Как надеть нагрудник на лошадь
Как надеть нагрудник на лошадь
Как выбрать нагрудный ремень, зачем он нужен и как его правильно крепить?
Как выбрать нагрудный ремень?
Озадачены тем, как выбрать или подогнать нагрудный ремень для вашей лошади, или задумываетесь, нужен ли он вообще?
Триша Брейсгедл, Старший технический специалист по сёдлам из английской компании Хильдерик Сэддлз, имеет большой опыт в подборе и подгонке сёдел и других конных принадлежностей. Кто, как не она, может дать дельные советы по этой части?!
Хотя существует большое количество разновидностей нагрудных ремней, каждый из них можно отнести к одному из пяти типов:
— 3-точечные;
— эластичные конкурные;
— охотничьи;
— охватывающие грудь;
— 5-точечные.
Почему мы используем нагрудные ремни?
Существует ряд соображений, по которым всадники решают использовать нагрудные ремни. Одни из них поступают также, как делают все. Другие руководствуются соображениями безопасности и стабильности. Также имеются всадники, которые используют нагрудные ремни для предотвращения ухода седла назад или вращения в случае несчастного случая.
Правильная подгонка нагрудного ремня обязательна, иначе это может привести к проскальзыванию седла.
Если седло движется вперед, то это может происходить по следующим причинам:
— нагрудный ремень затянут слишком туго;
— такие особенности строения лошади, как высокий круп или выпуклая средняя часть туловища/избыточный вес;
— неподходящее седло, создающее «мост»;
— неправильные опорные точки крепления подпруги к седлу; в Европе приструги перешивают индивидуально под лошадь, если нет достаточного прилегания (до затягивания подпруги седло выглядит подходящим, но после затяжки оно смещается вперёд);
— неподходящая подпруга.
Такой вид крепления нагрудного наиболее распространен, но от него больше вреда, чем помощи
Почему седло движется (уходит) назад?
Возможными причинами этого являются:
— нагрудный ремень слишком ослаблен;
— строение лошади таково, что ничего не сдерживает движение назад, т. е. отсутствует выпуклая средняя часть тела и имеются широкие плечи;
— неподходящее седло;
— неправильные опорные точки крепления подпруги к седлу (смещены вперед);
— неподходящая подпруга.
Необходимо помнить, что правильная посадка невозможна при смещённых точках крепления подпруги к седлу (если седло недостаточно притягивается подпругой спереди ли сзади, либо с обоих сторон, тогда приструги нужно переставить), неподходящем нагрудном ремне и неподходящей подпруге.
Что неправильно?
Посмотрите на линию подпруги этой лошади. Под таким углом подпруга должна крепиться к седлу. У данной лошади нет выпуклой средней части туловища (заметного перехода из средней части в заднюю). Поэтому и мышцы плеч, расположенные впереди линии подпруги будут толкать подпругу и седло назад. Подпруга должна крепиться к седлу под указанным углом, а нагрудный ремень должен удержать ее в такой позиции.
Подпруга должна лежать в проеме от конца задней части плече-грудных мышц до середины корпуса, в том месте, где происходит расширение к задней части корпуса (это можно почувствовать, как преграду для движения подпруги).
Если подпруга близко смещена к передней части, она будет сдвигаться с указанной позиции и, таким образом, всадник будет терять баланс, что скажется в работе лошади.
На этой лошади седло будет уходить назад. Нагрудный ремень установлен так, чтобы удерживать седло в нужном положении. Вы можете увидеть, что нагрудный ремень крепится к подпруге под ногами, по бокам и на самом верху. У него есть упругие вставки с двух сторон, которые дают свободу поверхности кожи при движении. Нагрудник не должен висеть между ноги или шлепать вокруг шеи лошади. Если он закреплен неправильно, то это делает бессмысленным его назначение. Нагрудник закрепленный, как показано на фото, не будет давать седлу съезжать назад. На фото вы можете видеть, что плечо освобождено для работы. Боковые крепления не будут мешать и защемлять кожу плеч при подъеме передних ног.
На этом примере я хочу показать, что неправильно крепить нагрудник к кольцу D на седле, он будет тянуть седло вниз в передней части, даже при свободном креплении. Это не поможет при езде всаднику и вызовет дискомфорт у бедной лошади.
Если часть крепления нагрудника под ногами слишком свободна, нагрудник будет смещаться и соскальзывать назад. Тогда это затронет баланс седла, что показывает вам, как плохо подогнанный нагрудник может повлиять на положение седла и сделать его не уравновешенным, если даже седло хорошо подогнано по лошади.
Под хорошо подогнанный нагрудник можно поместить ладонь и провести по коже лошади. Он всегда сможет вернуть седло в исходную позицию и не даст ему уйти назад.
Как надеть нагрудник на лошадь
Все снаряжение верховой лошади можно подразделить на три группы:
Трензельное оголовье (уздечка)
Для управления лошадью используются трензельные или мундштучные оголовья.
Трензельное оголовье состоит из системы ремней: двух нащечных (5), суголовного (затылочного) (1), налобного (2), подбородного (6), повода, капсуля (3) и трензеля (4). В различных конструкциях оголовьев те или иные ремни могут отсутствовать.
В область беззубого края челюсти вкладывают трензель (удила), состоящий из грызла и двух металлических колец. Воздействие грызла на язык, челюсть и губы лошади дает возможность управлять ее головой, шеей и плечами, замедлять и прекращать движение.
Есть разные конструкции удил, но грызло всегда состоит из двух или трех частей. Иначе лошадь может легко закусить удила — захватить их зубами, и тогда она перестанет повиноваться всаднику. Для передачи команд через удила всаднику служат поводья. Левый и правый повод крепятся к кольцам трензеля с помощью пряжек. Поводья изготавливают из кожи или тесьмы.
Спортивные седла
Они должны максимально облегчить передвижение лошади на всех аллюрах и при прыжках. Спортивные седла подразделяются на седла для конкура, троеборья, для высшей школы верховой езды (выездка), вольтижировки (на них выполняют специальные гимнастические упражнения) и для обучения верховой езде (учебные седла). Учебные седла более просты по своей конструкции и обычно изготавливаются из дешевых материалов.
Спортивное седло состоит из ленчика, двух крыльев, двух подкрылков, сиденья, двух подушек, подпруги, четырех или шести приструг, двух и, двух стремян, двух шнеллеров и потника.
Ленчик изготавливают из металла. Он является твердой основой всего седла и состоит из двух лавок, скрепленных металлическими дугами. Эти дуги называются передней и задней лукой. Длина ленчика зависит от вида седла.
Крылья и подкрылки изготавливаются из кожи. Они служат для предохранения ног всадника от прикосновения с подпругами, пристругами и пряжками, прикрывают потник. У седел для высшей школы верховой езды крылья опущены вертикально вниз.
Сиденье делают из кожи. Оно дает возможность всаднику занять правильное и удобное положение на спине лошади.
Подушки изготавливают из плотной материи и набивают шерстью. Располагают их под сиденьем; они прилегают к телу лошади по обе стороны ее позвоночника, помогая избежать воздействия на него.
Потник делают из толстого войлока. Он смягчает давление седла и подушек на тело лошади, препятствует образованию потертостей, впитывает пот во время работы лошади. Под потник подкладывают вальтрап прямоугольный кусок белой полотняной ткани размером 70 х 80 см. Вальтрап предохраняет кожу лошади от загрязнившегося потника. Он не является частью седла.
Подпруги изготавливают из тесьмы или кожи. Современное спортивное седло чаще всего имеет одну подпругу, которая с помощью пряжек и приструг плотно охватывает снизу и с боков тело лошади, не давая седлу сползать вбок и перемещаться вдоль спины.
Стремяна изготавливают из металла и подвешивают на кожаный ремень с пряжкой, называемый путлищем. Путлище продевают в шнеллер — специальное металлическое приспособление с замком. Длину путлища можно менять, подгоняя ее по длине ног всадника. Стремена служат всаднику дополнительной опорой.
Иногда к спортивным седлам ошибочно причисляют скаковые седла — максимально облегченные, предназначенные для скачек на ипподромах. Но ипподромные скачки не являются классическим видом конного спорта, и поэтому скаковые седла (рабочие и призовые) следует отнести к специальному типу.
Мартингал
К уздечке иногда пристегивают мартингал. Так называют приспособление, которое не дает лошадям, очень высоко задирающим голову, поднимать ее выше определенного уровня. Если лошадь задирает голову, ею трудно управлять, а откинув голову назад, она может ударить затылком всадника. Один конец мартингала крепится к подпруге седла; через кольца двух других свободно пропускаются поводья. При обучении верховой езде применяют вспомогательные средства управления лошадью: хлыст, шпоры, корда и бич.
Хлыст
Это достаточно гибкий прут длиной 50 — 70 см и толщиной 1 см. На конце хлыста для смягчения удара укреплена хлопушка. Сев на лошадь, хлыст держат в правой руке опущенным вниз. Мягким прикосновением хлыста к боку лошади всадник указывает ей, что она не выполнила его требование. Для многих лошадей вполне достаточно одного ощущения хлыста в руке всадника.
Корда
Во время приручения лошади, обучения ее прыжкам, приемам выездки, а также при ее разминке пользуются кордой — тесьмяной гладкой лентой длиной 10 — 15 м и шириной 4 см. На одном ее конце имеется ремень, застегивающийся на пряжку, а на другом — петля длиной около 20 см. Когда корда применяется при разминке лошади в манеже, спортсмен пристегивает корду к правому или левому кольцу трензеля и отходит от животного на несколько метров, распуская ленту корды. Затем он пропускает одну руку в петлю, а другой регулирует натяжение корды. Хорошо выезженные лошади двигаются по кругу на любом аллюре, подчиняясь командам спортсмена, громко и отчетливо произносимым вслух: «Шаг!», «Рысь!», «Галоп!». При движении лошади налево корду держат в левой руке, при движении направо — в правой.
Шамбарьер
Для регулирования движения на корде молодых, ленивых и непослушных животных, при обучении лошадей прыжкам через препятствия и основным элементам выездки применяют Шамбарьер.
Попона
Для предохранения лошади от переохлаждения применяют попону, а для предотвращения травм во время тренировок и соревнований — бинты, ногавки и резиновые кабуры.
Используется при перевозках лошадей, резком понижении температуры в конюшне, для защиты разгоряченной лошади и для согревания больной. Изготавливается она обычно из шерстяной ткани и с помощью застежек крепится на теле лошади.
Бинты
Специальные хлопчатобумажные бинты применяются для бинтования ног лошади. Они предохраняют сухожилия и связки от растяжений.
Ногавки
Чтобы избежать ушибов и других повреждений ног лошади, часто поверх бинтов накладывают на пясти кожаные ногавки. На ноге ногавка застегивается или зашнуровывается.
Резиновые кабуры
Для предохранения венчиков ног от зарубок (ссадины и раны при ударе копытом или подковкой одной ноги по венчику другой во время движения лошади) на копыта натягивают резиновые кабуры.
Как запрячь лошадь?
Для того, чтобы запрячь лошадь, крепим элементы в таком порядке: уздечка, хомута, седелка, шлея, чересседельник и подбрюшник, дуга, хомут, заправляем ремни, крепим повода, крепим вожжи.
Более подробно в нашей статье.
Кратко о том, из чего состоит упряжка
Упряжь для животного подбирается на индивидуальном уровне – она не должна создавать болевые и дискомфортные ощущения. Вмещает в себя несколько элементов, которые исполняют определенные функции.
Уздечка
Это сложнейшая конструкция, состоящая из нескольких деталей:
Недоуздок
Этот элемент выполняет функцию уздечки, но только в том случае, когда лошадь находится в распряженном виде. Недоуздок представляет собой ремень, охватывающий морду животного внизу и вверху.
К нижней части крепится кольцо, на которое устанавливается поводок. В момент запряжки недоуздок снимается.
Основное назначение шор – ограничение обзора лошади по сторонам. Они устанавливаются на внешнюю сторону глаз так, чтобы их расположение было немного ниже уровня зрительных аппаратов.
Прикрепляются посредством держателей. Особенно важно использовать шоры, когда конь передвигается по автомагистрали. Это снижает риск испуга животного.
Вожжи
При помощи вожжевых деталей осуществляется управление лошадью. Они закрепляются к удилам, удерживаются возницей.
Хомут
Хомут запрягается только в том случае, если лошадь должна тянуть воз, так как главным предназначением элемента является передача тяговой силы от коня тележке.
Сделан хомут из таких деталей:
Хомут должен прилегать к телу достаточно плотно, но так, чтобы конь мог беспрепятственно дышать. При помощи этого элемента сила животного используется наиболее эффективно, а также отсутствует вибрация при движении телеги на неровной поверхности.
Оглобли
Это деревянные направляющие, которые крепятся к вертикальным дугам в виде полукруга. Оглобли напрямую взаимосвязаны с хомутом.
Гужи представляют собой ременные петли, которые подвязывают оглобли к хомуту. Благодаря гужам обеспечивается точное положение оглоблей (исключается отклонение по сторонам), поэтому длина должна быть одинаковой.
Специалисты настоятельно рекомендуют смазывать гужевые детали дегтем, что не даст возможности влажности накапливаться в них (из-за чего они разрушаются).
Седёлка и подпруга
При помощи подпруги и седёлки закрепляется оглобель. Используется ремень повышенной прочности, который проходит через кольца (по нижней и верхней части крупа) и подвязывается к 2-ум оглоблям.
Данный элемент располагают по туловищу через кольца ‒ сверху, снизу, по бокам. Вверху обязательно подкладывается мягкая войлочная ткань для снижения трения. После крепления седёлки подпруга затягивается снизу.
Намордник и воротник
Указанные элементы применяются только в случае необходимости. Обычный намордник надевают на морду лошади спереди, после чего крепят ремнем, расположенным за ушами.
Воротник крепят к шейной области коня, после чего расширяют по переднему направлению. При этом животное не сможет смотреть по сторонам.
Какие бывают запряжки?
Оглобельно-дуговая запряжка
Данный способ запрягания коней идеально подходит для одноконной русской телеги. Для запряжки понадобится хомут, шлеи, супони, сидёлка, чересседельник, дуга.
Процесс снаряжения амуниции:
Полезные рекомендации:
Постромочно-дышловая
Такая запряжка применяется при паре коней, которые используются в сельском хозяйстве. Обязательное условие – наличие дышла на телеге. Это одна оглобля, расположенная точно по центру, к которой пристегивают лошадей по отдельности. Дополнительно берут нагрудник, постромки, нашильник.
1 — кочеток; 2 — вага; 3 — валек; 4 — постромка; б — передняя вага; 6 — нашильник; 7 — нагрудник; 8 — дышло.
Процесс запряжки:
Постромочная
Данный метод запряжки считается простейшим и самым быстрым. Здесь не понадобится ни дышло, ни дуга, ни оглобля. Поэтому способ носит и другое название – пристяжка.
Спектр применения широкий – тележка, плуг, борона, экипаж. Постромочная упряжь напоминает оглобельно-дуговую запряжку. Основана на накладывании шлеи и пристёгивании ремня за воз (для этого есть специальное кольцо).
Еще существует смешанный тип запрягания лошади, суть которого заключается в использовании одновременно нескольких видов запряжки. Применяется преимущественно для телег с грузами и людьми.
Как правильно запрячь в сани или телегу?
Процесс запрягания лошади состоит из нескольких этапов, которые имеют свои особенности:
Если что-то осталось непонятым, посмотрите видео:
Парная запряжка
Парная упряжка всегда пользовалась повышенной популярностью, особенно в России. Её предназначают для прогулок и сельскохозяйственных нужд.
Имеет свои особенности запрягания:
Как приучить лошадь к упряжке?
Каждая лошадь нуждается в приучении и особенно в привыкании к упряжке. На это может уйти достаточно много времени, так как процесс проводится последовательно.
Специалисты рекомендуют придерживаться следующих правил:
Чтобы животное во время запрягания не испытывало мук длительное время, обязательно изучите инструкцию, как правильно и быстро это делать.
На первых этапах, если вы новичок, обязательно воспользуйтесь услугами инструктора, который расскажет и покажет, как запрягаются кони.
Как распрягать коня?
Лошади распрягаются всегда в обратной последовательности в зависимости от применяемого метода. А именно:
Важным правилом является уход за лошадью после распрягания. Для этого при жаркой погоде вытирается пот, во время холодов тело накрывается попоной. После этого нужно покормить лошадь и дать полноценно отдохнуть.
Запрягать и распрягать коней – процесс длительный и сложный. Но освоить основную технику под силу каждому коневоду.
С течением времени данные манипуляции войдут в привычку, после чего человек будет выполнять каждый этап автоматически. Главное – не причинить боль и вред лошади, так как в следующий раз она станет протестовать.
Амуниция и снаряжение: средства предохранения лошади
Снаряжение верховой лошади можно подразделить на три группы: средства управления лошадью, средства предохранения лошади и средства, обеспечивающие наиболее удобное и правильное положение всадника на лошади.
Попона от переохлаждения
Применяется для предохранения лошади от переохлаждения. Попоны используют при перевозке лошадей, при понижении температуры, как на улице, так и в конюшне, а так же для защиты разгоряченной лошади и для согревания больной.
Видов попон существует множество: летние, зимние, денниковые, прогулочные, транспортные, промокаемые, непромокаемые, “москитные”, надеваемые на седло или на тело лошади и т.д. Но в любом случае попона должна идеально подходить по размеру конкретной лошади, это как раз тот случай, когда нельзя полагаться на выражение “больше – не меньше”. И в деннике, и в леваде необходимо закреплять все ремни на попоне, в том числе не забывать и про подхвостный ремешок.
Это необходимо для того, чтобы попона хорошо сидела на лошади и не съезжала на одну сторону, что может привести к испугу лошади или к тому, что лошадь может наступить на попону, порвать ее, а некоторые животные и вовсе имеют привычку стягивать с себя попону зубами. Для дополнительного утепления под попону можно подложить чепрак (суконная или ковровая накидка, покрывающая спину лошади, обычно используется под седло).
Капор: продолжение попоны
В случае если нужно согреть не только корпус лошади, но и шею, используют попону с капором, который является продолжением попоны и закрывает шею до затылка. Крепится капор к затылочному ремню уздечки или недоуздка и имеет застежки на шее.
Капор бывает и отдельно от попоны. В этом случае он может закрывать либо только шею, либо еще и голову лошади почти целиком (тогда у него есть прорези для глаз). Изготавливается он обычно из грубошерстного сукна, обшитого по краям сатином. Однако сегодня можно найти капор практически из любого материала.
Защитная маска для глаз
Надевается на голову лошади и используется для защиты глаз лошади от насекомых, как на пастбище, так и в стойле. Изготавливается из полупрозрачных (дышащих) материалов. Бывают также и маски закрывающие уши.
Вальтрап: покрывало под седло
Представляет собой прямоугольное “покрывало” из сукна или другой плотной ткани, которое подкладывают под седло. Шьют вальтрап таким образом, чтобы его верхняя линия была несколько приподнята с одной стороны, этой стороной вальтрап кладется к холке. Служит он для впитывания пота, а также как защита спины лошади. Однако только хорошо подогнанный вальтрап будет предохранять спину лошади, в противном же случае у лошади появятся ранки или потертости.
Кроме того, некоторым лошадям необходимы терапевтические вальтрапы, с гелевыми или поролоновыми прокладками, но некоторые из них настолько тяжелы и плотны, что порой только усугубляют жару, от которой должны были бы спасать. Вальтрап также может использоваться как эстетический элемент, украшение.
Бинты от растяжений
Специальные хлопчатобумажные бинты накладываются на область пясти и плюсны лошади. Они защищают сухожилия и связки от растяжений и облегчают нагрузки при резвой или продолжительной работе.
Бинтовать ноги лошади нужно аккуратно и осторожно, т.к. если бинты окажутся перетянуты, то нарушится кровообращение, а если они будут завязаны слабо, то могут съехать или размотаться, что в свою очередь может привести к падению лошади.
Ногавки для защиты ног
При неправильной ковке и расчистке копыт, а также в связи с недостатками экстерьера, многие лошади засекаются, т.е. бьют копытом одной ноги по внутренней поверхности бабки или путового сустава другой ноги. В этом случае для предотвращения травм используют ногавки. Защищают они и от травм во время соревнований, тренировок и при езде по сильно пересеченной местности.
Представляют собой специальные широкие “браслеты” из синтетических материалов или кожи на мягкой подкладке, надеваемые на ноги лошади, где они застегиваются или зашнуровываются. Существуют ногавки разных вариантов конструкции – запястные, путовые, засечные, для задних и передних ног, защищающие от ударов спереди, сзади или сбоку, и подбираются на каждую лошадь индивидуально.
Кабуры для защиты копыт
Для защиты венчиков ног от зарубок, которые возникают при ударе копытом или подковой одной ноги по венчику другой, на копыта надевают кабуры (“ботинки” без подошвы), изготовленные из кожи или плотной резины.
Для предохранения подошвы копыт, либо для удержания компрессов и повязок, на копыто могут одеваться специальные башмаки.