Как называется бег по крышам
Паркур для начинающих: как перелезть стену, забор, перепрыгнуть крышу
Мы все видели фильмы «Ямакаси», «Казино Рояль» и «Ультиматум Борна». Если ты к тому же играл в Assassins Creed, ты даже занимался паркуром — по меньшей мере виртуально. Да, это тот самый спорт, когда ты должен прыгать с крыши на крышу и с легкостью перелезать через стены. Очень круто наблюдать со стороны за кем-то, кто в городе преодолевает препятствия, которые все обходят и вообще не рассматривают как что-то, что надо покорять и преодолевать. Паркур вдохновляет на совершенствование собственного тела, на познание границ его возможностей. Плюс, это выглядит гораздо интереснее и кажется гораздо полезнее любого спорта: ну как умение поднимать штангу поможет тебе в условиях зомби-апокалипсиса, когда тебе потребуется убегать от пожирателей мозгов?
Что такое паркур, история появления
Паркур — это преодоление препятствий городского пространства, притом эффективное и естественное.
Тех, кто занимается паркуром, называют трейсерами: они перепрыгивают препятствия, карабкаются на стены, покоряют городские здания. Их цель — добраться из точки А в точку В как можно более эффективным способом.
История паркура очень интересна. Он зародился во Франции, его истоками считаются военные тактики позапрошлого столетия, призванные помогать солдатам сбегать из плена и скрываться от преследования. По факту, это метод военных тренировок французских солдат. В очередной раз новое оказалось хорошо забытым старым, только теперь эту практику применяют солдаты фитнеса, если можно так сказать.
В чем разница между паркуром и фрираннингом?
Часто эти термины кажутся взаимозаменяемыми. У этих видов спорта, и правда, много общего, но есть маленькая разница.
Паркур — это просто маневрирование по городской среде с эффективным использованием прыжков, поворотов, сложных движений. Нет необходимости ни в каких сальто и прочих сложных акробатических трюках.
Во фрираннинге эффективность отходит на второй план, уступая место крутым акробатическим движениям. Это более зрелищный спорт.
Если ты смотришь видео, на котором люди переворачиваются в прыжке, отталкиваясь от стены, знай: это фрираннинг. Если они просто перепрыгивают через заборы и забираются на стены, это трейсеры, а не фрираннеры.
Зачем нужен паркур?
Паркур — это весело! Он учит тебя бороться со страхом перед окружающим миром, превращая город в гигантскую игровую площадку. Интересно находить нетривиальные способы перемещения по городу и притворяться, что убегаешь от зомби. Это помогает тебе не потерять внутреннего ребенка, выпустить его наружу, исследовать город и границы возможностей собственного тела, да и просто, наконец, поиграть.
Паркур — это физическая нагрузка. Бег, прыжки, лазанье по стенам. Паркур — это тренировка для всего тела, которая одновременно улучшает и владение телом, и координацию движений.
Паркур — это вызов самому себе. Он требует от тебя физического и умственного напряжения. Вначале тебе будет сложно делать какие-то движения, но со временем у тебя станет достаточно силы и координации, и ты сможешь проработать движения высокой сложности. Ты столкнешься с препятствиями, которые покажутся тебе непреодолимыми, и чем глубже ты будешь заглядывать в себя, тем лучше ты начнешь понимать, что твое тело способно превзойти то, что раньше казалось тебе пределом возможностей. Короче говоря, паркур сделает тебя мужиком. Ты сможешь доказать себе, на что ты способен, стать увереннее в себе, и это отразится на других областях жизни.
Паркур — отличный способ завести друзей. Это командный спорт, если можно так сказать. Обычно им занимаются в группах, члены которых очень дружелюбны друг к другу и поддерживают друг друга. Это не соревнование. Общая цель — хорошо провести время и совершенствовать себя.
Паркур может спасти твою жизнь. Мы в редакции считаем, что мужик должен держать свою жизнь под контролем и справляться со всеми сложностями, которые происходят в его жизни. Паркур дает тебе навыки для экстремальных ситуаций.
Мы шутим про зомби, от которых надо убегать в городских условиях, но ведь серьезно: иногда твою жизнь может спасти только быстрое и уверенное бегство, и, вероятно, на твоем пути будут какие-то препятствия. Ты же должен как-то их обойти? Паркур поможет.
Паркур учит тебя мыслить творчески. Он учит тебя по-другому воспринимать окружающее пространство. Вместо того чтобы ходить по городу, как рассчитывали архитекторы, когда его проектировали, ты можешь делать это так, как хочется именно тебе.
Лестницы? Нам не нужны вонючие лестницы! Каждая стена, каждый забор, каждый овраг становятся возможностью испробовать новое движение. Это и игра, и творчество — и они пригодятся тебе в самых неожиданных моментах, когда тебе надо будет нестандартно решить проблему.
Как начать заниматься паркуром
Найди команду трейсеров. Лучший способ начать заниматься паркуром — найти местную группу трейсеров и присоединиться к ним. Люди в этом спорте супердружелюбные и всегда поддержат тебя. Чуваки, которые уже поднаторели в паркуре, будут давать тебе ценные указания, плюс рядом всегда будет человек, который покажет тебе, как делать, и поможет сделать самые сложные движения. Конечно же, если с тобой случится несчастный случай, рядом всегда будут люди, которые вызовут скорую.
Помни о безопасности. Не надо идти на неоправданный риск. Твоя цель — развлечься и выйти из зоны комфорта, а не пораниться. Первый вопрос после того, как тебе покажут новый трюк, должен быть: «К каким травмам это может привести?» Необходимо, чтобы ребята поддерживали тебя и помогали тебе, если это потребуется. Перед каждой тренировкой осматривайте местность на предмет опасностей: разбитого стекла и подобных вещей. В общем, не будьте идиотами.
Не торопись. Знай свои пределы. Только потому, что люди вокруг делают сумасшедшие трюки и прыгают с крыши на крышу, это не значит, что ты должен делать то же самое. Не пытайся сделать слишком многое через слишком короткое время. Твоему телу нужно адаптироваться к паркуру. Не переходи к более сложным движениям, пока не освоишь основы. А также не переоценивай свои возможности и не воспринимай эти занятия слишком серьезно. Гордость ведет к падениям, а в паркуре падать реально больно.
Никому не мешай. Паркуром надо заниматься в парках, во дворах и на улицах. Старайся избегать тротуаров, где ходит много пешеходов. Если кто-то попросит тебя уйти, уходи. Если прикопается полиция, будь вежлив, объясни, чем занимаешься, и уходи в другое место, если тебя попросят. Паркур — это не самый распространенный спорт в нашей стране. Если ты поможешь ему заслужить доброе имя, это круто.
Основные навыки
Баланс
Очень важное для паркура умение. Тебе частенько придется ходить по чему-то узкому, маленькому, скользкому и стоять на краю. Тебе понадобится мышечная сила и хорошая координация движений, чтобы не упасть на землю. Учись балансировать, стоя на рельсах и гуляя по ним.
Бег
Чтобы успешно скрыться от любых агрессоров в черте города, тебе надо бежать. Бег в паркуре требует и быстроты, и выносливости. Если будешь часто тренироваться, умение со временем придет само, а также мы бы посоветовали обратить внимание на обычные, милые нашему сердцу пробежки: 5 км с ускорением — и дело в шляпе.
Прыжок
Прыжки играют в паркуре большую роль. Прыгают, чтобы преодолеть разницу в высоте объектов, чтобы перебраться через овраги и тому подобное и преодолевать препятствия.
Точный прыжок
Точный прыжок позволяет запрыгивать на небольшие поверхности: на верхнюю часть стены или на камень, выглядывающий из воды. Точный прыжок требует концентрации, баланса и осознания своих возможностей.
Тик-так
Комбинация залезания на стену и прыжка. Эта техника позволяет добираться до мест, находящихся выше, чем уровень твоего обычного прыжка. Когда человек бежит на стену, отталкивается от нее ногой и запрыгивает куда-то еще. Очень часто этот трюк используется в сочетании с другими.
Дроп
Активный прыжок куда-то на более низкую поверхность. Когда ты впервые начинаешь знакомство с паркуром, никогда не спрыгивай с поверхностей выше твоего роста. Тебе надо отработать приземление, а тело должно адаптироваться к стрессу, которым сопровождается спрыгивание с высоты.
Приземление
Умение приземляться безопасно после прыжка или дропа — очень важный навык для трейсера и фрираннера. Правильное приземление позволяет тут же подняться и двигаться к следующему препятствию и, что более важно, избавляет от необходимости вызывать карету скорой помощи.
Выбор способа приземления зависит от нескольких факторов, а именно: 1) высота, с которой ты прыгаешь; 2) расстояние, которое ты преодолеваешь в прыжке; 3) поверхность, на которую ты приземляешься; 4) предшествующее движение.
Приземление на обе ноги
Они более эффективны, чем приземление на одну ногу, снижают уровень стресса, переживаемого твоим несчастным организмом. Так что когда можешь, старайся приземляться на обе ноги. Когда приземляешься, в первую очередь касайся земли носками, ноги на ширине плеч, колени чуть согнуты.
Твоя цель — приземлиться как можно мягче. Чтобы осуществить это, во время приземления согни ноги в коленях, но не на 90 градусов, это уже слишком. Если запрыгиваешь или спрыгиваешь на очень высокий уровень или если прыгаешь вперед со слишком сильным импульсом, пускай твой торс пройдет между коленями, руками обопрись о землю, чтобы они тоже самортизировали. Когда ты упираешься руками в землю, тебе потом будет легко подняться и двигаться дальше. Этот способ приземления требует практики, начинать надо с невысоких дропов, а потом переходить к более высоким.
Очень важный навык, чтобы не покалечиться. Обычно выполняется, чтобы смягчить силу удара на тело, а это снижает твои шансы получить травму. Как правило, нужно делать ролл сразу после приземления, когда дроп совершается с высокого места или когда ты прыгаешь вперед с большой скоростью. Если выполнять ролл правильно, он поможет тебе приземлиться и встать на ноги без единой царапинки. Похож на кувырок. Важно правильно сгруппироваться, и твой вес сам сделает всю работу за тебя.
Ваулт
На бегу тебе встретятся объекты, через которые тебе будет слишком тяжело перепрыгнуть. Вот тут-то и нужен ваулт. Ты ставишь руки на объект и с их помощью перепрыгиваешь его. Бывают разные виды ваулта, ты можешь использовать их в зависимости от вида препятствия и собственных предпочтений.
Как залезть на стену
Лестницы для слабаков. Иногда гораздо эффективнее подниматься куда-то напрямик. Вот тут тебе и потребуются трюки со стеной. Не торопись с ними. Когда уже чему-то научишься, тогда переходи к этому. Никогда не залезай на объекты, с которых не сможешь спрыгнуть — это золотое правило.
Вол ран
Он поможет тебе залезть высоко и очень быстро. Вол ран — это комплексное движение, притом непростое. Чтобы успешно сделать этот трюк, тебе надо разбежаться, прыгнуть, залезть на стену и повиснуть на ней — не так просто, как кажется.
Кэт лип
Это комбинация: ты и прыгаешь, и залезаешь. Тебе понадобится использовать кэт лип, когда ты запрыгиваешь на более высокие стены или прыгаешь на расстояние, превышающие длину твоего обычного прыжка. Надо схватиться за край стены и упереться согнутыми ногами перед собой в стену.
Руферы: зачем люди забираются на небоскребы без страховки
«Утро»: Столичные руферы осваивают новые высоты
Московские руферы забрались на крышу очередного небоскреба. Ролик с их «восхождением» на башню «Федерация» (Москва-Сити) за несколько дней посмотрели более 1,5 миллионов человек. Кто такие руферы, какие цели перед собой ставят, и что им за это грозит, рассказывает сетевое издание M24.ru.
А вот что написал после путешествия по городам России в своем ЖЖ один из руферов под псевдонимом Виталий Раскалов: «Спали на картонках в чердаках Казани, прятались в огромных тюбингах и вагонетках от суровых метростроителей, лежали на взлетно-посадочной полосе в Екатеринбурге».
Примечательно, что руферы лазают без страховки, поэтому им требуется серьезная физическая подготовка, трезвая голова и осторожность. Не всегда вылазки экстремалов ограничиваются небоскребами и жилыми многоэтажками. Например, в марте 2013 года московские крышелазы забрались на пирамиду Хеопса в Египте. Правда, для реализации задуманного им пришлось несколько часов ждать, пока не уйдет охрана.
Но после возвращения на землю они все-таки были задержаны. Восхождение на одно из «Семи чудес света» запрещено с 1980 года, и по законам Египта, нарушителей могут даже отправить за решетку. Однако руферы отделались штрафом в сто долларов США.
Московские руферы залезли на пирамиду Хеопса
Это не единственный случай, кода руферам приходится нарушать законы. В Москве некая компания экстремалов недавно забралась на одно из зданий на Ходынском поле, бросала вниз бутылки и отрывала фонарные столбы. Об этом рассказал в своем журнале известный блогер Илья Варламов и даже разместил фотографии хулиганов.
Вскоре личности «руферов» были установлены, и руководство управляющей компании, обслуживающей комплекс зданий на Ходынском поле, потребовало возместить ущерб.
Между тем, настоящие «крышеры» стараются не нарушать законов. Хотя и признаются, что им частенько приходится ради своего хобби вскрывать замки чердаков.
В России появился новый экстремальный вид спорта
Культура паркура
Прыжок с большой высоты без страховки — это не только бессмысленный риск, но и один из трюков паркура — экстремального вида спорта. А цель прыжка — приземлиться так, чтобы ничего не сломать. Суть трейсинга, как ещё называют паркур, в том, чтобы не обходить препятствия, а преодолевать их нестандартными способами, используя для этого всевозможные трюки. Наш корреспондент провёл с трейсерами один день и своими глазами наблюдал трюки, сделать которые на первый взгляд можно только с помощью киношных спецэффектов.
Для начала немного истории. Паркур — это экстремальный вид спорта, основанный на выполнении опасных трюков без всякой страховки. Это и лазание по зданиям, и прыжки с большой высоты. Но сами трейсеры считают своё занятие не столько спортом, сколько стилем жизни и философией.
Название parkour пришло из конного спорта и переводится с французского как «полоса препятствий». А слово «трейсинг» произошло от французского traceur — человек, прокладывающий новые пути. Лозунг паркура: «Нет границ, есть только препятствия». Автор этого слогана — основатель нового экстрима француз Давид Белль. Всё началось с его детского увлечения лазанием по крышам и деревьям. Затем, когда ему было 14 лет, он познакомился с Себастьеном Фука. Фука также увлекался нестандартными способами передвижения, и вместе они превратили эту детскую забаву в вид спорта, которому и дали название «паркур». Произошло это в Париже в 1987 году.
И наконец, они основали первую команду трейсеров — «Ямакаси». Это слово на заирском наречии лингала означает «человек, сильный духом и телом», а на японском сленге — «хулиган». Кстати, именно эту команду позднее снял в одноимённом фильме Люк Бессон. А с фильмом «Ямакаси» паркур пришёл и в Россию.
В детстве многие занимаются трейсингом, не зная об этом
Первые организованные паркур-команды появились в России около трёх лет назад, однако трейсером по большому счёту можно назвать любого мальчишку.
«Я с детства любил лазать по деревьям, по крышам, прыгать через заборы, — рассказывает московский поклонник этого вида спорта Визард. — Лишь потом я посмотрел «Ямакаси» Бессона и понял, что этим, оказывается, можно заниматься профессионально. Мы с друзьями стали искать информацию о паркуре, тренироваться, а потом создали свою команду». Визард, как и многие другие трейсеры, называет себя и других не по именам, а по никам, придуманным для интернет-общения.
Наибольшую популярность паркур приобрёл в последний год, поэтому значительная часть трейсеров — новички. Однако, чтобы стать паркурщиком, не стоит спешить прыгать через забор, для этого необходима хорошая физическая подготовка. Флай, руководитель ассоциации Bewingels, объясняет это так: «Начинать с нуля очень опасно. Ты просто не сможешь сделать многие базовые трюки. В паркур обычно приходят люди, которые до этого занимались боевыми искусствами, акробатикой и экстремальными видами спорта. А если не подготовиться, то это увлечение может закончиться весьма печально».
И вот что мы увидели на тренировке любителей этого экстрима.
В метро на паркурщиков смотрят косо
Несколько десятков молодых людей, многие из которых одеты в оранжевые футболки Коалиции экстремальных видов спорта, играют в «сокс» (пинают ногами маленький мягкий мячик) в центре зала на станции «Университет». Появление каждого нового трейсера сопровождается приветственными возгласами. Ждём главного — Паука, представителя руководства организации. Появляется он ненадолго, только чтобы дать распоряжение «не заниматься ерундой и не злить милицию». Теперь можно идти. Руководит всем трейсер по кличке Медведь. Надо сказать, что субординация в команде поражает. Несмотря на то что многим ребятам по 17—18 лет, они беспрекословно слушаются более опытных товарищей. Особенно когда речь идёт об исполнении нового опасного трюка. Если главный не даст добро, надо готовиться дальше. Всё это — часть негласного этикета.
Всего с начала пандемии COVID-19 в России обнаружили 7 586 536 случаев заболевания коронавирусом. Жертвами болезни стали 209 918 человек, а выздоровели 6 725 965 пациентов.
Первый пункт назначения — сквер возле цирка. Стена из каменных глыб, парапеты, фонтаны, заграждения с надписями «Проход запрещён» — мечта любого трейсера.
Ребята сразу рассредоточиваются по объектам. Одни лезут на трёхметровую стену, другие запрыгивают на неё с разбегу. Третьи прыгают с парапетов на газон — отрабатывают приём, который называется «ролл». Суть в том, чтобы, прыгая с высоты, приземлиться в кувырке, смягчая тем самым падение. Некоторые тренируют акробатику: прямо на траве крутят сальто вперёд и назад, ходят на руках. Но есть и такие, кто просто стоит в сторонке. «В идеале, на тренировке никто стоять не должен. Да и народу должно быть поменьше», — объясняет мне один из трейсеров, Криспи.
Главный враг — бдительные граждане
Спустя некоторое время вокруг собирается толпа любопытных. Один мужчина преклонного возраста даже подходит к парню, крутящему сальто, и даёт ему какие-то советы.
Через полчаса ребята привлекают внимание не только прохожих, но и охранника цирка. Сначала он недовольно смотрит, а потом подходит и пытается разогнать прыгунов. Тут же откуда-то появляется машина милиции, однако, увидев забавы прыгунов, блюстители правопорядка вскоре уезжают. Охранник же успокаивается только тогда, когда узнаёт, что среди паркурщиков — представитель прессы.
«Милиция нам редко мешает, — рассказывают трейсеры. — Они либо вообще внимания не обращают, либо смотрят с интересом, а иногда и похвалить могут. А вот с чоповцами (сотрудники частных охранных предприятий. — Ред.) и сознательными гражданами порой действительно бывает сложно. Они ничего сделать не могут, но постоянно привязываются. Им, видите ли, не нравится, что мы газоны, столбы и парапеты не по прямому назначению используем».
Препятствие надо преодолевать, а не обходить
Через пару часов сквер возле цирка пропрыган вдоль и поперёк. Перемещаемся дальше. На новой точке — парапет высотой полтора метра, с которого трейсеры прыгают на газон. Старшие тут же организуют тренировку. Новички снова отрабатывают «ролл», а более опытные переключают своё внимание на другие объекты.
Оказывается, некоторые трюки из «Матрицы» вполне можно повторить. Например, знаменитую пробежку по стене. Можно либо пробежать несколько метров параллельно земле, либо забежать на стену, а потом, оттолкнувшись, сделать сальто назад.
Многие повторяют трюк Джеки Чана, с разбега забираясь на почти гладкую стену. Но больше всего запомнился прыжок с балюстрады на землю. Со стороны это смотрится действительно страшно. Трейсер встаёт на край и прыгает вниз. Самое сложное — точно приземлиться на небольшую клумбу, а иначе ты просто рискуешь упасть на асфальт с высоты в несколько метров. Новички наблюдают за этим со стороны. Некоторые курят, но таких немного. Трейсеры чаще всего некурящие и непьющие. Многие, приходя в паркур, начинают вести здоровый образ. Ведь трейсинг — это своего рода философия, стиль жизни. Самая распространённая идея — свобода тела и духа. Препятствие надо не обходить, а преодолевать. Часто при помощи паркура ребята избавляются от страхов и фобий. Один из них признался мне, что раньше ужасно боялся высоты. Даже с балкона на седьмом этаже не мог посмотреть вниз. А теперь не только смотрит, но и без труда прыгает с первого-второго этажа.
Травмы — неотъемлемая часть нового образа жизни
Один из трейсеров решается на довольно сложный трюк — «супермен». Суть его в том, чтобы разбежаться, оттолкнуться от края парапета, несколько метров пролететь параллельно земле, а потом приземлиться в кувырке. Ему это почти удаётся. Однако, как показывает практика, в паркуре «почти» не считается. На ноги он уже встать не может. Тут же вызываем «Скорую». «Ногу сломал, — авторитетно заявляет один из трейсеров. — Теперь долго прыгать не сможет».
Травмы вообще неотъемлемая часть паркура. Ни одна тренировка не обходится без вывихов, растяжений и царапин. Переломы и травмы головы — явления куда более редкие.
Руфрайдинг стал круче джампинга
История умалчивает, сколько людей погибло при падении с крыш вагонов во время Великой Отечественной при массовых эвакуациях. Статистики такой не велось. Сегодня, в мирное время, впору вести статистику жертв так называемого руфрайдинга — экстремальной езды на крышах вагонов метро или электричек.
Накануне в московском метро, на Филевской линии, погибли два студента, катавшиеся на крыше подземного вагона. Двадцатилетние парни самовольно вскарабкались на крышу вагона подземки и пустились в экстремальное путешествие. Тело одного студента было найдено на крыше вагона на станции «Киевская» со множеством переломов, тело другого обнаружили рядом с путями на перегоне между станциями «Кунцевская» и «Пионерская». По предварительным данным, молодые люди погибли в тот момент, когда поезд проходил под тоннельными ограничителями. Сейчас по факту жуткого чрезвычайного происшествия идет проверка. Кто виноват и что делать, никто, похоже, так и не знает.
В прессе уже была озвучена одна из причин, по которой парни пустились в подземный экстрим: мол, они собирались совершить самоубийство. Однако в эту версию верится слабо: тогда получается, что потенциальных самоубийств в одной только Москве тысячи, если не десятки тысяч. Порылся в интернете — и оказалось, что в социальных сетях десятки (впрочем, сколько точно, я не знаю — считать устал) групп, объединенных суперэкстремальными увлечениями. Ну, когда объединяются в интернет-сообщество неформалы, вроде эмо, готов, или грузчики (есть и такие), то тут хотя бы понятно. У этих неформалов есть весьма своеобразная, но все-таки собственная культура, хоть какие-то ценности, пусть и весьма, на мой взрослый взгляд, дурацкие. Но экстремалы, которые рискуют собственной жизнью, — у них-то какие ценности? Оказывается, какие-никакие, а есть.
В группе одной из социальных сетей нашел даже термины, которые используют ее юзеры для общения. Например, «зацепингом» называется езда в местах, изначально не предназначенных для проезда: на бамперах грузовиков, на руле мотоцикла, на стреле высоченного башенного крана. Катание на крышах поездов метро и пригородных электричек тоже входит в «зацепинг», но обозначается отдельным термином — «руфрайдинг». Самая многочисленная группа «зацеперов» насчитывает, как я понял, более двух с половиной тысяч человек.
Очень часто рисковые «зацеперы» выкладывают видео со своими подвигами в интернет. Дух захватывает. У меня, отца троих сыновей, душа уходит в пятки, и я откровенно радуюсь, что все мои отпрыски (народ, прямо скажем, не трусливый и бойкий) живут не в Москве, а в провинции, где нет метро. Впрочем, езда даже на велосипеде по нашим традиционно сплошь дырявым трассам — тоже экстрим, причем немалый. Но тем не менее… Кстати, судя по публикациям в социальных сетях, нет пока еще термина для обозначения тех удальцов, кто прямо перед приходом поезда метро бросаются в канал между рельсами (есть и такие). Предлагаю классное название: «падальщики»!
Люди постарше еще не так давно вовсю ругались на «паркур», скоростное преодоление препятствий. Теперь роликами, в которых бесстрашные ребятишки прыгают по крышам или по горам строительного мусора, уже никого не удивишь. Опасную забаву того и гляди внесут в олимпийское виды спорта… Тьфу-тьфу-тьфу, как бы не сглазить, действительно!
Не так давно хорошо порезвились в сети «джамперы», то есть ловкие прыгуны с крыш в сугробы. На многочисленных роликах, выложенных в Сети, молодые люди иной раз прыгают в снег аж с высоты третьего этажа! Еще один вид русского юниор-экстрима…
Работники метро и железнодорожники бороться с «зацеперами» всех пород пытаются. Однако, судя по всему, технически оградить молодых ухарей от возможности попасть на крышу вагона достаточно затратно. И, в общем-то, в планах московских строителей и проектировщиков метро пока не было установки защитных сооружений, которые не позволят пассажирам попасть на пути московского метро — во всяком случае, никаких внятных упоминаний об этом я так и ненашел…
И вот еще какой момент: судя по социальным сетям, среди «зацеперов» или «руфрайдеров» очень немного молодых жителей Санкт-Петербурга. Может быть, это оттого, что в питерском метро достаточно много станций, где вход-выход со станции в вагон и обратно спроектирован по концепции «двух дверей»? То есть на крышу вагона там так просто и не залезешь.
Откуда же все-таки появляются «зацеперы», прекрасно осознающие, что рискуют жизнью во время своих жутко опасных забав?
Своим мнением по этому поводу делится с читателями «Правды.Ру» психолог, кандидат медицинских наук Игорь Янушев:
«Не будем мудрствовать лукаво. Что-то вроде «зацепинга» или других экстремальных игрищ было всегда. Во времена моего детства, то есть лет тридцать назад, зимой модно было прокатиться прямо на подошвах ботинок, уцепившись за бампер автомобиля или автобуса, причем обязательно, чтобы видели девчонки. Сейчас жутко становится, как вспомнишь, — ведь это страшно опасно! Но как-то у меня, к счастью, обходилось. Страдало, в конце концов, лишь «мягкое место» — когда родитель прибегал к непедагогичным методам воспитания, обнаружив почти полностью сточенные подошвы и каблуки ботинок… В конце концов, отец отдал меня в юношескую секцию мотокросса, где драйва было даже больше. Так и отучил кататься на подошвах.
Вспоминается, что основной мотивацией такого катания была возможность как бы прославиться своей псевдосмелостью среди сверстников, в первую очередь среди девчонок. Жалко, они не стояли вдоль всех дорог… Сейчас у подростков и даже юношей возможностей козырнуть своей лихостью куда больше. Зацепившись за поручень вагона, снять себя любимого на видео и выложить ролик в интернет, и тобой, «героем», могут восхищаться вечно!
Есть ли лекарство от разнообразных «зацепингов»? Единой, какой-то общей рекомендации не озвучу. Главное лекарство от молодецких забав — возраст. Сорокалетний мужик не полезет за адреналином на крышу вагона. Подрастут — и будут с ужасом вспоминать свои «подвиги», как и я…
Еще аспект — развитие достаточно рисковых, но, так сказать, «официальных» видов спорта: мотогонок, фристайла, прыжков с трамплина и других — и все видят, и здоровью польза. Мне могут возразить: такие виды спорта достаточно затратны, не у всех есть средства на покупку, скажем, хороших горных лыж. Ну, тут уж вопрос к государству: спорт, как и здравоохранение, должен быть доступен всем.
Ну и в заключение — об обеспечении конкретной безопасности в метро. Много сейчас говорится о борьбе с терроризмом, да и меры, в общем-то, какие-то принимаются. Думается, узкие специалисты смогут все-таки найти и организационные, и технические меры борьбы с «зацеперами». Если, конечно, всерьез этим озаботятся! Пока этого не наблюдается…»
Читайте самое интересное в рубрике «Общество»
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.