Как наверстать упущенное в школе
5 советов, как наверстать упущенные знания
В школе мы дружно отсиживались на задних партах, а тысячи вопросов о мироздании все равно остались. Как восполнить пробелы?
По неясным причинам в школе нам было скучно читать учебники по различным «лишним» предметам: «Я будущий экономист, зачем мне это?». Отчасти, ты будешь прав, что это действительно тебе не нужно на ЕГЭ, но, согласись, лучше знать, чем не знать.
Будучи взрослыми, мы жадно впитываем книги о Вселенной, микробах, животных, анатомии и т.д., потому что мы выросли, а вопросы остались. Чем раньше мы начнем восполнять пробелы, тем лучше – все накопленные знания всегда понадобятся. Например, кто знал, что уроки каллиграфии приведут Стива Джобса к всемирной известности? Никогда не поздно начать. Начинай сейчас.
Мы попытались тебе убедить, что нагонять упущенные знания стоит, а теперь предлагаем пару книг, которые просто must read.
1. Краткая история времени. Стивен Хокинг
Без лишних слов стоит сказать, что эта книга просто гениальна! После прочтения этой книги, захочется забронировать билет на ракету и улететь. Разве не кажется заманчивым теория струн, черные дыры, пространственно-временной контекст и многое другое? Прочитав книгу, можно идти на просмотр «Интерстеллар» и грамотно комментировать каждый момент. Эта книга даже не о космосе, а о магии и волшебстве, которое происходит у нас над головами.
2. Смотри, что у тебя внутри. Роб Найт
А ты знал, что количество клеток микробов превышает клетки человека в 10 раз? Гастриты, депрессии, аллергии – все это результат работы твоих микробов. Глупо ничего не знать о них, верно? Когда читаешь эту книгу, то чувствуешь себя маленьким ребенком, который от удивления постоянно открывает рот и бормочет: «Не может быть…». Знал ли ты, что диабет, артрит и депрессия очень часто вызваны тем, что… ты мало общался в детстве с животными и что, скорее всего, не было лета у бабушки, где большинство детей садят цветочки, едят вишню с дерева и бегают босиком по деревне. Эти и другие секреты наших сожителей можно найти в этой книге.
3. Google Cultural Institute
Да, на книгу это не смахивает, но это ресурс художественной феерии. За час можно посетить любой музей! Прямо сейчас я шагаю по музею Гуггенхайм. А сейчас я в Португалии любуюсь местным street art-ом.
4. Мост через бездну. Паола Волкова
Экскурс в историю и искусство. Всего в этой серии 6 книг, каждая рассказывает о своем временном отрезке. Некоторые ругают госпожу Волкову за то, что повествование немного хаотично (оно и ясно: Паола Волкова прирожденный лектор, который захватывающе рассказывает обо всем), но обвинить ее в скучном изложении невозможно. Для тех, кому курс МХК показался поверхностным и слишком быстрым.
5. Легенды и мифы Древней Греции. Николай Кун
Основы основ. После прочтения этой книги мультфильм «Геркулес» становится интересней, начинаешь правильно использовать выражения «кануть в Лету», «медуза Горгона», «сизифов труд», «колесо Фортуны», «яблоко раздора» и многие другие. «Легенды и мифы Древней Греции» – это невероятная кладезь для искусствоведов, языковедов, да и просто умных людей (и для тех, кто хочет стать таковыми).
Развивайся и отвечай на свои вопросы – умным быть всегда модно!
Наверстать Упущенное В Учебе
После невероятно разочаровывающего года вы можете задаться вопросом о долгосрочном влиянии на обучение вашего ребенка. Но эксперты говорят, что стоит смотреть на вещи в перспективе и что есть способы поддержать учеников (без необходимости контролировать классную работу).
Когда школы распахивают свои двери, а дети возвращаются к решению словесных задач и математических уравнений, у большинства родителей возникает вопрос: готовы ли они к учебе?
Вполне понятно, что ваш ребенок не узнал столько, сколько должен был узнать в прошлом году. В нашем опросе по возвращению в школу в 2021 году 36 процентов родителей выразили обеспокоенность тем, что их ребенок не оправдает ожиданий в этом году. А неравенство по всей стране было разительным: одни дети были в классе весь год, в то время как другие получали мало живого обучения и не имели доступа к технологиям. Третьи теряли близких, страдали от нехватки жилья или продовольствия, боролись с тревогой или депрессией.
Согласно отчету консалтинговой фирмы, к концу июня 2021 года ученики в среднем теряли от пяти до девяти месяцев обучения. А исследования, показывают, что долгосрочные последствия потери знаний в результате закрытия школ для экономики, включая снижение производительности и заработной платы, приведут к сокращению ВВП на 3,6 процента в 2050 году.
Но, несмотря на такие прогнозы, многие педагоги на местах настроены более оптимистично. Школьники, особенно те, кто учится в третьем-пятом классах, отстают по математике, но, не плохо читают. Особенно в начальной школе у детей есть время, чтобы освоить основы чтения и математики, говорит вице-президент по образованию. Поскольку математика, как правило, строится последовательно, например построение графиков или вычитание трехзначных чисел — в прошлом году действительно меньше времени уделялось, но у детей будет возможность пересмотреть материал в этом году и заполнить пробелы по мере обучения в школе.
Учителя говорят, что третий класс — это особенно важный год. К концу третьего класса дети уже не учатся читать, а читают, чтобы учиться. Учащиеся должны уметь осмысливать информацию из учебников и решать словесные задачи. Так что родители третьеклассников и четвероклассников могут захотеть быть особенно бдительными. Гарвардской высшей школы образования.
Приготовься к новому учебному году.
Прежде всего, важно, чтобы возвращающиеся ученики думали о школе как о позитивном, гостеприимном месте. «Во время пандемии некоторые дети стали изолированными и оторванными от школы», — говорят учителя, — «Мы хотим быть уверенными, что они восстановят связь с учебной средой, которая будет способствовать долгосрочному успеху.»
Думайте о новом учебном году так, как будто вы везете своего ребенка в чужую страну — такую, в которой он никогда не был или не бывал уже давно, — предлагают лучшие преподаватели. «Учащиеся должны снова выучить язык школы.» Вы можете установить — или восстановить — распорядок, например выделить определенное время и место для выполнения домашних заданий и чтения.
Эти шаги не только сгладят переход ребенка обратно к школьному периоду, но и создадут прочную основу для обучения и наверстывания упущенного. «Быть хорошим учеником — это больше, чем просто уметь считать дроби», — говорит учитель Марина Ивановна из начальной школы в Санкт-Петербурге. — Речь идет об организаторских навыках, навыках тайм-менеджмента и самомотивации.»
Дайте время освоиться.
Учащимся, особенно младшим, придется заново изучать основы поведения в классе, от поднятия руки на уроке до совместной работы со сверстниками над проектами в малых группах. Дети, которые лишь немного отстали в прошлом году, скорее всего, быстро нагонят материал.
В течение первых нескольких недель учителя, скорее всего, проведут оценку, чтобы определить, соответствует ли ребенок знаниям класса. Тесты помогают учителям увидеть, что большинство учеников в классе узнали и запомнили в прошлом году, а также выявляют отдельных учеников, которые нуждаются в дополнительных занятиях, говорит директор одной из младших школ Москвы.
Поделитесь информацией с учителем.
Как только начнется учебный год, вы сможете наблюдать и собирать больше информации для учителя. Может ли ребенок самостоятельно сделать домашнее задание? Если он с трудом читают, какие слова заставляют спотыкаться? Какие слова он неправильно произносит? Какие книги он предпочитает? Вы можете обсудить эту информацию во время родительского собрания, но если у вас есть проблемы, и учитель не связывался с вами в течение нескольких месяцев, не стесняйтесь обращаться.
Разработайте план вместе.
Сейчас, как никогда, родителям и учителям приходится работать рука об руку, говорит доктор Вассерман. Учителя должны информировать родителей о своих планах уроков и о том, как они могут поддерживать учебную программу дома. Во время пандемии Кристина Шамаева, мама 7-летнего ребенка в Екатеринбурге, регулярно посещала родительские собрания — онлайн, проводимые учителями первого класса. Это помогло ей понять, чему он учится и как она может ему помочь. «Они делили экран и говорили:» Вот упражнение, которое вы можете сделать, вот математическая игра, в которую вы можете играть», — говорит она.
Вы должны понимать, что такого рода партнерство очень полезно для всех. Речь идет не столько о покупке книг или рабочих тетрадей для ребенка, сколько о том, как закрепить то, что он изучает в классе. Например, учителя подчеркивают, что это не ваша работа — обучать ребенка переходить с одного уровня чтения на другой. Скорее, вы должны читать им и поощрять их в чтении книг на своем уровне и давать книги, которые им нравятся. Прослушивание аудиокниг, обмен шутками или выпечка — это несколько способов проверить и попрактиковаться в чтении и математике дома, говорит Настя. Особенно для детей, которые только немного отстают, это укрепит их уверенность и подготовит их к следующим шагам в обучении.
Подумайте об использовании репетитора.
Не все родители могут позволить себе пользоваться услугами частных репетиторов. Но если ваш учитель предлагает это, знайте, что индивидуальное обучение является одним из самых эффективных инструментов помощи отстающим ученикам. Спросите, предоставляет ли ваша школа групповое или даже индивидуальное обучение со специалистом, которое школы могут предложить. И это позволит им сосредоточиться на построении конкретных навыков, которые они пропустили..
Нужно понимать общую картину
Как бы сильно Валентина Петрова не переживала, что ее третьеклассник отстал по математике в прошлом году, она была еще больше обеспокоена тем, что он упускает возможность общаться с другими учениками и заводить новых друзей. — Школа-это больше, чем просто учеба, — говорит она.
Теперь, когда дети вернулись в школу, они наслаждаются общением со сверстниками, учиться по очереди, выступать перед аудиторией и работать вместе над проектом—все это теперь возможно, потому что они вместе. «Мы собрались вместе как сообщество и пережили пандемию, которая случается раз в столетие», — говорит доктор Федоров. — Давайте отпразднуем все, что мы пережили, и поддержим тех, кто больше всего нуждается в помощи.»
Если у вашего ребенка уже были проблемы с учебой
Учащиеся с ограниченными возможностями в обучении непропорционально сильно пострадали от пандемии. Большинство школ изо всех сил пытались предложить услуги поддержки в течение прошлого года. Теперь, когда ученики вернулись в школу, это возможность пересмотреть индивидуальную образовательную программу вашего ребенка — и работать с их учителями и специалистами.
Ожидается, что приток федерального финансирования предоставит школам больше ресурсов, и некоторые из них, возможно, уже начали использовать его, предлагая летнюю школу. «Это то, что необходимо школьникам для процветания и что непосредственно влияет на них как внутри, так и за пределами класса.»
Как взрослому человеку наверстать упущенную школьную программу
Вам поможет постановка навыков ускоренного обучения и совершенствование психических процессов. Что для этого нужно знать, мы описали в статье “Основные принципы постановки любого навыка”.
Часто бывает, что мы забываем многое со школы. Восстановить пробелы можно, прокачав свою память, внимание, чтение и навыки работы с большим объемом информации. Чтобы заниматься в своем темпе, я бы посоветовал соответствующие онлайн-курсы, которые помогут прокачать интеллект и комплексно решить проблему. Здесь расскажем о нескольких отличных приемах, которыми рекомендуем пользоваться.
Первый – карточки. Это инструмент, помогающий держать в долговременной памяти фактическую информацию. Карточка – это листочек из плотной бумаги размером с визитку. Не помните даты истории, формулы математики, физики и химии, термины из биологии и т.д? Все эти знания можно уместить и освежить на карточках. Для этого с одной стороны карточки нужно написать фактические данные, которые хотите запомнить, а с другой – их значение (например, с одной стороны – 1380 год, а с другой – Куликовская битва). Подробный алгоритм дальнейшей работы с карточками вы найдете в этом видео:
Второй хороший прием – майнд-карты. Он позволяет запоминать большой объем информации, закодированной символами. Если вы хотите устранить пробелы в школьных знаниях, обратитесь к тематическим учебникам.
Возьмите параграф, содержащий тему, которую хотите вспомнить.
Найдите главную мысль, схематично зарисуйте посередине листа, о чем текст (например, о кровососущих комарах), и обведите рисунок в круг.
Затем символически зарисуйте их (под кругом с основной темой), проведите стрелку к каждой (от главной темы) и тоже обведите в круги. Получилась схема.
В каждом блоке параграфа есть текст – та информация, которую вы хотите помнить (в данном случае о комарах). Как вы догадались, эти данные нужно также схематично зарисовать, превратив в символы.
Теперь посмотрите на готовую майнд-карту и попытайтесь воспроизвести содержание параграфа по символам.
Во второй раз вспоминайте текст уже без самой майнд-карты
Конечно, проще и быстрее писать слова, чем зарисовывать их, но со временем у вас получится свой собственный словарь символов. Писать и расшифровывать их вы сможете очень быстро. Прием майнд-карт мы описали в этой статье. Пример составления майнд-карты вы сможете посмотреть в этом видео:
Технология запоминания слов на основе мнемотехники очень полезная штука, если нужно быстро выучить много иностранных слов. С помощью этой технологии можно учить до 1000 слов за день. Если делать все правильно, запомните их навсегда. Для начала нужно найти тематические списки слов (еда, одежда, отель, животные и т.д.) в интернете или тематических словарях.
Представьте, что вы взялись за изучение с темы “Еда”.
Слово мясо по-английски будет meat [мит].
Осталось подобрать эмоциональную ассоциацию. По звучанию напоминает русское слово митинг.
Теперь нужно в мыслях соединить два получившихся образа (мясо и митинг).
Представьте обычный митинг с людьми и флагами, любыми атрибутами. Пусть все люди в колонне едят мясо, жадно вгрызаясь в куски, еле удерживая транспаранты. Или мясо идет вместо людей с флагами. Придумайте тот образ, который быстро всплывет в голове.
Так сделайте со всеми словами в списке и повторяйте выученное. Более подробно эта технология, а также способ повторения слов описаны в статье.
Есть еще один совет, который не относится к технологиям ускоренного обучения. Найдите для себя интересные образовательные каналы на ютубе и смотрите понятные и увлекательные ролики. Пусть это будет информация о химических элементах, физических явлениях или уникальных живых организмах.
Пропуск из-за болезни: как наверстать материал
К сожалению, дети часто болеют и пропускают уроки в школе. Это плохо сказывается на успеваемости. Пропущенный материал становится причиной непонимания последующего. Ребенок не понимает, о чем говорит учитель на уроке, чувствует себя изгоем, начинает прогуливать. Как следствие, он еле-еле перебивается с двойки на тройку. Что нужно сделать, чтобы такого не допустить?
Все зависит от того, какой класс, что за предмет и сколько пропущено.
Во-первых, позвоните классному руководителю и попросите его узнать пройденные темы и задания, которые выполнялись в классе и были заданы на дом. Очень важно, чтобы ребенок сделал не только домашние задания, но и классные. Свяжитесь с одноклассником или их родителями, поинтересуйтесь, что было на уроках. Ребята с удовольствием об этом расскажут.
Не бойтесь, школьная программа класса до 8-го не составит для вас сложности, а работа вместе с ребенком только сблизит вас. Кроме того, во время обучения вы сможете узнать у ребенка, с какими трудностями он сталкивается и, возможно, именно вы сможете ему помочь.
Что делать, если ребенок заболел надолго?
К сожалению, такое тоже встречается. Вы должны оповестить школу, что Ваш ребенок сильно заболел и не сможет длительное время присутствовать на занятиях. К счастью, сегодня школа может пойти вам навстречу и назначить учителя, который будет проводить занятия на дому. Это важно. Сегодня школа не оставляет своих детей в трудную минуту.
Во время надомного обучения, которое происходит по состоянию здоровья, ребенок занимается с учителем тет-а-тет. Создайте все условия, чтобы занятия проходили как можно более продуктивно.
Может получиться так, что по показаниям врачей ребенку придется пропустить целый учебный год. Не пугайтесь, что ребенок останется на второй год: главное – это здоровье. Вы можете пропустить учебный год, но компенсировать потерянное время с помощью программы экстерната. Такую возможность школы также способны предоставить.
Если же ребенок постоянно находится в больнице, то можно попробовать определить его в медицинское учреждение, где есть педагоги. В зависимости от рекомендации врачей ребенка могут поместить в лечебное заведение санаторного типа, где с больным ребенком смогут заниматься учителя-предметники.
Как организовать обучения ребенка дома, если он болеет и не ходит в школу?
Раньше в учебниках была инструкция для родителей, что делать в этом случае. Например, в учебнике по геометрии Погорелова. Эти полезные советы актуальны и сегодня:
От себя мы можем посоветовать, если у ребенка не получается понять новую тему, то пусть он хорошо выучит уже пройденные и закрепит материал выполнением большого количества задний. Его учителю будет легче наверстать с ребенком упущенные темы, если он будет хорошо знать то, на чём он остановился.
Сказ о упущенных возможностях, которые можно нагнать в любом возрасте
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что то чем занимаетесь\кем работаете не много не то, чем\кем хотелось бы? Не всем повезло совместить свои интересы\хобби и процесс зарабатывания денег, чтоб прокормиться себя, свою семью и при этом получать удовлетворение. Мне повезло, я таки вывернул свою жизнь в нужном мне направлении, чему очень рад, даже при всех проблемах которые при этом всплывают. Но бывает и так, что прожил большую часть жизни и только сейчас, на пенсии, у тебя есть шанс наверстать упущенное, заняться тем, что действительно приносит удовлетворение, к чему душа лежит, как бы это пафосно не звучало!
Познакомился на днях с интересным дедушкой, пришел он ко мне в мастерскую, скромный такой, не много заикающийся и попросил помочь ему в одном очень важном для него деле, сделать ему печатную плату для металлоискателя, проект которого он нашел в интернете, а так как сам он радиолюбитель начинающий, сказал, что ему не хватит не знаний ни навыков, чтоб справиться самому, но жуть как его это всё затягивает! Радиодетали он уже насобирал, показал мне картонку с кармашками, в которых всё было рассортировано и подписано, но некоторых пока не хватало и я предложил ему покопаться у меня в хламе, благо его у меня навалом, я плюшкин не в первом поколении.
Для кого-то хлам, а для меня прямо клад посеребрённый!)
Не упускайте своих возможностей, а если уже упустили, то нагоняйте всеми силами, ведь почти никогда не поздно это сделать!