Как называется аппарат с пластинками
Как выбрать проигрыватель винила
Содержание
Содержание
Сегодня уже не только коллекционеры и любители Hi-End, но и рядовые меломаны проявляют интерес к миру винила. Кто-то хочет вернуть к жизни старые пластинки, которые пылятся на антресолях уже много лет. Кто-то охотится за эксклюзивными релизами на виниле — музыканты часто добавляют в них бонус-треки и делают уникальное оформление. Кому-то не хватает волшебства электромеханического воспроизведения звука с его «теплым» тембром, возможностью апгрейда системы и ритуалами по уходу за винилом. Некоторые находят в этом новое хобби.
Виды и особенности проигрывателей винила
При выборе проигрывателя виниловых пластинок нужно понимать, что это не одно, а сразу четыре разных устройства:
Схема кажется сложной, но на деле новичкам не придется покупать четыре разных устройства. Виниловые проигрыватели делятся на разные категории, которые проще всего различать именно по комплектации. Чем меньше идет в комплекте с виниловым проигрывателем — тем более высокого он класса. Казалось бы, нелогично, но в этом есть смысл: опытные меломаны хотят сами выбирать фонокорректор, усилитель и картриджи с иглами по своему вкусу. Некоторые проигрыватели даже поставляются без моторов, чтобы еще и его можно было выбрать.
Итак, проигрыватели бытового типа сочетают в себе все устройства — и фонокорректор, и усилитель, и даже акустическую систему. Более того, нередко в них есть цифровые разъемы USB или Bluetooth, позволяющие подключить устройство к компьютеру или смартфону. Некоторые дают возможность оцифровать пластинку, превратив аналоговую запись в wav-файл. Так можно сохранить и загрузить в смартфон редкие и уникальные записи из дедушкиной коллекции. Внешне эти аппараты отличаются ярким дизайном, часто стилизованы под старину.
Такие аппараты отлично подойдут тем, кто решил стряхнуть пыль со старых записей. Благодаря винтажному дизайну устройство создаст свою атмосферу на вечеринках и посиделках с друзьями. Каждому захочется самостоятельно протереть пластинку антистатической щеткой и опустить на нее иглу.
Разумеется, звук — не самая сильная сторона таких устройств. Дело в том, что игла звукоснимателя очень хорошо улавливает любые призвуки работы проигрывателя, толчки, рывки и электромагнитные наводки. Поэтому в звуке проигрывателей типа «все в одном» могут присутствовать шумы от вибрации динамиков и наводки от усилителя.
Чтобы насладиться нюансами звучания винила, придется собирать систему по-отдельности. Комплект для новичка: проигрыватель с фонокорректором и активные колонки (которые у большинства меломанов уже имеются). Это решение позволит оценить фирменные записи и эксклюзивные релизы на виниле, при этом не оставит с дырой в кармане.
Еще более дорогие модели идут без фонокорректора. Многие ценители звука предпочитают не платить за встроенный и купить отдельно подходящий их вкусам. В особую категорию моделей без фонокорректора можно выделить диджейские проигрыватели. Их популярность среди меломанов легко объясняется тем, что диджеи крайне требовательны к качеству своего аппарата.
Особенности таких устройств — прямой привод двигателя (без всяких ремней, которые разбалтываются и соскальзывают при скрэтчах), наличие контроля скорости вращения (чтобы четко выставить нужный темп), часто — прямой тонарм (удобно для скрэтчей), отсутствие какой-либо автоматизации, ручная коррекция скорости вращения и наличие стробоскопа.
Наконец, самый высший класс — это Hi-End. Устройства этого типа нередко производятся вручную мелкими партиями, а порой и штучно. Они могут представлять собой целые тумбочки витиеватой конструкции и весить до 250 кг (большой вес нужен, чтобы погасить малейшие вибрации).
Часто они имеют уникальные инженерные решения, например, тангенциальный тонарм, который при работе остается всегда идеально параллельным дорожке пластинки, устраняя мельчайшие неточности в считывании сигнала. Есть и проигрыватели с левитирующим опорным диском, полностью изолирующим звукосниматель от шума мотора.
Такие решения позволят услышать все тонкости звучания пластинки, правда, и стоимость их соответствующая.
Характеристики проигрывателей винила
Устройство проигрывателя простое, как велосипед:
Скорость вращения мотора и тип привода
Самые популярные скорости вращения дисков:
Материал и диаметр опорного диска
Мотор раскручивает опорный диск, на который кладется пластинка. Он должен быть массивным, как маховик, чтобы вращаться равномерно даже при огрехах в работе мотора. При этом он не должен создавать посторонних вибраций.
Самые популярные материалы опорного диска:
Диаметр опорного диска обычно равняется 300 мм, плюс-минус 30 мм. Для прослушивания диаметр не имеет особого значения, а вот диджеям удобнее работать с широким диском.
Звукосниматель
Звукосниматели считывают аудио с пластинки и превращаю его в электричество. Они бывают двух типов:
Звукосниматель заключен в специальный картридж, который можно легко сменить. Таким образом, проигрыватель легко апргейдить: на рынке есть тысячи различных звукоснимателей всех возможных ценовых сегментов. Какие-то улучшают динамику звука, некоторые позволяют услышать больше деталей, а какие-то меньше царапают пластинку. Меломаны со стажем нередко имеют по картриджу на каждый жанр музыки.
Форма тонарма
Звукосниматель закреплен на тонарме — он обеспечивает правильное распределение веса и положения иглы относительно пластинки. Наиболее распространены два типа — изогнутый (S-образной формы) и прямой. Изогнутые обычно предпочитают меломаны, прямые — диджеи. Общее в них то, что они перемещаются по дуге относительно пластинки, в результате возникает погрешность слежения, проявляющаяся как небольшие искажения, особенно заметные в крайних положениях тонарма — в начале и в конце записи. Изогнутая форма S-образных тонармов призвана компенсировать эти искажения, обеспечивая наименьшую погрешность слежения.
Но всегда есть особенности. Например, прямые тонармы будут интереснее тем, кто в будущем рассчитывает на апгрейд картриджа. Легкий вес прямых тонармов позволяет им хорошо сочетаться с картриджами уровня Hi-End, которые также делают легкими, чтобы игла свободнее колебалась, а в звуке было больше динамики. S-образные тонармы, напротив, чаще всего тяжелые, и к ним подходят жесткие картриджи, работающие с большой прижимной силой.
Для записи винила применяется тангенциальный тонарм, в нем записывающая игла расположена на шасси и движется всегда параллельно пластинке.
В Hi-End аппаратуре иногда можно найти такой же, только для воспроизведения звука. Получается, как пластинка записывалась, так она и воспроизводится, погрешность слежения отсутствует, искажений нет. Правда, такие штуки немало стоят и требуют специального ухода.
Автоматика
Полностью автоматизированный проигрыватель подойдет новичку. Нужно нажать лишь кнопку воспроизведения, и устройство само установит тонарм в начало дорожки, а когда та закончится — вернет все на место. Однако многие меломаны предпочитают сами устанавливать тонарм, поэтому во многих проигрывателях есть лишь функция автостопа, которая в конце записи приподнимет звукосниматель над пластинкой и отключит ее вращение.
Диджеям и аудиофилам автоматика только мешает. Первым — потому что они хотят сами контролировать воспроизведение. Вторым — потому что любая автоматика идет рука об руку с электромагнитными помехами, которые ловит звукосниматель.
Разъемы и интерфейсы
Большинство современных проигрывателей подключаются через RCA разъемы к усилителю или активной акустике.
Диджейские и Hi-End устройства могут быть оборудованы цифровыми портами (например, S\PDIF). Некоторые модели могут подключаться к ПК через USB или беспроводным наушникам по Bluetooth.
Варианты выбора проигрывателя винила
Оживить коллекцию старых советских пластинок поможет проигрыватель типа «все в одном». Многие из них позволят даже оцифровать записи и носить их всегда с собой. А внешний вид таких аппаратов понравится любителям винтажа и ретро.
Послушать современные фирменные записи даст возможность проигрыватель со встроенным фонокорректором и ременным приводом. Достаточно лишь подключить его к активным колонкам или усилителю обычными RCA «колокольчиками». Многие модели позволяют отключить встроенный фонокорректор и подключить внешний для апгрейда системы.
Хорошо забытое старое: виниловый проигрыватель и пластинки возвращаются
Содержание
Содержание
Значительная доля новых альбомов из чарта Billboard 200 сегодня выходит и на виниле. Часто их выпускают в эксклюзивном оформлении, ведь огромный размер пластинки и конверта позволяет добавить множество дизайнерских элементов. Иногда прилагается расширенный буклет, вкладыш с текстами песен, плакат группы — многие релизы за счет этого имеют коллекционную ценность. Звуковая составляющая также отличается: музыканты включают в альбомы на пластинках дополнительные композиции, бонус-треки, акапеллы. Нередко особый дизайн получает и сама пластинка: штампуется из цветного материала или по технологии picture disc, с применением фосфоресцирующей краски или разными впечатанными штуками.
Причем в последнее время винил выступает в качестве «премьерного» носителя: издатели сначала выпускают пластинки, потом CD, и лишь затем альбом появляется на iTunes и подобных цифровых сервисах. Появляются отдельные лейблы, которые специализируются исключительно на виниле.
Интерес к винилу у рядового слушателя стал расти с 2007 года. В этом году был учрежден международный праздник «День музыкального магазина». Продавцы музыки по всему миру делают в этот день большие скидки на свой ассортимент, в первую очередь на винил. В 2018 году, впервые за семь лет, пластинки и диски принесли лейблам больше денег, чем интернет-продажи.
Почему пластинки и проигрыватель снова в моде?
Возвращение винила и проигрывателей — не только дань ностальгии. Доступность музыки в интернете снижает ее ценность. При желании, за пару часов можно скачать неплохую коллекцию альбомов любых стилей. Винил же стал убежищем для тех, кто хочет вернуть себе радость от приобретения нового релиза и создания собственной коллекции.
Электромеханический способ воспроизведения музыки делает ее ближе к слушателю: сигнал идет напрямую по аналоговому тракту, без преобразования в «бездушные» нули и единицы. На этой почве в индустрии наметился рост продаж аудиокассет и даже магнитных лент для катушечных магнитофонов — вернулись и эти монструозные аппараты! За последние годы на пленке выпустили альбомы Lady Gaga, The Black Keys, Ryan Adams и другие. На выставках аудиофильской техники рядом с проигрывателями теперь красуются Hi-End катушечные магнитофоны.
Винил же сформировал свою культуру прослушивания — не для фона, а для погружения. Пропустить трек, как на смартфоне, здесь не получится. А если проиграть еще раз только что звучавший — пластинка будет изнашиваться неравномерно. Поэтому альбомы слушаются целиком, причем, по понятным причинам, только дома. Некоторые под это дело оборудуют целые комнаты.
Покупая проигрыватель, меломан сознательно обрекает себя на десятки ритуалов. Взять конверт, достать пластинку, поставить на проигрыватель, протереть антистатической щеткой, опустить иглу — и это только для того, чтобы включить воспроизведение. Как правильно ухаживать за пластинками — огромная тема, вызывающая бурные многолетние дискуссии на форумах. Однако многим недостает именно этой стороны увлечения музыкой.
Наконец, проигрыватель винила стал модным домашним аксессуаром. Он все чаще мелькает в кадре кино и сериалов, его используют как элемент интерьера. Производители выпускают проигрыватели с уникальным дизайном, экспериментируя не только с оформлением классического корпуса, но и с конструктивными элементами — так, например, была выпущена модель с левитирующим на магнитах диском, который раскручивает пластинку повиснув в воздухе.
Большое число меломанов покупает винил ради звука. Бытует мнение, что цифровые записи звучат по-цифровому холодно, а пластинки по-аналоговому тепло. За уникальным звучанием гоняются и аудиофилы, и рядовые слушатели. В чем его волшебство?
Виниловый звук: в чем волшебство?
Цифровой сигнал представляет собой как бы описание аналогового — каждая секунда сигнала разбивается на тысячи коротких отрезков и в каждом из них замеряется уровень. Количество отрезков — это частота дискретизации. В стандарте CD таких отрезков 44100 в каждой секунде. Уровень замеренного сигнала хранится в группах битов, кратных четырем, стандарт CD — 16 бит. Эта информация записывается в цифровой аудиофайл и при его считывании восстанавливается в звук.
44,1 кГц — это много или мало? Некоторые меломаны считают, что мало, поэтому слушают Hi-Res аудио в разрешении до 24 бит\192 кГц. И даже его некоторые считают все равно менее качественным, чем аналоговый звук, поскольку какой бы плотной ни была частота дискретизации, часть информации все равно потеряется.
Но в этой теории есть слабые места. Во-первых, 99% всей современной музыки делается на компьютере. Инструменты и вокал изначально записываются в виде нулей и единиц. Соответственно, на подавляющее большинство современных пластинок записан именно цифровой звук. Во-вторых, слепые тесты показывают, что даже музыканты и композиторы уже не слышат разницу между всем, что выше 16 бит\48 кГц. Поэтому некоторые придерживаются другой теории: цифровой звук, наоборот, слишком насыщен информацией. Аналоговый тракт же позволяет отфильтровать лишнюю.
На самом деле вся эта эзотерика совершенно не нужна, чтобы объяснить то, что звучание винила отличается от цифровых записей. Винил действительно звучит по-другому, и причина в самой технологии.
Особенности звука винила
Бас. Для пластинок делают специальный мастеринг, уделяя большое внимание басовой области, чтобы избыточные низкие частоты с большой амплитудой не выбили иглу звукоснимателя из дорожки. Собственно, сам процесс мастеринга появился вместе с пластинками в начале прошлого века и преследовал ровно те же цели. Как минимум, из трека вырезают все частоты ниже 50 Гц. Все, что до 120 Гц, превращают в моно. Это убирает из звука саббас, который не может воспроизвести большинство домашней акустики, зато бас, который остается, становится более громким, четким и монолитным.
Высокие частоты. Цыкающий вокал и стреляющие верхами тарелки также могут выбить иглу из дорожки. Вокал обрабатывается де-ессером, смягчающим звуки типа «с», «ц», «з», тарелки делаются мягче, приглушаются слишком резкие и яркие звуки. У трека возле «яблока» пластинки иногда вообще обрезают все, что выше 12 кГц. Все эти действия действительно делают звук несколько глуше, что может восприниматься как «теплее».
Динамика. Технические ограничения позволили винилу окопаться в стороне от войны громкости — так называется соревнование лейблов в издании записей, звучащих как можно более громко. Громкость достигается с помощью сужения динамического диапазона трека. Сначала его компрессируют «снизу», а потом додавливают «сверху» лимитером, который обрезает сигнал до нужных значений. В итоге звук получается громким, но плоским и зажатым, а если слушать его долго, устают уши. Альбом Death Magnetic группы Metallica вышел таким громким, что в звуке даже присутствовал клиппинг — высокочастотный шум, щелчки и другие искажения, являющиеся артефактами работы лимитера на экстремальных настройках. На винил чисто технически не получится записать трек такой громкости. Поэтому часто он действительно звучит чище и динамичнее.
Призвук проигрывателя. Пластинка лежит на опорном диске, его вращает двигатель, и низкочастотный гул его работы, так называемый «рокот», передается к пластинке. Конечно, в современных проигрывателях он сведен к минимуму и практически не слышен, но это не значит, что его нет. Также мотор не может крутиться идеально ровно, поэтому в звуке будут присутствовать почти неуловимые на слух микроколебания скорости вращения пластинки — это называется «детонация». Способ снятия звука с пластинки также не идеален, дуговое движение иглы по пластинке приводит к так называемой «угловой ошибке», проявляющейся хоть и незначительными, но искажениями.
Аналоговый тракт сильно влияет на звучание пластинки. Звук, снятый иглой, поступает в фонокорректор — специальное устройство, которое восстанавливает по-особому искаженный звук, записываемый на пластинку. Дело в том, что даже после специального мастеринга на диск просто не поместится полноценный альбом — дорожки будут слишком широкими. Поэтому звук корректируют перед записью и восстанавливают при воспроизведении фонокорректором. Далее сигнал поступает в усилитель. Каждый из этих приборов вносит в звук свой окрас и искажения.
Состояние самой пластинки влияет на звук. Чем чаще и активнее проигрывается пластинка, тем больше «стираются» высокие частоты. Даже потрескивания от царапин и пыли многие меломаны относят к теплоте тембра.
Винил или цифра?
Цифровая запись звучит намного достовернее и каждый раз одинаково, что некоторые расценивают как безжизненность. Виниловый тракт любят как раз за то, что он вбирает настолько много случайных факторов, что одинаково точно воспроизвести записанный сигнал дважды практически невозможно.
В итоге, что звучит лучше, музыкальнее и дарит большей впечатлений, каждый решает для себя сам. Большинство все равно предпочитает цифровую музыку: ее удобнее слушать, можно брать с собой, она отлично звучит на хорошей акустике.
Тем не менее, рынок винила растет с каждым годом. В интернете сформировались тематические сообщества, наполненные полезной информацией для новичков. Стала доступнее и цена вопроса. Приличный проигрыватель с фонокорректором будет сопоставим по стоимости с игровой приставкой, а за цену некоторых игр можно купить сразу несколько альбомов. Появились недорогие модели «все в одном», позволяющие оживить старую коллекцию пластинок. Благодаря снизившемуся порогу вхождения к виниловому хобби приобщились миллионы новых фанатов.
Топ 12 советских проигрывателей винила
На чем мы слушали «Мелодию»
Топ 12 советских проигрывателей винила
На чем мы слушали «Мелодию»
Отдельно стоящие проигрыватели винила появились в СССР далеко не сразу, где-то до середины 1970-х на рынке царили электрофоны, то есть, по сути, музыкальные центры, включавшие в себя и усилители, и акустические системы. Однако в определенный момент произошел поворот в сторону компонентного аудио, и советские меломаны и любители Hi-Fi были вознаграждены за долгое ожидание. В нашей подборке – лучшие вертушки Советского Союза, среди которых много клонов европейских и японских моделей, но встречаются и оригинальные разработки.
Модель производства 1986 года от производственного объединения «Радиотехника». Вертушка отличалась наличием прямого привода, на легком тонарме устанавливалась ММ-головка ГЗМ-155. Присутствовал полный автостоп, обеспечивающий подъем микролифта и выключение проигрывателя. Двигатель поддерживал две скорости вращения – 33 и 45 оборотов в минуту. Вес модели составлял 7,5 килограммов.
Советский клон японского проигрывателя Optonica-7100, сложную конструкцию оригинала воспроизвели на Таллиннском заводе «Пунане-РЭТ» в 1983 году. Полностью автоматическая прямоприводная вертушка оснащена системой программируемого воспроизведения с возможностью прямого выбора и повтора трека. Весил проигрыватель 12 килограммов.
Классический пассиковый проигрыватель с двухскоростным двигателем, автостопом и электромагнитным микролифтом, выпускался с 1983 года Рижским радиозаводом имени А.С.Попова. На боковой стороне опорного диска нанесены полоски стробоскопа, тонарм оснащен рычажной системой антискейтинга. Достаточно солидный корпус из фанеры, пластика и металла опирался на четыре антивибрационные ножки. На тонарме штатно устанавливалась головка ГЗМ-105Д, весил аппарат 10 килограммов.
Вертушка с прямым приводом и полностью автоматическим управлением процессом воспроизведения. Выпускало ее Казанское НПО «Элекон» с 1985 года. Двигатель поддерживал две скорости вращения – 33 и 45 об/мин, весил проигрыватель 10 килограммов. Вертушка была среднего ценового класса – в 1987 году ее цена составляла 300 рублей.
Еще один клон капиталистического аппарата – тангенциальной вертушки Bang & Olufsen Beogram 4002. Оригинал появился в продаже в 1974 году, а в 1980 его копию под названием Электроника Б1-04 сделал Московский завод НИИ Титан. Главная особенность, это тангенциальный тонарм с программным управлением. Вес аппарата составлял 13 килограммов, но особенно внушала его цена – 750 рублей, что для 1980 года было очень дорого.
В данном проигрывателе явно прослеживается попытка повторить успешную конструкцию Thorens TD 125. Тонарм срисован с SME 3009, двигатель поддерживает 3 скорости вращения – 33, 45 и 16 оборотов, пассик передает вращение на небольшой суб-диск, на который, в свою очередь, надевается уже основной опорный диск. Аппарат получился солидным – 15 килограммов веса, однако, как всегда, подводило качество материалов и изготовления.
Плод совместного творчества польских и советских инженеров, проигрыватель производился с 1984 года на Бердском радиозаводе. По сути, в основе его лежала модель Unitra G-602М. В проигрывателе был полный автостоп и квазисенсорное управление. Весила вертушка 10 килограммов.
Данный проигрыватель выглядит совершенным клоном японских аппаратов среднего класса тех лет. Выпускалась модель московским производственным объединением Торий с 1984 года. Прямой привод с кварцевой стабилизацией, электронный тормоз, автостоп и автовозврат тонарма – полный набор передовых технологий. В комплект входила головка ГЗМ-043. Весила вертушка 10 килограммов и стоила 350 рублей.
Еще один клон японской вертушки с прямым приводом, который с начала 1983 года выпускал Бердский радиозавод. Помимо импозантного внешнего вида, в арсенале были подстройка частоты вращения диска по стробоскопу, автостоп, микролифт, автовозврат тонарма. Правда, начинка также была от польской Unitra. Масса аппарата составляла 12 кг.
Классический пассиковый проигрыватель в симпатичном деревянном коробе выпускал Рижский завод имени А.С.Попова с 1980 года. Он поддерживал две скорости вращения – 33 и 45 об/мин, в нем было сенсорное устройство управления пуском и остановкой вращения диска, совмещенное с сенсорным устройством переключения скорости. Статически сбалансированный тонарм имел систему антискейтинга, весил аппарат 12,5 килограммов.
Сложный по конструкции проигрыватель выпускался с 1982 года Московским опытным заводом НИИ Дальней радиосвязи. Полностью автоматизированный тонарм с системой электронного управления, штатно устанавливаемая головка Ortofon (!), солидный корпус, прямой привод диска, кварцевая стабилизация вращения, вес 15 килограммов. Мечта советского меломана!
Вершина советской аудиофильской мысли! Данная вертушка с прямым приводом производилась с 1983 года Кировским заводом «Ладога», и конструктивно она была очень близка к модели Корвет-003-стерео, впервые появившейся в 1978 году. Разработанный А.М. Лихницким тонарм с полным вязкостным демпфированием был уникальным решением для того времени. В комплект входила головка звукоснимателя ГЗМ-018 Корвет с иглодержателем из бериллия (!). Опорный диск с конусами обеспечивал минимальный контакт с поверхностью пластинки, а надежность прилегания достигалась специальным прижимом. Весил аппарат 12 килограммов. В общем, если бы советская промышленность могла обеспечить высокое качество материалов и элементной базы, то этот проигрыватель мог бы претендовать на всемирную славу.