Как называется броня на предплечье
Эволюция защиты рук у рыцарей
Во второй половине XIII века появилась альтернатива кольчужным муфферам. Так называемые «ганьепены» были усилены металическими пластинами с внешней стороны. Также во Франции и Италии XIII века широкое распространение получили рукавицы из особо прочной шкуры. Во время битвы поверх них надевали дополнительную полосу из кожи, закрывающую руку от пальцев до локтя, и закрепляемую с внутренней стороны предплечья.
Кроме того, на эти рукавицы могли нашиваться металлические пластины в районе запястья и большого пальца для усиления защитных свойств. Так же как и ганьепены, рукавицы с нашитыми пластинами на основе китового уса получили распространение во 2 пол. XIII века. Конструкция таких рукавиц доподлинно неизвестна, но можно предположить, что это были обычные рукавицы с нашитыми чешуйками китового уса.
С течением времени металлические детали укрупнялись и подгонялись по форме кисти, покрывая всю кисть и запястье. Так появились элементы латных перчаток, и к концу XIV века цельнометаллические перчатки заменяют кожаные с нашитыми металлическими элементами. Одна из старейших цельнометаллических перчаток обнаружена на могиле рыцаря из семьи Эресбю, датируемой 1410 г. Эта перчатка состоит из тыльной пластины, пяти пальцев и плоских манжет.
Иногда в таких перчатках пластинами защищались все пальцы кроме одного или двух., что объяснялось активным использованием указательного пальца в фехтовании. Поздние варианты латных перчаток имели удлиненные манжеты для защиты предплечья и назывались «пикинерскими». Они использовались вплоть до конца Трицатилетней войны.
Защита рук
Полезное
Смотреть что такое «Защита рук» в других словарях:
защита — 3.25 защита (security): Сохранение информации и данных так, чтобы недопущенные к ним лица или системы не могли их читать или изменять, а допущенные лица или системы не ограничивались в доступе к ним. Источник: ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207 99:… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Защита от действия световой радиации дуги. — 12.8. Защита от действия световой радиации дуги. Световая радиация открытой дуги поражает глаза и кожу на расстояния до 10 м от места сварки. В радиусе 1 м достаточно 10 30 с воздействия света дуги на глаза, чтобы появилась сильная резь,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Защита спины — Система защиты спины прошла те же фазы развития, что и система защиты груди, дополнением к которой ее следует рассматривать. Самые ранние наспинники (нем. Rückenstücke) состояли из двух пластин, застегивавшихся в середине спины,… … Энциклопедия средневекового оружия
Латная защита конечностей (доспех) — Латно бригантинный доспех с крупнопластинчатой бригантиной (картина со Святым Михаилом, начало XV века) … Википедия
Латная защита конечностей — Латно бригантинный доспех с крупнопластинчатой бригантиной (картина со Святым Михаилом, начало XV века) Рыцарь в латно бригантинном доспехе Латная защита конечностей появилась в начале XIV века в Испании и Португалии как усовершенствование… … Википедия
Латная защита конечностей (доспехи) — Латно бригантинный доспех с крупнопластинчатой бригантиной (картина со Святым Михаилом, начало XV века) Рыцарь в латно бригантинном доспехе Латная защита конечностей появилась в начале XIV века в Испании и Португалии как усовершенствование… … Википедия
Эволюция защиты кистей рук — Содержание 1 эволюция кожаной защиты 2 эволюция кольчужной защиты … Википедия
Бригантина (доспех) — Набор пластин бригантины из Висби (XIV век) У этого термина существуют и другие значения, см. Бригантина (значения). Про восточные бригантины см. статью куяк Бригантина (от нем. Brigantine, другие названия: англ. brigandine, coat of… … Википедия
Бригантина (доспехи) — про восточные бригантины см. статью куяк Бригантина с декоративными заклёпками (Wisby, XIV век) Бригантина (от нем. Brigantine, другие названия: англ. brigandine, coat of plates, jack of plates, итал. corazzina) доспех из пластин, наклёпанных под … Википедия
Доспехи воина в комплексе
Полезное
Смотреть что такое «Доспехи воина в комплексе» в других словарях:
Конская сбруя и конский доспех — Изображения и находки свидетельствуют, что старейший способ взнуздывания лошади осуществлялся с помощью трензеля (нем. Trense). Раннесредневековая узда (нем. Zäumung) похожа по форме на узду, распространенную в Више (округ Магдебург),… … Энциклопедия средневекового оружия
Кираса — Эту страницу предлагается объединить с Нагрудник. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К объединению/27 ноября 2012. Обсуждение длится одну неделю (или дольше, если оно идё … Википедия
ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ — († ок. 306), вмч. (пам. 26 окт.), один из наиболее чтимых святых в правосл. мире, покровитель г. Фессалоника (слав. Солунь). Греки именуют Д. С. Мироточцем (ὁ μυροβλύτης / μυροβλήτης), т. к. его мощи источали миро, а в визант. текстах… … Православная энциклопедия
Список персонажей Warcraft — В Википедии есть портал «Warcraft» Содержание 1 А … Википедия
Меч — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии … Википедия
Кистень — Кистень. Современная фантазия на базе средневекового прототипа. У слова «Кистень» есть и другие значения: см. Кистень (значения). Кистень гибко суставчатое хо … Википедия
Кольчуга — У этого термина существуют и другие значения, см. Кольчуга (значения). Кольчуга панцирного плетения (из рубленых из листа плоских, а не свёрнутых из проволоки колец). В большинстве кольчуг кольца сваривались ил … Википедия
Справочник автора/Рыцарские доспехи
Содержание
Хронология [ править ]
Первые латы появились незадолго до Столетней войны, во время неё обрели популярность и проэволюционировали от рыцарской версии наручей и поножей до полного латного доспеха. Нет, ни сами французы, ни их противники англичане не занимались созданием и изобретением лат, они всего лишь породили хороший спрос.
Конец X-начало XI века [ править ]
Ранний рыцарь по облику не сильно отличался от современных ему викингов. Собственно, дизайн шлема позаимствован у них, он так и называется: норманнский шлем. Дополнительно поверх кольчуги могла надеваться чешуя, встречавшаяся у немногих рыцарей. В некоторых регионах альтернативой чешуе могла встречаться жилетка из ламелляра.
Нет ни наручей, ни поножей, и конечности, выглядывающие из-под кольчуги, ничем не защищены. Но, показательно, что в «Песне о Роланде», посвящённой жившему при императоре Карле Роланду они упоминаются, хотя до конца XI они не упоминаются ни в каких источниках — таковы Тёмные Века. Что очень легко позволяет опознать либо время написания «песни о Роланде», либо обработки и компиляции её более раннего варианта как не ранее XI века.
Вторая половина XI века [ править ]
После изобретения каплевидного норманнского щита, в пешем бою прикрывавшего бедро от любимого викингами удара по ноге под щит, а в конном просто прикрывавшем ногу без необходимости лишний раз нагибаться, рыцари приобрели облик, традиционно у нас ассоциируемый с русскими воинами, а вовсе не с рыцарями. Что тоже правильно, потому что русский доспех — это творчески переосмысленный норманнский (и, позже, монгольский). Рюриковичи происхождением кто? Ага.
Менее бросается в глаза то, что кольчуга стала длиннее и обзавелась капюшоном под названием «коиф», являющимся теперь частью кольчуги, а не отдельным элементом. А вот длинные рукава встречались нечасто, не меньшей редкостью была и появившаяся кольчужная защита ног. Те, кто мог себе это позволить, надевали поверх кольчуги с длинными рукавами кольчугу с короткими рукавами.
XII век [ править ]
Рукава кольчуги стали оканчиваться кольчужными рукавицами, а кольчужные чулки стали неотъемлемой частью рыцарского доспеха. Пока в ходу были секиры с их широким лезвием и копья с широким же наконечником, в летописях встречались упоминания о том как упавшего рыцаря в кольчуге двойного плетения пытались, колошматя секирами и копьями, добить, но он помирать категорически отказался. В более позднюю эпоху, когда получили распространение копья с узким гранёным наконечником, а топоры стали у́же, даже двойная кольчуга стала успешно пробиваться.
Появляется «яйцеобразный шлем» — логическое продолжение «норманки», а из него выходит «шлем-таблетка» — то же самое, но с плоским верхом и постепенно увеличивающимся забралом. Именно из него потом развилось «ведро».
Щит из капли превратился в вытянутый треугольник, часто сильно выгнутой формы (если смотреть сверху), который во второй половине века практически вытеснил каплевидные щиты. Повсеместное распространение среди рыцарей полной кольчужной защиты, покрывавшей всё тело, привело к появлению более короткого и менее громоздкого щита, имевшего классический для рыцарей вид и получившего в следующем веке повсеместное распространение.
В конце века среди крестоносцев получили распространение накидки для защиты от нагрева доспехов солнцем, в следующем веке превратившиеся в Европе в сюрко и намёт (см. ниже).
XIII век [ править ]
Визуально отличается от XII века двумя бросающимися в глаза признаками:
В общем-то, и «кастрюли», и полотнища поверх кольчуги появились ещё в конце XII века, но не успели тогда получить повсеместного распространения, встречаясь наряду с рыцарями в неприкрытых кольчугах и остроконечных шлемах.
Поверх кольчуги надевают сюрко — полотнище-наддоспешник, а на голове носят топфхельм («ведро»), который постепенно стал таким большим, что получил название гранд-хельм («большой шлем»). Инструкцию по эксплуатации смотри в следующем разделе. На голове поверх ведра стало модно носить… арабскую куфию, получившую название намёт. И если у крестоносцев в Палестине намёт обычно был из светлой ткани, чтобы меньше греться под жарким солнцем, то в Европе его стали красить в гербовые цвета и нередко украшать символами герба. Надевавшееся поверх кольчуги сюрко, которое имело аналогичное происхождение и тоже служило для защиты от солнца, также стало краситься в гербовые цвета. Благо идею так делать подали сами же крестоносцы, а точнее — рыцарские ордена. Так, например, у тамплиеров сюрко было не просто белое, а имело опознавательный знак в виде красного креста; у тевтонцев белое сюрко несло чёрный крест. Под сюрко носились все те же виды доспехов, что и ранее — кольчужный доспех, поверх которого иногда могли надеть вторую более короткую кольчугу либо чешую, на окраинах Европы изредка встречался ламелляр, а во Франции была популярна кираса из толстой варёной кожи. В описании доспеха Ричарда Львиное Сердце, который при штурме Акры был утыкан стрелами, застрявшими в кольчуге и поддоспешнике, как ёжик, также упоминается загадочная «пара пластин» (a pair of plate), без какого-либо внятного объяснения, что собой эти пластины представляли, как и куда крепились. Само сюрко для усиления защиты могли делать из толстой простёганной ткани, что не только немного ослабляло удары, но и усиливало защиту от стрел. Стрела при пробитии такого сюрко теряла часть своей кинетической энергии, что повышало вероятность того, что стрела, всё же пробившая кольчугу, потратит остатки своей кинетической энергии на разрыв кольца кольчуги и завязнет в стёганном поддоспешнике, не дойдя до тела. Поскольку даже такое «усиленное» сюрко защищало не очень, во второй половине века под сюрко стали всё чаще крепить металлические пластины, на манер бронежилета, превратив его в Coat of Plates (раннюю разновидность бригантины).
Во второй половине XIII века замечено появление наколенников. А вот поножи встречались очень редко, ещё реже встречались налокотники. Кроме того, в конце XIII века появились геральдические наплечники в виде крохотных щитов из дерева и кожи, из-за своей хлипкости чаще использовавшиеся на турнирах, чем в реальном бою.
Начало XIV века [ править ]
Середина XIV века [ править ]
Альтернатива латно-бригантинному доспеху — шинно-бригантинный доспех того же XIV века. Защита рук и ног состоит из узких металлических полосок, наклёпанных на кожу. Доспех считался достаточно хорошим, и его носил Гюнтер фон Шварцбург, ставший королём Германии (хоть и проигравший борьбу за то, чтобы стать настоящим Императором [6] ).
Рейх: во второй половине XIV века бригантина начала обзаводиться открытым гладким нагрудником («стальная грудь») для лучшего соскальзывания копья, готовясь к превращению в кирасу.
Конец XIV века [ править ]
На грани веков XIV—XV (вероятно, начало XV века, но возможно, и самый конец XIV) [ править ]
Первая половина XV века [ править ]
В Италии вскоре «белый доспех», приобретя характерные черты, превратился в Миланский доспех (по названию наиболее крупного производителя) и стал широко продаваться по всей католической Европе. Разница между ранним белым и миланским доспехами состояла в том, что миланские латные элементы покрывали уже большую часть тела, и никаких широких щелей по бокам, под мышками или на спине, вынуждающих носить под латами кольчугу, в миланском доспехе не было. Доспех получился столь удачен, что (с поправками разные на модные фичи) хорошо продавался до самого заката рыцарства. Большая часть европейских местных доспехов в других странах основывалась на миланской конструкции доспеха с некоторыми местными особенностями, так, например, в большинстве провинций Франции подобный доспех любили носить с круглым гранд-бацинетом (который впоследствии уступил другим шлемам), а в Англии и Бургундии любили носить с остроконечным саладом, походившим на «будёновку» (в отличие от немецкого салада, похожего на немецкую каску). В то же время в Италии возник ещё один тип шлема, на этот раз уже для пехоты — барбют. Барбют мог быть разных форм, но в целом походил на массивный бацинет, который не имел забрала. Он мог полностью открывать лицо или иметь нащёчники (тогда вырез получался в форме буквы Т), а то и наносник (вырез получался как буква Y), впрочем существовали и барбюты с забралом, но это уже редкость. Фишка такого шлема в том, что в нем можно нормально дышать, да и обзор у него неплохой, однако к концу века барбют был полностью вытеснен саладами.
В Рейхе «белый доспех», приобретя угловатую форму, получил прозвище KastenBrust — дословно «коробчатая грудь». Помимо коробчатой груди характерен своей латной юбкой «колокольчиком», которая у других доспехов являлась чисто турнирной, но у кастенбруста эта юбка носилась и в бою. И хотя Германия тогда ещё не стала крупным экспортёром доспехов (как это случилось после появления германской Готики), похожие доспехи (наряду с итальянскими) можно было встретить и в соседних провинциях Франции. Поначалу носился с круглым гранд-бацинетом, но с середины века всё чаще носился с саладом, ставшим «визитной карточкой» готики, придавая ей характерный вид. Помимо кастенбрустов с саладом, стали появляться и варианты, содержащие различные варианты рёбер жёсткости, включая и гофрирование, что опять же было унаследовано готикой.
Вторая половина XV века [ править ]
В Италии доспех в целом по конструкции не изменился, только шлем стали нередко делать в виде салада, что придавало доспеху вид, похожий на готический. Также по желанию заказчика на доспех могли наносить рифление, делая его ещё более похожим на готический, а также снабдить остроносой латной обувью в готическом стиле, в то время как в своей основе это был по-прежнему старый добрый миланский доспех, просто украшенный alla tedesca — в германском стиле.
Первая половина XVI века [ править ]
В Италии, как и прежде, доспех остался старой доброй проверенной временем конструкцией миланского доспеха, просто его стали украшать согласно моде, так что он теперь выглядел почти как максимилановский доспех, визуально отличаясь главным образом тем, что желобки на итальянских доспехах обычно покрывали не всю поверхность. То есть миланский доспех покрывали модным рифлением, снабжали модным шлемом и модной латной обувью с очень широким носом, от которой и пошло выражение «жить на широкую ногу».
А в Англии король Генрих VIII основал в Гринвиче Королевские «Германские» Арсеналы с целью наладить собственное производство германских доспехов и нанял иностранных доспешников, большей частью немецких, но имелись и итальянские, и из других стран. В итоге, получившиеся доспехи смешанного стиля получили название Гринвичских Доспехов. А продолжали они создаваться и после того, как рыцари перестали встречаться на поле битвы вплоть до гражданской войны в Англии. Просто носили их после заката рыцарства различные VIP’ы, включая и тех, кто получил от короля звание британского рыцаря с правом именоваться сэр (в то время как обычные дворяне, перестав проходить посвящение в рыцари, стали именоваться просто сквайерами). Да, Пол Маккартни согласно старой британской традиции, получив право именоваться сэр, должен был заказать себе настоящие рыцарские доспехи в Гринвиче, если бы эти мастерские всё ещё работали бы.
А в тридцатые годы в у итальянских доспешников набрала большую популярность форма кирасы, выгнутая углом посередине, что не только образовало ребро жёсткости, но и способствовало лучшему рикошету. Японцы, увидевшие европейские доспехи именно такой формы, метко прозвали их «голубиная грудь», ну а в самой Европе такая конструкция получила название «гусиная грудь» (те, кто ни гусей, ни голубей не щупал, могут вспомнить, как ели курицу, и как выглядит куриная грудь с острым выпирающим килем). Вообще-то подобная форма была не совсем новой, похожее ребро жёсткости имелось и у готического доспеха, а на рубеже веков между XV и XVI такое ребро жёсткости встречалось и у миланских доспехов. Кроме того, плакарт, ранее являвшийся набрюшником, который в сочетании с нагрудником и составлял переднюю часть кирасы (что позволяло свободно нагибаться и разгибаться), превратился во второй дополнительный нагрудник, надевавшийся во всю грудь поверх основного нагрудника для лучшей пуленепробиваемости, в то время как сам нагрудник, удлинившись, стал заменять собой и набрюшник.
В Рейхе же рифлёные максимилианы продолжали создаваться вплоть до начала сороковых годов, и затем тоже уступили доспехам с гусиной грудью. И хотя их конструкция имела в своей основе германские традиции создания доспехов, для неспециалиста доспехи разных стран со следующей половины века стали выглядеть на одно лицо.
Вторая половина XVI века [ править ]
Под влиянием моды в течение века несколько раз менялась форма кирасы, если смотреть на неё в профиль, но неизменно сохранялась общая килевидная форма, способствующая лучшему рикошету и образующая ребро жёсткости.
Тем не менее, не смотря на общую тенденцию, Франция сохранила целые роты, облачённые в полные латы (включая и коня) и вооружённые на рыцарский манер (ибо нет рыцаря лучше, чем из земли французской), чьё вооружение в связи с веянием времени дополнялось парой пистолетов, называвшиеся, правда, уже не рыцарями, а жандармерией. В то же время в Польше (а вернее, в Речи Посполитой) прекрасно себя чувствовали сменившие рыцарей крылатые гусары — элита польской армии, вооружённая пиками (почти что рыцарскими лансами) и одетая в латные панцири, которые, впрочем, у большинства гусар оставляли ноги открытыми (имелись и гусары в латах до колен [12] ). Впрочем, и в Англии тоже имелась аналогичная кавалерия, тоже облачённая в неполные латы, и именующаяся demi-lancer [13] по названию пики demi-lance [14] — дословно «полу-копьё», названное так из-за меньшего по сравнению с рыцарским лансом веса.
XVII век [ править ]
Увидеть некое подобие латного доспеха ещё можно было в конце XVII — начале XVIII веков, надетым на какого-нибудь государя, маршала или другую VIP-персону, которую боязно выпускать на поле боя без защиты. Но к середине XVIII столетия и они скинули доспехи и завернулись в цветастые мундиры с лентами.
Устройство средневековых доспехов: гайд для художников, часть 1
Из каких частей состоит латный доспех? Как он крепится к телу рыцаря? Как элементы соединяются друг с другом? Разбираемся вместе с экспертами-реконструкторами.
Латный доспех — защитное снаряжение, которое сначала закрывало самые уязвимые части тела рыцаря, а с XIV века — всё тело целиком.
Под рыцарским доспехом понимается в первую очередь защитное снаряжение воинского сословия в Европе в Средние века и эпоху Возрождения. Доспехи периода Античности, Нового времени или произведенные в Азии (вне Европы) к ним не относятся.
Эта статья — первая из цикла о рыцарских доспехах. Здесь мы расскажем о креплениях, общем устройстве и порядке надевания, а в следующих поговорим об отдельных элементах.
За консультации, экспертизу и помощь в подготовке материала огромная благодарность Игорю Виноградову, Тимуру Великотраву и Анатолию Звереву.
Обычно доспех состоял из нескольких элементов, которые надевались на поддоспешную одежду, скреплялись вместе и выполняли защитную функцию. Поэтому у доспехов есть множество неочевидных нюансов, которые стоит учитывать.
В средневековье носить доспехи и сражаться могли не только рыцари, ведь наёмники и обычные солдаты тоже носили разную броню и защиту. Однако доспех стоил очень дорого и люди из низших сословий не могли позволить себе полный набор экипировки, обходясь лишь отдельными частями вроде простой кольчуги или шлема.
Рыцарский доспех часто определялся эпохой, географией и уровнем жизни. Дороговизна объяснялась тем, что обмундирование создавалось индивидуально, а мастера отталкивались от анатомических особенностей заказчика и подгоняли доспехи по фигуре.
При этом воины и рыцари могли носить защитное снаряжение других стран и регионов. Русский дружинник с юга мог носить монгольский куяк, а солдат с западной части страны — европейскую бригандину. Это было обусловлено торговыми связями, модой, развитием металлургии, доспешного ремесла и условиями ведения боевых действий. Рыцарь не собирал себе доспех из разных частей как конструктор Lego, а скорее адаптировался под ситуацию и исторический контекст.
В целом доспех состоит из поддоспешной одежды, защиты корпуса, шлема, защиты плеч (наплечников), защиты локтей (налокотников), защиты рук (наручей), защиты кистей, защиты ног (сабатонов, наколенников, наголенников) и, иногда, наддоспешной одежды.
Все детали доспеха не висят в воздухе и не приклеиваются к фигуре владельца. Они крепятся к поддоспешной одежде с помощью шнурков и ремешков или плотно затягиваются на теле.
Сперва рыцарь надевал на себя поддоспешник, самым популярным видом которого была стёганка (дублет, жак, акетон или любая другая разновидность).
Иногда его делали из нескольких слоёв плотной ткани с мягкой набивкой, затем прошивали. В некоторых случаях набивали старыми тряпками, хлопковой ватой, пенькой или паклей, а верхние слои пропитывали воском для прочности.
Временами толстую стёганку носили не как поддоспешник, а как полноценную защиту корпуса. В этом случае в неё могли зашивать куски кольчуги, небольшие пластины из металла или китового уса. При удачном стечении обстоятельств стёганка могла остановить стрелу, защитить от пореза или скользящего удара.
Вопреки распространённому заблуждению, кольчуги не пришли на смену стёганкам. Лёгкие доспехи из сплетённых металлических колец появились ещё во времена Древнего Рима.
Часто кольчугу использовали как основную защиту, однако нередко использовали и как поддоспешник, надевая поверх обычной одежды. Часто встречалась такая комбинация: стёганка, сверху — кольчуга, сверху — латный доспех.
Преимущество многослойной защиты было в том, что она могла намного лучше перекрыть поверхность тела и спасти в случае пробития верхнего слоя, недостаток — ограничение движений рыцаря и большой вес.
Иногда кольчугу специально не надевали, чтобы сделать рыцаря мобильнее. В таком случае специальные кольчужные вставки надевали на уязвимые места — подмышки, бёдра, сгибы локтей, горло.
После стёганки или кольчуги рыцарь надевал на себя полноценный доспех из больших металлических пластин различной конструкции.
Полный доспех состоял из кирасы, наплечников, шлема, наручей, рукавиц, набедренников, наголенников и ботинок-сабатонов. Более конкретно о них мы поговорим в следующих статьях.
В эпоху крестовых походов рыцари часто использовали наддоспешники — одежду, которая надевалась поверх брони и защищала от жары, ветра и песка.
Иногда надевалась обычная стёганка, но чаще — сюрко (длинный плотный плащ). Его шили из плотной ткани, украшали гербами владельцев или их сюзеренов.
Как мы уже упоминали, любой латный доспех крепился к поддоспешной одежде или кольчуге. Европейские средневековые латные наплечники были оборудованы специальными кожаными язычками с двумя отверстиями. С их помощью наплечник можно было крепко привязать к плечу тонкими кожаными или тканевыми шнурками, которые выходили из поддоспешника. Таким же образом крепились и латные бёдра.
Сначала латная защита рук состояла из раздельных элементов, но позже её стали соединять пластинами с помощью приклёпанных изнутри ремней, а потом стали соединять подвижными заклёпками. Так конструкция стала прочнее.
Однако варианты раздельного ношения элементов защиты рук давали большую подвижность и продолжали использоваться.
К телу доспехи притягивались ремнями. Защиту старались подогнать по фигуре владельца, и зачастую один и тот же доспех не могли носить люди с разной комплекцией.
Кирасы (латы из нагрудной и спинной пластин), например, можно условно разделить на два типа:
Чтобы подогнать кирасу по телу, её можно было стянуть в районе пояса специальным тонким ремешком. Бригандины (разновидность кирасы) и ранние латы могли застегиваться на спине.
Долгое время существовал тип крепления «ремень-пряжка-ремень», но в последних десятилетиях Средних Веков появился тип крепления с выступающей заклепкой (к ней прикреплялась накладывающаяся пластина).
Заклёпки использовали на поздних ножных латах (а также на наручах и латных рукавицах). Однако такой вид крепления просуществовал недолго, так как латная защита ног постепенно стала исчезать.
Надев почти весь доспех, рыцарь надевал шлем и стальные перчатки.
Также у доспехов были небольшие, но важные детали вроде опоры (крюка) для копья и гульфика.
Крюк позволял использовать тяжёлые копья и наносить мощные удары.
Гульфик же пришёл из повседневной мужской одежды XIV века. Тогда мужчины носили чулки (шоссы), которые шнуровывались к белью. Позже шоссы стали сшиваться сверху вместе, а промежность спереди стала закрываться отдельным клапаном — гульфиком.
В XVI веке гульфик начал применяться как стальной защитный элемент. В доспехе гульфик привязывался ремнями как отдельная пластина с плотной подкладкой и присоединялся к нижнему краю рубахи. Не все доспехи оснащались этим элементом. В конных поединках гульфик не надевался, потому что мешал посадке на лошадь.
Мы разобрались в общем устройстве доспехов, в следующих частях детально поговорим о каждом элементе по отдельности. Всего в цикле будет 6 частей — по одной на каждый основной тип защиты, включая вводную первую часть.
Текст написал Владимир Шумилов, автор в Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.
Ожидание : Заклепки историчность и продуманность
Реальность: Доспех из мошонки дракона проще сделать
Сам сериал не смотрел, но сперва подумал что это «тестовые сцены». Потом нашёл это. Они так в сериале выглядели? о_О
Да там весь сериал сшит из мусорных пакетов, так что броня это как раз таки идеальное попадание в общий стиль сериала.
Что нетфлексу мешает спросить у оружейников как лучше сделать доспех? Кольчуга с черным тряпьем была бы лучше
«просить у оружейников как лучше сделать доспех?»
Его уволили, надеюсь?
Шоураннер свалила вину публично на дизайнера доспехов, хотя не стоит быть специалистом, что бы понять, что эти мошонки, это же стыд.
Только дизайнера доспехов заменили на дизайнера из Доктора Кто. Как я слышал
У них был индийский дизайнер.
Говно, подмышки открыты, бедра, пах, перчаток нет, под доспехами какаято накидка а не гамбезон.
Нууу это по-солиднее будет. а то при взгляде на ваш первый кадр закралась мысль, что «Ой не бронелифчики ругать надо, ой не их» )
смена поставщика
Видимо Геральт всё-таки сделал тот квест с кузнецом за кадром 😀
На штанах трех белых полосок не хватает.
Довольно странный текст. Проще на рисунки ориентироваться.
И никто не носил латы поверх кольчуги. Дураков таскать лишние 10кг нет.
никто не носил латы поверх кольчуги.
Ты всех рыцарей средневековой Европы опросил?
Это логика и матчасть. Этот миф про латы поверх кольчуги идёт от авторов фентези и прочих, которые в музее доспех видели а как оно устроено не знали.
Причём тут же в тексте видим как элементы кольчуги подшивали к гамбезону.
Головой подумай для начала любитель графомании и слова никогда.
Кольчуга под латами не выполняет никакой функциональной задачи.
Она имеет смысл только в местах сочленений доспехов.
И конный воин может оказаться на земле и будет вынужден толкаться и драться как пехотинец, а тяжелому пехотинцу нет смысла становиться тяжелым для себя за счет кольчуги под латной пластиной.
И на коне в том числе эти 10 лишних килограм очень принципиальны.
Какую функциональную роль выполняет кольчуга под латной пластиной?
Под полными латами кольчугу ни разу не видел и не приходит в голову целесобразность такого ношения.
Спасибо, ржал в полный голос, на 3:17 когда кинжалом пытался в глаз попасть, хотя можно было просто напинать по незащищенным яйкам )))
Броня новодел, с другой толщиной и весом.
Зато коню принципиально.
Пока ни один рыцарь ношения лат поверх кольчуги не подтвердил.
А сколько опровергло?
Хочешь сказать носили кольчугу ПОВЕРХ лат?
А ну да. mail coif так и носили)
Кольчужный капюшон (англ. mail coif) — капюшон из кольчуги, защищавший голову, мог быть как частью хауберка, так и носиться отдельно.
Первоначально составлял с кольчугой единое целое, во второй половине XIII в. (а по другим данным, ещё в середине XII в.) стал выполняться отдельно[1]. Мог включать откидной кольчужный клапан для защиты рта. Поверх кольчужного капюшона обычно надевался конический «норманнский» шлем, который к концу XII века сменил топфхельм (ведрообразный шлем).
Похоже что народ просто никак не может договориться в терминологии 🙂
Если разговор идет о полных латных доспехах, типа максимилианского или миланского, то маловероятно что под ними носили кольчугу, максимум только кольчужные вставки и небольшие кольчужные элементы, например, кольчужную юбку.
Но комбинированные кольчужно-пластинчатые комплекты защитного вооружения были всегда и самые разные.
Например, в XIV веке могли одевать поверх кольчуги мелкопластинчатый бригантный доспех. Только вот бригантный доспех это еще пока далековато от полного латного доспеха XV-XVI веков.
Что же касается травм. Ну костоправы то может и были, только врядли они могли эффективно лечить тяжелые переломы. А помимо переломов еще большую угрозу несут ушибы внутренних органов. Небоевые потери, потери от ран (после боя) тогда всегда были высоки. А с защитой от порезов и поддоспешник справится. А вот уже от злобного мужья с пиками никакая кольчуга сама по себе уже не спасет. От арбалетного болта и от последствий ранения им кольчуга Ричарда Львинное Сердце тоже кстати не спасла.