Как назанский характеризует армейскую жизнь

Поединок: образ и характеристика Назанского

В данном произведении А. И. Куприн постарался заострить внимание читателя на проблемах, глубоко волновавших его. Офицерский произвол и вседозволенность, жестокость и низость существующей царской армии. Образ и характеристика Назанского в повести Куприна «Поединок» является второстепенным, но не менее ярким, чем образ главного героя.

Василий Нилыч Назанский – спившийся офицер, наделенный незаурядным интеллектом и высокими духовными качествами. Сослуживец и близкий друг подпоручика Ромашова.

Внешность

Назанскому около 30 лет. Внешность его можно назвать привлекательной. Он похож на златокудрого ангела с голубыми, ясными глазами. Высокий, чистый лоб. Массивная, изящная голова. Красивая шея благородного рисунка. Все в нем говорило о его аристократическом происхождении. В нем чувствовалась порода, но присмотревшись к этому человеку повнимательнее, становилось понятно, что он страдает алкогольной зависимостью. Вся кажущаяся свежесть лишь напускное.

Образ и характеристика

Жил Назанский в нищете, так же как его друг Ромашов. Условия проживания даже хуже, чем у него. Деньги у него не водились, а если и появлялись, то он благополучно их пропивал.

Личная жизнь офицера не сложилась. Его роман с Шурочкой Николаевой закончился по причине его любви к выпивке. Эту встречу он не может забыть до сих пор, бережно храня и перечитывая по несколько раз в день письмо от нее. Сама она как-то призналась, что рассталась с ним по причине его слабохарактерности.

Только в пьяном угаре он ощущает себя счастливым и свободным человеком.

Назанский в душе философ. Он любит поразмышлять на досуге о возвышенном. О любви, о красоте, об отношении к человечеству, о природе, о Боге, поэзии. Теоретически он все понимает, со всем уже давно смирился, но на самом деле в его душе идет конфликт между миром внутренним и внешним.

Василий Нилыч человек умный. Он привык все анализировать, расставлять по полочкам каждую непонятную ему деталь. Одна беда, за своим анализированием происходящего он забывает про себя, про свою жизнь.

Все его страстные речи пропитаны злобой и желчью. Его не покидают мысли о необходимости борьбы против полицейского режима в стране. Он предчувствует неотвратимость глубоких социальных потрясений. Назанский ярый противник армейской службы. Он считает, что армия разрушает в человеке все хорошее, уничтожая его. Для него дико то, как позволяет себе обращаться с солдатами офицерский состав, издеваясь и унижая.

Источник

Назанский в повести «Поединок» Куприна: образ, характеристика

В данном произведении А. И. Куприн постарался заострить внимание читателя на проблемах, глубоко волновавших его. Офицерский произвол и вседозволенность, жестокость и низость существующей царской армии. Образ и характеристика Назанского в повести Куприна «Поединок» является второстепенным, но не менее ярким, чем образ главного героя.

Василий Нилыч Назанский

– спившийся офицер, наделенный незаурядным интеллектом и высокими духовными качествами. Сослуживец и близкий друг подпоручика Ромашова.

Внешность

Назанскому около 30 лет. Внешность его можно назвать привлекательной. Он похож на златокудрого ангела с голубыми, ясными глазами. Высокий, чистый лоб. Массивная, изящная голова. Красивая шея благородного рисунка. Все в нем говорило о его аристократическом происхождении. В нем чувствовалась порода, но присмотревшись к этому человеку повнимательнее, становилось понятно, что он страдает алкогольной зависимостью. Вся кажущаяся свежесть лишь напускное.

«…задумчивые, прекрасные голубые глаза…»

«…золотые волосы падали крупными цельными локонами вокруг его высокого, чистого лба…»

«…массивная и изящная голова, с обнаженной шеей благородного рисунка, была похожа на голову одного из трех греческих героев или мудрецов…»

«…цвет красивого, правильного лица поражал своим ровным, нежным, розовым тоном…»

Популярные сочинения

Образ и характеристика

Жил Назанский в нищете, так же как его друг Ромашов. Условия проживания даже хуже, чем у него. Деньги у него не водились, а если и появлялись, то он благополучно их пропивал.

Личная жизнь офицера не сложилась. Его роман с Шурочкой Николаевой закончился по причине его любви к выпивке. Эту встречу он не может забыть до сих пор, бережно храня и перечитывая по несколько раз в день письмо от нее. Сама она как-то призналась, что рассталась с ним по причине его слабохарактерности.

«Я встретился один-единственный раз в жизни с чудной, необыкновенной женщиной. Она разлюбила меня за то, что я пью…впрочем, я не знаю, может быть, я пью оттого, что она меня разлюбила…»

Только в пьяном угаре он ощущает себя счастливым и свободным человеком.

«Наступает для меня это время, которое они зовут таким жестоким именем…это время моей свободы…свободы духа, воли и ума…»

Назанский в душе философ. Он любит поразмышлять на досуге о возвышенном. О любви, о красоте, об отношении к человечеству, о природе, о Боге, поэзии. Теоретически он все понимает, со всем уже давно смирился, но на самом деле в его душе идет конфликт между миром внутренним и внешним.

Василий Нилыч человек умный. Он привык все анализировать, расставлять по полочкам каждую непонятную ему деталь. Одна беда, за своим анализированием происходящего он забывает про себя, про свою жизнь.

Все его страстные речи пропитаны злобой и желчью. Его не покидают мысли о необходимости борьбы против полицейского режима в стране. Он предчувствует неотвратимость глубоких социальных потрясений. Назанский ярый противник армейской службы. Он считает, что армия разрушает в человеке все хорошее, уничтожая его. Для него дико то, как позволяет себе обращаться с солдатами офицерский состав, издеваясь и унижая.

«Назанский в повести А. И. Куприна “Поединок”»

Повесть А. И. Куприна «Поединок» появилась в свет в 1905 году. Она сразу привлекла к себе всеобщее внимание и сделала знаменитым ее автора. Действительно, трудно назвать другое произведение, где с такой силой и мастерством показано состояние армии того времени и царящие в ней нравы. Материал для «Поединка» дала Куприну сама жизнь. Писатель учился в кадетском корпусе и в юнкерском училище, затем почти четыре года прослужил в армейском пехотном полку. Накопленные впечатления и легли в основу повести, позволили писателю правдиво изобразить картины провинциальной армейской жизни и создать целую галерею портретов офицеров и солдат.

У офицеров N-ского полка есть общие черты, обусловленные сходством службы, быта, условий жизни. Их повседневность складывается из присутствия на строевых занятиях и изучения воинских уставов, посещения офицерского собрания, выпивок в одиночку или в компании, связей с чужими женами, игры в карты.

Однако каждый из офицеров отличается своеобразием, какими-то своими, характерными чертами. Вот перед нами непритязательный, добродушный поручик Веткин. Он привык ни о чем не задумываться, жить будничной жизнью. Несмотря на свою относительную «безобидность», Веткин производит впечатление легкомысленного и недалекого человека. Ротный командир капитан Слива — тупой служака, «грубый и тяжелый осколок прежней, отошедшей в область предания, жестокой дисциплины» — не интересуется ничем, что выходит за пределы роты, строя и устава. Поэтому не удивительно, что во всем мире у него лишь две привязанности: «строевая красота своей роты и тихое, уединенное ежедневное пьянство по вечерам». Поручик Бек-Агамалов никак не может справиться со вспышками диких кровожадных инстинктов; капитан Осадчий прославился своей жестокостью. Он воспевает «свирепую беспощадную войну» и внушает «нечеловеческий трепет» своим подчиненным. Продолжают эту галерею портретов меланхоличный и пассивный штабс-капитан Лещенко, «способный одним своим видом навести тоску»; фат и пустышка Бобетинский, воображающий себя изящным великосветским человеком; «молодой старик», хлыщеватый поручик Олизар и многие другие. Искреннюю жалость вызывает нищий вдовый поручик Зегржт, которому не хватает крошечного жалованья, чтобы прокормить четверых детей.

Спасаясь от скуки и рутины, офицеры стараются придумать себе какое-нибудь занятие, средство уйти от тяжелой бессмыслицы военной службы. Так, подполковник Рафальский по прозвищу Брем отводит душу в домашнем зверинце. Среди товарищей он слывет «милым, славным чудаком, добрейшей душой». Но как-то раз «добрейший человек», взбешенный тем, что горнист из-за крайней усталости неверно выполнил его приказ, так ударил его, что солдат вместе с кровью выплюнул на землю выбитые зубы.

Истинным военным по призванию является капитан Стельковский. Он заботится о своих солдатах, у него лучшая рота в полку: «Люди в ней были все, как на подбор, сытые, бойкие, глядевшие осмысленно и смело в глаза всякому начальству… В роте у него не дрались и даже не ругались… его рота по великолепному внешнему виду и по выучке не уступила бы любой гвардейской части». Во время военного смотра капитан проявляет себя как отличный командир — находчивый, сообразительный и инициативный. Однако вне службы Стельковский не может похвалиться благородством и высокими душевными качествами: он совращает молоденьких крестьянских девушек, и это стало для него своеобразным развлечением.

Повесть «Поединок» раскрывает бесчеловечность, душевное опустошение людей в условиях армейской жизни, измельчание и опошление их.

Армейской среде с ее косной офицерской кастой и доводимыми до одурения солдатами противопоставляются подпоручик Ромашов и его старший друг офицер Назанский. Эти герои олицетворяют гуманистическое начало в повести.

Ф. Левин отмечает, что многие критики и историки литературы считают, что в Ромашове много автобиографических черт Куприна: «Как и сам писатель, Ромашов происходит из города Наровчата Пензенской губернии, у него есть только мать, отца он не помнит, детство его прошло в Москве, учился он в кадетском корпусе, а затем в военном училище. Все это совпадает с обстоятельствами жизни Куприна».

Для читателя Ромашов прежде всего обаятельный молодой человек, привлекающий своим благородством и душевной чистотой. Однако именно из-за этих качеств Ромашову трудно ужиться в армейской среде. Он добр и простодушен, обладает ярким воображением, детской мечтательностью. Окружают же его в большинстве своем опустившиеся порочные люди, которые разучились мыслить. Не удивительно, что Ромашов чувствует себя чужим и одиноким среди них: «Уже не в первый раз за полтора года своей офицерской службы испытывал он это мучительное сознание своего одиночества и затерянности среди чужих, недоброжелательных или равнодушных людей…» Ему не по душе грубые армейские привычки, карты, попойки, пошлые связи, издевательства над солдатами.

Особую симпатию читателей вызывает его отзывчивость, сострадание к чужому несчастью. Так, Ромашов вступается за татарина Шарафутдинова, который почти не понимает по-русски и никак не может уразуметь, чего от него хочет полковник. Он удерживает от самоубийства солдата Хлебникова, доведенного до отчаяния издевательствами и побоями. Ромашов, в отличие от других офицеров полка, понимает, что «серые Хлебниковы с их однообразно-покорными и обессмысленными лицами — на самом деле живые люди, а не механические величины…»

Человечность подпоручика сказывается и во многом другом: в обсуждении офицерских расправ со «шпаками», в том, как он относится к своему денщику черемису Гайнану и, между прочим, к его языческим верованиям, в том, как Ромашов, рискуя жизнью, остался один перед обезумевшим Бек-Агамаловым и защитил от него женщину, в том, как мучительно тяготился Ромашов пошлым романом с Раисой Петерсон, в том, наконец, как чисто и самоотверженно полюбил он Александру Петровну.

Создавая образы героев повести, Куприн проявляет поразительную наблюдательность в описании бытовых подробностей, незаметных, но важных мелочей. Он умеет метким словом так охарактеризовать человека, что сразу его представляешь. Например, Ромашов имеет наивную юношескую привычку думать о себе в третьем лице словами романов, которых он успел начитаться. И вот перед нами как живой возникает образ молодого человека, немного смешного, впечатлительного и неуверенного в себе, который хочет казаться значительным.

Особое место среди героев «Поединка» занимает Назанский. Это наименее жизненный персонаж повести. По-видимому, писатель вводит его для выражения своих заветных мыслей и мировоззренческих взглядов. Казалось бы, почему их нельзя вложить в уста такого прекрасного человека, как Ромашов? Я думаю, что Куприн считал подпоручика слишком молодым и недостаточно образованным, чтобы стать выразителем такой философии. Вместе с тем Назанский удачно дополняет образ Ромашова.

Поэтому не удивительно, что Назанский чувствует себя счастливым и свободным только в пьяном угаре, когда наступает очередной запой. «И вот наступает для меня это время, которое они зовут таким жестоким именем, — делится он с Ромашовым. — Это время моей свободы …свободы духа, воли и ума. Я живу тогда, может быть, странной, но глубокой, чудесной внутренней жизнью. Такой полной жизнью!»

Но, несмотря ни на что, Назанский обладает огромным жизнелюбием. Куприн передал ему свое восхищение жизнью, свое преклонение перед ее радостью и красотой. «А посмотрите, нет, посмотрите только, как прекрасна, как обольстительна жизнь! — воскликнул Назанский, широко простирая вокруг себя руки. — О радость, о божественная красота жизни! Герой Куприна искренне убежден в том, что будет прославлять прелесть жизни даже в самые страшные минуты, даже если он попадет под поезд и его внутренности «смешаются с песком и намотаются на колеса». Это жизнелюбие, полное ощущения радости и красоты были присущи и мировосприятию писателя. Столь же близки ему и вдохновенные слова о любви к женщине, которые произносит Назанский. По его мнению, любовь — самое прекрасное и удивительное чувство, даже если она не разделена. Василий Нилович говорит о счастье хоть раз в год случайно увидеть любимую женщину, целовать следы ее ног, раз в жизни коснуться ее платья. Он воспевает готовность отдать за нее, «за ее каприз, за ее мужа, за любовника, за ее любимую собачонку» и жизнь, и честь, «и все, что только возможно отдать!» Взволнованный Ромашов всей душой принимает эти слова, потому что именно так любит он Александру Петровну.

По моему мнению, в такой позиции персонажа чувствуется влияние теории сверхчеловека, сильной личности в духе философии Ницше. Эта теория была очень популярна в начале XX века. По-видимому, не избежал этого увлечения и А. И. Куприн.

Хотя Ромашов восторженно слушает откровения Назанского и даже хочет назвать собеседника учителем, ему чуждо ницшеанское презрение к слабому. Достаточно вспомнить, как бережно он относится к Хлебникову, как добр к Гайнану. Несмотря на ум и блеск Назанского, я нахожу Ромашова гораздо более благородным, по-человечески более привлекательным. По-видимому, образом подпоручика Куприн хотел подчеркнуть мысль о том, что честный и порядочный человек всегда выше, всегда остается победителем в духовном плане.

Комната у Назанского была еще беднее, чем у Ромашова. Вдоль стены у окна стояла узенькая, низкая, вся вогнувшаяся дугой кровать, такая тощая, точно на ее железках лежало всего одно только розовое пикейное одеяло; у другой стены — простой некрашеный стол и две грубых табуретки. В одном из углов комнаты был плотно пригнан, на манер кивота, узенький деревянный поставец. В ногах кровати помещался кожаный рыжий чемодан, весь облепленный железнодорожными бумажками. Кроме этих предметов, не считая лампы на столе, в комнате не было больше ни одной вещи.

— Здравствуйте, мой дорогой, — сказал Назанский, крепко пожимая и встряхивая руку Ромашова и глядя ему прямо в глаза задумчивыми, прекрасными голубыми глазами. — Садитесь-ка вот здесь, на кровать. Вы слышали, что я подал рапорт о болезни?

— Да. Мне сейчас об этом говорил Николаев.

Опять Ромашову вспомнились ужасные слова денщика Степана, и лицо его страдальчески сморщилось.

— А! Вы были у Николаевых? — вдруг с живостью и с видимым интересом спросил Назанский. — Вы часто бываете у них?

Какой-то смутный инстинкт осторожности, вызванный необычным тоном этого вопроса, заставил Ромашова солгать, и он ответил небрежно:

— Нет, совсем не часто. Так, случайно зашел.

Назанский, ходивший взад и вперед по комнате, остановился около поставца и отворил его. Там на полке стоял графин с водкой и лежало яблоко, разрезанное аккуратными, тонкими ломтями. Стоя спиной к гостю, он торопливо налил себе рюмку и выпил. Ромашов видел, как конвульсивно содрогнулась его спина под тонкой полотняной рубашкой.

— Не хотите ли? — предложил Назанский, указывая на поставец. — Закуска небогатая, но, если голодны, можно соорудить яичницу. Можно воздействовать на Адама, ветхого человека.

Назанский прошелся по комнате, засунув руки в карманы. Сделав два конца, он заговорил, точно продолжая только что прерванную беседу:

— Да. Так вот я все хожу и все думаю. И, знаете, Ромашов, я счастлив. В полку завтра все скажут, что у меня запой. А что ж, это, пожалуй, и верно, только это не совсем так. Я теперь счастлив, а вовсе не болен и не страдаю. В обыкновенное время мой ум и моя воля подавлены. Я сливаюсь тогда с голодной, трусливой серединой и бываю пошл, скучен самому себе, благоразумен и рассудителен. Я ненавижу, например, военную службу, но служу. Почему я служу? Да черт его знает почему! Потому что мне с детства твердили и теперь все кругом говорят, что самое главное в жизни — это служить и быть сытым и хорошо одетым. А философия, говорят они, это чепуха, это хорошо тому, кому нечего делать, кому маменька оставила наследство. И вот я делаю вещи, к которым у меня совершенно не лежит душа, исполняю ради животного страха жизни приказания, которые мне кажутся порой жестокими, а порой бессмысленными. Мое существование однообразно, как забор, и серо, как солдатское сукно. Я не смею задуматься, — не говорю о том, чтобы рассуждать вслух, — о любви, о красоте, о моих отношениях к человечеству, о природе, о равенстве и счастии людей, о поэзии, о боге. Они смеются: ха-ха-ха, это все философия. Смешно, и дико, и непозволительно думать офицеру армейской пехоты о возвышенных материях. Это философия, черт возьми, следовательно — чепуха, праздная и нелепая болтовня.

— Но это — главное в жизни, — задумчиво произнес Ромашов.

— И вот наступает для меня это время, которое они зовут таким жестоким именем, — продолжал, не слушая его, Назанский. Он все ходил взад и вперед и по временам делал убедительные жесты, обращаясь, впрочем, не к Ромашову, а к двум противоположным углам, до которых по очереди доходил. — Это время моей свободы, Ромашов, свободы духа, воли и ума! Я живу тогда, может быть, странной, но глубокой, чудесной внутренней жизнью. Такой полной жизнью! Все, что я видел, о чем читал или слышал, — все оживляется во мне, все приобретает необычайно яркий свет и глубокий, бездонный смысл. Тогда память моя — точно музей редких откровений. Понимаете — я Ротшильд! Беру первое, что мне попадается, и размышляю о нем, долго, проникновенно, с наслаждением. О лицах, о встречах, о характерах, о книгах, о женщинах — ах, особенно о женщинах и о женской любви. Иногда я думаю об ушедших великих людях, о мучениках науки, о мудрецах и героях и об их удивительных словах. Я не верю в бога, Ромашов, но иногда я думаю о святых угодниках, подвижниках и страстотерпцах и возобновляю в памяти каноны и умилительные акафисты. Я ведь, дорогой мой, в бурсе учился, и память у меня чудовищная. Думаю я обо всем об этом, и случается, так вдруг иногда горячо прочувствую чужую радость, или чужую скорбь, или бессмертную красоту какого-нибудь поступка, что хожу вот так, один… и плачу, — страстно, жарко плачу…

Ромашов потихоньку встал с кровати и сел с ногами на открытое окно, так что его спина и его подошвы упирались в противоположные косяки рамы. Отсюда, из освещенной комнаты, ночь казалась еще темнее, еще глубже, еще таинственнее. Теплый, порывистый, но беззвучный ветер шевелил внизу, под окном черные листья каких-то низеньких кустов. И в этом мягком воздухе, полном странных весенних ароматов, в этой тишине, темноте, в этих преувеличенно ярких и точно теплых звездах — чувствовалось тайное и страстное брожение, угадывалась жажда материнства и расточительное сладострастие земли, растений, деревьев — целого мира.

Краткое содержание рассказа Поединок по главам

Глава 1

Глава 2

Ромашов решает прогуляться. Его так и тянет на вокзал. Это единственное место в городе, где можно увидеть «красивую» жизнь. Он вспоминает одетых красиво и дорого дам и господ, что выходят на станции, ожидая отправления поезда. Потом он обращает внимание на свои галоши и вспоминает, как однажды был осмеян одной из таких пар. Ему становится стыдно за свой вид, и он решает не идти. Он предается мечтаниям о том, как сможет отправиться на войну, и станет героем.

Глава 3

Вернувшись домой, его гнетет обстановка в доме. У офицеров была привычка обучать денщиков разным странным привычкам. Ромашов смотрит по сторонам, он помнит, как приехал на место службы, лелея мечты само образовываться, а потом поступить в академию. Но ничего не было сделано. Тут ему передали письмо от Раисы Петерсон, с которой он вступил в связь, несмотря на то, что она была замужем. После этого письма, ему становится еще более тошно, и он решает пройтись до Николаевых. Особенно он хочет увидеть Шурочку, она супруга его сослуживца. Он в нее безответно влюблен.

Глава 4

Направившись к дому Николаевых, он немного припозднился и не знает, стоит ли входить. Ромашов следил в окна за Шурочкой, пока она его не увидела, тогда он вошел в дом. Его явно не ждали. Пока Николаев учился, супруга его вязала крючком. Ромашов рад только находиться рядом. Разговор заходит на тему поступления Николаева в академию, он уже 2 раза провалился, это 3 – последняя возможность. Шурочка очень хочет уехать из этого городка, и прикладывает все усилия для подготовки супруга. Но, по сути, к поступлению готова она, а не муж. Так Ромашов засиживается более чем положено, и уходит сконфуженным, когда на это ему намекает хозяйка дома.

Глава 5

Не желая сидеть дома, Юрий решает отправиться к приятелю, Назанскому. Тот рассказывает Ромашову, что он влюблен и показывает письмо. Оказывается, что автором письма является Шурочка. Тогда он решается намекнуть товарищу, что они оба влюблены в одну женщину. После этого наступает неловкое молчание и приятели расходятся. Дома Юрия Алексеевича застает письмо от Раисы, которая угрожает ему, если он решит ее бросить.

Глава 6

На следующий день начинается домашний арест Ромашова. Все ему не в радость. Вроде бы он свободен, может делать все что хочет, но выйти никак нельзя, а нестерпимо хочется. Ни куда-то в определенное место, а просто прогуляться. Вспоминает, как в детстве его оставляла дома одного мама, привязав к кровати ниточкой. Мысли его полны размышлениями о себе, о будущем. Тут к его окнам подходят Николаевы. Шурочка передает Ромашову выпечку, а муж ее подгоняет, чтобы они быстрее ушли. Шурочка приглашает его на ужин и уходит. Затем возвращается и говорит, что он в ее глазах лишь друг, и как мужчину она его не воспринимает.

Глава 7

Ромашова вызывают к полковнику Шульговичу. Он начинает настоящую тираду. Он долго песочит молодого офицера за нарушение дисциплины в доверенной ему полуроте. В какой-то момент он видит, что молодой человек доведен и предлагает ему присесть. Так Ромашов остается на обед у полковника. Вечером он возвращается к себе и достает толстую тетрадь и пишет до глубокой ночи. Это уже третья повесть Юрия. Он стыдится своей работы, и ни за что никому не признается, что пишет.

Глава 8

Домашний арест не освобождает от посещения общественных мест сбора офицеров. Придя на собрание, он встречает Лещенко. Тот просит у Юрия, раз он отвечает за танцы, чтобы его супруга как можно больше танцевала. Вечером на балу, он видит Раису. Он очень надеется, что она его не видела и ищет возможность передать свои обязанности кому-нибудь другому. Так он уговаривает Бобентинского, в сопровождении, которого он отправляется в столовую. Там их и застает Раиса. Намекнув, что пора начинать танцы, она была выведена Бобетинским за руку из столовой.

Глава 9

Ромашов наблюдает за танцующими парами в зале. Он видит Раису и понимает, что испытывает отвращение по отношению к ней, женщина же все воспринимает иначе. После танца она находит Юрия Алексеевича и между ними завязывается спор. Раиса начинает ругать Ромашова за то что он ей не ответил. Она ревнует его к Шурочке и начинает говорить гадости в ее адрес. На просьбу Ромашова остановится, она начинает еще больше ругать ее. Спор продолжается, Раиса говорит о том, что она не остановится все так. Все заканчивается тем, что Юрий признается, что не любит ее. Он также уверен в том, что и она его не любит, и хочет закончить эти отношения. Тут к ним подходит муж Раисы. Ему показалось, что двое ругались, но супруга его успокаивает тем, что Ромашов просто много философствует и ничего серьезного не происходит. Ромашов еще больше презирает Раису. В оставшуюся часть вечера он размышляет о своей жизни, он ощущает, что у него нет близкого человека, с кем поговорить.

Глава 10

В полку, что служил Ромашов, снова начались занятия. Так вышло, что ротный командир, капитан Слива, был человеком не приятным, во многом негативным. Ромашов часто выслушивал в свой адрес унизительных высказываний от этого человека. Так вышло, что служил у них солдат Хлебников, который был главным посмешищем в роте. Он был небольшого роста, худым, словно замеченный жизнью. Не известно, как он попал в армию. Он не смог выполнить задание. Когда офицер хотел его ударить, Ромашов остановил его. После занятий Слива и другие стали обсуждать, как наказывали офицеры солдат при помощи физической силы. Не удержавшись, Ромашов высказался, что это бесчестно и не правильно.

Глава 11

Продолжается бесполезное обучение. Ромашова тяготит, что все неизменно, ничего не меняется. Он чувствует, что тонет в этом болоте, но не знает выхода из него. Он решает отправиться в питейное заведение с Веткиным, где напивается. Он жалуется товарищу на пустоту, что внутри него, про неразделенную любовь. Но не находит в товарище понимания. Так он напивается до беспамятства, и совсем не помнит, как попал домой и лег спать.

Глава 12

23 апреля Ромашов получает письмо от Шурочки. Она зовет его пикник. Юрий Алексеевич находится в нужде. Кредиты для него везде закрыты. Он начинает мысленно перечислять в голове всех кто ему может дать денег, но один за другим варианты отпадают. Так он решается одолжить денег у полковника Рафальского. Получив 10 рублей, он счастливый возможности увидеть Шурочку бежит покупать подарок.

Глава 13

Ромашов полный радости достигает дома Николаевых, но уже у дома чувствует, что что-то не так. Он вспоминает строку из письма «не смотря ни на что». Он начинает догадываться, что Николаев испытывает к нему антипатию. Увидев Шурочку, он вручает ей подарок, духи. Он хочет у нее уточнить, но та уходит от ответа. Везде суета. Встретившись с супругом Шурочки, Ромашов убеждается в верности своих суждений, подозревая, что тот догадался об его чувствах к Шурочке. Все отправляются на пикник.

Глава 14

Пикник выходит не столь веселым, как беспорядочным и крайне шумным. Удачная случайность позволяет Юрию Алексеевичу и Шурочке столкнуть в роще. Эта встреча способствует их сближению. Женщина признается, что ей нравится Ромашов, но он не соответствует тому, что ей нужно. Он не устоялся в жизни и не стремится что-то изменить, а Александра не желает оставаться жить в этом городе. Шурочка признается, что муж стал негативно относиться к его посещениям их семьи и ревнует супругу к нему. Причиной всему служат письма, которые приходят регулярно. Там говорится о связи между Александрой и Юрием. Становится, очевидно, что это дело рук разъяренной, оскорбленной отказом Ромашовым, Раисы.

Глава 15

Продолжается обучение, новый смотр. Полк активно готовится, это все изрядно изнуряет личный состав. Некрасивое по отношению к солдатам поведение продолжается. Офицеры становятся все злее и агрессивнее. Ромашов, не находя в себе силы пресекать это, и не обращать на это внимание, все реже появляется на обучение. В итоге это сказалось плохо на его работе. Когда в середине мая проходит смотр, Юрий Алексеевич совершает ошибку. Недостаточное количество тренировок приводит к тому, что он сбивается с ритма и плохо понимает структуру строя, из-за чего его полурота выбивается из строя. За этим следует наказание: очередной строгий выговор и неделя гауптвахты. Ромашов снова впадает в отчаяние. Его мысли все чаще возвращаются к идее самоубийства.

Глава 16

Ромашов, возвращаясь к дому еще из далека увидел Николаева. Между ними происходит тяжелый разговор. Юрий Алексеевич рассказывает, что предполагает кто может быть автором писем, и обещает впредь больше у Николаевых не бывать, встреч с Шурочкой не иметь. После они расходятся. Ромашов возвращается к себе, но он не может сидеть в четырех стенах и отправляется гулять. Все его мысли обращены к его жизни, он ощущает себя одиноким и брошенным. Когда он сидит в поле, он видит серую фигуру Хлебникова. Его сильно избили, он морально вымотан. Ромашов чувствует в Хлебникове того человека, что может его понять. Он как может помогает солдату, и отправляется к себе.

Глава 17

В душе Ромашов произошел переломный момент. Для себя он решил, что жить такой жизнью он не собирается. Ему необходимо отслужить в армии 3 обязательных года, после окончания военного училища. После он уволится в запас. Он осознал, что в мире есть множество профессий, которым бы он мог себя посвятить. Он знакомится ближе с Хлебниковым, его историей. Он как может, помогает этому несчастному человеку. Другие начинают замечать его особое отношение к солдату, и подтрунивают над ним. Иногда он проходит миом окон Шурочки. Однажды, когда Николаева вызвали на собрание, он долго стоял под открытыми окнами Александры, а после получил от нее записку с просьбой перестать так делать

Глава 18

Глава 19

Гулянка продолжается. Все продолжают кутить, только Бек-Агамалов сердит и сдержанно посапывает. Ромашов встречает Николаева, но тот нарочно отворачивается, чтобы не подать ему руки. Между Николаевым и Ромашовым возникает спор, который в последствие перерастает в драку. Их разнимают. Присутствующие напуганы ходом событий, а Лех обещает подать рапорт о случившемся инциденте.

Глава 20

Утром Ромашов обязан явиться на ковер. От него требуют объяснений по поводу случившейся драки. Весть о том, что произошло ночью, пронеслась у же по всему городку и стала главной сплетней. Суд обязывает Николаева и Ромашова участвовать в дуэли, которые были разрешены в то время на государственном уровне. Единственное условие отказа от дуэли, если они подадут в отставку, но ни один из них пойти на это по понятным причинам не может.

Глава 21

Ища помощи и поддержки, Ромашов обращается к Назанскому. Он рассказывает приятелю все. Назанский пытается уговорить Юрия Алексеевича от дуэли, приводя много аргументов в пользу этого. Ромашов согласен с товарищем. Он решает, что необходимо подать в отставку. Он не хочет, чтобы пролилась чья-то кровь.

Глава 22

Глава 23

Эта история о человеке, который попав в трясину, ощущая одиночество и не зная, что ему делать, все-таки находит выход. Он уже строит планы, как обустроить свою жизнь. Любовь, которая была для него единственным лучом надежды, стала тем, что его и погубило. Доверившись женщине, что казалась ему единственной родственной душой, он был погублен. Поступил бы он иначе, зная, что все для него обернется именно так? Возможно, нет. Ему, мечтателю по натуре, было сложно видеть всю грязь реальности. По сути, Ромашов проиграл суровой действительности, об которую разбились его мечты.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *