Как называется автобиографическая трилогия толстого
Как называется автобиографическая трилогия толстого
АВТОБИОГРАФИЧЕСКАЯ ТРИЛОГИЯ (ДЕТСТВО, ОТРОЧЕСТВО, ЮНОСТЬ).
В 1851 году вместе с братом Николаем Толстой отправился на Кавказ, где шла бесконечная война с горцами,-отправился, однако, с твердым намерением стать писателем. Он участвует в боях и походах, сближается с новыми для него людьми и в то же время напряженно работает.
Толстой задумал создать роман о духовном развитии человека. В первый же год кавказской службы он написал Детство. Повесть четыре раза переделывалась. В июле 1852 года первое свое законченное произведение Толстой послал Некрасову в Современник. Это свидетельствовало о большом уважении молодого писателя к журналу. Проницательный редактор, Некрасов высоко оценил талант начинающего автора, отметил важное достоинство его произведения-простоту и действительность содержания. Повесть была напечатана в сентябрьском номере журнала. Так в России появился новый выдающийся писатель, не ученик, а зрелый мастер,- это было очевидно для всех.
1 Эта степень присваивалась тогда успешно окончившим университет.
Главный герой трилогии духовно близок автору, наделен автобиографическими чертами. Эту особенность творчества Толстого впервые отметил и объяснил Чернышевский. Самоуглубление, неутомимое наблюдение над самим собой было для писателя школой познания человеческой психики. Дневник Толстого (писатель вел его с 19 лет в течение всей своей жизни) был своеобразной творческой лабораторией.
Трилогия верно передает духовную историю первых трех периодов жизни самого Толстого и вместе с тем лучшей части современной ему дворянской молодежи.
Детство, Отрочество, Юность имеют и более широкое значение: в них отразился процесс умственного и нравственного развития человека.
Но это только утро, а сколько еще событий за день оставляют след в душе ребенка! Он знакомится уже не с мнимой, а с настоящей несправедливостью: отец хочет уволить Карла Иваныча, который двенадцать лет жил в семье, выучил детей всему, что знал сам, а теперь стал не нужен. Николенька переживает горе предстоящей разлуки с матерью Он размышляет над странными словами и поступками юродивого Гриши; кипит восторгом охоты и сгорает от стыда, спугнув зайца; испытывает что-то вроде первой любви к милой Катеньке, дочери гувернантки; хвастает перед ней искусной верховой ездой и, к большому конфузу, чуть не падает с лошади.
Перед читателем раскрывается образ не только маленького мальчика, который растет, становится подростком, потом юношей. В трилогии возникает и образ другого Николая Иртеньева-
рассказчика. Это он, став взрослым, снова переживает и анализирует свою жизнь, чтобы найти ответы на главные для каждого человека вопросы: каким надо стать? К чему стремиться?
Наиболее пристально и сурово анализирует Николай Иртеньев-рассказчик свое отношение к людям низших слоев, к простому народу. Очевидно, этот вопрос представлялся и Толстому, и его герою самым главным в определении дальнейшего жизненного пути.
Самый суровый из этих уроков относится к тому времени, когда Николенька стал уже студентом и, подражая старшему брату Володе и его приятелям, устремил все свои душевные силы на достижение идеала comme il faut
В сознании Николеньки все люди делились на порядочных (с ними можно было находиться в равных отношениях), непорядочных (их Николенька ненавидел) и простой народ (он заслуживал только совершенного презрения). Быть человеком comme il faut для сливок тогдашней дворянской молодежи означало: отлично говорить по-французски, иметь длинные отчищенные ногти, уметь кланяться и танцевать, носить панталоны и сапоги, вполне соответствующие моде, и сохранять на лице равнодушие ко всему и постоянное выражение некоторой изящной, презрительной скуки.
Но в университете Николай Иртеньев встретил молодых людей, которые, судя по их манерам, были явно не comme il iaut и тем не менее оказались людьми интересными, умными, духовно богатыми. Это были разночинцы. В 50-е годы их влияние на общество становилось все заметнее и значительнее. Николеньку тянет
1 Comme il faut (франц.)-буквально: как надо; синоним слова порядочность, понимаемой как свойство людей высшего, аристократического круг а.
не к студенческой аристократии, порядочной и пустой, а в компанию разночинца Зухина.
Попытавшись было похвастаться перед Зухиным и его друзьями своим знанием литературы, Иртеньев убедился, что в литературе, как и в музыке, в физике,- словом, во всем, кроме выговора немецкого и французского языков, они разбирались лучше него и нисколько не гордились этим. Так что же такое была та высота, с которой я смотрел на них? Мое знакомство с князем Иваном Ивановичем? выговор французского языка? дрожки? голландская рубашка? Да уж не вздор ли все это?-начинало мне глухо приходить иногда в голову под влиянием чувства зависти к товариществу и добродушному молодому веселью, которое я видел перед собой.
Рассказ об университетском периоде жизни Николеныш кончается главой Я проваливаюсь. Можно понять, что речь идет не только о провале на экзамене, после чего пришлось покинуть университет: провалилась мораль и философия молодого аристократа, в его жизни назревал перелом.
Автобиографическая трилогия Льва Николаевича Толстого
Детство
«Детство» — это не только первая часть трилогии «Детство. Отрочество. Юность», но и первое серьезное произведение Льва Николаевича. Центральным персонажем повести является Николенька Иртеньев – прототип автора.
Произведение является психологическим, так как на протяжении всего рассказа Толстой следит и старается передать читателю все проявления детской, невинной, доброй души во взрослом мире. Нельзя ошибиться, назвав произведение «моральным», так как с помощью психологического анализа Толстой определяет сторону морали формирующейся личности и ее натуры. Судит своего героя автор по этическим нормам.
В «детствах» других авторов, например, Тургенева, Горького, Пушкина, не было сделано таких тонких наблюдений за подрастающей душой человека. Толстой проводит своего Николеньку до самого университета.
Время развития событий в повести – период 1830-ых и 1840-ых годов. Николенька Иртеньев находится в обществе дворянства. Его родители – помещики. Время, когда зерна духовности погасли не только в посредственностях, но и в самых лучших умах. Никакого нравственного развития, стремления к лучшему, познанию и просвещению. Людям высшего сословия было неинтересно. Существование строгого распорядка дня, заставляло семью Иртеньевых восхищаться обыкновенным действием семейной трапезы.
Родители акцентировали внимание детей на изучении правил этикета, привлекательной внешности. Не имело значения совершенствование нравственных качеств и ума. Книги читать было «не в моде» и в дворянских домах о них вовсе не говорили. Напрашивается параллель с ситуацией в «Недоросли» Фонвизина. Но Николенька Терентьев, благодаря своему доброму и сильному сердцу, не испортился под влиянием окружающих.
Автобиографическая трилогия Толстого
⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 14Следующая ⇒
Появление в 1852 г. на страницах журнала «Современник» повестей Л. Толстого «Детство», а затем «Отрочество» (1854) и «Юность» (1857) стало знаменательным событием в русской литературной жизни. Повести эти получили название автобиографической трилогии. Следует помнить, однако, что Толстой писал не автобиографию в прямом смысле слова, не личные воспоминания.
Когда Некрасов в «Современнике» напечатал первую повесть Толстого под измененным названием «История моего детства», писатель резко возражал. Для него важно было подчеркнуть всеобщность, а не единичность изображения. Жизненные обстоятельства автора и героя произведения — Николеньки Иртеньева, от имени которого ведется повествование, не совпадают. Внутренний же мир Николеньки, действительно, очень близок Толстому. Автобиографизм, следовательно, заключается не в совпадении деталей, а в сходстве духовного пути автора и его героя — очень впечатлительного мальчика, склонного к рефлексии и самоанализу и вместе с тем умеющему наблюдать окружающую жизнь и людей.
Справедливо было замечено, что автобиографическая трилогия Толстого не была предназначена для детского чтения. Скорее, это книга о ребенке для взрослых. По Толстому, детство есть норма и образец для человечества, потому что ребенок еще непосредственен, он не разумом, а безошибочным чувством усваивает простые истины, он в состоянии устанавливать естественные отношения между людьми, так как не связан еще с внешними обстоятельствами знатности, богатства и т. д. Для Толстого важен угол зрения: повествование от имени мальчика, потом юноши Николеньки Иртеньева дает ему возможность посмотреть на мир, оценить его, разобраться в нем с позиций «естественного» детского сознания, не испорченного предрассудками среды.
Трудность жизненного пути героя трилогии как раз и заключается в том, что постепенно его свежее, еще непосредственное мировосприятие искажается, как только он начинает принимать правила и моральные законы своего общества (отсюда сложность его взаимоотношений, понимание и непонимание судеб Натальи Савишны, Карла Ивановича, Иленьки Грапа). Если в «Детстве» нарушение гармонии внутреннего состояния еще кажется Николеньке простым недоразумением, которое легко можно устранить, то в «Отрочестве» он уже вступает в трудный период духовного разлада со сложным и непонятным миром, где существуют богатые и бедные, где люди вынуждены подчиняться могущественным силам, делающим их чужими друг другу. Цель Толстого — показать становление человеческой личности в непосредственных связях с жизнью, раскрыть внутренний мир человека в его противоречивом стремлении, с одной стороны — утвердиться в обществе, а с другой — противостоять ему, отстоять свою независимость.
Душевное одиночество и мучительная «неприкаянность» Николеньки еще более возрастают в «Юности», когда он сталкивается с совершенно новыми для него жизненными обстоятельствами, и частности с жизнью демократического студенчества. В первых частях трилогии позиции автора и героя были близки: и «Юности» заметно расходятся. Николенька и его мировосприятие становятся объектом суровой критики. Герой проходит через различные жизненные испытания — и суету светского тщеславия, и предрассудки аристократического представления о «порядочности», прежде чем он начинает сомневаться в справедливости привычных взглядов и ощутит необходимость и возможность выхода из кризиса на новый уровень миропонимания.
Так, уже в самом начале творческого пути Толстого проявляется важнейшая сторона его таланта: стремление осмыслить поведение человека в свете определенных моральных норм, а также беспощадная правдивость, заставляющая писателя показывать, как в самых близких к нему в духовном отношении героях сочетаются высокие моральные идеалы и мелкие, смешные, а порою и постыдные недостатки, которые сами герои сознают и с которыми пытаются бороться, устанавливая для себя четкие нравственные «кодексы», правила поведения. Идея нравственного совершенствования становится одной из наиболее существенных черт философской мысли, эстетики и художественного творчества Толстого.
Пристальное и напряженное внимание писателя к психическим переживаниям, «внутренней механике души» отвечало насущным требованиям русской литературы середины XIX в. В 1853 г. писатель записал в своем дневнике:
«Теперь… интерес подробностей заменяет интерес самих событий».
Толстой осознает и формулирует одно из направлений в литературном процессе, связанном с усилением психологизма в литературе. Уже в автобиографической трилогии отчетливо виден напряженный интерес Толстого не к внешним событиям, а к подробностям внутреннего мира, внутреннего развития героя, его «диалектики души», как писал Чернышевский в рецензии на ранние произведения Толстого. Читатель приучался следить за движением и сменой чувств героев, за той нравственной борьбой, которая в них происходит, за ростом сопротивления всему дурному и в окружающем мире, и в их душах. «Диалектика души» во многом определила художественную систему первых произведений Толстого и почти сразу была воспринята современниками как одна из важнейших особенностей его таланта.
Отрочество
«Отрочество» — это вторая повесть из трилогии «Детство» Льва Николаевича Толстого. Если в первой части рассказывалось о Николеньке как о ребенке, то в этой части мы узнаем его как подростка.
После смерти мамы четырнадцатилетний Николай переезжает с семьей жить к бабушке по материнской линии. Ему не повезло, так как ей было неинтересно заниматься с внуками, и они страдали от недостатка внимания. Отец вел себя безответственно, любил поиграть в азартные игры, поэтому тоже никакого отношения к детям не имел. Заботы Николай, будучи отроком, не получал со стороны родных людей. В конечном итоге воспитание детей поручают гувернеру Карл-Ивановичу, которого вскоре уволили по указанию бабушки. Место Карл-Ивановича занял пафосный французский камердинер, отношения с которым у главного героя не сложились.
Николай все время ощущал острые чувства одиночества и ненужности. Это поспособствовало развитию многих комплексов. Главный герой не нравится себе ни внешне, ни внутренне. Он застенчивый, стеснительный и неуверенный в себе человек. Коле кажется, что его совершенно никто не любит и никогда не полюбит. Герой часто размышляет о современном обществе, окружающих его людях, детях, родителях, себе. Несмотря на свою замкнутость, мальчик очень глубокий и ранимый.
У Николая добрая душа. Он помог воплотить свадьбу горничной и домашнего слуги в жизнь, при этом он сам любил горничную Машу. Просто он боялся признаться в своих чувствах.
Большое влияние на Николая оказала дружба с Нехлюдовым, другом брата.
Скоро бабушка умирает и ее имущество переходит во владение сестры. Николенька готовится к институту.
В «Отрочестве» автор стремится ярче показать читателю внутренние, нежели внешние изменения главного героя. Николай становится более ответственным и осознанным, перестает быть ребенком.
Также Толстому удалось блестяще показать отношения подростка со взрослыми.
Основные герои трилогии
Ищешь идеи для учебной работы по данному предмету? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
Юность
«Юность» — это третья и финальная повесть знаменитой автобиографической трилогии Льва Николаевича Толстого.
В этой части происходит конечное определение и расставление приоритетов в жизни Николая. Все то, что простым, почти, незримым карандашом зарисовывалось в детстве, крепчало в отрочестве, укоренилось в юности, вероятно, на всю оставшуюся жизнь. Речь идет о стремлении к саморазвитию и совершенствованию разума, развитию духовных качеств. Общество не сломало этот стержень в маленьком Николеньке.
Будучи сознательным юношей, главный герой развивается, анализирует свои поступки, бескорыстно помогает другим. Он становится уверенным в себе человеком, у которого есть самоуважение, не задирающее других.
У Николая есть совесть. Это доказывают его действия и поведение. Не признавшись о своем грехе священнику в первый раз, он возвращается к нему во второй и исправляет ошибку. Он доволен собой и хочет, чтобы другие думали о нем также хорошо.
Бег за хорошим мнением чужих о себе доказывает, что главный герой на верном пути, пути самосовершенствования, но стоит он на нем еще неуверенно. В некоторой степени, часть Николеньки принадлежит тому аристократическому обществу самовлюбленных дворян, среди которых он вырос. Провал на экзамене, ссора с друзьями со студенческих кружков вернули Николая на землю и очистили нравственно. Это помогло ему уверенней идти по выбранному пути.
Безусловно, трилогия автобиографическая, а, значит, можно сравнивать главного героя со Львом Николаевичем Толстым, который прошел много испытаний, чтобы стать таким, каким он есть.
Автобиографическая трилогия Толстого.
В 1851 году вместе с братом Николаем Толстой отправился на Кавказ, где шла бесконечная война с горцами,-отправился, однако, с твердым намерением стать писателем. Он участвует в боях и походах, сближается с новыми для него людьми и в то же время напряженно работает.
Толстой задумал создать роман о духовном развитии человека. В первый же год кавказской службы он написал Детство. Повесть четыре раза переделывалась. В июле 1852 года первое свое законченное произведение Толстой послал Некрасову в Современник. Это свидетельствовало о большом уважении молодого писателя к журналу. Проницательный редактор, Некрасов высоко оценил талант начинающего автора, отметил важное достоинство его произведения-простоту и действительность содержания. Повесть была напечатана в сентябрьском номере журнала. Так в России появился новый выдающийся писатель, не ученик, а зрелый мастер,- это было очевидно для всех.
Главный герой трилогии духовно близок автору, наделен автобиографическими чертами. Эту особенность творчества Толстого впервые отметил и объяснил Чернышевский. Самоуглубление, неутомимое наблюдение над самим собой было для писателя школой познания человеческой психики. Дневник Толстого (писатель вел его с 19 лет в течение всей своей жизни) был своеобразной творческой лабораторией.
Трилогия верно передает духовную историю первых трех периодов жизни самого Толстого и вместе с тем лучшей части современной ему дворянской молодежи.
Детство, Отрочество, Юность имеют и более широкое значение: в них отразился процесс умственного и нравственного развития человека.
Но это только утро, а сколько еще событий за день оставляют след в душе ребенка! Он знакомится уже не с мнимой, а с настоящей несправедливостью: отец хочет уволить Карла Иваныча, который двенадцать лет жил в семье, выучил детей всему, что знал сам, а теперь стал не нужен. Николенька переживает горе предстоящей разлуки с матерью Он размышляет над странными словами и поступками юродивого Гриши; кипит восторгом охоты и сгорает от стыда, спугнув зайца; испытывает что-то вроде первой любви к милой Катеньке, дочери гувернантки; хвастает перед ней искусной верховой ездой и, к большому конфузу, чуть не падает с лошади.
Перед читателем раскрывается образ не только маленького мальчика, который растет, становится подростком, потом юношей. В трилогии возникает и образ другого Николая Иртеньева-
рассказчика. Это он, став взрослым, снова переживает и анализирует свою жизнь, чтобы найти ответы на главные для каждого человека вопросы: каким надо стать? К чему стремиться?
Наиболее пристально и сурово анализирует Николай Иртеньев-рассказчик свое отношение к людям низших слоев, к простому народу. Очевидно, этот вопрос представлялся и Толстому, и его герою самым главным в определении дальнейшего жизненного пути.
Самый суровый из этих уроков относится к тому времени, когда Николенька стал уже студентом и, подражая старшему брату Володе и его приятелям, устремил все свои душевные силы на достижение идеала comme il faut
В сознании Николеньки все люди делились на порядочных (с ними можно было находиться в равных отношениях), непорядочных (их Николенька ненавидел) и простой народ (он заслуживал только совершенного презрения). Быть человеком comme il faut для сливок тогдашней дворянской молодежи означало: отлично говорить по-французски, иметь длинные отчищенные ногти, уметь кланяться и танцевать, носить панталоны и сапоги, вполне соответствующие моде, и сохранять на лице равнодушие ко всему и постоянное выражение некоторой изящной, презрительной скуки.
Но в университете Николай Иртеньев встретил молодых людей, которые, судя по их манерам, были явно не comme il iaut и тем не менее оказались людьми интересными, умными, духовно богатыми. Это были разночинцы. В 50-е годы их влияние на общество становилось все заметнее и значительнее. Николеньку тянет
не к студенческой аристократии, порядочной и пустой, а в компанию разночинца Зухина.
Попытавшись было похвастаться перед Зухиным и его друзьями своим знанием литературы, Иртеньев убедился, что в литературе, как и в музыке, в физике,- словом, во всем, кроме выговора немецкого и французского языков, они разбирались лучше него и нисколько не гордились этим. Так что же такое была та высота, с которой я смотрел на них? Мое знакомство с князем Иваном Ивановичем? выговор французского языка? дрожки? голландская рубашка? Да уж не вздор ли все это?-начинало мне глухо приходить иногда в голову под влиянием чувства зависти к товариществу и добродушному молодому веселью, которое я видел перед собой.
Рассказ об университетском периоде жизни Николеныш кончается главой Я проваливаюсь. Можно понять, что речь идет не только о провале на экзамене, после чего пришлось покинуть университет: провалилась мораль и философия молодого аристократа, в его жизни назревал перелом.
В толстовской трилогии ключевая роль в развитии человека отводится детству: «Во всякое время и у всех людей ребенок представлялся образцом невинности, безгрешности, добра, правды и красоты. Человек родится совершенным,- есть великое слово, сказанное Руссо, и слово это, как камень, остается твердым и истинным.
Родившись, человек представляет собою первообраз гармонии, правды, красоты и добра». Два свойства детской души особенно дороги Толстому: непосредственная чистота нравственного чувства и способность легко и свободно восстанавливать гармонию во взаимоотношениях с миром. Человек должен беречь эти качества детского сознания на протяжении всего жизненного пути: в них заключены бесконечные возможности резервы нравственного самоусовершенствования. Но взрослый мир все время искушает эту чистоту и непосредственность, особенно когда дети оказываются в Москве и попадают «в свет». Светское общество живет фальшивой жизнью, основанной на тщеславии, сотканной из внешнего блеска, приличий и условностей. На первых порах Николеньке кажется, что все здесь не живут, а играют в какую-то фальшивую игру. Но незаметно для себя ребенок втягивается в этот омут, и нравственное чувство начинает изменять ему. О пагубном влиянии на Николеньку светской фальши свидетельствует эпизод с именинами бабушки. К этому событию мальчик готовится по-детски серьезно и даже сочиняет стихи. Казалось бы, стихи вышли недурные, однако последнее двустишие как-то странно оскорбляет детский слух.
написал Николенька и вдруг чувство стыда от сделанной неправды охватывает его. «Зачем я написал: как родную мать? ее ведь здесь нет, так не нужно было и поминать ее; правда, я бабушку люблю, уважаю, но все она не то. зачем я написал это, зачем солгал?» Но переделывать стихи уже некогда, и Николенька идет к бабушке в страхе, что взрослые справедливо обвинят его в бесчувственности, а отец щелкнет по носу и скажет: «Дрянной мальчишка, не забывай мать. вот тебе за это!»
Мальчик замечает, что в окружении других людей он не столько переживает горе непосредственно, сколько заботится о том, какое впечатление производит на окружающих. Стараясь показать, что он убит горем больше всех, Николенька одновременно презирает себя за то, что в стремлении «казаться» он теряет способность глубокого искреннего чувства. Совершенно не так переживает горе Наталья Савишна: «впалые влажные глаза ее» выражают «великую, но спокойную печаль». Она твердо надеется, «что Бог ненадолго разлучил ее с тою, на которой столько лет была сосредоточена вся сила ее любви».
Юность сродни возрождению и обновлению весенней природы, это своеобразное возвращение к детству, только более зрелое, прошедшее через острое осознание драматизма жизни, открывшегося для отроческих лет.
В юности возникает «новый взгляд» на мир, суть которого в сознательном желании восстановить утраченное в отрочестве чувство единения с людьми. Для Николеньки Иртеньева это пора осуществления программы нравственного самоусовершенствования, которой он радостно делится с Нехлюдовым. Друзья мечтают с помощью этой программы устранить несправедливость и зло в жизни людей. Однако на пути осуществления программы герои сталкиваются с разными препятствиями.
Николенька чувствует, что в его стремлении стать лучше есть доля безотчетного самолюбования, особенно бросающаяся в глаза людям из народа, от природы наделенным теми качествами души, которые пытается воспитать в себе юноша из господ. Потому и в самой программе слишком много головного, а не сердечного: она рассудочна и рациональна. И наконец, в своей душе Иртеньев обнаруживает раздвоение: он разрывается между суровыми требованиями программы и светскими развлечениями: его прельщает идеал «комильфо». «Юность» заканчивается главою «Я проваливаюсь»: это и провал на экзаменах за первый курс университета, и сознание внешних и внутренних противоречий, встающих на пути духовного возрождения героя.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Анализ трилогии Детство. Отрочество. Юность Толстого
История создания трилогии
«Девство. Отрочество. Юность» представляет собой трилогию Льва Николаевича Толстого в основу которой легли события из жизни писателя. Эта трилогия является одним из самых известных произведений Л.Н. Толстого. Над ним писатель начал работу в 1851 году на Кавказе. Он планировал, что цикл будет состоять из четырех частей: детство, отрочество, юность и молодость. Рабочее название было «Четыре эпохи развития», однако автор написал лишь три, в последствии этот цикл стал называться трилогией. Книга представляет собой автобиографическую повесть, написанную в направлении реализма.
Замечание 1
Первым в свет вышло произведение «Детство». Опубликовано оно было в 1852 году в журнале «Современник». Вторая часть — «Отрочество» была напечатана в том же журнале в 1854 году. Третья, заключительная часть, «Юность» вышла в 1857 году в том же журнале.
Основные герои трилогии
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Детство писателя Максима Горького
Русский писатель, прозаик, драматург Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) родился в Нижнем Новгороде в 1868. Несмотря на известность писателя, биография Горького, особенно в детстве, полна неопределенностей. Его отец, Максим Савватиевич Пешков (1840-1871), происходил из мещан Пермской губернии. Дед Горького – Савватий Пешков – был человеком крутого нрава: дослужился до офицерского чина, но за жестокое обращение с подчиненными был разжалован и сослан в Сибирь. Его отношение к сыну Максиму было не лучше, по причине чего тот несколько раз убегал из дому. В возрасте же 17 лет ушел из дома навсегда – после этого сын с отцом больше не виделись. Максим Пешков был талантливым, творческим человеком. Обучился ремеслу краснодеревщика, осел в Нижнем Новгороде и стал работать столяром в пароходстве И. С. Колчина. Здесь он женился на Варваре Васильевне Кашириной (1842-1879), которая происходила из семьи нижегородских купцов. Согласие на брак дала лишь мать невесты – Акулина Ивановна, отец же – Василий Васильевич Каширин – согласия не давал, но потом смирился. Весной 1871 Максим Пешков уехал с семьей в Астрахань, где начал работать управляющим астраханской конторой пароходства Колчина. Летом 1871 Максим Савватиевич, выхаживая заболевшего холерой Алешу, заразился сам и умер. Варвара Васильевна с сыном и матерью вернулись в Нижний Новгород в дом отца.
Дед Горького – Василий Васильевич Каширин – в молодые годы был бурлаком, затем разбогател и стал владельцем красильной мастерской. В свое время он был старшиной красильного цеха, избирался гласным (депутатом) нижегородской Думы. Кроме деда Горького, в доме жили два его сына со своими семьями. Лучшие времена для семьи Кашириных прошли – из-за фабричного производства бизнес шел к упадку. К тому же семья Кашириных не была дружной. Жили, как на войне, и Алеша Пешков был там лишь обузой. Горький считал, что мать не любила его, считая виновником несчастий, и поэтому отстранилась от него. Она начала устраивать личную жизнь и повторно вышла замуж. Лишь бабушка – Акулина Ивановна – относилась с добротой к Алеше. Она заменила ему мать и, как могла, поддерживала внука. Именно бабушка дала ему любовь к народным песням и сказкам. Дед же, несмотря на свой сложный характер, обучил мальчика в шестилетнем возрасте по церковным книгам грамоте. В 1877-1879 Алеша Пешков успешно учился в Нижегородском слободском канавинском начальном училище. В августе 1879 от чахотки скончалась его мать. Дед к тому времени совсем разорился и отправил 11-летнего внука «в люди».
«В людях» Алексей Пешков сменил множество занятий: работал «мальчиком» в обувном магазине, посудником на пароходе, находился в услужении, ловил птиц, был продавцом в иконной лавке, учеником в иконописной мастерской, статистом в театре на Нижегородской ярмарке, десятником на ремонте ярмарочных зданий и др. Во время работы на пароходе «Добрый» начальником Алексея Пешкова был повар – отставной гвардейский унтер-офицер Михаил Смурый, который заметил любознательность мальчика и пробудил в нем любовь к чтению. Книги во многом спасали Алексея Пешкова от злого, несправедливого мира, помогли многое понять. Несмотря на ранние лишения и страдания, он сумел сохранить жизнелюбие. Впоследствии М. Горький писал: «Я не ждал помощи извне и не надеялся на счастливый случай… Я очень рано понял, что человека создает его сопротивление окружающей среде».
В 1884 Алексей Пешков поехал поступать в Казанский университет. Вернулся он в Нижний Новгород в 1889 и с перерывами прожил здесь до 1904. В 1913-1914 М. Горький написал автобиографическую повесть «Детство».
В Нижнем Новгороде существует Музей детства А. М. Горького «Домик Каширина». В этом доме Алеша Пешков начал жить с конца августа 1871, после приезда с матерью из Астрахани. Весной 1872 дед Горького разделил имущество между сыновьями, и дом остался его сыну Якову. Сам же Василий Васильевич с женой Акулиной Ивановной и внуком Алешей переехал жить в другой дом. В Музее детства А. М. Горького воспроизведена подлинная обстановка дома семьи Кашириных.
Сюжет трилогии
«Детство»
Главный герой первой книги – маленький мальчик по имени Коленька Иртеньев. Он скромный ребенок, на его долю выпадают как радостные события, так и печальные. Жизнь маленького мальчика автор описывает с долей умиления. В этом произведении много веры, надежды и светлых чувств.
Повествование ведется от лица Николеньки. В этой части автор описывает быта дворянской семьи, первую любовь и первые трудности Николеньки.
У мальчика умирает мама, поэтому ему приходится ухать в другой город для того, чтобы продолжить свое обучение. В этом новом городе начинается и новая жизнь главного героя.
«Отрочество»
Вторая часть трилогии повесть «Отрочество» начинается с мыслей, которые посещают Николеньку после смерти мамы. Главного героя начинают волновать философские вопросы: богатство и бедность, близость и потеря, любовь и ненависть. Семья переезжает в Москву. Коленька продолжает общение с Карлом Ивановичем. У главного героя развиваются отношения с Катей, Любой и другом Дмитрием. В этой части у него начинает меняться система ценностей. В первый раз в своей жизни Николенька сталкивается с предательством.
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
«Юность»
В последней части трилогии главному герою уже 16 лет. Николенька живет в Москве с отцом, братом и сестрой. Он поступил в университет. Многое происходит с ним впервые: посещение ресторана, взрослого бала, студенческие сборища.
Николенька хочет казаться взрослым и всем нравиться, быть самим собой он не может, иногда он надевают некую маску и ведет себя неестественно. Главный герой сдружился с Дмитриев Нехлюдовым.
Внутри себя Николенька часто рассуждает о жизни. В юности главный герой достаточно влюбив, он испытывал чувства к Вареньке (сестре Нехлюдова), Сонечке Вахлаковой (детская любовь Николеньки) и к другим барышням.
Отец Николеньки женится во второй раз. Николенька не любит и не уважает мачеху.
Главный герой беспечно относился к занятиям в университете, поэтому он проваливает итоговые экзамены и не поступает на следующий курс. Для Николеньки это был настоящий позор, и он решает стать более серьезным и не тратить времени зря.
Краткое содержание повести Толстого «Детство» подробно по главам
Чтобы бегло ознакомиться с тем, о чём говорится в повести, понять её сюжетную линию и общую задумку достаточно прочесть её краткое содержание по главам.
Глава 1. Учитель Карл Иванович
Главному герою Николеньке всего 10 лет. Он растёт в семье дворян, вместе с ним ещё двое детей — брат Володя и сестра Люба. Каждое утро мальчишек будет учитель-немец. Он обучает их на дому, очень к ним привязан, но спрашивает выданные знания по всей строгости.
Глава 2. Maman
Николенька спустился к завтраку, где его ждёт его мама. Она добрая и ласковая. Матушка справляется о его делах, затем целует. Дети идут в кабинет отца, чтобы поприветствовать и его.
Глава 3. Папа
Отец сообщает сыновьям, что им нужно срочно переехать в Москву для продолжения обучения. Николенька жалеет старого учителя, понимая, что его уволят.
Глава 4. Классы
А пока продолжаются занятия с Карлом Ивановичем. Старик расстроен, что после 12-ти лет верной работы его увольняют. Николенька грустит по этому же поводу, учитель ему как второй отец.
Глава 5. Юродивый
Матушка стремится помогать бродягам и странникам. В этот день с семьёй, но за отдельным столом, обедает юродивый Гришка. Зимой и летом он носит лохмотья и ходит босой.
Глава 6. Приготовления к охоте
Обед закончен. Прислуга готовит всё к выезду на охоту.
Глава 7. Охота
Все выехали охотиться. Николенька увидел зайца, но упустил добычу. Очень расстроился.
Глава 8. Игры
Охота закончилась. Дети играют и едят вкусности на природе.
Глава 9. Что-то вроде первой любви
В процессе детских игр Николеньку захлёстывает приступ нежности к Катеньке, дочке Мими.
Глава 10. Что за человек был мой отец?
Глава-описание характера отца Николеньки. Он был человеком общительным, со связями. Любил женщин и карточные игры.
Глава 11. Занятия в кабинете и гостиной
Дети рисуют, мать играет на рояле. Старый учитель просит оставить его на работе, он готов отказаться от жалования лишь бы не расставаться с детьми. Папа Николеньки решает взять Карла Ивановича с собой в Москву.
Глава 12. Гриша
Дети подглядывают за юродивым, когда он молится.
Глава 13. Наталья Савишна
Глава, посвящается пожилой прислуге в доме — экономке Наталье Савишне, которую Николенька любит всем сердцем за доброту и заботу об его семье.
Глава 14. Разлука
Братья собираются к отъезду. Все прощаются. Мама плачет.
Глава 15. Детство
Воспоминания о детстве героя, о маме.
Глава 16. Стихи
Спустя месяц. Москва. Дом бабушки. У бабушки именины. Николенька сочиняет в качестве подарка ей стихи. Ему они не нравятся, но бабушка остаётся довольна презентом.
Глава 17. Княгиня Корнакова
В честь именин бабушки состоялся приём. Приезжает княгиня, Николенька целует ей ручку.
Глава 18. Князь Иван Иваныч
Ещё один гость на банкете. Николенька подслушал разговор бабушки и князя. Именинница жаловалась на поведение отца главного героя. Она считала, что он не хранит жене верность и в Москве развлекается на всю катушку.
Глава 19. Ивины
Среди гостей — семья Ивиных с тремя сыновьями. Дети играют и обижают тихого мальчика Иленьку. Мальчишка плачет, Николеньке становится стыдно за то, что он принимал участие в унижении Иленьки.
Глава 20. Собираются гости
Вечером гостей становится больше, начинаются танцы. Николенька замечает 12-летнюю девочку. Её зовут Соня и она очень нравится герою.
Глава 21. До мазурки
Вечер в самом разгаре. Николенька танцует кадриль с Соней.
Глава 22. Мазурка
Мазурку герой танцует с молодой княжной. Сбивается и останавливается в процессе. Отец зол, а Николеньке стыдно и грустно, что рядом нет мамы, которая его бы утешила.
Глава 23. После мазурки
Все ужинают. Начинается танец гросфатер. Пара Николеньки вновь Соня. Дети договариваются говорить друг другу «ты». Николенька счастлив.
Глава 24. В постели
Николенька признаётся брату, что влюблён, а тот высмеивает его.
Глава 25. Письмо
Прошло полгода. Срочное письмо из дома потрясает отца мальчишек. Он не говорит им почему, но срочно собирает к отъезду домой. А дома смертельно больна мама.
Глава 26. Что ожидало нас в деревне
Дети возвращаются домой и застают мать очень плохой. Она умирает в муках.
Глава 27. Горе
День похорон. Николенька пугается вида лица мёртвой матери.
Глава 28. Последние грустные воспоминания
Через три дня семья Иртеньевых перебирается в Москву. Бабушка от горя на неделю впадает в беспамятство. Старая Наталья Савишна остаётся в деревенском доме совсем одна, вскоре и её не стало. Её похоронили рядом с матушкой Николеньки.