Как называется барабан на кавказе
Кавказские народные инструменты. Часть вторая.
Из ударных особое место занимает кавказский барабан — доол, доли или доули. Это маленький цилиндр (высота и диаметр 1:3) из дерева туго обтянутый кожей, которая закреплена ремнями или веревкой.
Играть можно как пальцами, таки ладонями. Выдает два вида звучания, «Forte» и «Piano», первое достигается ударами по центральной части барабана, второе – по краям. На нем имеют право играть лишь кавказские мужчины.
Тутак – свистковая флейта, которую еще называют саламури и шви. Отличается лиричностью и благородством звучания. Первоначально инструмент пастуха, сейчас же официальный музыкальный инструмент. Делают его преимущественно из абрикоса. Октавность 2,5.
Камыль – духовая продольная флейта.
Шичепшин – смычковый инструмент. Изготавливали из хорошо обработанной кожи барана, со струнами из конских волос. Еще называется шикапчина. Раньше делался без верхнего рожка, с ремешковой перетяжкой струн.
Пхачич – народный ударный инструмент.
Тамур – двухсторонний инструмент, его разновидности известны под названиями тамур-пандур, чанг, пандур, тара, саз и динда. Изготавливают обычно из ореховой древесины. Обладает оригинальными низкими музхарактеристиками. Хорош для песнопения в стиле «плач».
Саз — щипковый инструмент струнного типа, изготавливаемый из трех и больше пород дерева.
С 19 в. стала среди кавказских народов популярна и гармонь.
Так, шаг за шагом, звук за звуком, уникальные кавказские танцы и мелодии завоевывает весь мир!
Музыкальные инструменты народов Кавказа. Кавказский барабан и кавказская гармонь.
Последние премьеры
Мурат Гочияев «Забери мое сердце» — новый релиз
Халид Казбиев «Я в ударе» — новый клип
Премьера клипа! Владимир Ковальчук «Ты беда»
Шамиль Кашешов «Спой мне» — премьера песни и клипа
«Улыбайся» — новая песня Азамата Пхешхова
Мусса Айбазов «Не играй с огнем» — премьера песни и видео
Кавказский барабан
Барабан известен во всём мире и повсеместно является самым популярным ударным инструментом, на котором играют по любому торжественному поводу и без него.
Любая кавказская свадьба, концерт, танцевальный номер под лезгинку, также не обходятся без барабана, но в данном случае своего, народного. На Кавказе бытует много названий этого инструмента – доул, доли, нагара, дхол, вотт, но все они похожи конструктивно и на всех играют, используя идентичную технику.
Считается, что первые барабаны на Кавказе появились примерно 2000- 3000 лет до нашей эры и изготавливались из дерева грецкого ореха. Дерево грецкого ореха вообще считается музыкальным и тембрально приятным при звучании ударных инструментов из него изготовленных. Кроме ореха, в качестве материала для корпуса могут использоваться липа или тутовое дерево. Применялись барабаны изначально в военно-сигнальных целях. Сегодня спектр использования кавказского барабана довольно широк.
Барабаный номер — Ансамбль Вайнах. Фото с youtube.com
Одна из самых распространённых моделей народного кавказского барабана носит название доул.
Кавказский барабан имеет сеть переплетённых верёвок, которые стягивают верхнюю и нижнюю мембраны друг к другу
Барабан имеет сеть переплетённых верёвок, которые стягивают верхнюю и нижнюю мембраны друг к другу. Верёвки на барабане очень крепкие (обычно из конопляного волокна), мембраны натягиваются туго. Мастера предпочитают использовать при изготовлении доула только натуральные материалы, они надёжнее и устойчивее во времени.
Для корпуса барабана, изготавливаемого по традиционной методике, берётся обычно цельный кусок высушенного дерева, который выдалбливается и шлифуется. Для внешней орнаментики используется множество различных украшений, узоров, даже золото и драгоценные камни. Неукрашенными остаются лишь мембраны и резонаторные отверстия. Сегодня всё реже и реже доул изготавливается из цельного куска дерева, так как это довольно затратное дело, к тому же дерево менее податливо и капризно, чем искусственные материалы. Поэтому популярным современным материалом для корпуса барабана стала фанера, которую используют в авиастроении. Эта фанера лёгкая и гибкая. На обе открытые стороны корпуса барабана натягивается кожа. В современных барабанах вместо кожи всё чаще стал использоваться пластик, как требующий меньшего ухода и не чувствительный к изменениям внешней среды. Ещё две конструктивные части барабана — это металлические ободы и фиксирующие их винты. Вместо винтов могут применяться верёвки.
Есть у кавказцев своя особенность игры на доуле. Барабан ставится между колен или на бедро и придерживается рукой. Играют на инструменте пальцами или ладонями. Но иногда и палочками. В зависимости от силы и места удара изменяется тембр и громкость барабана. Техника игры на доуле и похожих барабанах у всех кавказцев одна.
Стоит заметить, что в прошлые века, на кавказских барабанах играли также особыми палочками – комбал (чомах, копал тчипот). Интересно, что палочки эти были разной толщины и длины, и вытачивались из разных пород дерева. Делалось это для того, чтобы иметь возможность извлекать из инструмента больше разнообразных по характеру звуков. А звук этот для жителей Кавказа сродни божественному, заставляющему пускаться в пляс или даже плакать. И каждый музыкант может передать через этот с виду простой инструмент, свои эмоции и свой голос, а не просто барабанный бой.
Кавказская гармонь
До нас не дошло имя изобретателя ручной гармошки. Но в какой-то момент был придуман способ заставить двигаться звук внутри инструмента не только с помощью труб (первый инструмент, работающий по такому принципу, назывался орган). Скудные исторические сведения говорят о немецком и чешском происхождении гармони, а появление хроматической гармони – о русском её прародителе Николае Белобородове. Как и русские, кавказцы считают гармонь своим национальным музыкальным инструментом.
Ансамбль НОХЧО кехат пондар. Фото с youtube.com
Кавказская гармоника (кехат-пондар) является самым распространённым музыкальным инструментом на Северном Кавказе, широко известна с последнего десятилетия XIX в. Её появление и быстрое распространение в регионе стало отправной точкой возникновения новых исполнительских технологий.
Гармонь «Кавказская» хроматическая с кусковыми голосовыми или цельнометаллическими голосовыми планками
Существуют три основных вида гармоники: кавказская гармоника с 12, 16 и 18 клавишами на правой клавиатуре; гармоника с 18 и более клавишами (иначе называемая «буххара») и «бузика» – однорядная гармоника. По сравнению с русским баяном и разными видами русских гармошек, кавказские национальные модели отличаются своеобразным, вибрирующим и резковатым форсированным звуком.
Гармонь — королева праздника. Ей, как и кавказскому барабану, приписывается важнейшая историко-культурная роль. И не только. «Даже если мы все до одного погибнем, пусть эта гармонь пребудет вовеки, а кто будет играть на ней и вспоминать нас, тот и будет нашим братом» — цитата из нартского эпоса. Так герои — нарты, предавая гармонь друг другу за столом, увековечили её в истории Кавказа как драгоценный вечный символ их сплочённости и дружбы.
«О! Вот мой барабан!»
Фото: Зарема Алиева
— Везде, где любят игру на барабанах, есть мои инструменты, — говорит дербентский мастер Дамиргая Мамедов и перечисляет: США, Израиль, соседний Азербайджан, десятки городов России.
За 50 лет работы он изготовил и отправил по всему свету уже тысячи инструментов. На них играют в знаменитой «Лезгинке», ими полны музыкальные магазины Азербайджана и Дагестана. А началось все, как водится, со свадьбы.
В детстве Дамиргая выучился играть на азербайджанском народном инструменте — таре. Но потом «понял, что в жизни нужны деньги», и перешел на барабан.
— Первую свадьбу сыграл в 1968 году — и сразу порвал инструмент. Тогда они были с козлиной шкурой. Оказывается, у мастера был некачественный материал, он солил шкуру — делать этого нельзя, не звучит. Ну, отдал деньги, отремонтировал. Следующая свадьба — опять порвался! И я подумал: нет, так дело не пойдет.
Через полгода Дамиргая уже сам изготавливал и продавал барабаны. Ни у кого не учился: постепенно пришел ко всему сам. Клиентов поначалу было немного, так что успел поработать таксистом, сборщиком на заводе и заняться бизнесом — привозил в Дербент бананы.
— Не всегда же такой масштаб работы у меня был.
Музыкальное дело для большой семьи
Фото: Зарема Алиева
Сегодня в мастерской Дамиргая порой собирают 15—20 барабанов в неделю. На подготовку каждого нужно семь дней — работа конвейерная.
— Как-то мы 40 штук собрали за две недели, хотя планировали за месяц. Ну, я позвал всех своих подмастерьев, мы справились.
Подмастерьями Дамиргая называет свою большую семью: все шесть его дочерей знают «барабанную» работу. А еще у мастера 10 внуков и две правнучки.
— Когда у меня большие заказы, в выходные дни мы работаем вместе — с дочками и внуками. Каждый знает свою операцию.
Фото: Зарема Алиева
Дамиргая с внуками
У внуков Дамиргая к барабанам отдельный интерес.
— Вот сделаем пару барабанов — у них будет материальное вознаграждение. И завтра они с удовольствием уже сами спросят, что могут для меня сделать. Премии разные, но они довольны, — говорит мастер. Особенно Дамиргая надеется на Мамеда — видит в мальчике интерес к делу.
Помогает мастеру и жена. Она «профессионально расплетает веревку»: готовит капроновые нити, которыми к барабану пришивают пластиковые пленки. Плотно скрученную нить сначала надо разделить так, чтобы она стала тоньше. Работа нужная и нудная. А как-то случилось, что клиент пришел и не застал мастера дома. Инструмент надо было отдать срочно. И тут супруга Дамиргая, никогда раньше не собиравшая барабан, взялась за дело. Покупатель ушел довольным.
— Я говорю: «Ты же никогда этого не делала!». Но я же, говорит, вижу, как ты делаешь! Раньше жена еще красила барабаны, мы делали это вручную.
Сейчас Дамиргая приобрел специальную технику, и это механизированная работа.
— Или вот внук мой занимался шлифовкой, сейчас я не хочу его обременять: то, что вручную делается за три часа, на станках получится ровно за десять минут.
Здравствуйте, уважаемый читатель. Сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по городам и весям Кавказа в поисках народных умельцев, мастеров и ремесленников. Прошло совсем немного времени после того, как я побывал в дагестанском ауле Кубачи у ювелирного мастера Гаджи Машаннаева, и вот пришло время отправиться в самый южный и древний город России – Дербент. Именно здесь проживает Дамир Мамедов – легендарный мастер, который прославился на весь мир своими ударными музыкальными инструментами.
Кавказский барабан – это отголосок прошлого и яркое звучание современности. За всю жизнь Дамир изготовил свыше 60 000 (!) барабанов. Его изделия пользуются огромнейшим спросом во всех уголках России и за ее пределами. Как утверждают некоторые дагестанские исследователи, в данный момент каждый пятый кавказский барабан в мире изготовлен руками Дамира Мамедова.
Нет сомнений в качестве его работы, так как мне посчастливилось поучаствовать в изготовлении опытного образца барабана, который он мне и подарил. Кроме того, за 44 года творческой деятельности (он сам так называет свое дело) ни один клиент не обратился к нему с претензиями к качеству изготовления и звучания. Наоборот, постоянно все шлют слова благодарности.
Дамир оказался очень скромным человеком, тем не менее, мне удалось взять у него интереснейшее интервью (в формате видео смотрите в конце статьи). Оно получилось очень живым, и в конце нашей беседы он дал очень важный урок тем, кто только начинает учиться играть на барабане. Итак, прежде, чем мы перейдем к интервью, посмотрите интересный репортаж о нашем мастере:
Ну, а теперь переходим к нашему интервью…
Кавказский барабан и их изготовитель – Дамир Мамедов
Здравствуйте, уважаемый Дамир! Выше я немного представил вас. Вообще, мы с вами земляки и мне очень приятно, что в Дербенте проживает такой знаменитый на весь мир человек. Вначале всегда интересно узнать подробности о человеке, у которого берешь интервью. Думаю, лучше вас о вас никто не расскажет. Несколько слов о себе и о том, чем вы занимаетесь.
Здравствуй, Али. Что же о себе я могу рассказать сам? Пусть лучше другие это сделают. А так, я гражданин России, азербайджанец, родился в 1947 году. Несколько десятков лет занимаюсь искусством и творчеством. Дело в том, что кроме изготовления барабанов, я еще и сам играю на свадьбах. Правда, сейчас уже не так много, как раньше, но все же…
Талантливый человек талантлив во всем! Рассказали кратко, но все понятно. Вот вы сказали, что несколько десятков лет занимаетесь изготовлением барабанов. А сколько точно?
Все началось с того дня, когда я впервые вышел на широкую публику и начал играть на ударных инструментах. А случилось это в далеком 1968 году.
Ничего себе! 44 года вы изготавливаете кавказские барабаны. Но, почему именно ударные инструменты? Ведь, на Кавказе есть еще огромное количество других музыкальных инструментов. Мне кажется, что вы у кого-то переняли это ремесло, или же вам передал его ваш отец?
Нет, отец у меня не был ремесленником. Дело в том, что первые же мои выступления на публике выявили то, что барабан время от времени нуждается в техническом обслуживании и ремонте. Тогда барабаны выходили из строя чаще. Наверное, это было связано с двумя факторами: первое – ударную сторону тогда изготавливали из кожи, второе – кавказские свадьбы игрались под открытым небом, и влияние осадков на музыкальные инструменты тоже не проходило просто так. Все это приводило к тому, барабаны часто выходили из строя и нужно было каждый раз обращаться с специалистам по ремонту. Однажды я просто подумал, а почему же самому не заняться ремонтом ударных инструментов. Поверьте, тогда музыканты зарабатывали намного меньше, чем сейчас и каждая копейка была на вес золота. Так я и начал дело всей жизни! Кстати, уже тогда я стал задумываться о свой будущей пенсии. Как видите, не прогадал, сейчас я рабочий пенсионер. И кавказский барабан, вернее, его изготовление – мой основной хлеб!
Дамир, а вы сможете навскидку сказать, сколько всего барабанов изготовили за свою такую долгую творческую жизнь?
Ой, сделать это не так просто. Давайте сделаем проще, на этот год у меня уже есть заказы на 1500 барабанов. Заметьте, это только предварительные заказы. Кроме них в течение года поступают заказы из Чечни, Азербайджана, Северной Осетии, Ставропольского края и так далее. Да, конечно же, когда я в 1968 году начинал заниматься изготовлением барабанов, заказов было не так много. Тогда я поставлял их только в пределах Дагестана. Сейчас же заказы принимаю со всего мира.
Я правильно понимаю, что за 44 года вы изготовили свыше 60 000 барабанов, если считать по 1500 в год! Невероятная цифра! Мне она даже в голову не укладывается…
Али, заметь, это еще при грубых расчетах!
Да, впечатляет. Еще один интересный вопрос у меня. Я очень далек от музыки и музыкальных инструментов. Интересно, какая же разница между барабанами? Как профессионал, скажите, какие виды барабанов вообще существуют?
Только, наверное, по размерам и материалам изготовления. Кстати, именно они и определяют качество инструмента – профессиональный или же любительский барабан. Да, размеры тоже отличаются всего на 2-3 см.
А почему же тогда в отдельных регионах Кавказа барабаны называют «доуль»?
Мне много раз задавали этот вопрос. На самом деле, это самый обычный классический ударный инструмент. Просто в Кабардино-Балкарии и Ингушетии среди населения распространилось такое название. Смысл один и тот же!
Дамир, как долго вы изготавливаете свое одно изделие?
Тут все индивидуально. Зависит от требований клиента. Например, мы с тобой в твоем магазине планируем запустить услугу «Кавказский барабан мечты». Клиент сам определяет форму, размеры, цвет, может даже попросить, чтоб на стены изделия нанесли Джаконду. В это случае, нужно будет дня два-три поработать. Но, при необходимости, если заказ большой и нужны примерно одинаковые барабаны, то можно и пять-шесть инструментов изготовить. В этом случае я применяю комбинированный подход в работе. К примеру, пока изготавливается корпус, я могу начать делать другую операцию. Думаю, таким методом можно и 10 инструментов за три дня сделать.
Согласен, обстоятельство решают очень многое. А какой этап работы или операция самый сложный?
Понимаешь, Али, если ты не будешь знать принципов работы, то любая операция покажется чудовищно сложной. Если мастер не знает, к чему в конце должен прийти, то никогда не сможет контролировать качество и процесс изготовления. А любое упущение потом будет отражаться на звучании. Я всегда знаю, какой звук мне нужен – профессиональный или академический.
Ах тут еще нужно обладать отменным слухом. Жаль, что мне еще в детстве медведь на ухо наступил. Дамир, а сможете определить по звучанию, вы являетесь изготовителем или нет? У вас есть свой почерк звучания или другие секреты.
У нас по телевидению очень часто показывают музыкантов, играющих на барабанах. Бывает такое, что оператор не показывает крупным планом, но даже в этом случае я определяю свой барабан.
Даже не верится, что вы это можете сделать по звучанию.
Скорее нет. Просто уже развилось профессиональное чутье. Давайте назовем его «шестым чувством».
Тогда задам еще один каверзный вопрос. Ударные инструменты можно как-то различать по звучанию?
Али, двух одинаковых барабанов вы никогда не найдете. Дело в том, что любой барабан можно и нужно настраивать под себя. Кроме того, каждый человек индивидуален и имеет, присущие только ему, амплитуду колебаний руки и силу удара. Даже, если 100 профессиональных музыкантов сыграют на одном и тоже барабане, в итоге получим 100 разных звучании. Это относится ко всем музыкальным инструментам. Самый просто пример – рояль. Клавиши и педали одинаковые, но игра у людей сильно отличается. Индивидуальность в восприятии музыки и стиле игры еще никто не отменял.
Скажите, чем профессиональный кавказский барабан отличается от любительского?
На самом деле, море отличий. Тут дело даже не в цене, хотя тоже имеет место быть, так как для любительских баранов применяют более дешевые материалы и тратится больше времени. Главное – отношение мастера к своей работе! Поэтому, незнающий человек никогда не сможет определить и распознать профессионализм изготовления инструмента.
А какие барабаны изготавливаете вы – неужели тоже любительские?
Я вкладываю душу в каждый барабан. И, вообще, профессионализм – это бренд, который нужно всегда поддерживать. Поэтому, все мои изделия – профессиональные.
Несомненно, что ваше дело достойно уважения и должно передаваться другим людям. Вот вы за преемственность традиций или нет? Может быть, вы уже кого-то обучаете своему ремеслу?
Ученики обязательно должны быть. Я обучил данному ремеслу всех своих родных и близких. Самому удобно, когда поступают крупные заказы, вся семья собирается и начинается большая работа. Даже самые маленькие внуки не остаются в стороне. Много раз было такое, что придет клиент, которому срочно нужно отремонтировать барабан, а я где-то в другом месте нахожусь. В этих случаях я могу быть уверен, что клиент без внимания не останется и его просьба будет выполнена моими родными. Самое смешное, что отремонтируют не хуже меня…
Дамир, частенько мужчины спрашивают меня, сколько времени нужно для того, чтоб научиться играть на барабане. Я понимаю, что профессиональным барабанщиком можно стать через 20-30 лет упорной работы и практики. Но, человек хочет научиться азам игры. Сколько на это потребуется времени?
Если вы обладаете нормальным слухом, то вполне возможно, что при усердной работе в течение 4-5 лет вы научитесь довольно хорошо играть на ударных инструментах. Заостряю внимание на том, что все это возможно только в случае упорного труда.
Смешной вопрос сейчас задам: за одну неделю можно чему-то обучиться?
Только, если играть одним пальцем, то вполне возможно.
На этом, думаю, пора заканчивать. В завершении хотел бы, чтоб вы дали небольшой мастер-класс по игре на барабане. Смотрите в конце видео:
Друзья, вот и все на сегодня. Хочу вас порадовать тем, что теперь у вас появилась отличная возможность купить кавказский барабан Дамира Мамедова в нашем интернет-магазине:
С уважением, Али Аскеров – директор интернет-магазина «Атрибутика и сувениры Кавказа»!
Как использовать кавказский барабан в лезгинке? Итоги опроса читателей блога «Танцы народов Кавказа»
Здравствуйте, уважаемые читатели. Кавказ всегда славился своими музыкальными инструментами. Среди них самые известные – тар, зурна, пандур, нагара, дудук и так далее. Я сейчас могу назвать свыше 100 различных музыкальных инструментов, так или иначе связанных с культурой народов Кавказа.
Тем не менее, можно с уверенностью утверждать, что самым известным и распространенным музыкальным инструментом у горских народов является – кавказский барабан. В статье «Как использовать кавказский барабан в лезгинке? Итоги опроса на блоге» детально рассказано и показано, каким образом можно применить этот легендарный музыкальный инструмент в самых различных танцах народов Кавказа.
Давайте посмотрим на итоги опроса:
1 вопрос – ваш пол? Тут я немного удивился. Оказывается, девушек, читающих мой блог, в два раза больше, чем мужчин: 66% на 34%. Это было для меня открытием. А может быть, девушки более обязательные. Все равно, спасибо всем.
2 вопрос – сколько вам лет? Я сам молодой и мне очень приятно, что блог «Танцы народов Кавказа» читают в основном молодежь. 80% постоянных читателей – это люди до 30 лет. Это классно, но меня еще одна деталь обрадовала: среди читателей есть и те, кто переступил порог 50 лет. Таковых 3%. Мало, но они есть. Значит, блог интересен всем поколениям людей.
3 вопрос – в какой части страны вы живете? Еще одно открытие для меня – почти 25% читателей проживают в странах СНГ. Удивительно! А так, блог читают во всех уголках нашей необъятной Родины!
5 вопрос – у вас в городе (поселке, деревне) есть курсы лезгинки? 70% читателей ответили, что ничего не слышали о таких курсах или же не интересовались ими раньше. Но, 30% сказали, что такие курсы есть, и они даже знают номера телефонов и адреса этих курсов.
У меня к вам просьба – напишите, пожалуйста, в комментариях всю информацию об этих курсах (город, адрес, номер телефона, сайт в интернете).
8 вопрос – темы, которые рассматриваются на блоге «Танцы народов Кавказа» актуальные и интересные или же нет? Тут подавляющее большинство (80%) высказались за то, что статьи интересные и актуальные. Но, есть оставшиеся 20% читателей, которые считают, не все темы актуальные. Ок, спасибо за критику. Теперь буду получше выбирать темы для написания статей.
9 вопрос – есть ли у вас свой блог? Почти 90% респондентов не имеют блогов, но из них 30% хотели бы создать свой блог. В этой ситуации могу предложить вам создать свой блог с помощью «Школы Start-Up». Именно благодаря этой школе я создал этот блог:
10 вопрос – нравится ли визуально вам мой блог? Почти 95% читателей блога сказали, что визуально блог очень интересно смотрится. Навигация блога тоже не вызывает у них особых проблем.
11 вопрос – что вы думаете о блоге «Танцы народов Кавказа»? Около 90% опрашиваемых считают, что блог классный и пожелали мне успехов. Спасибо вам, друзья, за признание. Я и дальше буду радовать вас своими интересными статьями и курсами.
12 вопрос – хотели бы вы стать постоянным читателем блога? Порадовало, что почти 75% уже являются постоянными читателями. Остальные 25 процентов либо не знают, как это сделать, либо же не знают, какую пользу получат от этого. Для этих людей выкладываю:
Ну вот и все по опросу. Получилось много, но все нужное. А теперь перейдем к теме статьи «Как использовать кавказский барабан в лезгинке?». Перед тем, как мы перейдем к рассмотрению этого вопроса, предлагаю посмотреть очень интересное видео о том, как ансамбль «Лезгинка» использует барабан в танце:
На самом деле, можно различить два основных вида использования кавказского барабана в танце:
Да, вы все правильно поняли. На барабане не только играют, но и танцуют. Конечно же, танец на барабанах – это высшая степень мастерства. Но, ведь достигают этого уровня танцоры. Давайте зададимся вопросом – как научиться играть на барабане? Очень резонный вопрос, но на самом деле нужно понимать, что существую профессионалы, которые являются виртуозами игры на барабане. Сегодня эти люди на Кавказе пользуются большим спросом, ведь какая свадьба без кавказского барабана. Они с детских лет начинают обучаться играть на барабане.
Когда впервые появилась лезгинка на барабане?
В первый раз лезгинка на барабане была поставлена артистами ансамбля «Лезгинка» еще в далеком 1961 году. За эти годы многие ансамбли стали использовать этот инструмент в своих танцах, но до сих пор никто не может это сделать так, как делают дагестанские танцоры:
Хочу открыть для вас тайну, Кямран Мовланвердиев – хореограф курса «Как Стать Ассом Лезгинки» тоже является виртуозом игры на барабане. Я думаю, мы с ним запишем несколько уроков, которые помогут всем желающим научиться играть на кавказском барабане. Более того, я напишу статью о технологии создания кавказского барабана. Думаю, это будет интересно всем.
Ну и еще одна классная новость. В скором времени на блоге «Танцы народов Кавказа» вы сможете заказать себе любой вид кавказского барабана. Причем, размеры, надписи и фигуру сможете выбирать самостоятельно. Такая договоренность с прославленным мастером создания барабанов уже достигнута. Хочу сказать, что пока я принимаю предварительные заказы по форме обратной связи. Ну и еще о новостях: вы давно хотите найти себе кавказскую папаху, бурку или костюм? Совсем скоро все это будет возможно на моем блоге. Причем, я придумаю абсолютно новую систему покупки. Например, хочу использовать аукцион при продажах. Ну вот, те кто дочитали статью до конца, получили столько новой и полезной информации.