Как называется человек получающий информацию
В чем разница между интровертом и экстравертом? Самые важные признаки
Известный психиатр Карл Юнг в начале 20 века выделил типы людей – экстравертов и интровертов. В психологии это разграничение стало удобным и популярным, а со временем стало использоваться для определения человека в обычной жизни. Узнав, к кому относишься, легче разобраться в себе и выбирать круг общения. Порой нам кажется, что миром правят и доминируют в нём экстраверты. Хотя на самом деле, они могут просто громче заявлять о себе, создавая больше шума. Но так уж ли глубока пропасть между интровертом и экстравертом? Неужели первые нуждаются в помощи и поддержке, чтобы развивать собственные таланты и не оставаться на задворках?
Всё не так категорично, как кажется на первый взгляд. Да, открытые и замкнутые люди существуют. Но есть масса примеров, когда экстраверт и интроверт ведут себя неожиданным образом, ведь каждая личность на протяжении жизни демонстрирует гибкость и открывается с разных ракурсов. А еще в этих категориях есть место золотой середине. О ней и главных с точки зрения психологии противоположностях поговорим ниже.
Что значит интровертный тип личности
Для начала следует разъяснить, что такое интроверт и экстраверт простыми словами. Склонность к интровертности проявляется, если ты любишь проводить время наедине с собой, своими мыслями и идеями. Если не знаешь, как определить интроверт ты или экстраверт, попробуй найти в себе следующие основные черты. Они свойственны тем, кто предпочитает чаще изолироваться от внешнего мира.
Между интровертностью и застенчивостью большая разница. Застенчивые люди часто еще и боятся того, что о них подумают другие, а у интровертов негативных эмоций и подобных страхов нет.
То, что интроверты не любят большие компании, не означает, что они не могут дружить и заводить отношения. В этом смысле они почти ничем не отличаются от экстравертов. Кроме того, они могут сделать отличную карьеру, просто придерживаются ролей, в которых возможно одиночество: бухгалтерия, инженерия, писательство, вождение грузовиков и т. д.
Главное, чем отличается интроверт от экстраверта, это стремление чаще сосредотачиваться на собственных ощущениях и мыслях. Им свойственна большая концентрация, нежели представителям противоположного лагеря. Несправедливо называть их отгородившимися от общества, эгоистами или несчастными людьми.
Интроверты также желают общения, проявляют чувства и заботятся о других. Но разница в том, что интроверт будет делать все это более сдержанно, «беспристрастно», чем экстраверт. Так что и разговоры о том, что менее щедрые на эмоции люди излишне любят порядок, чувствительны к негативу или «сами себе на уме» также беспочвенны. Это уже другие характеристики, из разряда нейротизма.
Как проявляется экстравертный тип личности
Кого трудно упрекнуть в пассивности или любви к уединению, так это экстраверта. Ему просто необходимо черпать силы во внешних источниках. Блистать и находить в обществе благодарных слушателей – это про них. Отсюда и существенные отличия: экстраверт умеет подать себя, а интроверт, как бы ни был умен и образован, не всегда способен на это.
Такие люди направляют энергию вовне — на других людей и воплощение своих задумок. Мы рассмотрели типы личности, в которых проявляется интроверт, и ты можешь сравнить основные черты с экстравертом.
Экстраверты обычно получают больше поддержки от других людей, когда оказываются в сложной ситуации. И в целом сложился стереотип, что общество больше любит экстравертов, поэтому они чаще становятся лидерами и выбирают продажи, маркетинг, PR и другие сферы, где важно общение с людьми.
Важно помнить, что это лишь одна из характеристик. И есть большая разница между приятным в общении интровертом и грубым экстравертом.
Кстати, нередко именно про интровертов говорят, как про слишком чувствительных людей, в отличие от экстравертов. Последние, мол, легче идут по жизни и не ведутся на душевные заморочки. Американский психолог и исследователь Элейн Эйрон тщательно изучила вопрос чувствительности и пришла к любопытным выводам. В частности, писатель заметила, что Юнг выделял у экстравертов любовь к риску, способность без тени сомнения вступать в разговор и говорить свое мнение. По его мнению, интроверты на эти подвиги совершенно не способны.
А Элейн Эйрон уверена, что около трети сверхчувствительных людей можно назвать экстравертами. Она выделила понятие «социальный экстраверт», которое отличается от интроверта Юнга тем, что первые без труда заводят знакомства и уверенно чувствуют себя в многолюдных местах. В остальном они даже схожи.
Определение интроверта и экстраверта может помочь руководителям и менеджерам при работе с сотрудниками. В частности, при раздаче поручений. Экстраверту будет сложнее справиться с заданием, требующим усидчивости и внимательности к деталям. А инициативу интровертов желательно поощрять, не позволяя экстравертам становиться «раздражителями» в коллективе.
Несмотря на то, что экстраверт и интроверт имеют существенные различия, они в состоянии ужиться в одной ячейке общества. Ты наверняка замечала в компании заводилу и «тихоню», в паре более импульсивную супругу и ее «послушного» мужа и так далее. Они находят компромиссы и взаимодействуют со всем миром, а не только представителями своего «клана».
Интроверт и экстраверт одновременно: амбивертный тип
Стоит знакомому удержаться от многословной беседы или захотеть почитать книгу в выходной в одиночестве, как невольно начинаешь записывать его в интроверты. Ярлыки крепить всегда проще. Так возникает ощущение, что человека удалось «раскусить», а значит будет легче построить с ним соответствующие отношения. Но ты должна знать, что существует не только экстраверт и интроверт, но и другие понятия.
Типы личности интровертов и экстравертов по-разному смотрят на удовольствия. Источник у них для этого разный. Для одного это тихий отдых, а для другого – нахождение в центре внимания. Но если после шумной вечеринки наступает желание посидеть в одиночестве – это и есть золотая середина. Амбиверт является связующим мостиком между интровертом и экстравертом, вмещая качества того и другого. Психологи считают, что именно смешанных типов личности преобладающая часть. Почетный профессор и директор Лаборатории психофизиологии человека в Университете Мэриленда Барри Смит утверждает, что амбиверты занимают 68% всего населения.
Благодаря данному виду мы понимаем, что не все так однозначно в психологических портретах людей. Амбиверт – это среднее между интровертом и экстравертом, ему присущи их черты:
Они взяли лучшее у двух фронтов, соединив характер интроверта и экстраверта. По мнению психологов, амбиверты становятся достойными управленцами, поскольку проявляют лидерские качества и остаются рассудительными, умеющими останавливаться и вникать в вопросы. Им одинаково комфортно сиять в обществе и уединяться от посторонних глаз.
Директор Исследовательского института застенчивости Университета штата Индиана Бернардо Кардуччи считает, что распространение интроверсии и экстраверсии находится под сильным влиянием генетики. Среднее между экстравертом и интровертом – амбивертность – также является наследственной тенденцией, а не приобретенной.
Как узнать, кто ты: интроверт, экстраверт или амбиверт
Большинство людей находится в средней части шкалы экстравертности. Это значит, что интроверт и экстраверт в абсолютном виде встречается крайне редко. И это очень хорошо. У каждого есть свой темперамент, который раскрывает нашу эмоциональность в той или иной степени, отражает поступки. Но это лишь один из пазлов многогранного характера человека.
Экстраверты и интроверты, характеристика которых не должна сводиться к безапелляционным «душа нараспашку» и «волк-одиночка», на самом деле могут подружиться. Для этого достаточно обозначить границы и выстроить диалог.
Существует немало тестов для определения своего типа, но они не имеют большого значения и не должны определять твою жизнь как истина в последней инстанции. Специалисты считают, что нельзя насильно менять свою личность, наступая «себе на горло». Но при сигнале о выходе из зоны комфорта каждый может проявить и развить необходимые качества. Поэтому и разница между интровертом и экстравертом такая же, как между всеми людьми – есть общее, но индивидуальность всегда на первом месте.
Мы кратко рассмотрели понятия экстраверт и интроверт, но это как гороскоп – условное разделение, общие моменты, но стричь всех под одну гребенку нельзя. Не так важно, два человека рядом или сто. Гораздо важнее воспитывать в себе положительные личностные качества!
Психология общения
Представлены базовые знания по разделам психологии общения: «Общение как обмен информацией», «Невербальная коммуникация», «Общение как взаимодействие», «Общение как восприятие людьми друг друга», «Конфликт – неэффективное общение», «Оптимизация общения». Материал изложен в едином методологическом ключе и в лаконичной форме. Даны основы общения, раскрыты его типы и виды, психологические закономерности, приемы управления и методики измерения. Соответствует ФГОС СПО последнего поколения. [b]Рекомендовано для освоения профессий из списка ТОП-50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий.[/b] Для студентов среднего профессионального образования, обучающихся по специальности «Образование и педагогические науки».
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология общения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Общение как обмен информацией
2.1. Информация или коммуникация
Коммуникация (лат. communicatio от communico — делаю общим, связываю, общаюсь) общение, передача информации от человека к человеку, специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности. Говоря о коммуникативной или информационной стороне общения, мы, прежде всего, имеем в виду обмен между людьми различными знаниями, представлениями, идеями, чувствами, установками и т. п.
Потребность в новых впечатлениях является одной из важнейших человеческих потребностей. Информационный голод, духовную жажду точно так же, как и собственно голод, и настоящую жажду мы, иначе как с помощью других людей, утолить не сможем. Посмотрите с кем вам интересно проводить время? Выбирая другого человека для общения, мы неосознанно ищем удовлетворения своей могучей потребности, потребности в информации. Поэтому выбираются, прежде всего, те, кто может, быть ее источником, кто сообщит нам что-то важное для нас.
Это подтвердилось и в ходе психологических экспериментов Якова Коломинского. Когда школьники разных возрастов выбирали себе партнеров для различных видов деятельности, он задавал им вопрос: «Почему ты хочешь играть (сидеть за одной партой и т. п.) именно с тем-то?» И вот среди ответов очень часто были заявления: «Он хорошо рассказывает», «Много знает всяких историй», «Она в курсе всех дел», «С ним интересно». Во всех этих случаях фактически осознаваемым мотивом выбора была информативность партнера, которая выражалась в речи.
В исследовании выяснилось, что наиболее популярные и занимающие более благоприятное положение в группе люди, как правило, чаще высказываются, имеют большую информированность. Интересный человек — это, действительно, прежде всего, источник информации, причем информации не любой, а новой и значимой для данного человека. Это значит, что необходимо ввести различение двух, на первый взгляд близких, понятий — информированность человека и его информативность.
Информированность — это запас знаний, имеющийся у человека. Грубо говоря, тот, кто прочел двести книг при прочих равных условиях, в 2 раза более информирован, чем тот, кто прочел сто. Совсем иначе понимается информативность.
Информативность — это ожидаемая способность личности служить источником информации для другого человека. Можно представить себе предполагаемых участников общения в виде сообщающихся сосудов. Вы, наверное, помните из курса физики, что для возникновения потока необходима разница в уровнях «информационной жидкости». Но если в случае с настоящими сообщающимися сосудами, чем больше разница уровней, тем сильнее поток, то в информационном канале Ниагара невозможна: шлюзы непонимания перекроют канал общения. Если информации слишком много или она очень сложна, она перестает восприниматься.
Пример на эту тему можно обнаружить в одном старом пособии по психологии. На лекцию профессора физики пришел отец-физик и два его сына — девятиклассник и шестиклассник. После лекции произошел обмен впечатлениями. «Лекция не содержала ничего нового», — заявил раздосадованный отец. «Да, да, мне было совсем скучно, все время хотелось спать», — поддержал младший сын. «Неправда, — возразил девятиклассник, — было очень интересно!» Не психологический ли это закон о сообщающихся сосудах с информацией — эквивалент знаменитых физических задач с трубами?
Особенно существенно подчеркнуть в этом случае важность другого, того, кто слушает. Его роль в возникновении информативности не менее важна, чем роль того, кто говорит, хотя, конечно, внешне представляется более пассивной.
Жажда познания, как и жажда общения, подразумевает совместную двустороннюю деятельность. Тот, кто выдает информацию, нуждается в человеке, способном ее воспринять не меньше, чем слушатель в ораторе. Человек, читающий лекцию в пустом зале, будет смешон. Даже так называемые монологи, которые часто встречаются в художественной литературе, в действительности это почти всегда выражение для других и высказывание, рассчитанное на слушателя, пусть даже подразумеваемого.
Недаром школьники, рисуя идеал интересного человека, много раз подчеркивали, что это тот, кто может тебя понять. «Счастье — это когда тебя понимают», — пишет в сочинении один из героев фильма «Доживем до понедельника», «Сделай чудное чудо, сделай так, чтобы поняли меня», — поет Н. Матвеева; «Чтоб кто-нибудь меня понял, не часто, ну, хоть разок. Из раненых губ моих поднял царапнутый пулей рожок», — мечтает А. Вознесенский.
И все потому, что в информативности личности слиты воедино стремление получить информацию с внутренней потребностью поделиться ею, отдать, стать источником ее для другого. Отсюда интересность человека, пишет Я. Коломинский, — это почти всегда состояние взаимного интереса или хотя бы надежда на таковой. Недаром, когда в экспериментах спрашивают у испытуемых: «Как ты думаешь, кто тебя выберет?», чаще всего они называют тех, кого выбрали сами.
Однако обмен информацией — это слишком простое, узкое понимание процесса коммуникации. В этом случае процесс коммуникации и обмен информацией — это одно и то же. Но такой подход к человеческому общению является очень упрощенным. Здесь не учитывается то, что в условиях общения информация не просто передается и принимается. Общающиеся люди вовсе не похожи на радиопередатчики и радиоприемники с записывающим устройством. В ходе общения информация претерпевает различные изменения: она формируется, уточняется, развивается. Вспомните игру «Испорченный телефон». Участники передают друг другу шепотом одно, причем очень простое слово. Однако даже оно редко доходит до конца цепочки в первоначальном, неискаженном виде.
Общение нельзя рассматривать как простое отправление информации или ее прием еще и потому, что каждый собеседник стремится «завоевать» внимание, проявить активность, повлиять на другого. Правильно было бы говорить не о «движении»-«передаче» информации, а об обмене ею.
Информация, как таковая, может быть двух типов: побудительная и констатирующая. Побудительная информация проявляется в форме приказа, совета или просьбы. Она призвана вызвать, стимулировать какое-то действие. Побудительную информацию подразделяют на активизацию, когда слушающий начинает действовать в заданном направлении; интердикцию, запрещающую нежелательные виды деятельности, и дестабилизацию, означающую рассогласование или нарушение некоторых форм поведения. Иногда одна и та же информация вызывает разное проявление. И если учитель сообщает, что до окончания контрольной работы осталось 5 минут, то для тех ребят, которые хорошо учатся это является сигналом дописывать быстрее (активизация), для тех, кто разговаривал, ожидая возможность списать, — прекращение беседы (интердикция), а те, кто совсем ничего не знал, понимает, что уже все равно ничего не успеет, — откладывает ручку в сторону (дестабилизация).
Констатирующая информация проявляется в форме сообщения и не предполагает непосредственного изменения поведения. Мы ежедневно слушаем новости по радио или телевидению, но это не значит, что в нашем поведении что-то меняется.
Для того чтобы обмен информацией состоялся, собеседники должны как минимум понимать друг друга, говорить на одном языке. В легенде о строительстве Вавилонской башни говорилось, что люди возгордились и решили бросить богу вызов — построить башню до самого неба. Бог испугался, что люди могут преуспеть в этом, ибо «…у всех их один язык… и все, что они решат сделать, будет возможно для них». Стремясь не допустить этого, Бог сошел с неба и смешал языки людей, «чтобы они не могли понять речь друг друга».
Язык — система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления и выражения чувств.
Речь — сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком. В легенде утверждается, что с тех именно пор люди и говорят на разных языках. Таким образом в древности объясняли разноязычие народов, и по сей день затрудняющее общение между ними.
Нередко бывает, что, даже зная значение одних и тех же слов, люди не всегда понимают их одинаково.
Значение — обобщенная форма отражения субъектом общественно-исторического опыта, приобретенного в процессе совместной деятельности и общения и существующего в виде понятий, опредмеченных в схемах действия, социальных ролях, нормах и ценностях. Поэтому, услышав слово «корень», ботаник представит себе корень растения, математик — квадратный корень из числа, врач — корень зуба, учитель русского языка — корень слова. В результате процесс коммуникации значительно усложняется.
2.2. Коммуникаторы и реципиенты
Во время разговора каждый участник попеременно является то говорящим — отдающим информацию, то слушающим — принимающим ее. Казалось бы, все находятся в одинаковом положении. Однако это не так. Поэтому человека, передающего информацию, называют коммуникатором, а того, кто информацию принимает — реципиентом. Коммуникатор имеет некоторые временные преимущества перед реципиентом, который должен воспринять информацию и внутренне ее переработать. В это время коммуникатор имеет возможность подготовить новую информацию, и мысли реципиента опять заняты расшифровкой сообщения. У каждого из нас были случаи, когда услышав чьи-то обидные высказывания, сразу не находишь нужных слов для ответа. И только через какое-то время появлялась мысль: «Эх, надо было вот это сказать!» Чтобы этого не случилось надо стараться из реципиента стать коммуникатором — перехватить инициативу в свои руки. Сделать это не так сложно. Например, можно задать какой-нибудь вопрос, который заставит собеседника задуматься, а вам даст возможность оценить ситуацию и принять правильное решение.
Чтобы не попасть в затруднительное положение, возможно, следовало бы создать какую-нибудь модель или формулу правильной коммуникации. И тут на помощь психологам пришли математики. В 1948 году малоизвестный в ту пору Клод Шеннон опубликовал в одном из американских технических журналов «математическую теорию коммуникации». Шеннон исходил из четкой схемы — «универсальной системы коммуникации», в которой выделялись:
• источник информации и передатчик;
• место назначения информации и приемник;
• канал связи (средство перехода информации от передатчика к приемнику);
• источник шума («шум» — любой вид помех при переходе информации от передатчика к приемнику).
Всякая схема — лишь упрощенное приближение к реальности; главное, чтобы не слишком «извратить» при этом живую картину мира.
Рис. 2.1. Схема процесса передачи информации по техническим каналам Клода Шеннона
Мера упрощения, найденная Шенноном, оказалась удачной, во всяком случае, применительно к коммуникации технических устройств, к общению между машинами (рис. 2.1).
Вскоре после статьи Шеннона социолог Гарольд Лассуэлл, анализируя общение между людьми, создал модель коммуникативного процесса, которая включала следующие элементы: Кто-Что-Как-Кому-С каким эффектом. Эту схему можно усложнить следующим образом (рис. 2.2).
Рис. 2.2. Модель коммуникативного процесса Гарольда Лассуэлла
Добрович А.Б. приводит пример использования подобных схем. «Кто» и «Кому» — это абстрактные партнеры по диалогу: «коммуникатор», лицо А, и «реципиент», лицо Б. Канал связи — речь, жестикуляция, мимика. Услышав что-то от А, партнер Б отвечает ему, т. е. сам становится коммуникатором, делая А реципиентом (участники диалога поменялись местами). Можно записать их разговор на пленку, а потом положить ее на стол: «Вот что А передал Б, затем Б — А и т. д.». Если в итоге Б, скажем, упал замертво, а А расхохотался, то все это как будто отвечает на вопрос, «с каким эффектом» протекало общение… Но работает ли схема Лассуэлла?
Как узнать, например, Что передано?
Предположим, А обращается к Б: «Дыр булщил… Убещур».
Со стороны это кажется бессмысленным набором звуков. Но у него нет доказательств, что передавалась «нулевая» информация. В конце концов, если бы А сказал Б: «Поздравляю, вы приняты», то и это показалось бы наблюдателю набором звуков — не знай он русского языка. Следовательно, вопросу «что» логически предшествует вопрос «на каком языке», или «с помощью какого кода» передается информация.
Можно представить себе бесконечное множество условных языков. Я могу договориться со своим приятелем, что «дыр» — это значит «вы», «булщил» — «приняты», а «убещур» — «поздравляю».
Но договоренность, предшествующая общению, касается не только кода. Есть еще понятие «контекста».
Контекст (от лат. contextus — «соединение», «связь») — законченная мысль, выраженная письменно или устно, общий смысл которой позволяет уточнить значение входящих в него отдельных слов, предложений и проч.
Поэт-футурист А. Крученых, сочинивший «дыр булщил», не страдал ложной скромностью. «В этих стихах, — заявлял он, — больше русского национального, чем во всей поэзии Пушкина». По-видимому, он надеялся с помощью выдуманных слов передать ни больше ни меньше как «дух» русского языка. Для читателя такая информация приобретает смысл в одном только случае: если он согласен «не принимать во внимание» содержательную основу слов, а оценивать лишь их звуковую выразительность, соотнося ее с национальными (мелодическими, интонационными) особенностями русской речи. В эту игру можно играть, если она затевается в контексте всеобщих и популярных поисков «нового», «самовитого» слова. В эпоху, когда общество считает традиции словоупотребления и словопонимания неприкосновенными, А. Крученых воспринимался бы как фигляр или помешанный. Однако наш футурист выступил со своими стихами в те годы, когда для его опытов существовала определенная литературно-общественная атмосфера.
Можно выделить три позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса:
1) открытая — коммуникатор открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в подтверждение этой точки зрения (так на выборах представители различных партий стремятся показать, что их позиция самая правильная);
2) отстраненная — коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения, не заявляя открыто своих предпочтений (с такой позицией мы чаще всего сталкиваемся во время контрольных и экзаменов, когда учитель не хочет подсказать какой вариант решения лучше);
3) закрытая — коммуникатор умалчивает о своей точке зрения, даже прибегает иногда к специальным мерам, чтобы скрыть ее (вспомните Штирлица из кинофильма «Двенадцать мгновений весны»).
pm-notes.ru
pm-notes.ru
О восприятии информации разными типами людей – аудиал, визуал, кинестетик
Процесс понятен. Давайте задумаемся о том, насколько эффективно эту задачу могут решать ученики.
Известно, что все люди делятся на три категории: визуалы, аудиалы, кинестетики. Исходя из этого можно подразделить виды восприятия информации.
От того, как человек воспринимает окружающий его мир, зависит его взаимодействие с ним. По сути, от типа восприятия мира, зависит язык, на котором нужно изъясняться с человеком.
Рассмотрим ключевые специфики каждого типа.
Аудиал
Воспринимает информацию на слух, плохо запоминает “письменность”. Любит говорить, т.к. для людей этого типа это приоритетный канал связи. В дискуссия доминируют. Любят слушать аудио книги.
Визуал
Восприятие через зрение. Прочитал, запомнил. Нарисовал на доске, хорошо, обсудил на слух плохо. Обладают хорошой визуальной памятью. Аудио книги не воспринимают.
Кинестетик
Ощущение мира через касания, осязание.
Человек должен записать информацию, чтобы ее запомнить.
Теперь давайте посмотрим на какой тип человека в большей степени рассчитано упражнение преподавателя иностранного языка.
Напрашивается сразу два ответа – на визуалов и аудиалов. Визуал, потому что все слова были просмотрены зрительно. И это факт, процент запоминания у таких людей высок, составлет около 60%.
Аудиал, потому что все слова должны быть проговорены. Однако, для аудиала важно самому проговорить эти слова, чтобы их лучше запомнить. Если же на уроке просят каждого произнести по одному слову, то аудиал может не распознать произношение других коллег. Именно поэтому, это задание для аудиала будет выполнено процентов на 20-30.
Для кинестетика все понятно, он не записал слова, значит не запомнил.
Еще один пример из жизни. В некой компании нужно придумать слоган, руководитель пишет на всю команду письмо примерно следующего содержания: кто придумает слоган, тот получит бонус. Как вы думаете, кто начнет быстрее и больше генерировать идеи в письменном виде, и кто воздержится от написания?
В моей практике пришлось работать с разными типами людей, но явно не выделявшихся по рассматриваемым типа в этой заметке. Однако, один раз мне пришлось работать с человеком, который не воспринимал на слух вообще никакой информации. Получить обратную связь в разговоре было практически не возможно, т.к. человек не понимал, что от него хотят. Однако стоило только перейти на корпоративный джаббер и начать переписку, как все вставало на свои места.