Как на тракторе включаются скорости
Подробная схема переключения передач МТЗ-80
Особенности устройства коробки передач трактора МТЗ-80. Схема переключения. Полезные советы.
Собравшись приобрести или уже купив белорусскую технику марки МТЗ – 80, например, или более поздние модели той же серии, попадаются люди ни разу в жизни не управлявшие подобной рабочей и/или сельхозтехникой, в чём нет ничего худого. Однако у многих новичков возникает вопрос о её управлении, о переключении скоростных передач, об их количестве и т.д.
Схематичное изображение количества передач и их числовое порядковое значение:
Схема переключения передач МТЗ-80/82
А об остальном поговорим дальше более конкретно и предметно.
Коробка переключения передач белорусского трактора
Во-первых, как и в любом транспортном или рабоче-транспортном средстве, КПП для трактора остаётся едва ли не важнейшим узлом, ибо без него точное и направленное движение этой машины просто невозможно – разве что с горки, под уклон.
Коробка передач трактора позволяет его водителю управлять техникой, задавая необходимую скорость и тяговую мощность посредством переключения. На МТЗ – 82 установлена 11-ступенчатая трансмиссия, 9 передач которой предназначены для передвижения вперёд и 2 для реверсивного движения (движение задним ходом).
При помощи понижающего редуктора количество передач удваивается. Это означает, что у белорусского трактора в общей сложности 22 передачи, 18 из которых передние и 4 задние. Кроме того, КПП трактора Беларусь осуществляет работу ВОМ (боковой вал отбора мощности), что позволяет работать с навесным оборудованием.
У некоторых, в связи с первичным знакомством и слабой информированностью, возникает логичный вопрос: “На кой ляд такое количество передач, если этот агрегат развивает максимальную скорость всего в 35 км/ч? Ну ведь не гоночный болид!” Ответ прост. Наличие большого количества передач позволяет максимально точно выполнять трудоёмкие работы и снижать при этом расход топлива, выбирая оптимальный режим.>
Схема переключения
Никаких хитрых премудростей в переключении передач на тракторе Беларусь нет. Всё выполняется согласно приложенной выше схеме, но…
Советы и рекомендации
Как и в автомобильной технике, здесь требуется внимательное и чуткое отношение. Проще говоря, надо поддерживать исправность коробки, уровень и качество масла, периодически заменять расходные части и проводить профилактический осмотр КПП.
Для замены изношенных деталей рекомендуется использовать только оригинальные запчасти и никогда не лейте в коробку подозрительное масло. Фирменный товар окупится гораздо быстрее, чем товар, на котором вы сэкономите. При замене масла всегда оставляйте открытыми все отверстия для слива.
Особенности управления трактором МТЗ 82
Определение трактора МТЗ 82 в классификации техники универсально пропашной машиной, говорит о широком использовании и применении в комплексе с различным прицепным и навесным оборудованием при выполнении всевозможных технологических операций в сельском хозяйстве, строительстве и других сферах хозяйственной деятельности. Для квалифицированного использования и управления трактором такая универсальность подразумевает под собой достаточный уровень профессиональной и практической подготовки водителя трактора. В данном материале раскрывается тема основных правил и особенностей управления трактором МТЗ 82(80).
Режимы работы трактора
Исходя из характера использования, трактор может выполнять работы в двух режимах: транспортном и технологическом.
Транспортное управление характеризуется движением трактора при выполнении переездов, как самой машины, так и транспортировки грузов в комплексе с прицепными транспортными средствами. А также транспортное движение в агрегате с технологическим прицепным или навесным оборудованием. При этом управление ограничивается выбором и переключением транспортных скоростей коробки передач и управлением направлением движения вращением рулевого колеса с применением всех навыков вождения.
Технологический режим управления связан с работой трактора в агрегате с навесными, прицепными устройствами, как в движении, так и стационарно. По характеру работы технологическое оборудование, используемое в агрегате с трактором, может быть, как не требующее привода, так и получающее привод от трактора. В данном режиме управление осуществляется в комплексе с агрегатом – трактором и используемой машиной. То есть трактористу кроме движения трактором необходимо контролировать работу используемой машины. При этом управление должно строго соответствовать технологическим требованиям обеспечивая безопасность, оптимальную производительность и качество выполняемой операции. Выполняя работу в агрегате, могут учитываться: скорость движения с конкретно рекомендуемой передачей КПП для выполнения операции, глубина обработки, высота среза, скорость вращения приводного вала, ширина захвата и другие параметры.
Для квалифицированного выполнения операций при агрегатировании трактора с тем или иным оборудованием существуют нормативные технологические карты с указанием всех параметров управления.
Сам привод, используемого с трактором оборудования, может осуществляется:
Сектора управления
Управление движением трактора
Транспортный режим управления в основном заключается в квалифицированном навыке водителя в пуске и остановке дизеля, вождению трактора с соблюдением правил дорожного движения при правильном выборе скорости езды с учётом дорожных условий, габаритов и массы буксируемого транспортного средства.
Общие правила безопасности вождения
Управление двигателем трактора
Старт двигателя осуществляется только после проведения ежесменного технического обслуживания ЕСТО в процедуру, которого входит обязательная проверка уровня масла в картере дизеля, уровень охлаждающей жидкости, наличие топлива в баке, уровень масла в гидронавесной системе.
Процесс запуска
В современных версиях трактора система безопасности сблокирована с электросистемой, питающей пусковую часть дизеля. Если рычаг КПП не займёт своего пускового положения то подача напряжения на стартер, при повороте ключа пуска, будет заблокирована. Таким образом, исключается человеческий фактор в безопасности пуска трактора. В ранних версиях, при отсутствии данной системы, нужно строго следить, чтобы рычаг КПП был установлен в нейтральное положение, обеспечивая безопасный запуск разъединением потока мощности идущего от дизеля к трансмиссии трактора.
Запуск тракторов МТЗ 82Л с пусковым двигателем ПД-10У отличается дополнительными операциями, связанными с управлением трансмиссией пускового двигателя передающим свою мощность дизелю трактора и описан в отдельной статье.
Рабочее управление оборотами дизеля осуществляется педалью (газа) или ручным рычагом, связанными шарнирными тягами с регулятором ТНВД дизеля. Ручное управление используют при необходимости установить постоянные обороты дизеля при выполнении технологических операций. При выполнении переездов и транспортных работ используют педаль газа.
Для остановки дизеля осуществляют полное перекрытие подачи топлива ручным рычагом либо рукояткой остановки дизеля в новых модификациях трактора
Переключение передач
В стандартном эксплуатировании формирование передач КПП трактора осуществляется двумя органами управления: рычагом переключения передач и рычагом переключения понижающего редуктора.
Управление КПП
Выбор скорости осуществляется непосредственно рычагом переключения скоростей в пределах 9 скоростей переднего хода и 2-х скоростей заднего хода. Рычаг скоростей имеет поперечную линию расположения нейтрали относительно оси движения трактора. Секторы включения передач осуществляются продольным движением относительно оси движения.
Выбранная скорость включается установкой положения рычага по нейтральной поперечной линии и его продольным движением с попаданием в сектор скорости согласно схеме расположения передач. При этом крайнее левое положение рычага в нейтрали выводит рычаг в сектора включения первой или второй ступени КПП. Так при предварительном включении рычагом в заднее положение обеспечит последующее включение 1 задней и 1, 3,4,5 передач переднего хода, при переходе в переднее положение обеспечит включение 2 задней и 2,6,7, 9 передач.
Переключение понижающего редуктора КПП
Редуктор позволяет своим переключением получить дополнительный ряд скоростей, формируя дополнительный порядок передаточного числа на входе в коробку. Переключение понижающего редуктора осуществляется отдельным рычагом. Таким образом, общее число передач, формируемое коробкой и её понижающим редуктором — 18 переднего хода и 4 заднего хода. Общий диапазон скоростей трактора движения вперёд переключается в пределах от 1,9 до 34,3 км/час, движения назад — от 4,09 до 9,22 км/час при условии комплектации ходовой части стандартными шинами (задние шины 15R38, передние шины 11,2-20).
Использование ходоуменьшителя
Для получения сверхмалых технологических передач КПП трактора может оборудоваться ходоуменьшителем. Данный редуктор устанавливается в левый люк картера КПП. Рычаг включения выводится в кабину, положение которого фиксируется пружинным фиксатором. Перед началом работ включают ходоуменьшитель затем включают передачи рычагом КПП. Формирование передач осуществляется только при включении 1 и 2 скоростей переднего и заднего хода. При этом включение задних скоростей обеспечивает две скорости замедленного хода вперёд, а включение 1 и 2 скоростей переднего хода — две замедленные скорости заднего хода трактора. На остальных передачах использование ходоуменьшителя запрещено в виду увеличения рисковых нагрузок в работающих механизмах.
Техника переключения передач
Основным техническим моментом в вождении трактором является квалифицированный навык переключения передач водителем в комплексе с управлением муфтой сцепления силовой передачи трактора.
Перед непосредственным включением передачи необходимо сбросить обороты дизеля, выжать педаль сцепления и выдержать паузу в несколько секунд тем самым разорвать поток мощности, идущий от двигателя к редуктору КПП. Таким образом, в механизме КПП вращение шестерен приостанавливается, и создаются комфортные условия для вхождения в зацепление одноимённых шестерён выбранной передачи движением рычага переключения скоростей КПП. После включения передачи педаль сцепления плавно отпускается, обеспечивая включение муфты. При этом поток мощности соединяется и передаётся на КПП от двигателя, формируя включенной передачей крутящий момент с соответствующим передаточным числом на ходовые колёса трактора. Включение муфты сопровождают повышением оборотов дизеля.
Правила управления муфтой сцепления
Выжим сцепления должен быть полным и быстрым это обеспечивает полное разъединение муфты с минимальным износом ведомого диска. Частичное выключение или неполное разъединение муфты вызывает буксование ведомого диска корзины сцепления и сопровождается скрежетом при попытке включения передачи в виду недостаточной остановки вращающихся шестерён в редукторе КПП. Включение муфты после выбора рычагом переключения КПП нужной передачи, должно быть плавным, но не медленным. Плавное включение обеспечит подачу мощности на колёса без рывков и не спровоцирует обрыв фрикционных накладок ведомого диска сцепления резкими динамическими нагрузками постоянно вращающимся моховиком работающего дизеля. Слишком медленное включение также ускорит процесс износа накладок фрикционного ведомого диска сцепления.
КПП трактора МТЗ 82 особо чувствительна к правильному управлению муфтой сцепления при переключении передач, так как прямозубые блоки шестерён не имеют в своей конструкции синхронизаторов уравнивающих и сглаживающих разность скоростей вращения при вхождении в зацепление шестерён.
В инструкции завода производителя указано, что переключение передач нужно осуществлять только после полной остановки ходовой части трактора. Но в транспортном режиме опытные водители выполняют переключение в движении, используя двойной выжим муфты сцепления. Такая техника включения обеспечивает уравнивание скоростей вращения деталей КПП для органичного включения передачи. Кроме этого, при переходе с повышенной передачи на пониженную в, момент промежуточного выхода рычага переключения в нейтраль, используют перегазовку.
Двойной выжим – выжимаем сцепление и переводим рычаг КПП в нейтраль, затем кратковременно включаем муфту сцепления отпуская педаль, затем опять выжимаем сцепление и включаем выбранную передачу.
Перегазовка – кратковременное повышение оборотов двигателя нажатием на педаль газа при переходе в нейтральное положение рычага переключения передач при выполнении двойного выжима сцепления.
Управление тормозами
Основные тормоза трактора представляют собой две левую и правую многодисковые фрикционные муфты, установленные на одноименных ведущих валах конечных передач заднего моста. Управление муфтами осуществляется двумя отдельными установленными рядом друг с другом педалями. В обычном режиме педали блокируют для равномерного срабатывания обеих колёс при нажатии. Раздельное управление тормозами, в разблокированном состоянии, используют при необходимости подтомаживания одного колеса, например для уменьшения радиуса разворота выжимают педаль тормоза стороны поворота.
Отдельный стояночный тормоз имеет аналогичную конструкцию и принцип действия с рабочими тормозами, его механизм установлен с правой стороны трактора поверх корпуса одноименного основного тормоза. Управление осуществляется рычагом с пружинным фиксатором, управляемым кнопкой на рукоятке. При максимальном подъёме рычага на себя происходит полное блокирование тормоза, при опускании от себя – разблокирование.
Кроме этого нужно отметить, что основные тормоза связаны с воздушным краном, подающим давление воздуха на тормозную систему прицепа, присоединенную к пневмосистеме трактора. Таким образом, при нажатии на педали основных рабочих тормозов происходит одновременное торможение колёс буксируемого прицепа. Соединение с воздушной магистралью используемого транспорта осуществляют через соединительную пневматическую головку, с последующим включением разобщительного крана. Поступившее давление воздуха в тормозной системе прицепа будет удерживать тормоза в разблокированном состоянии. Затормаживание прицепа произойдёт при сбросе давления в атмосферу непосредственно при нажатии тормоза и открытии воздушного тормозного крана сблокированного с педалями.
Дополнительно для соединения трактора с прицепами, имеющими гидравлический привод тормозов, трактор может оборудоваться переходником. Данное устройство преобразует давление в поступательное движение штока, взаимодействующего с главным тормозным цилиндром тормозов прицепа.
Использование переднего моста
Полный привод трактора МТЗ 82 рекомендуется включать при выполнении полевых работ в агрегате с сельскохозяйственными орудиями, а также при движении по грунтовым дорогам с повышенной влажностью.
Запрещается включать полный привод при езде по сухим дорогам с сухим твёрдым покрытием, так как данные условия приводят к повышенному износу передних шин, негативным нагрузкам в механизмах трансмиссии и приводе ПВМ.
Передний мост МТЗ 82 имеет два режима работы: автоматический и принудительный.
Автоматический режим подразумевает под собой срабатывание привода моста только при буксовании задних колёс трактора. Включение осуществляется в результате реакции обгонной муфты раздаточной коробки на разность в скорости вращения передних и буксующих задних колёс. Данный режим используют при езде по грунтовым дорогам с повышенной влажностью в условиях сельской местности, где срабатывание привода будет только при прохождении трактором на сложных участках.
Принудительный режим подразумевает непрерывную подачу мощности на ПВМ. Данный режим используют при выполнении полевых работ, например, на пахоте или культивации.
Включение привода ПВМ и переключение режимов осуществляется при выжатом сцеплении и полной остановке трактора отдельным рычагом, размещённым по правую сторону водителя. Орган управления имеет три положения: нижняя позиция рычага – привод моста отключён, среднее позиция – ПВМ включён в автоматическом режиме, верхняя позиция – включён принудительный режим работы.
Управление блокировкой дифференциала
Данная функция трансмиссии трактора заключается в остановке работы дифференциала, при котором крутящий момент на оба задних колеса передаётся равномерно без учёта угловых скоростей колёс. Такой привод исключает остановку одного колеса и одновременное буксование другого в случае движения трактора по бездорожью.
Основным правилом использования блокировки — это движение трактора только по прямой так, как в случае маневрирования или поворотов, в виду заблокированного дифференциала, разность угловых скоростей вращения колёс будет создавать негативные нагрузки в механизме заднего моста, приводящие к поломкам.
Блокирование заднего моста на МТЗ 82 осуществляется гидроупровляемой фрикционной муфтой размещённой с левой стороны трактора на корпусе основного одноимённого рабочего тормоза. В зависимости от установленной системы рулевого управления определяется функциональность и режимы работы блокировки.
На тракторах, где в составе рулевого управления установлена рулевая колонка — ГУР (гидроуселитель руля) с датчиком автоматического включения блокировки работа блокирования моста может осуществляться в двух режимах: автоматическом и принудительном. На тракторах с гидрообъёмным рулевым управлением только в принудительном режиме.
Блокировка с ГУРом включается рукояткой, размещенной ниже панели приборов:
Включение принудительного блокирования с гидрообёмным рулевым осуществляется нажатием соответствующей педали, открывающей поток давления масла к блокировочной муфте при условии положения управляемых колёс — «прямо».
Принудительный режим блокировки МТЗ 82 включают кратковременно при преодолении труднопроходимых участков. Автоматический режим используют при выполнении полевых работ в составе почвообрабатывающих агрегатов, а также при выполнении транспортных работ в сложных дорожных условиях на скоростях не выше 10 км/час.
Управление валом отбора мощности
Основной задний вал отбора мощности трактора имеет три органа управления:
Независимый режим подразумевает вращение вала ВОМ как в движении трактора, так и в стационарном положении. Синхронный режим обеспечивает отбор мощности на ВОМ только при движении машины.
Независимый режим привода ВОМ имеет две скорости вращения 540 и 1000 об/мин. Выбор скорости осуществляется переключением положения поводка в нижней части корпуса промежуточной части трансмиссии только при заглушенном дизеле. Поводок связан через валик с вилкой, передвигающей шестеренчатый блок редуктора. Положение поводка фиксируется затяжкой гайки. Вращение вала ВОМ при выбранном синхронном режиме осуществляется со скоростью 3,5 оборота на 1 метр пути.
Скорость вращения подбирается в соответствии с техническими требованиями параметров привода агрегатируемой машины. Так к машинам с приводным хвостовиком на 21 шлиц применяют скорость вращения в 1000 об/мин, на 8 шлицов — скорость 540 об/мин.
Изменение режимов привода осуществляется рычагом у основания сидения водителя: независимый режим включается в крайнем правом положении рычага, средне положение соответствует нейтрали, синхронный режим активируется в крайнем левом положении рычага. Перевод режимов осуществляют при выжатой муфте сцепления на минимальных оборотах дизеля либо при заглушенном дизеле вращением шлицевого хвостовика до вхождения в зацепление соответствующих шлицов кулачковой муфты.
Непосредственное включение вращение ВОМ осуществляется рычагом по правую руку водителя. При затягивании рычага на себя в крайнее заднее положение осуществляется включение ВОМ, при опускании вперёд вращение ВОМ выключается. При этом нужно понимать, что включая ВОМ, вращение осуществится только при условии предварительно включенном режиме привода. То есть рычаг у основания сиденья должен иметь либо крайнее правое, либо крайнее левое положение соответствующее выбранному режиму работы.
Последние модификации трактора имеют электрогидравлический привод переключения, где управление осуществляется кнопками на боковой панели.
При установке в левый люк КПП редуктора полунезависимого бокового ВОМ поводок управления выводится через пол кабину трактора. Включение осуществляется при выжатом сцеплении на минимальных оборотах либо при заглушённом двигателе.
Управление гидронавесной системой
Включение насоса гидросистемы трактора осуществляется снаружи рукояткой расположенной с правой стороны у основания гидробака системы. Движением рукоятки вводится в зацепление шестерёнчатый привод насоса. Положение рукоятки фиксируется вхождением подпружиненного штифта рукоятки в паз. Верхнее положение рукоятки соответствует включенному приводу насоса, нижнее положение – выключенному. Включение насоса осуществляют при заглушенном дизеле.
Запрещается включать насос гидросистемы при недостаточном уровне масла во избежание полного выхода узла из строя в результате быстрого сухого износа и перегрева.
Управление секциями распределителя
Стандартно на МТЗ 82 установлен трёхсекционный распределитель, управление которым осуществляется тремя соответствующими рычагами на передней стенке кабины с правой стороны. На самых современных версиях тракторах в модификации МТЗ 82.3 рычаги управления распределителем размещены непосредственно по правую руку водителя у боковой панели и имеют тросовый привод переключения.
Одна из трёх секций распределителя стандартно подключёна к гидроцилиндру заднего навесного устройства, остальные два используются для работы с гидроцилиндрами прицепного и навесного оборудования.
Каждая секция имеет четыре рабочих положения, устанавливаемое отдельным рычагом управления секцией:
ГВС и позиционный регулятор
Кроме этого, гидросистема используемых на полевых работах оборудуются гидроувеличителями сцепного веса (ГВС) и системой силового и позиционного регулирования хода рабочих органов агрегатируемы с трактором почвообрабатывающих машин. Управление данными системами связано непосредственно со спецификой агрегатирования и выполнения агротехнических условий и требований при выполнении определённых работ.
Функционально гидроувеличитель позволяет догружать ведущие колёса трактора автоматически регулируемым усилием в гидроцилиндре навески трактора, таким образом, повышая тяговые характеристики агрегата. Управление данным устройством осуществляется дополнительной рукояткой на распределителе.
Управление позиционным регулятором выведено отдельным рычагом по правую сторону места водителя. Орган управления имеет три положения: средняя фиксируемая позиция – регулятор выключен, позиция рычага вперёд – «регулятор включён в зоне регулирования», крайняя задняя позиция — положение подъёма рабочих органов почвообрабатывающей машины (после выглубления рукоятка автоматически переходит в среднюю позицию — «регулятор выключен».
Управление пневмосистемой
Основная задача работы воздушного оборудования это обеспечение пневмопривода тормозной системы буксируемых трактором транспортных средств. Кроме этого, сжатый воздух используют для обслуживания техники, например накачки шин, продувки фильтров и радиаторных сеток.
Для сохранения ресурса компрессор рекомендуют включать только при необходимости привода тормозов. Включение осуществляется рычагом, вводящим в зацепление приводную шестерню с промежуточной шестерней привода топливного насоса (ТНВД) дизеля.