как накормить ребенка 2 года ничего не ест что делать
Плохой аппетит у ребенка. Как накормить того, кто не хочет есть?
Причины избирательного аппетита. Как спрятать овощи, фрукты, мясо в другой еде?
Евгения Голобокова журналист
Ирина Кудинова семейный педагог
Завтрак, обед и ужин в вашей семье напоминают поле боя. Нет, вы отлично готовите, и все взрослые члены семьи искренне говорят вам спасибо после еды. А вот ваш малыш. Чтобы он доел свою порцию до конца (что происходит крайне редко), приходится уговаривать, развлекать, обещать, шантажировать, угрожать — в общем, подключать фантазию. Что делать с плохим или избирательным аппетитом у ребенка?
Во-первых, вы обеспокоены: ребенок отказывается от полезных и на ваш, взрослый взгляд, очень вкусных продуктов. Плюется фруктами, кривится при виде творога или отталкивает тарелку с нежнейшей рыбкой. Вам рисуются мрачные картины нехватки витаминов и микроэлементов, слабость и головокружения, нарушения развития.
Во-вторых, вам просто обидно: вы так стараетесь, а он от всего нос воротит!
Если малыш продолжительное время охотно ест лишь ограниченный список продуктов, а другие отвергает, речь идет об избирательном аппетите. «Впихивать» еду силой — совсем неподходящий вариант: съеденная «через не могу» пища плохо переваривается и усваивается, а насильное кормление крайне вредно.
Об избирательном аппетите малыша обязательно должен знать педиатр. Дело в том, что ребенок часто еще не способен оценить и тем более рассказать о неприятных ощущениях в желудочно-кишечном тракте, а они могут быть причиной пищевых капризов.
Например, кроха с дискинезией желчевыводящих путей наотрез отказывается от масла и сметаны просто потому, что его подташнивает от этих продуктов. Детки с пониженной секреторной функцией желудка могут не любить яйца, зато обожают не слишком полезные соленые и маринованные огурчики. Малыша с повышенной секреторной функцией желудка, напротив, сложно уговорить съесть кислое яблочко, зато он питает слабость к макаронам и выпечке.
Что делать, если каждый прием пищи и для мамы, и для малыша превращается в тяжелый труд, — махнуть рукой? Можно было бы, если бы не худоба и бледность, угроза анемии у маленьких «вегетарианцев» и прочие напасти однообразного несбалансированного питания.
Кстати, психологи считают, что такая приверженность к небольшой группе продуктов помогает ребенку в период бурного роста чувствовать себя более безопасно. Перемены в этом возрасте происходят и правда быстро: каждый день малыш узнает что-то новое, осваивает какие-то умения, учит новые слова и понятия. Так что один и тот же привычный набор еды в тарелке — как маленький островок стабильности в стремительно меняющемся мире.
Как накормить ребенка или хотя бы научить пробовать еду
Так что же делать? «Для начала оценить собственные ожидания, — говорит психолог Наталья Чудина. — Даже очень голодный ребенок не съест взрослую порцию еды — объем желудка у него примерно с его кулачок. Задача родителей — не накормить малыша любым способом, а помочь ему научиться слышать и понимать сигналы собственного тела: ощутить, как это — быть голодным и хотеть пить, как выбрать еду, которую хочется попробовать, как чувствовать, что наелся.
Принуждение же, наоборот, приведет к еще большей избирательности, а в перспективе — к нарушению пищевого поведения. И не торгуйтесь: если будете говорить что-то вроде „Еще две ложки супа, и получишь конфету“, может, он и съест эти две ложки, но скоро поймет, что получать вознаграждение можно и еще за что-нибудь — например за чистку зубов».
Чтобы ребенок принял какую-то новую еду, ему может понадобиться до 10 попыток! Почаще предлагайте попробовать что-то новое, но не настаивайте, если он отказывается. Скажите, что ему совершенно необязательно откусывать, жевать и проглатывать новый продукт: он может его лизнуть, понюхать, просто потрогать.
Готовьте вместе. Даже трехлетку вполне можно привлекать к несложным задачам — нарезать вареную морковку столовым ножом, переложить овощи в миску, перемешать блюдо. Так будет гораздо больше шансов, что малыш согласится есть — ведь он «приложил руку» к приготовлению еды. А если вы скажете всем, что салат сделала Маша, поэтому теперь он будет называться «Машин салат», — это еще один серьезный повод для гордости.
Следите за своей мимикой, когда сами пробуете какую-то еду: не демонстрируйте отвращения или сомнения. Дети отлично считывают невербальные сигналы, к тому же неосознанно стремятся подражать родителям во всем.
И постарайтесь не обсуждать проблему аппетита в их присутствии. Маленькие очень внушаемы и подсознательно стремятся соответствовать всем маминым ожиданиям. Ребенок, то и дело слышащий «в него суп не впихнешь» или «такой разборчивый, уже не знаю, что готовить», начинает вести себя ровно так, как о нем говорят.
Не стоит всегда готовить для крохи отдельно: просто постарайтесь, чтобы в меню каждого приема пищи было что-то, что он готов съесть. Да, даже если это опять макароны-спиральки. Дайте малышу возможность самому положить себе еду на свою тарелку из общего блюда — столько, сколько захочет.
Если через 10 минут после начала трапезы ребенок все еще не притронулся к еде, значит, завтрак для него закончился. Еду для перекусов (сыр, нарезанные яблоки, бананы, орехи, крекеры) можно держать в свободном доступе.
Мой ребенок не ест мясо (рыбу, овощи, фрукты, каши)
Понаблюдайте за малышом: так часто можно разобраться, чем ему «не угодил» тот или иной продукт и по возможности сделать его более привлекательным. Вот несколько советов.
Если ребенок не любит овощи. «Просто» отварные овощи, так же, как и «просто» каша, довольно быстро надоедают детям, зато союз этих двух продуктов может вызвать одобрение. В безмолочной овсяной каше даже самый привередливый малыш не обнаружит измельченную цветную капусту, а овсянка на молоке отлично «спрячет» картофель. Сначала овощей в «секретном» блюде должно быть не больше чайной ложки, постепенно их количество можно довести до 1/3 общего объема. Такую кашу хорошо посыпать неострым тертым сыром и сухарной крошкой.
Почему он не ест фрукты? Обычно от волокнистых фруктов (персики, груши, сливы) отказываются дети, у которых в остаточном виде сохранился младенческий рвотный рефлекс. Он задуман природой как защитный, помогающий предотвратить удушение. Если нежующиеся фруктовые волокна попадают к корню языка, организм с помощью рвотного рефлекса выталкивает пищу обратно.
У некоторых детей остатки этого рефлекса сохраняются дольше, чем у других. Они уже не срыгивают, как младенцы, а просто стараются избегать продуктов, которые трудно до конца измельчить зубками.
Лучшее решение в этом случае — вернуться к уже забытому фруктовому пюре (его можно подавать с кашей или творожком), постепенно увеличивая количество и размер неизмельченных кусочков.
Творог и йогурт — это невкусно? Из кисломолочных продуктов можно приготовить что-то похожее на домашний десерт. Например, взбить йогурт и творог без добавок в блендере, пока не получится однородная масса, похожая на крем. Смешать с однородным фруктовым пюре. Можно съесть сразу, а можно убрать ненадолго в холодильник — получится «мороженое».
Если кроха наотрез отказывается есть «кислый» йогурт, переложите его в стаканчик для мороженого, воткните деревянную палочку и отправьте в морозилку на 2 часа. «Мороженое» наверняка понравится, а это значит, что через некоторое время и «просто» йогурт уже не вызовет протеста.
Каша собственного сочинения. Поставьте перед крохой креманку и несколько блюдечек с кусочками сухофруктов, печенья; свежих фруктов или ягодным соусом; вафельной крошкой и т.п. Самостоятельно «сочиненная» каша наверняка будет с удовольствием съедена.
Как спрятать мясо? Чемпионы по игре в прятки — курица и индейка, это белое мясо совсем несложно спрятать в овощном пюре или каше. Многие привереды охотно едят говядину в составе картофельной запеканки. Беспроигрышный вариант — говядина и тесто. Иногда предлагайте вместо надоевшей котлеты бутерброд с холодным мясом и веточкой укропа; блины или пирожки с мясом.
Если отказывается от рыбы. Наиболее частая причина отказа — запах. Самый гипоаллергенный способ избавиться от него — при варке добавить в рыбный бульон немного молока, а при тушении положить на сковороду нарезанный ломтиками сырой картофель.
Воротят нос от рыбы и те дети, которые когда-то укололись косточкой. В этом случае лучшим компромиссом станут рыбные биточки, картофельные запеканки и пироги с рыбой.
Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.
Ребенок не хочет есть. Как накормить ребенка после года?
Ребенок после года плохо ест: что делать?
Хелен Анделин Основатель курсов «Очарование женственности», мать восьмерых детей
Хелен Анделин растила своих восьмерых детей в 60-70-е годы ХХ века, а в 1981 году выпустила книгу «Все о детях» — в помощь родителям. В те времена в Калифорнии, США, апельсиновый сок еще выжимали вручную, а авторитет родителей был незыблемым — не то что сейчас. Поэтому одна из дочерей решила переиздать книгу знаменитой матери — а мы имеем возможность поучиться родительскому искусству из первоисточника. Например, в деле кормления детей старше года.
Родители несут огромную ответственность за питание семьи. Отец трудится, чтобы добывать средства для приобретения хорошей еды. Мама тратит большую часть рабочего времени на еду — ее покупку, хранение, обработку, готовку, подачу и уборку со стола. Если она еще и работает вне дома, ей нужно соответственно выстраивать свое расписание.
Ребенок отказывается от еды: что делать?
Когда ребенок начинает есть за семейным столом, у него временами могут появляться проблемы с аппетитом. Он капризничает и балуется с едой вместо того, чтобы есть, или хочет что-то одно со стола, а от остального отказывается. Особенно много проблем бывает с едой, которая считается полезной. Затем, где-то через час, он может внезапно проголодаться.
Для начала нужно понять, почему ребенок не хочет есть в нужное время. Может быть, он так развивается. В определенном возрасте организм ребенка не требует много еды. Может быть, он не голоден за ужином, потому что еще сыт после обеда. А может, он залез в банку с печеньем или перекусил бутербродом у соседей. Нужно смириться с тем, что иногда дети просто бывают не голодны. Вот советы, которые помогут стимулировать хороший аппетит и гарантировать полноценное питание.
Как правильно кормить ребенка после года
Чем кормить ребенка после года
Питайтесь просто. Очень маленьким детям лучше давать всего пару видов продуктов в один прием пищи. Если маленький ребенок плохо ест, предложите ему только один продукт. К примеру, дайте ему творог и пусть ест, сколько хочет. В другой раз подайте на стол хлеб и масло, затем очищенное яблоко или его любимый овощ. Он может захотеть только клубнику или сливы из компота, или миску овсянки. Когда кормите ребенка, не цепляйтесь за идею сбалансированного питания. Баланс нужно соблюдать в питании в целом, а не в одном приеме пищи.
Пища, которая легко усваивается. Аппетит ребенка улучшится, если вы уберете из его рациона еду, которая долго переваривается: жареную, жирную пищу и красное мясо. Давайте маленьким детям то, что им легко прожевать. Не кормите их стейками, кукурузой или кусочками яблок, пока они не научатся жевать как следует.
Еда должна быть вкусной. Дети не станут есть полезную еду, если она невкусная. Вы проиграете эту битву. Многие люди думают, что вся полезная еда невкусная. Это вовсе не так.
У хорошего вкуса еды есть два фактора. Во-первых, нужно покупать свежие и спелые фрукты и овощи.
Во-вторых, готовьте еду так, чтобы сохранить ее вкус. Делайте овощи на пару, запекайте их в духовке или тушите в небольшом количестве воды на среднем огне, пока они не станут чуть мягче. Если ваша семья не любит есть овощи просто так, добавьте к ним масло, сливочный соус или сделайте из них крем-суп. Если дети не любят готовые овощи ни в каком виде, подавайте их сырыми.
Зерновые и бобы нужно готовить долго и медленно, тогда в них сохранится витамин С. Бобы готовятся шесть или восемь часов, а может, и дольше. Они должны стать очень мягкими, а сок — загустеть. У овсяной крупы сохраняется больше вкуса, когда ее доводят до мягкого, кремового состояния.
Пусть как минимум один продукт у детей на тарелках будет вкусным. Тогда они всегда будут чего-то ждать во время еды.
С чувством вкуса тесно связано обоняние. Чаще готовьте то, что хорошо пахнет: горячие пирожки, запеченные яблоки с корицей, наваристые супы, печеные бобы, лук, помидоры и другие ароматные продукты. Это стимулирует аппетит и заставляет думать о еде с удовольствием.
Умеренное разнообразие. Необязательно подавать маленьким детям много разнообразной еды. Вместо этого определите небольшое количество полезной еды, которая им по-настоящему нравится, и готовьте ее. Когда они подрастут, их меню понемногу увеличится. Когда дети маленькие, им важнее научиться любить есть. Это подарит им хорошее здоровье на всю жизнь.
Но не позволяйте им есть лишь одно или два любимых блюда и отказываться от всего остального. Нельзя питаться только хлебом с маслом или хлопьями, или молоком. Если вы столкнулись с такой проблемой, некоторое время готовьте какие-нибудь другие блюда, которые должны понравиться детям. Чем разнообразнее они питаются, тем легче им выбирать еду по вкусу.
Как избежать ожирения у детей
Детское ожирение плохо сказывается и на здоровье, и на психике. Лишний вес так же вреден детям, как и взрослым. К тому же дети скорее всего, будут иметь те же проблемы и во взрослой жизни. Здесь я приведу советы о том, как избежать этих проблем.
Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.
Пищевое поведение в 2 – 4 года
2 – 4 года. Почему ребенок ест неохотно
Примерно с 2 до 4 лет многие дети отказываются от незнакомой еды, требуют одни и те же блюда каждый день.
Причины такого поведения могут быть разными.
1) Согласно одной из теорий, это нормальное поведение человека, имеющее эволюционные корни: новая еда могла означать опасность, поэтому у нас присутствует инстинкт отрицания незнакомой пищи. Как правило, он размывается к 4 – 5 годам, но иногда сохраняется и во взрослом возрасте.
2) Отказываясь от еды, ребенок заявляет свои права на собственный выбор и проверяет рамки возможного в общении со взрослым.
3) Ребенок не может сосредоточиться на еде, так как вокруг много отвлекающих факторов: игрушки, телевизор или что-то еще.
4) Малыш усвоил неправильные пищевые привычки, и его интерес к незнакомой еде угас:
4.1. его могли кормить, когда он не был голоден;
4.2. его торопили во время еды;
4.3. его запугивали, если он плохо ел;
4.4. его слишком много уговаривали и развлекали во время еды;
4.5. его оставляли одного во время трапезы;
4.6. его кормили с ложки, когда он хотел держать ее сам;
4.7. его кормили под мультики, песни или ролевые игры.
5) Иногда ребенок отказывается от еды, потому что ему не нравится текстура, цвет или запах продукта. У него могут храниться воспоминания о том, что его кормили тем же самым, когда он был болен.
Как создать здоровые пищевые привычки ребенка
У ребенка есть инстинкт, позволяющий выбирать ту пищу, которая ему необходима. Задача родителя — предложить маленькому гурману достаточный выбор здоровой и сбалансированной еды и создать окружение, которое настроит малыша на прием пищи.
Если вам действительно важно изменить пищевые привычки ребенка — выделите на это время, подготовьтесь к этому процессу и относитесь к нему как к серьезной работе. Однако будьте реалистами: малыш дошкольного возраста, как правило, не готов пробовать слишком много новой пищи, он «дорастет» до этого не раньше 4 – 5 лет.
Поначалу выполнение этих инструкций может сбить привычный режим вашего дня, но в результате малыш будет готов самостоятельно питаться за общим столом. Потерпите немного, и вы оцените, насколько это удобно — и для него, и для взрослых.
Как вызвать интерес к еде у ребенка
После 4 лет. Как приучить ребенка к здоровому питанию
Согласно данным исследований, ребенок начинает осознавать понятие «здоровая еда» в возрасте около 4 лет. Это происходит, только если родители объяснили ему, что это такое, причем как можно раньше, в 2 – 3 года, а то и в годик. И тогда уже в возрасте 4 – 5 лет дети могут самостоятельно делать «здоровый» выбор.
1) Подайте ребенку пример. Самым лучшим примером для малыша является его семья. Если мама хотя бы раз в несколько дней готовит вкусный здоровый ужин, папа приносит домой свежие фрукты и овощи, а бабушка показывает внучке, как варить суп, то ребенок получает навыки здорового пищевого поведения.
2) Не кладите в еду много сахара или специй. Ребенок открывает естественный вкус каждого продукта и ощущает такие вкусовые оттенки, которые взрослый не способен различить. Конечно, со временем малыш должен знакомиться с самыми разными блюдами, но сейчас лучше избегать резких вкусов.
3) Присмотритесь к собственному рациону. Пусть семейная трапеза не будет плохим примером для юного гурмана. Привыкайте есть меньше жареного, больше блюд, приготовленных на пару или тушеных. Включайте в диету овощные и фруктовые салаты. Откажитесь от вредных полуфабрикатов и алкоголя. Старайтесь закупаться продовольствием не на месяц, а на неделю.
4) Готовьте вместе с детьми. Учите их мастерству приготовления любой еды — от каши до пирога. Пусть малыш всего лишь насыплет стаканчик муки в миску — этого уже будет достаточно для начала.
5) Придумывайте игры про еду. С помощью игры можно познакомить ребенка с тем, какие продукты полезны для него, а какие — нет. Вы можете придумать целый мир, в котором будут жить любопытные персонажи. Используйте свое воображение!
6) Пусть десертами станут только блюда из натуральных ингредиентов — фруктовые пюре и салаты, пудинги и т. д.
7) Не пугайте малыша категорическими запретами. Мягко объясняйте и старайтесь переключать внимание ребенка в те моменты, когда он слишком активно требует что-то вредное.
Как научить ребенка правильно вести себя за столом
Как преодолеть детские капризы за столом, создать здоровую иерархию в семье, научить ребенка нормам поведения и семейным ритуалам?Уже в 2 – 3 года кроха может начать капризничать, скандалить, уходить из-за стола, где собралась вся семья, без разрешения и игнорировать другие запреты. Как найти общий язык с маленьким бунтарем и научить его правилам поведения?
Какие шаги помогут ребенку усвоить правила поведения за столом
Когда дома существуют четкие правила поведения, внутри которых у малыша есть определенная свобода, кухня перестает быть местом, где ребенку нужно что-то доказывать родителям. В понятно организованной иерархической структуре он чувствует себя комфортно и безопасно: четко знает, где его место, и понимает, что решение всех трудных вопросов возьмут на себя взрослые.
Ребенок отказывается от еды: что делать? 12 шагов
Учим питаться по правилам: советы родителям
Това Кляйн доктор психологии, Колумбийский университет (США)
Сколько раз уже твердили педиатры, диетологи, продвинутые родители: если в доме есть еда, ребенок голодным не останется. Но родителей, которые заставляют детей есть, не убавляется. Почему ребенок отказывается от еды? Потому что родители придают питанию ребенка слишком большое значение.
Ребенок не хочет есть. Почему нельзя заставлять?
Каждый из нас знает хотя бы одного привереду. Ведь в возрасте от двух до пяти лет малыши все такие! Может быть, у вас дома есть такой привередливый едок прямо сейчас.
Некоторые дети в принципе едят далеко не всё, например, предпочитают продукты из белой муки (хлеб и макароны) или еду с определенной текстурой либо вкусом. Некоторые требуют, чтобы им давали одну и ту же пищу все семь дней в неделю. Взрослые не выдержали бы такого однообразия, а ребенка успокаивает одинаковая пища.
У детей бывают такие периоды в жизни, когда они особенно привередливы к пище. Когда они говорят: «Мне это не нравится!», они всего лишь заявляют о своем праве принимать решения. В таких случаях они ощущают, что контролируют ситуацию. Прием пищи — один из немногих моментов в течение дня, когда дети могут взять власть в свои руки (а еще когда они ходят в туалет, выбирают, что надеть, и ложатся спать).
В наше время много думают о здоровье (может быть, и к лучшему), и родителей волнует, что и в каком количестве едят их дети. Они боятся, что дети недоедают, или что в их рационе не хватает полезных компонентов, или что они съедят лишнее. Поверьте, никто из наших дедушек и бабушек (а возможно, и родителей) вообще не замечал, что мы едим. Они подавали еду на стол, а мы ее ели.
Когда мы кормим наших детей, то выражаем им свою любовь, но и власть над ними. «Еще два кусочка», «Сначала морковка, а потом хлеб», «Ты разве уже наелся? Как так? Не может быть!». Однако такой подход мешает нашим детям выработать привычку питаться правильно. Только сам ребенок знает, голоден он или уже наелся, и если вы заставляете его есть («Ну еще один кусочек»), он не научится распознавать сигналы голода, которые подает ему организм.
Конечно, история нашей собственной жизни оказывает влияние на взаимоотношения с детьми. Вы в детстве страдали ожирением? Вы были привередливы в еде? В семье случались конфликты по вопросам питания? Чужие люди высказывались по поводу того, что вы ели или отказывались есть? Все это подсознательно влияет на то, как вы организуете питание ребенка, и предопределяет ваши реакции на то, как он ест.
Часто ко мне обращаются родители, озабоченные тем, что их привереда не получает достаточного количества питательных веществ во время еды. Я прежде всего спрашиваю, тревожит ли это их педиатра. Обычно отвечают, что нет. Значит, это стремление быть хорошими родителями заставляют нас насильно скармливать ребенку определенное количество пищи или бегать за ним с ложкой в руке.
Помните: всякий раз, когда мы пытаемся подкупить детей или уговорить что-то съесть либо предлагаем одно блюдо в награду за другое («Доешь курицу, и я дам тебе торт»), мы разрушаем все, к чему они стремятся. Дети «читают» наши поступки так: «Ты сам не знаешь, что для тебя лучше, это знаю только я».
Вместо того чтобы ввязываться в конфликты, позаботьтесь о том, чтобы у малыша закрепились правильные пищевые привычки, которые он пронесет через всю жизнь, и чтобы он приобрел опыт независимого выбора, то есть сам решал, голоден он или нет. Как мама повзрослевших детей могу утверждать: совсем скоро ваши сегодняшние дошкольники будут есть сами в гостях у друзей или перекусывать дома, а вы об этом даже не узнаете.
Диетологи утверждают, что контроль за питанием детей часто приводит к негативным последствиям: они могут взбунтоваться, начать скрытно есть нездоровую пищу, неверно интерпретировать сигналы организма о голоде. Важно, что ест ваш ребенок на протяжении семи-десяти дней, а не что он ест в данный момент.
Как накормить ребенка и получить удовольствие: 12 шагов
Я искренне верю, что совместная трапеза может быть приятной, даже если за столом сидят дошкольники. Взрослым всего лишь необходимо поменять свои ожидания относительно того, как нужно есть вместе. Если не выяснять, кто главный, во время еды, предоставить детям некоторый выбор и сделать прием пищи поводом для общения, то дети смогут научиться хорошо (и даже замечательно) и правильно питаться.
Всегда ешьте за столом. Детям нужен порядок, чтобы научиться питаться по правилам, а стол — специальное место для приема пищи. Получив приглашение сесть за стол, они понимают, что пришло время поесть и надо отложить все другие дела. Нельзя разрешать малышам смотреть во время еды телевизор или пользоваться гаджетом. Во время еды — только еда и общение и больше ничего.
Сидите на своих местах. Дошкольникам нравится сидеть на одном и том же месте, и остальных они тоже хотят видеть на постоянных местах. Это сродни режиму: стабильность успокаивает. Когда у каждого члена семьи есть свое место, формируется своеобразный ритуал, настраивающий на прием пищи.
Сидите рядом с детьми, ешьте мало. Возможно, вам не захочется есть в пять или полшестого вечера или будет некомфортно от суеты, которую создает малыш. Это можно понять. Но поскольку еда — это общение и поскольку дети усваивают правильный порядок действий, подражая взрослым, даже если это для вас не главный прием пищи, важно, чтобы вы сели за стол вместе с ребенком и перекусили чем-то легким. Иначе как они научатся правильно вести себя за столом, если у них не будет образца для подражания?
Обсуждайте за столом все, кроме еды. Так ребенок научится общаться и не обращать внимания на то, что он ест. Некоторым родителям трудно на это настроиться. Но представьте, что бы вы чувствовали, если бы ваши друзья стали комментировать то, как вы едите. Или, может, вы помните, как вас обсуждали родители: «Что, невкусно? Почему ты так мало съела?». Вообще-то дети съедают гораздо больше, если никто к ним не присматривается и не делает замечаний.
Обсудите, что происходило сегодня днем или чем дети займутся на выходных, что-то для них актуальное. «Я думала о нашей прогулке в парке. Помнишь ту собаку, которую мы видели? Она так громко лаяла». Такие беседы за столом доставляют удовольствие и учат детей вести себя в обществе других людей. При этом дети едят, не думая о самой еде. Однако не нужно ждать от ребенка, что он всегда будет участвовать в разговоре. Вы можете говорить в основном сами.
Когда ребенок поел, его время за столом закончилось. Большинство детей, особенно двух и трех лет, не будут сидеть за столом, если они все съели, и неразумно ждать этого от них. Скажите им: «Ты знаешь, что наелся. Если все — иди поиграй. Ужин закончен». Так вы покажете, что доверяете детям самим решать, когда они наелись. И еще вы закрепите важную установку: сидят — когда едят, встают — когда наелись.
Малыш кидает еду? Это значит, что он уже сыт. Вы можете прокомментировать его поведение так: «Я вижу, ты наелся. Можешь выходить из-за стола». Уберите тарелку ребенка, чтобы он понял, что вы имеете в виду. Если он кидает еду, едва начав есть, предлагаю сказать: «Мы не бросаемся едой. Если ты доел, я забираю твою тарелку», чтобы ребенок имел возможность еще поесть. Но если он не прекращает — значит все.
Вы покупаете еду, вы ее подаете на стол. Если вы довольны тем, что попадает на стол, то подумайте, почему вас волнует вопрос о том, что вы едите. У маленьких детей аппетит меньше, чем мы предполагаем, и невозможно предугадать, что именно они съедят. Лучше положить на тарелку разную еду, и пусть ребенок сам выберет, что ему хочется. Некоторые начнут привередничать и вообще ни к чему не притронутся; уважайте это решение.
Пройдитесь с ребенком по магазинам. Сходите в продуктовый магазин или на рынок, где продается фермерская продукция. Пусть ребенок поймет, откуда в доме берется еда, и почувствует гордость, что делает то же, что и взрослые.
Не будьте занудой-поваром. Если ваш ребенок отказывается от какой-то пищи, но вы позволили ему выбрать из того, что он точно ест, тогда он может принять решение самостоятельно. Всегда подавайте на стол как минимум одно его любимое блюдо (у моих детей это был хлеб!). Иными словами, не надо указывать ребенку, что и в каком количестве есть, как только пища оказалась на столе.
Не обещайте ребенку лакомства для того, чтобы он доел основное блюдо. Сладости слишком привлекательны и полностью займут мысли малыша. Он начнет их клянчить и ни о чем другом даже думать не захочет. Избегайте этого и не заманивайте его никакой едой. Лучше пусть вся пища воспринимается одинаково. Вы все еще воюете за столом? Пусть дома не будет той еды, которая провоцирует конфликты.
Не рассчитывайте на хорошие манеры в этом возрасте — демонстрируйте их сами. Ваш ребенок берет пример с вас. Если вы относитесь к нему с уважением, сами говорите ему «пожалуйста» и «спасибо» и хорошо ведете себя за столом, он научится вежливости, когда станет старше.
Ребенок ничего не ест? Рецепт идеальной трапезы
Когда дети взрослеют, встреча за столом — это время для того, чтобы обсудить события дня. Редко кто из детей отвечает на прямо заданный им вопрос (в любом возрасте), но большинство из них с удовольствием поболтают за едой, если на них никто не давит.
Пока ваши дети еще столь юны, попробуйте привить им правила поведения, на которые можно будет опираться позднее, когда они подрастут и смогут сказать гораздо больше. Со своими маленькими детьми я играла за столом в игру «У кого что смешного, плохого, хорошего или странного произошло сегодня днем?». Так легче разговориться. И это подразумевает, что за день может случиться всякое — и плохое, и хорошее.
Часто разговор начинал мой муж. Он рассказывал о чем-нибудь простом: «Я сегодня увидел кое-что удивительное. Два пожелтевших листочка на дереве, а ведь еще только август на дворе!». Это помогало растопить лед. Потом мальчики начинали делиться тем, что произошло с ними, иногда перебивая друг друга.
Во время разговора пусть ваш ребенок сам решает, когда он уже наелся; так он научится утолять свой голод и реагировать на связанные с этим сигналы насыщения. Если ваш малыш быстро выскакивает из-за стола, съев кусочек-другой, просто уточните: «Тебе виднее, наелся ты или нет. Ты уверен, что больше не хочешь?» и напомните, что тогда обед окончен! Со временем дети научатся есть тогда, когда им потребуется, но лишь в том случае, если мы, родители, не вмешиваемся в это постоянно.
Суть подхода такова: не присматривайтесь к тому, что дети едят. Просто ставьте еду на стол, разговаривайте и наслаждайтесь общением. Я знаю, это легче сказать, чем сделать. Но так отношения в семье улучшатся.
Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.