Как называется человек воскрешающий мертвых
Синдром Лазаря: как человек может «воскреснуть» после смерти
Известный библейский сюжет о воскрешении из мертвых некоего Лазаря, друга Иисуса Христа, верующие люди сомнению не подвергают. Атеисты, скептики и медики возражают: нет уж, «умерла, так умерла». Как можно вернуть к жизни человека через несколько дней после смерти, даже если этим занялся сам Иисус Христос? И вот скептики и прочие сомневающиеся посрамлены: ученые собрали данные, которые дают основание утверждать: после кончины человека можно вернуть к жизни спустя довольно долгое время его пребывания «на том свете». Этот феномен получил название «синдром Лазаря».
По своей сути синдром Лазаря – это отсроченное возвращение спонтанного кровообращения после прекращения сердечно-легочной реанимации. Впервые об этом сообщалось в медицинской литературе в 1982 году, а сам термин появился в 1993-м. Со времени первой публикации и до наших дней учетные зафиксировали 38 подобных случаев, для объяснения которых предлагают несколько версий, помимо «божественного вмешательства».
Исследователь Vedamurthy Adhiyaman опубликовал статью в журнале Королевского медицинского общества в 2007 году. Сообщалось, что в 82% случаев восстановление кровообращения наблюдалось менее чем за 10 минут после прекращения сердечно-легочной реанимации. В 45% случаев эти пациенты возвращались к жизни без серьезных последствий для здоровья. Исследователь уверен, что на самом деле «синдром Лазаря» встречается чаще – но медицинское сообщество не стремится обнародовать каждый такой факт, потому что профессиональная репутация врача, подтвердившего факт смерти, в подобных случаях ставится под сомнение.
Между тем известен распространенный в прошлый веках страх многих людей быть похороненными заживо. И надо признать – такие страхи небезосновательны. Зафиксировано множество случаев, когда после эксгумации тело якобы умершего человека находили в позе, которая дает основания утверждать: в гробу такой похороненный заживо человек приходил в себя и умирал уже окончательно из-за нехватки кислорода. Люди стали писать в своих завещаниях, что для подтверждения их смерти должны быть проведены разные процедуры: выливание горячей воды на кожу, воздействие раскаленными утюгами и просто вскрытие тела. В 1897 году изобрели специальный гроб с системой оповещения в виде флажков и колокольчиков, чтобы воскресший покойник мог позвать на помощь.
Одна из теорий объясняет синдром Лазаря гипервентиляцией легких во время реанимационных действий врачей. При возникновении дополнительных неблагоприятных факторов происходит повышение давления в конце выдоха, после чего случается остановка сердца. В группе риска — люди с хроническими обструктивными болезнями легких. Другая теория объясняет такое состояние отсроченным действием лекарственных препаратов, которые получают пациенты во время реанимационных мероприятий. Третья гипотеза утверждает, что синдром Лазаря связан с повышенным содержанием калия – гиперкалиемией. Есть и другие теории – менее аргументированные и не имеющие доказательной базы.
Сотрудник Университета Британской Колумбии доктор Michael Klein считает, что очень низкая температура тела замедляет сердцебиение и дыхание настолько, что их невозможно обнаружить без специальной аппаратуры. Похожая ситуация может быть вызвана каталепсией – это похожее на транс состояние с длительным сохранением одной позы, замедлением дыхания, снижением чувствительности к внешним воздействиям. Состояние каталепсии может продолжаться и несколько минут, и несколько недель. Его провоцируют некоторые неврологические заболевания (эпилепсия, болезнь Паркинсона), повреждения головного мозга, прием нейролептиков. При так называемом синдроме запертого человека мозг человека тоже живет, но почти полностью теряет контроль над телом. В 2016 году издание The Daily Mail сообщало о британке Кейт Аллатт – врачи объявили о смерти ее мозга, а она тем временем наблюдала за происходящим в палате, не имея возможности сообщить о том, что она жива и все чувствует.
Из 38 случаев зафиксированной смерти и воскрешения спустя относительно долгое у 13 человек был диагностирован инфаркт миокарда, у восьми – обструктивная болезнь дыхательных путей. Остальные пациенты «умерли» из-за разрыва аневризмы брюшной аорты, разрыва легочной артерии, желудочно-кишечных кровотечений, гиперкалиемии из-за почечной недостаточности, травм, сепсиса и передозировки опиатами и кокаином. Умерли – и воскресли, когда этого уже никто не ждал. Синдром Лазаря – это пограничное состояние между жизнью и смертью. К сожалению, вернуться из этого «небытия» удается не всем.
Воскрешение мертвых
Содержание
Воскрешение мёртвых — распространенный в мифологии и религии сюжет воскрешения Богом или святым умершего человека. Является частью представлений о загробной жизни.
Происхождение слова
В древнерусском языке слово «кресать» — означало «искрить» (сравните напр. слово «кресало» как часть огнива). Соответственно слово «воскресение» означает «возжигание искры (Божией)» в умершем теле.
Греческое слово анастасис, переводимое как «воскресение», буквально означает «вставание» и относится к возврацению из состояния смерти.
В древнегреческой мифологии
В Библии
В Библии описано множество случаев воскрешения мёртвых и 1 случай воскресения:
Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но всё то воскресить в последний день. Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день. |
В иудаизме
В христианстве
Церковное предание сообщает о случаях воскрешения усопших следующими учениками Иисуса Христа:
Церковное предание сообщает о случаях воскрешения усопших другими святыми:
Другие известные по Церковному преданию случаи воскрешения усопших:
В исламе
В Коране существует множество аятов о воскрешении, осуществляемом как Самим Аллахом, так и пророками от имени Аллаха.
Воскрешение из мертвых: 9 примеров из Библии
Библия — книга, в которой много раз описываются воскрешение из мертвых. История воскрешения Иисуса Христа является не только самой сильной и мощной историей воскрешения, но помимо всего прочего является основанием всей христианской веры. Бог обещает всем верующим во Христа и следующим Его учению воскрешение к вечной жизни:
«Бог не только воскресил Господа из мёртвых, но и нас воскресит силой Своею». (1 Послание Коринфянам 6:14)
Мы также читаем о том, что во времена Христа, точнее после Его распятия, воскресло множество людей:
«И ещё раз закричал Иисус громким голосом и испустил дух. И тут же разорвалась надвое завеса храма сверху донизу, и всколыхнулась земля, и раскололись камни, и открылись гробницы, и воскресло множество усопших святых, и, выйдя из гробниц своих после воскресения Его, они пришли в святой город и явились множеству людей. Центурион и те, кто вместе с ним сторожил Иисуса, при виде землетрясения и всех других происшествий очень перепугались и говорили: «Воистину это был Сын Божий!» (Евангелие от Матфея 27:50-54)
Вот что интересно, но мало, кто обращает внимание на другие истории воскрешения, описанные в Библии. Эти истории еще раз показывают силу Бога и Его власть не только над жизнью, но и над смертью! Мы решили опубликовать для вас восемь историй, в которых описывается воскрешения из мертвых. Вы, если хотите, даже можете организовать небольшую викторину на эту тему:
Случаи воскрешения из мертвых в Библии:
Только у Бога была власть воскрешать мертвых и у тех, кому Он её даровал. В Библии сказано, что Иисус обещал воскресить в последний день всех тех, кто будет предан Его учению. Пока мы живы, нам важно задуматься о своей жизни и, если мы любим Бога и хотим быть с Ним в вечности, узнать учение Христа, чтобы применять его в своей жизни уже сегодня! Ведь завтра уже может и не быть…
Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».
Воскресение мертвых
Воскресе́ние мёртвых (греч. ανάστασης — ана́стасис, «восстановление» или «восстание») – восстановление физических тел людей в новом состоянии, имеющее наступить со вторым пришествием Иисуса Христа. Воскресение мертвых, по словам апостола Павла, произойдет во мгновенье ока ( 1Кор. 15:52 ).
Прологом воскресения мертвых является воскресение Нового Адама – Богочеловека Иисуса Христа. Своим крестным подвигом и смертью, а затем последующим воскресением Господь преобразил человеческое естество и открыл путь воскресения всем людям.
В тоже время искупительное дело Богочеловека не отменило человеческой свободы. Человек добровольно принимает или отвергает подвиг Богочеловека, добровольно следует путем веры, покаяния и очищения от страстей, или продолжает развивать свои страсти, вступая во вражду с Богом. Принимая подвиг Богочеловека, христианин призывается в чем-то повторить Его жизнь – соумереть со Христом, добровольно распять свои страсти и похоти в этом мире, преобразиться исполнением евангельских заповедей. Для подвизающегося христианина воскресение окажется «воскресением жизни» – такой человек на суд не приходит, ибо перешел от смерти в жизнь ( Ин. 5:24-29; 8:51 ). Что же касается отвергнувшего Бога человека, то для него также наступит воскресение, но как «воскресение осуждения» ( Ин. 5:29 ).
Таким образом, в воскресение мертвых произойдет восстановление человеческой природы во всей полноте – человеческие души соединяться с человеческими телами. Однако грешники будут отчуждены от Бога отсутствием собственной решительной воли к добру. Бог действительно будет во всех, «но только в святых Он будет пребывать «милостиво», а в нечестивых – «немилостиво»», – говорит св. Максим Исповедник.
Бог Своей Силой воскресит мертвых нетленными, а тело воскресшего будет нетленно и бессмертно, вследствие чего оно не будет нуждаться ни в пище, ни в питии. По словам св. апостола Павла: «наше же жительство на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя Господа Иисуса, Который уничиженное тело наше преобразит сообразно с телом Своей славы так, как Он может по действию силы Своей» ( Флп. 3:20-21 ).
«Какое же это «уничиженное тело», которое Господь преобразит сообразно телу славы Своей?», – спрашивает св. Ириней Лионский. – Очевидно, что тело, которое есть плоть, падающая на землю и уничижаемая. Преображение же ее (состоит в том), что она, смертная и тленная, сделается бессмертною и нетленною, не по своей собственной сущности, но по действию Господа, могущего смертное облечь в бессмертное и тленное в нетление». Следуя св. Ефрему Сирину, истолковывающему те же слова апостола, Господь «в день воскресения нашего «преобразит тело унижения нашего», которое внутри в преисподней (в могиле) становится прахом ничтожным, – «и соделает» его «сообразным телу славы Своей», то есть бессмертной жизни, коею облек Он «по силе могущества Своего, дабы мог Он подчинить Себе все». Св. Иоанн Дамаскин учит, что по воскресении «спасенные получат тело неизменное, бесстрастное, тонкое, каково было тело Господне после Воскресения, проходившее через запертые двери, не утомляющееся, не нуждающееся в пище, сне и питье». Св. Иоанн Златоуст, следуя Св. Писанию, говорит о преображенном теле праведников в символах света: «…Каковы будут воскресшие из мертвых? Послушай Самого Господа твоего, Который говорит: «тогда праведницы просветятся, яко солнце, в царствии Отца их» ( Мф. 13:43 ). Нужно ли мне упоминать о блеске солнечном? Так как верующие должны преобразиться сообразно с светлостью Самого Христа Господа, как свидетельствует апостол Павел: «наше житие», говорит он, «на небесах есть, отонуду же и Спасителя ждем, Господа нашего Иисуса Христа, иже преобразит тело смирения нашего, яко быти сему сообразну телу славы Его» ( Флп. 3:20-21 ), – то преобразится, без сомнения, эта смертная плоть сообразно со светлостию Христа, смертное облечется в бессмертие, посеянное в немощи потом восстанет в силе (ср. 1Кор. 15:43 )». Св. Макарий Египетский также считает тела воскресших праведников светоносными, указывая, что они будут сопричастны нетварному сиянию, которым блистала на Фаворе плоть Господа: «Как тело Господа, когда взошел Он на гору и преобразился в Божескую славу и в бесконечный свет, так и тела святых прославляются и делаются блистающими. Ибо как внутренняя слава была тогда распростерта на теле Христовом и воссияла, точно так же и во святых сущая внутри сила Христова в оный день будет преизливаться вовне – на тела их, потому что еще ныне умом своим причащаются они от Его сущности и естества».
По учению свв. Отцов, тела нераскаянных грешников не станут телами Божественной славы, какими будут обладать праведники. Тела нераскаянных грешников будут отражать гнездящиеся в них страсти, воссоздавать внутренний мир преступников Божественных заповедей, будут внушать отвращение. По слову блаженного Феодорита, достойные небес облекутся небесной славою, а недостойные, имеющие в помышлениях лишь земное, «примут одеяние, соответственное произволению».
Свт. Иоанн Златоуст замечает: «Смерть… у нас двоякая; потому и воскресение должно быть двоякое. Мы, умершие двоякой смертью, воскресаем и двояким воскресением. Одним мы воскресли пока от греха, ибо погреблись вместе с Ним в крещении и восстали вместе с Ним чрез крещение. Это одно воскресение — освобождение от грехов; а второе воскресение — воскресение тела».
«Воскресение души — это ее соединение с Жизнью, Которая есть Христос», — пишет прп. Симеон Новый Богослов — «как тело мертвое, если не воспримет и не сольется с душою неким образом неслиянно, не бывает и не именуется живым и жить не может, так и душа не может жить сама по себе, если не соединится неизреченным соединением и не сочетается неслиянно с Богом, Который воистину есть Жизнь Вечная».
8 вопросов про воскресение мертвых
Приблизительное время чтения: 5 мин.
Церковь верит в воскресение мертвых. Но у многих эта вера вызывает недоумение. Мы постараемся ответить на некоторые вопросы.
Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина. О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов рассказывает наш постоянный автор Сергей Худиев в проекте “Диалог с атеистами: православные аргументы”.
Смотрите очередной прямой эфир на странице «Фомы» в Facebook по вторникам в 20.00, во время которого вы сможете задать свои вопросы.
Не является ли ожидание воскресения мертвых просто принятием желаемого за действительное?
С тех пор, как люди осознали свою смертность, они испытывают по этому поводу стресс, пытаются как-то с ним справиться, и вера в воскресение тут просто напрашивается.
Это соображение не может служить аргументом против воскресения по ряду причин. Во-первых, в общем случае довод «вы хотите, чтобы это было не так, следовательно, это не может быть так» логически невалиден. Одно никак не следует из другого. Если, например, ученый страстно хочет, чтобы его теория была верна, это никак не доказывает ее ложности. Более того, если атеист страстно желает, чтобы Бога не было — а многие атеисты (например, хорошо известный нам Ричард Докинз) относятся к этому вопросу крайне эмоционально — это еще, само по себе, не доказывает, что Бог есть.
Во-вторых, те же атеисты, или адепты других мировоззрений, не предполагающих личного бессмертия, например, буддисты или конфуцианцы, могут жить вполне нормальной жизнью и вполне справляться со стрессом своей смертности и без веры в воскресение мертвых. Целые культуры не имели такой веры — и вполне функционировали.
Каким образом все воскресшие миллиарды людей смогут поместиться на Земле?
Мы не знаем технических подробностей (и, вероятно, сейчас мы были бы не в состоянии их понять), но знаем, что само пространство и время являются Божиими творениями, и поэтому у Бога не может возникнуть затруднений с пространством.
Кроме того, у нас нет оснований полагать, что место жительства воскрешенного человечества ограничится Землей. И после воскресения мертвых Бог преобразит весь материальный мир, всю вселенную. «Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят», — пишет апостол Петр в своем Втором послании (2 Пет 3:20). А апостол Иоанн Богослов в своем Откровении пишет: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет» (Откр 21:1).
Таким образом, воскрешенные миллиарды людей будут жить в преображенном мире, свойства которого нам сейчас в земной жизни непредставимы.
Когда человек умирает, его тело разлагается, и его атомы включаются в водоворот воды — и других веществ — в природе, в том числе, становятся частями тел других людей.
При общем воскресении кому достанутся атомы, побывавшие в разных телах?
Воскресение совершенно не требует, чтобы воскресшее тело состояло из «тех же атомов». Когда мне было десять лет, мое тело совершенно точно не состояло из тех же атомов, что и сейчас: клетки тела постоянно обновляются, мы набираем вес и теряем его, отращиваем волосы и стрижем их, отмершие клетки покидают организм и их место занимают новые.
Наше тело постоянно меняется, воспринимает какие-то атомы из внешней среды, а какие-то сбрасывает вон. Да и не очень понятно, как мы могли бы говорить о «тех же» или «других» атомах — чем один атом, скажем, углерода отличается от другого?
Поэтому воскресшее тело, для того чтобы сохранять преемство с телом умершим, и не должно состоять «из тех же» атомов. Ему достаточно быть телом, связанным с той же самой душой.
Умершие во младенчестве будут воскрешены в младенческих телах?
Мы этого не знаем, Писание не говорит об этом прямо. Но мы можем обосновано предположить, что, поскольку воскресшие тела не стареют, они не проходят обычного в этом мире развития от младенчества к старости, но пребывают все время в одном состоянии. Так что, скорее всего, тела не будут младенческими.
Что будет с человеком, страдающим расщеплением личности, — каждая личность получит свое тело?
Расщепление личности — это, насколько мы можем судить, не признак существования в одном теле нескольких душ, а просто один из симптомов тяжелого душевного расстройства. В воскресении мертвых все эти болезни будут преодолены.
Если тело человека было искалечено в земной жизни, воскреснет ли он искалеченным?
Нет, воскресшее тело будет совершенным и «нетленным», то есть не подверженным какому бы то ни было разрушению. Однако, подобно тому, как воскресшее тело Христа носит на себе следы Распятия, воскресшие тела мучеников могут нести на себе следы ран, которые они потерпели за Христа, как знак славы и отличия.
Если мы не будем есть и пить в жизни будущего века, то зачем нам тогда будут нужны зубы?
Писание часто сравнивает жизнь будущего века с пиром, и у нас нет оснований отрицать, что мы будем употреблять пищу. Даже в нашем мире еда — это нечто гораздо большее, чем просто средство поддержки наших распадающихся тел. Через еду мы познаем мир, радуемся благам, которые сотворил Бог, общаемся друг с другом, проявляем взаимную любовь, например, когда готовим угощение. Возможно, доброе дружеское застолье сохранится на той стороне вечности — в каком-то новом, прославленном и преображенном виде. Но, конечно, точно этого знать мы не можем.
Если там не будет брака и чадородия, останутся ли тела мужскими и женскими?
Насколько мы можем предположить из слов Господа, в «в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (Мф 22:30), брачная жизнь сменится чем-то более прекрасным, огромным и важным — по отношению к чему брак был как семя по отношению к цветку. Но воскресшие останутся мужчинами и женщинами, потому что это было и останется важной частью их идентичности. Как именно это будет, мы пока не знаем.