфемной, а употребление одних и тех же слов образует анафору лексическую.
Лениво катится река;
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака (Тютчев).
Также существуют синтаксическая и строфическая анафоры, которые особенно часто используются в поэтических произведениях.
Иван Шультце «Тихий вечер»
Возвращает к произнесённому слову
Элемент речи, который отсылает к сказанному прежде, указывает на предыдущее слово, называется анафорическим. Часто в этой роли выступают местоимения. Особенное значение в стилистике литературного произведения имеет личное местоимение 3-го лица – его использование выделяет существительное, акцентирует внимание на уже произнесённом слове.
В роли анафорических местоимения применяют не только писатели, поэты и ораторы – для аналогичных целей они используются и в разговорной речи.
Одни рядом, другие – поблизости
Также различают анафору смежную и раздельную. Смежная – это, когда созвучные слова стоят рядом, как, например, у Есенина:
Задрожало зеркало затона.
Если созвучные слова непосредственно друг за другом не следуют – это анафора раздельная.
Меня не помнят даже старики (Цветаева).
Противоположность анафоре
Приём, когда один и тот же элемент не менее двух раз повторяется в конце отрезков речи, называется эпифорой.
Шумели, сверкали и к дали влекли,
И гнали печали, и пели вдали…
Аналогично анафоре, эпифора бывает как смежной, так и раздельной. Смежная эпифора, как правило, требует, согласованности созвучных элементов, то есть грамматически зависимых слов.
Был я когда-то красивым и юным.
Сочетание анафоры и эпифоры называется симплока. Такой приём придаёт стихотворному произведению особую музыкальность.
Винограда и рябины
Анафора требует меры
Чрезмерное употребление анафоры придаёт как устной, так и письменной речи плакатность и неестественность. Логичное же и оправданное применение анафоры – это один из самых простых способов сделать мысль более заметной и отточенной, а высказывание – ярким и убедительным.
Список источников:
4. Модель строфы. Терцет или трехстишие
Прежде, чем продолжить изучение строфы, давайте познакомимся и запомним еще несколько терминов стиховедения.
Полезно различать три понятия:
А теперь продолжим изучение строфы и рассмотрим более сложную ее форму — трёхстишие. Обыкновенное трёхстишие или ТЕРЦЕТ подразумевает наличие трёх строк с одинаковой рифмой: aaa bbb ccc. Используется такая схема нечасто, но встретить ее можно.
На морских берегах я сижу,
Не в пространное море гляжу,
Но на небо глаза возвожу. (А.Сумароков)
Больше ничего в рифмованном стихотворении из трех строк придумать невозможно. Все остальные схемы строф подразумевают их связь с предыдущей или с последующей строфой, то есть – СДВОЕННЫЕ СТРОФЫ. Что это значит?
Это означает, что две рядом стоящие строфы имеют общие рифмы и иногда могут даже рассматриваться как одна строфа. В сдвоенных строфах перекидывающаяся межстрофная рифма связывает 1-ю и 2-ю, 3-ю и 4-ю, 5-ю и 6-ю строфы и т.д. Если же сделать так, чтобы перекидывающаяся рифма связывала каждую строфу со следующей за ней – 1-ю и 2-ю, 2-ю и 3-ю, 3-ю и 4-ю. – то перед нами будет непрерывная цепь строф, связанных между собою рифмами. Такие строфы называются ЦЕПНЫМИ СТРОФАМИ.
Простейшим примером стихотворения с цепными строфами является терцина. Это еще одна форма трёхстишия.
ТЕРЦИНА — это стихотворное произведение из трёхстиший с обязательной схемой рифм aba bcb cdc… Терциной написана «Божественная комедия» Данте:
Земную жизнь дойдя до середины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.
Каков он был, о, как произнесу
Тот дикий лес, дремучий и грозящий,
Чей давний ужас в памяти несу! (пер. М. Лозинского)
Вообще, законченное произведение (поэма или крупное стихотворение), написанное терцинами, называется КАПИТОЛО. В «Божественной комедии» капитоло является каждая отдельная глава поэмы.
Разновидностью трёхстишия является РИТУРНЕЛЬ — трехстрочная строфа в итальянской, а затем во французской поэзии. и ВИЛЛАНЕЛЛА (ВИЛЛАНЕЛЬ) — в староитальянской, а затем в старофранцузской поэзии. Обе относятся к ТВЕРДЫМ ФОРМАМ и имеют довольно сложную (твердую) композицию строк и рифм. О твердых формах мы с вами поговорим позже (о некоторых из них у меня уже поготовлены статьи в «Ликбезе для начинающих»)
В русском стихосложении ритурнель и вилланель используются очень редко: они лучше приспособлены для итальянской или французской поэзии, откуда, собственно, и произошли. Если вам нравится трехстрочная строфа – пишите терцетами или терцинами.
А теперь рассмотрим два примера фрагментов стихотворений, записанных их авторами в виде трехстиший.
№ 1. Галина Панюшкина «Путь любви»
Безумья глоток,
и губ сладкий сок –
малина.
Достигнута цель –
любви колыбель,-
вершина.
№ 2. Ранняя луна. Любовь Сирота-Дмитрова
Ранняя луна.
Узкий косогор.
Птичьего полёта странный крен.
Ехать дотемна.
Гонит тот же вздор –
Вечное желанье перемен.
Грохот по мосту.
Блеск воды. Овраг.
Вехи, убегающие вспять.
И чего я жду –
То ли новых благ,
То ли потрясений – не понять.
Приглушив тона,
Стелется дымок,
Полог свой над зябью распластав.
Ехать дотемна.
Резво – скок-поскок! –
Скачет жизнерадостный состав.
Меркнущая высь.
Сумрак голубой.
Глупый счёт, предъявленный судьбе.
Сколько не глумись
Над самим собой –
Всё равно сочувствуешь себе…
НЕ СЛЕДУЕТ ПУТАТЬ ТИПОГРАФСКУЮ СТРОКУ СО СТИХОТВОРНОЙ СТРОКОЙ.
Вот пример:
авторская разбивка на строки
(Саша Жданная)
«В погоне за смыслом
И нужной идеей
Мне главного
Хоть бы не проглядеть.
Как хочется часто
В душевном порыве
Хоть капельку истины
Сердцем узреть.
И не жалеть
О безумных началах,
Собой вдохновляя
Другие миры;
В погоне за смыслом
В течение жизни
Как хочется сердцу
Красивой любви. «
Согласно собственному ритму стиха, его следует разбить на строчки так:
«В погоне за смыслом и нужной идеей
Мне главного хоть бы не проглядеть.
Как хочется часто в душевном порыве
Хоть капельку истины сердцем узреть.
И не жалеть о безумных началах,
Собой вдохновляя другие миры;
В погоне за смыслом в течение жизни
Как хочется сердцу красивой любви. «
«прижав карманы
и голос к глоткам. «
И помимо ритма чисто звукового, начиная с уровня строки
появляется СМЫСЛОВОЙ и ГРАММАТИЧЕСКИЙ ритм.
И, соответственно, появляются соответствующие ошибки.
Возьмем скажем строчки (невыдуманные):
«Лишь иногда мелькнет на
Синей волне дельфинья спина. «
Звучит откровенно коряво.
Либо это грубая ошибка, либо откровенный выдрюк.
Если прочитать это как положено по смыслу и грамматике то получится:
«Лишь иногда мелькнет на синей волне
дельфинья спина. «
Менее коряво было бы:
«Лишь иногда мелькнет на синей
Волне вдали спина дельфинья. «
«Лишь иногда мелькнет на синей»
«Волне морской спина дельфинья»
убрано ложное стыкование «волне вдали»,
и сочетание «волне морской» звучит приемлемо, но разрыв
между «синей» и волной остался.
Звучит наименее коряво из рассмотренных вариантов,
Это уже что-то похожее на стихи.
хотя конечно ощущение огреха остается.
«Лишь иногда на волне на синей»
«Cверкнет вода на спине дельфиньей»
Такой огрех, когда разрываются на две строки словосочетания,
обязанные по грамматике или по смыслу стоять рядом друг с другом,
называется ПЕРЕНОСОМ.
(на мой взгляд, употребление заимствованного термина вместо
«перенос» ни к чему).
«Обрывок бечевы. Становится темнее. »
(Обрывок бечевы становится темнее)
«С которой стерли запись. Позабыв. »
(с которой стерли запись, позабыв.)
«не повернуть. От Иордана. »
(не повернуть от Иордана)
«Шалтай-Болтай я. Без утайки. »
(Шалтай-болтая без утайки)
Особого рассмотрения требует перенос в стихотворных
сценических произведениях, но это собственно не стихи, а именно
драматические произведения. У театра есть своя специфика,
поэтому здесь это обсуждать не будем.(например почему
у Пушкина переносы, весьма редкие в стихах, в драматических
произведениях встречаются чаще).
Также как другого подхода требует и оценка белого стиха в текстах пьес.
Акростих, месостих и телестих
Еще одна тема, которую мне хотелось бы разобрать, это стихи, строки которых подобраны особым образом – по заданному правилу. К таковым относятся акростихи, месостихи и телестихи. По-гречески «акро» значит «начальный», «месо» – «серединный», а «теле» – «конечный».
АКРОСТИХОМ называется стихотворение, в котором первые буквы стихов (или строф) складываются в определенный осмысленный порядок. Это не просто украшение: отмечая собой начало каждого стиха, они тем самым подчеркивают стихоразделы или членение текста на стиховые отрезки, т.е. главное отличие стихотворения от прозы.
Немного истории. В XVII в. в поэзии еще не использовались стихотворные размеры, а единственной приметой стиха была рифма. В дополнение к этой отметке конца строки поэты отмечали еще и начало строки – пользовались акростихами, порой растягивавшимися на длиннейшие фразы. Древнейшей формой акростиха был “абецедарий”: начальные буквы стихов или строф следовали в простом алфавитном порядке. Такой способ написания стихов был средством лучше запомнить важный текст и ничего в нем не пропустить. Именно так в древности строились некоторые древнееврейские псалмы. Позже акростих стал средством подчеркнуть (и в то же время скрыть) имя автора или адресата, если их почему-либо нельзя было дать открытым текстом.
Приведу известные примеры подобных творений. Москвич К.Липскеров послал петербуржцу М.Лозинскому сонет с фразой в два столбца (по 1-й и 3-й буквам): «М. Лозинскому дар от Липскерова К.А.»:
МнОгоязычием пленительным звучат
ЛеТейских берегов туманные дубровы.
ОсЛавим же того, кто, мир увидев новый,
ЗоИлом став, не чтит всех канувшего чад.
ИсПании сады! В них птицы верещат
НаСледьем сладостным. Италия! Суровый
СоК выжав из терцин, там с бездны снял покровы
КрЕст утвердивший муж. Былые не молчат!
ОвРаги перейдя, хоть высь была бы в тучах,
МхОм полускрытый ключ слов блещущих, певучих,
УдВоив поиски, ищите в тьме густой.
ДлАнь вяща с посохом. Придя к благому краю,
АлКать недолго вам! Ручей коснется, знаю.
РтА вашего. Мы ждем! Где стих ваш золотой?
/К. Липскеров, 1948/
Лозинский немедленно ответил на этот «акро-месостих» еще более сложным «акро-димесостихом» в три столбца (по 1, 3 и 5-й буквам) на фразу: «Магу Липскерову от М.Л.Лозинского ответное письмо»:
МнОгОлюбезный друг, волшебник и поэт!
Ах, ТоТ велик в веках, чья лира грянет храбро
ГиМн, Воспевающий акростихи Констабра,
УзЛы Его «К.Л.» и мудрый кабинет!
ЛаЛ и Топаз камей. Пуссен – автопортрет
ИзОгНутая “пси” тройного канделябра.
По ЗвОнкому клинку – резьба: «Абракадабра».
С тИбЕтским Буддою бок о бок Тинторет.
КаНоПской лирницы уста, как ночь, спокойны.
Ей СнИтся древний плеск, ей снится берег знойный
РеКи, Струящейся, как вечность, где-то там.
ОгОнЬ чуть теплится на самом дне печурки.
В еГо Мерцании загадочным цветам
УпОдОбляются картофельные шкурки.
/М. Лозинский. 1948/
Наши участники конкурса «Мастер класс» не упали в грязь лицом перед известными поэтами начала 20 века и представили сразу несколько стихотворений подобного вида. И самые лучшие из них, это
1. Асимметрическое акро-теле-стихотворение «Тост», где по первым буквам строк (сверху вниз) и по последним буквам строк (снизу вверх), одинаково прочитывается одна и та же фраза: «За Катю Полякову»:
Заветный тост произнести хочУ,
Акро-сонетный тост любви, презреВ
Каноны рифм, но огранив егО
Асимметризмом акрострок. ИтаК,
Тому, кто волен разлюбить себЯ,
Ютящегося в таинстве зеркаЛ,
Подвластно всё. И всё разрешенО –
От «А» до «Я». Но на распутье троП
Ловить в отображеньях суть своЮ –
Язык удачи. Счастлив же лишь тоТ,
Кому дано, вглядевшись в зеркалА,
Остаться вне – и не заметить, каК
В глаза катит двадцатая зимА –
Упрямый факт, а вовсе не сюрприЗ.
(Борис Поляков 2. «Тост»)
Стихи написаны 5-и стопным ямбом в форме сонета.
Поведал Иисус рассказ о блудном сыне…
бРат младший раз к отцу пришел и говорит:
«нИжайший вам поклон, отец, хочу я ныне
поеХать-поглядеть, кому как ладно жить…
и прОсьба у меня, отдайте часть именья…»
отец Добро делил, отдав спокойно часть…
и братьЯ разошлись, и младший с упоеньем
жил, так Щедро’, что час настал добру пропасть…
а голод – нЕдруг всем, решился в свинопасы
пойти наш Младший брат, чтоб утолить нутро,
но что-то вдрУг совсем не стало в жизни спасу,
И от проблем, увы, не спас его никто…
вСему есть свой предел, вернуться в дом родимый
и Пред отцом своим решился он предстать,
и гРех свой пред отцом признал он и с повинной
скитАнья завершил, чтоб в ноженьки упасть…
и воз Вратился он – отец возвеселился,
и счастИе лилось рекою через край,
но что-То старший брат в обиде всполошился,
и, горечЬю давясь, промолвил невзначай:
«отец, я Столько лет служил тебе исправно,
ослушатьсЯ тебя и мысли не имел,
По что же младший брат, что жил беспутно, славен,
пО что же я стою, как дурень, не у дел?»
и Молвил тут отец: «ты был всегда со мною,
и мОг ты брать добро, ведь все моё – твоё,
но в Гордости твоей звучит одно земное,
возрАдуйся ж, сын мой, ведь снова мы втроем!
я радуЮсь, что сын, пропав, нашелся снова,
был мерТвым, но ожил! и это – счастья повод. »
/Елена Ольховик. «Притча о Блудном Сыне»/
3. А теперь пример акросонета, где по первым буквам строк зашифрована фраза «С днем Рождения»:
Сонета не отринь, прелестница моя!
Он лишь тебе одной сегодня предназначен.
Далёкое окно патриархальной дачи
Надеждою в ночи сияет для меня.
Еще не осознав природной красоты,
Младой огонь ланит не в силах скрыть при встрече,
Рассветною порой, природе не переча,
Один хотя бы раз приди в беседку ты.
Жаль, летнею порой свиданья мимолетны…
Добавит ли сентябрь в узорах позолоты
Елея дивных встреч в раскрытые сердца?
Напрасны ль этих строк бесплодные надежды,
И буду ли один в сомнениях мятежных
Я пыл разбитых чувств лелеять до конца?
(Репин В. «Ленский – Ольге»).
4. Еще один акросонет, с зашифровкой фразы «Там над облаками» по первым и по последним буквам:
Т_ьма в тоске побледнела и больше не спори_Т,
А заря ей: «На выход, подруга! Пор_А
М_ой черед!» и легла, растянувшись над море_М,
Н_ад изломами скал, бросив свет на тара_Н.
А_лой шалью накрыла игриво полнеб_А.
Д_ень проснулся продрогший и ринулся вбро_Д,
О_бнимая весь мир возбужденно и слеп_О,
Б_ился в окна, нырял в каждый встречный сугро_Б.
Л_исом крался, летел, как стремительный соко_Л
А_брикосовым медом облил облак_А.
К_рыши лихо считал, но запнулся на «соро_К»,
А потом прекратил – надоело слегк_А.
М_ы с тобой, Новый День, темп веселый осили_М
И – вперед, как обычно. здесь нет – «или-ил_И»
(Елена Картунова «Там, над облаками»)
5. Акростихи можно писать не только в форме сонета, но и в любой другой форме написания. Главное постараться, чтобы фраза хорошо укладывалась в рисунок строф вашего стихотворения (стихи должны красиво звучать!) и не содержала бы букв, с которых не начинаются в русском языке слова – Ь, Ъ, Ы.
О| Отрицаешь прошлые ошибки,
С| Сожалеешь о минувших днях,
Е| Еле-еле теплится улыбка,
Н| Не хватает страсти и огня.
Н| На порог незваной гостьей Осень.
Е| Ежишься, взглянув в глаза едва,
Е| Если нет ответов на вопросы,
С| Стоит ли вопросы задавать?
Т| Тишину безликую нарушив,
И| Искренне стараешься позвать.
Х| Холодом твою наполнят душу
О| Осени печальные глаза.
Т| Ты теперь у Осени во власти
В| Ветреной, слезливой, непростой,
О| Отсырели вдруг мечты о счастье,
Р| Растворились в горечи густой.
6. Пример зашифровки по первым буквам достаточно длинной фразы «На холмах Грузии лежит ночная тьма»:
На развалинах Бахчисарая
Алый след уходящей зари.
Ходит ветер. И день, замирая,
Осторожно зажжёт фонари.
Лень накроет остывшие камни,
Мглу рассеет и сны распушит.
А пока не захлопнуты ставни,
Хору прошлого внемлет самшит.
Голос времени, музыка ветра
Ранят сердце тоскою былой.
Уплывает прошедшее в недра.
Засыпаются серой золой
И славянские кости гарема,
И грузинский невольничий след.
Лики прошлого выплыли: «Где мы?»
Евнух, стража и призрачный свет
Женских тел, пережитых событий.
Истончается лет полотно.
Тени прошлого молят: «Живите!
Наслаждайтесь, пока вам дано
Открывать, удивляться и плакать!
Чередой уходящих минут
Наполняется сочная мякоть
Ананасов и винный сосуд».
Яд утрат в драгоценном бокале.
Мёд навеки покинутых мест.
Голоса и живые печали,
Ласки жён, ожиданья невест –
Алым светом зари отзвучали.
(Ольга Альтовская «На холмах Грузии лежит ночная тьма»)
7. И, наконец, вершина сложности – акро-месо-теле стих по палиндрому (одинаково читается как слева направо, так и справа налево) В.Гершуни «Нам сила – талисман»:
А может всё обман и фетишизм,
точь в точь мистерия ума?
И тонущий плывёт спокойно и красиво
в абстрактное ничто.
И каждый сохранить пытался модный имидж,
лаская амулетов россыпь на столе.
Ах, если бы я знал, что после всех чистилищ
тотемов больше нет на выжженной земле!
Вариант записи в АКРО-МЕСО-ТЕЛЕ форме:
Виды размеров стихов с примерами
Чем поэтические произведения, по мнению большинства людей, отличаются от прозаических?
Рифмой.
На вопрос, что же это такое, все дружно отвечают — это когда складно …
В учебниках рифма определяется как звуковой повтор в конце ритмической единицы. Но рифма — только один кит, на котором держится стих.
Интересные и необычные виды стихов.
Расскажу не обо всех, а лишь о некоторых, которых и так набралось целых двадцать.
Акростих (греч. akrostichis — буквально: «краестишие»)
Стих, своеобразие которого основано на графическом приёме, суть которого заключается в том, что начальные буквы всех строк стиха образуют слово (фразу). Это слово может указывать на автора или адресата произведения, служить смысловым дополнением к тексту, соотноситься с ним как загадка и отгадка.
По одной версии, эту форму стиха изобрёл сицилийский поэт Эпихарм, живший очень давно — до нашей эры. По другой — его возникновение связывают с египетскими текстами сакрального содержания.
Между прочим, акростих является показателем формального поэтического мастерства.
В качестве примера приведу отрывок из акростиха Льва Гумилёва, посвящённого Анне Ахматовой. Первые буквы всех строк четверостишия составляют имя «Анна».
Ангел лёг у края небосклона,
Наклоняясь, удивлялся безднам.
Новый мир был тёмным и беззвёздным.
Ад молчал. Не слышалось ни стона …
Разновидности акростиха:
1. акростих обращённый — зашифрованные слова читаются по вертикали, но в обратном порядке — снизу вверх; в славянских языках такой приём называется «вспятословием»;
2. мезостих — зашифрованные слова складываются из срединных букв каждой строки;
3. телестих — зашифрованные слова складываются из конечных букв строк;
4. лабиринт — зашифрованные слова складываются из букв, разбросанных по всему внутреннему полю стиха, образуя какую-либо линию, например диагональ, или геометрическую фигуру.
Алфавитный стих или АБЕЦЕДАРИЙ
Это стих, в котором начальные буквы строк расположены в алфавитном порядке. Я не согласна с бытующим мнением, что алфавитный стих является разновидностью акростиха. Идея одна, безусловно. Но алфавит — это не слово и не фраза, образование которых с помощью начальных букв строк стиха является признаком акростиха. Алфавит — это стандартный набор знаков для определённого языка.
Самый известный пример алфавитного стиха — русская Азбучная молитва (Х век), в которой каждое изречение начинается с новой строки и буквы алфавита. Автором молитвы считают Константина Переяславского.
Азъ словом симь молюся Богу
Боже вьсея твари и зиждителю
Видимыимъ и невидимыимъ!
Господа духа посъли живущаго
Да въдъхнетъ въ сьрдце ми слово
Еже будетъ на успехъ вьсемъ …
и так далее до последней буквы.
А это из «Советской азбуки» Владимира Маяковского:
Антисемит Антанте мил.
Антанта сборище громил.
Большевики буржуев ищут.
Буржуи мчатся вёрст за тыщу.
Вильсон важнее прочей птицы.
Воткнуть перо бы в ягодицы …
Анацикл (греч. ana — вперёд, против и cyclos — круг, цикл)
Это стих, написанный таким образом, что его можно читать как сверху вниз — слева направо, так и снизу вверх — справа налево. Смысл не теряется. Читают анацикл не по буквам (как в палиндроме), а по словам. Анациклические стихи — очень редкое явление в поэзии.
Валерий Брюсов (неутомимый поэт-экпериментатор)
Жестоко — раздумье. Ночное молчанье
Качает виденья былого,
Мерцанье встречает улыбки сурово.
Страданье —
Глубоко — глубоко!
Страданье сурово улыбки встречает …
Мерцанье былого — виденья качает …
Молчанье ночное, раздумье — жестоко!
А теперь читайте с конца к началу. То же самое: «жестоко — раздумье, ночное молчанье …»
Белый стих
Нерифмованный стих. Во всём остальном — размер, ритм, чередование ударных и безударных окончаний — мало чем отличается от рифмованного. Появление белого стиха связано с желанием приблизить стихотворную речь к разговорной.
Давид Самойлов
Рано утром приходят в скверы
Одинокие злые старухи,
И скучающие рантьеры
На скамейках читают газеты.
Здесь тепло, розовато, влажно,
Город заспан, как детские щёки.
На кирпично-красных площадках
Бьют пожарные струи фонтанов,
И подстриженные газоны
Размалёваны тенью и солнцем.
В это утро по главной дорожке
Шёл весёлый и рыжий парень
В желтовато-зелёной ковбойке.
А за парнем шагала лошадь.
Эта лошадь была прекрасна,
Как бывает прекрасна лошадь —
Лошадь розовая и голубая,
Как дессу незамужней дамы,
Шея — словно рука балерины,
Уши — словно чуткие листья,
Ноздри — словно из серой замши,
И глаза азиатской рабыни.
Парень шёл и у всех газировщиц
Покупал воду с сиропом,
А его белоснежная лошадь
Наблюдала, как на стакане
Оседает озон с сиропом.
Но, наверно, ей надоело
Наблюдать за весёлым парнем,
И она отошла к газону
И, ступив копытом на клумбу,
Стала кушать цветы и листья,
Выбирая, какие получше.
— Кыш! — воскликнули все рантьеры.
— Брысь! — вскричали злые старухи. —
Что такое — шляется лошадь,
Нарушая общий порядок! —
Лошадь им ничего не сказала,
Поглядела долго и грустно
И последовала за парнем.
Вот и всё — ничего не случилось,
Просто шёл по улице парень,
Пил повсюду воду с сиропом,
А за парнем шагала лошадь …
Это странное стихотворенье
Посвящается нам с тобою.
Мы с тобой в чудеса не верим,
Оттого их у нас не бывает …
Признаюсь, это моё самое любимое белое стихотворение. И просто к месту: в нём вам встретилось слово «дессу» (ударение на втором слоге). Многим оно незнакомо. Во французском языке это слово означает всё, что относится к женскому нижнему белью.
Бесконечный стих
Это стих с кольцевой структурой, конец которого переходит в начало. Про попа, его любимую собаку, неосторожное съедение последней куска мяса и, как следствие, убийство служителем культа бедного животного — знают все, кто знает русский язык. А вот менее известный бесконечный стих — короткий и прелестный. Его автор — Герман Лукомников:
ла,
Не надо звать врача.
Начинай читать
Снача-
Шуточные (как правило) стихи на заданные рифмы. В XVII- XVIII веках их составление было популярным салонным развлечением. В наше время буриме продолжает оставаться популярной игрой среди всех любителей стихотворного жанра.
Верлибр (франц. verse libre — свободный стих)
Свободный, т.е. нерифмованный стих без метра и соразмерности строк. Этим он отличается от белого стиха, в котором тоже нет рифмы, но размер и ритм присутствуют. Верлибры характерны для средневековой литургийной поэзии, творчества французских символистов. В русской поэзии теорию верлибра разрабатывал Арво Метс — поэт, родившийся в Таллинне, но писавший преимущественно на русском языке.
Поэт стоит в очереди за вермишелью.
Здесь же и его почитательницы.
Поэту немного стыдно.
Он стоял на эстраде,
словно маленький принц,
который никогда не ест.
Визуальный поэтический текст
Речь идёт о продукте соединения двух видов деятельности — поэтической (словесной) и изобразительной, т.е. визуальная поэзия — явление, находящееся на стыке стихотворчества и живописи, графики, пластики, фотографии.
Какой стих выбрать в качестве примера?
Конечно, «Аксиому стрекозы» Андрея Вознесенского. Привожу начало и конец стихотворения. Крест — «Аксиома самоиска» — читается по двум плоскостям слева направо и справа налево, сверху вниз и снизу вверх.
Андрей Вознесенский
На левосторонних трассах,
на путях правосторонних,
на путях потусторонних,
там, где аксиома власти
машет огненною палкой,
в аксиомах «влево», «вправо»
жизнь я прожил не без риска.
Есть единственная правда —
аксиома самоиска.
Где горит, как над воротами
Перед выходом по списку, —
Жизни крест наоборотный
Вольный стих или вольный ямб
Русский неравностопный стих с неурегулированным чередованием строк разной длины. Как правило, в нём отсутствуют строфы. Это обычный размер басен. Хотя, не только басен. Например, вольным ямбом написана драма «Горе от ума» А. С. Грибоедова.
Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло ещё не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
Гетерограмма или равнобуквицы
Сергей Федин в книге «Игры со словами» рассказ о гетерограмме начинает с анекдота:
«Однажды Пушкин гостил у знакомого графа. Уютно устроившись в кресле, поэт читал какую-то книгу. Неподалёку, на диване, возлежал граф, а на полу около него резвились его дети. Очень скоро хозяин заскучал.
— Саша, — обратился граф к Пушкину, — скажи что-нибудь экспромтом.
Пушкин тут же отложил книгу и, не задумываясь, выпалил:
— Детина полоумный лежит на диване.
Граф не на шутку рассердился.
— Что вы себе позволяете, Александр Сергеевич?! — строго произнёс он, чуть приподнявшись на диване.
— Ничего особенного, — лучезарно улыбнулся Пушкин. — Просто вы меня не поняли. Я сказал всего лишь: «Дети на полу, умный лежит на диване! «
А вот творение известного в XIX веке русского поэта-сатирика, каламбуриста Дмитрия Минаева:
Ты грустно восклицаешь:
«Та ли я?
В сто сантиметров моя талия».
Эти два примера — образцы гетерограммы, которая, в свою очередь, является случаем каламбура (от франц. calembour — «игра слов»). Например, каламбуром являются вопрос и ответ: «Когда часовой бывает цветком? — Когда он бывает не за будкою».
Гетерограмма — это игра слов, различных по значению, но сходных по буквенному составу, т.е. равных — отсюда другое название этого феномена: «равнобуквицы». Стихи, состоящие из гетерограмм, — редкое, но очень интересное явление в поэзии.
Сергей Федин
Убогая, у бога я,
Товарищу товар ищу,
Несу разное, несуразное!
Desiderata
Это поэма в прозе о достижении счастья в жизни. Авторское право на неё получил американский адвокат баварского происхождения Макс Эрманн (1927). После смерти Эрманна очень широко используется в религиозных богослужениях.
Звуковое кольцо
Четверостишие или стихотворение, в котором последняя буква каждого стиха совпадает с первой буквой последующего стиха, а последняя буква последней строчки — с первой буквой первой.
Давно известно: жизнь — борьба,
А у борьбы — один исход:
Держать, как нам велит судьба,
Атаки яростных невзгод …
ЛОГОГРИФ
Это стих, основу которого составляет метаграмма (слова с различием в одну букву).
Напимер, в стихотворении футуриста В. Каменского вместе со звуками убывают и строки:
Ещё известный логогриф:
На фабрике «Победа»
Во время обеда
Случилась беда —
Пропала еда!
Ты съел? — Да!
Популярны логогрифы-загадки, в которых задуманное слово принимает другое значение, если от него отнять или к нему прибавить слог или букву.
С моею помощью снесут
Сосну на радость столяру,
Но «а» добавь — и я сосуд,
Чтоб пить зелёный чай в жару.
МОНОРИМ (греч. monos — один, rime — стих)
Стих, построенный на одной рифме. Широко распространён в классической поэзии Ближнего и Среднего Востока.
Омар Хайям. Рубаи
1. Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало.
Два важных правила запомни для начала:
Уж лучше голодать, чем что попало есть,
И лучше одному, чем вместе с кем попало.
2.Трудно замыслы бога постичь, старина.
Нет у этого неба ни верха, ни дна.
Сядь в укромном углу и довольствуйся малым:
Лишь бы сцена была хоть немного видна!
Пример старинного европейского монорима:
Холодеет жар камина,
Смолкли звуки пианино,
Отзвучала каватина …
Где ж иных небес картина,
Белый лебедь Лоэнгрина?
ПАЛИНДРОМОН (греч. palindromos — бегущий обратно)
Стих, строки которого являются палиндромами и одинаково читаются от начала к концу и от конца к началу.
В России палинромоны появились в XVII веке. Тогда их называли «рачьими стихами», и они прочно вошли в моду того времени. Палиндромоны были очень популярны среди поэтов-модернистов, которые охотно пускались во всякие эксперименты. Одним из классических образцов рифмованного палиндромона является стихотворение «Перевертень» В. Хлебникова.