Как набрать технику чтения быстро
7 упражнений для развития навыка скорочтения в домашних условиях
Люди, желающие стать профессионалами своего дела, должны проработать огромный массив информации. Кроме того, в мире столько интересных книг, и все хотелось бы прочитать, но времени катастрофически не хватает. Выход есть – научиться читать быстро. И это возможно: быстро, до 2 тысяч слов в минуту читали Наполеон Бонапарт, Оноре де Бальзак, Альберт Эйнштейн, Джон Кеннеди, Максим Горький и др. Например, Наполеон каждое утро перед завтраком прочитывал одну довольно объемную книгу, успевая отмечать на ее полях важные для него мысли.
А бывший американский президент Теодор Рузвельт, читающий с невероятной скоростью, разработал собственную методику скорочтения, которую успешно применяют и сейчас желающие ей обучиться.
Можно возразить, что быстрое чтение снижает понимание и усвоение прочитанного. Но практика показывает, что все наоборот: при обычном чтении усваивается примерно половина информации, в то время как при скорочтении 70-80%.
Почему так получается? Потому что быстрое чтение требует большей сосредоточенности, чем обычное, во время которого мы читаем не столь внимательно. У нас возникают параллельные мысли: мы думаем о делах текущих, например, что пора бы отключить холодильник, о предстоящем отпуске или мыслями возвращаемся к прошедшим событиям. Неудивительно, что чтение продвигается медленно, а новая информация запоминается плохо.
Овладеть методами скорочтения можно на специальных тренингах: достаточно 5 занятий по 3,5-4 часа. Их преимущество заключается не только в том, что занятия проводят специалисты, а и в том, что, во-первых, человек, оплативший обучение, вряд ли захочет добровольно пропустить занятия. Во-вторых, преподаватели формируют из слушателей пары, благодаря чему занятия становятся более результативными. Таким образом, тот, кто рискнет пропустить занятие, подведет партнера – обязательство же перед ним будет служить дополнительным стимулом не уклоняться от занятий.
Научиться скорочтению можно и самостоятельно. Для этого всего лишь нужны большое желание, вера в результат и ежедневные тренировки. И если желание есть у многих, то с верой будет посложнее. Вспомним, как дети учатся кататься на велосипеде: кто думает, что упадет, действительно падает; кто уверен, что сразу поедет, каким-то чудом держит равновесие и едет. Верим – у нас получится!
Что касается тренировок, то делаем специальные упражнения ежедневно по 30-40 минут в течение 21-го дня. Психологи считают, что столько времени нужно, чтобы избавиться от старой привычки и привить новую.
Для упражнений нужно выбрать удобное время и место, чтобы ничто не отвлекало от чтения. Бесполезно делать это, к примеру, в метро, где невозможно сосредоточиться.
Что тормозит чтение?
1. Проговаривание текста при чтении «про себя», или субвокализация
Эта привычка закладывается у нас тогда, когда мы учимся читать и каждое слово произносим вслух по слогам. Читать мы научились, а привычка осталась. Некоторые не только внутренне проговаривают текст, но и шевелят при этом губами. Естественно, что о быстром чтении не может быть и речи, ведь при всем желании человек не способен сказать более 500 слов в минуту. Значит, и читать он будет с той же скоростью. Тот же, кто овладеет методами скорочтения, сможет прочитать за это же время до 2 тысяч слов.
2. Регрессное чтение
Главный тормоз, сдерживающий скорость чтения – возвратные движения глаз к уже прочитанному тексту. Нам кажется, что, перечитывая фразу или абзац, мы глубже вникаем в их суть, но в действительности это не так. Нарушается логика самого текста, и мы вынуждены снова и снова возвращаться к прочитанному, что только усугубляет ситуацию. Специалисты по скорочтению считают, что при необходимости вернуться к какому-то месту лучше после того, как будет прочитан весь текст.
Избавившись от регрессий, с которыми читает большинство людей, можно увеличить скорость чтения в 2-3 раза.
3. Ограниченное поле зрения
Поле зрения – это пространство восприятия текста. У людей, читающих медленно (и таковых большинство) оно составляет 4-5 см. Их можно сравнить с подглядывающими в замочную скважину, которые видят лишь малую часть картины. Специалисты говорят, что расширить тренировками поле зрения невозможно. Зато с их помощью можно научиться воспринимать информацию, которая расположена в области, охватываемой периферическим зрением. И в результате тренировок она может составлять до 10 см.
Упражнения для развития навыка скорочтения
Зная «врага» скорочтения «в лицо», мы можем его устранить. Не стоит ждать немедленных результатов и разочаровываться, если их нет или они оставляют желать лучшего. Развитие любого нового навыка требует некоторого времени. Это как в спорте: высокие результаты достигаются только упорными тренировками.
1. Читаем с указкой
Чтобы наш взгляд плавно скользил вперед, читаем с указкой (палочкой для суши), двигая ее чуть быстрее нашего понимания текста. Можно это делать и с помощью пальца, если так удобнее.
Данное упражнение называется упражнением по форсированию скорости чтения. Взгляд должен следить только за строчками, вдоль которых передвигается указка, и ни в коем случае не выпускать ее из поля зрения, возвращаясь к уже прочитанному.
Через некоторое время мы избавимся от регрессий и сможем читать без указки.
2. Подавляем артикуляцию
Некоторые специалисты считают субвокализацию естественным процессом, помогающим снизить нагрузку, связанную с усвоением нового материала. Тем не менее, она существенно замедляет чтение.
Подавить артикуляцию – работу речевых органов (языка, губ, гортани) во время чтения «про себя», а не вслух, можно с помощью отвлечения внимания. То есть параллельно с чтением мы (или обучающийся вместе с нами партнер) можем выстукивать карандашом по столу какой-то ритм. Это отвлечет нас от мысленного проговаривания текста.
Кроме постукивания, можно воспользоваться методом обратного счета: 10, 9, 8, 7, 6 и т. д. Мы будем следить за счетом, чтобы не сбиться, и не сможем проговаривать слова. Вместо счета можно напевать какой-нибудь мотив (вслух или «про себя»), читать наизусть скороговорки или простенькие стишки.
3. Метод «зеленой точки»
Этот метод позволяет научиться воспринимать информацию, находящуюся в поле периферического зрения. В центре страницы с каким-нибудь текстом рисуем зеленую точку и в течение 10 минут концентрируем на ней свое внимание. Мысленно представляем зеленую точку перед собой и когда ложимся спать и закрываем глаза.
Поупражнявшись с концентрацией внимания на зеленой точке в течение двух недель, начинаем рассматривать текст, расположенный по горизонтали и вертикали от нее. Стараемся охватить взглядом как можно больше слов – их не нужно читать, достаточно просто видеть.
Упражнение с зеленой точкой могут дополнить занятия с таблицами Шульте, разработанными специально для улучшения периферического зрения. Сами таблицы и методику занятий по ним можно скачать с одного из сайтов.
4. Тренируем тарабарщину
Тренировки в так называемом тарабарском чтении, или чтении справа налево, развивают мышление, внимание и способность концентрироваться.
Для начала можно потренироваться читать справа налево с помощью палиндром (от греч. «назад» и «бег») – слов или словосочетаний, которые одинаково читаются что слева направо, что наоборот. Примеры палиндром: «А роза упала на лапу Азора», «Дорог Рим город или дорог Миргород», «Коту скоро сорок суток», «Нажал кабан на баклажан» и т. п. А затем можно приступить к тренировкам на обычном тексте. В Интернете можно найти сайт, где предлагаются электронные книги, написанные справа налево, и заказать их бесплатно.
5. Читаем вверх ногами
Упражнения по чтению книги, перевернутой вверх ногами, позволяют увеличить скорость чтения. Сначала читаем абзац в перевернутой книге, затем возвращаем ее в нормальное положение и перечитываем его. Мы сразу ощутим, насколько легко и быстро сможем это сделать!
6. Метод «тик-так»
Во время чтения захватываем взглядом только начало и конец строки, а не каждое слово, как при обычном чтении. Этого будет достаточно для понимания смысла прочитанного, скорость же чтения существенно увеличится.
7. Чтение по диагонали
Взгляд скользит по диагонали страницы. Движения глаз влево или вправо не допускаются, возврат к уже прочитанному тоже. Сначала взгляд будет охватывать лишь несколько слов, но по мере тренировок объем воспринимаемого будет увеличиваться. Главное в этом методе – научиться выделять ключевые фразы и пропускать словесный мусор. Читать нужно начинать от верхнего левого угла страницы к правому нижнему. Людям, овладевшим этим методом, достаточно лишь окинуть страницу взглядом, чтобы понять, о чем идет речь.
Те, кто хочет досконально овладеть методами скорочтения, должны подобрать подходящую книгу. Это может быть «Учимся читать быстро» И. Головлевой. Также в Сети немало обучающих видеокурсов, например «Больше чем скорочтение».
Удобно и интересно обучаться скорочтению с помощью различных приложений. Одно из них – Spreeder. В него загружается текст, а количество слов и скорость их появления можно задать самостоятельно.
Как освоить скорочтение за неделю
Сколько книг вы прочли за свою жизнь? Даже если список произведений невелик (но он все же есть) вы наверняка прочувствовали вкус чтения. И вполне вероятно, что вам захотелось научиться читать быстрее, чтобы пополнять свой список прочитанного новыми книгами. Да и в деловой жизни навык скорочтения тоже часто оказывается необходим, особенно если приходится работать с документами. Проще говоря, учиться быстро читать нужно. И это возможно, тем более для этого существуют специальные приемы и методики. В данной подборке мы расскажем, как научиться быстро читать всего за несколько дней, а также предложим несколько материалов на тему того, как лучше запоминать прочитанное.
Как научиться быстро читать?
Чтение – поистине замечательная вещь и величайшая способность человека, позволяющая ему развиваться, познавать мир, погружаться в разные реальности и, конечно же, получать массу нужной информации на любую тему. И как бы хотелось уметь сканировать тексты взглядом, за несколько минут прочитывая толстенные книги. Но, к сожалению, такие способности – это нечто из разряда фантастики. Однако вполне в наших силах научиться читать быстро и даже очень быстро. Для тех, кто хочет погрузиться во все подробности этого навыка, есть специальные курсы, а если вы хотите уже через полчаса начать читать быстрее, то милости простим – знакомьтесь с этой статьей. Читать подробнее…
Зачем нам читать быстрее?
Не так давно мы проводили конкурс, в котором просили наших читателей ответить на вопрос «Зачем мне читать быстрее?» В итоге мы получили много интересных ответов, которые решили собрать в единой статье (авторская орфография сохранена). Предлагаем и вам познакомиться с мнением наших подписчиков и узнать, почему для них важно овладевать навыком скорочтения. Вполне возможно, что среди их ответов вы найдете что-то, что близко лично вам, а это может дать дополнительную мотивацию к развитию. Если же сейчас вы вообще не совсем понимаете, зачем читать быстро, данная статья поможет вам понять свои собственные цели и желания, связанные с чтением. Читать подробнее…
Как избавиться от артикуляции при чтении?
Сегодня можно найти огромное количество самых разных материалов, посвященных скорочтению и различным его аспектам. Однако, несмотря на то, что зачастую они вполне самодостаточны и пользуются успехом, некоторым аспектам внимания уделяется очень мало либо не уделяется вовсе. Поэтому мы посчитали, что не будет лишним опубликовать отдельную статью, посвященную именно теме подавления артикуляции во время чтения, ведь этот вопрос волнует множество людей, любящих книги и увлекающихся чтением. Если к ним относитесь и вы, переходите по ссылке и знакомьтесь с материалом. Читать подробнее…
Как научить ребенка читать быстро и правильно
Даже если вы знаете, как научить ребенка читать, и он уже даже делает это по слогам, вопрос о том, что дальше, остается актуальным. Если не продолжать развивать навык, слоговое воспроизведение текста может войти в привычку, и перед вами остро встанет проблема, как научить ребенка читать быстро, словами. Родители, озабоченные будущем своего отпрыска, понимают: какой уровень чтения у школьника, такой и уровень успеваемости. Если ребенок читает слогами в пятом классе, то отличником он не станет. Посудите сами: сколько времени ему понадобится хотя бы для того, чтобы прочесть и понять задание, не говоря уже о стандартных списках литературы? Мы считаем, что эта тема очень важна, и предлагаем вашему вниманию данную статью. Читать подробнее…
Полный гайд по чтению: как делать это с пользой
Чтение – это едва ли не самый простой и приятный способ саморазвития практически во всех сферах жизни. Однако даже в таком легком методе есть свои нюансы. Как читать с максимальной пользой? Что читать? Где найти время на книги? Как сделать так, чтобы информация лучше запоминалась? Стоит ли использовать техники скорочтения? Об этом вы узнаете в нашем гайде по чтению. Мы поговорим об эффективности скорочтения и познакомим вас с разными приемами, порассуждаем о важности грамотного выбора формата книги, а также расскажем о том, как получить от чтения максимальную пользу. Читать подробнее…
Путеводная звезда скорочтения: методика Павла Палагина
Многие из вас наверняка знакомы с разделом 4brain, который посвящен технике быстрого чтения. Мы предлагаем обучаться скорочтению путем разделения этого навыка на 5 составляющих: внимание (1), подавление артикуляции (2), расширение поля зрения (3), умение структурировать (4) и запоминать (5) информацию. Но в этой статье мы познакомим вас с другой популярной в последнее время методикой обучения быстрочтению под названием «Путеводная звезда скорочтения» от известного тренера Павла Палагина. Павел предлагает учиться читать быстро, ориентируясь на 5 ключевых направляющих, которые как раз очень легко запомнить, как лучи пятиконечной звезды. Читать подробнее…
Искусство оптимального чтения
Ежедневное чтение, вероятно, самая важная из всех полезных привычек. С этим можно поспорить, ведь начитанные люди далеко не всегда успешны. Поэтому важно не только привить себе любовь к чтению, но и научиться читать книги правильно. Это означает найти идеальный баланс между временем, затрачиваемым на чтение, и пользой, которую можно из него вынести. Вероятно, вы и сами пребывали в такой ситуации: читаете книгу и понимаете, что никакой пользы она не несет. Однако продолжаете. Почему? Психологи говорят, что таким образом вы оправдываете уже вложенные действия. А по-простому — занимаетесь самообманом. То же самое, когда вы читаете интереснейшую книгу, но не применяете знания из нее на практике. Оба примера далеки от оптимального чтения. Что это и как ему научиться? Читать подробнее…
Как научиться лучше усваивать прочитанное
У вас наверняка было такое, что одна книга давалась с огромным трудом и требовала большого количества времени, в то время как другая «проглатывалась» буквально за один присест. Сложность текста зависит от многих факторов: настроения, физического состояния, типа материала и способностей. Чтобы понять и «впитать» любую книгу, ваш мозг должен обрабатывать не только слова по порядку, но и их связь, а также контекст, стоящий за ними. Автор может использовать иронию, сарказм, подтекст и метафоры – все это читатель должен воспринять, как и было задумано. Научиться этому можно с практикой, и в данной статье мы как раз и поговорим о том, как сделать такую практику максимально эффективной. Читать подробнее…
Четыре техники чтения
Большинство из нас любит читать во время досуга, «смаковать» каждое слово. Однако часто важна и скорость чтения. Как и другие навыки, чтение тоже требует обучения и достижения мастерства для того, чтобы полностью пользоваться всеми его преимуществами. Первым делом важно понять, чего вы хотите добиться от прочтения. Избегайте интенсивного чтения, если вам нужно просто просканировать книгу на предмет понимания общих вещей. И наоборот, читайте, смакуя каждое слово, если читаете именно ради удовольствия. Эта статья поможет разобраться в тонкостях правильного чтения, так что спешите знакомиться. Читать подробнее…
Онлайн-программа «Быстрое чтение»
На этой онлайн-программе всего за 4 недели вы существенно увеличите скорость чтения, повысите качество работы с информацией и закрепите умение запоминать изучаемый материал. С помощью специальных игр и техник вы сформируете навык быстрого чтения и запоминания, который сможете применять в работе и учебе, а расписание и режим занятий будут адаптироваться под ваш уровень и прогресс; вы будете просто открывать курс и следовать инструкциям. Все легко, просто и эффективно! Узнать подробнее…
Желаем вам удачи в освоении навыка скорочтения. Гарантируем, что при должном усердии вы сможете показать достойный результат уже через неделю, и он непременно вас удивит!
Топ-7 техник быстрого чтения
Знаете ли вы, что футбольные комментаторы из Испании, Италии и Португалии могут прочитать «Войну и миру» за 25 минут? А все потому, что они прошли наш короткий курс «Скорочтение» и расширенную программу «Быстрое чтение». Это, конечно же, шутка, однако и на самом деле внушающий старшеклассникам ужас своим объемом роман отнюдь не самый большой в мире художественной литературы. В общей совокупности 4 тома «Войны и мира» укладываются примерно в 1300 страниц [Л. Толстой, 2008].
В результате этот роман Льва Николаевича Толстого даже не входит в топ-10 самых длинных произведений мировой литературы [Dekatop, 2018]. И хорошо изученная и закрепленная на практике техника быстрого чтения позволит вам одолеть этот, безусловно, заслуживающий прочтения роман гораздо быстрее, чем вам казалось в старших классах.
Короче говоря, если вы до сих пор не ознакомились с данным образцом русской литературной классики, отложите это важное дело еще на пару месяцев, пока изучите курс «Скорочтение» и программу «Быстрое чтение». Когда вы сможете читать в 3-5 раз быстрее, чем сейчас, большие книги перестанут пугать вас своими объемами.
Зачем еще нужно читать быстро, кроме как компенсировать пробелы в школьной программе и «поглощать» максимальное количество книжных новинок? Давайте подумаем вместе.
Зачем и кому нужна техника быстрого чтения?
Первое и главное, на что наводит идея быстрого чтения, так это на колоссальную экономию времени. Особенно для тех, кто в силу своей деятельности вынужден обрабатывать большие массивы печатной информации. Если в вашем распоряжении будет техника быстрого чтения с высоким уровнем понимания и запоминания, в совокупности с навыками тайм-менеджмента это даст потрясающий результат.
Преимущества быстрого чтения:
Предполагаем, что последняя опция и бонус быстрого чтения – возможность раскрыть свой внутренний потенциал – требует пояснения. Понятие внутреннего потенциала достаточно многоаспектно. Это и багаж знаний человека, и его различные способности, и его умение распределять силы и энергию для выполнения различных задач.
Таким образом, научившись читать быстро, вы более быстрыми темпами пополняете багаж знаний, шлифуете умение собраться с мыслями и запомнить нужную информацию, обучаетесь правильно распределять силы и внимание, берясь за какую-либо новую задачу. Любая новая книга или статья, которую вы решили прочитать, это и есть новая для вас задача.
Или, как вариант, подзадача для достижения более крупной и важной цели, нежели просто эрудиция и начитанность. Так или иначе, способность быстрее переработать заданный массив информации или же освоить больше за короткий промежуток времени пригодится во многих сферах жизни. А есть и такие виды деятельности, где без навыков скорочтения либо никак, либо очень трудно.
Кому нужно читать быстро:
Итак, мы разобрались, кому и зачем нужно уметь читать быстро. Теперь осталось понять, как же этому научиться. Про наш короткий курс «Скорочтение» и расширенную программу «Быстрое чтение» вы уже знаете, однако первый шаг в направлении освоения техники быстрого чтения книг, статей и прочих материалов вы можете сделать самостоятельно. Для этого обязательно дочитайте нашу статью до конца, даже если это пока не получается сделать быстро.
Как научиться быстрому чтению?
Итак, как же научиться быстрому чтению? И, для начала, как выделить из бесконечного потока советов и рекомендаций по самостоятельному освоению скорочтения самое главное? Тем, кто хочет приступить к тренировкам прямо сейчас, можем порекомендовать подборку простых упражнений по развитию навыков быстрого чтения, и эти упражнения, безусловно, принесут вам пользу. Через какое-то время вы сможете читать чуть быстрее, чем сейчас, что сэкономит вам некоторое количество минут и часов уже в ближней перспективе.
Если же вы сторонник фундаментального подхода и с помощью чтения решаете рабочие задачи самого разного плана, вам поможет книга «Техника быстрого чтения» [О. Кузнецов, Л. Хромов, 1983]. Тут всего 186 страниц, которые вполне можно одолеть, даже если скорочтение – это пока не ваше. Отметим, что «Техника быстрого чтения» Кузнецова-Хромова является одним из наиболее ранних исследований прикладного характера по скорочтению в русскоязычном пространстве.
В последующие годы появились расширенные исследования и рекомендации в этой области. Например, «Техника быстрого чтения» [О. Андреев, 2011]. Книга «Техника быстрого чтения», которую написал Олег Андреев, содержит 322 страницы с наглядными примерами и таблицами упражнений и рекомендуемым расписанием занятий по тренировке навыков скорочтения.
Для заинтересовавшихся скажем, что издание «Техника быстрого чтения. Самоучитель по программе Школы Олега Андреева» продается в комплекте с DVD. И расскажем в общих чертах, о чем идет речь в этих двух книгах, содержание которых во многом перекликается друг с другом.
Изъяны традиционного чтения
Для начала стоит разобраться, что же нам мешает читать быстро и почему этот навык нужно тренировать специально. Действительно, а почему человек не может читать быстро сразу, как только научится читать? Тому есть несколько причин:
На самом деле, слабо развитое поле зрения и постоянные возвратные движения зрачков не так уж безобидны, как может показаться. Насколько много лишних движений глазами совершает среднестатистический читатель, наглядно показано в книге «Техника быстрого чтения» [Л. Хромов, О. Кузнецов, 1983]. Если посмотреть, по какой схеме идет трасса взора человека, можно увидеть, сколько фрагментов текста «выпадает» из зоны внимания:
Можно ли как-то бороться с этим и прочими недостатками традиционной модели чтения? Не только можно, но и нужно! И начнем мы с формирования осмысленной стратегии чтения.
Интегральный алгоритм чтения
На всякий случай уточним используемые термины. Слово «алгоритм» означает последовательность действий, слово «интегральный» происходит от латинского integralis, что означает «составляющий единое целое». Суть в том, что любой процесс можно оптимизировать, продумав его алгоритм, и чтение тут не исключение.
Этой цели как раз и служит интегральный алгоритм чтения. Определив единую последовательность действий при чтении чего-либо, мы, во-первых, заметно экономим время на размышления типа «с чего начать», во-вторых, сразу понимаем основную суть изучаемого материала. Кроме того, следуя определенному алгоритму и понимая, какую информацию нам нужно извлечь, мы очень быстро отсеиваем ненужное, второстепенное и захламляющее текст. Интегральный алгоритм чтения состоит из семи блоков:
Мысленно «заполняя» первые три блока, мы получаем представление о надежности и полноте источника. Эти данные позволяют сразу сориентироваться, можно ли ему верить и стоит ли это читать в принципе. Четвертый блок позволяет оценить соответствие обсуждаемой в книге или статье проблематики заявленному названию. Иногда четвертый блок именуют не «Проблема», а «Основное содержание, тема».
В пятый блок мы при чтении мысленно «помещаем» факты и прочие данные, «обслуживающие» тему или проблематику материала. Они могут обосновывать, уточнять, опровергать или помогать анализу чего-либо. Для чтения простых коротких статей и заметок этих пяти пунктов алгоритма достаточно.
Если же речь идет об изучении научных данных, отраслевых обзоров, финансовой аналитики, нам нужно более глубоко вникнуть в описываемые процессы. А заодно понять, насколько эти сведения новые или насколько они перекликаются с уже известными данными. Это все не так уж сложно и долго, если воспользоваться интегральным алгоритмом чтения и попытаться мысленно «заполнить» блоки №№ 6 и 7.
Вполне реально может оказаться, что для заполнения всех семи ячеек вам вовсе не нужно вчитываться в каждую строчку, а достаточно прочитать вводный и итоговый абзацы каждого раздела и просмотреть «по диагонали» остальной текст, чтобы точно ничего не упустить. Выражение «по диагонали» условно обозначает движение взгляда искушенного читателя, освоившего технику быстрого чтения и не замирающего над каждым фрагментом текста. На нюансах тренировки такого взгляда мы остановимся чуть позже, а пока перейдем к завершающей стадии алгоритма.
Дочитав материал до конца, остановитесь и подумайте, все ли вам понятно и все ли блоки алгоритма вам удалось «заполнить» в своем мозгу. При необходимости мысленно повторите основные факты, аргументы, описания и обоснования. Если чего-то не поняли, прочитайте еще раз. Обращаем внимание, что это никоим образом не противоречит нашему ранее высказанному постулату о необходимости борьбы с регрессией.
Первый раз текст всегда нужно читать только в прямой последовательности, без возвратов и остановок, коль скоро вы твердо решили освоить быстрое чтение. И только по окончании чтения и после попытки воспроизвести в своем мозгу основные моменты прочитанного можно вернуться к непонятным фрагментам и перечитать их еще раз.
Такое осмысленное окончание процесса читки у разных исследователей называется по-разному. Кто-то это называет «Умейте ставить точку» [О. Андреев, 2011]. Для кого-то это техника «Сбор урожая» [П. Палагин, 2015]. Так или иначе, фиксировать промежуточные и уж тем более окончательные результаты проделанной работы нужно всегда.
Достаточно ли всего этого для осмысленной стратегии чтения? В качестве основы, конечно, да. Однако для более глубокого и быстрого понимания текста нужно учитывать определенные особенности работы человеческого мозга.
Дифференциальный алгоритм чтения
Для начала, как обычно, уточним терминологию. Слово «дифференциальный» является производным от термина «дифференциал», который практически во всех языках мира имеет одинаковое значение: «разный», «различный», «меняющийся при каких-либо обстоятельствах». Какое это имеет отношение к чтению?
Дело в том, что в процессе чтение наш мозг соотносит получаемую информацию с уже имеющейся в нашем сознании. Так, при описании природы у нас возникают одни образы, при описании войны другие, при описании чувств и переживаний лирических героев третьи. И у каждого человека будет свой образ природы, войны, любви, разлуки. Данный процесс можно условно представить, как уровни сжатия текста:
Проще говоря, одну и ту же информацию мы все воспринимаем по-разному. Как тогда прийти к единому пониманию чего-либо, например, учебного материала, технического задания, да хоть образа литературного героя для написания сочинения в школе в соответствии с заданной темой? Для этого как раз и нужен дифференциальный алгоритм чтения:
Тут, в целом, все просто. Ключевые слова складываются в смысловые цепочки, которые и приводят нас к пониманию смысла и значения всего текста. Таким образом, доминанта из приведенной на рисунке схемы – это как бы суть текста, переосмысленная человеком в соответствии с его знаниями, опытом, установками.
Этим и объясняется то обстоятельство, что 30 учеников в классе напишут 30 разных сочинений, хотя тема для всех была одна. Программист уровня Senior решит задачу чуть иначе, чем специалист уровня Middle, если ему предложат ту же самую задачу.
Думается, значение интегрального и дифференциального алгоритмов чтения в целом понятно. Для наглядности лучшего понимания разницы можно воспользоваться образом, который предложили Кузнецов и Хромов в книге «Техника быстрого чтения».
Интегральный алгоритм – это когда мы пришли в магазин и пытаемся вспомнить, что нам нужно купить: хлеб, молоко, масло, вермишель. Дифференциальный алгоритм – это когда мы стоим напротив полки с макаронными изделиями и пытаемся выбрать, какую же вермишель нам лучше взять.
И сейчас, когда мы разобрались с построением осмысленной стратегии чтения, самое время понять, что же делать с бессознательными рефлексами, мешающими нам нарастить скорость чтения. Начнем с такого явления как субвокализация.
Подавление субвокализации
Мы уже разобрались, что субвокализация – это проговаривание читаемого текста «про себя». Более того, в момент проговаривания наш язык, голосовые связки другие части речевого аппарата совершают микродвижения, которые можно зафиксировать при помощи электромиографии, специального метода исследования биоэлектрической активности мышц.
Помимо мышц речевого аппарата, во внутренней речи самое непосредственное участие принимает мозг. Как же заставить замолчать весь это «хор» на время нашего чтения? Основных методов несколько.
Методы подавления субвокализации:
Люди, знающие нотную грамоту, могут воспользоваться нотной записью специального ритма для подавления субвокализации:
Всем остальным придется потренировать музыкальный слух и попытаться усвоить этот ритм по аудиозаписи:
Параллельно с подавлением субвокализации нужно начинать расширять поле зрения путем специальных тренировок.
Расширение поля зрения
Как мы уже знаем, ограниченное поле зрения мешает нам захватывать взглядом объем текста, достаточный для оценки смысла написанного. Как следствие, мы совершаем много лишних движений, переводя взгляд вдоль строчки. Чтобы расширить поле зрения, разработано множество специальных упражнений и их вариаций. Расскажем о самых основных и наиболее эффективных.
Основные упражнения для расширения поля зрения:
Это самые простые упражнения, которые вы можете освоить, что называется, «с нуля», даже если никогда не занимались подобными тренировками. Больше заданий и упражнений на расширение поля зрения вы найдете в самоучителе «Техника быстрого чтения» [О. Андреев, 2011].
Кроме того, очень советуем освоить разминку 2-3-5 из книги «Скорочтение на практике. Как читать быстро и хорошо запоминать прочитанное» [П. Палагин, 2015]. Ее лучше проводить перед началом общей тренировки по скорочтению.
Суть в следующем: попытайтесь охватить взглядом слова, расположенные друг над другом в начале, конце и середине сначала в двух строчках, потом в трех, затем в пяти строчках. После этого попытайтесь увидеть все слова в пяти строчках, глядя строго посередине строки.
Подавление регрессии
Следующая напасть, которую нам нужно победить, это регрессия или возврат взглядом к только что прочитанному тексту. Напоминаем еще раз, что регрессия – это не «повторенье, мать ученья». Повторять следует только после того, как вы дочитали текст до конца. Есть парочка надежных способов справиться с регрессией.
Способы подавления регрессии:
Такие тренировки со временем приведут к тому, что у вас исчезнет потребность постоянно возвращаться взглядом к прочитанному, и вы сможете свободно читать без регрессии, даже не закрывая уже прочитанный текст.
Тренировка внимания
И, наконец, еще один важный аспект, позволяющий поднять скорость чтения. Это осознанная концентрация внимания на тексте. Концентрация внимания не тождественна осмысленной стратегии чтения или подавлению отвлекающих факторов в виде субвокализации или регрессии.
Внимание является сложной системой, поэтому тут придется отмобилизовать и мыслительные, и физические ресурсы. Для тренировки техники быстрого чтения внимание должно быть длительным и устойчивым.
Другими словами, нужно не просто сконцентрироваться на чтении, но и сохранять это состояние «включенности» длительное время, пока не «поставите точку» или «не соберете урожай».
Для тренировки внимания существует множество упражнений. Как обычно, мы выбрали для вас самые простые, которые доступны даже самому нетренированному сознанию.
Упражнения на внимание:
Больше упражнений на внимание для развития навыков скорочтения вы найдете в уже упомянутой нами книге «Техника быстрого чтения» [О. Андреев, 2011]. И, конечно же, на нашем курсе «Скорочтение» и расширенной программе «Быстрое чтение».
Сканирование текста
Если вы успешно освоите все составляющие техники быстрого чтения, вы сможете адаптировать полученные навыки к той или иной ситуации. Согласитесь, написание диссертации требует более вдумчивого изучения материала, нежели знакомство с еженедельным обзором от издания «Авиатранспортное обозрение» для общего развития.
Для второго случая вполне достаточно визуального сканирования текста с тем, чтобы найти основные мысли, идеи, новую информацию. Чтение-сканирование подходит и для других ситуаций. Например, быстро выбрать книгу в подарок в книжном магазине, просканировав взглядом заголовки в поисках наиболее броского и привлекательного.
Навык сканирования выручит вас, если у вас «завал» в электронной почте. Отсканировав взглядом заголовки и адреса отправителей, вы быстро сориентируетесь, какие письма читать в первую очередь, какие чуть позже, а какие лучше сразу удалить, не открывая. А теперь давайте подытожим, что же нам нужно, чтобы научиться быстро читать.
Топ-7 лучших техник быстрого чтения:
Мы понимаем, что последняя техника – это, скорее, производный результат освоения всех предыдущих. Однако для упрощения структуры статьи и более быстрого чтения мы выделили сканирование текста в самодостаточный пункт.
Возможно, после знакомства с техниками быстрого чтения у кого-то возникнет вопрос: а что, читать по-старому, смакуя текст и получая удовольствие от каждой строчки, уже больше нельзя?
На самом деле в режиме быстрого чтения даже самый мотивированный и тренированный человек обычно пребывает не более 70-80% времени, отведенного на чтение [О. Кузнецов, Л. Хромов, 1983]. Если для вас и это слишком много, никто не запрещает читать ваши любимые книги «по старинке», медленно и со вкусом, если вам вдруг так захочется.
Так что читайте с удовольствием и, если не слишком устали от чтения к этому моменту, ответьте на вопрос по теме статьи: