Как назвать картину с подсолнухами
Подсолнухи в живописи импрессионистов и их последователей.
Матисс не мог не написать этот чудо-цветок.
Анри Матисс. Подсолнечники в вазе.
Фанцузский живописец и коллекцонер Гюстав Кайботт (фр. Gustave Caillebotte; 1848—1894)
Подсолнухи на берегу Сены 1886 г. частная коллекция.
Два срезанных подсолнуха. сентябрь 1887
Ваза с двенадцатью подсолнухами. Арль, август 1888.
Ваза с пятнадцатью подсолнухами. Арль, январь 1889.
Последователи импрессионистов не обходят стороной этот солнечный цветкок, он притягивает художников своей красотой, теплом, светом и неиссякаемой энергией!
Любимые подсолнухи Ван Гога и его фатальная дружба с Гогеном
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Чем больше смотришь на «Подсолнухи», тем более странной кажется эта светлая и завораживающая картина.
Но как может возникнуть такой эффект в отношении столь банального предмета, как ваза с цветами?
Подсолнухи в голландской культуре имели религиозное значение, поэтому и для Ван Гога, уроженца Голландии, они были почти священным символом и любимым цветком.
Он был одержим темой подсолнухов на протяжении всего творческого пути от ученика до мастера, возвращаясь к ней одиннадцать раз. Рисовал бутоны, только что раскрывшиеся цветы, цветы на пике их природной красоты, а также увядшие цветы. На подсолнухах Ван Гог изучал форму, текстуру, а главное – цвет, к которому у него всегда было особое отношение.
Подсолнухи положили начало весьма противоречивому творческому союзу двух великих мастеров – Ван Гога и Поля Гогена.
Именно эта фатальная дружба сначала вдохновит Ван Гога на создание своих шедевров, а потом приведет к трагическому разрыву и фактически уничтожит его.
Парижская серия подсолнухов
Весной 1886 года Винсент Ван Гог, 32-летний сын проповедника из Голландии, приехал в Париж в надежде стать художником.
Целый год он рисовал там все, что видел вокруг.
В конце лета сады Монмартра полыхали огнем последних подсолнухов.
Винсент сорвал несколько цветков и начал свой первый опыт с подсолнухами, за ним последовало еще три.
На всех работах парижской серии изображены лежащие цветы подсолнуха. От срезанных цветов с увядающими лепестками веет печалью, хотя в них есть еще сила, сопротивляющаяся увяданию.
Потрясающе удачная комбинация – увядающие цветы на ярком фоне.
В ноябре 1887 года в одном из ресторанов организовали выставку картин местных художников, для нее Ван Гог отобрал четыре свои картины с подсолнухами.
Заглянувший на выставку Поль Гоген обратил на них внимание, отметив виртуозность изображения столь необычного объекта и символический смысл картин.
Ван Гог был счастлив. Еще бы – его работы заметил художник, которого он боготворил!
Между ними завязалась дружба, в щедром порыве Ван Гог отдал Гогену две своих работы с выставки.
Сияние желтого в Арле
Через некоторое время Ван Гог отправился на юг Франции, в Прованс, чтобы присмотреть там подходящее место для студии, и он находит его в Арле. Обилие света, солнца и ярких красок приводят его в восторг.
Свое новое жилище здесь художник называет « желтым домиком » и пишет о нем брату: « Снаружи дом выкрашен в желтый цвет, внутри выбелен, много солнца ».
Но аскетические условия жизни и одиночество заставляют его искать соратников.
Ван Гог мечтал, что под крышей этого дома соберутся и будут творить и другие художники, для этой цели он снимал здесь целых четыре комнаты.
Ван Гог пишет письмо Гогену, надеясь в его лице найти поддержку, и Гоген обещает приехать.
Серия картин с подсолнухами в Арле
Несмотря на одиночество, это была самая счастливая и плодотворная пора его жизни, и Ван Гог снова вернулся к своим любимым подсолнухам, только теперь он рисовал их в вазах.
Но гений Ван Гога виден не только в подборе цвета. Рентгеновское исследование этой картины показало потрясающее разнообразие приемов нанесения краски.
Наконец Гоген приехал, картина ему очень понравилась.
Но в процессе дальнейшего общения оказалось, что их взгляды на живопись кардинально различаются. Ван Гог считал, что рисовать надо то, что видишь, а Гоген говорил – все надо брать из головы.
Ван Гог попробовал рисовать без натуры, но в вымышленном мире ему было некомфортно.
Гогена утомили бесконечные споры. Их трения достигли предела, отношения зашли в тупик, и он решил покинуть Арль.
Мечты Ван Гога о братстве, как спасении от нищеты и одиночества, разрушились, и за этим последовало самое известное в мире искусства членовредительство.
Через две недели, проведенные в психиатрической больнице, Ван Гог вернулся домой и нашел там письмо от Гогена, в котором тот просил подарить ему «Подсолнухи».
Ван Гог незамедлительно ответил ему – отказом, но пообещал сделать точную копию картины.
И в январе он пишет три копии – одну с «Вазы с пятнадцатью подсолнухами» и две – с «Вазы с двенадцатью подсолнухами».
До конца так и не придя в себя, Ван Гог прожил после этого лишь полтора года.
Два его самых знаменитых полотна с подсолнухами хранятся в Лондоне и Мюнхене.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Ван Гог Подсолнухи
«Подсолнухи» — название двух циклов картин нидерландского художника Винсента ван Гога. Подсолнухи имели для мастера особое значение. Он написал два цикла картин с ними: парижский (1887, две картины с лежащими цветами) и арльский (1888, четыре работы с цветами в графине). Затем живописец сделал несколько вариантов этих произведений.
Всего Ван Гогом было написано 11 картин, на которых изображены подсолнухи. Ян Халскер, один из ведущих ученых, занимавшихся творчеством Винсента Ван Гога, предполагает, что серия подсолнухов «возможно, больше, чем любая другая из его картин, сделала его известным во всем мире.
Все они до сих пор вызывают дискуссию в кругах искусствоведов и стали своего рода «брендом». «Подсолнухи» Ван Гога имеют такое же значение в его творчестве, как «Джоконда» для Леонардо, «Сикстинская Мадонна» для Рафаэля. Эти полотна в определенном смысле являются «синонимами» художников.
Подсолнухи в голландской культуре имели религиозное значение, поэтому и для Ван Гога, уроженца Голландии, они были почти священным символом и любимым цветком. Он был одержим темой подсолнухов на протяжении всего творческого пути от ученика до мастера, возвращаясь к ней много раз.
Рисовал бутоны, только что раскрывшиеся цветы, цветы на пике их природной красоты, а также увядшие цветы. На цветах Ван Гог изучал форму, текстуру, а главное – цвет, к которому у него всегда было особое отношение.
Удивительно, но именно они положили начало весьма противоречивому творческому союзу двух великих мастеров – Ван Гога и Поля Гогена. Именно эта фатальная дружба сначала вдохновит Ван Гога на создание своих шедевров, а потом приведет к трагическому разрыву и фактически уничтожит его.
Совсем давно, весной 1886 года Винсент Ван Гог приехал в Париж в надежде стать художником.В конце лета сады Монмартра полыхали огнем последних подсолнухов.Винсент сорвал несколько цветков и начал свой первый опыт с подсолнухами, за ним последовало еще три.
На всех работах парижской серии изображены лежащие цветы подсолнуха. От срезанных цветов с увядающими лепестками веет печалью, хотя в них есть еще сила, сопротивляющаяся увяданию. Потрясающе удачная комбинация – увядающие цветы на ярком фоне.
В ноябре 1887 года в одном из ресторанов организовали выставку картин местных художников, для нее Ван Гог отобрал четыре свои картины с подсолнухами. Заглянувший на выставку Поль Гоген обратил на них внимание, отметив виртуозность изображения столь необычного объекта и символический смысл картин. Ван Гог был счастлив. Еще бы – его работы заметил художник, которого он боготворил.Между ними завязалась дружба, в щедром порыве Ван Гог отдал Гогену две своих работы с выставки.
Вскоре Ван Гог переехал в Арль. Обилие света, солнца и ярких красок приводят его в восторг. Свое новое жилище здесь художник называет «желтым домиком» и пишет о нем брату: «Снаружи дом выкрашен в желтый цвет, внутри выбелен, много солнца».
Все его картины, написанные здесь, утопают в желтом – поля и луга, снопы соломы и стога, огни ночного города, солнце, звезды, даже шляпа и самый обыкновенный стул. Художник стремится добиться нужного оттенка и свечения своего любимого цвета.
Несмотря на одиночество, это была самая счастливая и плодотворная пора его жизни, и Ван Гог снова вернулся к своим любимым подсолнухам, только теперь он рисовал их в вазах. И вот, нарушив все существовавшие теории контрастов, он создает свой бесспорный шедевр, «Ваза с пятнадцатью подсолнухами» – яркие желтые цветы на ярком желтом фоне. Желтое на желтом.
Рентгеновское исследование картин показало потрясающее разнообразие приемов нанесения краски. В это время в гости приехал Гоген, картина ему очень понравилась. Но в процессе дальнейшего общения оказалось, что их взгляды на живопись кардинально различаются. Ван Гог считал, что рисовать надо то, что видишь, а Гоген говорил – все надо брать из головы.
Мечты Ван Гога о братстве, как спасении от нищеты и одиночества, разрушились. Через две недели, проведенные в психиатрической больнице, Ван Гог вернулся домой и нашел там письмо от Гогена, в котором тот просил подарить ему «Подсолнухи». Ван Гог незамедлительно ответил ему – отказом, но пообещал сделать точную копию картины.
И в январе он пишет три копии – одну с «Вазы с пятнадцатью подсолнухами» и две – с «Вазы с двенадцатью подсолнухами». До конца так и не придя в себя, Ван Гог прожил после этого лишь полтора года. На сегодня, два его самых знаменитых полотна с подсолнухами хранятся в Лондоне и Мюнхене.
В марте 1987 г. японский страховой магнат Ясуо Гото покупает одну из картин «Подсолнухи» за сумму, эквивалентную 40,8 миллиона долларов.
Знаменитые «Подсолнухи» Клода Моне, Поля Гогена и Винсента Ван Гога
Зимняя тема сменяется летней и в настоящей публикации мы поговорим уже об истории создания, пожалуй, самых знаменитых «подсолнухов» мирового искусства. Надо отметить, что тема «солнечных цветов» интересовала живописцев разных эпох и направлений, существует немало работ с их полным или частичным изображением. Однако именно «Подсолнухи», созданные именитыми живописцами Клодом Моне, Полем Гогеном и Винсентом Ван Гогом, по праву можно назвать вехами мировой культуры благодаря уникальности их исполнения и особому художественному стилю каждого из данных мастеров. Итак, подробнее о каждом.
» (1901 г., Музей Эрмитаж, г. Санкт-Петербург)
Написанные за два года до кончины художника, его «Подсолнухи» в полном смысле символизируют душевное состояние своего создателя на тот момент: глубокую усталость и физическое истощение из-за тяжелого финансового положения и многочисленных недугов.
«Гогеновские» солнечные цветы окрашены преимущественно в грязно-желтый цвет с отдельными пятнами ржаво-красного оттенка. Большая часть бутонов сохранила лишь несколько лепестков, и те, кажется, держатся из последних сил. Остальные опустили свои головки так, словно собственная тяжесть и слабость неизбежно тянут их вниз. И кресло, в которое художник поместил свои цветы, не служит им какой-либо поддержкой. Они устали, им нужна помощь другого рода. Возможно, только забвение способно принести им успокоение. И только на заднем фоне мы замечаем напоминание о былых счастливых и плодотворных днях художника: портрет туземки, как ссылка на созданную им ранее серию картин с таитянками, которые впоследствии (уже после его смерти) стали своего рода визитной карточкой Гогена-живописца.
» (1881 г., Музей Метрополитен, г. Нью-Йорк)
Самые «жизнерадостные» «Подсолнухи» нашей подборки, автором которых является один из основоположников импрессионизма Клод Моне. Перед нами яркий и полный тепла натюрморт как образец оригинальной техники этого непревзойденного мастера цвета. Традиционно для подобного жанра здесь нет четких линий, Моне воссоздает формы и объем при помощи краски и света, отсюда ощущение воздушности и «живости» рисунка.
Моне создает свой особый «желтый» при помощи смешения красного, желтого и оранжевого цветов. Возможно, благодаря этому рисунок приобретает такую реалистичность, подобно самой природе, которая изобилует разнообразными красками и оттенками, где почти невозможно найти «чистый» цвет. Солнце, небо, поля, ветер – все это воплотилось на полотне в образе букета подсолнухов в их самом расцвете, в котором каждый цветок имеет свою оригинальную форму и размер, ведь в природе ничто не повторяется.
Еще одна любопытная деталь. На картине изображена довольно маленькая ваза, которая удерживает объемный и увесистый букет подсолнухов, что в реальности маловозможно. На мой взгляд, объяснить это можно следующим образом. Во-первых, для Моне ваза имеет второстепенное значение, это всего лишь деталь. Его фокус – это подсолнухи, им он уделяет все свое внимание. Во-вторых, это может быть некой символикой или метафорой автора: как подобная крошечная ваза способна вместить в себя такой внушительный букет цветов, так и человек, каким бы маленьким и неприметным он ни казался, может обладать необъятным и прекрасным внутренним миром. Окружающий наш мир, люди и явления не всегда такие, какими кажутся на первый взгляд.
«Подсолнухи» Моне, действительно, полны «жизни» и «радости». Вне зависимости от расположения на полотне, все они тянутся вверх, к солнцу, к свету. Все вокруг них сверкает, вот так они радуют окружающих, и именно этим автор хотел «заразить» своего зрителя.
И все же следует признать, что самые известные подсолнухи принадлежат кисти Винсента Ван Гога. Думая об этом неординарном художнике на ум неизменно приходят его легендарные «солнечные цветы» и наоборот. Вероятно, трудно найти человека, который бы хоть раз не видел «Подсолнухов» Ван Гога. Едва ли не самые знаменитые и дорогие произведения искусства в мире, на самом деле задумывались в качестве украшения для интерьера среднего класса. Однако все по порядку.
Известно, что мастером было создано несколько картин с подсолнухами. Две работы с лежащими цветами были написаны в Париже в 1887 году. Одна из них:
Четыре срезанных подсолнуха
» (1887г., Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло, Нидерланды)
Необычный натюрморт. Здесь нет классического букета в вазе или тщательно организованных фруктов на скатерти; все пространство полотна занимают беспорядочно разложенные срезанные головки цветов. Это первые «Подсолнухи» Ван Гога, к созданию которых он приступил, предварительно изучив природу красок и создав свои неповторимые сочетания оттенков. В результате, его «подсолнухи» обрели особую цветовую насыщенность и поразительную реалистичность.
Тем не менее наибольшую известность Ван Гогу принесли четыре натюрморта с цветами в графине, которые он создал в городе Арль на Юге Франции в 1888г. После чего он сделал также несколько авторских копий данных картин.
В Арль он приехал за вдохновением вместе со своим тогда еще близким другом Полем Гогеном, для которого он и нарисовал свои «подсолнухи». Именно ему предназначались эти работы: Ван Гог задумал украсить его комнату своими «солнечными цветами», как способ отблагодарить товарища за поддержку и понимание. Ведь они мечтали создать свое новое направление в живописи, однако, в конечном итоге, так и не смогли прийти к согласию. Это случилось во многом потому, что их представления о методе работы в корне отличались, также немаловажную роль сыграло уже усугубившееся психическое расстройство Ван Гога. Их пути разошлись навсегда. Однако, я думаю, в этот период Ван Гогу все-таки удалось создать нечто совершенно новое, ведь его «подсолнухи» открыли новое веяние в искусстве (позднее у него появилось много подражателей), а желтый цвет еще никогда не выглядел настолько сочно и неоднозначно со всеми его возможными оттенками и комбинациями, с переливами и естественным светом. Более того, при создании своих картин художник применил особую технику – импасто (краски наносятся густым слоем с применением как традиционной кисти, так и ножа, отсюда шероховатая поверхность и объемность рисунка).
Наиболее известные (общедоступные) картины, созданные в «арльский» период:
Ваза с пятнадцатью подсолнухами
» (1888г., Национальная галерея, г. Лондон):
Ваза с двенадцатью подсолнухами
» (1888г., Новая Пинакотека, г. Мюнхен):
Две другие картины в оригинале нам, к сожалению, не доступны: одна находится в частной коллекции в США, вторая была уничтожена во время бомбежек Второй Мировой войны в Японии.
По сравнению со многими его картинами, «Подсолнухам» Ван Гога свойственно больше радужности и света. В период их создания художник жил в предвкушении важных перемен в своей жизни, его вдохновляли новые перспективы в творчестве, новые знакомства и благотворное влияние в лице Клода Моне, Камиля Писсарро, Поля Гогена и др. Его цветы не идеальные (на каждой из картин можно увидеть несколько увядших лепестков и опущенных бутонов), как сама жизнь, однако именно в этом их притягательность и неподдельное очарование.
Портрет Винсента Ван Гога, рисующего подсолнухи
» (1888г., Музей Винсента Ван Гога, г. Амстердам)
Как уже было отмечено выше, в течение небольшого периода времени Винсент Ван Гог и Поль Гоген были дружны, мечтали работать вместе и представить миру искусства свое особое художественное видение. Неудивительно, что Гоген очень полюбил подсолнухи своего друга и даже приобрел обе его «парижские» картины со срезанными подсолнухами. Более того, в это же время Гоген успел написать портрет Ван Гога, запечатлев его в процессе работы над созданием своих шедевров. Как результат, картина получилась истинно «гогеновской», что позволило нам увидеть Ван Гога глазами своего друга, искренне и без прикрас.
Картина «Подсолнухи» Винсента Ван Гога — симфония солнечного цвета
«Подсолнухи» — картина гениального Винсента Ван Гога (Vincent Willem van Gogh), созданная им для украшения интерьера. Работа противоречила доминирующей в то время теории цветовых контрастов. Желтое на желтом — нелепое сочетание, но именно оно стало визитной карточкой постимпрессиониста. Сюжет произведения лаконичен: букет в обычной глиняной вазе. Плоскость, на которой размещена ваза, не проработана, ее текстура не имеет значения для художника. Никакой смысловой нагрузки не несет и фон: это не задрапированная ткань и не воздушная среда, а просто одноцветная поверхность, не создающая объема. Мазки, положенные вертикальными и горизонтальными рядами, не смешиваются друг с другом и напоминают плетеную циновку. Ваза — грубый сосуд небольших, по сравнению с подсолнечниками, размеров. Единственным ее украшением является подпись автора над тонкой темно-синей линией. Крупные цветы самостоятельно обитают в трехмерном пространстве: какие-то лепестки активно вытягиваются вперед, какие-то стремятся вниз, иные направлены вглубь композиции. Мастер старался продемонстрировать широту души скромных созданий, для которых мала не только ваза, но и весь холст. У зрителя возникает ощущение, что растениям негде развернуться, чтобы показать свою красоту в полной мере. Соцветия достигают границ картины, невольно отодвигаясь от края. Радостное настроение и заряд оптимизма дарит наблюдателю их золотисто-желтый окрас. В процессе работы Ван Гог применял технику «импасто»: краска выпускалась из тюбика сразу же на поверхность холста, после чего посредством мастихина и кисти из нее формировалось рельефное изображение.
Винсент Виллем Ван Гог — незаурядный нидерландский живописец второй половины XIX века. Его имя окутано сетью безумных тайн и домыслов. По иронии судьбы гений, чьи работы сегодня стоят огромных денег, при жизни смог продать лишь несколько произведений. Мастер тонко чувствовал цвет, его глубину и настроение. Каждый оттенок ассоциировался у него с целой системой удивительных образов и складывался в многомерную картину отображения окружающего мира. Радость и благополучие излучает желтый цвет. В работах живописца он смотрится как светящаяся аура.
Одержимый тематикой «солнечного цвета», Ван Гог написал несколько потрясающих натюрмортов с подсолнухами. Необычный внешний вид растения завораживал художника своим очарованием и космической энергетикой. Живописец наблюдал за тем, как это чудо природы, поутру всегда обращенное на восток, после восхода медленно поворачивается за солнцем.
Первые натюрморты с изображением подсолнухов были выполнены в столице Франции в период с августа по сентябрь 1887 года. Они отнесены к парижскому циклу, который объединяет произведения с растениями, расположенными на плоскости холста горизонтально. В этих работах преобладают темные краски, создающие ощущение печали. Неприятие столичным обществом странного, нелюдимого художника, его отрешенность, неопределенность, бедность — все это нашло отражение в первых четырех композициях. Круглые отрезанные головы цветов брошены, будто некие диковинные, доживающие последние минуты, живые существа. Смятые лепестки похожи на вздыбленную шерсть неведомого животного, черные середины бутона — на большие грустные глаза, стебли — на болезненно изогнутые конечности. От этих цветов веет тоской конца, но они сопротивляются увяданию, и в них еще теплится остаток жизни.
Второй цикл создавался годом позже в Арле с использованием насыщенной желто-оранжевой палитры. Сюда относятся шедевры с вертикальным изображением растений в вазе и олицетворяющие оптимистические настроения автора. Ван Гог написал ряд вариаций знаменитого натюрморта, которые отличались друг от друга количеством цветков и колористикой заднего пространственного плана. Так первая версия этого цикла представляет собой композицию из трех подсолнухов на бирюзовом фоне.
Нетрудно заметить, что некоторые цветки выглядят фантастически. Они имеют едва заметную темную серединку, окруженную махровой многоярусностью лепестков. В природе подобные виды встречаются крайне редко. Но наблюдательный творец, конечно же, находил необычные экземпляры для того, чтобы разнообразить ими свои живописные композиции. Позже, в процессе скрещивания различных сортов, селекционерам удалось вывести декоративный махровый сорт подсолнечника «Медвежонок Тедди» (Teddy Bear).
Картина «Подсолнухи» Винсента Ван Гога — пример новаторского владения искусством цвета. Благодаря использованию широкого спектра желтых оттенков натюрморт производит исключительно теплое и приятное впечатление.