Как набрать учеников на репетиторство
Каналы для поиска учеников онлайн
Каждый, кто занимается репетиторством онлайн, однажды задавался вопросом: где найти учеников? Даже если с сентября по май у вас расписан каждый час, то в период летних каникул возможно наступление «низкого сезона», а это не всегда может вписываться в ваши планы. Сегодня рассмотрим основные каналы для поиска учеников, которыми вы можете воспользоваться.
«Сарафанное радио»
Во-первых, убедитесь, что ваше окружение знает, что вы преподаватель. Не стоит недооценивать силу воронки «друзья моих друзей». Зачастую, первые ученики на удаленке появляются именно так: кто-то из родственников ваших друзей ищет репетитора английского, им передают ваши контакты. Они, довольные занятиями с вами, рекомендуют вас своим друзьям, а те своим друзьям.
Заручитесь поддержкой нынешних учеников и воспользуйтесь возможностями соцсетей! Запустите челлендж: пусть отрывок вашего с ними урока появится на их страничках — это поможет привлечь внимание.
Биржи репетиторов
Платформ, на которых люди ищут репетиторов, сейчас великое множество. Мы составили короткий список из тех, которые действительно работают:
Совет: досконально изучите условия платформы до начала работы с ней. Большинство бирж взимают процент со стоимости ваших уроков. Условия у всех различаются, поэтому наведите справки, почитайте отзывы и посмотрите обзоры на ютуб до того, как возьмете себе ученика.
Объявления
Действенный способ — разместить информацию о себе, своих услугах и ценах на сайтах с объявлениями, например, на Avito, Яндекс.Услугах, YouDo. Их преимущество в том, что можно и самим искать интересующие вас предложения и откликаться на них, предлагая условия сотрудничества.
Группы в социальных сетях
Во ВКонтакте, Телеграме и Facebook есть тематические группы, связанные с репетиторством английского — в них проще всего разместить объявление о своих услугах, однако из-за высокой конкуренции оно может не получить должного отклика. Попробуйте лучше разместить короткие посты о себе в группе своего города, университета, колледжа или школы. Некоторые группы могут попросить оплату за рекламный пост. В этом случае обратите внимание на ее охват и потенциальную эффективность: если аудитория достаточно велика и активно откликается на посты, то можно пробовать.
Личная страница или блогинг
Ресурсозатратный, но самый действенный способ не только привлечь учеников, но и зарекомендовать себя как эксперта. Учителя английского часто ведут собственные блоги, чаще других предметников. Посмотрите уже существующие примеры учительских блогов, например, Peshenglish, блог Татьяны Фанштейн или школу Артема Морозова. Подумайте, какой хотели бы видеть свою страницу? Какие услуги хотели бы предложить подписчикам — частные уроки, разговорные клубы, грамматический чат? Вариантов много!
Подробно о том, как создать свою страницу, мы писали в статье я о личном бренде преподавателя.
Совет: не стесняйтесь просить у своих учеников отзывы на ваши уроки! Это очень поможет вам при развитии собственной страницы в соцсетях.
Как я запустила групповые занятия по французскому языку без лишней административной суеты
Личный опыт читательницы Т—Ж
Этот текст написал читатель в Сообществе Т—Ж. Бережно отредактировано и оформлено по стандартам редакции.
Многие репетиторы сталкиваются с вопросом: как развиваться в профессии? Вот я работаю, у меня много учеников, все хорошо. А как зарабатывать больше и пробовать что-то новое?
Простой ответ вроде «Вам нужно открыть свои курсы или онлайн-школу» подходит далеко не всем. Многие преподаватели хотят просто делиться знаниями по своему любимому предмету и не уходить с головой в административную деятельность.
Это был и мой случай, поэтому однажды я решила попробовать что-то среднее — лайт-вариант для тех, кто категорически не хочет превращаться из преподавателя в администратора. Надеюсь, что мой опыт поможет тем, кто хочет работать на себя не только индивидуально, но и в группах и при этом не готов создавать сложную структуру курсов или школы, которая будет требовать огромного внимания.
С чего все начиналось
Я собрала группы желающих учить французский и занималась с ними очно в Москве в 2016—2018 годах. В тот момент я ушла из всех учебных заведений и работала только как частный репетитор. Причина: мне хотелось самой отвечать за своих учеников, их учебный план и прогресс, а также за свою нагрузку и финансы. В общем, не коллективный я человек.
У меня было до 20 учеников, причем самых разных — от второклассников, которым требовалась помощь по школе, до взрослых с высоким уровнем знания языка. Также я занималась подготовкой к экзаменам: ОГЭ, ЕГЭ, международным сертификатам по французскому — DELF, DALF. В среднем выходило 1—2 урока в неделю с одним учеником, в день получалось 4—5 занятий. Все уроки я проводила в Москве, онлайн-занятия я тогда не вела.
Это был период, когда я еще не определилась, в какую именно сферу хочу углубиться, оттого и получился такой разброс. На самом деле пытаться преподавать всем подряд — не лучшая стратегия. Надо делать выбор, ведь у каждой группы своя специфика. Сейчас я приняла решение сосредоточиться на серьезном изучении языка и подготовке к экзаменам, поэтому работаю намного меньше. Но тогда я была занята целыми днями без выходных. И при этом еще умудрялась чувствовать, что мне все-таки не хватает преподавания в группе.
Я знала, что представляет собой управление и что директор не просто сидит и подставляет руки, чтобы ловить деньги.
Например, во время работы преподавателем в университете я занималась организацией студенческого обмена и языковых стажировок во Францию. Это работа с большим количеством людей и довольно хлопотное дело. Сначала нужно было найти группу студентов, желающих участвовать в мероприятии, объяснить им правила, проследить, чтобы они собрали документы для визы. Потом надо было купить всем билеты, а для этого — собрать паспортные данные. И еще параллельно приходилось оформлять программу в университете, ведь студенты не могут просто так уехать и пропустить свои занятия. Так что я примерно представляла себе работу организатора.
Моя финансовая грамотность в то время была на нуле, я даже не знала, сколько зарабатываю. Мои уроки стоили 1000 Р для учеников, с которыми я занималась давно, и 1500 Р для тех, кто начал работать со мной совсем недавно. В целом я до сих пор так и живу — как можно дольше тяну с повышением цен для старых учеников. Считаю, что это справедливо.
Доход от частных занятий составлял около 100 000 Р в месяц. По моим ощущениям, я неплохо зарабатывала, но это давалось большим трудом: я работала с утра до вечера и без выходных, много времени тратила на подготовку.
Чего я хотела от групп?
Поиск аудитории для занятий
Я находила варианты небольших комнаток для занятий, но минимум за 20 000 Р в месяц. За свои аудитории на час я платила меньше 10 000 Р в месяц. Кроме того, я подозревала, что при аренде помещения на постоянной основе за ним надо следить: проводить уборку, отвечать за пожарную безопасность и прочее. В моем варианте я просто приходила, проводила уроки и уходила домой.
Я искала подходящие помещения в поисковике. В итоге выбрала две аудитории по следующим параметрам:
Мне удалось найти два помещения и договориться о почасовой аренде, для этого я просто написала сообщение арендодателям.
Первое помещение — две аудитории на «Белорусской», от метро всего минута. Здесь проходили курсы для бухгалтеров, и директор сдавал аудитории на время, пока у него самого нет занятий. Одна из них, большая и светлая, была рассчитана человек на 20 — это была самая удобная аудитория из всех, в которых я занималась. Тогда ее стоимость составляла 500 Р в час. Вторая аудитория — маленький «предбанник» без окон, но с хорошими столами, где могли удобно работать четыре ученика и преподаватель.
Второе помещение, которое я нашла, находилось в 8 минутах от станции «Сухаревская». Аудитории были намного проще: дешевый ремонт, полуподвальное помещение. Но все необходимое было: мебель, доска, электрический чайник. Я снимала эти аудитории в выходные, но иногда приезжала в будни вечером, если нужно было провести частное занятие, а подходящего места не было. Стоимость была такая — 200 Р за час в будни и 250 Р за час в выходной.
Я договорилась с арендодателями обоих помещений. Никаких бумаг мы не подписывали, все было только на словах. Я даже не видела их собственные документы, подтверждающие право на распоряжение этими помещениями. Но мне казалось, что я ничем не рискую: в крайнем случае потеряю часовую стоимость аренды, если, например, кто-то придет и выгонит нас с учениками. Хотя ничего подобного ни разу не случилось.
В итоге теперь у меня было помещение для занятий, причем я легко его нашла.
Поиск желающих заниматься и формирование группы
Рекламные объявления в социальных сетях. Чтобы найти желающих заниматься в моих группах, я использовала рекламу во «Вконтакте». В тот момент у меня было два сообщества, посвященных изучению французского языка и поездкам во Францию, которые я организовывала. Всего на обе группы было подписано 1400 человек. Я чувствовала воодушевление, поэтому у меня получилось написать очень искренний текст о себе и причинах, по которым я хочу заниматься с группой. Я разместила его в своих сообществах.
И на мое объявление многие откликнулись! Благодаря этому размещению ко мне на занятия записалось 10 человек. Вообще, мое первое объявление и эта реклама принесли мне основную часть учеников.
Затем я договорилась о рекламе в огромном паблике на тему домашнего уюта и готовки — такая страничка для женщин на 3 млн подписчиков. Мне казалось, что среди них найдутся желающие учить французский, к тому же я хотела, чтобы хотя бы с несколькими группами можно было заниматься в будни днем. Реклама стоила 3000 Р и ничего не принесла.
Только один человек написал мне по этому объявлению, но после моего ответа сразу пропал.
Я сделала следующие выводы:
Сарафанное радио. Еще я рассказала о группах всем своим ученикам, но никто не заинтересовался. Те, кто занимается индивидуально, вряд ли захотят переходить в группы, если их специально не уговаривать. Как я уже написала, это совершенно разные виды работы. Я никогда не давила на учеников, поэтому просто поставила их в известность.
Кроме того, летом 2016 года я проводила бесплатные и условно бесплатные уроки французского для всех желающих в антикафе. Некоторые ученики заинтересовались группами и действительно пришли заниматься. Но их было немного: этот канал привлечения принес мне двоих человек.
Платное тестирование и правила группы
Я сразу решила, что ничего бесплатного у меня больше не будет, даже за тестирование нужно будет отдать символическую сумму. Как раз перед тем, как начать работать с группой, я провела много бесплатных занятий, и теперь мне больше не хотелось предлагать ничего за так.
Когда я давала бесплатные уроки французского в антикафе, то писала объявление в своих группах во «Вконтакте» и приглашала людей, например, на занятие по разговорной речи. Для этих уроков я придумала несколько игр. Одна из них — поиск преступника: каждый ученик получал карточку со своим персонажем и его историей, а потом мы вытягивали карточки «на убийцу». В общем, в процессе занятия ученикам нужно было друг друга опрашивать: кто что делал, кто что видел. С точки зрения языка это отработка прошедшего времени.
Сначала эти уроки были бесплатными, но ученикам все равно нужно было оплачивать свое пребывание в антикафе. Затем я стала брать по 250 Р с человека за урок. Тогда и заметила, что многие не готовы платить за подобные мероприятия: количество участников сразу резко сократилось. Иногда даже приходил только один человек, но я все равно проводила занятие.
Впрочем, справедливости ради, я и сама такая: спокойно покупаю кофе, если вдруг захотелось, а вот когда хочется купить книгу, долго мнусь и думаю. Хотя, по идее, удовольствие от книги будет длиться намного дольше, чем от кофе.
Видимо, так уж мы устроены: на сиюминутные удовольствия тратим легче.
На мой взгляд, бесплатное привлекает людей, которым на самом деле предмет не слишком интересен. Они приходят на мероприятие просто потому, что за него не надо платить. Для больших учебных центров организация таких событий — хороший способ привлечь людей и заинтересовать их своими программами. Это как большое сито, где многие отсеиваются, но пара человек остается. Но я собиралась работать одна, и мне, напомню, не хотелось превращаться из преподавателя в администратора.
Для проведения тестирования я арендовала аудиторию за 500 Р в час. Пришло 10 человек. Я немного рассказала о себе, объяснила, какие правила будут действовать у меня в группах, и дала тест.
Правила группы
Мы занимаемся серьезно, никаких «выучи французский за 3 месяца». Учить язык — это работа, хоть и интересная. Домашнее задание объемное, и делать его обязательно.
Группа — это единый организм, и нельзя нарушать его целостность слишком часто. К действующей группе можно присоединиться только один раз, в начале каждого месяца будет обновление состава: кто-то уйдет, кто-то придет. Но не чаще, иначе группа потеряет свою целостность.
Я действительно не люблю вести уроки в группах, куда постоянно приходят новые люди: то на пробный урок, то вчера записались на занятия. На мой взгляд, это не только тормозит учебу, но и просто неуважительно по отношению к ученикам, которые были в группе изначально и хотят спокойно и стабильно работать по программе.
Ежемесячная оплата на месяц вперед, перерасчетов нет. Если ученик пропускает занятие, мне не легче от того, что он не пришел, а, наоборот, тяжелее. Мне нужно будет написать тому, кто пропустил занятие, домашнее задание, ответить на вопросы об изученном материале, а на следующем занятии — проследить за тем, чтобы этот ученик не отстал от группы. Поэтому я не возвращаю стоимость урока. Если человек не уверен, что сможет ходить, — не нужно записываться.
В основном ко мне пришли молодые люди в возрасте от 20 до 30 лет, впоследствии с нами были и несколько человек постарше. По тестированию явно вырисовывались три группы:
Не все, кто пришел на тестирование, начали заниматься: остались восемь человек. Зато в течение недели после теста записались еще несколько учеников. Я отправляла им тест по электронной почте.
Расписание и стоимость занятий
Мне удалось разделить учеников и по уровню, и по расписанию. С нулевиками я стала работать по понедельникам в большой аудитории на «Белорусской», с ложноначинающими — по воскресеньям на «Сухаревской».
А вот продвинутая группа из трех учеников не вписалась в мое расписание, и я предложила их моей коллеге. Ей понравились условия, которые я придумала, и маленькая аудитория по соседству со мной. Эту группу я больше не рассматриваю, потому что она уже не имела ко мне отношения: коллега сама занималась с учениками и решала вопрос с аудиторией. Насколько я знаю, она проработала со своей группой более трех лет, правда, состав у нее периодически обновлялся, но пара человек были с самого начала и до конца.
Стоимость уроков составляла:
Выходило по 3 часа каждую неделю, то есть ученик платил в месяц 3500 Р либо 4500 Р и получал 12 астрономических часов занятий. В то время это уже было очень дешево. Хотя тогда мне казалось, что только так и можно привлечь людей в группы — ценой.
Сколько я зарабатывала на группах
В итоге в каждой группе сложился костяк из трех человек, которые занимались практически с самого начала и до конца. Периодически к нам присоединялись новые люди, которые занимались несколько месяцев и уходили. В лучший месяц у меня было семь человек в группе в понедельник и шесть человек в воскресенье. В худший месяц — май — я работала с тремя учениками в каждой группе.
Я тогда была ИП на патенте и платила в год фиксированную сумму независимо от дохода. Поэтому считать сумму налога конкретно от этих групп, кажется, нет смысла, да это и невозможно.
Средний доход от занятий с группами из пяти человек — 31 000 Р
Нулевая группа | 17 500 Р |
Ложноначинающие | 22 500 Р |
Аренда аудиторий | 9000 |
Итоги
Мы работали в течение всего учебного года. После чего летом 2017 года я окончательно закрыла группу нулевиков, которые занимались по понедельникам. Часть учеников перешла в воскресную группу, потому что по уровню они практически сравнялись.
В сентябре того же года я открыла нулевую группу, с которой занималась по воскресеньям как раз перед уроком с бывшими ложноначинающими, которые уже значительно продвинулись. Аудитория на «Сухаревской» была дешевле, а стоимость в выходные я изначально поставила выше, и, конечно, так работать было намного выгоднее. В тот момент я зарабатывала «чистыми» уже около 36 000 Р ежемесячно, то есть за четыре дня работы в неделю — четыре воскресенья. Если в месяце выпадало пять воскресений, то мы просто устраивали выходной.
Кроме того, реклама в начале проекта принесла мне двух учениц, которые долго занимались со мной, но уже как с частным репетитором. В общем, я бы назвала свой проект выгодным. При этом никакой лишней возни с административной работой, никакого персонала, никаких новых юрлиц, никакой отчетности. Я просто приезжала в свои аудитории, проводила занятие и уезжала.
Я хочу сказать, что собрать группы не так уж и сложно. Если вам нравится работать с группами, но при этом вы хотите оставаться абсолютно автономным(ой) и вас не тянет ни преподавать на курсах, ни организовывать свои — это неплохой вариант. И от души желаю не повторить моих ошибок, о которых я расскажу ниже.
Почему я решила закрыть свои группы
В тот момент я наконец поняла, что больше не готова работать без нормального отдыха. В конце 2018 года я закрыла ипотеку и решила, что хочу стандартные выходные, чтобы можно было проводить время с семьей и друзьями. Вот, собственно, и все. Я заранее предупредила учеников, что летом мы заканчиваем работать. Можно было бы попытаться перекинуть группы на вечернее время в будни, но я все-таки немного разочаровалась в такой работе, и вот почему.
Административная работа все же есть. Хоть я и написала, что мне не приходилось заниматься административной работой, это не совсем так. Все-таки надо заказывать аудитории и периодически размещать объявления хотя бы в своих соцсетях. И хоть это и мелочи, но они отвлекали меня и тянули энергию.
Непонятно, как отменять занятие, если заболел преподаватель. Однажды я заболела и захотела отменить занятие, но при этом не понимала, что делать с оплатой. В следующем месяце взять меньше? Да и аудиторию я уже оплатила: нужно было либо смириться с потерей денег, пусть и небольших, либо ввязываться в спор с арендодателем насчет отмены аренды. Я отнюдь не гений переговоров, поэтому в тот раз приняла решение провести занятие, несмотря на болезнь. Тогда я поняла, что, когда работаешь одна, есть свои сложности, и их придется учитывать.
Количество учеников в группах не всегда стабильно. Мне не нравилась эта лотерея с количеством учеников. В какой-то месяц у меня было по шесть человек в группах, а в самые плохие месяцы — по три. И вот когда их три — это уже обидно, так как заработок слишком мал. Лучше уж давать частные уроки с их возможными отменами, ведь когда пропадает частное занятие, то я тоже не работаю. А в случае с группой приходится работать, но за меньшие деньги.
Стоимость занятий была слишком низкой. Я брала раза в два меньше, чем на хороших курсах, на которых до этого работала. А почему? Просто была не готова озвучить высокую цену. Сейчас я придерживаюсь такого мнения: если уж набирать группы, то цена занятий должна быть такой, чтобы выгодна была даже группа из двух человек. А иначе нет смысла заводиться с этим.
Конечно, все эти организационные вопросы можно было решить. Но я устала и не видела никакого решения. Поэтому просто попрощалась со своими учениками и пригласила их на частные уроки.
С тех пор у меня нет серьезного желания снова набрать группы, хотя иногда приходит мысль о том, чтобы тряхнуть стариной. Но после того как я два года поработала с собственными группами, я поняла, что в итоге мне все-таки больше по душе индивидуальное преподавание. Может быть, я просто стала старше, более спокойной и менее прикольной, мне больше нравится вдумчивая работа с одним учеником, чем энергетика и драйв в группе. Для каждого этапа в жизни — свое.
Тем не менее набрать группы и заниматься с ними не так уж тяжело. Мне кажется, в отличие от создания полноценного бизнеса — курсов или онлайн-школы, — это под силу каждому.
Читатели пишут. Здесь делятся опытом и рассказывают свои финансовые истории
Я репетитор и перешел на удаленку
Как искать учеников, вести занятия, принимать оплату и платить налоги
В феврале 2020 года из-за начавшейся эпидемии коронавируса ученики перестали приезжать ко мне домой.
Тогда я жил и работал в Челябинске и уже два года помогал школьникам с русским и литературой. Обычно мы занимались у меня дома, но из-за локдауна это стало невозможно. Пришлось осваивать удаленку. В итоге мой доход даже вырос — с 20 000 Р до 40 000—60 000 Р в месяц. Раньше со мной занимались только челябинские школьники, а через интернет я смог вести уроки и у тех, кто живет в других городах.
Расскажу, как я организовал работу.
Как я стал репетитором
На второй год я снял квартиру и стал принимать учеников у себя. За занятия брал уже 500—600 Р в час. У меня появилась основная работа — копирайтером, — а репетиторство стало подработкой, которая приносила 20 000—30 000 Р в месяц при том же количестве учеников, что и раньше.
В марте 2020 года я решил перевести занятия в онлайн. И ученики, и родители восприняли это нормально — думаю, потому, что никто не хотел рисковать из-за неизвестного вируса, ведь экзамены перенесли, но не отменили.
Как победить выгорание
Где я ищу учеников
Тогда назначать собственную цену было нельзя — ставка у начинающих репетиторов составляла около 400 Р в час. Сейчас преподаватель может поставить какую угодно цену, а упоминаний о собеседовании после регистрации я на сайте не нашел. Судя по всему, от них отказались.
Я посчитал, что лучший способ презентовать себя перед потенциальными клиентами — дать ученику максимум информации о преподавателе. Поэтому постарался заполнить все поля анкеты в личном кабинете: добавил фотографию, указал образование, все имеющиеся дипломы, награды и достижения, которые связаны с моей работой. Например, написал про публикацию научных статей и участие в конференциях. А еще коротко рассказал, как провожу занятия, какие методы и материалы использую: рекомендую ученикам тематические видео, подкасты про русский язык и тому подобное.
Я платил «Профи-ру» за найденных клиентов — отдавал процент от заказа после того, как прошло первое оплаченное занятие. По моему опыту, комиссия сервиса примерно равна стоимости трех занятий, если речь идет о долгосрочном сотрудничестве с учеником — на несколько месяцев и дольше. Размер комиссии зависит от стоимости занятия в час, предмета, возраста ученика, цели и длительности занятий. Точная сумма видна в каждом заказе.
Платить комиссию можно не сразу, а в течение 30—40 дней. Я советую не забывать, что ученик может изменить свои планы, даже если обещает заниматься весь год. У меня были такие случаи несколько раз: я проводил три-четыре занятия, а после один ученик говорил, что больше уроков не будет, другой предлагал взять паузу, а кто-то просто переставал отвечать на мои сообщения.
Когда занятия длительные, в заказе указан срок для корректировки цены, обычно это две недели. Если за это время вы перестали работать с клиентом, сервис вернет часть денег: сумму рассчитывают индивидуально. Если занятия прекратились, а срок для корректировки вышел, комиссию придется записать как убыток.
С 17 августа 2021 года «Профи-ру» в тестовом режиме ввел два варианта тарифов. Можно платить сервису комиссию, как и раньше, а можно отчислять деньги за каждый отклик. Сумма нефиксированная и зависит от условий заказа. Но плата за отклик меньше, чем комиссия. С другой стороны, если преподаватель откликнулся, это еще не значит, что он получит заказ. Если ученик не посмотрит отклик в течение пяти дней, сервис вернет деньги. В остальных случаях платеж не возвращают. Пока такая система действует только в Санкт-Петербурге.
Я отчитывался о каждом этапе работы с клиентом перед сервисом: веду переговоры, назначили дату занятия, перенесли ее. Если возникали какие-то сложности, техподдержка оперативно решала проблему. Например, когда отчет о проведенном занятии отправился автоматически, а занятия на самом деле еще не было, администратор быстро все исправил.
Я стараюсь не просто откликнуться на какой-то заказ, а вступить с потенциальным учеником в диалог. Ведь репетиторов много, и откликов клиент получает десятки. В переписке я спрашиваю, зачем человек ищет репетитора, как часто хочет заниматься и в какое время. Иными словами, показываю, что заинтересован решить проблему человека и готов планировать занятия так, чтобы ему было удобно.
Если преподаватель не забывает отчитываться перед сервисом, вовремя платит комиссии, а также работает с клиентами после обмена контактами, то у него растет личный рейтинг на сайте. Чем он выше, тем чаще и быстрее преподаватель видит новые заказы.
До пандемии я смотрел заказы только из Челябинска, а уже в июне нашел первого клиента из Екатеринбурга: два месяца мы готовились к перенесенному ЕГЭ за 800 Р в час. Когда до трети россиян перешли на удаленку, а вся учеба ушла в онлайн, количество заказов с пометкой «дистанционные» возросло.
С апреля 2020 по июнь 2021 я поработал с учениками из Москвы, Санкт-Петербурга, Пскова, Краснодара, Екатеринбурга, Сургута и Красноярска.
Это было выгодно: раньше приходилось выбирать заказы только из своего города, так как клиенты отдавали предпочтение офлайну. Теперь онлайн-заказов много, клиенты не обращают внимания на город, в котором живет преподаватель, можно набирать больше учеников. А еще это удобно, так как не надо ездить к клиентам на другой конец города или приглашать к себе. Для меня было некомфортно постоянно встречать и провожать людей, особенно когда два ученика сталкивались в прихожей и неловко молчали.
Как я веду занятия
Сначала я использовал «Скайп», но постепенно перешел на «Зум» — он работает стабильнее и реже зависает. На первых занятиях я включал видео, но потом перестал. Иногда, правда, включал демонстрацию экрана.
Большинство учеников не показывают себя и не требуют этого от репетитора. На качестве занятий это никак не сказывалось, потому что я работал либо со взрослыми людьми, либо со старшеклассниками, а они более собранные и мотивированные, чем, например, пятиклассники.
Типичный запрос, с которым ко мне приходят ученики для занятий по русскому, — подготовиться к ЕГЭ, улучшить оценки или просто повысить уровень грамотности. Сначала я определяю уровень человека с помощью диктантов, тестов и сочинений, а потом уже выстраиваю работу индивидуально.
Некоторые ученики готовы не только заниматься, но и немного пообщаться на отвлеченные темы во время занятия и после. Мне кажется, что приятная атмосфера и такие диалоги положительно влияют на результаты учебы: не сделать домашнее задание для репетитора, который тебе симпатичен, уже гораздо сложнее. Иногда такое неформальное общение можно использовать и для учебных целей. Например, я могу скинуть в чат мем по теме занятия.
Чтобы проверять сочинения по литературе, я использую сайт «Клаудтекст». Это сервис для проверки домашних заданий: учитель создает новое упражнение и отправляет его ученику — оба должны быть зарегистрированы на сайте. После этого ученик отправляет сделанное задание, а преподаватель может тут же отметить ошибки, оставить комментарии и выставить баллы. Если у репетитора меньше пяти учеников, то платить не нужно, если больше — по 50 Р за каждого нового пользователя.
Мне сервис понравился: при подготовке к ЕГЭ нужно проверять много сочинений, отмечать в каждом ошибки и выставлять баллы по специальным критериям, а на сайте все можно автоматизировать. Ученикам тоже удобно — многие писали сочинение, набирая его с помощью смартфона прямо на сайте, другие отправляли фото или вставляли из «Ворда».
Постепенно я создал на сайте «Клаудтекст» свой банк упражнений — подборку художественных текстов с заданиями к ним в формате ЕГЭ. Теперь могу отправлять новым ученикам уже готовые задания. Все написанные сочинения хранятся на сайте.
Оформление и налоги
До выхода на удаленку родители платили мне наличными и я работал неофициально — просто получал деньги на руки. Когда все занятия перешли в онлайн, я решил стать самозанятым. Налог от работы с физлицами всего 4%, зато никаких претензий со стороны ФНС, а еще можно получить справку о доходах, если понадобится, например, взять кредит.
Стать самозанятым можно несколькими способами. Например, через личный кабинет банка — такую услугу предоставляют Тинькофф и Сбер. Еще можно встать на учет в личном кабинете на сайте ФНС или через мобильное приложение «Мой налог».
Я использовал последний способ: скачал приложение и зарегистрировался. Вся процедура заняла пять минут. Вот что я для этого сделал:
После того как меня поставили на учет, я стал вносить информацию о своем заработке прямо в приложение. Чтобы выдать чек, надо указать дату продажи, стоимость услуги и ее наименование — я всегда писал «Репетиторство». После этого следует нажать кнопку «Выдать чек». Его можно отправить клиенту, если тот об этом просит. Но за всю мою практику чеками никто не интересовался.
Налог при работе с физлицами составляет 4% от суммы сделки, с юрлицами — 6%. Система все считает автоматически, итоговый платеж становится известен до 12-го числа месяца, который следует за отчетным. Рассчитаться надо до 25-го числа того же месяца. То есть сумма налога за август понятна уже к 12 сентября, а заплатить все надо до 25 сентября.
К приложению можно привязать банковскую карту и платить налоги прямо из него. Я так и сделал.
Сколько я зарабатываю
До пандемии почти всегда со мной рассчитывались наличными. Из-за перехода на удаленку родители стали переводить мне деньги на карту после каждого урока. Платили по-разному : кто-то за каждое занятие, кто-то за неделю или месяц.
Я знаю, что некоторые репетиторы делают скидки, если ученик платит сразу за месяц вперед, кто-то вводит систему штрафов за несвоевременную оплату. Я ничего из этого не делал, и все занятия всегда оплачивали. Обычно просто отмечаю у себя, кто должен за прошлый урок, и напоминаю об этом на следующем занятии. Бывало, что ученики просили отсрочить срок оплаты, я шел навстречу. Самый большой срок, сколько приходилось ждать, — три занятия.
комиссия, которую я заплатил «Профи-ру» за год
Мне кажется, что верхней планки дохода в репетиторстве нет: можно набрать больше учеников, если есть время, желание и возможности. Я совмещал работу с учебой, поэтому одновременно работал максимум с пятью учениками пять-шесть дней в неделю, проводил до трех занятий в день по полтора часа каждое. Если у меня появлялись дела или хотелось отдохнуть, я договаривался с учениками и переносил работу.
Репетиторство — это сезонный бизнес. От месяца к месяцу доходы отличаются. С августа по сентябрь приходят сотни заказов, если у репетитора высокий рейтинг и большой опыт, можно набрать сразу два десятка учеников. Часть из них, конечно, потом отсеется. В феврале-марте происходит второй большой всплеск спроса — школьники готовятся к экзаменам. Третий пик приходится на май, как раз перед экзаменами, но эти заказы я не беру, потому что не могу гарантировать результат за такое короткое время.
Например, в прошлом учебном году в августе и сентябре я взял четырех учеников. В октябре, ноябре и декабре — еще по одному. В марте-апреле — троих. До экзаменов я прозанимался с шестью ребятами, то есть в процессе отсеялось четверо: один через два месяца занятий перестал отвечать на мои сообщения, другой не рассчитал бюджет и не смог оплачивать уроки, а двое оставшихся не делали домашние задания вовремя и постоянно переносили встречи. Поэтому я предложил нам расстаться.
Летние каникулы — мертвый сезон для репетиторов. Старшеклассники сдают экзамены, остальные школьники отдыхают. Доходы падают в два-три раза, остаются либо постоянные ученики, либо абитуриенты, которые готовятся поступать в вузы. Но это мой опыт — репетитора по русскому и литературе. На доходы преподавателей английского сезонность влияет меньше, потому что иностранный язык люди часто учат для себя или для работы и не берут перерыв на лето.