Как называется балалайка больших размеров
Балалайка-контрабас
Балалайка – народный инструмент, издавна ассоциируемый исключительно с Россией. История привнесла в него некоторые изменения, сегодня он представлен различными вариациями. Всего вариаций пять, наиболее интересная – балалайка-контрабас.
Описание инструмента
Балалайка-контрабас – щипковый музыкальный инструмент, имеющий три струны. Материал струн – металл, нейлон, пластик. Внешне отличается от обычной балалайки внушительными размерами: достигает длины 1,5-1,7 метров. Гриф располагает семнадцатью ладами (реже – шестнадцатью).
Это не только самый гигантский экземпляр среди прочих разновидностей балалаек, он обладает наиболее мощным звучанием, низким тоном, исполняет роль баса. Незаменим в оркестре, ансамбле русских народных инструментов.
Устойчивость балалайке-контрабасу придает специальный шпиль, расположенный внизу корпуса.
Размеры и вес
Габаритные размеры балалайки-контрабаса примерно таковы:
Размеры концертных инструментов зачастую отличаются от стандарта: профессиональные музыкантов делают их под заказ, чтобы соответствовали росту, телосложению.
Вес балалайки-контрабаса колеблется, составляя 10-30 кг (играют роль материал изготовления, размеры, прочие условия).
Конструкция балалайки-контрабаса
Конструкция инструмента достаточно проста, выделяют следующие составные элементы:
Важной частью является медиатор – отдельная деталь, отсутствие которой не позволит начать музицирование. Профессиональные исполнители запасаются несколькими вариантами медиаторов, отличающихся размерами, материалом изготовления, углом заточки.
Цель медиатора – извлечение звуков. Пальцы слишком слабы, чтобы овладеть мощными, тяжелыми струнами инструмента. Богатый выбор медиаторов гарантирует возможность извлечения звуков различных оттенков, глубины, продолжительности, силы. Они бывают кожаными, углепластиковыми, полиэтиленовыми, капролактовыми, костяными. Размеры – малый, большой, средний.
История создания
Кто, когда изобрел балалайку, доподлинно неизвестно. Инструмент называют русским народным, корни создания затерялись в далеком прошлом. Первоначально инструмент распространился по деревням, селам. Им интересовались исключительно люди, изучающие историю, тяготеющие к корням, пытающиеся сблизиться с народом.
Следующая волна интереса к народной любимице прокатилась в XIX веке. Дворянин В.В. Андреев, питавший страсть к балалайкам, владеющий виртуозной игрой, решил усовершенствовать любимый инструмент, сделать таким, чтобы он перестал быть объектом музыкантов-любителей, стал профессиональным, занял достойное положение в оркестре. Андреев экспериментировал с размерами, материалом изготовления. Изменение обоих параметров меняло звук, издаваемый балалайками нового поколения.
Впоследствии Андреев создал ансамбль музыкантов, играющих на балалайках всех мастей. Выступления группы балалаечников пользовались огромным успехом, концерты проходили даже за границей, вызывая неподдельный восторг иностранцев.
Дело Андреева продолжил придворный мастер-конструктор Франц Пасербский. Мужчина вплотную занялся конструированием целого семейства балалаек, совершенствовал диапазон, особенности звучания, особенности конструкции. Умелец укоротил гриф, изменил размеры резонансного отверстия, особым образом расположил лады. Вскоре пять моделей, известных сегодня (прима, секунда, альт, бас, контрабас) стали основой оркестра народных оркестров. Пасербский запатентовал линейку балалаек, занялся промышленным изготовлением народного инструмента.
Слева направо: пикколо, прима, бас, контрабас
Сейчас балалайка-контрабас – неизменный участник оркестра народных музыкальных инструментов, способный отобразить массу звуков благодаря широким возможностям диапазона.
Особенности звучания
Инструмент обладает приличным диапазоном звуков. В распоряжении балалайки-контрабаса – две октавы, три полутона. Благодаря размерам, гигант обладает мощной динамикой, максимально низким тоном среди остальных балалаечных разновидностей.
Звук извлекается большим кожаным медиатором, благодаря чему становится более глубоким, мягким, проникновенным, похожим на звучание бас-гитары, контрабаса, щипки. Порой звуки, издаваемые балалайкой-контрабасом, сравнивают со звуками, издаваемыми органом.
Строй
Строй балалайки-контрабаса схож со строем домры. Последовательность тонов такая:
Квартовый строй создается звучанием открытых струн. Ноты для балалайки-контрабаса пишутся октавой выше реального звучания.
Применение балалайки-контрабаса
Инструмент сложно использовать, игра на балалайке-контрабасе дается не каждому – причина тому вес, мощные, толстые струны, которые даже массивному медиатору нелегко извлечь. Музыканту потребуются, помимо знания музыки, недюжинные физические возможности. Действовать приходится двумя руками: одной сильно прижимают струны к грифу, второй ударяют по ним, используя медиатор.
Чаще балалайка внушительных размеров звучит в составе народных ансамблей, оркестров. Это позволяет музыканту периодически отдыхать, набираться сил. Последние годы интерес к русским народным инструментам заметно увеличился, и гигантская конструкция встречается в дуэтах, появились виртуозы, готовые работать сольно.
Музыканты, специализирующиеся на балалайке-контрабасе, играют, принимая стоячее или сидячее положение. Ввиду серьезных размеров инструмента, гораздо удобнее извлекать звук, стоя рядом. Солирующий музыкант всегда играет, стоя. Член оркестра, владеющий балалайкой-контрабасом, занимает сидячее положение.
Увлечение народными инструментами никогда не закончится. Люди постоянно возвращаются к истокам, стремятся познать народные традиции обычаи, культуру. Балалайка-контрабас – интересный, сложный предмет, достойный изучения, восхищения, гордости.
Что же за большая балалайка — контрабас
Балалайка — национальный народный музыкальный инструмент, со старых времен известный на Руси наряду с гармонью. В современном варианте присутствуют 5 разновидностей. Одна из них — самая крупная конструкция, выполняющая партию баса в оркестровом коллективе.
Что представляет собой большая балалайка, как называется? Ее наименование — контрабас, а функциональная особенность — низкое звучание, иногда напоминающее орган.
Что такое балалайка?
Русский, а также белорусский щипковый инструмент — балалайка представляет собой национальный символ. Игру на нем осуществляют, ударяя пальцами сразу по всем струнам в количестве 3-х, расположенных вдоль грифа и треугольного корпуса. К окончанию 19 века он стал использоваться, как оркестровый. Изменились и приобрели разнообразие стили исполнения. Размер инструмента — от 0,6 до 1,5 метра и более.
Существует 5 видов балалаек, различающихся по габаритам и другим характеристикам, что отражает картинка ниже. Эти типы называются:
У всех них различное число ладов на грифе. В первом (наименьшем) — от 19 до 24, что зависит от модели. Лишь прима-балалайка может быть сольным инструментом. Наибольшая по размеру разновидность (контрабас) наделена 16 либо 17 ладами.
Струны обычно выполняют из металла, но также применяют нейлон. В старинном варианте только одна из них была металлической, а две другие — жилы животного. Инструмент развит музыкантом и композитором В. Андреевым, который доработал его и включил в оркестр.
А также снабдил концертные выступления своей музыкальной программой. Изменениям подвергся и внешний вид, для производства стали использовать целый ряд пород деревьев.
Особенности балалайки-контрабаса
Контрабасная балалайка имеет наиболее мощное звучание в диапазоне низких тонов. Выполняя в ансамбле функцию баса, она отличается размером 1,6 или 1,7 м. Характерным является и число ладов. Остальные признаки совпадают с другими представителями «семейства». Большая или гигантская балалайка создавалась для игры в составе музыкального коллектива.
Применялась аналогия с родственной домрой-контрабасом, которая также имеет схожий строй. Контрабасная разновидность несколько отличается конструкцией от других представительниц «семейства». А именно, снабжена шпилем, прикрепленным к корпусу в нижнему углу, что объясняется необходимостью установки на опору.
Как играют на этом инструменте
При игре на балалайке ее держат в руках. В данном случае это не представляется возможным из-за громоздких габаритов. Потому придумали специальное приспособление — металлический шпиль, на который устанавливается угол корпуса. Это не только опора, но и обеспечение такого положения, при котором звук делается объемным, приобретает протяженность.
Если инструмент стоит просто на полу, такого эффекта нет. Звуки из гигантской балалайки извлекают специальным кожаным медиатором — плектором. Его размеры — 0,6 на 0,6 см. Иногда для мягкости звучания играют большим, указательным и средним пальцами.
На огромном инструменте исполнять партии труднее, чем с балалайкой-басом. Кроме размера, проблему составляют толстые струны, которые нужно прижимать на ладах для создания нежного звука. Игра подчиняется ряду принципов:
Левой рукой исполнитель прижимает струны, а правой ударяет по ним.
Особенности звучания
Строй балалайки-контрабаса схож с аналогичной разновидностью домры: Ми-мажор, Ля-мажор и Ре-мажор у них похожи, но отличаются от других инструментов группы. Диапазон составляет две октавы и три полутона.
Интересный факт: ноты для правильного прочтения пишутся на октаву выше реального звучания. |
Последовательность тонов следующая:
1. Струна D — нота Ре, высочайшая по тону, большая октава.
2. A1 — Ля 1, контроктава.
3. E1 — Ми 1, контроктава.
Квартовый строй формируется при звучании открытых струн, где кварта — интервал между ними, если те расположены рядом.
По всей планете заметен интерес к большой балалайке — русскому народному инструменту, привлекающему звуком. Он отличается глубиной, способен передавать морскую бурю, шум дождя, бездну океана, дробь и не только это.
Гигантская балалайка-контрабас лидирует по габаритам, отличается мощной динамикой. А также обладает наиболее низким тоном из семейства. В оркестре это главная басовая функция, обеспечивающая основу звучания ансамбля.
Заключение
На балалайке-контрабасе играют физически сильные исполнители, используя ряд специальных приемов. Толстые витые струны делают это не таким уж простым занятием. Значительные размеры и низкое звучание, тембр характеризуют инструмент.
Сейчас он не так часто слышен в составе оркестра. Но балалайка всегда останется символом русской культуры, представленным здесь в особенной конфигурации.
Большая балалайка или контрабас
Балалайка — незатейливая, трёхструнная и всем знакомая солистка деревенских ансамблей. Об этом инструменте большинство знает всё, но не знает ничего. Приглашаем вас познакомиться поближе с балалайкой. Однако, в частности, нас интересует её габаритная сестра — большая балалайка или контрабас
История балалайки
Балалайка, наряду с гуслями и гармонью, не теряла свою популярность несколько эпох.
Треугольная форма инструмента выбрана, как оптимальная, потому что не идентифицировалась как космогоническая, подобно кругу и квадрату. Видимо, задорно звучащий инструмент не хотели облекать в форму, имеющую важное символическое значение в культурном аспекте их жизни.
Только к концу XIX столетия инструмент стали использовать в качестве оркестрового.
Наименование «Балалайка» является народным. В связи с этим у нас нет единой версии его происхождения:
Исследователи давно заинтересованы в изучении сродных слов, таких как: балагурить, балакать, балаболить. Их общий смысловой оттенок мы можем уловить без труда. Общий корень указывает на значение лёгкости, несерьёзности, забавности.
группа «LosTradition — R&B (Rock&Balalaika)»
Мы точно не знаем, когда появилась балалайка. Известно, что в фольклоре она была популярна на рубеже XVIII века. Тогда балалайка имела несколько иную форму: две струны, удлинённый корпус и гриф.
Чаще всего балалайки были у пастухов. Не потому, что инструмент был им необходим, всё намного прозаичнее: у пастухов было больше времени на развлечения, а хлопотами по хозяйству они не были обременены. Такая свобода от осёдлого образа жизни позволяла оттачивать мастерство.
То ли от зависти, то ли от тяжести образа жизни, крестьяне окрестили балалаечную игру напрасно потраченным временем. Однако, в перерывы между осуждением, во время отдыха, крестьяне были не против послушать задорные и жизнеутверждающие балалаечные мотивы.
Что касается современного образа балалайки, так это то, что он является продуктом доработки и усовершенствования традиционного инструмента. Этим мы обязаны композитору и балалаечнику — виртуозу В. В. Андрееву, а также В. В. Иванову, Ф. С. Пасербскому и С. И. Налимову. В. В. Андреев ввёл новшества в конструкцию инструмента: для изготовления деки стала использоваться ель, а заднюю часть было решено укоротить.
Таким образом появилась дополнительная классификация балалаек: народная и андреевская.
Устройство балалайки
Размер балалайки может достигать от 0,6 до более 1,5 метра. Инструмент имеет треугольный корпус, гриф и 3 струны, ударяя по которым балалаечник и осуществляет игру.
Благодаря труду и экспериментам балалаечников-новаторов, сейчас мы имеем несколько видов балалаек:
От модели зависит количество ладов на грифе: до 24 штук. Например, у особенно нас интересующей балалайки- контрабаса от 16 до 17 ладов. Струны чаще всего выполняют из металла, реже из нейлона. Но старинная конструкция была менее гуманной и очаровательной: одна струна металлическая, а в качестве остальных использовали жилы животных.
Звучание
Звуковой диапазон музыки балалайки составляет две октавы и три полутона. При этом ноты для прочтения пишутся на октаву выше реального звучания.
группа «LosTradition — R&B (Rock&Balalaika)»
Помимо габаритов, составляющих 1,6– 1,7 метр, большую балалайку отличает низкое звучание, напоминающее орган. В ансамбле гигантскому трёхструнному инструменту отводится основная басовая роль. Остальные характеристики аналогичны другим родственным инструментам.
Как правильно играть
Играют на балалайке пальцами – вряд ли мы вас удивим. Однако есть другие тонкости. Если инструмент обычного размера во время игры держат в руках, то солидную балалайку внушительных размеров удерживать, как минимум, проблематично.
Именно поэтому балалайку-контрабас устраивают на полу, используя специальное приспособление – штиля. Такая опора угловой части корпуса инструмента необходима не только для удобства, но и для того, чтобы сделать звук более глубоким и мелодичным. Если опереть большую балалайку на пол, можно напрочь испортить звук.
Правила игры на балалайке:
Как хранить
Видов балалаек много, но рекомендации к хранению одинаковы для всех. Струны инструмента нуждаются в подтяжке, все винтовые соединения в протяжке, а колковый механизм – в смазке. Хранить балалайку лучше в чехле.
Также не рекомендуется оставлять в помещениях, в которых случаются перепады температуры и влажности. Хранить инструмент на чердаке, на балконе, в сенях, на верандах и вблизи батарей – распространённая ошибка, которая может привести к неисправности.
Заключение
Балалайка – народный инструмент, пронёсший свою популярность через многие эпохи, образовавший семью себе подобных, где каждый соплеменник играет свою роль как в соло, так и в оркестре. Возможно, что в этом семействе ещё будет пополнение.
Захотел я поделиться с Пикабушниками и рассказать что-нибудь интересное из периода моего обучения в N-ском музыкальном училище (сейчас это уже музыкальный колледж, что считается весомее по статусу). И чтобы начать с самого начала, мой первый рассказ на эту плодотворную тему будет об одной хреновине, поразившей моё воображение с первого курса.
Я поставил перед собой партитуру, не без труда примостился за этой гигантской фиговиной-балалайкой и спросил Руководителя:
Я достал из кармана свой медиатор, которым играл на гитаре. Руководитель увидел его и засмеялся.
А всё дело в том, что в конце 19-го начале 20-го веков один энтузиаст по фамилии Андреев типа как воссоздал считавшиеся почти утраченными в народной памяти балалайку и домру. И с целью окультуривания и сшибания бабла с публики, замутил целый ансамбль таких инструментов с соответственным репертуаром. Поскольку были нужны не только солирующие партии, но ещё и аккомпанирующие (ритм) и басовые, то эти изначально маленькие и аккуратные инструментики получили впридачу своих более больших «братьев и сестёр». КОТОРЫХ У РУССКОГО НАРОДА НЕТ И НЕ БЫЛО НИКОГДА! Все эти альт-, бас-, контрабас – домры и балалайки просто-напросто НОВОДЕЛЫ музыкальных мастеров 19-20 веков! И, конечно же, изначально плод деятельности товарища Андреева. Впрочем, его можно понять – тогда не было усилителей, бас-гитар, вот ему для подзвучки и были нужны инструменты с большими корпусами. Примерно как аналоги альтов, виолончелей и контрабасов в классических струнных/симфонических оркестрах. Однако то время для КОНТРАБАС-БАЛАЛАЕК ведь давно прошло! И я бы на месте министерства культуры РФ повелел бы изъять из складов музыкальных учебных заведений нашей страны все эти идиотические артефакты со струнами и большую часть уничтожить. Оставив лишь несколько экземпляров по музеям. И всем было бы хорошо. И в плане удобства игры, и в плане транспортировки по концертам. А от того, что одетый в стилизованную русскую рубаху басист будет играть на бас-гитаре ничего криминального для имиджа оркестров русских народных инструментов не будет. Пора уже завязывать с косностью и узостью таких мышлений в 21-веке.
Вот такая вот история )))
Выпускник Nского муз.училища 2006-го года по классу гитары
Разновидности балалаек
Опубликовано Роман в 19.11.2019 19.11.2019
При проведении урока с учеником возникла мысль о написании данной статьи.
Ведь большинство людей и не знают о том, что у балалайки есть «старшие и даже младшая сестры».
Балалайка, которая так хорошо известна, называется балалайка Прима. Имеет академический строй Ми Ми Ля первой октавы. В русском народном оркестре, как правило, именно для нее пишутся все главные солирующие партии, произведения «для балалайки с оркестром». Балалайка Прима — виртуозный инструмент. Благодаря своим совершенным пропорциям, она позволяет исполнять высокотехничные произведения, которые по своей сложности не уступают произведениям, написанных для солирующих симфонических инструментов. Также существует множество переложений для балалайки примы.
Балалайка Альт – оркестровый инструмент. Как правило, она исполняет в оркестре функции аккомпанемента, но иногда ей также доверяют исполнять соло. По своему строю похожа на балалайку Приму, с той лишь разницей, что Ми Ми Ля у неё не первой, а малой октавы.
Балалайка Секунда, также как и балалайка Альт является оркестровым инструментом, исполняя функции аккомпанемента. Строй у этой балалайки отличается от двух предыдущих: Ля Ля Ре (Ля малой октавы, Ре первой октавы).
На Альте и Секунде играют в основном аккордами или интервалами, так как перед ними стоит задача гармонического заполнения произведения.
На балалайке Прима все приемы звукоизвлечения осуществляются пальцами правой, а иногда и левой руки. На балалайках Альт и Секунда играют медиатором, так как струны у них металлические и достаточно «толстые».
Балалайка Бас и балалайка Контрабас — балалайки басовой группы. Строй у них одинаковый: Ми Ля Ре, но отличается октавами (балалайка бас играет в большой октаве, а контрабас в контроктаве), за счет этого создается объемность звучания басовой группы. Данные балалайки являются фундаментом всего оркестра, именно они держат темп и не дают «улететь» вперед инструментам, которые исполняют виртуозные оркестровые места. Играют на них медиатором.
Вот мы и познакомились со всеми балалайками русского народного оркестра.
Более внимательные читатели, наверняка, заметили, что в самом начале статьи я писал о «младшей сестре», которой так до сих пор и не упомянул. Дело все в том, что данная балалайка в современном оркестре практически не используются, но все-таки она существует – это балалайка Пикколо (самая миниатюрная, маленькая балалайка). Строй данной балалайки Ми Ми Ля, но не первой, а второй октавы. Балалайка Пикколо была задумана В.В. Андреевым для тутийных мест или мест, где нужно было бы подчеркнуть верхний регистр произведения.
Если вам понравилась данная статья, пожалуйста, поделитесь ей. Остались вопросы? Задавайте их в комментариях.