Как называется человек который рисует граффити
Рисующие на стенах
Их называют райтерами. Еще одно иностранное слово, еще одно поветрие, овладевшее умами и сердцами десятков, если не тысяч наших соотечественников, как правило юных.
Граффити |
Вот ведь забавно: мы уже привыкли к этому поветрию. К тому, что с помощью баллончика с краской у нас таинственные и креативные (как им кажется) подростки по ночам размалевывают что ни попадя. Мы привыкли к этому, и я привык, хоть и досадую иногда, когда вижу свежие расписушки на недавно и, очевидно, с трудом и немалыми затратами выкрашенных стенах. Я уже не говорю, что эти стены часто являют собой фасады исторических зданий и памятников архитектуры… Привык, но… недавно выпало мне незавидное счастье минут сорок с бутылкой растворителя оттирать стену в подъезде от подобного «креатива». Вот когда я помянул всех этих «типа художников» незлым тихим словом – не подумайте плохого, я за них помолился. И внимание обратил на это странное творчество уже в масштабе всего города. Обратил и ужаснулся. Всё, вы понимаете, буквально всё размалевано этими затейливыми каракулями, смысл которых (если такой обретается) понять невозможно, но что, очевидно, только прибавляет их авторам в собственных глазах значимости и загадочности. Что они пишут? И откуда это всё? И зачем? Интересные вопросы, честное слово. Потому что при всём кажущемся разнообразии все эти загогулины похожи, как бутерброды в «МакДональдсе».
Я еще понимаю, когда люди, действительно художественно одаренные, воплощают в настенных росписях свой взгляд на жизнь, что-то заявляют или объявляют, о чем-то заставляют задуматься… Понимаю, когда это талантливо и со вкусом исполнено. Но у нас этих рисунков талантливых, самобытных что-то не видно. В лучшем случае – бледное эпигонство. А большей частью именно что одни каляки-маляки, да еще и намалеванные подленько – на свежеокрашенных фасадах и заборах. Такое мелкопакостничество, и не более того. Уши надрать – да и только.
Вообще до нас всё доходит туго.
Граффити |
Субкультура стрит-арта, непосредственно связанная с рэп-музыкой и брейк-дансом, зародилась больше 40 лет назад в среде нью-йоркских подростков и изначально была связана с их стремлением как-то себя выразить, утвердиться помимо и вопреки установленным и рутинным нормам «правильной» жизни.
Принадлежность к этому движению позволяла подросткам почувствовать свою особенность, отличность от всего привычного и обыденного, испытать азарт, чувство опасности, проявить себя в неожиданных и экстремальных условиях. И здесь очень важно было делать всё вопреки тому, чему их учили, что вдалбливали с детства в головы, – именно потому, что всё это воспринималось ими как ложь.
В известном смысле зарождение и развитие этой молодежной субкультуры –свидетельство утраты традиции, духовных корней в общественной, социальной и религиозной жизни. Это проявление того, что нельзя скрывать бесконечно пустоты в жизни самих взрослых. И мы в этом смысле не исключение.
Человек без Бога должен постоянно доказывать себе, что он есть, потому что пустота ежедневно убеждает его в обратном. И это страшно. И нужно что-то делать. Как-то себя обозначить, запечатлеть… пусть даже просто свое имя… как-то себя выразить, создать свой стиль (стиль – это уже личность): я есть в этом «куске», и я отличаюсь от остальных. Вот в чем главная «фишка» стрит-арта.
За 40 лет движение породило немало ярких художников, разветвилось на множество стилей и направлений, но вот парадокс: со временем эта «отдельная» культура стала органичной частью культуры современной, которую мы называем постмодернистской. Культуры если и утверждающей что-либо, то только абсолютную относительность чего бы то ни было.
Исключения хотя и существуют, но лишь подтверждают правило.
Можно сказать, что в основе этой культуры лежит утрата Бога, отказ людей от того, что придает их жизни высший, непреходящий смысл. Во всех отношениях. Остается только игра в смыслы, и эта игра безнадежна в своем безумии, потому что красотой теперь можно назвать любое уродство и акцент переносится только на то, чтобы убедить в этом остальных. С какой целью – другой вопрос. И любой ответ будет «правильным». Потому что место бога может занять всё что угодно… По выбору.
Но всё-таки существует и то, что можно назвать искусством, и даже высоким, в мире граффити.
Таков, например, легендарный и неуловимый Бэнкси, работы которого буквально выпиливают болгаркой из стен, чтобы выставить потом на престижных аукционах. Или «Паша 183» – Павел Александрович Пухов, самый, наверное, известный из российских «настенных художников», – к сожалению, недавно умерший. Так вот, если говорить о последнем: он не просто малевал автографы, играя с самим собой в прятки, а жил, верил, размышлял о глубоких и серьезных вещах… размышлял без озлобленности, а в поисках добра и делился своими размышлениями с людьми. Так, противясь засилью прагматизма и алчности в российской действительности, он монтажные плиты на заброшенной стройке превратил в плитки шоколада «Аленка»… – трогательный образчик доверчивости и чистоты. И если уж кому-то непременно хочется рисовать на стенах – учитесь у Паши… не подражайте ему, а просто задумайтесь о том, что и как он делал. И может быть, тогда станет однажды стыдно просто тиражировать собственную глупость и пустоту.
Но… Каким бы гениальным и самобытным ни был наш, отечественный райтер, он неизбежно является частью иной системы культурных ценностей, системы, сформировавшейся в иных условиях жизни – материальной, душевной, нравственной. Становится частью системы западного мира, со всеми его плюсами и минусами. Но это на самом деле еще не так страшно. До поры до времени. В конце концов, можно назвать множество примеров обогащения русской жизни опытом и культурными традициями иных народов. Только при одном условии. Если эти традиции переосмысливались так глубоко, что принимали уже действительно самобытные, своеобразные черты. И главным условием такой глубочайшей творческой переработки можно считать твердое стояние, укорененность «воспринимающей стороны» в своей культурной, и даже больше сказать – в религиозной, мировоззренческой традиции.
Подвох в том, что стрит-райтер изначально «завязан» на иную систему координат. И как бы ни обижался при жизни покойный «Павел 183», когда его называли русским Бэнкси, он, несмотря на всю свою оригинальность, все же вторичен по отношению к лондонскому самородку. Слишком много аналогий, чтобы их не заметить. Это и подчеркнутая анонимность, и специфический нонконформизм, не говоря уже о принадлежности к самому движению стрит-арт, и использование техники трафарета, в широкое употребление введенной именно Бэнкси, и опыты в съемке арт-хаусного кино… Так что и здесь уличный художник, увы, сам того не осознавая до конца, оказывается в культурной ловушке, присутствие внутри которой и мешает ему взглянуть на себя со стороны непредвзято.
Вообще мы в очередной раз как-то слишком легко и вдруг поверили и доверились Западу. Впрочем, и это, кажется, очень по-русски: распахнуть двери, с любопытством запустить в дом шалую толпу чужестранцев и посмотреть, что из этого выйдет, в надежде на неизбывное наше «авось». Слава Богу, что за «авось» этим в конечном итоге стоит милующий нас, бесконечно и незаслуженно, Дух Христов. Может, потому все наши «авось» хоть и выходят нам, как правило, боком, но в конце концов, совершенно даже неожиданно для других народов, – оборачиваются чем-то хорошим, самобытным и добрым. Таков уж наш народ, и такова его жизнь.
Главный мотив в творчестве лучших из райтеров – протест против продажности, меркантильности. Да, это важно, конечно, но должна быть и положительная, жизнеутверждающая альтернатива, а не только факт отрицания. Бескорыстность, но бескорыстность в чем? Можно и страну свою, и душу разрушать вполне искренне и бескорыстно, считая притом, что ты вершишь великое и благое дело. А на деле ты будешь просто марионеткой в руках тех, кто хочет управлять этим миром по-своему, и ты «бесплатно» и «бескорыстно» будешь работать на них, как Буратино на Карабаса, даже не осознавая своего действительного положения. К слову: такие «искренние» и «бескорыстные» артисты, в том числе стрит-артисты, «Карабасу» как раз и милы, и нужны больше всего. Отчасти и потому, что им не надо платить.
Там, где заходит речь не об отрицании только, но об утверждении, – вот здесь в стрит-арте всё очень сложно и запутанно. Оказывается зачастую, что в головах большинства райтеров – полнейшая каша, начиная от панковского пофигизма и до каких-то безумных эзотерических и оккультных идей, и всё это – вот ведь опять примечательно – не представляет собой ничего не то чтобы оригинального, но просто даже положительного, позитивного, в лучшем смысле этого слова. И если мы посмотрим, чем наполнена жизнь райтеров в других странах, то обнаружим зачастую тот же самый «среднестатистический» набор, сформировавшийся в недрах западной жизни, существующий вроде бы сам по себе, но вполне вписывающийся в мейнстрим «актуального искусства».
Оскверненный памятник Советской армии в Софии |
По-настоящему великую культуру может создать только великая идея, а если говорить точнее – великая вера. И именно утрата чистоты веры влечет за собой упадок культуры и ее вырождение, один из признаков которого – отсутствие положительной, вдохновляющей, если угодно, программы. Потому что важнейшее свойство высокого искусства – стремление к совершенству и истине.
В противном случае это уже не искусство, а китч. И хуже всего, когда подмена остается незамеченной потому, что разница не имеет значения.
Культура граффити: проблемы с полицией, связь с хип-хопом и при чем тут искусство
Мрачное пасмурное утро, сонные горожане спешат на работу и учебу, петляя между серых домов. Но вот иной прохожий поднимает взгляд на одну из стен, и на его лице появляется улыбка.
Еще вчера это была непримечательная и угрюмая поверхность, а сейчас на ней — яркое граффити, которое поднимает настроение и вносит в пейзаж чуточку разнообразия.
Кто же эти люди, которые украшают стены наших городов замысловатыми рисунками и надписями? Чтобы выяснить это, мы расспросили художников граффити — райтеров.
Райтер (от англ. writer) — человек, который рисует граффити.
Скажем честно, что героя искали долго. Среди особенностей этой субкультуры — анонимность, скрытность и попытки избежать проблем с законом за свое творчество, поэтому художники отказывались рассказывать про себя и показывать лицо.
Но в итоге мы познакомились с Романом Добревым — райтером из города София (Болгария) и создателем онлайн-журнала про граффити HALA VANDALA. Он согласился показать нам эту культуру изнутри.
Начало увлечения граффити
Я увлекся граффити, когда мне было около 12 лет. Проходил мимо и увидел Джем (граффити-мероприятие), который проходил в моем родном городе. Там рисовал один из известнейших художников — Seen. Мне захотелось также виртуозно владеть банкой. Тогда я получил от него в подарок полупустую банку краски, и с тех пор все понеслось само собой.
Как к этому отнеслась семья? Когда я еще учился в школе, мама считала это простой забавой. Увлечением, которое пройдет само. Мне это не мешало учиться и делать домашние дела. Поэтому особых претензий у семьи не было.
Граффити для многих изначально было простым хобби и способом занять себя. И для меня тоже, пока мы не углубились в это.
Граффити — это не просто стиль искусства. Это полноценная культура, живой механизм, который развивается и дышит.
Культура граффити раньше имела общее направление с хип-хопом — они обе зарождались на улицах. Очень часто выходило так, что человек, который танцует или читает хип-хоп, в тот же момент мог быть очень известным райтером.
Сообщество райтеров: команды и фестивали
Почти все граффити-исполнители, которые “льют куски” продолжительное время, собрали свои команды или вступили в существующие. Поэтому основные тусовки среди них. Но у меня самого нет команды. Я всегда предпочитал быть один.
Команда для лидера — это большая ответственность, и вы прекрасно понимаете, что нужно отвечать за каждого ее члена. Лидер должен помогать ребятам и быть душой команды. Даже когда вы просто рядовой участник, ответственность за общее дело по-прежнему остается. Поэтому мне кажется, что проще быть одному и дружить со всеми.
“Лить куски” — рисовать граффити.
Однако есть и дополнительные мероприятия, где можно встретиться. Основное общение происходит на массовых “покрасах”. Это тот самый момент, когда ты можешь покрасить с людьми, а также набраться опыта и хорошо провести время. В целом это не сильно отличается от обычного пикника на природе с друзьями. Дополнением является общая идея и цель — сделать стены наших городов и районов более красочными и живописными.
Иван Fans (райтер из Новосибирска): Райтеры активно общаются и делают совместные проекты, если их идеи пересекаются. Встречаемся в основном на граффити и стрит-арт-фестивалях, которые проходят по всему миру.
У российского граффити-движения есть свои отличительные черты. Это некая самобытность, есть даже стили граффити, которые зародились в России. Например, есть несколько человек, которые развивают Стиль русской вязи. Еще есть ребята, которые переосмысляют супрематизм, делая геометрические композиции из своих шрифтов.
Об отношении государства и проблемах с полицией
Еще лет 5 назад вопрос проблем с законом у райтеров стоял особенно остро. Штрафы и условные сроки на тот момент получили многие. Но это скорее относится к такому направлению, как “Бомбинг”.
Бомбинг — нелегальное нанесение граффити на стенах города, товарных поездах, электричках и т. д.
Пока то или иное искусство не принято до конца аудиторией, оно остается за чертой закона. И часто выходило так, что под одну гребенку уходили все. Для многих не имеет значения, рисуешь ты легально или нет. Если у тебя в рюкзаке банки, а руки в краске, ты уже потенциальный нарушитель, которого следует проверить.
Сложнее всего с граффити в Германии. Поскольку с нелегальным нанесением там борются очень серьезно. Насколько мне известно, даже были запущены квадрокоптеры, которые следят за основными точками, где могут рисовать нелегально граффитчики.
Что грозит райтеру за несогласованное нанесение граффити в РФ? В зависимости от ситуации за это предусмотрена разная ответственность.
● Статья 214 УК “Вандализм”. Наказание: на усмотрение судьи штраф 40 тыс. руб., исправительные работы или арест до трех месяцев
● Административная ответственность по статье 7.17 КоАП РФ — повреждение чужого имущества. Наказание: штраф от 300 до 500 рублей
● Административная ответственность по статье 20.1 КоАП РФ — мелкое хулиганство. Наказание: штраф 500—1000 рублей или арест сроком до 15 суток
Сейчас в основном я живу в Москве и могу сказать, что за последнее время граффити здесь вышло на новый уровень. Отношение государства к художникам изменилось. Появляется огромное количество качественных и невероятно крутых работ. Это вдохновляет и радует. Возможно, со временем все дворы будут украшены огромными муралами, и люди буду более жизнерадостны в окружении позитивных тонов и необычных арт-объектов.
Мурал (от англ. mural) — очень большое граффити, часто во всю стену дома.
Что чувствует райтер, когда рисует граффити
Представьте: перед вами чистый холст или лист бумаги, где вы можете написать свою историю. Изложить свои мысли и показать их другим людям. Из тысячи человек, которые пройдут мимо вашей работы, найдется один, который остановится и задумается. Оценит. Пусть даже он не будет понимать, что там написано, но задумается.
Граффити — это возможность показать людям ту или иную проблему или просто заставить их улыбнуться.
Граффити — это язык, как язык тела или жестов. С его помощью райтеры общаются друг с другом, иногда соревнуются, но в основном делают серые бетонные стены более яркими и позитивными.
Забавные и странные случаи, которые случались с Романом из-за увлечения граффити
Помню один забавный момент, который произошел со мной в 2014 году. Была компания художников у одного граффити-магазина, который существовал на тот момент. И я в этой компании начал активно рассказывать, что мне нравятся работы одного парня и что он делает очень круто. Юмор заключался в том, что я рассказывал это как раз тому самому парню. Было довольно неловко 🙂
Самый странный момент, который был и который жутко меня смутил, это когда ко мне подошел на улице возмущенный дед и сказал, что я поклоняюсь сатане и рисую дьявольские знаки.
Но больше всего бесил момент хайпа вокруг граффити, когда каждый считал своим долгом подойти и сказать “о, ты рисуешь граффити, а нарисуй мне мое имя”.
Про деньги: сколько зарабатывают райтеры и сколько тратят на граффити
За граффити не платят. Платят за оформление. Редко заказывают именно нанесение шрифтовых работ. В основном это оформление или трафаретные заказы.
Заработок здесь может составлять от 0 до бесконечности. Все напрямую зависит от вашего желания и возможностей. Если вы из тех, кто этим дышит, и можете рисовать днями и ночами напролет, то и заработок ваш будет гораздо крупнее. В любом случае это упирается в талант самого исполнителя и его известность.
Константин (представитель сети магазинов товаров для граффити Graffitimarket): Рисуя настоящее граффити, получать деньги нельзя. Граффити — это уличное искусство, зачастую вандализм. А вот коммерческое граффити (а именно — художественное оформление) может приносить хороший заработок, если правильно выстроить бизнес. При этом сам райтер может потратить от 1500 до 5000 рублей на один цветной рисунок.
Сколько стоит примерный набор инвентаря райтера:
P. S. Цены рассчитывались в магазине граффити-товаров Graffitimarket.
К чему привело Романа увлечение граффити
Граффити зарождалось на улицах и всегда там останется. Но иногда оно перерастает в арт и обретает другую среду пребывания. Потому для многих оно стало работой или бизнесом и, возможно, изменило жизнь целиком.
Я не могу сказать, что сейчас я активно занимаюсь граффити. Сегодня я веду свое сообщество HALA VANDALA (онлайн-журнал про культуру граффити) и пытаюсь создать условия для подрастающих художников. Я создатель проекта и его руководитель. Мы уже 7 лет пытаемся показать людям, что граффити — это не только вандализм, но и искусство.
Также стараемся давать советы и помогать в развитии молодым райтерам. Направляем ребят и порой проводим мастер-классы. Я не считаю, что у меня есть огромный опыт, чтобы его передавать. Скорее ассоциирую себя с наблюдателем. Поэтому часто подбираю помощника ребятам под их стиль. К счастью, сейчас возможно связаться почти с каждым художником. И если у него много свободного времени, почему бы и не помочь. Я очень сильно рассчитываю на подрастающее поколение ☺
Из-за рабочих моментов все реже получается рисовать самому. Но не было и дня, чтобы я не листал инстаграм в поисках новых имен или художников, которые делают что-то новое и интересное.
Что Роман посоветовал бы начинающим райтерам
Не стоит брать у мамы деньги, сразу тратить их на банки с краской и идти портить стены ужасными работами. Сперва этому нужно обучиться. В России почти нет школ, где действительно бы научили, как делать граффити. В основном это онлайн-занятия или советы от тех, кто делает лучше, чем вы.
Поэтому нужно просто делать. Придумать себе псевдоним, который характеризовал бы вас или был бы важен вам, и рисовать его на бумаге до тех пор, пока чувство стыда не пропадет и не появится желание продемонстрировать свое умение всем.
Как называют людей рисующих на стенах, гаражах и т д
Люди, рисующие граффити, называют себя райтерами. Первый из них появился в Нью-Йорке в начале 1960-х годов. Его звали Julio. Он начал украшать своим тэгом (росписью) стены домов и вагоны подземного транспорта. Вскоре у молодого человека появились последователи. В 1972 году в журнале New York Times было впервые напечатано интервью с американским райтером Taki. Это была одна из первых статей, посвященных граффити. С этих пор искусство росписи стен покорило весь мир, и не проходит ни дня, чтобы в городе не появилось нового разукрашенного дома или гаража.
Существует у райтеров и своя культура. Тот, кто разбирается в граффити, знает, сколько разных стилей и направлений существует в этом искусстве и как сложно достичь в нем мастерства. Так же каждый художник знает, что ни в коем случае нельзя рисовать сверху чужой работы или портить то, что нарисовали другие.
Особым шиком среди райтеров считается расписывать вагоны метро. Здесь существует множество различных видов росписи. Те же граффити, которые мы можем увидеть на улицах, делятся на несколько основных видов:
Более развитая форма тэга. Рисуются с помощью баллончиков нескольких цветов и требуют немного больше времени. Представляют из себя имя (никнэйм) райтера, написанное объемными буквами в разных стилях. Чаще всего используются «буквы — пузыри»
Это уже не просто имена и прозвища райтеров, а целые картины, которые требуют много времени и умения. Они считаются самой выдающейся формой граффити и не могут не вызывать восхищения даже у ярых противников уличного искусства.
Художники граффити
Спрей-арт (англ. spray art ) или граффи́ти (итал. graffiti ) — нанесение на здания и другие объекты городского пейзажа рисунков и надписей с помощью аэрозольной краски.
Содержание
История
Одним из первых современных райтеров считается TAKI 183. В конце 1960-х он начал писать на стенах свой никнейм [1] практически везде, где он бывал. Встретить его тег, можно было по всему Нью-Йорку.
Сегодня звездой граффити является художник Бэнкси (Роберт Бэнкс). Этот человек родом из Бристоля. За несколько лет он сделал карьеру от никому не известного рисовальщика до одного из самых популярных художников в мире. Лица Бэнкси никто не видел, он тщательно скрывает от прессы свои биографические данные. Предположительно это связано с тем, что граффити в общественных местах до сих пор вне закона. За свои рисунки Бэнкси грозит тюремный срок. Тем не менее, картины Роберта Бэнкса, выполненные на стенах домов, являются примером для каждого серьезного райтера. Это не пустые буквы, а серьёзные рисунки на социальные и общественно значимые темы. Работы Бэнкси продаются на аукционах за 30—600 тысяч долларов.
Рисунок Килроя на мемориале в Вашингтоне
Граффити на вагоне метро авторства Phase 2, 70-е года
Граффити в России
В 2006-ом году в Санкт-Петербурге с целью показать реальный уровень российского уличного искусства проходил международный фестиваль граффити «Meeting of Styles».
Во многих городах страны, проводится фестиваль SNICKERS® URБANиЯ, в рамках которого проходит всероссийский конкурс граффити.
Современный мир
Можно выделить следующие основные зоны распространения граффити в современных городах: улица (стены зданий, подземные переходы, гаражи, таксофонные кабинки, припаркованные автомобили, асфальтовое покрытие во дворах и т. д.); транспорт; подъезды и лестницы (включая двери квартир, почтовые ящики и т. д.); интерьеры публичных (чаще всего учебных) учреждений.
В последние годы создание граффити в публичных местах перестало активно осуждаться обществом, считаться чем-то зазорным, маркирующим поведение их создателя как анти-, или асоциальное. К нему привыкли, граффити начинают постепенно приобретать статус социально нейтрального или даже респектабельного явления, восприниматься как почти неотъемлемый элемент ландшафта современного мегаполиса. Граффити становится массовым культурным явлением. И приобретает все большую и большую популярность среди молодежи.
Сегодня граффити часто утрачивают значение протеста и не противопоставляются «официальной культуре», а актуализируют свой диалогический потенциал, максимально расширяя «сферу влияния» в коммуникативной системе современного города: всякое начертанное слово (изображение) интерпретируется как провоцирующая ответ реплика, а совокупность городских плоскостей превращается в сплошное эпистолярное пространство. При этом, с одной стороны, практически исчезает разница между интраграффитийным и экстраграффитийным уровнями коммуникации, а с другой стороны, отчасти размывается грань между санкционированной и инициативной, свободной публичной письменной речью. Язык граффити стремится стать универсальным кодом городской коммуникации.
Стили
Стиль письма как способ узнать автора конкретного граффити к определённому времени исчерпал себя. И райтеры устремились использовать цвет и размер. Один из первых райтеров Stey и некоторые другие стали выписывать свои имена на поверхности поездов тонкими вытянутыми белыми буквами и, что делало их непохожими на остальных, во всю длину и ширину вагона. В 1972 году райтер, скрывающийся под псевдонимом Super Kool 223, воспользовался распылителем с баллона крема для бритья, то есть заменил узкий колпачок баллона с краской на толстый (фэт), что позволило ему быстро покрывать краской большие поверхности. Super Kool 223 баллонами с краской жёлтого и розового цвета и фэтом получал жирные розовые буквы в желтом окаймлении. Хотя работа была довольно посредственной, но, в то же самое время, это был самый цветной и выразительный рисунок в мире граффити, на то время.