Как назвать ансамбль ложкарей детский
Использование деревянных ложек в русском фольклоре. Создание ансамбля ложкарей в детском саду
Автор: Гуряшина Анжелика Николаевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
«Малыш» Зерноградского района
Использование деревянных ложек в русском фольклоре.
Создание ансамбля ложкарей
Составила: А.Н. Гуряшина,
Хочешь – пляску сыграй,
А хочешь – суп хлебай!
Деревянные ложки были и остаются одним из наиболее популярных у русского народа ударных инструментов. Игру на музыкальных инструментах можно использовать в самых различных условиях: музыкальная непосредственная образовательная деятельность, театральная деятельность , выступления на праздниках, кружковая работа. В разных видах деятельности: пение, слушание музыки, музыкально–ритмические движения.
Наблюдения за детьми в детском саду показывают, что способности к музыке проявляются не у всех. Применяя в непосредственно образовательной деятельности различные музыкальные игрушки, детские музыкальные инструменты, я обратила внимание на то, что дети с большим желанием выполняют различные ритмические задания с деревянными ложками. Музыкальные деревянные ложки относятся к шумовым («ритмическим») ударным инструментам. Инструменты этой группы весьма многочисленны и в большинстве своем наиболее доступны для освоения детьми. На них не требуется особой выучки, и приёмы игры просты и представляют собой такие естественные движения, как покачивания, встряхивания, удары.
Воспитывая у детей через приобщение к истокам русской народной культуры, желание играть на народных инструментах и стремление более полно развивать уже имеющиеся музыкальные способности, побудило меня использовать в моей работе деревянные ложки и организовать ансамбль ложкарей. Создание детского ансамбля дошкольников – очень сложное и трудоёмкое дело, но нужное. Игра в ансамбле сплачивает детский коллектив, повышает ответственность каждого ребёнка за правильное исполнение, помогает преодолеть неуверенность, робость. Игра в ансамбле вносит разнообразие в музыкальное воспитание, помогает развитию памяти, ритма, тембрового восприятия, выработке исполнительских навыков, прививает любовь к коллективному музицированию, стимулирует творческую инициативу. Вот почему участие детей в ансамбле ложкарей рассматриваю как одно из действенных средств формирования патриотизма. В непосредственно образовательной деятельности знакомимся с детьми с русскими народными традициями, обычаями, бытом, народным фольклором.
Известно много приёмов игры на ложках, но для детей дошкольного возраста они сложны, и я использую в основном лишь несколько приёмов игры. Но это те «кирпичики», из которых ребёнок с помощью наставника сможет построить сложные ритмические сооружения. Хотя и сами по себе эти приёмы являются отличным материалом для музицирования и развития детей.
— держа ложки за ручки, ударять друг о друга тыльными сторонами черпаков – «щеками». Этот простейший прием используется в самом начале обучения игре на ложках;
— игра двумя ложками, держа их в правой руке, между ними находится указательн ый палец. Выпуклыми сторонами черпаков ложки обращены друг к другу, черенки зажаты в ладони. Звуки извлекаются при ударах по ладони левой руки, по обеим ногам (в место чуть выше колена ), по плечу и ладони, по ноге и ладони (находящейся над ногой);
— положив одну ложку выпуклой стороной на левую ладонь (и создавая, таким образом, своеобразный резонатор), ударять по ней другой ложкой, получая более компактные, «округлые» звуки, напоминающие цоканье копыт;
— поочерёдно играть на своих ложках и на ложках соседа. Удары круговые, вертикальные, горизонтальные.
Знакомство с деревянными ложками начинаем с 1младшей группы. Оно проводится с постепенным усложнением задания от занятия к занятию.
Во второй младшей группе знакомлю детей с деревянными ложками как ударным инструментом (объясняю, что звук извлекаю ударом одной ложки о другую).
Со старшей группы дети не испытывают сложности игры в ансамбле. Проводим беседы об истории деревянных ложек, их разновидности, показываю слайды, видеоклипы, презентации детских ансамблей ложкарей.
В подготовительной к школе группе обучению игре на ложках в ансамбле уделяется особое внимание. Встает вопрос, как детям влиться в мир звуков, не нарушив их гармонии, как научится слушать и слышать музыку, как откликаться на позитивно звучащий мир, как достигнуть совершенства в гармонии и ансамбле с миром звуков?
Обучение детей игре на ложках ведется в комплексе, совместно со знакомством с композиторами, с анализом музыкального произведения.
Создавая ансамбль, ложкарей я поставила перед собой следующие задачи:
1. Учить детей выразительному, искреннему исполнению в игре на ложках понятных, интересных им несложных музыкальных произведений.
2. Учить детей овладевать необходимыми исполнительскими навыками в коллективной игре:
— учить солировать, вырабатывать технику игры, координацию и синхронность в действиях ансамбля (играть согласованно по партиям, не отставать и не опережать, одновременно начинать игру и заканчивать, слушать игру других).
3. Заложить основы гармонического развития (развития внимания, слуха, чувства ритма, музыкальных и индивидуальных способностей).
4. Учить детей вслушиваться в музыку и анализировать музыкальные произведения (форма, жанр, темп, характер).
5. Дать теоретические знания о составе оркестра народных инструментов, пропагандировать народное творчество.
Широко внедряя в работе с ансамблем музыкальный фольклор, мы привлекаем наших воспитанников к мысли таких нравственных понятий, как добро, дружба, трудолюбие, любовь к природе, к родной стране.
Содержание и структура непосредственно образовательной деятельности строятся с учетом общих задач музыкально-эстетического воспитания детей и проводятся по заранее намеченному плану.
Критерии отбора детей:
Численный состав ансамбля ложкарей может быть до 20 человек.
Диагностический отбор детей ведется по следующим критериям:
— наличие чувства ритма;
— творческие проявления в музицировании;
— хорошая координация и реакция в движениях;
— с условием, в ансамбле все должны быть правши;
— желание детей и родителей.
Все методики обучения в ансамбле включают в себя индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его способностей, характера, физического здоровья. Преподносятся в игровом варианте, не навязывая своего восприятия и мнения, а предлагая детям находить свои варианты и приемы и, как следствие, развивает нестандартное мышление, фантазию, творчество, память, внимание, увеличивает словарный запас музыкальными терминами, музыкальные и исполнительские навыки.
В работе используются следующие методы и приемы:
• метод обследования, наглядности (рассматривание и апробирование подлинных музыкальных инструментов, иллюстраций, таблиц, портретов композиторов;
• словесный (беседа, использование художественного слова, указания);
• практический (восприятие музыки и ритмических соотношений, анализ музыкальных произведений, игра по схемам и на слух);
• эвристический (развитие находчивости и активности);
• частично-поисковый (импровизации, помогающие детям воспринимать музыкальные произведения, понять элементарные основы музыкальной грамоты и вырабатывать исполнительские навыки игры);
• проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);
• сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе); мотивационный (убеждение, поощрение);
• жест руки (ребенок повторяет технику исполнения приемов игры, как педагог).
Доступность народных инструментов, привлекательность и легкость игры на деревянных ложках в ансамбле приносит детям радость, создаёт предпосылки для дальнейшего развития с русской народной музыкой, формирует интерес к познанию русского фольклора.
Музыкальная народная культура является тем чистым источником, из которого подрастающее поколение, взяв лучшее из прошлого, сделает лучшим будущее.
АНСАМБЛИ
Итоги II Международного конкурса Мир Музыки
АНСАМБЛИ I ВОЗРАСТНАЯ КАТЕГОРИЯ
Фольклорный ансамбль «Светлица»
Магаданская область п. Омсукчан, МБУК ЦДиНТ
АНСАМБЛИ II ВОЗРАСТНАЯ КАТЕГОРИЯ
ХМАО-Югра, г. Пыть-Ях, МБОУ ДОД «Детская школа искусств»
Фортепианный дуэт «Радуга»:
Челябинская область, г. Верхнеуральск, МУДОД Верхнеуральская детская школа искусств
Фортепианный дуэт: Ананьева Софья, Демина Лолита
Тюменская область, с. Абатское, МАУ ДО Абатского района «Детская школа искусств»
Инструментальный дуэт «Вдохновение»: Иванова Аделина, Беляцкая Кира
г. Смоленск, МБУДО «Детская музыкальная школа №1 имени М. И. Глинки»
Саратовская область, г. Маркс, МУДО Детская школа искусств №2
Инструментальный ансамбль «Весёлые музыканты»: Хуцишвили Сергей, Зверева Евгения, Дебердеева Диана
Ульяновская область, п. Октябрьский, МУДО ДШИ№ 2
Инструментальный ансамбль «Элегия»:
Беляева Анастасия, Макатова Лаур
Челябинская область, п. Бреды,
МКУ ДО Брединская детская школа искусств
Дуэт аккордеонистов «Калинка»:
Лебедева Полина, Проскушина Оксана
Магаданская область, г. Сусуман,
МБУ ДО «Детская школа искусств
Ансамбль аккордеонистов «Каруселька»
Магаданская область, г. Сусуман,
МБУ ДО «Детская школа искусств
Вокальный ансамбль младших классов музыкального отделения предпрофессиональной подготовки
Свердловская область, г. Нижний Тагил, МБУ ДО «ДШИ №1»
Вокальный ансамбль младших классов отделения общего эстетического развития
Свердловская область, г. Нижний Тагил, МБУ ДО «ДШИ №1»
АНСАМБЛИ III ВОЗРАСТНАЯ КАТЕГОРИЯ
Челябинская область, г. Пласт,
МКОУ ДОД Детская школа искусств Пластовского муниципального района
Ансамбль народных инструментов: Борозняк Екатерина, Кербель Даниил
ЯНАО, г. Новый Уренгой, МБУ ДО ДШИ №2
Аметова Гузель, Горовая Анна
МБОУ ДОД «Детская школа искусств»
Тюменская область, ХМАО-Югра, п.Унъюган, МБУ ДО «Детская школа искусств»
Фортепианный дуэт «Виктория»:
Челябинская область, г. Верхнеуральск, МУ ДОД «Верхнеуральская детская школа искусств»
Фортепианный дуэт «Лирика»:
Извекова Екатерина, Игнатова Варвара
Челябинская область, г. Верхнеуральск, МУ ДОД «Верхнеуральская детская школа искусств»
Ансамбль ложкарей «Задоринка»
Республика Казахстан, Костанайская область, г. Житикара, ГККП «Детская школа искусств»
Фортепианный дуэт: Быкова Виктория, Хлюстова Екатерина
Челябинская область, г. Трехгорный, МБУ ДО «Детская школа искусств»
Фортепианный дуэт: Галимова Ирина, Вахнин Владимир
ЯНАО г. Новый Уренгой, МБУ ДО Детская школа искусств № 2
Ансамбль русских народных инструментов «Весёлые ребята»
Хабаровский край, п. Эльбан, МБОУ ДОД «Эльбанская детская школа искусств Амурского муниципального района»
Фортепианный дуэт: Игнатова Алина, Игнатова Валерия
Челябинская область, г. Трехгорный, МБУ ДО «Детская школа искусств»
Фортепианный дуэт: Исламгазина Дилара, Симонян Маргарита
Челябинская область, г. Трехгорный, МБУ ДО «Детская школа искусств»
Фортепианный дуэт: Березина Анастасия, Янакова Елизавета
г. Челябинск, ЮУрГИИ им. П.И.Чайковского
Дуэт аккордеонистов «Нотки»: Календжан Карен, Нащенко Александр
Краснодарский край, г. Апшеронск, МБОУДОД ДШИ г. Апшеронска
Фортепианный дуэт: Максимова Яна, Потапова Виолетта
Республика Башкортостан, г. Белорецк, МБУ ДО Детская музыкальная школа
Вокальный ансамбль «Мелодика»: Какишева Юлия, Киндратюк Руслана, Кнотикова Есения, Косаткина Серафима, Мишнева Карина,
Тюменская область, ХМАО-Югра,
п. Унъюган, МБУ ДО «Детская школа искусств»
Фольклорный ансамбль «Щедровочка»
г. Новосибирск, МБОУДОД «Детская школа искусств №22»
Вокальный ансамбль «Катюша»: Балян Гоар, Малхасян Ани, Поварова Марина, Вязанкина Снежана
Ярославская область, с. Брейтово, МОУ ДОД Детская школа искусств
АНСАМБЛИ IV ВОЗРАСТНАЯ КАТЕГОРИЯ
Фортепианный дуэт: Павлова Дарья,
г. Иваново, Ивановское музыкальное училище (колледж)
Ансамбль баянистов – аккордеонистов: Вальшина Виорика, Ермилов Илья, Закиров Салават, Мардахаев Семен, Марчак Анастасия, Нахтигал Владимир
Тюменская область, ХМАО-Югра, п.Унъюган, МБУ ДО «Детская школа искусств»
Ансамбль аккордеонистов: Екишкин Даниил, Екишкин Семен, Чучмар Никита
Чукотский автономный округ, г. Певек, МАОУ ДОД «Певекская детская школа искусств»
Ансамбль гитаристов «Серебряные струны»
Челябинская область, г. Магнитогорск, МБУДО ДШИ №1
Фортепианный дуэт: Малых Кристина, Ишкаев Артём
Чукотский автономный округ, г. Певек, МАОУ ДОД «Певекская детская школа искусств»
Ансамбль аккордеонистов «Аккорд»: Бачкала Владимир, Бачкала Иван
Краснодарский край, г. Апшеронск, МБОУДОД ДШИ г. Апшеронска
Дуэт аккордеонистов «Грация»: Иванченко Анастасия, Ильина Кристина
Красноярский край г. Минусинск, МОБУ ДОД ДМШ
Ансамбль чанзистов «Алтан Наран»
Республика Бурятия, Орлик, МАУ ДО «Орликская детская школа искусств»
Пирожкова Лолита, Ушакова Ольга, Фомичева Мария, Чупахин Артем, Шукюров Эльмар
Челябинская область, г. Южноуральск, МАУ ДО «Детская школа искусств»
Вокальный ансамбль «Вуэн»
г. Мурманск, МБОУ ДОД ДШИ №1
Фольклорное трио «Щедровочка»:
Платошечкина Дарья, Гаршина Софья, Коковкина Дарья
г. Новосибирск, МБОУДОД «Детская школа искусств №22»
Вокальный ансамбль «Байтерек»
Республика Казахстан, г. Житикара, ГККП «Детская школа искусств» ГУ «Отдел образования акимата Житикаринского района»
Название вокального ансамбля примеры. Как назвать вокальный ансамбль
ЭСТРАДНЫЙ ВОКАЛ АНСАМБЛИ
Название учебного центра
(Федин Михаил, Полойко Надежда)
Волкова Наталья Васильевна
Эстрадная студия «Пой со мной!»
Вокальная группа «Малинки»
Попурри из песен к мультипликационным фильмам.
Рачкова Александра Ивановна
Курс Владимир, Солдаткина Эмилия
Boy & Girl (А.Ларцева и А.Мамитов)
Манулик Ирина Игоревна
Эстрадный вокал ансамбли 8-10 лет
ФИ участника /название коллектива,
Название учебного центра
Головчик Арсений и
Олесик Анастасия- 8-10лет
Левчук Виктория Александровна
Вокальный ансамбль «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА» 7-8лет
Синеглазый василёк», муз. А.Костюк,
Мельник Татьяна Александровна
Вокальная студия «МЕЛОДИЯ», г.Минск
Вокальная группа «Смайлик»
Белорусская народная песня «З-пад белага камушыка»
Рачкова Александра Ивановна
Заслуженный любительский коллектив Республики Беларусь детская эстрадная студия «Весёлые нотки»
Трио «Модерн»: Салтукова Елизавета, Зубович Диана, Осипова Яна-9лет
Муз. Б.Стоун, сл. М.Сапожникова «А мне бы петь и танцевать»
Антонова Оксана Николаевна
ГУО «Детская школа искусств г. Кричева»
«No Barbie,no Ken» Алиса Сементина
Манулик Ирина Игоревна
Студия эстрадного вокала «Forte»
Атрашкевич Яна, Гудилина Мария-9лет
Кирильчик Наталия Макаровна
Ансамбль эстрадной песни «Свет звезды»
Гудилина Анна, Кречко Анна, Лазовская Алина, Кучинская Яна
Кирильчик Наталия Макаровна
Ансамбль эстрадной песни «Свет звезды» г. Минск, средняя школа № 202
«Самая белая Русь» сл. і муз. Б.Асмалоўскага
Головко Мария Вадимовна
Государственное учреждение образования «Средняя школа №20 г. Борисова»
Вокальный ансамбль «Звездочки»
муз. А.Ермолова, сл. А.Морозова
Колыско Наталья Антоновна
УП «Минское отделение Белорусской железной дороги»
Скопичева Наталья Михайловна
Эстрадный вокал ансамбли 11-13 лет
ФИ участника /название коллектива,
Название учебного центра
Ноикова Дорофея и Новикова Дарья 8-12лет
Левчук Виктория Александровна
Вокальная группа «Созвездие»
Белорусская народная песня «Ой у поле»
Рачкова Александра Ивановна
Заслуженный любительский коллектив Республики Беларусь детская эстрадная студия «Весёлые нотки»
Вокальный ансамбль «СОПРАНО»
русская народная песня в эстрадной обработке
Французова Елена Казимировна
ГУО «Гимназия №1 г. Дзержинска»
муз. Т.Огнев, сл. О.Огнева
Корниенко Елена Валентиновна
сл. У. Мазго,муз. Т. Моучан
Синица Яна Павловна
Вокальная студия « Джем»
«Поппури из белорусских песен»
Марчук Анастасия Олеговна
Национальный центр музыкального искусства имени В. Мулявина
Эстрадный вокал ансамбли 14-17 лет
ФИ участника /название коллектива,
Название учебного центра
Попурри белорусских песен «Белорусский венок»
Алексеева Светлана Ивановна
Образцовая студия эстрадной песни «Апрель» ГУО «Щучинский дворец творчества детей и молодёжи»
4 человека – Софья Тарасова, Николь Фургал, Катя Мазур, Катя Пантелеева
Остапенко Светлана Владимировна
ГУО «Витебский городской центр дополнительного образования детей и молодежи» город Витебск,
директор Н.Е.Большакова
Скопичева Наталья Михайловна
Детская школа икусств при Колледже им.Н.Ф.Соколовского
Эстрадный вокал ансамбли 18 лет и старше
ФИ участника /название коллектива,
Название учебного центра
Дуэт: Решко Инга, Котикова Алина 14-37лет
«Лодка белая» муз. Ю. Богаткевича, сл. В. Некляева
Решко Инга Валентиновна
Вокально-хоровая студия «Созвездие» ГУО «Средняя школа №41 г. Могилева»
народная вокальная группа «Весна»
Центра культуры г.Новополоцка
«Let it be» П. Маккартни
Девятникова Инна Брониславовна
Центр культуры г. Новополоцка
Раздел сайт посвященный информации представляющей вокальные группы и дуэты в жанре эстрадного вокала. Добавить пестроты вашему мероприятию музыкальными нотами и прекрасными голосами легко смогут вокальные группы и дуэты.
Вокальные группы на празднике
21 и 23 сентября 2014 года в Московской Государственной Консерватории пройдут международный фестиваль и научная конференция «От Тавернера к Тавенеру. Пять столетий английской духовной музыки», посвященные памяти выдающегося британского композитора сэра Джона Тавенера (1944–2013). В концертах примут участие всемирно известный вокальный ансамбль The Tallis Scholars, возглавляемый Питером Филлипсом, а также молодой российский вокальный ансамбль Intrada под руководством Екатерины Антоненко. Джон.
26.08.2016 12:39:11, 66666666666666
мне понравилось, но я так и не узнала где в Бутово учат играть на гитаре
18.07.2008 21:12:16, маша
Вузы для музыкантов и музыкальные специальности
. Даже способы извлечения звуков у них другие – далеко не каждый голос подходит для исполнения народных песен. На отделениях эстрадного и джазового вокала в Гнесинке, ГКА им. Маймонида, Институте современного искусства (ИСИ) учатся многие уже известные исполнители. И имена педагогов на слуху не только у специалистов: в ГКА им. Маймонида джазовый вокал преподают солистки ансамбля «Лицей» Анастасия Макаревич и Анна Сырова, а в Гнесинке – известные певицы Ирина Отиева и Валентина Толкунова. Выпускники-вокалисты могут работать в опере, народных ансамблях, эстрадных коллективах, церковном хоре, педагогами по вокалу. От фортепьяно до ударных Специальности «Инструментальное исполнительство» или «Музыкальное искусство эстрады» У инстру.
Здравствуйте,
у меня важный вопрос,возможно определяющий мою дальнейшую жизнь.
Дело в том,что до определенного момента в моей жизни(10 лет)(щас мне 15 лет)я не любил музыку,в частности звуки гитары.Но в 10 лет я загорелс я желанием играть на гитаре.Я походил в музыкальную школу,потом на курсы(везде понемногу)и вообщем-то научился играть на гитаре(по краней мере думаетя мне что я азы знаю),щас я иногда сочиняю свою музыку
Что вы мне посоветуете делать?-попробовать поступить куда-нибудь по музыке и гитаре(но музыкальнйю школу я не заканчивал)или может даже не пытаться?Ведь наверное(я так понял)мне будет трудно куда-то поступить-я ведь не имею диплома об окончании музыкальной школы,сальфеджио я не знаюВедь его тож нужно сдавать)-катастрорфа? или еще можно года за два все выучить,а потом поступить?
Еще раз повторюсь,что я играю на гитаре с 10 лет
28.12.2008 11:45:37, Савинский Андрей Юрьевич
26.10.2008 16:53:08, Владимир
Девочки, накидайте как можно назвать группы в садике, чтобы была одна общая направленность и чтобы их можно было обыграть в оформлении
Обращаюсь к тем у кого дети ходят в музыкалку. Насколько вообще реально ее совмещать с общеобразовательной школой? У нас довольно сильная образовательная (математическая) + она еще считается школой полного дня. И сильная же музыкалка. Сейчас ребенок в первом классе (!!) причем в музыкалке только на старшей подготовке и ТАКИЕ проблемы! Я не буду перечислять сейчас сколько нервов мне стоило согласовать расписание. И вот сегодня няня очередной раз услышала от учительницы в общеобразовательной.
Спасибо всем ответившим! Будем стараться все успеть:)
VI городская научная конференция учащихся
НАЗВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ
КАК РАЗРЯД СОБСТВЕННЫХ ИМЕН.
Собственные имена изучаются в таком разделе науки о языке, как ономастика, что в переводе с греческого и означает “искусство давать имена». Исследуемый нами материал – названия творческих коллективов – в ономастике принято называть эргонимами.
Имена собственные, выделяя предметы из ряда однородных, призваны отражать их индивидуальные, неповторимые черты. Следовательно, можно предположить, что эргонимы должны отражать индивидуальные черты творческих коллективов. Какие же особенности коллективов отражены в названиях как основные? Чтобы определить это, было проведено наше исследование. Перед нами были поставлены следующие задачи: определить структуру эргонимов, установить способы их образования и выявить критерии наименования.
В качестве материала использованы 19 эргонимов. В списке представлены названия вокальных ансамблей, танцевальных коллективов, театральных групп и др.
По структуре имена собственные интересующего нас разряда состоят, в основном, из одного слова (например, «Мечта», “Вариация”, «Виктория», «Неваляшки» и мн. др.) или, реже, из словосочетания (“Колымские звездочки”, «Новый стиль»). То есть отсутствуют эргонимы, которые заключали бы в себе целое предложение, как в названии популярной группы «Ногу свело».
В результате словообразовательного анализа было выяснено, что исследуемые названия творческих коллективов образованы продуктивными в ономастике способами. Во-первых, путем перехода слова или словосочетания в разряд собственных имен, а во-вторых, путем сложения сокращенных основ. Рассмотрим подробнее каждую группу. (Обратите внимание на Приложение 2).
При первом способе образования в качестве производящей базы могут использоваться и сочетания слов («Маша и медведи»), и словосочетания («Несчастный случай», «Унесенные ветром»), и даже предложения («Ногу свело», «Руки вверх!»). Однако наиболее активно фонд собственных имен, в том числе и эргонимов, пополняется за счет перехода в разряд собственных имен одного слова. В качестве производящей основы могут быть использованы и нарицательные слова («Дважды два», «Браво», «Блестящие», «Чай вдвоем»), и собственные (группа «Агата Кристи»). Эта закономерность подтвердилась и на нашем материале.
Количественный анализ показал, что большинство представленных наименований образовано в результате перехода имен нарицательных в разряд собственных. Таких эргонимов 17.
Что было использовано в качестве производящих основ?
Многие названия творческих коллективов образованы от нарицательных существительных. Так появились эргонимы «Мечта», «Сувенир», «Вариация», «Капельки», «Виктория», «Лубок», «Рябинушка», «Калинка» и «Неваляшки».
Одно наименование образовано от личного местоимения – это название ансамбля эстрадного танца «Мы».
Для эргонимов «Новый стиль», «Колымские звездочки» производящей базой послужили соответствующие словосочетания – новый стиль, колымские звездочки.
На наш взгляд, особого внимания заслуживает образование эргонимов «Мини» и «Макси».
Название ансамбля эстрадного танца «Мини» образовано путем перехода в разряд собственных имен неизменяемого слова мини. В этом названии руководители группы стремились указать на возраст исполнителей и поэтому использовали значение «очень маленький», подразумевая «маленькие исполнители».
Название коллектива “Диджейс” появилось следующим образом: в разряд собственных имен перешла транскрипция английского аббревиатурного слова “диджей” с добавлением форманта “с”, указывающего в английском языке на множественное число.
Таким образом, большинство представленных в списке наименований образовано путем перехода слов и словосочетаний в разряд собственных, а в качестве производящей базы использованы как собственные слова, так и нарицательные.
Другая группа эргонимов по способу образования состоит из 2 названий – наименования кукольного театра «Кичетоза» и наименования школы сценического мастерства «ТИТР «. (В Приложении 2 они расположены в правой части таблицы).
Эргоним «Кичетоза» образован путем сложения сокращенных основ собственных существительных: «Кичетоза» = Ки кимора + Че бурашка + То тошка + За яц.
Название коллектива «Титр 2 » создано по типу аббревиатуры, то есть из каждого слова предложения «Т алант и т руд р авно р езультат» взят в качестве производящей основы начальные звуки. Отметим нетрадиционное использование математического знака квадрата, с помощью которого создатели наименования стремились указать на удвоение согласного [р] от слов «равно» и «результат».
Проведенный словообразовательный анализ показал, что названия представленных творческих коллективов образованы традиционными в ономастике способами.
В результате личных бесед с руководителями и участниками творческих коллективов было выяснено, какие критерии повлияли на выбор наименований.
В названии школы сценического мастерства “ТИТР ”, с одной стороны, скрыт девиз коллектива. (Напомним, что “ТИТР ” расшифровывается “Талант и труд равно результат”.) С другой стороны, использование в названии математического знака степени несет следующую смысловую нагрузку: возведение в степень – это значительное увеличение чего-либо, т.е. умноженный труд и умноженный талант значительно повышают результат. Если учесть к тому же, что слово ТИТР в одном из своих значений имеет отношение к кинематографии как виду искусства, то можно сказать, что авторам названия удалось создать многоплановое, многомерное наименование.
В названиях “Виктория” и “Макси” ощущается динамичнoe, целенаправленное движение к новым достижениям, в то время как в названии “Мечта” выявляется иное восприятие – романтическое, в котором мир чувств преобладает над всем остальным.
В наименованиях творческих коллективов “Вариация” и “Новый стиль” воплощено стремление к оригинальным, неповторимым формам.
В названии ансамбля эстрадного танца “Мы” усилено значение коллективного начала, сделана заявка об участниках как о едином целом.
В названии “Диджейс” главным стало указание на работу коллектива в современном танцевальном направлении.
В отдельную группу вошли наименования фольклорных коллективов. Здесь использованы традиционные символы русского народного творчества. Это эргонимы “Рябинушка”, “Калинка”, “Лубок”. Первые два названия ассоциируются с народными песнями. В названии ансамбля ложкарей “Сувенир” авторы по-своему попытались отразить употребление в качестве музыкального инструмента деревянных ложек, которые в то же время используются в качестве традиционного русского сувенира.
Следующая группа состоит из названий детских творческих коллективов. В названии ансамбля эстрадного танца “Мини” кроется стремление авторов отдалиться от детского возраста и подчеркнуть свою причастность к миру взрослых.
Кукольному театру “Кичетоза” удалось, на наш взгляд, удалось найти оригинальное наименование. Само сложенное из имен кукольных героев, слово созвучно имени какого-то сказочного персонажа.
Для названия детских творческих коллективов “Неваляшки”, “Капельки”, “Колымские звездочки” использована эмоционально окрашенная лексика уменьшительно-ласкательного оценка, что отражено в их словообразовательной структуре с помощью суффиксов. Неваляшка – это всем игрушка, которая устойчиво ассоциируется с миром детства. Звездочки – это символы талантливости. Кроме того, определение “колымские” обобщенно указывает на место их творческого рождения. Во всех этих названиях указано на возраст участников.
Названия вокальных ансамблей “Магадан” и “Уптар” фиксируют место их рождения.
Таким образом, в результате исследования определились следующие критерии выбора эргонимов: отражение целевых установок, указание на возраст, выделение направлений работы коллективов, географическая привязка. В целом, при назывании авторы стремятся использовать слова с положительной окрашенностью.
Проанализированные названия творческих коллективов как разряд собственных имен в своей структуре не имеют существенных отличий от имен собственных других разрядов. Эргонимы, как установлено, образуются традиционными для ономастики способами. Хотя выбор названий обусловлен различными мотивами, при создании имен авторы стремятся не нарушать эстетических норм своей аудитории.
6.Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка. В 2-х т.т. – М.: «Русский язык», 1985.