Как называется черно желтая роспись
«Сделано у нас» и на Яндекс.Дзен
Cегодня это один их самых популярных каналов в Дзен, с полуторамиллионной аудиторией и 140 тысячами подписчиков. Присоединяйтесь! Канал «Сделано у нас» не дублирует сайт, а дополняет его.
Вступайте в другие наши группы и добавляйте нас в друзья 🙂
Традиционные русские узоры
Предлагаю вашему вниманию небольшой ликбез по видам русской росписи.
Хохлома. Один из самых знаменитых и известных видов декорирования поверхностей. Это вид декоративной росписи, для которой характерен черный фон, поверх которого наносятся рисунки золотого, красного и зеленого цвета. Чаще всего изображают растения, цветы, фрукты и ягоды. Реже изображают зверей, птиц, рыб. Украшают хохломой восновном деревянную посуду и мебель.
Городецкая роспись. Для данного вида росписи характерен желтый или золотой фон, поверх которого наносятся яркие рисунки. В основном отображаются сцены из жизни купечства. Кроме того, могут изображаться животные, а также цветы. Городецкой росписью чаще всего украшали мебель, например, сундуки, а также прялки.
Гжель. Также очень знаменита! Данный вид росписи используется для декорирования керамической посуды. Гжель — это всегда белый фон с синими цветочными узорами, растительным орнаментом.
Федоскинская роспись. Такой росписью декорируют в основном ларцы, шкатулки, крышки сундуков. Представляет она собой черный фон, на котором изображаются портреты людей. При этом рисунки выполняются светоотражающими красками или в такой технике, что достигается эффект внутреннего свечения и глубины рисунка.
Роспись Северной Двины. Такая роспись наносится в основном на посуду и некоторые предметы мебели (сундуки, ларцы ). Представляет собой роспись Северной Двины желтый фон, на котором оранжевым и красным цветом (реже зеленым) изображаются растения и сказочные персонажи.
Прикамская роспись. Такой росписью в старину украшали стены домов, двери, а также мебель. Представляет собой прикамская роспись оранжевый фон с изображенными на нем в красном цвете растений и зверей.
Жостовская роспись. В такой технике расписывают жестяные подносы. Фон всегда черный, а поверх него изображаются разнообразные цветы различного размера.
Мезенская (палащельская) роспись. Такая роспись выполняется только по дереву на ковшах, коробах, прялках. Мезенская роспись представляет собой набор красно-черных геометрических узоров, нанесенных поверх не покрытого краской дерева.
Палех. Такой вид росписи всегда изображает сцены русских народных сказок. Фон темный. Палехом расписывают шкатулки, тарелки, матрешки, броши.
И в завершении. Не могу не восхиться многогранностью русского народного творчества!
История золотой хохломы
Слово «Хохлома» – имеет несколько значений. Хохлома – это название одного из самых известных и популярных видов русского народного промысла, которым уже несколько веков занимаются жители Заволжья. Этот вид росписи широко известен и в России, и за рубежом. Золотая хохлома – так называются и сами произведения народного декоративного искусства, пламенно-яркие, пышущие золотом и сочным орнаментом. И наконец, «Хохлома» — это название старинного русского села Нижегородской губернии, торгового центра, куда безымянные мастера привозили свои деревянные произведения искусства. Затем купцы развозили изделия по всей России и во многие страны.
История возникновения промысла
Есть много легенд о том, как зародился знаменитый хохломской промысел. Первые письменные исторические упоминания о сельце Хохлома датированы шестнадцатым веком.
Зарождение — начало XVII века
Еще при царе Иоанне Васильевиче знали о местечке «Хохломская Ухожея» (ухожея – очищенная от леса земля, приготовленная под пашню (устар.)). Земля была неплодородная. Крестьяне издавна зарабатывали промыслом, вырезая простую деревянную посуду – ложки, горшки, миски, квасники и кувшины в виде птиц, лодий (кораблей) и зверей. Изделия были без росписи, промазывались для крепости олифой.
Часть крестьян уходила на заработки. Многие в Троице-Сергиеву Лавру, к которой были «приписаны» заволжские земли и села. Там мастера расписывали золотом и киноварью деревянные кружки и ковши, золоченые кубки, подаваемые в престольные праздники.
В начале семнадцатого века в заволжские леса бежали староверы, которых стали называть «кержаки». Они не приняли указ патриарха, и расселились по всей необъятной Сибири, в лесах Зауралья. Многие осели в непроходимых чащобах Заволжья. С собой раскольники везли иконы, старинные письма, книги, предметы утвари. Среди них были и иконописцы, владеющие многими секретами росписи. Чтобы выжить в суровых землях, стали разукрашивать деревянную утварь.
И простенькая кухонная посуда из Хохломы расцвела прекрасными узорами, не оставляющими ни одного человека равнодушным.
Хохлома в СССР
Хохломское производство пережило крушение царской России, много раз приходило в упадок и возрождалось заново. После распада СССР перестали работать многие мастерские. В современной России есть два главных центра производства – это город Семенов – столица золотой хохломы, с фабрикой «Семеновская роспись», предприятием «Хохломская роспись». А также село Семинос и производством «Хохломской художник».
В семидесятые годы мастеров пригласили для обучения в Курск. Так зародилась знаменитая курская ручная роспись. Вначале мастера писали по образцам, а потом проявились свои неповторимые особенности – зеленый фон, золотая кайма. Сочные орнаменты суджанских ковров воплотились в росписях маками и полевыми цветами. Возникли интересные идеи выполнения ваз и сахарниц в форме уточек, петушков.
Роспись синим и голубым по серебряному фону — творческая находка мастеров из Вологды, стала называться «Северной хохломой». В ее рисунках с традиционной травкой появляются северные ягоды – голубика, клюква.
Хохлома: технология изготовления
Процесс прекрасных деревянных изделий происходит в несколько этапов:
Хохлома: роспись, картинки и узоры
Можно выделить несколько видов орнамента:
Травная роспись – старинный вид рисунка. Он пишется мелкими мазками, завитками, колосками и ягодками по серебряному фону.
Напоминает русские травы – луговые, болотную осоку, белоус.
Этот рисунок может быть разбросан по всему изделию тарелок, разделочных досок, шкатулок или собран букетами, кустами. Причем из разрозненных травинок художники создают различные сочетания картинок — мотив петуха, жар-птицы, сидящей на дереве, клюющей ягоды, а также рыб.
Роспись «под листок» или «под ягоду» — в нее, кроме травки, включены овальные лепестки, расписанные тычками кисти, более крупными мазками.
В основу входят остроконечные или округлые листья по три или пять, и группы ягод около стебля.
В зависимости от величины изделия могут быть включены элементы ветки, рябины, винограда, смородины, крыжовника, клубники, цветы ромашки, тюльпана и колокольчика.
Роспись под «пряник» или «рыжик» — этот орнамент применяют обычно внутри блюда или чаши. Геометрические фигуры вписываются в ромб или квадрат. С травными кустами в углах, а в середине – большой «рыжик» в круге — солнце. Еще пряник называют «косовик», так как из него как бы вырастают косы из трав и мотивов. Вначале эти элементы росписи кажутся простыми и примитивными. Но если вглядеться, то видно, что солнце движется, и вместе с ним захвачены кружением все листочки и травинки.
«Кудрина» — стилизованные золотые изображения кудреватых завитков, формирующих листья, цветы, ягоды и плоды. Это вид росписи, где главной является контурная линия, золотое пятно и легкие тонкие штрихи в прорисовке мелких деталей.
«Фон» — художник рисует стебель с цветами и листьями, стилизованные изображения петушков, рыб. Затем фон заполняется краской – обычно черной. Поверх черного фона делают мазки краской – травинки, налепливаются гроздья диких яблочек, меленькие цветочки.
Основные цвета хохломской росписи
Исполняется тремя цветами – красная киноварь, золото и черная сажа. На фоне для прорисовки используют зеленый, оранжевый, синий, желтый, голубой. Каждый тон несет свой смысл. Черный — означает глубину вселенной, извечную темноту, бесконечность. Красный – красоту (красна девица, Красная площадь), здоровье, силу, процветание. Золото – характерный знак плодородия, богатства и благополучия. Эти пламенные сочетания не раздражают глаза, приносят красоту, покой и отдохновение.
Верховая роспись
Это искусство живописи заключается в нанесении черного и красных основных цветов на серебряный или золотисто-желтый фон изделия.
Особенность хохломы от других видов заключается в необычном приеме рисунка, при котором участвуют не только пальцы художника, а вся рука.
Мастер одним слитным движением создает долгие штрихи и пластичные мазки ленточного орнамента.
На поверхностях в виде сферы — сахарницы или конфетницы, цилиндра бочонка, самовара или чайника. Для верхового стиля характерны орнаменты «травная роспись или травка», «под ягоду или листок» и «пряник».
Хохлома на фоне
Какие предметы украшают росписью
В старину – хохломской росписью в основном украшали кухонную утварь, шкатулки, пасхальные яйца. Сейчас хохломой, кроме привычной посуды и сувениров, часто покрываются самые неожиданные поверхности: постельное белье, мебели, фарфоровые сервизы, автомобили, велосипеды и другие виды автотранспорта, даже самолеты, ногти, татуировки на теле, настенный герб, панели компьютера или смартфона, пакеты. Выпускаются коллекции мужской и женской одежды, где все – от шапок до сапог горит ярчайшими ковровыми узорами. Стеклянная и фарфоровая посуда, расписанная пламенными узорами, приобретается в частные коллекции, выставляется в знаменитых музеях и выставках.
Любые вещи с хохломой будут замечательным приобретением, ярким и нестандартным. К ним не останется равнодушным ни один человек. Потрясающая роспись, гладкая текстура, теплая на ощупь поверхность – отличают подлинную хохломскую роскошь. Любое изделие внесет яркую ноту в любой интерьер, станет запоминающимся подарком и будет доставлять удовольствие долгие годы. Вся выпускаемая продукция сертифицирована.
Хохломская роспись по дереву
Хохлома – разговорный термин, обозначающий расписные изделия, традиционный русский народный промысел. Декорировали чаще всего деревянную посуду. Золотой фон или золотой орнамент в сочетании с сочными насыщенными цветами и витиеватой технологией росписи позволяли создать поистине эффектное изделие.
Содержание:
История промысла
Промысел возник во второй половине XVII века в деревнях Заволжья. Хохлома – крупный центр сбыта, «подарил» росписи соответствующее название. Характерная черта – золочение деревянных поверхностей и щедрое декорирование различными узорами. Свободная кистевая манера позволяла работать сразу в двух ключевых направлениях: фоновой росписи и верховой композиции.
На левом берегу Волги располагалось немало деревень, где и процветал промысел. Жители поселков Глибино, Хрящи, Шабаши, Безделы, Мокушино привозили в Хохлому товары на продажу. Истинная родина хохломы – Ковернинский район Нижегородской области.
Окраску «под золото» часто связывают со старообрядцами Заволжья. Они преследовали «старую веру» и селились в чаще глухих лесов. Среди них было немало талантливых художников, которые посредством тонкого кистевого рисунка писали иконы и украшали древние книги. Жители Заволжья преуспели в токарном деле и резьбе по дереву. Слияние двух традиций и породило рождение хохломского промысла. Он вобрал в себе богатую подачу и вычурность иконописцев, а также традиционность форм и безупречность линий мастеров Заволжья.
Существует также несколько красивых легенд. Одна из них об иконописце Андрее Лоскуте, который в свое время бежал из столицы из-за реформ патриарха. Он нашел себе укрытие в глухом лесу и продолжал писать иконы «по старинке. Однако, патриарху донесли о местонахождении беглеца и о том, что он учит «старому» иконному письму жителей близлежащих сел. Иконописец-бунтарь сжег себя добровольно в костре, перед этим завещая своим ученикам сохранить его мастерство.
Согласно другой легенде в чаще леса жил никому не известный мастер, которым сам придумал столь роскошное письмо по дереву. Время от времени он одаривал жителей близлежащих деревень своими творениями. Спустя некоторое время слава о дивном мастере дошла до царя. Тот немедленно отправил своих подчиненных в лес, чтобы те привели основателя хохломы в палаты. Однако, мастер не захотел идти в подчинение к царю. Талантливого незнакомца так и не нашли. Так у простых людей и не отобрали простой промысел.
Цвета хохломской росписи
(Роспись на белом фоне)
Традиционные хохломские творения в какой-то мере парадоксальны: мастерам удавалась при помощи довольно скудной палитры цветов создавать действительно сложные композиции. Богатство и интересная фактура формировались за счет обязательной золотистой основы. «Под золото» был или фон, или ключевые элементы орнамента.
(Роспись на черном фоне)
Другие центральные цвета палитры – черный и красный. Придать полноты и многогранности рисунку удавалось за счет использования белого цвета и охры.
(Роспись на аллом-красном фоне)
Гораздо реже встречались росписи на бирюзовом, изумрудном, оранжевом, алом фоне. Истинная цель любого хохломского мастера: передать высокую идею посредством идеально подобранных цветов, создавая сложную и высокотехнологическую игру мазков.
Основные цвета
Для создания росписей «под хохлому» используют такие цвета:
Элементы и мотивы хохломской росписи
Различают «верховое» и «фоновое» письмо. В первом случае мастер формирует узор на золотом фоне при помощи черных, красных и белых тонов. Именно на примере хохломских рисунков, можно предельно четко рассмотреть всю «душу» русского народа, особую подачу, теплую и немного наивную жизненную философию целого народа. Это его небезызвестные «травушки» и «колосочки», любовь к натюрмортам, где мастера особо щедро использовали яркие сочные цвета, умение посредством деликатных мазков создавать сложнейшие композиции.
Травная роспись представлена мотивами «под осоку». Наиболее старый тип узора пишется завитками, мазками, мелкими ягодками, колосками по посеребренному фону. Из отдельных травинок искусные мастера могли сформировать мотив курочки или петушка, который, например, восседает на ветке среди густой листвы;
«Ягодка» и «листок» отличается от предыдущей техники более крупными «жирными» мазками. Мастера формируют овальные листья, круглые ягоды, стилизуя композиции массивными растительными формами. Особо популярными считаются узоры с виноградными гроздьями или листьями, ягодами земляники, малины, черники, крупными вишенками. На россыпи из тюльпанов, астр, лютиков, ромашек, колокольчиков мастера умудрялись расположить смородину, крыжовник и рябину;
«Пряник» или «рыжик» выполняют обычно внутри чашек, блюд, пиал. Это геометрические фигуры, которые вписываются в квадрат или ромб. По центру рисуют «солнце». Периферию орнамента обогащаются миниатюрными деталями.
Верховое письмо всегда создается тонкими деликатными мазками. Композиция получается легкая и воздушная, будто подсвеченная золотым сиянием изнутри. Как правило, это довольно простой способ нанесения красок, позволяющий в какой-то мере импровизировать, видоизменять композицию на сове усмотрение в самый разгар работы.
При фоновом письме изначально формируют полотно с контурными начертаниями. Затем красной и черной краской закрашивают окружающий фон. Фоновая роспись более сложный и трудоемкий процесс. Здесь нет месту импровизации, а изначальную задумку нужно реализовать в точности, как придумал мастер в самом начале.
Техника выполнения хохломской росписи
(В цехе художественной росписи, г. Семенов, СССР)
Подготовленные изделия из древесины сушат и грунтуют при помощи вапы или жидкой глины. Заготовки сохнут минимум 7 часов. Затем деревянная поверхность тщательно обрабатывается олифой. Всего процедуру необходимо повторить 3 – 4 раза на протяжении суток.
Следующий этап – лужение. В древесину втирают алюминиевый порошок. Процедура проводится вручную при помощи кожаного тампона. После этого изделия становятся блестящими и готовыми к росписи.
Для нанесения рисунка подойдут исключительно тонкие кисточки разных «калибров». Готовый рисунок оставляют на некоторое время подсыхать, а затем вскрывают лаком. Финальный этап – закаливание в печи при температуре +160 градусов. Именно тогда и образовывается роскошная «золотая» пленка.
В чем отличие хохломской и городецкой росписей
Неповторимую хохломскую роспись трудно спутать с другими народными промыслами. Мастера используют исключительно растительные орнаменты. Ключевая особенность росписи – золотой фон. Богатые переливы эффектно оттеняются ажурными верховыми рисунками и массивными крупными элементами красно-черной палитры при фоновой росписи.
В отличие от хохломы у городецких орнаментов напрочь отсутствуют золотые мотивы. Однако, на фоне минималисткой цветовой палитры хохломы, мастера городецкой росписи использовали очень много красок, играясь с оттенками, переливами, белением. Если в росписи под хохлому нельзя встретить ситуационные рисунки, то в городецком промысле популярны были именно изображения различных празднований, увеселительных мероприятий и просто изображения быта.
Данные росписи могут казаться похожими только на первый взгляд. Тщательно изучив особенности промыслов становится понятно, что они кардинально отличаются друг от друга.
Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.
Мезенская роспись по дереву или палащельская роспись — тип росписи домашней утвари — прялок, ковшей, коробов, братин, сложившийся к началу XIX века в низовьях реки Мезень.
Мезенская роспись одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Её истоки теряются в отдалённых веках первоначального формирования славянских племён.
Предметы густо испещрены дробным узором — звёздами, крестиками, чёрточками, выполненным в два цвета: чёрный — сажа и красный — «земляная краска», охра. Основные мотивы геометрического орнамента — солярные диски, ромбы, кресты — напоминают аналогичные элементы трёхгранно-выемчатой резьбы.
Среди орнаментов — фризы со стилизованными схематичными изображениями коней и оленей, которые начинаются и обрываются на границах предмета. Выполненные чёрной и красной красками, фигурки животных словно возникают из геометрического орнамента. Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики.
Изображения на обратной стороне прялки были менее насыщенны орнаментом, более вольны в сюжете. Здесь можно увидеть по-детскинаивно написанные жанровые сценки: охота, пароход, те же кони, только резвящиеся на воле.
Готовое изделие расписывали по чистому негрунтованному дереву сначала охрой с помощью измочаленной на конце деревянной палочки (тиской), потом пером глухаря или тетерева делали чёрную обводку и кисточкой, сделанной из человеческого волоса наносили узор.
Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет.
Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.
Городецкая роспись держит свое начало от резных городецких прялок, имевших свою особенность: гребень и донце. Для украшения донец городецкие мастера пользовались своеобразной техникой — инкрустацией: фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление. Вставки, сделанные из темного мореного дуба, рельефно выделяются на светлой поверхности донца. Таким образом, располагая всего двумя оттенками дерева и несложным инструментом, народные умельцы превращали поверхность доски донца в настоящую картину.
Позже мастера для изобразительного богатства стали применять подкраску, яркое сочетание желтого цвета с темным дубом, добавление синего, зеленого, красного цветов делало донце еще более нарядным и красочным.
Необходимость увеличить производство прядильных донец натолкнуло мастеров на мысль упростить технику декоративного оформления. Со второй половины XIX века сложная и трудоемкая техника инкрустации стала заменяться просто резьбой с подкраской, а с 1870-х годов на Городецких донцах преобладает живописная манера украшения.
В нижегородских росписях можно различить два типа — павловские и городецкие росписи, которыми украшали сундуки, дуги, сани, детскую мебель, донца для прялок и многие мелкие предметы обихода. Городецкий стиль отличается прежде всего содержательностью. В росписях основное впечатление дают жанровые сцены. Все эти изображения условны по характеру, очень вольны и декоративны по форме, а иногда граничат с шаржем. Это — быт крестьянства, купечества, пышный парад костюмов. Значительное место занимают цветочные мотивы — пышные «розаны», писанные широко и декоративно. Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в городецких росписях живут и идеализированные, декоративные образы птиц и животных.
Встречаются экзотические львы и барсы. Особенно часто изображение горячего, сильного коня или петуха в гордой, воинственной позе. Чаще всего это парные изображения, геральдически обращенные друг к другу. Городецкие мастера росписи любят цветы. Они всюду разбросаны на поле росписей веселыми гирляндами и букетами. Там, где позволяет сюжет, мастера охотно пользуются мотивом пышного занавеса, подхваченного шнуром с кистями. Декоративность мотивов подчеркивается декоративностью цвета и приемов. Любимые фоны — ярко-зеленый или напряженный красный, глубокий синий, иногда черный, на котором особенно сочно расплескивается многоцветие Городецкого колорита.
Роспись ведется кистью, без предварительного рисунка, свободным и сочным ударом. Он очень разнообразен — от широкого мазка до тончайшей линии и виртуозного штриха. Работа мастера быстра и экономна. Поэтому она очень обобщена, проста по приемам, свободна в движении кисти.
Жостовская роспись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.
Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. В прейскуранте Вишняковых значилось: «Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч.. существует с 1825 г.».
В самобытном искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщенностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т. п.
Художественная роспись подносов все больше обретала высокий авторитет и популярность не только массовыми изделиями, но и уникальными произведениями ведущих мастеров, все чаще привлекавшими внимание на многочисленных выставках в стране и за рубежом. За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными декоративными панно, а ремесло, служившее некогда подспорьем к земледелию, обрело статус уникального вида русского народного искусства.
Сегодня декоративная роспись находится на подъеме. Жостово подражают, пытаются подделываться под стиль и даже авторские манеры художников.
Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.
По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение. По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др.