Как назначали судей в ссср
Нарсуд СССР
Учебно-методический центр ВОИНР по подготовке судей СССР
Закон О статусе судей в СССР
4 августа 1989 года
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
ЗАКОН О СТАТУСЕ СУДЕЙ В СССР
Статья 1. Судьи и народные заседатели
Статья 2. Требования, предъявляемые к судьям и народным заседателям
Судьи и народные заседатели должны неукоснительно соблюдать советские законы, использовать свои знания и опыт для выполнения возложенных на суды задач, быть достойными своего высокого звания.
ОСНОВНЫЕ ГАРАНТИИ НЕЗАВИСИМОСТИ СУДЕЙ И НАРОДНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ
Статья 3. Независимость судей и народных заседателей
Статья 4. Ответственность за неуважение к суду
Проявление неуважения к суду со стороны участвующих в деле лиц или граждан, присутствующих в судебном заседании, а равно совершение кем бы то ни было действий, свидетельствующих о явном пренебрежении к суду, влекут ответственность в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик.
Статья 5. Недопустимость вмешательства в разрешение судебных дел
Статья 6. Неприкосновенность судей и народных заседателей
Статья 7. Гарантии трудовых прав народных заседателей
Увольнение народных заседателей в период их полномочий по инициативе администрации или их перевод в порядке дисциплинарного взыскания на нижеоплачиваемую работу допускается, помимо соблюдения общего порядка, только с согласия трудового коллектива, избравшего народного заседателя.
ВЫБОРЫ СУДЕЙ И НАРОДНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ
Статья 8. Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи и народные заседатели
Статья 9. Подбор кандидатов в судьи
Статья 10. Порядок выборов и сроки полномочий судей и народных заседателей
Статья 11. Присяга судьи и народного заседателя
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУДЕЙ И НАРОДНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ
Статья 12. Права судей и народных заседателей
Статья 13. Обязанности судей и народных заседателей
КОНФЕРЕНЦИИ СУДЕЙ.КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ КОЛЛЕГИИ СУДЕЙ
Статья 14. Конференции судей
Статья 15. Квалификационные коллегии судей
Статья 16. Полномочия квалификационных коллегий
ОТЗЫВ И ДОСРОЧНОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ СУДЕЙ И НАРОДНЫХ
ЗАСЕДАТЕЛЕЙ. ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СУДЕЙ
Статья 17. Отзыв и досрочное освобождение судей и народных заседателей
Статья 18. Дисциплинарная ответственность судей
Статья 19. Квалификационная аттестация судей
Судьи в порядке, устанавливаемом Верховным Советом СССР, проходят аттестацию, по результатам которой им с учетом квалификации и опыта работы присваиваются квалификационные классы.
Статья 20. Материальное и социальное обеспечение судей
Статья 21. Работа судей по совместительству
Работа судей в иных государственных учреждениях, предприятиях и организациях, а также в кооперативных и других общественных организациях на условиях совместительства не допускается, за исключением педагогической и научно — исследовательской деятельности.
Статья 22. Сохранение за народными заседателями заработной платы, иных выплат и льгот на время исполнения ими обязанностей в суде
Статья 23. Символы судебной власти. Удостоверения судьи и народного заседателя
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
от 15 марта 1996 г. № 157-II ГД О юридической силе для Российской Федерации — России результатов референдума СССР 17 марта 1991 г. по вопросу о сохранении Союза ССР
Кодинцев А.Я., зав. кафедрой теории и истории государства и права Сургутского государственного университета, кандидат исторических наук, доцент.
Вышла серия постановлений ПВС РСФСР о порядке проведения выборов, о печатях уполномоченных, о ящиках для голосования, об утверждении форм избирательных документов (всего 8 форм). 2 декабря 1948 г. вышло Постановление ПВС РСФСР «О выборах народных судей в воинских частях и войсках МВД и МГБ СССР». Порядок в целом не отличался от других выборов. Только уполномоченных избирательных комиссий в воинских частях назначали по представлению командиров частей. 16 октября 1948 г. вышла Инструкция ЦК ВКП(б) «Об организационной и агитационно-пропагандистской работе партийных организаций в связи с выборами народных судей». 13 декабря 1948 г. вопрос о подготовке выборов обсуждался на Секретариате ЦК. На заседании отмечалось, что в сельских районах подготовка проходит плохо. Срываются собрания, не изучаются кандидатуры на выборы, плохо обстоит дело с организационно-технической подготовкой.
Активное участие в подготовке к выборам принимали УМЮ. Так, УМЮ по Курганской области в рамках подготовки к выборам народных судов распространяло положение о выборах, провело дислокацию участков, определило количество народных заседателей, проверило всех народных судей совместно с отделом кадров обкома. Из 49 народных судей решили выдвинуть 31 судью. Народные судьи провели доклады, проведена разгрузка дел, обревизованы все участки. В Курганской области в 1948 г. при подготовке к выборам было проведено 389 докладов и 107 бесед. В Курганской области к выборам 1949 г. было оборудовано только 476 участков из 890. Не везде прошли совещания. Кандидатами в народные заседатели было выдвинуто 2994 человека, в том числе 1289 членов партии. Подавляющее большинство с низшим образованием. Сформировано 49 избирательных округов. В Челябинской области подготовительная работа к выборам народных судей завершилась к 20 октября 1948 г. Она проходила под контролем комитетов партии. Горкомы, райкомы, исполкомы советов представляли в обком материалы на рекомендуемых кандидатов. Их рассматривала специальная комиссия. В области было создано 113 округов и 1246 избирательных пунктов, избрано 1246 уполномоченных, утверждены списки счетных комиссий. Создано 1302 агитпункта, собрано 31675 агитаторов. Проходили выступления по радио. Газеты регулярно печатали материалы по выборам, списки кандидатов. В кандидаты в народные заседатели было подобрано 8256 человек. 5 декабря начались собрания по обсуждению и «выдвижению» кандидатов. Небольшое количество заседателей было отведено. В итоге избрали 113 народных судей и 8305 заседателей.
После первых выборов избирательное законодательство уточнялось. 1 августа 1949 г. вышел Указ ПВС РСФСР «О сроках проведения выборов народного судьи вместо выбывшего до истечения срока полномочий». В нарушение Указа УМЮ произвольно отстраняли судей без постановления ПВС РСФСР, проводили выборы и замещали судей народными заседателями. Осенью 1949 г. обсуждался проект указа ПВС РСФСР, разработанный МЮ СССР, «О порядке отзыва избирателями народного судьи РСФСР». Проект предполагал, что поставить вопрос об отзыве могли не менее 5 организаций. На них этот вопрос должен был обсуждаться с приглашением судьи. После этого рай/горисполком в 5-дневный срок входил с представлением в облисполком. Облисполком в 10-дневный срок направлял заключение начальнику УМЮ. Тот направлял заключения в ПВС РСФСР. Отзыв мог возбудить только министр юстиции СССР или РСФСР. Если ПВС РСФСР признавал факт голосования граждан об отзыве обоснованным, то отзывал. Такая громоздкая процедура отзыва резко бы контрастировала с тем униженным положением, в котором пребывал народный судья. После длинной дискуссии проект был снят с обсуждения в апреле 1950 г.
Центральным объектом работы руководства юстиции в послевоенный период стало решение кадровой задачи. Частью кадровой политики стали политические кампании по выборам народных судей СССР. Выборы судей контролировались Министерством юстиции. Процедура избрания судей и заседателей осложнила и еще более бюрократизировала деятельность министерств юстиции. Выборы стали также важным моментом при смене народных судей. К 1954 г. сложилась практика, по которой большинство отстраняемых судей сменялось именно накануне выборов.
выборы судей в СССР
Согласно новому Закону выборы судьи производились на три года гражданами района (ст. 22). Право выдвижения принадлежало общественным организациям и общим собраниям граждан (ст. 24)
О СТАТУСЕ СУДЕЙ В СССР
ЗАКОН
ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР
4 августа 1989 г.
N 328-I
(ВВСС 89-9)
РАЗДЕЛ III.
ВЫБОРЫ СУДЕЙ И НАРОДНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ
Статья 8. Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи и
народные заседатели
Статья 9. Подбор кандидатов в судьи
1. Подбор кандидатов в судьи осуществляется органами юстиции в
соответствии с требованиями настоящего Закона на основе рекомендаций и
учета мнения трудовых коллективов, в которых работают выдвигаемые
кандидатуры, и заключения квалификационной коллегии судей.
2. Лица, впервые рекомендуемые кандидатами в судьи, проходят
профессиональную подготовку в случаях и порядке, определяемых
Министерством юстиции СССР.
3. Представление кандидатов в народные судьи районных (городских)
народных судов, судьи краевых, областных, городских судов, судов
автономных областей, судов автономных округов, Верховных Судов
автономных республик производится совместно Министерством юстиции и
Верховным Судом союзной республики. Кандидаты в судьи Верховных Судов
союзных республик представляются в порядке, установленном
законодательством союзных республик, с учетом мнения Верховного Суда
СССР и Министерства юстиции СССР.
Как назначали судей в ссср
О статусе судей в СССР
_______________________________________________________
Фактически утратил силу. См. Федеральный конституционный закон от 31.12.96 N 1-ФКЗ
«О судебной системе Российской Федерации»
______________________________________________________
РАЗДЕЛ I
Статья 1. Судьи и народные заседатели
1. Судьями и народными заседателями являются граждане СССР, избранные в установленном законом порядке в Верховный Суд СССР, Верховные Суды союзных республик, Верховные Суды автономных республик, краевые, областные, городские суды, суды автономных областей, суды автономных округов, районные (городские) народные суды, а также военные трибуналы в Вооруженных Силах СССР.
2. Судьи и народные заседатели ответственны перед избравшими их органами или избирателями и отчитываются перед ними.
3. Народные заседатели при осуществлении правосудия пользуются всеми правами судьи.
Статья 2. Требования, предъявляемые к судьям и народным заседателям
Судьи и народные заседатели должны неукоснительно соблюдать советские законы, использовать свои знания и опыт для выполнения возложенных на суды задач, быть достойными своего высокого звания.
РАЗДЕЛ II
ОСНОВНЫЕ ГАРАНТИИ НЕЗАВИСИМОСТИ СУДЕЙ И НАРОДНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ
Статья 3. Независимость судей и народных заседателей
1. Судьи и народные заседатели независимы и подчиняются только закону.
2. Независимость судей и народных заседателей обеспечивается установленными законом порядком их избрания и освобождения, неприкосновенностью судей и народных заседателей, строгой юридической процедурой осуществления правосудия, тайной совещания судей при вынесении решений и запрещением требовать ее разглашения, ответственностью за неуважение к суду или вмешательство в разрешение конкретных дел, созданием необходимых организационно-технических условий для деятельности судов, а также материальным и социальным обеспечением судей, соответствующим их высокому статусу.
Статья 4. Ответственность за неуважение к суду
Проявление неуважения к суду со стороны участвующих в деле лиц или граждан, присутствующих в судебном заседании, а равно совершение кем бы то ни было действий, свидетельствующих о явном пренебрежении к суду, влекут ответственность в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик.
Статья 5. Недопустимость вмешательства в разрешение судебных дел
1. Вмешательство в деятельность судей и народных заседателей по осуществлению правосудия запрещается.
2. Воздействие в какой бы то ни было форме на судей или народных заседателей с целью воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению конкретного дела либо добиться вынесения незаконного судебного решения влечет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик.
3. Средства массовой информации не вправе предрешать в своих сообщениях результаты судебного разбирательства по конкретному делу или иным образом воздействовать на суд до вступления решения или приговора в законную силу.
Статья 6. Неприкосновенность судей и народных заседателей
1. Судья, а также народный заседатель при исполнении им обязанностей в суде не может быть привлечен к уголовной ответственности или арестован без согласия:
4. Не допускается задержание, привод или применение мер административного взыскания в отношении судьи, а также народного заседателя при исполнении им обязанностей в суде.
Статья 7. Гарантии трудовых прав народных заседателей
Увольнение народных заседателей в период их полномочий по инициативе администрации или их перевод в порядке дисциплинарного взыскания на нижеоплачиваемую работу допускается, помимо соблюдения общего порядка, только с согласия трудового коллектива, избравшего народного заседателя.
РАЗДЕЛ III
ВЫБОРЫ СУДЕЙ И НАРОДНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ
Статья 8. Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи и народные заседатели
1. Народным судьей может быть избран гражданин СССР, достигший ко дню выборов 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее двух лет и сдавший квалификационный экзамен.
2. Судьями вышестоящих судов могут быть избраны граждане СССР, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет, в том числе, как правило, не менее двух лет в качестве судьи,
3. Судьей военного трибунала может быть избран гражданин СССР, достигший ко дню выборов 25 лет, состоящий на действительной военной службе, имеющий высшее юридическое образование и воинское звание офицерского состава. Лицо, впервые избираемое судьей военного трибунала, должно сдать квалификационный экзамен.
Статья 9. Подбор кандидатов в судьи
1. Подбор кандидатов в судьи осуществляется органами юстиции в соответствии с требованиями настоящего Закона на основе рекомендаций и учета мнения трудовых коллективов, в которых работают выдвигаемые кандидаты, и заключения квалификационной коллегии судей.
2. Лица, впервые рекомендуемые кандидатами в судьи, проходят профессиональную подготовку в случаях и порядке, определяемых Министерством юстиции СССР.
3. Представление кандидатов в народные судьи районных (городских) народных судов, судьи краевых, областных, городских судов, судов автономных областей, судов автономных округов, Верховных Судов автономных республик производится совместно Министерством юстиции и Верховным Судом союзной республики. Кандидаты в судьи Верховных Судов союзных республик представляются в порядке, установленном законодательством союзных республик, с учетом мнения Верховного Суда СССР и Министерства юстиции СССР.
Статья 10. Порядок выборов и сроки полномочий судей и народных заседателей
1. Народные судьи районных (городских) народных судов, судьи краевых, областных и городских судов избираются соответствующими вышестоящими Советами народных депутатов.
2. Судьи Верховного Суда СССР, Верховных Судов союзных и автономных республик, судов автономных областей и автономных округов избираются соответственно Верховным Советом СССР, Верховными Советами союзных и автономных республик, Советами народных депутатов автономных областей и автономных округов.
5. Судьи всех судов избираются сроком на десять лет. Народные заседатели всех судов избираются сроком на пять лет.
6. Если срок полномочий судей и народных заседателей истекает в период рассмотрения ими судебного дела, то их полномочия сохраняются до окончания разбирательства этого дела.
7. Народные заседатели призываются к исполнению своих обязанностей в судах в порядке очередности не более чем на две недели в году, кроме случаев, когда продление этого срока вызывается необходимостью закончить рассмотрение судебного дела, начатого с их участием.
Статья 11. Присяга судьи и народного заседателя
1. Впервые избранные судьи и народные заседатели приносят присягу.
РАЗДЕЛ IV
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУДЕЙ И НАРОДНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ
Статья 12. Права судей и народных заседателей
1. Судьи и народные заседатели обладают властными полномочиями, необходимыми для осуществления правосудия. Эти полномочия определяются законодательством Союза ССР и союзных республик.
2. Судья также имеет право:
требовать от должностных лиц и граждан исполнения своих распоряжений, связанных с осуществлением возложенных на него законом обязанностей;
вносить представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона или причин и условий, способствовавших совершению правонарушений;
запрашивать информацию от государственных и общественных органов, научных учреждений и информационных центров.
3. Государственные органы, общественные организации и должностные лица обязаны выполнять требования и распоряжения судей, связанные с осуществлением судебной деятельности, своевременно отвечать на их представления и запросы.
4. Судья может вносить на обсуждение конференции судей, а также непосредственно в Верховный Суд СССР или Верховный Суд союзной республики предложения о даче руководящих разъяснений по вопросам применения законодательства.
5. Народный заседатель, имеющий высшее юридическое образование, может замещать народного судью районного (городского) народного суда в случаях его длительного отсутствия.
Статья 13. Обязанности судей и народных заседателей
1. Судьи и народные заседатели при рассмотрении гражданских, уголовных дел и дел об административных правонарушениях обязаны точно исполнять требования законов, обеспечивать охрану прав и свобод граждан, их чести и достоинства, интересов общества, высокую культуру и воспитательное воздействие судебной деятельности, быть справедливыми и гуманными.
2. Судьи обязаны повышать уровень профессиональных знаний, изучать и обобщать судебную практику, участвовать в работе по правовому воспитанию граждан.
3. Судьи и народные заседатели при выполнении своих обязанностей в суде, а также во внеслужебных отношениях должны избегать всего, что могло бы умалить авторитет социалистического правосудия, достоинство советского судьи или вызвать сомнение в его объективности и беспристрастности.
4. Народные заседатели обязаны овладевать правовыми знаниями, готовиться к судебному разбирательству каждого дела, участвовать в работе по предупреждению правонарушений.
5. Судьи обязаны предварительно знакомить народных заседателей с делами, подлежащими рассмотрению, действующим законодательством и практикой его применения, оказывать иную помощь в осуществлении их полномочий.
6. Судьи и народные заседатели не вправе разглашать тайну совещания судей и сведения, полученные при проведении закрытых судебных заседаний.
7. Народные заседатели обязаны своевременно являться в суд для выполнения функций по осуществлению правосудия. Вызов народного заседателя в суд обязателен для администрации предприятия, учреждения, организации, где работает или учится народный заседатель.
РАЗДЕЛ V
КОНФЕРЕНЦИИ СУДЕЙ. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ КОЛЛЕГИИ СУДЕЙ
Статья 14. Конференции судей
1. Судьи судов союзной республики, не имеющей областного деления, автономной республики, края, области, города, автономной области, автономного округа ежегодно созываются на конференции.
2. Конференции судей обсуждают возникшие в судебной практике вопросы применения законодательства, обращаются в Верховный Суд СССР или Верховный Суд союзной республики с предложениями о даче руководящих разъяснений, либо о внесении представлений в порядке законодательной инициативы или о толковании законов. В случаях, предусмотренных статьей 15 настоящего Закона, конференции избирают квалификационные коллегии судей.
3. Порядок созыва и проведения конференции определяется законодательством союзных республик.
4. Порядок созыва и проведения конференций судей военных трибуналов, а также избрания квалификационных коллегий этих судей определяется Положением о военных трибуналах, утверждаемым законом СССР.
Статья 15. Квалификационные коллегии судей
1. Квалификационные коллегии судей создаются в целях обеспечения выдвижения на судебную работу достойных кандидатов и усиления гарантий независимости судей.
2. Квалификационные коллегии судей в автономных республиках, краях, областях, городах, автономных областях и автономных округах избираются конференциями судей из числа народных судей и членов соответствующих вышестоящих судов. Квалификационные коллегии судей в союзных республиках, не имеющих областного деления, избираются конференциями судей из числа народных судей и членов городских судов судьями этих судов. Народные судьи должны составлять не менее половины членов коллегии.
3. Квалификационные коллегии судей Верховного Суда СССР и Верховных Судов союзных республик избираются из числа членов соответствующих судов пленумами этих судов.
4. Количественный состав квалификационной коллегии судей определяется при ее избрании. Председатели судов и их заместители, за исключением председателей районных (городских) народных судов, в состав квалификационных коллегий не входят.
Народный судья
Полезное
Смотреть что такое «Народный судья» в других словарях:
Народный судья — У этого термина существуют и другие значения, см. Судья (значения). Народный судья судья низшего звена судебной системы СССР народного суда. На должность народного судьи мог быть избран гражданин СССР, достигший ко дню выборов 25 лет … Википедия
Судья (значения) — Судья многозначный термин. Входит в состав многих сложных терминов Судья человек, который высказывает мнение или суждение о чём либо, даёт оценку, ценитель, знаток, критик. Судья в праве должностное лицо государства, являющееся носителем судебной … Википедия
Судья РФ — Судья Российской Федерации это лицо, наделенное в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющий свои обязанности на профессиональной основе. На судей возлагается осуществление весьма ответственных обязанностей:… … Википедия
судья — сущ., м., ж., употр. часто Морфология: (нет) кого? судьи, кому? судье, (вижу) кого? судью, кем? судьёй, о ком? о судье; мн. кто? судьи, (нет) кого? судей и судей, кому? судьям, (вижу) кого? судей, кем? судьями, о ком? о судьях 1. Судьёй… … Толковый словарь Дмитриева
Народный комиссариат тяжёлой промышленности СССР — (Наркомат тяжёлой промышленности) один из центральных органов управления в СССР, действовавший с января 1932 до января 1939 года и контролировавший производство тяжёлой промышленности. Содержание 1 История 2 Руководство 3 … Википедия
СУДЬЯ — СУДЬЯ, судьи, мн. судьи (судьи устар), судей и (редк.) судей, судьям и (прост.). Судьям, муж. 1. Тот, кто судит, высказывает мнение, заключение по поводу чего нибудь, дает оценку кому чему нибудь. « А дамы?… Судьи всему везде, над ними нет… … Толковый словарь Ушакова
Народный комиссариат земледелия СССР — (Наркомзем СССР, НКЗ СССР) … Википедия
Народный комиссариат снабжения СССР — (сокращенно Наркомснаб) центральный орган государственного отраслевого управления, ведавший вопросами внутренней торговли. Постепенно в его ведение перешли отрасли пищевой промышленности. На Наркомснаб возлагались обязанности по… … Википедия