Как надеть софтбокс на вспышку
Насадки для студийного света: какие бывают и как пользоваться. Подробный гайд
Новичку невероятно сложно фотографировать в студии. Тут бы с настройками камеры разобраться, а тут вдруг надо ещё правильно настроить и поставить свет. И администраторы лезут со своим «Вам что? Софтбокс или портретку?». Но свет незаменим: управляя источниками света с помощью мощности, моделирующих насадок и расположения, мы получаем качественную фотографию.
Какие бывают насадки, чем они отличаются? Когда лучше взять стрипбокс, а когда — зонт? Чем правильней подсветить фон? Отвечаем на все эти вопросы и разбираемся, какие аксессуары для студийного света помогут разнообразить снимки.
Какие бывают насадки для студийного света
Софтбокс
Так называют насадки, у которых есть слои рассеивания. Как правило, это один или два слоя белой полупрозрачной ткани. Да, софтбоксы, по сути, сделаны из ткани на каркасе определенной формы.
Типы софтбоксов
— Прямоугольные и квадратные софтбоксы. Нестареющая классика. Бывают разного размера. Чем больше источник, тем мягче свет.
— Октобокс. Восьмиугольные софты. Часто это самые большие студийные насадки. Их любят за интересную форму блика в глазах и то, что с их помощью можно осветить большую площадь.
— Стрипбокс. Это длинный прямоугольник, но, в отличие от классического прямоугольного софтбокса, достаточно узкий по ширине и вытянутый по высоте.
— Круглый софтбокс. Дает интересные круглые блики в глазах модели.
— Напольный софтбокс. Позволяет подсветить объект снизу.
Часто в среде фотографов и сотрудников студий софтбоксами называют именно квадратные или прямоугольные насадки, чем путают новичков, которые начинают считать октобоксы и стрипбоксы отдельным видом света. На самом деле всё это софтбоксы. Просто разной формы.
Что снимать с помощью софтбоксов
Насадка, которая дает мягкий, рассеянный свет со светлыми, аккуратными тенями. Иногда зонт настолько сильно рассредотачивает свет, что из-за него приходится повышать мощность импульса вспышки.
— На просвет. Чаще всего это зонт из белой ткани. При съёмке с такой насадкой, мы направляем источник света на модель или предмет, а открытый зонт заслоняет лампу. Получается, мы снимает сквозь зонт, из-за чего свет рассеивается. Принцип работы такой же, как у софтбокса.
— На отражение. Зонты на отражение чёрные, а их внутренняя часть золотая, серебряная или белая. Снимая на отражение, мы направляем свет в противоположную сторону от объекта съёмки. Вспышка отражается от внутренней поверхности зонта и освещает модель.
Цвет внутренней поверхности зонтов на отражение влияет на цвет света. Если вам нужен тёплый свет, то используйте золотой зонт. Для холодного подойдет серебряный. Нейтральная цветовая температура создаётся с помощью белого зонта. Донастроить баланс белого можно на постобработке.
Чтобы закрепить зонт на штатив, нужно специальное крепление, которое позволяет вставить туда «ножку» рассеивателя. Одни насадки продаются с креплением «горячий башмак» для накамерных вспышек. Бывают также модели с патронами для ламп.
Стоит отметить, что один из самых бюджетных модификаторов света. Например, зонт на просвет можно купить за 350 рублей.
Что снимать с помощью зонтов
Зонт — идеальная насадка для новичка, так как даёт аккуратный светотеневой рисунок. Зонтом сложно испортить портрет — тени от него достаточно светлые, плавным, едва различимым градиентом переходят в средние тона и блики. От зонта сложно получить черные провалы вместо глаз, жёсткие, резко очерченные тени около носа.
Портретная тарелка
Позволяет получить средний по жёсткости свет, так как сначала он «бьёт» в металл, а потом рассеивается по белой или серебряной поверхности. С одной стороны, это даёт мягкий свет, но форма и относительно небольшой размер источника делают его направленным, что повышает его контрастность.
Что снимать портретной тарелкой
— Любые портреты. Регулируйте высоту и расположение источника, чтобы добиться разного эффекта и настроения в кадре. Например, если поставить свет с портретной тарелкой за моделью и направить свет вниз, получится драматический портрет с глубокими тенями.
— Портретная тарелка дает хороший контраст, поэтому её часто используют для фэшн-съемок.
— Портретная тарелка подойдет для бьюти-фотосессий с акцентом на причёску или макияж модели.
Рефлектор
Насадка, дающая жёсткий свет. За счет формы и материала с отражающей поверхностью внутри, она формирует свет в пучок. Таким образом он получается направленным, то есть светит строго туда, куда вы показали. Аналогия простая — представьте актёра на сцене, за которым силами осветителя «бежит» луч прожектора.
Что снимать с помощью рефлектора
— Рефлекторы дают жёсткие тени на лице модели, проявляют фактуру. Это идеально для драматических или мрачноватых портретов. Кроме того, с его помощью можно сделать акцент на рельефе тела или морщинах.
— Жёсткий свет, подчеркивающий брутальность, хорош для мужских портретов. Либо для женских, где важно передать решительный характер и яркий темперамент.
— Чтобы подсветить фон, используйте фоновый рефлектор. Это трубка с как бы срезанным по диагонали краем. Такая форма нужна, чтобы свет направлялся строго в одну сторону (на фон) и не попадал на модель и в объектив.
— С помощью рефлектора добавьте на модель контровой свет.
Тубус
Иногда его называют конусным рефлектором. Модификатор, дающий жёсткий свет. Насадка в виде конуса, которая формирует узкий, направленный пучок света. Достаточно сложная для новичка-фотографа и неопытной модели насадка, так как нужно хорошо понимать, куда бьёт луч света, и находиться строго в нём.
Что снимать с помощью тубуса
Аксессуары к модификаторам света
Направляют свет, делают его более акцентированным. Повышают жёсткость света и сужают световой пучок.
— Соты на рефлекторы. Представляют собой круглую металлическую насадку, действительно напоминающую пчелиные соты.
— Соты на сотфбоксы. Тканевые квадратные сетки. Как правило, крепятся с помощью липучек. Бывают с разной шириной ячеек. Чем ячейка сот меньше, тем уже пучок света на выходе.
Зачем использовать соты
— Направляя свет определенным образом, можно осветить только модель, а фон оставить нетронутым.
— Если совместить портретную тарелку и соты, можно получить эффект прожектора.
— Поставить акцент на отдельный объект или предмет.
— Сделать светотень на лице модели более контрастной.
Шторки
Модификатор для рефлектора. Это насадка с четырьмя подвижными чёрными заслонами. Надев их на рефлектор, можно контролировать световой поток и направлять его.
Зачем использовать шторки
Маски гобо
Маски гобо — это трафареты, через которые можно пропускать свет, чтобы получить световой узор на модели или фоне. С помощью них можно проецировать абстрактные узоры и имитировать солнечный свет, падающий сквозь окна или жалюзи. Они бывают пластиковые, стеклянные, металлические.
Для масок гобо есть специальная насадка. Её конструкция необычна тем, что в середине находятся линза и рычаг, который позволяет регулировать ширину пучка света, а на конце — ещё одна линза и рычаг, которые фокусируют свет, чтобы рисунок был чётче. Более простая альтернатива — металлический держатель.
Но, чтобы снимать через трафарет, необязательно использовать именно насадку для гобо — подойдет любой жёсткий источник света, на который можно закрепить пластину с рисунком. Кроме того, вы сами можете создать трафарет любой формы и использовать его в съёмке.
Цветные фильтры
Полупрозрачные гелевые листы (иногда пластмассовые пластины), которые меняют цвет света. Продаются либо в виде квадратных или прямоугольных листов, которые можно закрепить на источник света скотчем, либо в виде железных пластин, которые крепятся на рефлекторы.
Как выбрать софтбокс: 10 частых вопросов и ответы на них
Портреты и фешен, продуктовая, коммерческая и арт-съемка — что бы вы ни снимали, рано или поздно вам понадобится софтбокс! Популярность софтбоксов привела к появлению огромного числа их разновидностей, всевозможных форм, размеров и креплений. При таком разнообразии вариантов поиск подходящего может стать непростой задачей, особенно для новичка. В этой статье мы собрали всю необходимую информацию для выбора софтбоксов, ответив на самые популярные вопросы о них.
Софтбокс — один из самых распространенных модификаторов света для фотографов, видеографов и кинематографистов. Софтбоксами можно пользоваться и в студии, и на выездной съемке, причем с самыми разными световыми приборами: от большого студийного моноблока до накамерной вспышки. Софтбоксы любят за простоту, универсальность и красивую картинку, которую они помогают получить минимальными средствами.
Что делает софтбокс?
Софтбокс «смягчает» световой поток вашего источника освещения. Представьте, что вы накинули белую футболку на яркий фонарик. Свет при этом становится более рассеянным и мягким. Такое освещение хорошо подходит для различных жанров фотографии и для самых разных объектов / моделей.
Как устроен софтбокс?
Купол (отражатель) натягивается на спицы и с помощью крепления к нему присоединяется осветитель. Внутренняя сторона купола покрыта отражающим материалом. Также внутри купола располагается внутренний рассеиватель, а снаружи натягивается внешний съемный рассеиватель.
Зачем нужны софтбоксы разных форм?
Форма определяет направленность света, которую создает софтбокс, и то, как свет «ляжет» на объект. От формы также зависит, как будут выглядеть блики в глазах модели.
Прямоугольные и квадратные софтбоксы
Стандартная форма, прямоугольные блики. Такие софтбоксы подойдут для разных целей: съемки больших объектов, групповых фото, продуктовой, макросъемки.
Стрипбоксы
Уникальная форма, продолговатые блики. Эти софтбоксы подойдут для продуктовой съемки, освещения по краям, фешен-фотографии и портретов во весь рост.
Октобоксы и круглые софтбоксы
Естественная форма, круглые блики. Такие софтбоксы подойдут для портретов и хедшотов.
Зачем нужны софтбоксы разного размера?
От размера софтбокса зависят два основных фактора: рассеивание света и портативность.
Рассеивание
Более крупные софтбоксы создают более рассеянный и мягкий свет и покрывают им большую площадь. Соответственно, чем меньше софтбокс, тем на меньшее пространство его хватает. Компактный софтбокс может иметь достаточное покрытие для портретов крупным планом, но не подойдет для портрета в полный рост или съемки чего-то большого, например автомобиля.
Портативность
Крупные софтбоксы тяжелее, занимают больше места и ими сложнее пользоваться. Вам также понадобятся более тяжелые стойки и, возможно, дополнительный груз, например мешки с песком, для стабилизации. Не все осветители выдерживают вес больших софтбоксов. Также принимайте во внимание размер студии или помещения для съемки. Большие софтбоксы могут занимать слишком много места во время съемки и хранения.
Что нужно учитывать, устанавливая софтбокс на конкретный тип осветителя?
Софтбоксы могут прикрепляться по-разному, в зависимости от типа осветителя. Для некоторых софтбоксов нужно купить специальное крепление или адаптер, например переходное кольцо, чтобы работать с различными марками осветителей.
Моноблоки
Моноблоки обладают самой широкой совместимостью с софтбоксами и чаще всего крепятся через кольцо. Это такой адаптер для софтбокса, который устанавливается на переднюю часть моноблока. Вам понадобится кольцо, совместимое с вашим осветителем и софтбоксом.
Накамерные вспышки
Лучший способ прикрепить небольшую вспышку к софтбоксу — через кольцевой кронштейн для накамерных вспышек.
Он оснащен встроенным кольцом (проверьте совместимость с вашим софтбоксом), креплением на «горячий башмак» (или зажимом для присоединения вспышки) и стандартным, которое подходит практически для любых стоек. Обратите внимание, что накамерная вспышка — источник направленного света, который лучше подходит для софтбоксов малого и среднего размера. При использовании такой связки убедитесь, что зум вспышки установлен на максимально широкое значение. Также может быть полезно прикрепить на нее купольный диффузор, если он у вас есть. Встроенные вспышки намного слабее моноблоков, поэтому возможно заметное падение мощности света после установки софтбокса.
Светодиодные панели
Если вы хотите установить софтбокс на LED-панель, вам придется поискать специфическую модель, так как стандартные далеко не всегда подходят для них. Обычно в описании такого софтбокса указано, на панели каких размеров он рассчитан. Задняя часть таких модификаторов открытая, и они крепятся к панелям ремнями.
Точечные светодиодные осветители
Эти источники света имеют такую же конструкцию, как и моноблоки, и также крепятся через кольцо. Обычно в характеристиках осветителя указывается подходящее крепление (например, байонет Bowens). Вам нужно найти софтбокс и сочетаемое с ним кольцо, которое совместимо с таким байонетом.
Галогенные осветители
Галогенные осветители обычно без проблем работают с софтбоксами. Для многих моделей понадобится переходное кольцо. Вам нужно найти софтбокс, подходящий для кольца, совместимого с осветителем.
Почему одни софтбоксы внутри серебряные, а другие — золотые или белые?
Цвет внутренней части софтбокса влияет на характер освещения. Серебряный наиболее распространенный, поскольку его мощная отражательная способность помогает повысить яркость света (которая уменьшилась из-за использования рассеивателей), и при этом серебряный достаточно нейтральный в плане цветовой температуры. Белый выбирается из-за полностью нейтрального цветового профиля и легкого смягчающего эффекта. Золотой — редкий вариант, который подойдет для тех, кто хочет получить более теплый свет и немного усилить его яркость.
Нужен ли мне жаропрочный софтбокс?
Если вы пользуетесь светодиодными лампами, то заботиться о нагреве не стоит. Такие софтбоксы нужны для моноблоков и галогенных ламп. Многие софтбоксы отмечены как жаропрочные или рассчитаны на определенную мощность источника, например 250 Вт или 500 Вт. Свет выделяет тепло, которое потенциально опасно при работе с неподходящими материалами.
Галогенные осветители и некоторые моноблоки с пилотным светом могут создавать большое количество тепла. Для таких ламп указывается мощность (в ваттах). Вам нужно найти жаропрочный софтбокс, который соответствует ее значению.
Какие аксессуары могут понадобиться для софтбокса?
Для софтбоксов разработано множество аксессуаров. Одни нужны для крепления (кольца и адаптеры) другие служат для дополнительной модификации освещения (соты для направленного света, дополнительные рассеиватели и т. п.). Также вам может понадобиться замена сломанного или погнутого стержня.
Кольцо
Кольцо нужно для установки софтбокса на определенные виды осветителей (например, моноблоки).
Кронштейн
Для крепления софтбокса к накамерной вспышке понадобится специальный кронштейн.
Соты и сетки
Соты и сетки сужают световой пучок и снижают потерю (утечку) света.
Рассеиватели
Передние и внутренние рассеиватели помогают настраивать мощность рассеивания и мягкость света.
«Шторки»
«Шторки» (бленды) сужают световой поток, снижают «паразитные» засветки и блики.
Стержни
На случай, если сломается «родной».
Быстроскладная модель — нужна ли мне такая?
Сборка и разборка обычного софтбокса — занятие довольно муторное, особенно если это какой-нибудь октобокс. Вам нужно вставить все спицы в каркас, при этом из-за сильного натяжения последнюю спицу бывает довольно сложно прикрепить. Поэтому обычно такой софтбокс собирают раз и навсегда 🙂 Естественно, что хранение и портативность от такой «стационарности» конструкции пострадают. Упростят жизнь фотографам и видеографам быстроскладные софтбоксы. Как правило, в них используется тот же механизм, что и в обычных фотозонтах. Поэтому собирается и разбирается такой софтбокс за пару минут (если производитель не экономил на качестве материалов и конструкции). Минус — более высокая стоимость, а также из-за постоянной сборки и разборки спицы и сам механизм изнашиваются и ломаются чуть быстрее (чего не произойдет с обычным софтбоксом, ведь вы ни за что не захотите собирать его снова).
Какие специализированные модели софтбоксов бывают и для чего они?
Сферические софтбоксы
Сферические софтбоксы часто используют в киносъемке. Они создают очень мягкий равномерный свет, который распространяется во всех направлениях. Таким образом имитируется естественное освещение в помещении — обычно сферические софтбоксы вешают сверху над сценой.
Портретная «тарелка»
Софтбокс в стиле портретной «тарелки» — более портативный вариант по сравнению с классическим металлическим модификатором. Такие софтбоксы популярны среди портретных и фешен-фотографов: эти устройства создают уникальный световой рисунок и блики в виде колец в глазах модели. Помимо того, что подобные софтбоксы имеют преимущество в плане портативности, они также создают более рассеянный свет.
Параболические софтбоксы
По сравнению с классическими софтбоксами параболические модификаторы создают более сфокусированный свет, «окутывающий» модель. Часто используются в коммерческой и фешен-съемке, но из-за крупных габаритов подойдут не в любой ситуации.
Как использовать маленький софтбокс для портретной съемки. Урок по фотографии
Обычно я предпочитаю брать с собой минимальный комплект оборудования на съемку портретов. Если я работаю по заданию клиента или создаю стоковые фотографии, то беру с собой больше оборудования, чтобы справиться с любой сложностью, которая может возникнуть. Одним из моих любимых аксессуаров, на который я полагаюсь, это маленький портативный софтбокс для вспышки.
Использование маленького софтбокса в дневное время может выровнять тени на лице модели.
Не модифицированный свет вспышки может быть слишком жестким. Мощная вспышка из маленького источника света приводит к некрасивым теням и сильным пересветам. Не имеет значения, находится ли вспышка на камере или нет, если свет прямой и не рассеянный, результат будет выглядеть неестественно. Я экспериментировал с разными маленькими модификаторами света для вспышек и не нашел ни одного, который производил бы приятный свет, в основном по причине их размера. Они слишком маленькие, чтобы делать свет ровным и мягким.
Раскладной софтбокс
Мой раскладной софтбокс размером всего 60 см (около 2 футов) и имеет квадратную форму, легкий и портативный. Очень хорошо, когда кто-то вам ассистирует и может подержать его там, где вам нужно, но я часто закрепляю его просто на стойке. Размещение вспышки внутри софтбокса эффективно увеличивает количество исходящего света, смягченного двумя нейлоновыми рассеивателями. Свет от вашей вспышки будет хорошо рассеян, что приведет к более мягким теням и уменьшению пересветов.
Ночные портреты
Присутствие мягкого света в ночных портретах создает равномерно освещенные фотографии.
Фотосъемка портретов ночью может быть сложной задачей, особенно если вам приходится полагаться на доступный свет. Применяя источник света, который у вас есть, вы делаете ночной портрет более приятным. Часто ночью доступные источники света не обеспечивают равномерный и мягкий свет для освещения вашего объекта, и прямая вспышка приведет к плохим результатам. Использование софтбокса для смягчения света позволит избежать резких теней и пересветов.
Портреты в помещении
Добавление мягкого света с одной стороны моей модели помогло сделать сцену ярче.
Аналогичным образом, при фотографировании в помещении и использовании доступного света может быть сложно достичь хороших результатов. Применив источник рассеянного света к вашему объекту, вы сможете создавать изображения, которые выглядят естественно.
Чуть бОльшая поверхность софтбокса распространяет свет на более широкую область, поэтому затрагивается больше вашего объекта, а также немного окружающего пространства.
Правильно подобранная мощность вспышки и настройка экспозиции позволили мне хорошо передать это традиционное тайское благословение нового года.
Портреты на открытом воздухе в дневное время
Больше всего мне нравится использовать софтбокс при съемке на открытом воздухе в дневное время. Наличие дополнительного источника света, который достаточно силен, но не слишком жесткий, может помочь вам сделать портреты, которые выглядят естественно. Возможность уменьшить тени путем добавления мягкого заполняющего света даст гораздо более приятный результат, чем, когда вы используете немодифицированную вспышку или полагаетесь только на доступный свет.
Я обнаружил, что установка параметров моей вспышки вручную дает более качественные результаты, чем установка ее на TTL или другие автоматические настройки. Контроль над мощностью позволит вам сбалансировать приятный мягкий свет софтбокса и доступный свет. Это важно, если вы хотите создавать естественные фотографии. Если ваша вспышка производит слишком много или слишком мало света, она подавит окружающий свет или будет малоэффективна.
Я привык использовать внешний измеритель света для замера окружающего света, а затем настраиваю свою вспышку, чтобы получить подходящую мощность. Сейчас достаточно просто использовать информацию, которую предоставляет ваша камера на экране, гистограмму и сигнал о пересветах. Немного потренировавшись, вам не потребуется много времени, чтобы найти правильные настройки, которые обеспечат хорошую экспозицию.
Использование вспышки и софтбокса, чтобы сбалансировать контровое освещение объекта и подходящее количество рассеянного света.
Местоположение источника света и задний план
Иногда вам может понадобиться сбалансировать вспышку так, чтобы фон оставался очень ярким, а ваш объект – хорошо освещен. Вы получите такой результат, установив мощность вспышки так, чтобы она производила чуть меньше света, чем контровое освещение, и экспонируя по коже модели (которую освещает ваша вспышка).
Рассматривайте рассеянный свет вспышки в качестве второго источника света. Разместите свою модель таким образом, чтобы яркий источник окружающего света был позади, а софтбокс установите сбоку. Вы получите результат близкий к студийной съемке. Опять же, в этой ситуации баланс является ключевым. Слишком большая или слишком малая мощность вспышки создаст несбалансированный свет и неестественно выглядящую фотографию.
Заполнение интенсивным, мягким светом, когда позади вашего объекта размещен сильный источник света, может обеспечить очень естественные портреты.
На этом снимке софтбокс был помещен слева от камеры.
Модифицируйте!
Множество моих учеников избегает использования вспышки в основном из-за того, что не достигли хороших результатов. Маленький, направленный источник света вряд ли сможет обеспечить приятное освещение. Использование маленького софтбокса для модификации света вашей вспышки и умение сбалансировать доступный свет изменят ваши портреты.
Как и всегда, когда вы пробуете новую технику с незнакомым оборудованием, позвольте себе допускать ошибки. Ошибки – это прекрасный способ учиться, но не тогда, когда кто-то полагается на вас. Упражняйтесь, когда единственным последствием ошибок будет ваш опыт, а не разочарование других.
Как научиться пользоваться подобными софтбоксами на все 100%
Получаем максимум от домашней фотостудии
Снимок: James Paterson
Хотите ли вы заниматься съемкой портретов, питомцев, продуктов, еды или макро, комплект студийного освещения позволит сделать фотографии четче и профессиональнее, чего в противном случае достичь гораздо сложнее. Это открывает двери к полному контролю. Если вы только начинаете работать со студийным освещением, приготовьтесь снова влюбиться в фотографию.
Однако, поначалу освоение студийной вспышки может показаться сложной задачей. Нужно принимать много решений: какие настройки экспозиции использовать? Как расставить свет? Какие модификаторы подойдут лучше всего? Какую мощность вспышки использовать? Все эти препятствия легко преодолеть, если обзавестись некоторыми знаниями. В сегодняшней статье мы прольем свет на данную тему.
Моноблок или строб?
Жаргон студийной съемки может вызвать у новичков непонимание: студийные головки, моноблоки, моносветы, блоки питания, стробы? В целом, для начала достаточно двух вспышек-моноблоков (или «моносветов», как их называют в США). Они представляют собой индивидуальные автономные вспышки, которые объединяются в единую сеть. С другой стороны, блок питания – определенного рода контрольный центр, связывающий несколько меньших вспышек. Термин «строб» используют как нарицательное для описания разных видов вспышек. Помимо двух моноблоков, стартовый набор обычно включает в себя две стойки, синхронизирующий кабель/беспроводной триггер и такие модификаторы света, как белые и серебряные зонты или софтбокс. Именно они – ключ к успешной съемке. С помощью этих приспособлений вы получаете возможность влиять на свет и на то, как он рассеивается.
Если в наборе нет беспроводного триггера, я бы настоятельно порекомендовал им обзавестись. Синхронизирующие кабели постоянно запутываются и выпадают в самый неподходящий момент, а также о них очень легко споткнуться. Более того, у многих камер даже нет слота для подключения такого кабеля. Беспроводные триггеры – дешевый и простой вариант. Очень полезный инструмент, который у многих из нас уже есть – рефлектор. Расположив его напротив вспышки, вы рассеиваете свет, смягчая тени и сокращая контрастность. Таким образом, получается практически второй источник света.
Большинство ламп оборудованы режимом моделирующей вспышки. Снимок: James Paterson
Сколько мощности нужно?
Если вы планируете собирать базовый набор, первый вопрос будет касаться мощности. Мощность вспышки измеряется в ватт-секундах (максимальное количество ватт, которое может быть подано за 1 секунду). Студийные лампы обычно выдают от 100 Вт, если модель дешевая, до 1200 Вт для более дорогих моделей. Правильный уровень зависит от того, что вы фотографируете – в случае, когда нужно осветить большое помещение или группу людей, нужно будет минимум 800 Вт. Для домашней студии или портретной съемки, при которой фотографируют одного человека или маленькую группу, вряд ли понадобится мощность свыше 300 Вт.
По сравнению со вспышками типа «speedlight», даже маломощные моноблоки будут светить как минимум в два раза сильнее. Есть также другие преимущества. Питание от сети позволяет не беспокоиться об аккумуляторах, время перезарядки сокращается, а работать с модификаторами становится гораздо проще. Более того, моноблоки обладают удобным режимом моделирующего света. При его активации лампа начинает светить непрерывно, помогая визуализировать игру света и тени на субъекте перед тем, как делать снимок.
Управление вспышкой
Студийные вспышки обычно оборудованы несколькими простыми регуляторами. Первый –изменение выходной мощности, которая отвечает за яркость света. В большинстве моноблоков шкала варьируется от 1.0 до 6.0, где каждое число представляет один стоп света. Таким образом, значение 6.0 соответствует мощности 1/1, а 1.0 – это всё равно, что 1/32 от максимальной яркости (хотя некоторые модели позволяют выбрать значение еще ниже). Конечно, максимальная и минимальная яркость зависят от питания и наличия модификаторов.
Помимо прочего, у вспышек обычно есть функция оповещения о полном перезаряде (обычно на него требуется около половины секунды). Другая полезная кнопка – режим ведомого (Optical Slave Mode). Активируйте его на второй вспышке, и она будет срабатывать, как только увидит свет первой.
В набор начинающего обычно входит зонт и софтбокс. Снимок: James Paterson
Зачем использовать студийное освещение?
Главная причина работать со студийным освещением – качество и контроль. Мощность вспышки обеспечивает возможность снимать с низким ISO, получая максимальное качество с минимальным количеством шума. Помимо этого, дополнительный свет обеспечивает гораздо больше контроля. Вы сами решаете, как расположить лампы – сверху, снизу, спереди, сзади – всё зависит только от предпочтений и фантазии. Затем можно контролировать экспозицию. Мы сами можем решить, какой она будет, а не позволять имеющемуся освещению диктовать правила игры.
Мы привыкли адаптировать параметры экспонирования к освещению, поэтому при работе со студийным светом происходит определенный сдвиг сознания. Не учитывая некоторые отдельные случаи, мы можем выбрать любую комбинацию выдержки, диафрагмы и ISO. Если вы только начинаете, вот базовые параметры, от которых можно отталкиваться. В ручном режиме установите выдержку на 1/200 с, диафрагму на f/8 и ISO на 100. Включите вспышку и сделайте несколько пробных снимков. Если фотография получится слишком яркой или темной, просто отрегулируйте яркость света, поставив лампу ближе или дальше, либо изменив её мощность.
Чтобы определить нужную мощность вспышки, можно использовать экспонометр или ориентироваться на гистограмму камеры.
Одна лампа или две?
Поначалу идея использовать оба моноблока может показаться очень привлекательной. Однако, если вы – новичок в студийной съемке, лучше начать с одного. Приловчитесь позиционировать лампу, регулировать мощность и экспозицию; затем, когда освоитесь, начинайте экспериментировать с двумя. При работе с двумя и более вспышками очень полезной практикой будет «построить» освещение, делая пробные снимки с одной включенной лампой за раз. Таким образом вы увидите, как каждая вспышка влияет на общий результат, и можете быстрее добиться гармоничного освещения. Овладейте этой техникой и для вас откроется мир бесконечных возможностей.
Простая лампа (слева), софтбокс (середина) и зонт (справа). Снимок: James Paterson
Лампа, софтбокс, зонт
Главная причина работать со студийным освещением – наличие огромного количества модификаторов, позволяющих влиять на характер света. В базовый набор обычно входит софтбокс и зонт, но при это всегда есть вариант фотографировать без них. При съемке с «голой» лампой источник света очень маленький, как полуденное солнце на безоблачном небе. Свет в результате получается очень резким. Обратите внимание, как на фотографии слева получились глубокие тени под подбородком. Добавив зонт или софтбокс, мы увеличиваем размер источника света, делая его более рассеянным, а тени мягкими. Победителем здесь можно считать софтбокс, поскольку тени мягкие, но при этом не теряют контуры. Гораздо сложнее контролировать рассеивание света при использовании зонта, поскольку он отражается ото всех окружающих стен и поверхностей, полностью заполняя тени.
10 советов для съемки со вспышкой
1. Расстояние влияет на мощность. Вдвое уменьшив расстояние между вспышкой и субъектом, вы вчетверо (или на два стопа) повышаете мощность света.
2. Расстояние и качество. Изменение расстояния до источника также влияет на его размер по отношению к субъекту – чем он дальше, тем грубее качество света.
3. Остерегайтесь спада. Спад вспышки – это разница в мощности по всему субъекту. Она становится более заметной, когда лампа расположена очень близко.
4. Обращайте внимание на блики. Если понаблюдать за работами других портретных фотографов, можно заметить, что зачастую в глазах моделей есть блики, по которым можно определить расположение, количество и вид используемых вспышек.
5. Отражайте вспышку. Помните, что помимо использования таких модификаторов, как зонты и софтбоксы, свет можно смягчить, отразив его от стен или потолка.
6. Выдержка и вспышка. Выдержка не имеет никакого отношения к экспозиции вспышки, она влияет только на рассеянный свет. Если сомневаетесь, ориентируйтесь на 1/200 с.
7. Для рассеивания нужно больше мощности. Любой модификатор, расположенный между источником света и субъектом – будь это зонт или софтбокс – ослабляет свет, поэтому не забывайте соответствующим образом повысить мощность.
8. Растушуйте свет. Попробуйте растушевать свет, повернув вспышку под углом вместо того, чтобы направлять её перпендикулярно; это создает приятный «огибающий» эффект.
9. Перезарядите вспышку после изменения мощности. Снизив мощность вспышки, кликните по кнопке Тест, чтобы перезарядить её и сбросить прошлые настройки.
10. Ставьте свет ближе. Поставив несколько вспышек рядом, вы превратите их в один большой источник света по отношению к субъекту, в результате чего получится более мягкий и приятный свет.
Многообразие обычного софтбокса
Снимок: James Paterson
Подсветка сверху
Всего один софтбокс может обеспечить большое количество разных схем освещения в зависимости от его расположения и мощности. Здесь он направлен сверху-вниз прямо на лицо. Иногда это называют «свет бабочка», поскольку тени на носу по форме немного напоминают бабочку.
Снимок: James Paterson
Снимок: James Paterson
Подсветка
На этот раз софтбокс расположен слева от субъекта, освещая сторону лица, находящуюся дальше от камеры. Этот вид называют «короткий свет» (в противовес «длинному», который располагается спереди). С такой расстановкой получаются снимки в стиле «низкий ключ». Фон очень затемняется, поскольку вспышка направлена в сторону от него.
Снимок: James Paterson
Снимок: James Paterson
Высокий ключ
Софтбокс также может выступать в роли фона для съемки в высоком ключе. Свет огибает контуры лица, создавая привлекательные линии вокруг щек. Если спереди лицо выглядит слишком темным, его можно осветлить, расширив диафрагму и отразив часть света с помощью рефлектора.
Снимок: James Paterson
Снимок: James Paterson
Силуэт
Этот эффект похож на предыдущий, только на этот раз софтбокс направляется на фон. Если есть желание, можно сделать диафрагму немного шире, осветлив субъект, или наоборот экспонировать по фону, получив практически эффект силуэта.
Снимок: James Paterson
Снимок: James Paterson
Боковое освещение
При такой расстановке освещается только одна половина лица, а другая оказывается в тени. Иногда это называют «разделенным освещением». Обратите внимание, насколько подчеркнутой стала текстура кожи. Из-за этого портрет получился немного грубее.
Снимок: James Paterson
Снимок: James Paterson
Подсветка снизу
Разместив софтбокс ниже уровня подбородка, вы получите эффект «фильма ужасов». Мы привыкли, что свет падает сверху, поэтому в противном случае он выглядит неестественно вне зависимости от того, стоит субъект или лежит.
Снимок: James Paterson
Список оборудования
Моноблоки. Это вспышки с питанием от сети. Имея больше мощности по сравнению со вспышками типа «speedlight», они позволяют работать с режимом моделирования. В комплекте идут стойки и специальные крепежи, с помощью которых очень легко монтировать различные модификаторы.
Зонт. Рассеивает и распространяет свет по комнате. Вспышку можно направить прямо на зонт, либо повернуть её под углом, чтобы часть света отражалась обратно. Очень полезный инструмент для съемки интерьеров и портретов. Однако, свет контролировать довольно трудно.
Софтбокс. Смягчает и рассеивает свет, практически как окна в комнате. Создает привлекательные прямоугольные блики в глазах. Похож на белый зонт, но игра света и тени гораздо легче поддается контролю.
Синхронизирующий кабель/беспроводной триггер. Подключите его к камере, чтобы вспышки срабатывали в нужное время. Все студийные вспышки обладают режимом ведомого. Это означает, что при срабатывании одной, сработают и остальные.